Джордж Питер Томпсон
Джордж Питер Томпсон | |
---|---|
Рожденный | 1819 |
Умер | 1889 г. (69–70 лет) |
Национальность | либерийский |
Образование | Базельская миссионерская семинария, Базель, Швейцария |
Занятия | |
Супруг | |
Дети | 2 |
Церковь | Базельское евангелическое миссионерское общество |
Офисы проведены | Первый директор ( Салемской школы, Осу 1843–1846) |
Заказы | |
Посвящение | Базельский собор , 1842 г. |
Джордж Питер Томпсон 1819–1889) — либерийский - педагог , священнослужитель и пионер миссионер Базельского евангелического миссионерского общества Швейцарии ( . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Он также был первым африканцем, получившим образование в Европе благодаря миссии, а затем первым африканцем, который был посвящен и рукоположен в базельский миссионер. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ] Томпсон был частью команды Базельской миссии, возглавляемой датским миссионером Андреасом Риисом , которая в 1843 году набрала 24 миссионера из Вест-Индии с Ямайки и Антигуа для помощи работе общества. [ 2 ] Вместе с ямайскими педагогами-миссионерами Александром Уорти Клерком и Кэтрин Малгрейв Джордж Томпсон был соучредителем и первым директором средней школы-интерната для мальчиков Салемской школы Осу , основанной в ноябре 1843 года. [ 2 ] [ 8 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Джордж Питер Томпсон родился в 1819 году в Кейп-Маунт , Либерия , и в детстве остался сиротой. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Томпсон провел свое детство в доме Джегуди Ашмуна , колониального агента Либерии в то время. Затем в 1829 году, когда ему было около десяти лет, его отвез в Европу базельский миссионер преподобный Джейкоб Ф. Сессинг. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 12 ] Судя по его именам, его родители были либо американо-либерийского происхождения, либо сьерра-леонскими креольскими предками, потомками освобожденных рабов из Америки. Сессинг отправился в Кейп-Маунт , Либерия, в 1826 году в качестве базельского миссионера, чтобы основать религиозную станцию или форпост, но не смог привлечь ни одного христианина, поскольку местные жители считали христианство западной религией. [ 5 ] В беседе с Юпитером, главным вождем этнических народов басса прибрежной Либерии, Сессинг вспомнил, как король повторил широко распространенное в колониальной Западной Африке девятнадцатого века представление о том, что Библия является книгой для европейцев, в то время как фетиш или идолопоклонство занимают центральное место в африканских традициях. убеждения . [ 5 ] В конце концов, Базельская миссия прекратила свою деятельность в Либерии. [ 5 ] Томпсон вырос в различных европейских миссионерских домах в Германии. [ 1 ] [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] Раннее образование он получил в школе-интернате в Беуггене , Баден-Вюртемберг , откуда зародилось пиетистское движение . [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] С 1837 по 1842 год он учился в Базельской миссионерской семинарии , учебной школе и семинарии в Базеле, Швейцария , где обучался теологии , педагогике , философии и языкам . [ 6 ] Его хиротония состоялась летом 1842 года в Базельском соборе . [ 6 ] В результате своего пиетистского воспитания в Германии и Швейцарии Томпсон был европейцем в культурном отношении и свободно говорил на английском и немецком языках. [ 1 ]
Работа
[ редактировать ]Набор миссионеров в Вест-Индии
