Андреас Риис
Андреас Риис | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 января 1854 г. Наксбю возле Гримстада , Швеция и Норвегия. | (50 лет)
Национальность | датский |
Образование | Базельская миссионерская семинария , Базель, Швейцария |
Занятия | |
Супруги |
|
Дети | 5 |
Родители |
|
Церковь | Базельское евангелическое миссионерское общество |
Заказы | |
Рукоположение | Лёррах , 1832 г. |
Посвящение | Базельский собор , 1832 г. |
Эндрю Райс (12 января 1804 г.). [ 1 ] - 13 января 1854 г. [ 2 ] [ 3 ] ) был датским священником и пионером-миссионером, которого историки широко считают основателем на Золотом Берегу отделения Базельского евангелического миссионерского общества . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Житель Золотого Берега с 1832 по 1845 год, Риис сыграл решающую роль в наборе 24 миссионеров из Вест-Индии с Ямайки и Антигуа в 1843 году для помощи работе миссии в области формального образования , сельского хозяйства и распространения Евангелия в колониальных странах. Гана. [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Будучи первым базельским миссионером в Акропонге в 1835 году, он заложил основу для первого миссионерского дома, что в конечном итоге привело к основанию там первой христианской церкви, которая позже стала Пресвитерианской церковью Христа в Акропонге . [ 14 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Андреас Риис родился 12 января 1804 года в небольшом ремесленном городке Лёгумклостер в северном герцогстве Шлезвиг, на границе Германии и Дании. [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ] Историки описали город как город, жители которого имели сильную трудовую этику и миссионерские интересы, что соответствует вюртембергскому пиетизму конца 18 - начала 19 веков, вдохновленному немецкими теологами Филиппом Шпенерном и Августом Германом Франке . [ 15 ] В пиетистских городах и деревнях традиционный сельский образ жизни был обычным явлением, равно как и местное производство и поставка продуктов питания, а также такие ремесла, как плотничество, сварка и кузнечное дело. Отец Андреаса Рииса, Андреас Петерсен Риис (ок. 1744–1819) был владельцем фермы, мастером окон и стекольщиком . Его матерью была Анна Мария Ф. Филипсен (1765–1850). [ 9 ] [ 16 ] Отец Рииса ранее был женат на женщине постарше, Марен Петерсдаттер (1728–1791). [ 9 ] В подростковом возрасте Риис стал подмастерьем в мастерской своего отца. По словам Рииса, в юности он «вел себя легкомысленно». [ 4 ] [ 5 ] Позже он прошел через экзистенциальный евангелический опыт, в результате которого он лично решил стать христианским миссионером. Он подал заявление в Базельскую миссионерскую семинарию в Базеле, Швейцария . [ 4 ] В своем вступительном эссе он отметил: «Некоторое время я преследовал юношескую беспечность, и когда моя совесть говорила, я пытался успокоить ее, говоря: «Еще достаточно времени для обращения, я хочу сначала насладиться удовольствия этого мира». Но я не мог найти покоя, пока не отдал всю свою жизнь дорогому Спасителю». [ 4 ] [ 5 ] В 1827 году лютеранский священник Андреас Кристиан Маттиссон написал Риису рекомендательное письмо для поступления в семинарию. [ 4 ] [ 5 ] Хотя Риис не имел большого опыта формального образования, он легко получил предложение о поступлении, основываясь на его двуязычии на немецком и датском языках , его убеждениях, трудовой этике, целеустремленности и решимости – ценностях, изложенных в его вступительном эссе. [ 4 ] [ 5 ] После завершения обязательной военной службы Риис поступил в Базельскую миссионерскую семинарию в 1828 году. Он проучился почти пять лет в учебной школе и был рукоположен в миссионеры в Базельском соборе в 1832 году, а вскоре после этого рукоположен в сан священника в лютеранской церкви в Лёррахе в 1828 году. Баден, Германия . [ 4 ] [ 8 ] [ 17 ] [ 18 ]
Миссионерская деятельность на Золотом Берегу
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Затем Риис отплыл в Аккру на Золотом Берегу вместе с Петером Петерсеном Ягером, уроженцем Шлезвига , родившимся в 1808 году, и Кристианом Фридрихом Хайнце , врачом из Саксонии , родившимся в 1804 году. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Они прибыли в Кристиансборг 21 марта 1832 года и были приняты га-датским евро-африканским другом миссии Джорджем Луттеродтом, который помог им снять дом. [ 4 ] [ 23 ]
Ранее, в марте 1827 года, Базельская миссия отобрала четырех молодых людей из сельской Швейцарии и южной Германии в возрасте от 23 до 27 лет. [ 19 ] [ 23 ] Этими новобранцами были Карл Ф. Зальбах (27), Готлиб Хольцват (26), Йоханнес Хенке (23) и уроженец Швейцарии Йоханнес Готлиб Шмидт (24). [ 19 ] [ 21 ] [ 23 ] Мужчины были квалифицированными ремесленниками с опытом практической подготовки в гончарном, столярном, сапожном, каменном, столярном и кузнечном деле. [ 19 ] [ 23 ] Четыре миссионера прибыли в Кристиансборг 18 декабря 1828 года и провели свою первую церковную службу в прибрежном анклаве Осу Аманфон 28 декабря 1828 года. Все, кроме Йоханнеса Хенке, умерли в течение восьми месяцев после их прибытия (август 1829 года) от малярии и других тропических болезней. Хенке в конце концов умер 22 ноября 1831 года. [ 4 ] [ 5 ] [ 11 ]
