Питер Холл (министр)
Питер Холл | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 1937 (85–86 лет) |
Национальность | |
Образование | Базельская миссионерская семинария, Акропонг |
Занятия | |
Супруг | Миссис Холл (м. 1874 г.) |
Дети | 8 |
Родители |
|
Церковь | |
Рукоположен | Март 1882 года, Голд-Кост. |
Офисы проведены |
|
Заказы | |
Рукоположение | Март 1882 года, Голд-Кост. |
Питер Холл (17 мая 1851 – 1937) был Голд-Косте родившимся в ямайским учителем , миссионером и пресвитерианским священнослужителем , который был избран первым модератором пресвитерианской церкви Золотого Берега , что эквивалентно рангу председателя синода или исполнительного директора национальная церковная организация, эту должность он занимал с 1918 по 1922 год. [ 1 ] [ 2 ] Холл был сыном Джона Холла, одного из 24 миссионеров из Вест-Индии, прибывших в датский протекторат Кристиансборг и работавших под эгидой Базельского евангелического миссионерского общества . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Детство и семья
[ редактировать ]Питер Холл родился в Акропонг-Аквапиме на Золотом Берегу 17 мая 1851 года и был десятым ребенком из одиннадцати детей своих родителей. Его родители, Джон и Мэри Холл, родились в рабстве на Ямайке. [ 1 ] [ 3 ] Старшие Холлы приехали на Золотой Берег в 1843 году в составе группы из 24 карибско-моравских миссионеров, нанятых датским министром Андреасом Риисом и Базельской миссией в 1843 году для помощи работе общества по евангелизации и формальному образованию. [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Хотя его родители были ямайцами , Питер Холл считал себя уроженцем Акропонг-Акуапема . [ 1 ] [ 3 ] [ 10 ]
Его отец, Джон Холл, родился в Уильямсфилде, Ямайка, в 1802 году и был производителем рома по профессии и старейшиной или пресвитером в Ирвинхиллской Моравской церкви в Монтего-Бей . [ 1 ] [ 3 ] [ 11 ] Мэри Холл, его мать, также родилась в Уильямсфилде в 1811 году и также была прихожанкой Моравской церкви в Ирвинхилле, Монтего-Бей . [ 1 ] [ 3 ] [ 11 ] Когда они прибыли в колониальную Гану , Джон Холл был назначен первым старейшиной или пресвитером Пресвитерианской церкви Христа в Акропонге . [ 11 ] [ 10 ] Джон Холл сыграл решающую роль в новаторской миссионерской работе с новообращенными христианами в Акропонге. [ 11 ] Четверо братьев и сестер Питера Холла не пережили младенчество на Ямайке, а еще пятеро умерли после рождения на Золотом Берегу. [ 1 ] [ 10 ] У Питера Холла был старший брат Эндрю, родившийся 18 января 1841 года в Уильямсфилде. [ 1 ] [ 10 ] Эндрю Холл позже умер в 1859 году на Золотом Берегу после непродолжительного пребывания в Германии . [ 1 ] [ 10 ] Младшая сестра Холла, последний ребенок, Ребекка Холл (позже миссис Клерк), родившаяся в августе 1856 года, умерла в Кристиансборге, Осу, на побережье, в 1920 году. [ 1 ] Провозглашение эмансипации, предоставившей полную свободу рабам в Королевствах Содружества Британской империи, состоялось 1 августа 1838 года. [ 1 ] В своей автобиографии Питер Холл заявил, что его родители мигрировали на Золотой Берег в качестве волонтеров миссии из-за любви к Евангелию Иисуса Христа и для того, чтобы доказать коренным африканцам, что в мире существуют моногамные чернокожие христиане. [ 1 ] [ 11 ] В 1843 году группа Вест-Индии состояла из шести отдельных семей и трех холостяков: Холлов, Гринов, Миллеров, Маллингсов, Рочестера и Уокеров, а также Клерка, Хосфорда и Робинсона. [ 1 ] [ 11 ] 27 мая 1843 года Мэри Холл родила мальчика Генри Холла во Фредериксгаве , старой вилле и королевской плантации датского губернатора Золотого Берега. [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ] Новорожденного ребенка крестил базельский миссионер Иоганн Георг Видманн, который входил в состав вербовочной группы, отправившейся на Ямайку в 1842 году вместе с Андреасом Риисом и Джорджем Петером Томпсоном . [ 1 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Генри Холл стал учителем-катехизатором Базельской миссии и умер в Абомосу много лет спустя. [ 1 ] Вест-индийцы переехали в Акропонг из Фредериксгаве между 17 и 18 июня 1843 года. [ 1 ] Потребовалось пять лет, чтобы первый африканец в Акропонге крестился, и Холлы решили навсегда сделать Золотой Берег своим домом. [ 1 ] [ 3 ] Базельская миссия предоставила семье Холлов землю для садоводства и ведения сельского хозяйства, а также каменный дом. [ 1 ] [ 10 ] Кокоям, манго, кофе, банан, подорожник и груша были саженцами, завезенными в продовольственную экономику Голд-Коста отцом Питера Холла и его коллегами из Вест-Индии в 1843 году. [ 1 ] [ 10 ] [ 15 ] [ 16 ]
