Август Герман Франке
Часть серии о |
лютеранство |
---|
Август Герман Франке (англ. Немецкий: [ˈaʊ̯ɡʊst ˈhɛʁ.man ˈfʁaŋkə] ; 22 марта 1663 — 8 июня 1727) — немецкий лютеранский священнослужитель , теолог , филантроп и библеист . Его евангелизационный пыл и пиетизм привели к тому, что его исключили с должности лектора из университетов Дрездена и Лейпцига и с должности дьякона из Эрфурта. В 1691 году он нашел свое призвание в университете Галле , где занялся образованием детей из малообеспеченных семей ; он основал сиротский приют , латинскую школу , немецкую школу (или бюргерскую школу), гинецей , первую протестантскую высшую женскую школу , семинарию для подготовки учителей. Школы Франке послужили прототипом, который сильно повлиял на позднее немецкое образование.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Франке родился в Любеке в 1663 году. Он получил образование в Прославленной гимназии в Готе , а затем учился в университетах Эрфурта и Киля , где он попал под влияние пиетиста Кристиана Кортхольта , и, наконец, в Лейпцигском университете . Во время своей студенческой карьеры он специально изучал иврит и греческий язык ; и чтобы более основательно выучить иврит, он на некоторое время отдал себя под наставления Эзры Эдзарди в Гамбурге . Окончил Лейпциг, где в 1685 году стал приват-доцентом . [1]
Карьера
[ редактировать ]Год спустя, с помощью своего друга П. Антона, а также при одобрении и поддержке Филиппа Якоба Спенера , он основал Collegium Philobiblicum , в котором ряд выпускников регулярно собирались для систематического изучения Библии, филологического и практического. . Затем он провел несколько месяцев в Люнебурге в качестве помощника или викария ученого суперинтенданта Каспара Германа «KC» Сандхагена, где его религиозные убеждения углубились. Покинув Люнебург, он провел некоторое время в Гамбурге , где стал учителем в частной школе и познакомился с Николаусом Ланге. [1]
После длительного визита к Шпенеру, в то время придворному проповеднику в Дрездене , Франке вернулся в Лейпциг весной 1689 года и начал читать библейские лекции экзегетического и практического характера, возобновив в то же время Collegium Philobiblicum прежних дней. . Вскоре он стал популярным как лектор; но особенности его преподавания почти сразу же вызвали яростное сопротивление со стороны университетских властей, и до конца года ему запретили читать лекции на основании его предполагаемого пиетизма . Именно так имя Франке впервые стало публично ассоциироваться с именем Шпенера и пиетизмом. Запрещенный читать лекции в Лейпциге, Франке в 1690 году нашел работу в Эрфурте «дьяконом» одной из городских церквей. Здесь его евангелизационный пыл привлек к его проповедям множество людей, в том числе католиков , но в то же время вызвал гнев его противников; и результатом их сопротивления стало то, что после пятнадцатимесячного министерства гражданские власти приказали ему (27 сентября 1691 г.) покинуть Эрфурт в течение сорока восьми часов. В том же году Шпенера выслали из Дрездена. [2]
В декабре 1691 года, благодаря влиянию Шпенера, Франке принял приглашение занять кафедру греческого и восточных языков в новом университете Галле , который в то время организовывал курфюрст Фридрих III Бранденбургский ; и в то же время, поскольку за кафедрой не было закреплено жалованья, он был назначен пастором Галле-Глауха, в непосредственной близости от Галле. Впоследствии он стал профессором богословия . Здесь в течение оставшихся тридцати шести лет своей жизни он энергично и успешно исполнял двойную должность пастора и профессора. [3]
Обучение, 1695-1727 гг.
[ редактировать ]В самом начале своей работы на него произвело глубокое впечатление чувство ответственности перед многочисленными обездоленными детьми , которые росли вокруг него в невежестве и преступности. После ряда предварительных планов в 1695 году он решил учредить то, что часто называют « школой оборванцев », поддерживаемой общественной благотворительностью . Поначалу было достаточно однокомнатной школы , но через год возникла необходимость купить дом, к которому в 1697 году был пристроен еще один. [3]
В 1698 году под его опекой находилось 100 сирот, которых нужно было одеть и накормить, а также 500 детей, которых обучали в качестве дневных учеников . Значимость школ возросла, и позже они стали известны как Franckesche Stiftungen . Полученное образование было строго религиозным. Был включен иврит, а греческая и латинская классика игнорировалась; Проповеди Макария . место Фукидида заняли [3]
Аптекарь, которого Франке посетил на смертном одре, завещал ему рецепт приготовления некоторых лекарств, который впоследствии принес годовой доход в размере более 20 000 долларов и сделал учреждение независимым. Вскоре после основания учреждение включало в себя сиротский приют , латинскую школу , немецкую школу (или бюргерскую школу) и семинарию для подготовки учителей для этих учреждений. Хотя основной целью Франке было религиозное обучение, он также преподавал естественные науки , физические упражнения и ремесла . Он управлял аптекой и, помогая своему другу Карлу Хильдебранду фон Канштайну основать первое современное Библейское общество , типографию для публикации дешевых экземпляров Библии для массового распространения. На момент смерти Франке школы посещали более 2300 учеников. [4] [5]
В 1698 году он также основал Gynaceum , первую протестантскую высшую женскую школу , под влиянием Франсуа Фенелона , чьи работы он перевел с французского. Ее учебная программа отличалась от приютской школы, и школа просуществовала лишь до 1730 года. [6]
В преподавании в университете он также уделял большое внимание религии. Даже будучи профессором греческого языка, он в своих лекциях уделял большое внимание изучению Священного Писания ; но он нашел гораздо более приятную сферу, когда в 1698 году был назначен на кафедру богословия. Однако его первыми курсами лекций на этом факультете были чтения и толкования Ветхого и Нового Заветов; и этому, как и герменевтике здравая экзегеза , он всегда придавал особое значение, полагая, что для богословия необходима . «Theologis nascitur in scripturis», — говорил он; но, занимая богословскую кафедру, он в разное время читал лекции и по другим ветвям богословия. Среди его коллег были Пауль Антон , Иоахим Ланге. [7] и Иоганн Юнкер [8] — мужчины, разделявшие его убеждения.
