Теофил Опоку
Теофил Герман Кофи Опоку | |
---|---|
Рожденный | 1842 |
Умер | 7 июля 1913 г. | ( 1913-07-07 )
Национальность | Британский субъект |
Образование | Базельская миссионерская семинария, Акропонг |
Занятия | |
Супруги |
|
Дети | 8 |
Родители |
|
Родственники |
|
Церковь | Базельское евангелическое миссионерское общество |
Заказы | |
Рукоположение | 1 сентября 1872 года, Голд-Кост. |
Теофил Герман Кофи Опоку (1842 – 7 июля 1913) был коренным аканским лингвистом , переводчиком , филологом , педагогом и миссионером , который стал первым коренным африканцем, рукоположенным в пастора на Золотого Берега земле Базельской миссией в 1872 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Опоку тесно сотрудничал с немецким миссионером и филологом Иоганном Готлибом Кристаллером , а также с другими лингвистами-аканами Дэвидом Асанте , Джонатаном Палмером Беко и Полом Штаудтом Кетеку в переводе Библии на язык тви . [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Теофил Опоку родился в 1842 году в Акропонге в Акуапеме , примерно в 48 км (30 милях) к северу от Аккры . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Он был сыном Наны Яу Дарко, лингвиста верховного вождя, и Наны Акуа Корантемы. [ 16 ] Яу Дарко был последователем традиционной религии Акан и умер, когда Теофил был молод. Дедушкой Опоку был верховный вождь Акропонга , Оманхене, Нана Аддо Данква. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Его коллега-лингвист Дэвид Асанте приходился ему двоюродным братом. [ 16 ] В детстве он часто был слабым и немощным. [ 1 ] [ 3 ] [ 16 ] Однажды, играя возле своего дома, Опоку сломал ногу и получил множественные переломы, и его пришлось отвезти на лечение к костоправу в Ларте . [ 16 ] Его здоровье со временем улучшилось. Опоку решил пойти в школу и стать миссионером. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В 1851 году он поступил в начальную школу в Акропонге, где его интеллект учителя стал очевиден. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В 1852 году он также стал слугой базельского миссионера преподобного Дж. Мадера и переехал к нему. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Опоку считал работу по дому унизительной и ненавидел все формы телесных наказаний , которые были обычным явлением в то время. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Пиетистская дисциплина и организованность были отличительной чертой образовательного опыта Базельской миссии. По его мнению, такого наказания заслуживали только наемные рабочие и домашние рабы. В конце концов он крестился 6 января 1856 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] В 1858 году он поступил в Базельскую миссионерскую семинарию в Акропонге, изучил греческий , иврит , латынь , догматику , гомилетику , теологию и педагогику . где по строгой программе [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] У него было диагностировано сердечно-сосудистое заболевание, и после этого его здоровье резко ухудшилось. Его отправили к местному травнику или шаману в Адению, деревню недалеко от Акропонга, и он периодически возвращался для дальнейшего лечения. на полтора года [ 16 ] В рамках лечения травник, видимо, запретил ему пить воду в течение пяти месяцев. [ 16 ] Несмотря на улучшение его состояния, Опоку был вынужден бросить учебу из-за недуга. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]
Миссионерская деятельность и христианское служение
[ редактировать ]Оставив семинарию на полпути обучения, он стал учеником учителя в Мамфе недалеко от Акропонга . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Его сердечное заболевание прервало его работу, и ему была поручена менее напряженная роль катехизатора в Ларте , к югу от Акропонга. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В Ларте он узнал, что местные жители были категорически против христианства и хотели, чтобы там разместился европейский миссионер, а не уроженец Акропонга, из-за социально-политической обстановки того времени. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Таким образом, он вернулся в свой родной город Акропонг. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Его насильно привязали к пальмовым ветвям и доставили на крыльцо базельского миссионера Иоганна Г. Видмана. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Однако вскоре он вернулся в Ларте, чтобы поддерживать и руководить операциями тамошней миссии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] На этот раз жители Ларте отнеслись к миссии более восприимчиво. Согласно историческим сведениям, он правильно предсказал, что гроза может привести к падению шелкового хлопкового дерева «оньяа» возле святилища жреца-фетишиста в Аконеди в Ларте . [ 1 ] [ 16 ] Жрец-фетиш дал Опоку отпор, заявив, что дерево существовало здесь веками и никогда не убивало его предков. [ 1 ] [ 16 ] Это событие произошло, как и предсказывал Опоку, и священник-фетиш был убит. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Люди стали считать его «провидцем» и массово обратились в христианство, что привело к расцвету его служения. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]