Питер Холл вспоминал свою мать, как Мэри ласково называла его: «Последний ребенок; маленькая миска» в детстве, и его всегда находили привязанным к завязкам ее фартука. Его отца описывали как очень строгого человека, который часто пороли старших братьев и сестер Питера Холла за малейшее проступок. [ 1 ] Его родители, которые регулярно ходили в церковь, часто молились всей семьей перед сном. Когда в детстве он стал грамотным, его заставили прочитать библейский стих. Семья Холлов жила на Ганновер-стрит в Акропонге, где все остальные жители Вест-Индии жили в небольших каменных домах. В своих воспоминаниях он заявил: «Когда я был молод, я помню, что узы единства связывали всех жителей Вест-Индии вместе. Вместо «господин». они использовали слово «брат», обращаясь друг к другу. Это был Бро. Клерк или Бро. Миллер и так далее, а мы, дети, всегда обращались к ним «дядя такой-то» или «тетя такая-то». Между собой мы называли друг друга «сестрой» или «братом». [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ] Сообщество братьев — ключевой принцип Моравского движения, из которого выросли жители Вест-Индии. [ 3 ] [ 11 ]
Примечательным инцидентом в его детстве была морская бомбардировка Осу британскими войсками в 1854 году в качестве мести за организованное сопротивление недавно введенному тогда подушному налогу. [ 1 ] Холл вспомнил о бегстве беженцев, в основном торговцев, из Осу в Акропонг . [ 1 ] Беженцы основали собственное поселение «Котобааби» рядом с миссионерским домом, где женщины продавали кукурузный хлеб (аболо), поджаренный во фритюре подорожник, жареные лепешки (татале), кукурузную кашу (мпампа), солод или кукурузное вино (ахай), бобы бамбара. (абобои), сушеный арахис и кукуруза. [ 1 ] [ 10 ] Спор о подушном налоге распространился на Акропонг, где сборщик налогов по имени Нилс Холм часто посещал город, чтобы собрать налог, уплаченный в каури (нтрама), причем двадцать пять ниток каури равнялись шиллингу и пенни . [ 1 ] [ 10 ]
В 1871 году в Акропонге произошла вспышка оспы. Родители и два брата Питера Холла заболели инфекционным заболеванием. [ 1 ] [ 11 ] К сожалению, один брат, Джеймс Холл, у которого были жена и дочь, умер от вспышки оспы. [ 1 ] [ 11 ]
Образование и обучение
[ редактировать ]Питера Холла сначала обучала на дому его мать. Он не пошел в школу до 1859 года, когда ему было около восьми лет из-за астмы, которую вылечил исламский священнослужитель и травник. [ 1 ] [ 10 ] Мусульманский целитель, друг отца Питера, Джона Холла, часто приходил к ним домой и предлагал помочь Питеру Холлу прописать зелье, которое нужно было использовать в течение трех дней. [ 1 ] [ 10 ] После этого случая у него случился приступ перемежающейся лихорадки, из-за которого он был прикован к постели на несколько недель, прежде чем некий мистер Вуд, арендатор его отца, дал ему какое-то лекарство. [ 1 ] [ 10 ] Под влиянием базельского миссионера Ауэра, школьного инспектора и друга семьи Холлов, Питер Холл поступил в местную начальную школу. Поначалу он не любил формального подхода, но со временем ему стало нравиться учеба. Он получил инструкции по чтению, письму, арифметике, библеистике, истории, географии, естественным наукам, музыке и религии. [ 1 ] [ 10 ] Его учителя-катехизаторы были выпускниками основополагающего или пионерского класса Базельской миссионерской семинарии в Акропонге, в их число входили Джон Рочестер (умер в 1859 году), Пол Штаудт Кетеку, Филип Кваби и Роберт Миллер. [ 1 ] [ 10 ] Порка была неотъемлемой частью поддержания дисциплины в образовательном процессе Базельской миссии . [ 1 ] [ 