Jump to content

Александр Уорти Клерк

Александр Уорти Клерк
Портрет Александра Достойного Дьяка
Рожденный 4 марта 1820 г.
Умер 11 февраля 1906 г. ( 1906-02-11 ) (85 лет)
Национальность
Образование Педагогическая семинария Фэрфилда
Занятия
Супруг Полина Гессе (м. 1848)
Дети 12, включая Николая
Родственники
Церковь
Офисы проведены
1-й диакон Пресвитерианской церкви Христа , Акропонг
Заказы
Рукоположение Базельская миссия , 1 сентября 1872 года, Золотой Берег.
Посвящение Фэрфилд-Моравская церковь , 1842 г.

Александр Уорти Клерк (4 марта 1820 г.) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] - 11 февраля 1906 г. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Ямайский моравский миссионер, учитель и священнослужитель, прибывший в 1843 году в датский протекторат Кристиансборг , ныне Осу в Аккре, Гана , тогда известный как Золотой Берег. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Он был частью первой группы из 24 миссионеров Вест-Индии с Ямайки и Антигуа , которые работали под эгидой Базельского евангелического миссионерского общества Швейцарии . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Карибская миссионерская деятельность в Африке вписывалась в более широкое « Атлантическое миссионерское движение » диаспоры между 1780-ми и 1920-ми годами. [ 1 ] [ 13 ] [ 14 ] Вскоре после его прибытия в Гану миссия назначила Клерка первым дьяконом пресвитерианской церкви Христа Акропонга , первым выжившим базельским миссионером на Золотом Берегу , основанной Андреасом Риисом в 1835 году, в качестве первой протестантской церкви организации в стране. [ 13 ] Александр Клерк широко известен и считается одним из пионеров предшественника пресвитерианской церкви Ганы . Будучи лидером в сфере образования в колониальной Гане, он разработал учебную программу и педагогику, вместе с коллегами-педагогами Джорджем Питером Томпсоном и Кэтрин Малгрейв основав в 1843 году среднюю школу-интернат для мужчин — Салемскую школу в Осу. [ 15 ] В 1848 году Клерк был первым преподавателем Базельской миссионерской семинарии в Акропонге, ныне известной как Пресвитерианский педагогический колледж , где он преподавал библейские исследования. [ 13 ] Базельские миссионеры основали семинарию и нормальную школу Акропонг для подготовки учителей-катехизаторов для служения миссии. [ 13 ] [ 16 ] Колледж является вторым старейшим высшим учебным заведением в Западной Африке раннего Нового времени после колледжа Фура Бэй во Фритауне , Сьерра-Леоне, который был основан в 1827 году. [ 16 ] Клерк был отцом Николаса Тимоти Клерка (1862–1961), богослова, получившего образование в Базеле, который был избран первым секретарем Синода пресвитерианской церкви Золотого Берега с 1918 по 1932 год. [ 7 ] и стал соучредителем средней школы-интерната для мальчиков, Пресвитерианской средней школы для мальчиков, основанной в 1938 году. [ 17 ] А.В. Клерк также был прародителем исторически важной семьи Клерков из пригорода Осу в Аккре. [ 18 ] [ 19 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Александр Уорти Клерк родился 4 марта 1820 года на плантации Фэрфилд недалеко от Спер-Три, Манчестерский приход, находившийся под британским колониальным правлением . [ 1 ] [ 20 ] Мало что известно о происхождении и детстве Клерка, кроме того, что его родители были ямайскими христианами. [ 4 ] Он был третьим сыном среди пяти братьев и четырех сестер. В 1833 году, когда Александру Клерку было около тринадцати лет, был принят «закон об ученичестве» , предоставлявший немедленную и полную свободу детям шести лет и младше, а промежуточный статус — тем, кто старше. [ 1 ] Между 1838 и 1842 годами Клерк изучал христианское богословие, служение, догматику и гомилетику; философия и этика; педагогика и образование в ныне несуществующей учительской семинарии Фэрфилда (Lehrerseminar Fairfield), педагогическом колледже и теологической семинарии, основанной в 1837 году преподобным Якобом Цорном (1803–1843), немецкоязычным датским подданным и суперинтендантом Моравская церковь на Ямайке и Каймановых островах с 1834 года до своей смерти в 1843 году. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Цорн также был миссионером лондонской миссии Церкви объединенных братьев и ее дочерней организации, Братского общества по распространению Евангелия . [ 10 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 21 ] [ 27 ] [ 22 ] Ямайская ветвь Моравской церкви, зародившаяся в 1754 году, к тому времени существовала в Вест-Индии . уже почти сто лет [ 13 ] Первыми моравскими миссионерами на Ямайке были Захариас Георг Кариес, Томас Шаллкросс и Готлиб Хаберехт, которые проповедовали рабам в поместье Бог , а затем и на близлежащих плантациях. [ 28 ] В рамках своего классического образования Клерк также изучал языки: немецкий, латынь, греческий и иврит. Учебный институт был основан Цорном по указанию руководства Моравской миссии для подготовки молодых ямайских мужчин к христианской евангелизации, катехизации и распространению Евангелия в Вест-Индии после отмены рабства в Британской империи в 1834 году. [ 10 ] [ 24 ] за которым последовало полное освобождение рабов на Ямайке 1 августа 1838 года, чуть больше года после королевы Виктории . восхождения на престол [ 29 ] Цорн также предполагал отправить выпускников своей небольшой школы подготовки миссионеров в евангелическую миссию в Африке. [ 22 ] Наставником Клерка также был преподобный Дж. Бландфилд в Моравской школе. Образование Клерка финансировала богатая викторианская христианка из Бата, Сомерсет , миссис П. Скит (урожденная Иббетт). [ 26 ] [ 21 ] [ 27 ] А. В. Клерк поддерживал переписку со своим английским благотворителем, когда позже работал на Золотом Берегу учителем-миссионером. [ 27 ] Клерк должен был стать учителем-катехизатором и миссионером, связанным с пресвитерией или классами миссии Моравской церкви Фэрфилда (основанной 1 января 1826 года) после окончания семинарии и последующего посвящения в миссионеры в 1842 году. [ 10 ] [ 30 ] [ 31 ]

Миссионерская деятельность на Золотом Берегу

[ редактировать ]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Ранние отчеты показывают, что Моравская церковь в Херрнхуте в Саксонии, Германия , завербовала жителя Золотого Берега в 1735 году и обучила его искусству и философии в Копенгагенском университете . [ 11 ] Однако по возвращении на Золотой Берег мужчина обнаружил, что едва может говорить на родном языке. [ 11 ] Эти протестантские миссионерские организации предприняли ряд европейских миссий, в том числе Голландское миссионерское общество, Северо-германское миссионерское общество , Баптистское миссионерское общество и Церковное миссионерское общество . [ 32 ] Некоторые миссионеры умерли в течение нескольких лет, другие — в течение нескольких месяцев. [ 10 ] Директора Датско-Гвинейской компании пригласили миссии Церкви объединенных братьев, миссионерского общества Моравской церкви на Золотой Берег, преподавать в школах замков и фортов с пятью миссионерами, прибывшими в Кристиансборг в 1768 году. [ 32 ] Первые две группы из одиннадцати миссионеров умерли за короткий период времени от тропических болезней, таких как малярия , черная лихорадка , желтая лихорадка и дизентерия , так и не полностью акклиматизировавшись к местной среде. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Европейские миссионеры, действовавшие в странах Карибского бассейна, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, также были заражены лихорадкой денге . Группа христианских протестантов из лютеранской Моравии и других сестринских реформатских церквей в Германии и Швейцарии основала Немецкое миссионерское общество в 1815 году как « результат клятвы, взятой на себя несколькими преданными христианами в Базеле перед лицом военной угрозы ». [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] « Если Бог пощадит их город, они пообещали открыть семинарию для подготовки миссионеров », — утверждали верующие христиане. [ 36 ] Позже миссия изменила свое название на Базельское евангелическое миссионерское общество и, наконец, на Базельскую миссию. [ 35 ] Это немецкое миссионерское общество имело корни в Deutsche Christentumgesellschaft , основанном в Базеле в 1780 году как общество чтения Библии, целью которого было распространение христианской литературы. [ 13 ] Они предполагали работать с авторитетными миссионерскими обществами, уже действующими в « неевангелизированных регионах » мира. [ 35 ]