В 1868 году, когда Опоку работал катехизатором в районе Акуапем, двое новообращенных христиан убили животное, считавшееся «духовным ребенком» местного божества «Топере». [ 4 ] Это переросло в спор, который не удалось разрешить в королевском суде. [ 4 ] Опоку отказался платить какие-либо штрафы, утверждая авторитет христианства и Бога и заявляя, что идолы могут наказать преступников самостоятельно, без какого-либо вмешательства человека. [ 4 ] Разъяренные его высказываниями, традиционные власти запретили христианам использовать ресурсы города для добычи воды или выращивания продуктов питания. [ 4 ] Христианам приходилось отправляться в другие города, такие как Аманокром, за продовольствием и водой. Спустя несколько недель Опоку обратился к вождю с просьбой принести воду из дворца по гуманитарным соображениям. Дворец согласился, и запрет был снят. Тем не менее, в 1869 году был издан указ, запрещавший уроженцам Мамфе принимать христианство. [ 4 ] Родителям детей, обратившихся в христианство, грозило денежное наказание в каури. [ 4 ] Две девочки, Кааде (ок. 1845–1928) и Гьямеа, нарушив указ, были крещены в марте 1869 года Опоку, приняв иудео-христианские германские имена, Вильгельмина и Мария соответственно. [ 4 ] Это привело к стычкам, захвату и преследованию двух новообращенных, пока британский колониальный губернатор не вмешался в дело, чтобы освободить пленниц-христианок. [ 4 ]
1 сентября 1872 года Теофил Опоку был рукоположен в сан министра Базельской миссии Иоганном Г. Видманом вместе с историком Золотого Берега Карлом Кристианом Рейндорфом и ямайским моравским миссионером Александром Уорти Клерком . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] В ходе своего христианского служения он посетил многие города и деревни, в том числе посетил Тоголенд и северные территории Золотого Берега в 1877 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Он проводил этнографические исследования в Салаге, и его наблюдения были зафиксированы в его дневнике, который в конечном итоге был опубликован в « Христианском вестнике» в Базеле в 1884 году. [ 1 ] [ 5 ] Его рассказы включают повседневную жизнь народа Гонджа, практику ислама и работорговлю через Сахару. В этот период немецкий этнолог Густав Нахтигаль (1834–1885) также много путешествовал по этим местам с подробным описанием культуры жителей северной Ганы. [ 1 ] [ 5 ] Вернувшись из Салаги, он заболел оспой. Во время болезни он сочинил христианский гимн «Охохо не мамфрани на мейе во фам ха», что означает «Я странник и странник в этом мире» , песню, которая поется на пресвитерианских похоронах в Гане и является намеком на его путешествие в Салага. [ 1 ] [ 5 ] его перевели в Кукурантуми в Акием Абуаква . В 1877 году после выздоровления от болезни [ 1 ] [ 5 ] В 1884 году его отправили в Адукром , к северу от Акропонга , и в Мамфе в 1891 году. В обоих местах он обратил многих христиан из язычества благодаря своему родному языку, языку гуань . [ 16 ] Его последней станцией был его родной город Акропонг в округе Тви в 1899 году. [ 1 ] [ 5 ] Там он столкнулся с противодействием со стороны своих родных и родственников после того, как раскритиковал образ жизни туземцев, что побудило традиционные власти вызвать его перед королевским трибуналом. [ 1 ] [ 5 ]
В 1909 году местный комитет Базельской миссии провел собрание в Абури и назначил Опоку членом комитета, что сделало его первым африканцем, занявшим эту должность. [ 16 ] Однако он отклонил предложение из-за плохого здоровья и приближающегося выхода на пенсию. [ 16 ]
Он ушел из активной церковной деятельности в 1911 году в возрасте 69 лет. [ 1 ] [ 5 ]
Литературное творчество
[ редактировать ]Вместе с Дэвидом Асанте он помог Иоганну Готлибу Кристаллеру перевести Библию на язык тви. [ 1 ] [ 5 ] [ 9 ] Он также внес свой вклад в развитие народной литературы своими произведениями на классическом тви. Его литературный талант оттачивался, когда он рос при королевском дворе в семье главного лингвиста.