10 ] [ 17 ] Многие слабые в учебе ученики покинули школу после непродолжительного пребывания. В 1862 году в Акропонге произошло землетрясение, которое напугало всех учеников, а учитель чуть не выпрыгнул в окно. В сентябре 1865 года он поступил в среднюю школу-интернат Базельской миссии в Акропонге, которая находилась под руководством преподобного Мадера до прибытия преподобного М. Беллона, который был новым директором. [ 1 ] [ 10 ] На завершение образования он потратил три года вместо обычных четырех. [ 1 ] [ 10 ] Холла ускоренно перевели на четвертый курс, поскольку первоначальный класс последнего года обучения был уволен за недисциплинированность. [ 1 ] [ 10 ] Его назначили фонарщиком школы, что освободило его от физических обязанностей. Ему нравилось изучать греческий язык, и свободное время он посвящал изучению языка. [ 1 ] [ 10 ] Его наставником по греческому языку был преподобный Симеон Корантенг. На Питера Холла также повлиял серьезный приверженец дисциплины и новый директор М. Беллон. [ 1 ] [ 10 ]
Питер Холл был конфирмован 16 февраля 1866 года старшим базельским миссионером преподобным И. Г. Видманом. [ 1 ] [ 10 ] Холл выбрал для этого случая 2 Тимофею 2:22 : «Итак, бегай юношеских страстей и стремись к праведности, вере, любви и миру вместе с призывающими Господа от чистого сердца». [ 1 ] [ 10 ]
В 1868 году Питер Холл поступил в Базельскую миссионерскую семинарию в Акропонге, чтобы пройти обучение на учителя-катехизатора. [ 1 ] [ 10 ] Директором школы в то время был преподобный Дж. А. Мэдер. Среди одноклассников Холла были У. Хайд, Э. Офори, У. Аддо и Джошуа Адайе. [ 1 ] [ 10 ] На последнем году обучения в семинарии произошла вспышка оспы в Акропонге , и колледж пришлось временно закрыть на четыре месяца. После того, как эпидемия утихла, Питер Холл продолжил учебу и 18 августа 1872 года он и его одноклассники были рукоположены в должности учителей-катехизаторов преподобным И. Г. Видманом. [ 1 ] [ 10 ] Один из его наставников, Джонсон, оставил его с напутственными словами, от Матфея 16:24: «Если кто-нибудь пойдет за мной, пусть отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за мной». [ 10 ]
Обучение и христианская миссия
[ редактировать ]Питер Холл и Джошуа Адайе были назначены учителями в средней школе-интернате Базельской миссии в Акропонге . [ 1 ] [ 10 ] Холл преподавал два класса, а позже стал воспитателем. [ 10 ] В 1878 году, после шести лет работы преподавателем-катехизатором, Питер Холл был назначен отделом маршрутных проповедников для всего Акуапема. [ 1 ] [ 10 ] В его обязанности входило проповедование Евангелия в различных городах и деревнях и подача ежеквартальных отчетов. [ 1 ] [ 10 ] Он отправился в отдаленные города, такие как Нсакье и Нсавам, в сопровождении преподобного Дитерле. [ 1 ] [ 10 ] С 1880 по 1882 год Питер Холл был назначен катехизатором в Акропонге, где он был помощником преподобного Д. Эйзеншмида. [ 1 ] [ 10 ] Находясь в Акропонге, он совершил три миссионерские поездки во внутренние районы страны по приглашению преподобного Джошуа Миллера. [ 1 ] [ 10 ] Первая и вторая поездки были в район Кваху , где он встретился и работал с преподобным Фрицем. Рамсейер , который позже сыграл важную роль в открытии миссионерской станции в Асанте. [ 1 ] [ 10 ] Третья поездка была в Буэм и Акпафо. [ 1 ] [ 10 ] Во время одного из путешествий из-за сильного дождя он провел ночь под открытой хижиной, сидя на жестяном сундуке, так как земля была слишком влажной, чтобы он мог расстелить циновку. [ 1 ] [ 10 ]