В 1825 году губернатор Датского протектората Кристиансборг (Осу) майор Йохан Кристофер фон Ришелье, заметив деградацию моральных ценностей европейских жителей, проживающих внутри и за пределами датского форта, замка Кристиансборг , обратился к Датской короне через Преподобный Боне Фальк Рённе (1764–1833), основатель и председатель правления Датского миссионерского общества (основанного 17 июня 1821 года), который представлял интересы Базельской миссии в Дании , организовал для миссионеров Базельского евангелического миссионерского общества в Швейцарии проповедовать в тогдашней колонии Голд-Кост. [ 11 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] В течение полутора десятилетий должность капеллана в замке Кристиансборг оставалась вакантной. [ 38 ] Ришелье выступил капелланом и восстановил публичное христианское богослужение, открыл школу, в которой крестились и получили образование 150 учеников. Поэтому для евангелизации требовалось больше рук. [ 38 ] [ 41 ] В марте 1827 года Базельская миссия отобрала четверых молодых людей из сельской Швейцарии и южной Германии в возрасте от 23 до 27 лет. Это были: Карл Ф. Зальбах (27 лет), Готлиб Хольцват (26 лет), Йоханнес Хенке (23 года) и уроженец Швейцарии Йоханнес Готлиб Шмидт (24 года). [ 11 ] [ 38 ] [ 42 ] Это были квалифицированные ремесленники с опытом практической подготовки в гончарном, столярном, сапожном, каменном, столярном и кузнечном деле. [ 41 ]

В Кристиансборге , Аккра, они также открыли Базельскую миссионерскую торговую фабрику для экспорта пальмового масла и других местных продуктов для финансирования миссионерской работы, а также открыли ремесленную мастерскую для обучения местных предпринимателей передовым методам ремесла, чтобы они могли служить своим общинам на благо своих общин. Золотом Береге и в Западной Африке, что, по мнению Базельского комитета, было способом искупить ужас и разрушительные последствия работорговли, вызванной европейским колониализмом . [ 41 ] Согласно истории церкви, их приоритетами было « акклиматизироваться, уделить время выбору постоянного места для миссии, любой ценой освоить местный язык, начать реальную миссионерскую деятельность с основания школы и, наконец, представить Евангелие с любовью и терпением... чтобы показать людям неисчерпаемое терпение и избыток благодетельной любви, даже несмотря на то , что из тысячи кровоточащих ран могут быть исцелены лишь немногие, нанесенные жадностью к наживе и жестоким коварством европейца. ." [ 42 ]

Они прибыли в Кристиансборг 18 декабря 1828 года и провели свою первую церковную службу в прибрежной деревушке Аманфон, недалеко от Осу, 28 декабря 1828 года. Все, кроме Йоханнеса Хенке, умерли в течение восьми месяцев после их прибытия (август 1829 года) от малярии и других тропических болезней. [ 11 ] Хенке в конце концов умер 22 ноября 1831 года. [ 11 ] 21 марта 1832 года для продолжения работы прибыла вторая группа из трех миссионеров, состоящая из преподобного Андреаса Рииса, преподобного Питера Петерсона Ягера и доктора Кристиана Фредериха Хайнце, врача. [ 43 ] Через пять недель после их прибытия врач, который должен был заботиться о здоровье двух других миссионеров, умер от малярии 26 апреля 1832 года. 18 июля 1832 года умер также преподобный П. П. Ягер. [ 11 ]

Преподобный Андреас Риис, датский священник, был единственным выжившим миссионером. После того, как он заболел малярийной лихорадкой, местный травник, которого Риису представил его евро-африканский друг-торговец и друг миссии Джордж Луттеродт, лечил его лимоном, мылом, холодной ванной и природным хинином, содержащимся в коре деревьев . После выздоровления Луттеродт посоветовал Риису переехать в холмистую сельскую местность в Акропонге-Акуапеме , где климат намного прохладнее и более благоприятная окружающая среда. [ 11 ]

В январе 1835 года Риис и его друг были тепло приняты тогдашним оманхенцем из Акуапема Наной Аддо Данква I. Наконец они переехали и поселились в Акропонге 26 марта 1835 года. Осиадан, означает «строитель» что на языке акан , - это то, чем Риис с любовью называл Рииса. назван, потому что он построил свой дом из камня и дерева. [ 10 ] Он ел местную еду и говорил на акуапем-тви, как и жители Акропонга. Риис жил, как местные жители того времени, проживая в лесистых внутренних районах, используя пальмовые ветви в качестве ковриков для сна и, ел региональные деликатесы, такие как перечный суп , улитки и червяки . по некоторым сведениям, [ 10 ]

Прожив год и получив одобрение Комитета внутренних дел Базельской миссии, Риис договорился о том, чтобы жениться на нем по имени Анна Маргарета Уолтерс, двадцатилетняя датчанка. Среди тех, кто пришел с ней, были Андреас Стрейнджер и Йоханнес Мурдтер. [ 11 ] [ 44 ] Незнакомец умер в канун Рождества в 1837 году, а собственный ребенок Рииса умер в конце 1838 года. Риис стал символом надежды на евангелическое возрождение в миссионерской работе. [ 11 ]

Плохое состояние здоровья Рииса, пересеченная местность и высокая смертность европейских миссионеров, иногда достигающая восьмидесяти процентов, вкупе с неудачами в миссионерской работе вынудили Базельское миссионерское общество отказаться от работы и отозвать Рииса. [ 10 ] [ 37 ] За восемь лет Риис не смог обратить туземца в христианство и не мог похвастаться ни одним крещением. [ 10 ] В 1840 году Андреас Риис путешествовал через Акваму, Шай, Кроболанд, Аким Абуаква и Кейп-Кост и в 1840 году прибыл в Кумаси . [ 11 ] Видя, что условия слишком суровы для сдерживания, власти Базельской миссии были недовольны, и Рииса отозвали в Швейцарию - миссию пришлось закрыть. [ 10 ] На прощальном дурбаре, организованном в честь Рииса, верховный вождь Оманхене из Акуапема якобы заметил: « Если бы вы могли показать нам африканцев, умеющих читать Библию, тогда мы наверняка последовали бы за вами ». [ 10 ] [ 11 ]

Прибытие миссионеров из Вест-Индии

[ редактировать ]

Закодированное послание этого вождя дало Риису и Базельскому миссионерскому обществу пищу для размышлений. Рассвет нового дня для африканских миссий начался, когда были установлены контакты с целью привлечения афро-карибских христиан из Вест-Индии к миссии в Африке. Такое предложение уже поступило в Базель из Англии, но толчок к участию Базеля, должно быть, исходил от Рииса. [ 10 ]

Риис прибыл в европейскую штаб-квартиру Базельской миссии 7 июля 1840 года и сразу же совещался с руководителями миссии, которые уже решили прекратить операции миссии в Западной Африке. [ 35 ] Акропонга Затем Риис представил убедительные аргументы, озвучив прощальное обращение главы комитету совета миссии. [ 35 ] Режиссеры согласились отправиться на острова Карибского моря с целью найти потомков освобожденных рабов, которые, возможно, лучше подходили или адаптировались к акклиматизации к тропической среде Западной Африки, климат которой был похож на климат Вест-Индии. [ 35 ] Морально они были хорошо подготовлены к миссионерской работе благодаря своему сильному чувству социальной миссии, почерпнутому из аболиционистского и эмансипационного движений, а также впитавшему моравский христианский образовательный дух в Вест-Индии. [ 13 ] Более того, новобранцы из афро-карибского региона не имели непосредственных связей с семьями, кланами или этническими группами в Африке, что делало их нейтральными агентами в евангелических усилиях. [ 13 ]

Где-то в 1842 году Комитет внутренних дел выбрал нового выпускника-миссионера, преподобного Иоганна Георга Видмана (1814–1876), помощника миссионера Германа Галлера и американо-либерийского миссионера, получившего образование в Беуггене и Базеле, Джорджа Питера Томпсона (1819–1889). ) поехать на Ямайку для вербовки христиан африканского происхождения. [ 35 ] [ 45 ] [ 13 ] [ 22 ] 28 мая 1842 года Андреас Риис и его жена Анна Вольтерс, Видманн вместе с Томпсоном покинули Базель и направились на британский подветренный остров Антигуа в Вест-Индии через Грейвсенд и Ливерпуль, чтобы нанять и завербовать чернокожих мужчин-христиан, которые будут сопровождать их в Западную Африку, пока Аллер отправился прямо на Золотой Берег, чтобы подготовить почву для их прибытия. [ 35 ] При содействии Джеймса Брюса, 8-го графа Элгина , в то время губернатора Ямайки , преподобного Джейкоба Цорна, суперинтенданта Моравской миссии на Ямайке, преподобного Джейкоба Ф. Сессинга и преподобного Дж. Миллера, Агент Общества африканской цивилизации , Риис смог набрать кандидатов после массового призыва по всему острову и обширного и строгого процесса собеседований. [ 35 ] Многие из потенциальных волонтеров или «репатриантов», первоначально подавших заявки на участие в программе, оказались непригодными: некоторые из них были бывшими христианами, один был в восторге от приключения и хотел добывать золото, у другого была жена-инвалид, которая была слишком больна, чтобы в то время как другие потенциальные новобранцы хотели просто вернуться на родину, в Африку, и миссионерская работа не была для них главным приоритетом. Найти подходящих кандидатов оказалось настолько трудной задачей, что Риис и другие базельские миссионеры почти отказались от этой инициативы. [ 10 ] [ 11 ] [ 35 ]

