Дэвид Асанте
Дэвид Асанте | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 октября 1892 г. | (57 лет)
Национальность | Британский субъект |
Образование | |
Занятия | |
Супруг | Лидия Марта Отува (м. 1864 г.) |
Дети | 11 |
Родитель | Нана Овусу Акьем - Лучшее из Наны Овусу Акьем |
Родственники |
|
Церковь | Базельское евангелическое миссионерское общество |
Заказы | |
Рукоположение | Базельский собор , 1862 г. |
Давид Асанте (23 декабря 1834 — 13 октября 1892) был филологом , лингвистом , переводчиком и первым акан местным миссионером из Базельского евангелического миссионерского общества . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он был вторым африканцем, получившим образование в Европе в Базельской миссии после американо-либерийского пастора Джорджа Питера Томпсона . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Асанте тесно сотрудничал с немецким миссионером и филологом Иоганном Готлибом Кристаллером и другими лингвистами- носителями Теофилом Опоку , Джонатаном Палмером Беко и Паулем Штаудтом Кетеку в переводе Библии на язык тви . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Дэвид Асанте родился 23 декабря 1834 года в Акропонг-Акуапеме , столице Акуапема, штата в 30 милях (48 км) к северо-востоку от Аккры . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Его отцом был Нана Овусу Акьем из правящего клана Асона и прямой двоюродный брат тогдашнего Окуапехене Нана Адум Токори. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Отец Асанте был личным другом Андреаса Рииса , датского священника и первого выжившего миссионера Базеля на Золотом Берегу. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Двоюродным братом Давида Асанте был его коллега-лингвист Теофил Опоку . [ 11 ] В детстве он начал свое формальное образование, когда отец отдал его базельскому миссионеру Иоганну Г. Видману в качестве слуги, а год спустя его отправили в JC Dieterle, чтобы он стал личным помощником в его доме. Он выучил английский во время пребывания с двумя миссионерами, которые описывали его как трудолюбивого и умного человека. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
25 декабря 1847 года Давид Асанте был крещен базельским миссионером и стал одним из первых обращенных в христианство в своем родном городе. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] По его собственным словам, опыт обращения у него произошел во время упражнения по пению в школе, когда он пел гимн: «Придите, грешники, бедные и нищие». американского композитора Айры Д. Сэнки . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Несколькими месяцами ранее он стал свидетелем обращения двух работников, Анума и Тетти в Осу в воскресенье Пятидесятницы . Эти два события оказали глубокое влияние на Асанте, приведя к его обращению , что в конечном итоге привело к расколу между ним и его матерью, которая считала весь этот эпизод кощунством. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
В 1848 году он был среди пяти студентов пионерского класса недавно открытой Базельской миссионерской семинарии в Акропонге , пройдя пятилетний курс обучения на преподавателя-катехизатора и овладев немецким , греческим , латынью и ивритом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Другими членами базового класса были Джон Пауэлл Рочестер, Пол Штаудт Кетеку, Уильям Йиренки и Джонатан Палмер Беко. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В семинарии Акропонг его преподавал ямайский моравский миссионер Александр Уорти Клерк , который был преподавателем библейских исследований. [ 12 ]
В августе 1857 года церковь наградила его стипендией для дальнейшего обучения в качестве священника в Базельской миссионерской семинарии в Базеле, Швейцария . [ 13 ] В течение пяти лет он получал обучение по теологии , философии , языкознанию и филологии . В 1860 году, когда он был в Базеле , к нему присоединился его брат Офорикаэ, но умер через год от туберкулеза . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он был рукоположен в пастора Базельского служения в 1862 году. [ 13 ] На родину он вернулся в июне того же года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Миссионерская деятельность и христианское служение
[ редактировать ]После окончания семинарии в Акропонге его направили в Ларте , в 8 км или 5 милях к юго-востоку от Акропонга. миссионером [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Здесь он столкнулся с фетишизмом и языческими обычаями старой традиционной религии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он построил там часовню, миссионерский дом и основал первую христианскую общину. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] После двух лет в Ларте он был переведен в Гьядам, тогда столицу Акиема Котоку , на реке Бирим , примерно в 15 милях (24 км) к северу от Кьеби , в качестве помощника базельского миссионера Симона Зюсса. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Среди божеств, которых он нашел в этих городах, примечательными были Аконеди, Охьяву, Конком и Катавере. Ему не удалось привлечь новообращенных в Гьядаме. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
По возвращении домой из Базеля в качестве рукоположенного служителя он работал в Базельской миссии в Акропонге под руководством Дж. Г. Видмана. В 1864 году его во второй раз перевели в Ларте. На этот раз он столкнулся с враждебностью и узнал, что небольшая группа христиан в городе подвергается гонениям. Традиционные власти наняли молодежь в Ларте, чтобы уничтожить имущество новообращенных христиан. насчитывалось 200 прихожан К 1867 году в Базельской миссионерской церкви в Ларте .