В марте 1882 года Питер Холл был рукоположен в сан служителя церкви вместе с Н. Асаре, Э. Обенгом и Джермией Анобой. [ 1 ] [ 10 ] Церемонию провел преподобный Айзеншмид, которому помогали Соломон Сафро, миссионер Веймер и преподобный Карл Квист, его бывший руководитель пасторской семинарии в Акропонге. [ 1 ] [ 10 ] Карл Квист был также отцом Эммануэля Чарльза Квиста , адвоката и судьи, который стал первым африканским президентом Законодательного совета Голд-Коста и первым спикером парламента Ганы. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Между 1882 и 1888 годами Холл был назначен ответственным служителем пресвитерианской церкви Христа в Акропонге . [ 1 ] [ 10 ] он столкнулся с импортированным из Кете Крачи божеством « Оденте» . Во время своего служения там [ 1 ] [ 10 ] В 1888 году Питер Холл был назначен в округ Вольта со своей станцией в Нконье . [ 1 ] [ 10 ] Его дружелюбно принял верховный вождь Окото Кофи . [ 1 ] [ 10 ] По совету своего друга Джошуа Миллера и с его помощью он решил поселиться в Нцумуру из-за его центрального расположения. [ 1 ] [ 10 ] Он оставался там проповедником-миссионером четырнадцать лет. Он отправился в Алаваньо к востоку от Ботоку и Сохэ на западе. Он посетил такие города, как Кпандо , Анфоега , Буэм и Вакпо . [ 1 ] [ 10 ] В Нконье он сначала столкнулся с сопротивлением со стороны туземцев, которые поклонялись идолам, в том числе языческому богу по имени Сиа. [ 1 ] [ 10 ] Местные жители прозвали Холла «Анис» , что на местном диалекте означает «фигура отца». [ 1 ] [ 10 ] В число его новообращенных входят бывшие священники вуду и София Офуси, которая стала первой женщиной-обращенной в городе и матерью первого рукоположенного пастора из Нконьи . [ 1 ] [ 10 ] С помощью туземцев он построил школы и миссионерские станции и выступил посредником в тупиковой ситуации, которая могла привести к двум войнам. [ 1 ] [ 10 ] не нашлось никого, кто мог бы стать преемником старого жреца-фетишиста . Он крестил так много туземцев, что после смерти шамана [ 1 ] [ 10 ] Холл посетил многие поселения, такие как Буэм в 1891 году, и проповедовал во многих деревнях, включая Джасикан , Воравору , Гуаман и Борада. [ 1 ] [ 10 ] Вместе со своим коллегой из Вест-Индии во втором поколении Тимоти Николасом Клерком Питер Холл отправился в Адель и Салага на Северных территориях . [ 1 ] [ 10 ] Он предпринял еще одно путешествие в Адель и Акебу вместе с преподобным П. Х. Рослером, базельским миссионером, находившимся в Абури. [ 1 ] [ 10 ]
В 1902 году его перевели в Туту, где он в течение трех лет наслаждался большим спокойствием. После молитвы за верховного вождя Нану Акуффо местные жители обвинили его во вмешательстве в земельный спор между туземцами и церковью. В условиях нарастания напряженности миссионерам Базеля, преподобному Самсону и доктору Фишу пришлось выступить в качестве посредников, чтобы урегулировать разногласия. [ 1 ] [ 10 ] Однако негодование было настолько велико, что многие новообращенные бойкотировали церковные службы. [ 1 ] [ 10 ] Однажды в воскресенье часовня закрылась, и он отправился проповедовать в Обосомасе. [ 1 ] [ 10 ] Его временно перевели в Ларте, но ему пришлось вернуться в Туту, поскольку его семью запугивали горожане. Трейдеры отказались продавать его семье. Кто-то выстрелил в их дом, в то время как торговец, продавший пальмовые орехи своей жене, вернулся и насильно забрал их, пока они варились в кастрюле у них во дворе. [ 1 ] [ 10 ]
В январе 1908 года его перевели в Адосо , где местные жители были настолько восприимчивы, что он умолял руководство церкви остаться, когда его срок полномочий закончился через пять лет. [ 1 ] [ 10 ] В феврале 1913 года Питер Холл вернулся в Акропонг , где его новые коллеги в основном состояли из немецких миссионеров. [ 1 ] [ 10 ]
Модератор пресвитерианской церкви
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны британское колониальное правительство в 1917 году изгнало базельских миссионеров как «иностранцев, представляющих угрозу безопасности» на Золотом Берегу, поскольку многие из них имели немецкое и швейцарско-немецкое происхождение. [ 5 ] [ 22 ] [ 23 ] Это новое событие предоставило африканским членам Базельской миссии возможность взять на себя больше административной ответственности, даже несмотря на то, что у них не было предварительного опыта управления. [ 5 ] [ 22 ] [ 23 ] Шотландская миссия Свободной церкви Шотландии во главе с преподобным А.В. Уилки взяла на себя работу миссии в области евангелизации и образования. [ 22 ] Шотландская миссия тогда действовала в соседней Нигерии. [ 1 ] [ 11 ] [ 10 ]