Риис встретился с учителем Клерка, моравцем Якобом Цорном, который настоял на заключении надлежащего контракта о служении между этими ямайскими миссионерами, представленными Конференцией Ямайско-Моравской миссии и Базельской миссией. Соглашение предусматривало, среди прочего, [ 10 ] что:

  • «Форма публичного богослужения и правила Моравской церкви в отношении церковной дисциплины должны были быть сохранены.
  • Вест-индцы должны были добровольно служить миссии. Взамен миссия позаботится обо всех их потребностях в течение первых двух лет.
  • Базельская миссия предоставит жителям Вест-Индии дома и землю для ведения сельского хозяйства и садоводства, на которой они смогут работать один день в неделю.
  • В конце первых двух лет жители Вест-Индии могли выбрать либо использовать свой собственный источник занятости, либо работать в Базельской миссии за разумную заработную плату.
  • Через пять лет, если кто-нибудь захочет вернуться на Ямайку, Базельская миссия оплатит проезд при условии, что он не виновен в моральном отклонении». [ 10 ] [ 13 ]

Положение, которое позволяло моравцам Вест-Индии использовать свою собственную форму богослужения и дисциплины, было показателем того, насколько моравцы и Базельская миссия были готовы пойти на то, чтобы привлечь в миссию афрокарибских христиан. Учитывая историческое сходство между Моравской и Базельской миссиями из-за их общего лютеранского наследия, этот альянс положил начало новой и эффективной модели миссионерского предприятия, которая оказала глубокое социокультурное воздействие на коренное население Ганы. [ 10 ] [ 20 ] [ 29 ]

Перед отъездом с Ямайки в моравских церквях в Литице и Фэрфилде было проведено эмоциональное прощальное служение для миссионеров и их семей. [ 10 ] [ 13 ] Среди слез и объятий эмигранты из Вест-Индии сообщили об этом своим семьям и церковным прихожанам в прощальной речи, в которой говорилось: «Когда мы отправляемся в Африку, мы отправляемся не в чужую страну. Африка – это наша страна и наш дом. Наши деды и прадеды были взяты оттуда и привезены сюда. Мы идем туда, чтобы засвидетельствовать Милость Божию не только европейцу, но и африканцу, и наша единственная молитва - о том, чтобы глаза африканцев, которых мы считаем своими братьями, могли видеть. открыться, чтобы увидеть Иисуса Христа как Спасителя мира». [ 10 ] [ 11 ] [ 35 ] Ямайцы, по сути, были мостом, по которому можно было поделиться Евангелием с коренными жителями Золотого Берега, одновременно соединяясь со своими предками и культурными корнями в Африке. [ 13 ]

В аллегории библейского повествования об Иосифе команда из 24 ямайцев и одного антигуанца (6 отдельных семей и 3 холостяка) отплыла из порта Кингстона 8 февраля 1843 года на борту ирландской бригантины «Джозеф Андерсон», арендованной за фунтов стерлингов 600 , и Согласно различным историческим данным, прибыл в Кристиансборг, Золотой Берег, в пасхальное воскресенье, 16 апреля, или в пасхальный понедельник, 17 апреля 1843 года, примерно в 20:00 по местному времени ( GMT ) после шестидесяти восьми дней и ночей путешествия, выдержав пятидневный тропический период. шторм в Карибском море, нехватка пресной воды и изнуряющая жара на борту судна. [ 10 ] [ 11 ] [ 45 ] [ 29 ] Базельская миссия провела для них короткую церемонию встречи в замке Кристиансборг, где они были тепло приняты Эдвардом Джеймсом Арнольдом Карстенсеном, датским губернатором тогдашним , вместе с Джорджем Луттеродтом, мулатом и личным другом Андреаса Рииса, который ранее исполнял обязанности губернатора Золотого Берега. [ 10 ] [ 11 ] Жители Вест-Индии немного отдохнули на побережье, прежде чем 10 мая 1843 года отправиться во Фредерикгаве, старую виллу и королевскую плантацию датского губернатора в современной деревне Сесеми недалеко от холмов Аквапим. [ 13 ] [ 29 ] [ 46 ] Находясь в Аккре, половина группы осталась с Луттеродтом, а остальные жители Вест-Индии остались в доме другого евроафриканца по имени Йестроп. [ 6 ]

Помимо А.В. Клерка из общины Фэрфилда, который уже был обученным миссионерским агентом, другие новобранцы-миссионеры из Моравии одновременно выступали в роли опытных мастеров : [ 1 ] [ 6 ] [ 13 ]

  • Джозеф Миллер из Фэрфилда, сельскохозяйственный рабочий, с женой Мэри и детьми Роуз Энн , Робертом и Кэтрин.
  • Джон Рочестер из Фэрфилда, бондарь, с женой Мэри, сестрой Энн и сыном Джоном Пауэллом Рочестером.
  • Джеймс Грин из общины Назарета, плотник, с женой Кэтрин и сыном Робертом.
  • Джон Холл из Ирвин-Хилл, Монтего-Бей, производитель рома, его жена Мэри и сын Эндрю.
  • Джеймс Г. Маллингс из Вифлеемской церкви, домашний слуга, с женой Маргарет и дочерью Кэтрин Элизой.
  • Эдвард Уокер из Вифлеемской церкви, сельскохозяйственный рабочий, с женой Сарой и сыном Джоном.
  • Дэвид Робинсон из Фулнека, сельскохозяйственный рабочий
  • Джонас Хорсфорд из церкви Грейс Хилл, деревня Либерта [ 47 ] в Антигуа

Кроме того, жителей Вест-Индии сопровождала школьная учительница ангольского происхождения и выросшая на Ямайке по имени Кэтрин Малгрейв , также из Фэрфилда, которая была невестой Джорджа Питера Томпсона и стала директором тогдашней датской школы замка Кристиансборг в Осу. Аккра, которую взяла на себя Базельская миссия. [ 48 ] [ 49 ] Помощником Рииса также был преподобный Иоганн Георг Видман, немецкий священнослужитель. У них также были ослы, лошади, коровы и другие животные, а также сельскохозяйственные семена и черенки, такие как саженцы манго, которые они собирались внедрить в экономику Золотого Берега. [ 10 ] [ 48 ] [ 50 ] [ 49 ] Другие тропические саженцы, привезенные миссионерами из Вест-Индии, включают какао, кофе, хлебный орех, хлебное дерево, гуаву, ямс, маниоку, бананы, кокоям, различные виды бананов и груши. [ 35 ] Кокоям, например, теперь является основным продуктом питания в Гане. [ 35 ] Позже, в 1858 году, миссионеры экспериментировали с посадкой какао в Акропонге, более чем за два десятилетия до того, как Теттех Куарши привез саженцы какао на Золотой Берег с острова Фернандо-По, ныне известного как Биоко в Экваториальной Гвинее . [ 35 ] [ 51 ]

Миссионерское предприятие в Акропонге

[ редактировать ]

Большинство жителей Вест-Индии переехали в Акропонг из Фредериксгаве между 17 и 18 июня 1843 года. [ 29 ] На вилле Мэри Холл родила второго сына Генри, которого крестил Иоганн Георг Видманн. [ 13 ] Местные жители приняли жителей Вест-Индии с энтузиазмом, но позже были разочарованы, «потому что мы [жители Вест-Индии] не принесли им денег и бренди», как заметил один из миссионеров Джозеф Миллер. [ 10 ] Тем не менее, они поселились и полностью «доверились народу акуапем » и сформировали близкую дружбу с туземцами, которые стали их переводчиками, поскольку изначально они не могли общаться на местном языке тви ; позже они включили словарь акан в свой ямайский патуа . [ 10 ] Политические волнения в Акропонге в период с 1839 по 1850 год затруднили миссионерскую деятельность. [ 10 ]