[ редактировать ]Начиная с 1828 года первые группы миссионеров, прибывшие из Швейцарии и Германии под эгидой Базельской миссии, не выживали в тропической среде. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] В 1832 году датский миссионер Андреас Риис прибыл на Золотой Берег в сопровождении Петера Петерсена Ягера, уроженца Шлезвига, родившегося в 1808 году, и Кристиана Фридриха Хайнце, врача из Саксонии, родившегося в 1804 году. [ 1 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 16 ] К июлю 1832 года и Ягер, и Хайнце скончались от тропической болезни. [ 13 ] [ 14 ] Сам Риис был на грани смерти от лихорадки. Однако его вылечил местный травник. В течение восьми лет Риис оставался на Золотом Берегу, но миссионерская деятельность не увенчалась успехом. [ 1 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Слабое состояние Рииса, неблагоприятный климат и число погибших европейских миссионеров, превышающее восемьдесят процентов, вынудили Внутренний комитет Базельского миссионерского общества полностью отказаться от миссионерского предприятия и отозвать Рииса в 1839 году, как это было сделано ранее в Либерии. [ 5 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 18 ] Согласно устным преданиям, на прощальном дурбаре, организованном в честь Рииса, короля Акуапема , Оманхене, Нана Аддо Данква, как известно, заявил: «Как вы можете ожидать от нас столь многого? Вы пробыли среди нас всего лишь недолгое время. Когда Бог создал мир, Он создал Книгу (Библию) для европейцев и анимизм (фетиш) для африканцев, но если бы вы могли показать нам некоторых африканцев, умеющих читать Библию, тогда мы наверняка последовали бы за вами». [ 4 ] [ 5 ] [ 19 ] Выступление верховного вождя дало Риису и Базельской миссии философский посыл для размышления. [ 18 ] Поворотный момент в христианской евангелизации в Африке произошел, когда были предприняты попытки привлечь к миссии в Африке освобожденных бывших рабов и их потомков из стран Карибского бассейна. Похожая идея была передана Базелю английскими миссиями в , Лондоне но окончательное решение о наборе сотрудников из Вест-Индии было мотивировано посланием главы Риису. [ 13 ] [ 14 ]
Риис прибыл в штаб-квартиру Базеля 7 июля 1840 года и проконсультировался с Комитетом внутренних дел, который уже решил положить конец евангелической деятельности миссии в Западной Африке. [ 13 ] [ 14 ] Риис попросил членов комитета пересмотреть свое решение, пересказав прощальную речь Наны Аддо Данква директорам Базеля. [ 1 ] [ 5 ] [ 13 ] [ 14 ] Они согласились поехать в Вест-Индию, чтобы найти квалифицированных афро-карибских христианских миссионеров, которые, возможно, смогут быстро адаптироваться к климату Западной Африки. Более того, карибские миссионеры докажут местным жителям Золотого Берега, что христианство действительно исповедуется всеми, независимо от этнического происхождения. [ 5 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 18 ]
В 1842 году Комитет внутренних дел выбрал новоиспеченных миссионеров Томпсона, Иоганна Георга Видмана (1814–1876) и помощника миссионера Германа Халлера для поездки в тогдашнюю Вест-Индию , контролируемую Великобританией и Данией , для вербовки чернокожих моравских христиан. [ 2 ] [ 14 ] [ 20 ] 28 мая 1842 года Андреас Риис и его жена Анна Вольтерс, Видманн и Томпсон покинули Базель и направились на британский подветренный остров Антигуа в Вест-Индии через Грейвсенд и Ливерпуль для вербовки, в то время как Халлера отправили на Золотой Берег для подготовки к вербовке. логистика прибытия вест-индийцев. [ 13 ] [ 14 ]
С помощью Джеймса Брюса, 8-го графа Элгина , в то время губернатора Ямайки , преподобного Джейкоба Цорна, суперинтенданта Моравской миссии на Ямайке, благотворителя Томпсона, преподобного Дж. Ф. Сессинга и преподобного Дж. Миллера. , представителю Общества африканской цивилизации , Риис смог набрать кандидатов после массовой кампании по всему острову и строгого процесса отбора. [ 2 ] [ 13 ] [ 14 ] Многие из потенциальных кандидатов были признаны непригодными по своему характеру: многие из них были бывшими христианами, а один хотел отправиться в африканскую экспедицию по добыче золота. У другого была болезненная жена, которая была слишком больна, чтобы путешествовать, в то время как другие потенциальные новобранцы хотели вернуться на родину в рамках движения «Назад в Африку» , и евангелизация имела для них наименьший приоритет. [ 19 ] Риис и другие базельские миссионеры почти отказались от этой инициативы, пытаясь найти подходящих миссионеров. [ 18 ] [ 19 ]