Избранные работы
[ редактировать ]Некоторые из избранных работ Опоку включают: [ 1 ] [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 16 ]
- Кристаллер, Дж. Г., Асанте, Давид, Опоку, Теофил (1871) « Святая Библия в переводе с языков оригинала на язык тви » Anyamesem anase Kyerew Kronkron Apam-dedaw ne Apam-foforo nsem wo Twi kasa mu» (« ), Базель
- Опоку, Теофил (1872). «Автобиографический очерк» Неопубликованные рукописи в частной коллекции преп. ET Корамоа, Акуропон, Акуапем.
- Опоку, Теофил (1884) «Выдержки из дневника Теофила Опоку», опубликованные в виде серии статей в «Христианском вестнике», Базель.
- Опоку, Теофил «Я странник и странник в этом мире» (пресвитерианский гимн, PHB 791)
Личная жизнь
[ редактировать ]Теофил Опоку женился на своей первой жене Софи Ньям в апреле 1868 года. Ньям получил домашнее образование и домашнее обучение у немецкого педагога и миссионера Розины Видманн (урожденной Биндер), жены Иоганна Г. Видмана. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Английский гимн «Где мой Спаситель? что означает «Где, о где мой Спаситель?» был написан Софией Опоку, и у Ньяма было четверо детей: Самуэль Ата Обуобиса, Джон А. Дако (Менса) и Эрнестина Д. Корантема. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 16 ] Первый сын, Самуэль Опоку, родился в январе 1869 года. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Его жена София внезапно умерла, когда они были в Ларте, и Опоку впал в депрессию. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] В 1879 году он снова женился на Анне Мэри Энгманн, евро-африканской учительнице га и органистке из Кристиансборга, Осу , на побережье. У Энгманна была астма , заболевание, которое стало источником беспокойства и беспокойства для семьи. В его втором браке родилось трое детей, один из которых, преподобный К. Э. Опоку, стал пресвитерианским священнослужителем . [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Его детьми от второго брака были: Кристиан Эммануэль Акуфо, Теодор Пратонус Аниапам и Мина Асабеа. [ 16 ] Пара также усыновила сына Джейкоба Яу Мосе Овусу. [ 16 ]
Смерть и похороны
[ редактировать ]В середине 1913 года во время посещения своей какао-фермы в Сухиене Теофил Опоку внезапно заболел и умер по пути в Акропонг 6 июля 1913 года. [ 1 ] [ 5 ] [ 16 ] На его панихиде, состоявшемся на следующий день, 7 июля 1913 года, в пресвитерианской церкви Христа в Акропонге , его восхвалял базельский миссионер , Николас Тимоти Клерк который тогда был окружным министром в Ларте , а позже стал первым секретарем Синода Пресвитерианская церковь Золотого Берега , служившая с 1918 по 1932 год. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 16 ] [ 17 ]
Наследие
[ редактировать ]Историк и пастор Золотого Берега Карл Кристиан Рейндорф (1834–1917) рассказал об успехах базельских миссионеров в период с 1850 по 1875 год, частично отражая наследие жизни и деятельности Теофила Опоку: [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
«Были собраны общины, основаны школы, обучены местные помощники, Библия переведена на два языка, другие книги для школы и церкви изданы на местных языках, открыты мастерские, развито сельское хозяйство. И как шаг в правильном направлении, прогресс в построении местной церкви был достигнут благодаря тому, что несколько верных катехизаторов были рукоположены в пастыри общин в период с 1868 по 1878 год. В отчете 1879 года говорится: «Это была радость и веселье, когда наши дорогие братья преп. Александр Клерк , Кристиан Рейндорф и Теофил Опоку получили этот знак доверия и признательности за верную службу со стороны нашего Комитета». »
Литература
[ редактировать ]- Дебруннер, HW (1967) «История христианства в Гане», Аккра: издательство Waterville.