Клерк и его коллеги немедленно приступили к работе, поскольку обещанные им дома на самом деле находились в аварийном состоянии. [ 10 ] Согласно исторической литературе, они построили первые кирпичные и каменные дома в Акропонге, и район Вест-Индского поселения стал известен как Ганновер , что связано с приходом (регионом) на северо-западе Ямайки. [ 10 ] Ганновер описывался как « поселение, окруженное манговыми деревьями », как это можно увидеть и сегодня в кварталах Ямайки. [ 10 ] есть даже Ганновер-стрит, В Акропонге построенная ок. 1860 г .: улица с маленькими каменными домами, построенными ямайцами, которая сейчас проходит параллельно северной границе Пресвитерианского учебного колледжа (PTC). [ 10 ] В Абури до сих пор есть колодец под названием «Ямайка» , построенный ямайцем Моравианом Джоном Рочестером и местными рабочими в 1850–60-х годах. [ 1 ] [ 10 ] [ 52 ] [ 41 ] По данным на 1851 год, 25 из 31 христианина в Акропонге были выходцами из Вест-Индии. [ 42 ] В сообществе Вест-Индии царила сердечная атмосфера, поскольку поселенцы Карибского бассейна считали друг друга братьями и сестрами. [ 13 ]

Первоначально, будучи президентом местной миссии, Риис должен был быть мастером всех профессий: пастором, администратором, казначеем, бухгалтером, плотником, архитектором и специалистом по связям с общественностью между Миссией и традиционными правителями. [ 11 ] [ 13 ] Герман Халлер был менеджером миссионерской станции, ответственным за всю экономическую деятельность, а Дж. Г. Видманн был назначен школьным инспектором и ответственным служителем Базельской пресвитерианской церкви Христа в Акропонге. [ 13 ] В результате своего предыдущего опыта старейшины в своей домашней церкви в Ирвин-Хилл в Монтего-Бей Джон Холл стал первым пресвитером церкви, а Александр Уорти Клерк стал первым дьяконом, выполнявшим дополнительную роль в раздаче продуктов питания, таких как кукуруза и импортные продукты. одежду своим собратьям-эмигрантам из Карибского бассейна. [ 13 ] Клерку также было поручено обучать детей поселенцев в недавно созданной детской школе в Акропонге. [ 13 ] Джон Рочестер руководил сельскохозяйственными работами миссии. [ 13 ]

По мере того, как для миссии набиралось больше миссионеров, бремя администратора увеличивалось. Риис и другой базельский миссионер, Саймон Зюсс, были вынуждены из-за ситуации торговать и обмениваться, чтобы получить деньги на покупку еды и другие нужды расширяющегося штата миссии и местных работников. [ 11 ] [ 52 ] [ 41 ] Миссионеры столкнулись со многими трудностями, и одно из многих обвинений, выдвинутых против них их недоброжелателями, заключалось в том, что они стали коммерческими торговцами, а не церковными миссионерами. [ 11 ] Риис и его люди начали проповедовать евангелию сельским жителям вокруг Акропонга; Базельская миссия стала в просторечии известна как «сельская» или «кустовая» церковь. [ 11 ] Риис хотел заняться язычеством внутри страны и выучить язык акан, на котором более широко говорят во внутренних районах Золотого Берега. Риис как приверженец дисциплины отстранил от должности американо-либерийского миссионера Джорджа Томпсона, который потерпел неудачу в своей миссии в Осу в 1845 году. [ 11 ]

Первые христианские крещения были совершены ямайцами в 1847 году, когда в Кристиансборге, Осу, была основана духовная семинария. [ 13 ] [ 42 ] Другая семинария, Базельская миссионерская семинария (позже пресвитерианский педагогический колледж ), была основана в 1848 году для обучения местных жителей работе миссии. [ 42 ] Позже семинария Кристиансборга была навсегда переведена в кампус Акропонга и объединена с тамошней Базельской миссионерской семинарией. При открытии семинарии панафриканист из Сьерра-Леоне Джеймс Африканус Бил Хортон отметил, что «это действительно академическое достижение, которое вполне может сравниться с европейскими учебными колледжами того периода». [ 13 ] В школе выпускались учителя-катехизаторы, чья роль сыграла решающую роль в христианской евангелизации, поскольку учебная программа основывала учащихся на теории и практике общего образования и педагогики, а также на классической семинарской подготовке. [ 13 ] В 1845 году также планировались импортировать будущих студентов из Барбадоса, но эти планы были отложены, поскольку возникла большая потребность в обучении местных ученых и проповедников. [ 13 ] Модель образования катехизаторов была основана на системе Церковного миссионерского общества , в которой обучались катехизаторы, которые не были рукоположенными пасторами и считались стажерами в течение нескольких лет, прежде чем были повышены до должности церковного служителя. [ 13 ]

Проблемы в первые дни не были редкостью. [ 1 ] [ 52 ] [ 41 ] Было задокументировано, что « к январю 1845 года некоторые христиане Вест-Индии устали от христианского эксперимента и написали в Базельскую миссию с просьбой о репатриации в Вест-Индию, но миссия отказалась », сославшись на подписанное соглашение. [ 1 ] [ 41 ] [ 52 ] В 1848 году несколько эмигрантов из Вест-Индии решили вернуться на Ямайку по истечении пятилетнего срока проживания, предусмотренного первоначальным контрактом с Базельской миссией. [ 41 ] Дэвид Робинсон умер в 1850 году на Золотом Берегу от хронической болезни. [ 1 ] [ 41 ] [ 52 ] Поскольку напряженность между Базельской миссией и жителями Вест-Индии продолжала расти, Уокеры разочаровались, покинули миссионерскую станцию ​​в Акропонге и переехали в Аккру, прежде чем навсегда поселиться в Кейп-Косте. [ 1 ] [ 41 ] [ 52 ] Некоторые разногласия среди карибских поселенцев по поводу распределения запасов одежды привели к порке антигуанца Йонаса Хорсфорда Андреасом Риисом и чернорабочим-бригадиром Ашонгом. [ 13 ] Хорсфорд, которому тогда было чуть больше двадцати, бежал в Осу, Аккру, а затем и в Кейп-Кост из-за гнева и унижения. [ 13 ] Он был добровольно репатриирован на Антигуа, но умер в море по пути домой. [ 13 ] Грины потребовали репатриации на Ямайку в 1849 году, но Кэтрин, жена Джеймса, умерла в море от явно неизлечимого рака груди, который был диагностирован, когда она жила в Акропонге. [ 13 ] Базельский миссионер Иоганн Фридрих Мейшель считал, что г-жа Кэтрин Грин негативно повлияла на ее мужа, заставив его опасаться европейских миссионеров, поскольку Грины думали, что общество откажется от своего обещания репатриировать карибских миссионеров-добровольцев через пять лет, если они того пожелают. [ 13 ]

Пять карибских семей остались, чтобы сформировать ядро ​​африканской христианской общины в Акропонге: Александр Уорти Клерк, Джон Холл, Джозеф Миллер, Джеймс Габриэль Маллингс, Джон Пауэлл Рочестер и их семьи. [ 1 ] [ 41 ] [ 52 ] [ 53 ] Согласно историческим архивам, «... миссия предприняла шаги по обеспечению сельскохозяйственных земель для семей из Вест-Индии, которые решили остаться. Миссия приобрела землю недалеко от Адами для семей Миллер и Холл и в Адобсуме по дороге в Аманпроби для Семьям Маллингов и Рочестеров была выделена земля для семьи Клерков в Абури, в месте, которое сегодня называется Маленькой Ямайкой». [ 1 ] [ 41 ] [ 52 ]

Он был миссионером в деревнях и городах в районе Акуапема с 1864 по 1867 год. В 1867 году Клерк был отправлен в Туту, город в районе Акуапема, и собрал на местном уровне средства для строительства там первой часовни Базельской миссии. [ 13 ] 1 сентября 1872 года вместе с пастором из числа коренного населения Акан Теофилом Опоку Александр Уорти Клерк был рукоположен в сан полноправного служителя Базельской миссии базельским миссионером преподобным Иоганном Георгом Видманном. [ 13 ] [ 54 ] Историк Голд-Коста Карл Кристиан Рейндорф был рукоположен шесть недель спустя, 13 октября 1872 года. [ 13 ] [ 55 ] [ 56 ] Эта церемония положила начало рукоположению местных пасторов на миссионерскую работу. [ 13 ] Позже он стал окружным служителем Базельской миссионерской церкви в Абури. [ 13 ]