Через пять недель после прибытия Рииса и его коллег Кристиан Хайнце умер от малярийной лихорадки и дизентерии 26 апреля 1832 года. В письме от 6 июня 1832 года в Базельский комитет внутренних дел Риис подробно описал изнурительную природу болезни Хайнце. болезнь. Питер Ягер также умер 18 июля 1832 года. [ 4 ] [ 5 ] [ 19 ] В тот момент миссионеры только начали изучать язык тви . [ 4 ] [ 5 ] Будучи единственным выжившим из троицы, Риис стремился навсегда вернуться в Европу. Риис подчеркнул мрачные перспективы миссии из-за большого числа погибших в письме Комитету внутренних дел от 10 августа 1832 года. [ 4 ] [ 5 ] Смертность миссионеров была подчеркнута в бюллетене от 9 января 1833 года, в котором Комитет внутренних дел отметил смерть целых шести миссионеров к лету 1832 года. В последующем письме от 16 января 1833 года Риису даже предлагалось полностью закрыть миссию. станция. [ 4 ] [ 5 ]
Два месяца спустя, заболев тропической лихорадкой, Риис обратился за лечением к датскому врачу в Кристиансборге, доктору Титцу, но его состояние ухудшалось с каждым днем в течение следующей недели. [ 4 ] [ 5 ] По рекомендации своего друга-торговца-мулата Джорджа Латтеродта он обратился за лечением к уроженцу Африки, травнику. [ 4 ] [ 5 ] Процесс исцеления заключался в мытье тела с мылом, лимоном и холодной водой и питье кипяченого снадобья, содержащего природный хинин из коры дерева, которое оказалось весьма эффективным. Решение Рииса посетить народного целителя для получения лекарства в то время считалось жителями Запада «мерзостью» из-за неправильных представлений о местной культуре, которую они воспринимали как «язычество». [ 4 ] [ 5 ] Однако выздоровление оправдало его.
После выздоровления Риис по просьбе тогдашнего губернатора Хельмута фон Аренсдорфа [ 24 ] стал министром в Кристиансборге под руководством капеллана замка. [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ] Вскоре после своего назначения капеллан умер, и Риис взял на себя дополнительные обязанности капеллана, учителя и директора школы, отвечая за замковые школы для мальчиков и девочек в течение следующих двух лет. [ 4 ] [ 5 ]
Затем Луттеродт посоветовал Риису переехать в более изолированную лесистую холмистую сельскую местность в Акропонге - Акуапеме, где климат намного прохладнее и более благоприятные условия для евангелизации из-за отсутствия аккультурации по сравнению с прибрежными городами. [ 4 ] [ 5 ] Риис также хотел освоить язык тви . Поскольку Базельская миссия была отдельной неполитической международной организацией, Риис не хотел, чтобы его считали колониальным агентом датчан. [ 4 ] [ 5 ]
Датское колониальное правительство не одобрило решение Рииса переехать в Акропонг. [ 4 ] [ 5 ] Датские власти расценили переселение как вторжение в колониальный контроль на побережье и отказ от политики датской короны . [ 4 ] [ 5 ] В результате Риису по закону запретили покинуть должность капеллана в Кристиансборге до прибытия нового датского пастора в 1835 году. [ 4 ] [ 5 ] Ранее между Риисом и датчанами существовала напряженность, а также колониальное соперничество между датчанами и британцами: английский губернатор Джордж Маклин (2 февраля 1801 г. - 22 мая 1847 г.) в замке Кейп-Кост пригласил Рииса начать там миссию, которую Датская колониальная администрация возражала против этого, поскольку это могло привести к политическому противостоянию с датским губернатором Фредериком Зигфридом Мерком. [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] Риис также критиковал внешнюю религиозность датского губернатора Мерка, хотя он вел языческий гедонистический образ жизни. В качестве наказания Риис содержался под стражей в Кристиансборге с мая по июнь 1837 года. [ 18 ] Мерк также вмешивался в политику штата Акуапем , включая спор о вождях между Аквапем и Гуань, опасаясь растущего влияния британцев в этой области. [ 4 ] [ 18 ]
18 января 1834 года Андреас Риис отправился посетить Акропонг со своим другом Джорджем Луттеродтом, прибыв ровно через неделю, 25 января, после передышки по пути на внутренней плантации Луттеродта. [ 4 ] [ 5 ] Под фанфары и игру на барабанах дуэт был тепло и дружески принят тогдашним оманхенцем из Акуапема Наной Аддо Данква I. [ 4 ] Король попросил Рииса получить разрешение у датского губернатора, прежде чем традиционный табурет позволит ему поселиться в Акропонге. Акропонг тогда был городом, входившим в состав датского протектората. Свою следующую поездку в Акропонг он отправился 19 марта 1834 года в сопровождении датского колониального солдата, двух слуг и переводчика-мулата. [ 4 ] [ 5 ] [ 24 ] После консультации со своими традиционными старейшинами и жрецами-фетишами верховный вождь Аддо Данква передал землю Андреасу Риису для создания миссионерской станции. В выпуске журнала Mission Magazin за 1839 год, журнала Базельской миссии, в статье «Риис: Missionsreise von Akropong in das Aquambu» прославлялись подвиги Рииса в создании миссионерской станции в Акропонге как предварительный триумф единственного базельского миссионера. выживший на Золотом Берегу. [ 4 ] [ 5 ]
Этнография
[ редактировать ]Андреас Риис наконец переехал и поселился в Акропонге 26 марта 1835 года. [ 4 ] [ 5 ] Риис построил свой прочный деревянный дом на каменном фундаменте почти полностью самостоятельно, поскольку отказался платить уроженцам Акропонга натурой бренди или джином. [ 4 ] [ 5 ] К февралю 1836 года его дом был полностью построен. [ 18 ] Кроме того, местные жители привыкли строить круглые постройки из глины, а не кубовидные каменные постройки. [ 10 ] Местные жители назвали его «Осиадан», что на языке акан означает «строитель». [ 13 ] [ 19 ] Риис ел местную еду и говорил на акуапем-тви, как и жители Акропонга. Риис жил, как местные жители того времени, проводя недели в лесу, спал на пальмовых ветвях и, питался перцовым супом , улитками и червями . по некоторым сведениям, [ 8 ] [ 13 ] Он также наслаждался пивом местного производства «Пито» и свежеразлитым пальмовым вином , часто коротая ночи в хижине разливщика пальмового вина со своими друзьями. [ 4 ] [ 5 ]