Он столкнулся с одним из своих величайших испытаний в качестве миссионера в 1871 году, когда его отправили в Бегоро , к северу от Кьеби , одной из частей штата Акьем Абуаква , с миссией по установлению фактов, чтобы собрать подробности о двух базельских миссионерах, Фридрихе А. Рамсейер и Й. Кюне держались в плену у табурета Ашанти. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Эта миссия оказалась безрезультатной. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Однако позже Рамсейер и Кюне были освобождены во время британского вторжения в Кумаси в разгар войны Сагренти между 1873 и 1874 годами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Давид Асанте основал миссионерскую станцию в 1872 году в Кукурантуми , подразделении Акиема Абуаквы . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Там была открыта школа для новообращенных и начала работу новая община, состоящая в основном из людей, которые раньше были наемными работниками. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
В 1874 году столица Акиема Абуаквы , Кьеби, получила статус округа, что означало, что город мог принимать как священника, так и катехизатора. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В 1875 году он заменил европейского миссионера в Кьеби , где столкнулся с запугиванием и судебными разбирательствами со стороны собственных родственников. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Его двоюродный брат, верховный вождь Акиема Абуаква, окиехене, Амоако Атта I , его сестра Киреваа и мать окиехена, Ампофоаа, и другие государственные чиновники выступали против обращения домашних рабов в христианство и отмены местного рабства, поскольку они рассматривал эту практику как источник дохода и политической власти. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Протестантские миссионеры проповедовали идеалы эгалитаризма, которые разбавляли социальную иерархию традиционной африканской власти. Более того, Асанте как агент миссии придерживался Постановления об освобождении рабов, принятого колониальным правительством. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он призвал рабов бросить вызов своим рабовладельцам, и к июню 1875 года от 100 до 200 рабов разорвали связи со своими хозяевами. [ 14 ] Несколько королевских придворных, включая его родственников, потеряли рабов в результате его кампании. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
К декабрю 1876 года Асанте крестил многих бывших рабов табуретки, включая Йоханнеса Босомтве, меченосца; Ной Дуоду, трубач; Томас Амоадифо, главный палач, и Яу Боаки, зять Окихена, который одновременно выполнял функции государственного казначея или Санахина. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Эта ситуация привела к преследованию новообращенных христиан. Монархия спровоцировала сожжение и разрушение христианских кварталов Салема, где располагались фермы, часовни и дома новообращенных. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] называют « преследованием Акиема Абуаквы ». Эту тиранию историки [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В конце концов, британские власти узнали о политической напряженности и, почувствовав возможное нарушение бывшей колониальной структуры власти, потребовали, чтобы Базельская миссия перевела Асанте в другой город. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Многие сотрудники миссии и тайные агенты бежали в горные хребты Кваху или спрятались в лесах, другие бежали на побережье, а некоторые вернулись к старой традиционной религии, чтобы защитить свои семьи. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Следующей его миссионерской станцией стал небольшой, неевангелизированный городок Нсакие недалеко от Абури , примерно в 20 милях (32 км) к северу от Аккры. Он наблюдал в этом городе необычную практику: евроафриканцы с побережья приезжали в город, чтобы посоветоваться с местным провидцем по имени « Оньяавонсу ». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В культурном отношении коренные жители считали этих евроафриканских креолов иностранцами, поскольку их образ жизни был похож на образ жизни европейских поселенцев. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Затем Асанте отправился в Анум на восточном берегу реки Вольта , в 50 милях (80 км) вглубь страны, чтобы вновь открыть там миссионерскую станцию, которая была закрыта в результате конфликта между Асанте и Тоголандом того периода. Люди там были более восприимчивы к христианскому возрождению. Его служение привело его в Нсакье, Аквамуфи , Босо, Кпалиме , Пеки , Буэм и Воравору . Эти новые события побудили его отправиться в более отдаленные города, такие как Палиме, Того, Салага на севере Ганы и Кете-Крачи, где люди отвергли христианский прозелитизм в пользу деревенского идола «Оденте» .