Вклад в образование

[ редактировать ]

Клерк и его коллеги-миссионеры из Карибского бассейна проявили инициативу и быстро адаптировались, несмотря на первоначальную тоску по дому, и выучили языки коренных народов Акана и Га. [ 10 ] [ 57 ] [ 58 ] Миссионеры сочинили новые гимны на местном языке , перевели церковные гимны на га и акан с английского и немецкого языка, построили каменные дома, колодцы и школы, основали большие фермы и научили местных жителей читать и писать, что значительно повысило уровень грамотности в регионе. [ 10 ] [ 48 ] [ 50 ] [ 49 ] В 1848 году тридцать семь девочек, двадцать пять мальчиков и семь детей из Вест-Индии посещали недавно созданную Объединенную школу Акропонг , одним из основателей которой был Клерк. [ 1 ] [ 13 ] [ 41 ] [ 52 ] За усердную работу Клерка прозвали « Суку Мансере », что на языке тви означает «учитель». [ 13 ] Среди детей из Вест-Индии, обучавшихся в школе, были Эндрю Холл, Роуз Энн Миллер , Роберт Миллер, Кэтрин Миллер, Элизабет Маллингс, Энн Рочестер и Джон Рочестер. Школа для девочек позже была переведена в Абури в 1854 году и стала старшей школой для девочек, предшественницей современной средней школы для девочек в Абури . [ 1 ] [ 41 ] [ 52 ] Роуз-Энн Миллер, дочь ямайских миссионеров Джозефа и Мэри Миллер, которая ранее руководила детской школой в Акропонге в 1857 году, была назначена руководителем школы для девочек в Абури в 1859 году до 1874 года, когда она добровольно покинула Базельскую миссию, чтобы работать. в государственной государственной школе для девочек в Аккре. [ 13 ]

Клерк и другие миссионеры также обучали местных катехизаторов, чтобы те помогали им в евангелической работе и играли значительную роль в Базельской миссии. [ 10 ] [ 48 ] [ 49 ] в недавно созданном Базельском миссионерском учебном колледже в 1848 году (ныне Пресвитерианский педагогический колледж) [ 10 ] как второе старейшее высшее учебное заведение в Западной Африке после колледжа Фура Бэй (основано в 1827 году) [ 59 ] во Фритауне, Сьерра-Леоне. [ 60 ] В семинарии Клерку дали новую роль преподавателя библейских исследований. [ 13 ] Среди учеников Клерка в классе пионеров были Джон Пауэлл Рочестер, Дэвид Асанте , Пол Штаудт Кетеку, Уильям Йиренки и Джонатан Беко Палмер. [ 13 ] Эти семинаристы позже стали учителями-катехизаторами и пасторами миссии. [ 13 ]

Несколькими годами ранее, 27 ноября 1843 года, в Кристиансборге была открыта англоязычная средняя школа-интернат для мальчиков Салемская школа , старейшая существующая школа, основанная Базельской миссией. Педагогами-основателями были все миссионеры: ямайцы, Александр Уорти Клерк и Кэтрин Малгрейв (1827–1891), а также Джордж Томпсон, американо-либерийский миссионер, получивший образование в Германии. [ 15 ] Малгрейв родился в Анголе , но вырос на Ямайке после того, как в шестилетнем возрасте его спасли от португальских работорговцев. [ 15 ] называла ее по ангольскому имени « Геве Она вспомнила, как ее мать в детстве Ямайки », и была усыновлена ​​тогдашним губернатором графом Малгрейв и его женой леди Малгрейв , которые дали ей образование в Школе беженцев для женщин, а затем прошли педагогическую подготовку в Мико. Учреждение в Кингстоне, Ямайка. [ 1 ] Между 1843 и 1891 годами Малгрейв также основал различные школы-интернаты для девочек в Осу, Абокоби и Одумасе , в учебных программах которых особое внимание уделялось арифметике, чтению, письму, рукоделию, садоводству и домашним делам. [ 13 ]

В Вест-Индии английский язык стал предпочтительным средством обучения в школе, и это получило широкое признание после того, как датчане продали свои форты и замки на восточной стороне Золотого Берега, включая Осу, британцам в 1850 году. [ 15 ] В XIX веке название Салем обозначало ту часть города, где первые европейские базельские миссионеры поселились вместе со своими новообращенными. Первоначально термин Салем включал церковь, школу и другие здания в христианском квартале города. [ 15 ] Школа была построена вокруг четырехугольника с классами с одной стороны, общежитиями с другой и резиденциями директора и учителей с другой. Такая договоренность позволяла учителям и ученикам постоянно поддерживать связь друг с другом. [ 15 ] Таким образом, в Салеме существовала « христианская деревенская культура », типичная для небольших европейских городов и деревень, откуда родом многие базельские миссионеры. [ 13 ]

Школьная программа была строгой: она включала английский и га языки, арифметику, географию, историю, религиозные знания, природоведение, гигиену, почерк и музыку. [ 15 ] Также проводилось обучение декоративно-прикладному искусству, включая гончарное дело, столярное дело, плетение корзин и циновок, а также практические уроки сельского хозяйства на школьной ферме. [ 15 ] Христианское религиозное обучение было основой учебной программы, при этом от всех учеников требовалось обязательное посещение церкви. [ 15 ] Был введен строгий дисциплинарный кодекс, основанный на аскетическом образе жизни. [ 15 ]

Первые годы учебы в школе были трудными. Через год после основания Клерка отправили в Акропонг, чтобы открыть там аналогичную школу. [ 15 ] В 1854 году британские власти при поддержке колониальных войск в течение двух дней бомбардировали город Осу с помощью военного корабля « HM Scourge » после того, как коренные жители отказались платить недавно введенный подушный налог . [ 15 ] Несколько частей города были разрушены. Молодая школа вместе с большим количеством новообращенных африканцев переехала в Абокоби . Около 1857 года школу перевели обратно в Осу, в место под названием Салем. [ 15 ] Позже аналогичные салемские школы были созданы в Пеки , Ла , Тешие , Одумасе , Ада Фоа , Киби , Абетифи и Нсабе . [ 15 ]

Многие из выпускников школы позже стали администраторами, бухгалтерами, банкирами, государственными служащими, дантистами, дипломатами, инженерами, судьями, юристами, врачами, политическими лидерами, профессорами и учителями в колониальную эпоху. [ 15 ] Христианское Базельское образование, которое выпускники Салема получили в годы своего становления, привило им сильное чувство благородства . [ 15 ] С середины девятнадцатого века до конца двадцатого века Салемские старики доминировали во многих аспектах общественной жизни и общества и сформировали ядро ​​новой высокой буржуазии в колониальной социальной иерархии Голд-Коста . [ 15 ]

Несмотря на то, что он был высокообразованным по всем стандартам; Самоучка и многоязычный человек, говорящий на нескольких Ганы , Карибского бассейна и Европы языках ( га , тви , английском , ямайском креольском и немецком ), Комитет внутренних дел в Базеле никогда не оказывал Клерку того полного или максимального уважения, которого он заслуживал как базельский миссионер, служитель и педагог во время его жизнь. [ 10 ] В частности, он и другие его карибские коллеги вместо этого рассматривались европейцами как имеющие тот же статус, что и помощники по административным вопросам или помощники миссии, что иногда приводило к натянутым отношениям с Базельской миссией. [ 10 ]

Личная жизнь и происхождение

[ редактировать ]

Родословная

[ редактировать ]

Клерк был потомком западноафриканских рабов восемнадцатого века, которые были схвачены работорговцами и насильно доставлены на Карибский остров для работы на кофейных и сахарных плантациях в разгар трансатлантической работорговли. [ 10 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 61 ] Согласно некоторым устным рассказам, некоторые из этих ямайских рабов, возможно, были выходцами из Асанте и из среднего пояса современной Ганы, в то время как другие происходили из прибрежного коридора Ганы, в основном населенного Гасом и Фантесом . Позже многие рабы были также увезены из общин игбо и йоруба на территории современных Сьерра-Леоне и Нигерии . [ 61 ]

Полина Гессе, Абури, Голд-Кост, ок.