- Ихеаначо, Морин О. (2013). Христианизация язычников Миссия и служение Теофила Опоку на Золотом Берегу девятнадцатого века AmaraZaane CSL [ 18 ]
- Ихеаначо, Морин О. (2014). « Теофил Опоку, местный пастор и богослов-миссионер, 1842–1913 ». Издательства к югу от Сахары
- Ихеаначо, Морин О. (ред.) (2018). Пешком до Салага Дневник важного путешествия Теофила Опоку (1877 г.) Концепция точек [ 19 ] [ 20 ]
- Х.К. Келеку , (1965) «Дэвид Асанте и Теофил Опоку », Аккра: издательство Waterville. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Книспель, Мартин и Кваки, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Квакье, Авраам Нана Опаре (2018). «Возвращающиеся африканские христиане в миссии на Золотой Берег». Исследования мирового христианства . 24 (1). Издательство Эдинбургского университета: 25–45. дои : 10.3366/swc.2018.0203 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Офосу-Аппиа, Л.Х., изд. (1997). Африканская биография энциклопедии (в 20 томах). Том первый Эфиопия-Гана . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Reference Publications Inc.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. стр. 236–242. ISBN 978-9004188884 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Офосу-Аппиа, ЛХ «Теофил Опоку» . dacb.org . Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Ихеаначо, Морин О. (2014). Теофил Опоку, местный пастор и теолог-миссионер, 1842–1913 гг., В каталоге SearchWorks Издательства к югу от Сахары. ISBN 9789988550608 . Архивировано из оригинала 30 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2018 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Кетеку, HJ (1965). Преподобные Феофил Опоку и Давид Асанте . Аккра: паб Waterville. Дом. OCLC 796225 .
- ^ Jump up to: а б Офосу-Аппиа, ЛХ «Дэвид Асанте» . dacb.org . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Бедиако, Кваме. «Кристаллер, Йоханнес Готлиб, 1827–1895 Базельская миссия, Гана» . dacb.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Офосу-Аппиа, Л.Х. «Кристаллер, Йоханнес Готлиб, 1827–1895 Базельская миссия, Гана» . dacb.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Ихеаначо, Морин О. (2014). Теофил Опоку, местный пастор и теолог-миссионер, 1842–1913 гг . Издательства к югу от Сахары. ISBN 9789988550608 .
- ^ Ихеаначо, Морин О (2014). Теофил Опоку — местный пастор и богослов-миссионер, 1842–1913 гг . Легон-Аккра, Гана: Издательство к югу от Сахары. ISBN 9789988550608 . OCLC 900794048 .
- ^ Теофил Опоку — местный пастор и богослов-миссионер, 1842–1913 гг . OCLC 900794048 .
- ^ «Опоку, Теофил 1842-1913» . Архивировано из оригинала 1 июня 2018 года.
- ^ «ТЕОФИЛ ОПОКУ» . Архивировано из оригинала 1 июня 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «ПРЕП. ТЕОФИЛ ГЕРМАН ОПОКУ (1842-1913) | Всего посещений 9461 | Новости Амандлы» . Новости Амандлы . 18 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Дебруннер, Ганс В. (1965). Овура Нико, преподобный Николас Тимоти Клерк, 1862–1961: пионер и руководитель церкви . Издательство «Уотервиль». Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года.
- ^ Ихеаначо, Морин О. (2013). Христианизация язычников: миссия и служение Теофила Опоку на Золотом Берегу девятнадцатого века . ИнформацияZane CSL. ISBN 978-9988-1-8375-2 .
- ^ Опоку, Теофил (2018). Пешком в Салага: дневник Теофила Опоку о важном путешествии (1877 г.) . Концепция точек. ISBN 978-9988-2-6812-1 .
- ^ Опоку, Теофил; Ихеаначо, Морин О. (2018). Пешком до Салага: дневник важного путешествия Теофила Опоку (1877 г.) / под редакцией Морин О. Ихеаначо с предисловием и аннотациями . Аккра, Гана: Концепция точек. ISBN 978-9988-2-6812-1 . OCLC 1127860156 .
- ^ Кетеку, HJ (1965). Преподобные Феофил Опоку и Давид Асанте . Аккра: паб Waterville. Дом.
- 1842 рождения
- 1913 смертей
- Будут ли люди
- Ганские капелланы
- Ганское духовенство
- Лингвисты из Ганы
- Ганские пресвитерианские миссионеры
- Ганские богословы
- Пресвитерианские миссионеры в Гане
- Пресвитерианские министры XIX века
- Пресвитерианские министры 20-го века
- Пресвитерианский педагогический колледж, выпускники Акропонга
- Ганская королевская семья
- Лингвисты-миссионеры