Пресвитерианские шотландцы решили реорганизовать церковную иерархию и структуру. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] была организована конференция, первый синод церкви В Акропонге . [ 10 ] Синодальный комитет избрал Питера Холла первым модератором пресвитерианской церкви Золотого Берега . 14 августа 1918 года [ 4 ] [ 25 ] [ 24 ] Фактически он стал главой национальной церковной организации. Должность секретаря Синода досталась другому ямайскому миссионеру во втором поколении, Николасу Тимоти Клерку . [ 23 ] [ 26 ] [ 21 ] На заседании Синода 1918 года, состоявшемся в Пресвитерианской церкви Христа, Акропонг , Питер Холл и Николас Клерк создали первую конституцию Пресвитерианской церкви Ганы. [ 24 ] Церковь сохранила свои одиннадцать районов: Кристиансборг (Осу) , Абокоби , Одумасе-Кробо Абури , Акропонг , Анум , Кьеби , Бегоро , Нсаба , Абетифи и Кумаси . [ 24 ] На Синоде 1922 года были созданы первые пять пресвитерий: Га и Адангме ; Аквапем и Анум ; Агона и Котоку ; Акьем и Окваву ; Асанте и Асанте Акьем [ 24 ] Миссионерские станции были открыты в Абури, Ларте, Одумасе, Абокоби, Кьеби, Гьядаме, Кваху, Асанте, Ануме, а также на северных территориях, включая Йенди и Салага. [ 24 ] 20 августа 1922 года, после четырех лет работы модератором и пятидесяти лет преподавания и христианского служения , Питер Холл ушел с действительной службы. [ 1 ] [ 10 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1874 году он женился на женщине, имя которой не назвал в своей автобиографии. [ 1 ] [ 10 ] Преподобный Видман возглавил свадебную церемонию. [ 1 ] [ 10 ] Трое из первых четырех детей умерли в младенчестве. [ 1 ] [ 10 ] Четвертый ребенок, Джон Холл, пережил детство. [ 1 ] [ 10 ] Родилось еще четверо детей, но только трое из них дожили до взрослого возраста. [ 1 ] [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]- Холл, Питер (1965). Автобиография преподобного Питера Холла: первого модератора пресвитерианской церкви Ганы . Аккра: Издательство Waterville [ 1 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Питер Холл провел свои пенсионные годы в своем приемном родном городе Акропонг . [ 10 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Питер Холл умер в 1937 году в возрасте восьмидесяти шести лет. [ 10 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Его панихида прошла в пресвитерианской церкви Христа в Акропонге, а его тело было похоронено на старом кладбище Базельской миссии в городе. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Работа Питера Холла в области образования и евангелизации сыграла новаторскую роль в распространении грамотности и христианской веры среди общин страны, что привело к снижению уровня бедности и помогло улучшить средства к существованию в сельских общинах на Золотом Берегу . [ 10 ] [ 11 ] Имя Питера Холла находится на мемориальной доске в святилище пресвитерианской церкви Эбенезер в Осу , где перечислены миссионеры-новаторы церкви в знак признания их вклада в формальное образование и христианское служение в Гане. [ 30 ] Пресвитерианская церковь в Нконья Вурпонг была названа Конгрегацией Питера Холла в его честь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. Холл, Питер (1965). Автобиография преподобного Питера Холла: первого модератора пресвитерианской церкви Ганы . Издательство Уотервиль. Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года.
- ^ Боади-Сиау, Ю.Ю. (2013). «Эмигранты из черной диаспоры в Гане до обретения независимости». Труды Исторического общества Ганы (15): 129. ISSN 0855-3246 . JSTOR 43855014 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. ISBN 978-9004188884 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Клерк, Северная Каролина (1943). «Краткий очерк столетия: поселение иммигрантов из Вест-Индии на Голдкосте под эгидой Базельской миссии 1843-1943» . бархивы . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «ПРЕСЕК | АЛЮМИНИЕВЫЙ ПОРТАЛ» . одади. (на русском языке). Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Дауэс, Марк (2003). «Ганская церковь, построенная ямайцами» . Ямайский сборщик урожая . Архивировано из оригинала 21 ноября 2017 года.