30 августа 1848 года Клерк женился на Полине Гессе (родившейся 3 мая 1831 года) из Осу Амантры , дочери торговца Евро-Га , Германа Гессе из семьи Гессен , и женщины Га-Дангме , Шарлотты Ламиоркай, которая происходила из торговой семьи. на Шайских холмах . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 9 ] [ 62 ] [ 63 ] Дед Полины Гессе по отцовской линии, доктор Лебрехт Вильгельм Гессе, был датским врачом восемнадцатого века немецкого происхождения. [ 1 ] Гессен-Клерк прошел обучение в Базельской миссии и получил образование в датскоязычной школе замка Кристиансборг в Осу. [ 1 ] [ 64 ] Одной из ее школьных учительниц была Кэтрин Малгрейв , первая женщина-педагог Базельской миссии на Золотом Берегу. [ 1 ] Среди одноклассников Гессе были ее сестры Мэри (г-жа Рихтер), Вильгельмина (г-жа Бриандт), Регина (1832–1898), учительница, которая позже вышла замуж за Германа Людвига Роттмана, первого базельского миссионера-торговца в Кристиансборге и основателя Базельской школы. Торговая компания Миссия. [ 1 ] [ 6 ] [ 13 ] [ 63 ] Ее брат Уильям Гессе (1834–1920) был пастором Базельской миссии. Другим одноклассником был историк и министр Карл Кристиан Рейндорф (1834–1917), чья основополагающая книга « История Золотого Берега и Асанте » была опубликована в 1895 году. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Школа в замке Кристиансборг, открытая в 1722 году, была очень похожа на школу в замке Кейп-Кост , основанную англиканским викарием преподобным Томпсоном и Обществом распространения Евангелия в зарубежных странах (SPG), входящим в состав англиканской церкви. [ 68 ] [ 69 ] Датский язык был языком обучения в школе Кристиансборг. [ 15 ] Школы в замках были созданы европейскими губернаторами для крещения и в первую очередь обучения евроафриканских мулатов мужского пола, детей европейских мужчин и африканских женщин Золотого Берега для последующего трудоустройства в качестве административных помощников и солдат на колониальной государственной службе. [ 68 ] [ 32 ] [ 69 ] Позже Гессен-Клерк стал владельцем малого бизнеса и коммерческим трейдером. [ 1 ] В результате бомбардировки Осу в 1854 году и последующего насильственного перемещения его жителей зять Клерка , Джон Гессе, переехал в Акропонг в качестве внутреннего беженца и занялся мелкой торговлей вместе с другими Га-Дангме торговцами , которые также бежал от бомбардировки. [ 15 ] [ 29 ] Благодаря своему воспитанию, образованию и профессии трейдера Полина Гессе владела несколькими языками, говоря на га, акуапем тви , английском, датском и немецком языках.

У пары было двенадцать детей, кроме одного, тезки преподобного А.В. Клерка, Александра Уорти, умершего при рождении: Кэролайн Ребекка (миссис Сваникер), Джон Патрик, Луиза (миссис Холл), Офелия (умерла в детстве от кори ), Чарльз Эммануэль, Ричард Альфред, Николас Тимоти , Джейн Элизабет (миссис Брюс), Мэри Энн, Матильда Йоханна (миссис Локко) и Кристиан Клерк, погибшие в юности в результате несчастного случая в Гвинейском заливе . [ 1 ] [ 6 ] [ 70 ] [ 29 ] Таким образом, А.В. Клерк стал патриархом исторически известной семьи Клерков из Аккры благодаря своему приезду на Золотой Берег в 1843 году в качестве холостяка и последующему браку в 1848 году с Полиной Гессен. [ 18 ]

Избранные работы

[ редактировать ]

А.В. Клерк написал и перевел гимны с немецкого на язык га . Эти гимны включены в Пресвитерианские гимны и до сих пор используются Пресвитерианской церковью Ганы для своих церковных служб:

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Клерк умер естественной смертью 11 февраля 1906 года в возрасте 85 лет. [ 4 ] [ 18 ] [ 5 ] в своем доме Фэрфилд-Хаус в Абури , [ 72 ] 20 миль (32 км) к северу от Аккры. Он был похоронен на старом кладбище Базельской миссии недалеко от ботанического сада Абури в Абури . [ 5 ] Будучи лидером общественного мнения в Абури, Клерк оказал влияние на выбор кампуса ботанического сада. Вдова Клерка, Полина Гессен-Клерк, умерла 18 августа 1909 года в возрасте 78 лет; ее похоронили рядом с мужем.

Во время Первой мировой войны немецкие миссионеры покинули Золотой Берег, а шотландские пресвитерианские миссионеры приехали и служили христианам Моравской церкви. [ 10 ] Через некоторое время после окончания войны немцы попытались возобновить свое доминирующее влияние, но христиане Золотого Берега заявили, что отдают предпочтение пресвитерианской церкви, принесенной туда шотландцами.

Отдавая должное наследию Клерка, других миссионеров Вест-Индии и Базельской миссии, британский губернатор Золотого Берега во время Первой мировой войны сэр Фредерик Гордон Гуггисберг отреагировал на изгнание Базельской миссии как на угрозу безопасности иностранцев из Золотого Берега. Коуст, сетуя на то, что вынужденный отъезд стал « величайшим ударом, который когда-либо терпел образование в этой стране »; описывая свою работу как « в первую очередь с точки зрения качества образования и воспитания характера » - свидетельство подхода миссии, сочетающего академическое обучение с практической подготовкой для жизни. [ 17 ] Хотя распространение Евангелия было главной целью жителей Вест-Индии и Базельской миссии, внутренняя социально-экономическая и тяжелая образовательная среда побудили их основать первые в стране формальные школы и колледжи, открытые для учеников из всех слоев общества. [ 36 ] Кроме того, миссионеры предоставили сельским жителям альтернативные источники занятости путем создания механизированного сельского хозяйства и мелкомасштабных ремесленных производств, ориентированных на торговлю, таких как строительство и ремесла, включая книгопечатание, переплетное дело, производство плитки, изготовление кирпича и ткачество, чтобы создать самодостаточность среди туземцев. [ 36 ] [ 43 ] Чтобы подчеркнуть этот момент, ученый Ноэль Смит заметил в 1966 году: «В образовании и сельском хозяйстве, в обучении ремесленников и развитии торговли, в медицинском обслуживании и в заботе о социальном благосостоянии людей имя «Базель» ко времени изгнания Миссии из страны стало заветным словом в сознании народа». [ 13 ]

Пресвитерианская церковь Ганы сегодня должным образом помнит и признает Клерка и других миссионеров Вест-Индии за их новаторскую роль в протестантском христианском движении в Гане. [ 10 ] Церковь продолжает поддерживать большую часть ямайской церковной литургии, порядка и дисциплины, которые были импортированы в Гану в девятнадцатом веке, и является сильной миссионерской церковью. [ 10 ] [ 24 ] В настоящее время в деноминации насчитывается около 1 миллиона членов, что составляет около четверти христианско-протестантской демографии Ганы и около четырех процентов населения страны. [ 73 ] Пресвитерианская церковь Ганы сегодня учредила « Пресвитерианский день » или « День Эбенезера », особое воскресенье, обозначенное в церковном альманахе в честь воспоминаний, самоотверженной работы и тяжелого труда миссионеров в первые годы. [ 73 ] Имена Александра Клерка и его сына Николаса Клерка появляются на памятной доске в святилище пресвитерианской церкви Эбенезер в Осу , где перечислены миссионеры-новаторы церкви в знак признания их вклада в формальное образование и рост пресвитерианской веры в Гане. . [ 74 ] В святилище пресвитерианской церкви Христа в Акропонге установлена ​​табличка, увековечивающая жизнь и деятельность Александра В. Клерка и его карибских соотечественников, Джозефа Миллера, Джона Холла, Джона Рочестера, Джеймса Маллингса, Джона Уокера, Джеймса Грина и антигуанца Джонаса Хорсфорда.