Если использовать метафору библейской истории Иосифа , команда из 24 ямайцев и одного антигуанца (6 отдельных семей и 3 холостяка) отплыла из ямайского порта Кингстон 8 февраля 1843 года на борту ирландской бригантины «Джозеф Андерсон», арендованной за 600 фунтов стерлингов, и по разным сведениям, прибыл в Кристиансборг, Голд-Кост, в пасхальное воскресенье, 16 апреля, или в пасхальный понедельник, 17 апреля 1843 года, примерно в 20:00 по местному времени, по Гринвичу, после шестидесяти восьми дней и ночей путешествия, выдержав пятидневный тропический шторм на Карибское море, нехватка пресной воды и изнуряющая жара на борту судна. [ 13 ] [ 14 ] [ 19 ] [ 21 ] Краткое приветственное мероприятие было организовано Базельской миссией в замке Кристиансборг , и команду принял Эдвард Джеймс Арнольд Карстенсен, тогдашний датский губернатор, вместе с Джорджем Луттеродтом, личным другом Андреаса Рииса , который ранее был исполняющим обязанности губернатора Золотой Берег . [ 1 ] [ 16 ] Фамилиями карибских миссионеров были Клерк, Грин, Холл, Хорсфорд, Миллер, Маллингс, Робинсон, Рочестер и Уокер. [ 21 ] Их сопровождала новая жена Томпсона, Кэтрин Малгрейв , уроженка Анголы, получившая образование на Ямайке, школьная учительница миссии, которая позже руководила школой для девочек в Кристиансборге. [ 2 ]
У них также были с собой ослы, лошади, коровы и другие животные, а также сельскохозяйственные семена и обрезки, такие как саженцы манго, которые они собирались внедрить в продовольственную экономику Золотого Берега. [ 14 ] [ 15 ] [ 18 ] Рекруты из стран Карибского бассейна также привезли с собой новые саженцы: какао, кофе, хлебного ореха, хлебного дерева, гуавы, ямса, маниоки, подорожника, кокояма, банана и груши. Кокоям, например, теперь является основным продуктом питания в Гане. Позже, в 1858 году, миссионеры экспериментировали с посадкой какао в Акропонге, более чем за двадцать лет до того, как Теттех Куарши привез саженцы какао на Золотой Берег с острова Фернандо-По (Биоко), который тогда находился под португальским протекторатом у западного побережья Африки. [ 13 ] [ 14 ]
Первоначально Риис, как местный глава миссии, должен был быть мастером всех профессий: пастором, администратором, казначеем, бухгалтером, плотником, архитектором и специалистом по связям с общественностью между миссией и традиционными правителями. [ 1 ] [ 16 ] [ 18 ] По мере того как для миссии набиралось все больше базельских миссионеров, бремя администратора увеличивалось. [ 18 ] Андреас Риис и другой базельский миссионер, Саймон Зюсс, были вынуждены торговать и обмениваться товарами, чтобы финансировать основные потребности растущей миссии. Миссионеры столкнулись со многими проблемами, и одно из многих обвинений, выдвинутых против них недоброжелателями, заключалось в том, что они стали торговцами, а не церковными миссионерами. [ 1 ] [ 3 ] Команда начала евангелизацию среди сельских жителей Акропонга, то есть Базельской миссии. Таким образом, церковь стала известна как «сельская» или «кустовая» церковь. Риис хотел проповедовать евангелизацию внутри страны и освоить язык тви, на котором более широко говорили во внутренних районах Золотого Берега. [ 1 ] [ 3 ] [ 16 ] К 1851 году, через восемь лет после прибытия карибских миссионеров, двадцать один уроженец Акропонга крестился как христианин. [ 2 ]
Вклад в образование на Золотом Берегу