В качестве натуралиста-любителя и этнолога- экспериментатора Андреас Риис написал несколько этнографических и картографических отрывков о природном ландшафте и культурных наблюдениях, противоречащих его собственному европейскому воспитанию и опыту. [ 4 ] [ 5 ] В конце 1830-х и 1840-х годах он даже отправлял образцы семян, насекомых и чучел птиц в Базель для изучения экспериментаторами и для последующей демонстрации в городском музее. [ 4 ] [ 5 ] С биноклем, который он получил 14 июня 1837 года от прибывших миссионеров, Риис и два других миссионера, Андреас Стрейнджер и Йоханнес Мурдтер, совершили поездку по северо-восточным городам и деревням у реки Вольта . Йоханнес Штангер умер в канун Рождества 1837 года, а к 1840 году Мёрдтер тоже скончался от тропических недугов. [ 4 ] [ 5 ] [ 19 ] В 1840 году Андреас Риис путешествовал через Акваму, Шай, Кроболанд, Аким Абуакву и Кейп-Кост и перед Новым годом прибыл в столицу Ашанти, Кумаси, где он провел две недели и написал наблюдения о тамошнем традиционном обществе и о том, что он воспринимал как неблагоприятные и мрачные перспективы миссионерской работы. [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ]
Вербовка добровольцев из Вест-Индии
[ редактировать ]Плохое состояние здоровья Рииса, пересеченная местность и высокая смертность европейских миссионеров, иногда достигающая восьмидесяти процентов, вкупе с неудачами в миссионерской работе вынудили Базельское миссионерское общество отказаться от работы и отозвать Рииса в 1839 году. [ 6 ] [ 8 ] [ 25 ] В течение почти восьми лет Риис не мог поставить себе в заслугу ни одного обращения и крещения уроженца в христианство. Ввиду крайне неблагоприятных условий руководство Базельской миссии решило отозвать Рииса в Швейцарию и закрыть миссию. Согласно устным преданиям, на прощальном дурбаре, организованном в честь Рииса, верховный вождь Окуапехене Нана Аддо Данква заметил: «Как вы можете ожидать от нас столь многого? Вы все время оставались среди нас. только на короткое время. Когда Бог создал мир, Он создал Книгу (Библию) для европейцев и анимизм (фетиш) для африканцев, но если бы вы могли показать нам некоторых африканцев, которые могли бы читать Библию, тогда мы наверняка последовали бы за вами. ". [ 8 ] [ 11 ] [ 13 ]
Философские напутственные слова этого руководителя дали Риису и Базельской миссии нечто достойное внимания. [ 8 ] Переломный момент для миссий в Африке наступил, когда были установлены контакты с целью привлечения освобожденных бывших рабов и их потомков из Карибского бассейна к миссии в Африке. [ 8 ] [ 11 ] Похожая идея была передана Базелю английскими миссиями в , Лондоне но окончательное решение о наборе сотрудников из Вест-Индии было мотивировано посланием главы Риису. [ 6 ] [ 8 ]
Риис прибыл в штаб-квартиру Базеля 7 июля 1840 года и проконсультировался с Комитетом внутренних дел, который уже решил закрыть станцию миссии в Западной Африке. [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] Риис попросил комитет пересмотреть свое решение, озвучив прощальное обращение Аддо Данквы к директорам Базеля. [ 4 ] Они согласились отправиться в Вест-Индию, чтобы найти подходящих миссионеров африканского происхождения, которые, возможно, смогут быстро адаптироваться к климату Западной Африки. [ 11 ] После того, как Риис покинул Золотой Берег, датчане попытались навсегда запретить Риису повторный въезд на Золотой Берег. В конечном итоге вопрос был решен Комитетом внутренних дел 31 января 1842 года. [ 4 ] [ 5 ]
В 1842 году Комитет внутренних дел выбрал преподобного Йохана Георга Видмана, Германа Халлера и получившего образование в Германии американо-либерийского базельского миссионера Джорджа Питера Томпсона для поездки на Ямайку для вербовки чернокожих христиан. [ 6 ] [ 19 ] Андреас Риис, его жена, Анна Вольтер, Видманн и Томпсон покинули Базель и направились на британский подветренный остров Антигуа в Вест-Индии с транзитом в Ливерпуле для отбора новобранцев для миссии. Первой станцией был Св. Ян (ныне Виргинские острова Св. Иоанна), где работал и жил брат Анны, миссионер Моравской церкви Ганс Хааструп Вольтер. Они не могли завербовать чернокожих христиан. Они боялись, что их снова поработят. [ 6 ] [ 23 ] Тем временем Халлеут отправился прямо на Золотой Берег, чтобы подготовить почву для их прибытия. При содействии Джеймса Брюса, 8-го графа Элгина, в то время губернатора Ямайки, преподобного Джейкоба Цорна, суперинтенданта Моравской миссии на Ямайке, преподобного Дж. Ф. Сессинга и преподобного Дж. Миллера, представителя из Общества африканской цивилизации, Риис смог набрать кандидатов после массовой рекламной кампании по всему острову и тщательного отборочного собеседования. Многие из потенциальных кандидатов были признаны непригодными для выполнения предстоящей задачи: многие из них были бывшими христианами, один был в восторге от авантюризма, включая добычу золота в Африке, у другого была больная жена, которая не могла путешествовать, в то время как другие потенциальные новобранцы хотели поехать. на родину в рамках движения «Назад в Африку», причем евангелизация имеет для них наименьшее значение. Риис и другие базельские миссионеры почти отказались от этой инициативы, поскольку найти подходящих миссионеров стало чрезвычайно сложно. [ 19 ] [ 23 ]