Помимо расширения доступа к образованию, А. В. Клерк и другие миссионеры Базельской миссии и Вест-Индии также сыграли важную роль в расширении больниц, программ социального обеспечения, медицинских услуг или здравоохранения, а также в развитии инфраструктуры, включая дороги, и росте торговли и здравоохранения. сельское хозяйство для поддержки деятельности церковной миссии. [ 39 ] Сегодня церковь поддерживает школы, колледжи и медицинские центры во многих городах Ганы, включая Абетифи , Абури , Агого , Бауку , Донкоркром , Дормаа Ахенкро и Энчи . [ 39 ] Чтобы сохранить старую культуру, использованию народного языка в качестве основного средства служения. Пресвитерианская церковь Ганы по-прежнему уделяет особое внимание [ 39 ]

Род или потомки Клерка сыграли новаторскую роль в развитии архитектуры, развитии церкви, государственной службы, дипломатии, образования, здравоохранения, журналистики, медицины, естественных наук, государственного управления, государственной политики в области общественного здравоохранения и городского планирования на Золотом Берегу и в других странах. современная Гана. [ 49 ] Его сын, Николас Тимоти Клерк, был богословом, получившим образование в Базеле, который служил первым секретарем Синода пресвитерианской церкви Золотого Берега с 1918 по 1932 год, проводил кампанию за среднюю школу, кульминацией которой стало создание пресвитерианской средней школы для мальчиков в 1938 году. [ 7 ] [ 15 ] [ 17 ] Питер Холл , сын Джона Холла, товарища Клерка, ямайского миссионера, также был избран первым модератором пресвитерианской церкви Золотого Берега в 1918 году. [ 48 ] [ 29 ] Среди других потомков ямайцев во втором поколении, которые сыграли важную роль в укреплении образовательных основ страны, заложенных их карибскими предками, - Джон Пауэлл Рочестер, Тимоти Маллингс, Генри Холл, Джеймс Холл, Кэролайн Клерк, Патрик Клерк, Чарльз Клерк, Роуз Энн Миллер и Эмиль Миллер. . [ 1 ] [ 13 ] Будучи агрономами, педагогами, ремесленниками и проповедниками, они трудились, чтобы обеспечить формальное образование в сообществах, в которых они работали. [ 13 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Генеалогическое исследование, основанное на реестре ямайских рождений и крещений в период с 1752 по 1920 год, показало более ранние записи о ямайской семье с фамилией Клерк, хотя и не имеющей отношения к Александру Уорти Клерку. [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ]
  2. Человек по имени Джон Клерк ( старший) крестил двоих своих детей, Джеймса Шоу Клерк и Мэри Энн Клерк, 21 ноября 1793 года в Сент-Джеймсе , Трелони, в графстве Корнуолл , Ямайка. [ 75 ]
  3. Другими членами этой семьи были Фанни, Ричард Брайан и Джон Клерк ( младший ), крестившиеся 30 августа 1798 года в Ганновере , Ямайка. [ 75 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. ISBN  978-9004188884 . Архивировано из оригинала 21 мая 2021 года.
  2. ^ Перейти обратно: а б Йена, Географическое общество (для Тюрингии) (1891 г.). Объявления (на немецком языке). Г. Фишер. п. 77 . Николас Тимоти Клерк Базель.
  3. ^ Перейти обратно: а б Йена, Географическое общество (для Тюрингии) (1890 г.). Объявления Географического общества (по Тюрингии) в Йене (на немецком языке). Г. Фишер. Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года.
  4. ^ Перейти обратно: а б с История в Африке . Ассоциация африканских исследований. 2008. Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Дебруннер, Ганс В. (1965). Овура Нико, преподобный Николас Тимоти Клерк, 1862–1961 гг.: пионер и руководитель церкви . Издательство «Уотервиль». Архивировано из оригинала 25 марта 2022 года.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Клерк, Николас, Тимоти (1943). Поселение эмигрантов из Вест-Индии на Золотом Берегу 1843–1943 гг. – Очерк столетия . Аккра. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Перейти обратно: а б с «Клерк Николас Тимоти, Гана, Базельская миссия» . Дакб . Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года . Проверено 29 марта 2017 г.
  8. ^ Журнал общей миссии (на немецком языке). М. Варнек. 1903. с. 80 . Александр, достойный клерк.
  9. ^ Перейти обратно: а б Кингдон, Закари (21 февраля 2019 г.). Этнографическое коллекционирование и африканское агентство в ранней колониальной Западной Африке: исследование трансимперских культурных потоков . Издательство Блумсбери США. стр. 214, 219. ISBN.  9781501337949 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь Дауэс, Марк (2003). «Ганская церковь, построенная ямайцами» . Ямайский сборщик урожая . Архивировано из оригинала 21 ноября 2017 года.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v "НУПС-Г КНУСТ>>ПКГ>>История" . Nupsgknust itgo . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года . Проверено 29 марта 2017 г.
  12. ^ Сундклер, Бенгт; Стид, Кристофер (4 мая 2000 г.). История Церкви в Африке . Издательство Кембриджского университета. п. 719. ИСБН  9780521583428 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из Квакье, Авраам Нана Опаре (2018). «Возвращающиеся африканские христиане в миссии на Золотой Берег». Исследования мирового христианства . 24 (1): 25–45. дои : 10.3366/swc.2018.0203 .
  14. ^ Гилрой, Пол (1993). Черная Атлантика: современность и двойное сознание . Версо. ISBN  9780860916758 . Архивировано из оригинала 7 июня 2018 года.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Осу Салем» . осусалем . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Пресвитерианский педагогический колледж, Акропонг» . Пресби . Архивировано из оригинала 5 июня 2018 года . Проверено 7 июня 2018 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с «ПРЕСЕК | АЛЮМИНИЕВЫЙ ПОРТАЛ» . одади. (на русском языке). Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с «Архив фотографий Международной миссии, ок. 1860–1960 гг.» . Проверено 29 марта 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  19. ^ «Александр Уорти Клерк, ямайский миссионер в Гане» (PDF) .
  20. ^ Перейти обратно: а б Встречи в поисках христианской женственности | Брилл . Брилл. 7 июля 2010 г. ISBN.  9789004193734 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Периодические отчеты о миссии Церкви объединенных братьев, основанной среди язычников, том 16 . Братское общество распространения Евангелия. 1841. [ постоянная мертвая ссылка ]
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Херппих, Биргит (31 октября 2016 г.). Ловушки неспособности к обучению: непредвиденные последствия комплексного миссионерского обучения в Базельской миссии на ее ранней работе в Гане (1828-1840 гг.) . Компания Джеймса Кларка, Лимитед. стр. 326, 328. ISBN.  9780227905883 . Архивировано из оригинала 11 июня 2018 года.
  23. ^ Виг, Питер Соренсен (1907). Датчане в Америке (на датском языке). Издательство К. Расмуссена.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Антви, Дэниел Дж. (1998). «Африканский фактор в христианской миссии в Африке: исследование деятельности Моравской и Базельской миссий в Гане». Международный обзор миссии Б. 87 (344): 55–56. дои : 10.1111/j.1758-6631.1998.tb00066.x .
  25. ^ Перейти обратно: а б Ньюман, Лас (2007). Историческая миссионология: критический анализ участия Вест-Индии в западной миссионерской деятельности в Африке в 19 веке . Оксфордский центр миссионерских исследований, Англия.
  26. ^ Перейти обратно: а б Периодические отчеты о миссии Церкви объединенных братьев, основанной среди язычников, том 15 . Братское общество распространения Евангелия. 1839. [ постоянная мертвая ссылка ]
  27. ^ Перейти обратно: а б с Периодические отчеты о миссии Церкви объединенных братьев, основанной среди язычников, том 21 . Братское общество распространения Евангелия. 1853. [ постоянная мертвая ссылка ]
  28. ^ «Моравский архив» . Моравская церковьcharchivesfindbuch . Архивировано из оригинала 25 июля 2016 года . Проверено 2 апреля 2019 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Холл, Питер (1965). Автобиография Питера Холла . Аккра: Издательство Waterville.
  30. ^ «Фэрфилд Моравиан, Манчестер» . Записи предков Ямайки . 11 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2017 г. Проверено 29 марта 2017 г.
  31. ^ «История – Моравская церковь на Ямайке и Каймановых островах» . Ямайкаморавский . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д «История образования в Гане - Фонд Great Pola Africa» . Вики-литейная политическаяпола . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 17 мая 2017 г.
  33. ^ Грант, Пол (2014). «Умирающий немец в Гане: Базельская миссия борется с горем, 1830–1918» . Исследования мирового христианства . 20 (1): 4–18. дои : 10.3366/swc.2014.0068 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2018 года.