[ редактировать ]По прибытии в колонию Голд-Кост вся команда переехала в Акропонг. Томпсон и Риис регулярно яростно спорили друг с другом. Базельские миссионеры перевели Александра Уорти Клерка , Джорджа Томпсона и его молодую невесту Кэтрин в Кристиансборг, чтобы от имени общества основать на побережье англоязычную школу. 27 ноября 1843 года в Кристиансборге открылась средняя школа-интернат для мальчиков Салемская школа , старейшая постоянно действующая школа в мире, основанная Базельской миссией . [ 2 ] [ 8 ] [ 13 ] [ 14 ] Эта троица была первыми учителями миссионерской школы. Школьная программа Салема была довольно обширной: английский и га языки , арифметика, география, история, религиозные знания, изучение природы, гигиена, почерк и музыка. [ 8 ] Также проводилось обучение ремесленному делу, включая гончарное дело, столярное дело, плетение корзин и циновок, а также практические уроки сельского хозяйства в школьном саду. [ 8 ] Был введен строгий дисциплинарный кодекс, основанный на аскетическом образе жизни. В первой группе обучался 41 ученик: 34 мальчика и 7 девочек, и первые занятия проходили в арендованных помещениях. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Позже школа переехала в миссионерский дом, первоначально принадлежавший датскому губернатору, который стоял в центре прибрежной деревни Осу и содержал помещения на первом этаже для школы и руководства. На верхнем этаже располагались миссионерские апартаменты, школа для девочек, основанная Малгрейвом, и помещения для учителей. [ 8 ] [ 9 ] Введение английского языка в качестве лингва-франка в школе получило широкое признание после того, как датчане продали свои крепости в восточной части Золотого Берега, включая Осу, британцам в 1850 году. [ 8 ]
В девятнадцатом веке Салем назывался христианской деревней, созданной по образцу пиетистской деревни в Вюртемберге , откуда родом многие базельские миссионеры. [ 5 ] Европейские базельские миссионеры поселились со своими новообращенными в Салеме. [ 5 ] [ 8 ] В христианском квартале города располагались церковь, школа и другие постройки. Школа была построена вокруг четырехугольника с классами с одной стороны, общежитиями с другой и резиденциями директора и учителей с другой. Такая договоренность позволяла учителям и ученикам постоянно поддерживать связь друг с другом. [ 5 ] [ 8 ]
В первое десятилетие своего существования школа столкнулась со многими проблемами. [ 8 ] Через год после ее основания Александра Уорти Клерка отправили в Акропонг, чтобы открыть там аналогичную школу. Томпсон стал единоличным директором школы. В 1854 году британские власти при поддержке колониальных войск в течение двух дней бомбардировали город Осу с использованием военного корабля «HM Scourge» после того, как коренные жители отказались платить недавно введенный подушный налог. [ 8 ] Несколько частей города были разрушены. [ 8 ] Молодая школа вместе с большим количеством новообращенных африканцев переехала в Абокоби . [ 8 ] Примерно в 1857 году школа была переведена обратно в Осу, в место под названием Салем. Позже другие школы Салема были открыты в Абетифи, Ада Фоах, Кьеби, Ла, Нсаба, Одумасе, Пеки, Тешие. [ 8 ] Будучи средством продвижения по карьерной лестнице, некоторые выпускники школы позже стали администраторами, бухгалтерами, банкирами, государственными служащими, дантистами, дипломатами, инженерами, судьями, юристами, врачами, политическими лидерами, профессорами, технократами и учителями в колониальную эпоху. С 1850-х по 1950-е годы выпускники Салема принимали активное участие в общественной жизни и элитном обществе и составляли высшую часть колониальной социальной иерархии Золотого Берега. [ 8 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1842 году, когда группа набора персонала Базельской миссии посетила Ямайку, Джордж Питер Томпсон влюбился в шестнадцатилетнюю Кэтрин Малгрейв. По рекомендации Моравской церкви и молчаливому одобрению Базельской миссии Малгрейв, хотя поначалу не решился, принял предложение Томпсона. Известно, что ее приемная мать, леди Малгрейв, была против союза. Позже они поженились на Ямайке 11 декабря 1842 года, а затем в феврале 1843 года отплыли на Золотой Берег вместе с остальными базельскими миссионерами и новобранцами из Карибского бассейна. По пути в Западную Африку у Кэтрин Малгрейв случился выкидыш. У Томпсона и Малгрейва в 1844 году родился первый ребенок, девочка по имени Розина. В 1846 году у них родился второй ребенок, сын, которого крестили Джорджем.