Если использовать метафору библейской истории об Иосифе, команда из 24 ямайцев и одного антигуанца (6 отдельных семей и 3 холостяка) отплыла из ямайского порта Кингстон 8 февраля 1843 года на борту ирландской бригантины «Джозеф Андерсон», арендованной за 600 фунтов стерлингов. и, согласно разным рассказам, прибыл в Кристиансборг, Золотой Берег, в пасхальное воскресенье, 16 апреля, или в пасхальный понедельник, 17 апреля 1843 года, примерно в 20:00 по местному времени, по Гринвичу, после шестидесяти восьми дней и ночей путешествия, выдержав пятидневный тропический шторм. в Карибском море, нехватка пресной воды и изнуряющая жара на борту судна. [ 19 ] [ 23 ] Краткое приветственное мероприятие было организовано Базельской миссией в замке Кристиансборг, и команду принял Эдвард Джеймс Арнольд Карстенсен, тогдашний датский губернатор, вместе с Джорджем Луттеродтом, личным другом Андреаса Рииса, который ранее был исполняющим обязанности губернатора Золотой Берег. [ 23 ] Их фамилии включали Клерк, Грин, Холл, Хорсфорд, Миллер, Маллингс, Робинсон, Рочестер и Уокер. [ 26 ] [ 27 ]
Группу также сопровождала уроженка Анголы и получившая образование на Ямайке учительница Кэтрин Малгрейв , которая стала директором датской школы замка Кристиансборг в Осу, которая была передана в управление Базельской миссии. Помощником Рииса также был преподобный Й. Г. Видман, немецкий священнослужитель. У них также были ослы, лошади, коровы и другие животные, а также сельскохозяйственные семена и черенки, такие как саженцы манго, которые они собирались внедрить в экономику Золотого Берега. Другие тропические саженцы, привезенные миссионерами из Вест-Индии, включают какао, кофе, хлебный орех, хлебное дерево, гуаву, ямс, маниоку, бананы, кокоям, банан и грушу. [ 12 ] [ 28 ] Кокоям, например, теперь является основным продуктом питания в Гане. Позже, в 1858 году, миссионеры экспериментировали с посадкой какао в Акропонге, более чем за два десятилетия до того, как Теттех Куарши привез саженцы какао на Золотой Берег с острова Фернандо-По, тогда находившегося под португальским протекторатом. [ 11 ] [ 23 ]
Первоначально Риис, как местный президент миссии, должен был быть мастером всех профессий: пастором, администратором, казначеем, бухгалтером, плотником, архитектором и специалистом по связям с общественностью между Миссией и традиционными правителями. По мере того как для миссии набиралось больше миссионеров, бремя администратора увеличивалось. Риис и другой базельский миссионер, Саймон Зюсс, были вынуждены из-за ситуации торговать и обмениваться, чтобы получить деньги на покупку еды и другие нужды расширяющегося штата миссии и местных работников. Миссионеры столкнулись со многими трудностями, и одно из многих обвинений, выдвинутых против них недоброжелателями, заключалось в том, что они стали коммерческими торговцами, а не церковными миссионерами. Риис и его люди начали проповедовать евангелию сельским жителям вокруг Акропонга, поэтому Базельская миссия стала в просторечии известна как «сельская или кустовая» церковь. [ 13 ] [ 14 ] [ 19 ] [ 21 ] Риис хотел проповедовать евангелизацию внутри страны и освоить язык тви, на котором более широко говорили во внутренних районах Золотого Берега. К 1851 году, через восемь лет после прибытия карибских миссионеров, двадцать один уроженец Акропонга обратился в христианство. [ 6 ]
Стиль управления и лидерства
[ редактировать ]Риис придерживался авторитарного, делового стиля руководства в миссионерском доме. [ 7 ] Риис обладал нетрадиционной энергией и верил в верховенство организационной власти. Ситуация усугублялась личными потерями, которые он понес, когда потерял всю свою нуклеарную семью из-за тропических болезней. У него была тенденция «направлять, регулировать и командовать своими подчиненными» в соответствии со своей «волей и целью». [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Тем не менее, ему очень не нравилась патриархальная иерархия Главного комитета Базельской миссии, членов которой он называл «кабинетными евангелистами», не имеющими никакого знания о миссионерской полевой работе. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ]
Предполагаемый эгоцентризм, ограниченность кругозора, негибкость и нежелание идти на компромисс Рииса оттолкнули его от своих коллег-миссионеров, что привело к ухудшению отношений с ними. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Его называли упрямым, нетерпеливым человеком и неустанным. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] В отчете Базельской миссии 1845 года коллега также обвинил его во вмешательстве в местную политику. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Миссионер Видманн обвинил Рииса в тонкокожести и неспособности воспринимать критику. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Риис принижал и опорочил других миссионеров, используя сарказм и иронию. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Некоторые ученые утверждают, что крайнее одиночество повлияло на психику Рииса. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Иногда он уезжал из семьи на несколько недель, даже когда его жена или ребенок болели. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ]