  34. ^ «Затерянные в переходном периоде: дети-миссионеры Базельской миссии в девятнадцатом веке» . международный бюллетень . Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Молодёжь пресвитерии Акиема Абуаква: история PCG» . Акьем Абуаква Пресвитерская молодежь . Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 25 апреля 2017 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д «Южная Индия вспоминает жертвы базельских миссионеров | Christian News на сайте Christian Today» . христианин сегодня . 30 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 6 января 2010 г. Проверено 29 сентября 2017 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Джоден-Форги, Элиза фон (ноябрь 2004 г.). «Обзор Миллера, Джона, Миссионерского рвения и институционального контроля: организационные противоречия в Базельской миссии на Золотом Берегу, 1828-1917» . ч-нет . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 20 октября 2017 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Агбети, Дж. Кофи (1986). История церкви Западной Африки . Архив Брилла. п. 62. ИСБН  978-9964912703 . Архивировано из оригинала 21 мая 2021 года.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д ПКГ. «Краткая история пресвитерианской церкви Ганы» . pcgonline.io . Архивировано из оригинала 25 июля 2017 года . Проверено 28 июля 2017 г.
  40. ^ svendHistorie (30 мая 2018 г.). «Гана – Золотой Берег» . История . Проверено 2 декабря 2019 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Коу, Кэти (1 ноября 2005 г.). Дилеммы культуры в африканских школах: молодежь, национализм и трансформация знаний . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226111315 . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и Йевоа Лария, Дэниел (30 июня 2015 г.). «Начало пресвитерианской церкви Ганы» . илданиэль . Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б «Роль базельских миссионеров по-прежнему актуальна – Окуапехене» . ГанаВеб . 11 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2015 г. Проверено 29 сентября 2017 г.
  44. ^ Сет, Куарти (январь 2005 г.). «Андреас Риис: жизнь в колониальной драме» . Обзор исследований Института Африки . 21 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года.
  45. ^ Перейти обратно: а б Овусу-Агьяква, Глэдис; Ака, Сэмюэл К.; Квамена-По, Массачусетс (1994). Мать наших школ: история пресвитерианского учебного колледжа Акропонг-Акуапем и биографии директоров, 1848–1993 гг . Пресвитерианский учебный колледж. п. 8. Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года.
  46. ^ «Плантация Фредериксгаве и объект общего наследия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 апреля 2018 г.
  47. ^ «Церковь Грейсхилл Антигуа: Моравская церковь празднует 240 лет» . www.antiguanice.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и Анкуанда, Джеймс (2006). Отношения Ганы и Карибского бассейна – от времен рабства до наших дней: лекция для Гано-карибской ассоциации . Национальная комиссия по культуре, Гана.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д и Анкуанда, Джеймс (2006). Отношения Ганы и Карибского бассейна – от времен рабства до наших дней: лекция для Гано-карибской ассоциации . Национальная комиссия по культуре, Гана: «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2016 года . Проверено 3 апреля 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  50. ^ Перейти обратно: а б Анфинсен, Эйрик. «Bischoff.no – Bischoff.no – это личный блог Эйрика Анфинсена – соучредителя Cymra, антрополога и технического энтузиаста» . Бишофф . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
  51. ^ «В центре внимания миссионерской деятельности – христианское наследие Ганы | Evangelical Times» . евангельские времена . Апрель 2006 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2018 г. Проверено 20 апреля 2018 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Саки, Бриджит М. (2006). Новые направления в гендере и религии: изменение статуса женщин в независимых африканских церквях . Лексингтонские книги. ISBN  9780739110584 . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года.
  53. ^ Боади-Сиау, Ю.Ю. (2013). «Эмигранты из черной диаспоры в Гане до обретения независимости». Труды Исторического общества Ганы (15): 128. ISSN   0855-3246 . JSTOR   43855014 .
  54. ^ Офосу-Аппиа, Л.Х. «Опоку, Теофил, 1824–1913 Базельская миссия, Гана» . дакб . Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 18 мая 2018 г.
  55. ^ « Упрямый» пастор и историк-первопроходец: влияние идеологии Базельской миссии на мысли Карла Кристиана Рейндорфа» . международный бюллетень . Проверено 6 июня 2018 г.
  56. ^ Офосу-Аппиа, Л. Х. Карл Кристиан Рейндорф (онлайн-изд.). Архивировано из оригинала 8 июля 2016 года . Проверено 9 января 2012 г. {{cite encyclopedia}}: |work= игнорируется ( помогите )
  57. ^ Перейти обратно: а б с Сборник пресвитерианских гимнов — Ga Hymnal . Аккра: Издательство Waterville. 2000. стр. 234–235, 250.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Сборник пресвитерианских гимнов — английский гимн . Аккра: Издательство Waterville. 2014. С. 282, 300.
  59. ^ «ПРЕСЕК | АЛЮМИНИЕВЫЙ ПОРТАЛ» . www.odadee.net (на русском языке). Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 4 мая 2017 г.
  60. ^ «О PUCG | Пресвитерианский университетский колледж, Гана» . Университет Пресби, Гана . 7 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2017 года . Проверено 13 апреля 2017 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б «На плантациях: проект отмены рабства» . abolition.e2bn.org . Архивировано из оригинала 19 ноября 2016 года . Проверено 6 октября 2017 г.
  62. ^ «Семейное древо — Веб-сайт Doku — MyHeritage» . мое наследие . Архивировано из оригинала 10 марта 2018 года . Проверено 10 марта 2018 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б Вейт, Арльт (2005). Христианство, империализм и культура: расширение двух государств Кробо в Гане, ок. 1830-1930 гг . edoc.unibas.ch (Диссертация). дои : 10.5451/unibas-003662454 . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 года . Проверено 3 мая 2018 г.
  64. ^ Перейти обратно: а б Агьеманг, Фред М. (2006). Наше пресвитерианское наследие . Родословные публикации. стр. 37, 124. ISBN.  9789988029210 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  65. ^ «Рейндорф, Карл Кристиан, Гана, пресвитерианин» . дакб . Архивировано из оригинала 29 марта 2016 года . Проверено 13 июня 2017 г.
  66. ^ «Карл Кристиан Рейндорф, Гана, Базельская миссия» . дакб . Архивировано из оригинала 8 июля 2016 года . Проверено 13 июня 2017 г.
  67. ^ « Упрямый» пастор и историк-первопроходец: влияние идеологии Базельской миссии на мысли Карла Кристиана Рейндорфа» . международный бюллетень . Проверено 13 июня 2017 г.
  68. ^ Перейти обратно: а б Грэм, СК (1971). История образования в Гане с древнейших времен до Декларации независимости . Ф. Касс. ISBN  9780714624570 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  69. ^ Перейти обратно: а б Дженкинс, Пол (1998). Восстановление западноафриканского прошлого: африканские пасторы и африканская история в девятнадцатом веке: К.С. Рейндорф и Сэмюэл Джонсон: Материалы международного семинара, состоявшегося в Базеле, Швейцария, 25-28 октября 1995 г. в ознаменование столетия публикации К.К. Рейндорфа История Золотого Берега и Асанте . Basler Africa Bibliographien. ISBN  9783905141702 .
  70. ^ «FamilySearch.org» . семейный поиск . Архивировано из оригинала 22 августа 2017 года . Проверено 5 июня 2017 г.
  71. ^ «Иероним Аннони — Hymnary.org» . гимнарий . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  72. ^ Эл, Fashion Et (12 мая 2013 г.). «Восстание Ганы: История: величественное прошлое Ганы – люди и культура в черно-белых тонах с 1850 по 1950 годы» . Гана: восстание . Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 23 сентября 2017 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б «Пресвитерианская церковь Ганы» . pcg pcgonline io . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
  74. ^ Инновации, Осис. «Пресвитерианская церковь Осу Эбен-эзер» . осуэбен-эзер . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
  75. ^ Перейти обратно: а б с «FamilySearch.org» . FamilySearch.org . Проверено 9 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  76. ^ Уотсон, Карл (2008). «Обзор последних колонистов: история двух европейских семей на Ямайке» . NWIG: Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 82 (1/2): 162–165. ISSN   1382-2373 . JSTOR   43390725 .
  77. ^ Дженсен, Пета Гей (2005). Последние колонисты: история двух европейских семей на Ямайке . Рэдклифф. ISBN  978-0-7556-2457-7 .
  78. ^ Дженсен, Пета Гей (29 июля 2005 г.). Последние колонисты: история двух европейских семей на Ямайке . Академик Блумсбери. ISBN  978-1-84511-033-8 .
  79. ^ Дженсен, Пета Гей. «Последние колонисты» . Издательство Блумсбери . Проверено 13 апреля 2021 г.
  80. ^ Дженсен, Пета Гей. «Последние колонисты» . Книги за полцены . Проверено 13 апреля 2021 г.
  81. ^ «Последние колонисты: история двух европейских семей на Ямайке — AbeBooks — Дженсен, Пета Гей: 1845110331» . книги . Проверено 13 апреля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d75db5b6a09f201b34e21e0f16c6c366__1721410320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/66/d75db5b6a09f201b34e21e0f16c6c366.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Worthy Clerk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)