Пара развелась в 1849 году после измены Томпсона. [ 16 ] Томпсон и Малгрейв официально расстались 10 июля 1849 года в присутствии чиновника датского колониального правительства. [ 22 ] [ 23 ] В документах о разводе было указано, что она первой подала на развод и миссия предоставила ей полную опеку над детьми. [ 2 ] Она также имела право снова выйти замуж. [ 2 ] В случае ее смерти миссия позаботится о ее детях. [ 2 ] Будучи разведенной женщиной, у которой были маленькие дети, которых нужно было кормить, ей было трудно жить на скудную зарплату учителя, поскольку ее бывший муж Томпсон был исключен из миссии и покинул Золотой Берег . [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] Базельские миссионеры на Золотом Берегу обратились в Комитет внутренних дел от ее имени, подробно описав ее финансовые трудности и прося прощения долга по невыплаченным кредитам миссии, связанным с насущными потребностями ее детей. [ 2 ]
Нарушения и увольнение из Базельской миссии
[ редактировать ]В 1845 году Андреас Риис , как специалист по дисциплине, отстранил от должности и поместил на испытательный срок Томпсона, у которого была предполагаемая внебрачная связь с двумя женщинами. [ 3 ] В декабре 1846 года в результате взаимной бдительности и доклада начальству коллега обнаружил, что у Томпсона было множество внебрачных связей с женщинами Га-Дангме в Кристиансборге и предположительно с тремя девочками в школе. [ 3 ] Одну из девочек звали Амба Бробин, она два года посещала школу для девочек в Абури, год прожила в миссионерской семье Видман и находилась на стадии подготовки к крещению . [ 1 ] Томпсон также стал высокомерным и пьяным, заработав репутацию бабника между 1843 и 1849 годами. [ 4 ]
Скандал создал для Кэтрин Малгрейв длительный моральный кризис. [ 2 ] Томпсон был фактически подвергнут испытательному сроку в качестве миссионера примерно на полтора года, лишен должности школьного учителя в Салеме и переведен в Акропонг, где ему был предоставлен второй шанс под пристальным наблюдением других базельских миссионеров, Видмана, Роуза, Дитерле. , Мор и их коллеги. [ 4 ] Один базельский миссионер, Фридрих Шидт, защищал Джорджа Томпсона после того, как всплыли обвинения в сексуальных проступках. [ 3 ] Тем временем Малгрейв осталась на побережье, где продолжала руководить школой и воспитывать двоих детей. [ 2 ] У Томпсона был еще один роман, который был обнаружен в июне 1849 года. [ 2 ] После долгих расследований Томпсон признался в этих делах, которые нарушили его контракт с Базельской миссией . [ 2 ] Свое заявление он написал в миссионерском доме, свидетелем которого стал базельский миссионер Йоханнес Штангер. [ 2 ] [ 3 ]
Будучи единственным этнически африканским членом Базельской миссии, Томпсон столкнулся с отчуждением от своих европейских коллег. [ 1 ] [ 4 ] В его моральных неудачах и предполагаемом отсутствии раскаяния обвиняли его африканскую идентичность. [ 1 ] [ 4 ] Жена-миссионерка и педагог Розина Видманн , урожденная Биндер (1826-1908), считала его «плохим человеком», намекая, что он был «воплощением жестокого человека [...] опасно недостойного быть частью миссии». ». Муж Биндер, Иоганн Видманн, усомнился в его способностях как учителя. [ 3 ] В официальном отчете, отправленном в Базель, Томпсон описывался как «глубоко морально упавший... всегда вызывавший у нас подозрение, и из-за его поведения от него нельзя было ожидать ничего хорошего». [ 1 ] Некоторые ученые утверждают, что, будучи трагическим персонажем , Томпсон был оторван от своей родной африканской культуры и либерийского происхождения из-за разделения времени и места во время взросления в Европе, что привело к потере идентичности, что сделало его не синхронизированным с его коллеги-миссионеры из Базеля. [ 4 ] Некоторые из его самых резких критиков, такие как Андреас Риис, утверждали, что он не знал своего «места и всегда стремился к чему-то выше себя». [ 3 ] его воспринимали как чужака или « другого ». Таким образом, в миссионерских кругах [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Томпсон подал прямую жалобу в Комитет внутренних дел на унижение со стороны своих товарищей-миссионеров, и это было подтверждено в письме, написанном Германом Галлёром 30 апреля 1844 года своему брату. [ 1 ] [ 3 ] Реакция совета директоров Базеля была еще более критической: «Своей легкомыслием вы навлекли на себя эти унизительные переживания», — иронизировало письмо. [ 3 ]
Во время своего изгнания и последующего отъезда с Золотого Берега Джордж Томпсон заявил, что «миссия должна помнить о нем в молитвах, поскольку он осознавал, что поступил неправильно». [ 4 ]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]После развода, лишения сана и исключения из Базельской миссии Джордж Томпсон вернулся на родину, в Либерию . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Позже он снова присоединился к Базельской миссии в 1876 году, оставаясь там до своей смерти в 1889 году. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Миссионерская практика на Золотом Берегу, 1832–1895 гг . Камбрия Пресс. ISBN 9781621968733 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. ISBN 978-9004188884 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Миллер, Джон (22 мая 2014 г.). Миссионерское рвение и институциональный контроль: организационные противоречия в Базельской миссии на Золотом Берегу 1828-1917 гг . Рутледж. ISBN 9781136876189 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Книспель, Мартин и Кваки, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Квакье, Авраам Нана Опаре (2018). «Возвращающиеся африканские христиане в миссии на Золотой Берег». Исследования мирового христианства . 24 (1). Издательство Эдинбургского университета: 25–45. дои : 10.3366/swc.2018.0203 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Херппих, Биргит (31 октября 2016 г.). Ловушки неспособности к обучению: непредвиденные последствия комплексного миссионерского обучения в Базельской миссии на ее ранней работе в Гане (1828-1840 гг.) . Компания Джеймса Кларка, Лимитед. ISBN 9780227905883 . Архивировано из оригинала 11 июня 2018 года.