Обращение Рииса с коллегами было названо несправедливо жестоким. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Новые миссионеры с трудом справлялись с его авторитарным стилем ведения дел. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Например, как приверженец дисциплины Риис в 1845 году отстранил от должности и поместил на испытательный срок американо-либерийского миссионера Джорджа Питера Томпсона за предполагаемую внебрачную связь с двумя женщинами. [ 8 ] Томпсон ранее был отправлен из Акропонга в Кристиансборг, чтобы помочь открыть среднюю школу с английским языком обучения в Салеме в ноябре 1843 года. [ 6 ] [ 26 ] [ 29 ]
Предполагаемые нарушения, отзыв и увольнение
[ редактировать ]Из-за напряженных межличностных отношений с его коллегами-миссионерами и местными жителями «Комитет внутренних дел потребовал общего обзора практики Рииса на Золотом Берегу». [ 7 ] Среди его предполагаемых преступлений было обвинение в финансовых нарушениях - ремонте его частного дома в Кристиансборге на средства миссии. Его недоброжелатели также утверждали, что его арендатор, датский алкоголик, доктор Хансен, продавал ром на территории Рииса даже по воскресеньям. Он также с целью получения прибыли продал одежду, которая должна была быть передана жителям Вест-Индии. [ 7 ] [ 8 ]
Риис купил землю в Абокоби для ведения сельского хозяйства миссией. [ 4 ] [ 7 ] Затраты на покупку составили сорок семь датских ригсдалеров . [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Доходы от сельского хозяйства должны были быть использованы для получения дохода за счет торговли с целью финансирования деятельности Базельской миссии на Золотом Берегу . Он проинформировал Комитет внутренних дел об этом новом развитии событий. Однако на самом деле сельскохозяйственные рабочие были наемными работниками, а в некоторых случаях и домашними рабами. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Это было нарушением протокола, постановления и этики Базельской миссии. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Его также обвинили в бартерной торговле дробовиками, порохом, кремнями и бренди, что строго запрещено Базельской миссией. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]
Будучи холостяком, Риис также был обвинен в сексуальных домогательствах и связях с несколькими местными женщинами. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Кроме того, по слухам, у него была внебрачная дочь от своей любовницы Га в Кристиансборге. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Это утверждение было выдвинуто базельским миссионером Фридрихом Шидтом в письме Комитету внутренних дел в Базеле, которое обсуждалось советом 24 марта 1847 года. [ 7 ] Отмечалось, что Шидт часто конфликтовал с Риисом. [ 7 ]
Некоторые претензии к Риису оказались преувеличенными. В отчете от 13 декабря 1846 года Шидт заявил, что «Рийс никогда не признает никакой вины - он не терпит противоречий - он пренебрегает своей надлежащей миссионерской работой, даже со своим собственным слугой. Он обещал свободу своим рабам в день их крещения. " [ 7 ]
Тем не менее, Шидт позже был также уволен из миссии на Золотом Берегу за отдельные правонарушения – многочисленные обвинения в убийстве, привычных опозданиях, грубости, недостаточном благочестии, унижении Комитета внутренних дел и угрозе стать методистом. Эти заявления в основном исходили от коллег Шидта — Видмана, Штангера и Мейшеля. [ 7 ] Шидт также саботировал карьеру своих обвинителей. Среди других его обвинений «входили обвинения в нецелевом использовании имущества Миссии, в связи с «развратным» капелланом в датском поселении в Кристиансборге, в отказе от законных приказов своего начальства и в присвоении почты своих товарищей-миссионеров, тем самым создавая помехи линиям связи. между Комитетом и полем». [ 7 ] В качестве наказания Шидт был сослан в Соединенные Штаты, где он стал лютеранским пастором немецкоязычных церквей. [ 7 ]
Мелкие склоки и злословие не были редкостью. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Еще одна жалоба со стороны коллеги-миссионера, Германа Халлера, обвинила Рииса в разжигании всеобщего беспокойства и конфликта. [ 7 ] Иоганн Георг Видманн, с другой стороны, встречно обвинил Халлера в том, что он питает глубокую ненависть к Риису и ведет себя так, что с ним чрезвычайно трудно работать. [ 7 ] Риис считал Халлера ленивым, эгоистичным и склонным к перепадам настроения. В конце концов, разочарованные и подавленные, Аллер и еще один миссионер полностью ушли из Базельской миссии и вернулись в свои родные города. [ 7 ]
Миссионеры Вест-Индии также обратились к инспектору Базельской миссии с петицией, рассказывая о жестоком обращении, которому они подверглись со стороны Андреаса Рииса. [ 11 ] Некоторые разногласия среди карибских миссионеров по поводу распределения запасов одежды привели к порке антигуанского Джонаса Хорсфорда чернорабочим-бригадиром Ашонгом по указанию Рииса. [ 8 ] [ 11 ] Когда трость сломалась, Риис продолжил «наказание», ударив Хорсфорда кулаками и одновременно пнув его ботинками. [ 8 ] [ 11 ] Хорсфорд, которому тогда было чуть больше двадцати, сбежал в Кристиансборг, где остановился у базельского миссионера Фредерика Шидта. Позже он вернулся в Акропонг, но часто имел словесные столкновения с базельскими миссионерами. [ 8 ] [ 11 ] Хорсфорд хотел соблюдать традиционные обычаи туземцев, такие как похороны, культурные фестивали и «фетишные» танцы. [ 8 ] [ 11 ] После критики со стороны миссионера Йоханнеса Кристиана Дитерле он сбежал в Аккру, а затем в Кейп-Кост из-за гнева и унижения. По его просьбе Джонас Хорсфорд был добровольно репатриирован на Антигуа , но погиб в море по пути домой. Этот инцидент произошел после того, как Я. Г. Видманн доложил Комитету внутренних дел в 1844 г. о том, как Риис обращался с жителями Вест-Индии. Другой базельский миссионер, Эрнст Зебальд, отметил, что «у жителей Вест-Индии были свои недостатки, но Риис, у которого, тем не менее, были добрые намерения, неправильно обращался с ними. Он считает, что жители Вест-Индии должны жить как туземцы». [ 8 ] [ 11 ] Время от времени Риис также проявлял агрессию по отношению к местным жителям и оскорблял их во время еды. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 11 ]
В августе 1845 года Комитет внутренних дел отозвал Андреаса Рииса и его жену Анну Вольтерс в Базель, чтобы ему было предоставлено право на справедливое слушание перед группой миссионеров, ответственных за обеспечение дисциплины. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] 13 августа 1845 года в 16:00 он отплыл с Золотого Берега в Лондон. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] В Лондоне он перешел на Базель направлявшийся в корабль «Роберт Хеддл», . [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ]
Когда он предстал перед комитетом, он смело защищал свои действия на Золотом Берегу. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Он оспаривал использование наемного труда на миссионерской ферме, поскольку считал, что купил свободу домашних рабов, в том числе десятилетнего мальчика, у работорговцев и предложил им источник средств к существованию. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ]
В 1846 году присяжные вынесли вердикт: отменить назначение Рииса на Золотой Берег и заставить его уйти из Базельской миссии по причине ухудшения физического и психического здоровья. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 11 ] [ 17 ] По сути, Андреас Риис был уволен с поста миссионера в Базеле. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 11 ]
Жизнь после Золотого Берега
[ редактировать ]Согласно архивным записям, Комитет внутренних дел позже регулярно выплачивал Риису пенсию в знак признания его двенадцатилетней службы обществу и в качестве основной движущей силы деятельности Базельской миссии на Золотом Берегу. [ 8 ] Андреас Риис начал новую миссионерскую работу в прибрежном городе Гримстад на юге Норвегии Вскоре после этого и стал странствующим проповедником и капелланом Датского миссионерского общества до своей смерти в 1854 году. [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
Личная жизнь и семья
[ редактировать ]Поселившись на год на Золотом Берегу, примерно в 1834 году, и с одобрения Внутреннего комитета Базельской миссии, Риис договорился о том, чтобы жениться на Анне Маргарете Вольтер, двадцатилетней датчанке, которую описывали как набожную, анемичную женщину. , болезненный и талантливый. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Она родилась 12 марта 1815 года в Фоборге на юге Дании. [ 9 ] Она была членом Моравской церкви . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 8 ] Ее отцом был трижды овдовевший сапожник Ганс Якоб Вольтер (ок. 1766–1827), который сначала женился на молодой вдове Маргарете Кристоферсдаттер (ок. 1760–1804), которая ранее была замужем за трактирщиком Андерсом Хансеном (ок. 1748). – 1789). [ 9 ] Когда Маргарета Кристоферсдаттер умерла, Г. Дж. Вольтер женился во второй раз на Марен Кирстин Хааструп (ок. 1775–1811). [ 9 ] После смерти Хааструпа в 1811 году Ганс Вольтер женился на своей третьей жене и матери Анны Маргареты Вольтерс, Йоханне Якобсен, родившейся ок. 1775 г. и умер в 1820 г. [ 9 ]
Среди тех, кто приехал с Вольтером в 1835 году, были базельские миссионеры Андреас Штангер и Йоханнес Мурдтер. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Риис женился на Уолтере в декабре 1836 года на Золотом Берегу. [ 9 ] У Андреаса Рииса и Анны Вольтер было трое детей: Йоханнам, Ханна и Кристиан. Йоханнам умер в конце [ 4 ] [ 5 ] [ 19 ] [ 23 ] Ханна вышла замуж за Теодора Сарасина-Бишоффа из Базеля, Швейцария. 5 сентября 1845 года жена Рииса Анна Риис умерла от дизентерии и лихорадки во время путешествия в Европу из Кристиансборга и была похоронена в море в Гвинейском заливе . [ 4 ] [ 5 ] Перед смертью она находилась в коме и хромала на левую сторону тела. [ 4 ] [ 5 ]
После переезда в Норвегию Андреас Риис 8 сентября 1849 года повторно женился на Хиллеборге Фаро, которого крестили 24 февраля 1814 года в Гримстаде . [ 9 ] [ 30 ] Фаро умер 28 сентября 1900 года во Фредериксхальде . [ 9 ] Фаро была дочерью Кристиана Розенберга Фаро (1767–1848), купца , судовладельца и консула . [ 9 ] и его вторая жена Софи Амалия Смит (1778–1836). [ 9 ] Кристиан Фаро также был вдовцом и ранее женился на Маргрете Гьертсдаттер Лангфельдт (1767–1800). [ 9 ]
У Андреаса Рииса был старший брат, Кристиан Риис, сапожник, родившийся 24 октября 1797 года в Лёгумклостере и умерший в том же городе 15 января 1877 года в возрасте 79 лет. [ 16 ] Кристиан Риис женился на Кристине Ингеборг Гердсен 2 июня 1820 года в Лёгумклостере . [ 16 ] У пары было шестеро детей: [ 16 ]
- Йохан Фридрих Риис
- Андреас Риис, родился 27 сентября 1819 года в Лёгумклостере и умер естественной смертью в том же городе 1 апреля 1900 года в возрасте 80 лет.