Он продавал экземпляры Библии Тви в 1885 году в Центральной провинции прибрежных городах Кейп-Кост , Солтпонд , Виннеба , Кваньяко и Нсаба . Ранее, в 1870-х годах, Асанте перевел Библию в сотрудничестве с Кристаллером. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он отправился в Кумаси, где встретил базельского миссионера Рамсейера, который был политическим заключенным в Ашанти с 1869 по 1874 год. Находясь в Кумаси в 1888 году, он проповедовал Евангелие асантехене Нане Карикари. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вскоре после этого он вернулся в свой родной город Акропонг, но столкнулся с враждебностью, поскольку был стойким защитником прав новообращенных христиан, когда они предстали перед трибуналом оманхейна Акропонга , который был верховным вождем города. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Литературное произведение на языке тви
[ редактировать ]После миссионерской работы в Гьядаме Асанте был переведен в семинарию в Акропонге в качестве наставника и вместе с Иоганном Готлибом Кристаллером готовил школьные брошюры для преподавания на языке тви . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Он также помог Кристаллеру в переводе Библии на язык Twi. Дэвид Асанте сыграл важную роль в развитии литературы на языке тви. Эти литературные произведения включали переводы книги по истории Германии , известной как « История Капы » , и Джона Буньяна » «Путешествие паломника , в которых обсуждалось древнее язычество . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Другие переводы произведений на язык тви включают «Сердце человека» , «Обитель сатаны» и «Древнее язычество Германии» , разоблачение германских языческих ритуалов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он сочинил английский гимн « Когда в этом мире станет жарко, всем людям » , который часто поют на пресвитерианских похоронах в Гане. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Гимн намекает на события «конца света», относящиеся к Судному дню в христианской эсхатологии . [ 15 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Опубликованные работы Дэвида Асанте включают: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Кристаллер, Дж. Г., Асанте, Давид , Опоку, Теофил (1871) « Anyamesem anase Kyerew Kronkron Apam-dedaw ne Apam-foforo nsem wo Twi kasa mu» («Библия в переводе с языков оригинала на язык тви») , Базель
- Асанте, Давид , Кристаллер, Дж. Г. (1872), « Кристофо Ньямесам хо Кьере » («Доктрина христианской религии» ), Базель, (перевод Twi)
- Асанте, Давид (1872) « История Капы », Базель (перевод Twi)
- Асанте, Давид (1873) « перевод ) Письмо сироты» Огуёми из Ибадана, буклет, Базель (английский
- Асанте, Давид (1874) « Онипа Кома » («Сердце мужчины») , Базель
- Асанте, Давид (1874) « Stories from General History » («Истории из всеобщей истории») , Базель, перевод с немецкого на английский, 2-е исправленное и дополненное издание под редакцией Дж. Г. Кристаллера, Базель,
- Асанте, Давид (1875) « Христианство в Германии » («Христианство в Германии») , Базель (английский перевод)
- Асанте, Дэвид (1912) « Тви Кенкан Нхома » («Тви-книга для чтения») , Книги I-IV, 5-е изд., Базель
- Асанте, Давид « Окристони Акванту » («Путешествие паломника») Джона Баньяна, Базель, (перевод Twi)
- Асанте, Дэвид , « Когда в этом мире становится жарко, всем людям » PHB Английский гимн
Личная жизнь
[ редактировать ]28 июля 1864 года Давид Асанте женился на Лидии Марте Отува, женщине га из Осу, Аккра , которая работала учительницей в школе-интернате для девочек в Абокоби . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] У пары было одиннадцать детей. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]В начале октября 1892 года у него случился инсульт во время церковной службы в пресвитерианской церкви Христа в его родном городе Акропонг . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он умер 13 октября 1892 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Его слова на предсмертном одре были: «Я закончил свой путь, я ожидаю только вечного покоя» . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Литература
[ редактировать ]- Дж. Г. Кристаллер (1875 г.), « Грамматика языка асанте и фанте, называемого тши (тви, Чи), на основе диалекта акуапем со ссылкой на другие диалекты (акан и фанте) , Базель»
- Дж. Г. Кристаллер (1881) « Словарь языков асанте и фанте, называемых ши (чви, тви) », Базель, 2-е исправленное издание, под редакцией Дж. Швейцера, опубликованный как « Словарь языков асанте и фанте, называемых тши (тви)» », Базель, 1933 год.