- ^ Дебраннер, Ганс Вернер (1979). Присутствие и престиж: африканцы в Европе: история африканцев в Европе до 1918 года . Basler Africa Bibliographien. Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Осу Салем» . osusalem.org . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хоффманн-Окон, Андреас; Кох, Катя; Шмидтке, Адриан; Краул, Маргарет (2005). «Аспекты воспитания и образования; памятное издание к 60-летию Маргрет Крауль» . Хоффманн-Окон, Андреас, Кох, Катя, Шмидтке, Адриан, Крауль, Маргрет. Архивировано из оригинала 10 июня 2018 года.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Краул, Маргарет (2005). Аспекты воспитания и образования: Фестиваль к 60-летию Маргрет Крауль (на немецком языке). Издательство Геттингенского университета. ISBN 9783938616000 . Архивировано из оригинала 10 июня 2018 года.
- ^ Лавджой, Пол Э. (12 октября 2010 г.). «Происхождение Кэтрин Малгрейв Циммерман: методологические соображения» (PDF) . Семинар Гарриет Табман . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2018 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Лавджой, Пол Э. (12 октября 2010 г.). «Происхождение Кэтрин Малгрейв Циммерман: методологические соображения» (PDF) . Семинар Гарриет Табман . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2018 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м "НУПС-Г КНУСТ>>ПКГ>>История" . www.nupsgknust.itgo.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «НАЧАЛО ПРЕСВИТЕРИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ГАНЫ» . илданиэль . 30 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 г. Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Анфинсен, Эйрик. «Bischoff.no – Bischoff.no – это личный блог Эйрика Анфинсена – соучредителя Cymra, антрополога и технического энтузиаста» . Бишофф.нет . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сет, Куарти (январь 2005 г.). «Андреас Риис: жизнь в колониальной драме» . Обзор исследований Института Африки . 21 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года.
- ^
Анкуанда, Джеймс (2006). Отношения Ганы и Карибского бассейна – от времен рабства до наших дней: лекция для Гано-карибской ассоциации . Национальная комиссия по культуре, Гана: «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2016 года . Проверено 3 апреля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дауэс, Марк (2003). «Ганская церковь, построенная ямайцами» . Ямайский сборщик урожая . Архивировано из оригинала 21 ноября 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Молодёжь пресвитерии Акиема Абуаква: история PCG» . Акьем Абуаква Пресвитерская молодежь . Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «Краткая история пресвитерианской церкви Ганы» . pcgonline.io . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Краткий очерк столетия: поселение иммигрантов из Вест-Индии на Золотом Берегу под эгидой Базельской миссии 1843-1943 гг. - Архив BM» . www.bmarchives.org . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ « Упрямый» пастор и историк-первопроходец: влияние идеологии Базельской миссии на мысли Карла Кристиана Рейндорфа» . www.internationalbulletin.org . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ « «Упрямый» пастор и историк-первопроходец: влияние идеологии Базельской миссии на мысли Карла Кристиана Рейндорфа» (PDF) . Международный бюллетень . Архивировано (PDF) из оригинала 14 июня 2018 года.