- Мария Риис родилась 18 сентября 1823 года в Лёгумклостере.
- Иоганн Фридрих Риис родился 24 июля 1826 года в Лёгумклостере.
- Иоганн Фридрих Риис родился 7 ноября 1829 года в Лёгумклостере.
- Питер Кристиан Риис родился 12 марта 1837 года в Лёгумклостере. 7 июня 1867 года, когда ему было 30 лет, Петер Риис женился на женщине постарше, Мари Андерсен. Андерсен родилась 11 декабря 1827 года в городе Эммерске в Дании и была дочерью Нильса Андерсена и Мари Ф. Симонсен. У Питера и Мари Риис не было детей. Мари Риис умерла 13 февраля 1905 года в Лёгумклостере в возрасте 78 лет. В 1860 году Питер Кристиан Риис был фермером в Сорё и жил недалеко от городской площади . В 1907 году, когда ему было 70 лет, он повторно женился на неназванной датчанке.
Другим племянником Андреаса Рииса был Ганс Николай Риис (27 января 1822 — 14 июля 1890 ) . [ 9 ] В 1850 году он вернулся в Европу из-за плохого здоровья. [ 9 ] Ханс Риис жил в Базеле с 1850 по 1858 год. [ 9 ] Он переехал в США, где жил с 1858 по 1869 год. [ 9 ] Он стал приходским священником в Рейсби в Нордслевиге . [ 9 ] Х. Н. Риис опубликовал в 1853 году книгу по грамматике и глоссарий на языке тви . [ 9 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Андреас Риис умер 13 января 1854 года в возрасте 50 лет в Наксбю недалеко от Гримстада , Норвегия. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 9 ] [ 30 ] [ 17 ] В других исторических источниках альтернативная дата смерти указана как 20 января 1854 года. [ 17 ] Его останки были похоронены в муниципалитете Фьере бывшем норвежском , который сейчас является частью Гримстада . [ 9 ] В октябре 1854 года некролог Рииса был опубликован в десятом выпуске бюллетеня Базельской миссии Der Evangelische Heidenbote. [ 7 ] Сложное наследие Рииса, представленное как трагический персонаж и то, что Джон Миллер назвал «стратегическим девиантом», связано с его личными качествами: харизмой, пиетистской силой, выносливостью, смелостью, убеждением, воображением, изобретательностью, сильной волей, настойчивостью или упорством, чтобы выжить. на Золотом Берегу, что привело к продолжению Базельской миссии, несмотря на трудности, с которыми он столкнулся в первые годы, включая одиночество в далекой стране, отчуждение от своих коллег, потерю всей его нуклеарной семьи из-за болезни и внешние обстоятельства, связанные с интернированием. -этнический конфликт. [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Усилия Рииса привели к оптимизации работы Базельской миссии. [ 6 ] [ 11 ] В конечном итоге это привело к созданию Пресвитерианской церкви Ганы и ее новаторской роли в развитии формального образования, механизированного сельского хозяйства, инфраструктуры, современного здравоохранения и расширения экономических возможностей для коренных жителей Золотого Берега через торговлю и промышленность в декоративно-прикладного искусства за девяностолетний период, с 1828 по 1918 год. [ 6 ] [ 11 ] пансион Riis House в пресвитерианской для мальчиков средней школе в Легоне В его память был назван . Склад пресвитерианской книги в Кумаси был назван в его честь A-Riis Company Limited. [ 18 ] Филиал Пресвитерианской церкви Ганы в Копенгагене был назван в честь Андреаса Рииса. В 1958 году на месте рождения Рииса в его родном городе Лёгумклостер в Южной Ютландии была открыта мемориальная доска. [ 31 ] В научной статье 1958 года, написанной швейцарско-немецким церковным историком и богословом Гансом Вернером Дебруннером о жизни Рииса, он назван, хотя и в агиографических и гиперболических терминах, «Моисеем пресвитерианской церкви Ганы». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Ключевые слова: География_и_история Германия,_Австрия,_Швейцария_и_Лихтенштейн_Австрия_1748_-_1866 Датский_биографический_лексикон Торговля_и_промышленность Купец Андреас_Бьорн&offset=2 | Гильдендаль - Великие датчане» . denstoredanske.dk (на датском языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Ключевое слово: Датский_биографический_лексикон Церковь_и_вера Миссионерский Датский_биографический_лексикон Церковь_и_вера Миссионерский язык,_религия_и_философия Религия_и_мистическая протестантская_миссия Датский_биографический_лексикон Церковь_и_вера Миссионерский язык,_религия_и_философия Религия_и_мистика Реформация_и_лютеранская_церковь Датский_биографический_лексикон Церковь_и_вера Миссионер_ Биографический_лексикон Церковь_и_вера Священник Датский_биографический_лексикон Церковь_и_вера Миссионер Йоханнес_Крог Гильдендаль - Den Great Danske" . denstoredanske.dk (на датском языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ключевые слова: география_и_история Германия,_Австрия,_Швейцария_и_Лихтенштейн_Австрия_1748_-_1866 Датский_биографический_лексикон Сельское хозяйство,_лесное_и_садоводство Владелец Андреас_Хансен&offset=2 | Гильдендаль - немецкие доги» . denstoredanske.dk (на датском языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх Сет, Кварти. «Андреас Риис: жизнь в колониальной драме» . Обзор исследований Института Африки . 