- Дебруннер, Х.В. (1967), « История христианства в Гане », Аккра.
- Х.К. Кетеку , (1965) «Дэвид Асанте и Теофил Опоку », Аккра: издательство Waterville.
- Кетеку, Гонконг (1965), « Преподобный Дэвид Асанте », Аккра: издательство Waterville. [ 17 ]
- Шлаттер, В. (1916) « История Базельской миссии» , Базель,
- Смит, Н. (1966) « Пресвитерианская церковь Ганы 1835-1960 », Аккра
- Статьи Давида Асанте в « Христианском вестнике », между 1883 и 1890 годами, Базель.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из Книспель, Мартин; Квакье, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из Офосу-Аппиа, ЛХ «Дэвид Асанте» . dacb.org . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из Офосу-Аппиа, Л.Х., изд. (1997). Африканская биография энциклопедии (в 20 томах). Том первый Эфиопия-Гана . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Reference Publications Inc.
- ^ «13 октября 1892 года в Акропонге умер Дэвид Асанте, выдающийся африканский базельский миссионер и автор Библии Тви» . Мемориальный фонд Эдварда А. Ульзена . 14 октября 2017 г. Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Бедиако, Кваме. «Кристаллер, Йоханнес Готлиб, 1827–1895 Базельская миссия, Гана» . dacb.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Офосу-Аппиа, Л.Х. «Кристаллер, Йоханнес Готлиб, 1827–1895 Базельская миссия, Гана» . dacb.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Офосу-Аппиа, ЛХ «Теофил Опоку» . dacb.org . Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ «Путеводитель по материалам Базельской миссии на Золотом Берегу». История в Африке . 10 : 411–413. 1983. дои : 10.2307/3171704 . JSTOR 3171704 . S2CID 248818368 .
- ^ «13 октября 1892 года в Акропонге умер Дэвид Асанте, выдающийся африканский базельский миссионер и автор Библии Тви» . Мемориальный фонд Эдварда А. Ульзена . 14 октября 2017 г. Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ «Асанте, Дэвид» . dacb.org . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ "ПРЕП. ТЕОФИЛ ГЕРМАН ОПОКУ (1842-1913)" . Новости Амандлы . 18 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Квакье, Авраам Нана Опаре (2018). «Возвращающиеся африканские христиане в миссии на Золотой Берег». Исследования мирового христианства . 24 (1). Издательство Эдинбургского университета: 25–45. дои : 10.3366/swc.2018.0203 .
- ^ Перейти обратно: а б Агьеманг, Фред М. (2006). Наше пресвитерианское наследие . Родословные публикации. стр. 37, 67, 139, 177. ISBN. 9789988029210 .
- ^ Швейцер, Питер Александр (2000). Выжившие на Золотом Берегу: Базельские миссионеры в колониальной Гане . Смартлайн Паб. ISBN 9789988600013 .
- ^ Брошюра о финальных похоронах (PDF) . 2014. Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2018 года.
- ^ «13 октября 1892 года в Акропонге умер Дэвид Асанте, выдающийся африканский базельский миссионер и автор Библии Тви» . Мемориальный фонд Эдварда А. Ульзена . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ Кетеку, HJ (1965). Преподобные Феофил Опоку и Давид Асанте . Аккра: паб Waterville. Дом 1965 года.
- 1834 рождения
- 1892 смерти
- Будут ли люди
- Христианские миссионеры в Африке
- Ганские капелланы
- Ганское духовенство
- Лингвисты из Ганы
- Ганские пресвитерианские миссионеры
- Ганские пресвитериане
- Ганские преподаватели
- Ганские богословы
- Пресвитерианские миссионеры в Гане
- Протестантские миссионеры в Гане
- Пресвитерианские министры XIX века
- Академический состав Пресвитерианского педагогического колледжа Акропонга
- Ганская королевская семья
- Лингвисты-миссионеры