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2024 г. ) |
Франке умер 8 июня 1727 года.
Наследие
[ редактировать ]Школы Франке послужили прототипом, который сильно повлиял на позднее немецкое образование, особенно на образование женщин . [9] За гинекеем последовали многие пиетистские школы для девочек в Германии, в частности Магдалиненштифт в Альтенбурге и Иоганна Юлиуса Хеккера в Берлине в 1747 году. Королевская школа Елизаветы [6] В 18 веке это стало обычным явлением в так называемых Töchterschule («дочерних школах») в немецких городах, поддерживаемых купеческим классом , который хотел, чтобы их дочери получали начальное образование, а также в школах для девочек, известных как Mädchenpensionate . [6]
Благодаря влиянию его и его коллег на студентов Галле стал центром, из которого пиетизм стал очень широко распространяться по Германии. Под влиянием Франке христианская миссионерская деятельность значительно активизировалась. [7] пробудилось рвение и были набраны рекруты для христианских миссий, [3] [10] и Галле также стал центром датской миссии Галле в Индии. [11] [12]
Работает
[ редактировать ]Основными вкладами Франке в богословскую литературу были: Руководство по чтению Священного Писания (1693 г.); Лекции по герменевтике (1717 г.); Комментарий к объему книг Ветхого и Нового Заветов (1724 г.); и параенетические лекции (1726–1736). «Манудукция » была переведена на английский язык в 1813 году под названием « Руководство по чтению и изучению Священного Писания» . [3]
Отчет о его приюте под названием Segensvolle Fußstapfen (1709), который впоследствии выдержал несколько изданий, также был частично переведен под названием « Следы божественного провидения, или Щедрая рука небес, покрывающая расходы веры» . [3]
- Франке, Август Герман (1704 г.): сочинение Августа Германа Франке о реформе системы образования как отправной точке духовной и социальной реорганизации евангелической церкви в 18 веке: большое эссе. С введением на основе источника. Под редакцией Отто Подчек. Берлин. Академия 1962 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 4.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм 1911 , с. 5.
- ^ Колеса 1920 года .
- ^ Рипли и Дана 1879 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс К. Альбисетти: Обучение немецких девочек и женщин
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Латуретт 1967 , стр. 46–47.
- ^ Гаутроп 2006 , стр. 171–173.
- ^ Латуретт 1967 , с. 412.
- ^ Роустер 2000 , с. 28.
- ^ Люкер, Поэллот и Джексон 2000 .
- ^ Клостерберг, Бриджит (2020). «Архивы миссии» в архивах фондов Франке в Галле» . Архивный рефлекс МИДА : 1.
Ссылки
[ редактировать ]- Гоутроп, Ричард Л. (2006). Пиетизм и становление Пруссии восемнадцатого века (1-е изд.). Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. стр. 171–173. ISBN 9780521030120 .
- Латуретт, Кеннет Скотт (1967) [1939]. История распространения христианства . Том. 3. Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. стр. 46–47, 412.
- Люкер, Эрвин Л.; Поэллот, Лютер; Джексон, Пол, ред. (2000). «Август Герман Франке» . Христианская циклопедия . Сент-Луис.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). Американская энциклопедия . .
- Рипли, Джордж; Дана, Чарльз А., ред. (1879). Американская циклопедия . »
- Роустер, Лорелла (осень 2000 г.). «Свидетельства веры, А. Х. Франке, - Сияющий пиетистский свет ». Sunday School Times/Gospel Herald . п. 28.
- Бриджит Клостерберг: « «Архивы миссии» в архивах фондов Франке в Галле ». в: MIDA Archival Reflexicon (2020), ISSN 2628-5029, 9 стр.
Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Франке, Август Герман ». Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саттлер, Гэри Р. (1982). Слава Божья, добро соседа: краткое введение в жизнь и творчество Августа Германа Франке. Чикаго: Ковенант Пресс. ISBN 0-910452-50-4 .
- Йодер, Питер Джеймс (2021). Пиетизм и таинства: жизнь и богословие Августа Германа Франке . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0-271-08800-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Август Герман Франке Христос - сумма и суть всего Священного Писания в Ветхом и Новом Завете. Опубликовано в 1732 г.
- Август Герман Франке Никодим, или Трактат против страха перед человеком. Опубликовано в 1831 году.
- Август Герман Франке. Руководство по чтению и изучению Священного Писания. Издано в 1823 году.
- Генрих Эрнст Фердинанд Герике , 1803–1878 гг. Жизнь Августа Германа Франке, опубликованная в 1847 г.
- Мемуары Августа Германа Франке , написанные Американским союзом воскресных школ, 1831 г.
- 1663 рождения
- 1727 смертей
- Духовенство из Любека
- Немецкие лютеранские богословы
- Писатели 17 века на латыни
- Писатели XVIII века на латыни
- Немецкие писатели-мужчины XVIII века
- Лютеране 17 века
- Лютеране XVIII века
- Христианские гебраисты
- Люди из Магдебургского герцогства
- Немецкие протестантские богословы XVIII века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Грузия Зальцбургеры
- Пиетист
- Лютеранские богословы 17 века
- Лютеранские богословы XVIII века