- ^ Сет, Куарти (январь 2005 г.). «Андреас Риис: жизнь в колониальной драме» . Обзор исследований Института Африки . 21 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года.
- ^ Миссионерская практика на Золотом Берегу, 1832–1895 гг . Камбрия Пресс. ISBN 9781621968733 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Миллер, Джон (22 мая 2014 г.). Миссионерское рвение и институциональный контроль: организационные противоречия в Базельской миссии на Золотом Берегу 1828-1917 гг . Рутледж. ISBN 9781136876189 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ Книспель, Мартин и Кваки, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Квакье, Авраам Нана Опаре (2018). «Возвращающиеся африканские христиане в миссии на Золотой Берег». Исследования мирового христианства . 24 (1). Издательство Эдинбургского университета: 25–45. дои : 10.3366/swc.2018.0203 .
- ^ "НУПС-Г КНУСТ>>ПКГ>>История" . нупсгкнуст иди . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ «Осу Салем» . osusalem.org . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^
Анкуанда, Джеймс (2006). Отношения Ганы и Карибского бассейна – от времен рабства до наших дней: лекция для Гано-карибской ассоциации . Национальная комиссия по культуре, Гана: «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2016 года . Проверено 3 апреля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Молодёжь пресвитерии Акиема Абуаква: история PCG» . Акьем Абуаква Пресвитерская молодежь . Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Анфинсен, Эйрик. «Bischoff.no – Bischoff.no – это личный блог Эйрика Анфинсена – соучредителя Cymra, антрополога и технического энтузиаста» . Бишофф.нет . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ «70 лет отличного среднего образования» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ Дортмонт, Мишель (2005). Картины современных африканцев и африканских знаменитостей Чарльза Фрэнсиса Хатчисона: коллективная биография элитного общества в колонии Голд-Кост . Брилл. п. 359. ИСБН 9789004140974 . Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года.
- ^ Дортмонт (9 ноября 2004 г.). Картины современных африканцев и африканских знаменитостей Чарльза Фрэнсиса Хатчисона: коллективная биография элитного общества в колонии Голд-Кост . Брилл. ISBN 9789004140974 .
- ^ Дортмонт (9 ноября 2004 г.). Картины современных африканцев и африканских знаменитостей Чарльза Фрэнсиса Хатчисона: коллективная биография элитного общества в колонии Голд-Кост . Лейден: Брилл. ISBN 9789004140974 .
- ^ Jump up to: а б Дебруннер, Ганс В. (1965). Овура Нико, преподобный Николас Тимоти Клерк, 1862–1961: пионер и руководитель церкви . Издательство «Уотервиль». Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с д «НАЧАЛО ПРЕСВИТЕРИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ГАНЫ» . илданиэль . 30 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 г. Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Клерк Николас Тимоти, Гана, Базельская миссия» . дакб . Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж ПКГ Гана. «Краткая история пресвитерианской церкви Ганы» . pcgonline.io . Архивировано из оригинала 25 июля 2017 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Агьеманг, Фред М. (2006). Наше пресвитерианское наследие . Родословные публикации. ISBN 9789988029210 .
- ^ «Клерок Николас Тимоти (1862–1961), Базельская миссия, Гана». Африканская энциклопедия словарь африканской биографии (в 20 томах) . One (издание для Эфиопии и Ганы). 1997.
- ^ Jump up to: а б «Пресвитерианская церковь Истории Христа, Акропонг» . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года.
- ^ Jump up to: а б «Официальный сайт Пресвитерианской церкви Христа» . akropongcpcfaithweb . Архивировано из оригинала 27 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Официальный сайт Пресвитерианской церкви Христа» . akropongcpc веравеб . Архивировано из оригинала 23 января 2012 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Инновации, Осис. «Пресвитерианская церковь Осу Эбен-эзер» . осуэбен-эзер . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
- 1851 рождений
- 1937 смертей
- Африканская диаспора на Ямайке
- Ганские богословы
- Ганские капелланы
- Ганское духовенство
- Будут ли люди
- Ганский народ ямайского происхождения
- Пресвитерианские министры XIX века
- Пресвитерианские министры 20-го века
- Ганские пресвитерианские миссионеры
- Ямайские протестантские миссионеры
- Пресвитерианские миссионеры в Гане
- Пресвитерианский педагогический колледж, выпускники Акропонга