21 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК Миссионерская практика на Золотом Берегу, 1832–1895 гг . Камбрия Пресс. ISBN 9781621968733 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. ISBN 978-9004188884 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Миллер, Джон (22 мая 2014 г.). Миссионерское рвение и институциональный контроль: организационные противоречия в Базельской миссии на Золотом Берегу 1828-1917 гг . Рутледж. ISBN 9781136876189 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Книспель, Мартин и Кваки, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и «Андреас Риис | Гильдендаль — Den Store Danske» . denstoredanske.dk (на датском языке). Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Херппих, Биргит (31 октября 2016 г.). Ловушки неспособности к обучению: непредвиденные последствия комплексного миссионерского обучения в Базельской миссии на ее ранней работе в Гане (1828-1840 гг.) . Компания Джеймса Кларка, Лимитед. ISBN 9780227905883 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Квакье, Авраам Нана Опаре (2018). «Возвращающиеся африканские христиане в миссии на Золотой Берег». Исследования мирового христианства . 24 (1). Издательство Эдинбургского университета: 25–45. дои : 10.3366/swc.2018.0203 .
- ^ Перейти обратно: а б
Анкуанда, Джеймс (2006). Отношения Ганы и Карибского бассейна – от времен рабства до наших дней: лекция для Гано-карибской ассоциации . Национальная комиссия по культуре, Гана: «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2016 года . Проверено 3 апреля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Дауэс, Марк (2003). «Ганская церковь, построенная ямайцами» . Ямайский сборщик урожая . Архивировано из оригинала 21 ноября 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Пресвитерианская церковь Истории Христа, Акропонг» . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года.
- ^ Карлсон, Уильям Г.; Герц, Кристофер; Уинн, Кристиан Т. Коллинз; Холст, Эрик; Коллинз, Герц; Кристофер, Карлсон; Уильям, Г. (25 октября 2012 г.). Пиетистский импульс в христианстве . Издательство «Каземат». ISBN 9780227680001 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д "-ОСТЕРГАДЕ - www.bbeim.dk" . 123hjemmeside.dk (на датском языке). Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д "600.jpg | | FotoWeb 8.0" . fotoarkiv.danmission.dk . Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Асамоа-Пра, Рексфорд Квеси (2011). Вклад Рамсиера в развитие пресвитерианской церкви Ганы в Асанте (PDF) . Кумаси: Университет науки и технологий Кваме Нкрумы. п. 56. Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2016 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л "НУПС-Г КНУСТ>>ПКГ>>История" . www.nupsgknust.itgo.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Агбети, Дж. Кофи (1986). История церкви Западной Африки . Архив Брилла. п. 62. ИСБН 9964912706 . Архивировано из оригинала 21 мая 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с ПКГ. «Краткая история пресвитерианской церкви Ганы» . pcgonline.io . Архивировано из оригинала 25 июля 2017 года . Проверено 28 июля 2017 г.
- ^ Аманор, Джонс Дарква. «Пятидесятничество в Гане: африканская реформация» . www.pctii.org . Кибержурнал пятидесятнических и харизматических исследований. Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 года . Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Начало пресвитерианской церкви Ганы» . илданиэль . 30 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 г. Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мор, Адам (2013). Очарованный кальвинизм: трудовая миграция, беспокоящие духи и христианская терапия в пресвитерианской церкви Ганы . Бойделл и Брюэр. ISBN 9781580464628 . Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ «Молодёжь пресвитерии Акиема Абуаква: история PCG» . Акьем Абуаква Пресвитерская молодежь . Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Клерк, Северная Каролина (1943). «Краткий очерк столетия: поселение иммигрантов из Вест-Индии на Голдкосте под эгидой Базельской миссии 1843–1943» . www.bmarchives.org . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Холл, Питер (1965). Автобиография преподобного Питера Холла: первого модератора пресвитерианской церкви Ганы . Издательство Уотервиль. Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года.
- ^ Анфинсен, Эйрик. «Bischoff.no – Bischoff.no – это личный блог Эйрика Анфинсена – соучредителя Cymra, антрополога и технического энтузиаста» . Бишофф.нет . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ «Осу Салем» . osusalem.org . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Норвежские миссии-тиденде (на норвежском языке). Т. А. Хоег. 1854. Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ svendHistorie (30 мая 2018 г.). «Гана – Золотой Берег» . История . Проверено 2 декабря 2019 г.