Филип Меланхтон
Филип Меланхтон | |
---|---|
Рожденный | Филипп Шварцердт 16 февраля 1497 г. |
Умер | 19 апреля 1560 г. | (63 года)
Альма-матер | |
Богословская работа | |
Эра | Реформация |
Язык | немецкий |
Традиция или движение | лютеранство |
Подпись | |
Часть серии о |
лютеранство |
---|
Филип Меланхтон [а] (урожденный Филипп Шварцердт ; [б] 16 февраля 1497 — 19 апреля 1560) — немецкий лютеранский реформатор , сотрудничавший с Мартином Лютером , первым систематическим богословом протестантской Реформации , интеллектуальным лидером лютеранской Реформации и влиятельным разработчиком образовательных систем.
Он стоит рядом с Лютером и Жаном Кальвином как реформатор, богослов и форматор протестантизма . [1]
Молодость образование и
Он родился Филипп Шварцердт 16 февраля 1497 года в Бреттене , где его отец Георг Шварцердт (1459–1508) был оружейником у Филиппа, пфальцграфа Рейнского . [2] Его матерью была Барбара Рейтер (1476/77–1529). Бреттен был сожжен в 1689 году французскими войсками во время войны за Пфальцское наследство . Городской Меланхтонхаус был построен на месте его рождения в 1897 году.
В 1507 году его отправили в латинскую школу в Пфорцхайме , где ректор Георг Зимлер из Вимпфена познакомил его с латинскими и греческими поэтами и с Аристотелем . На него повлиял его двоюродный дедушка Иоганн Рейхлин , гуманист эпохи Возрождения , который предложил Филиппу последовать обычаю, распространенному среди гуманистов того времени, и изменить свою фамилию с «Шварцердт» (буквально «черная земля») на греческий эквивалент «Меланхтон». ( Μελάγχθων ). [3]
Филиппу было 11 лет в 1508 году, когда его дед (ум. 17 октября) и отец (ум. 27 октября) умерли с разницей в одиннадцать дней. [4] Его и брата привезли в Пфорцхайм, чтобы жить с его бабушкой по материнской линии, Элизабет Рейтер, сестрой Рейхлина. [5]
В следующем году он поступил в Гейдельбергский университет , где изучал философию , риторику , астрономию и астрологию , и стал известен как знаток греческой мысли. [6] Лишенный в 1512 году степени магистра по причине молодости, он отправился в Тюбинген , где продолжил гуманистические исследования, но также занимался юриспруденцией , математикой и медициной . [7] Там его также обучал техническим аспектам астрологии Йоханнес Штеффлер . [8]
Получив степень магистра в 1516 году, он начал изучать богословие. Под влиянием Рейхлина, Эразма и других он пришел к убеждению, что истинное христианство представляет собой нечто отличное от схоластического богословия, преподаваемого в университете. Он стал конвентором (кающимся) в контубернии и обучал молодых ученых. Он также читал лекции по ораторскому искусству, о Вергилии и Ливии .
Его первые публикации включали ряд стихотворений в сборнике под редакцией Якоба Вимпфелинга ( ок. 1511 г. ), [9] предисловие к Epistolae clarorum virorum Рейхлина (1514 г.), изданию Теренция (1516 г.) и книге греческой грамматики (1518 г.).
Профессор в Виттенберге [ править ]
Уже признанный реформатором, он встретил сопротивление в Тюбингене. Он принял вызов в Виттенбергский университет от Мартина Лютера по рекомендации своего двоюродного дедушки и стал там профессором греческого языка в 1518 году в возрасте 21 года. [10] Он изучал Священное Писание , особенно Павла , и евангельское учение. Он присутствовал на диспуте в Лейпциге (1519 г.) в качестве зрителя, но участвовал со своими комментариями. После того, как его взгляды подверглись нападкам со стороны Иоганна Экка , он ответил, основываясь на авторитете Священного Писания, в своей книге «Защита против Йоханнема Эккиума» (Виттенберг, 1519 г.).
После лекций по Евангелию от Матфея и Послания к Римлянам , а также исследований учения Павла, ему была присвоена степень бакалавра богословия и переведены на богословский факультет. [11] Он женился на Катарине Крапп Виттенберга (Катарина Меланхтон), (1497–1557), дочери мэра , 25 ноября 1520 года. [12] У них было четверо детей: Анна , Филипп, Георг и Магдалина. [4]
Богословские споры [ править ]
В начале 1521 года Меланхтон защищал Лютера в его книге «Дидими Фавентини против Томама Плацентинума в защиту речи М. Лютеро» (Виттенберг, nd). Он утверждал, что Лютер отвергал только папскую и церковную практику, противоречащую Священному Писанию. [13] Но пока Лютер отсутствовал в замке Вартбург , во время волнений, вызванных пророками Цвикау , Меланхтон колебался. [ нужна ссылка ]
Появление книги Меланхтона Loci communes rerum theologicarum seu hipotyposes theologicae (Виттенберг и Базель , 1521 г.) имело впоследствии важное значение для Реформации. Меланхтон обсудил «ведущие мысли» Послания Павла к римлянам и использовал эту платформу для представления новой доктрины христианства; тот, где вера в Бога была важнее добрых дел. Loci communs способствовали постепенному возникновению лютеранской схоластической традиции, а более поздние богословы Мартин Хемниц , [с] Матиас Хаффенреффер и Леонард Хаттер подробно остановились на этом. [14] Меланхтон продолжал читать лекции по классике.
Во время путешествия в 1524 году в свой родной город он встретил легата кардинала папского Лоренцо Кампеджио , который пытался отвлечь его от дела Лютера. [15] В своем «Инструкции для посетителей пасторов саксонского курфюршества» (1528 г.) Меланхтон представил евангелическое учение о спасении, а также правила для церквей и школ.
В 1529 году Меланхтон сопровождал курфюрста на сейм в Шпейере . Его надежды убедить Священную Римскую империю признать Реформацию не оправдались. Дружеское отношение к швейцарцам в Сейме позже он изменил, назвав Хулдриха Цвингли учение о Вечере Господней «нечестивой догмой ». [ нужна ссылка ]
Аугсбургское исповедание [ править ]
Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( март 2024 г. ) |
Сочинение, ныне известное как Аугсбургское исповедание, было представлено на Аугсбургском сейме в 1530 году и стало, пожалуй, самым значительным документом протестантской Реформации . [ нужна ссылка ]
Хотя признание было основано на статьях Лютера о Марбурге и Швабахе , в основном оно было работой Меланхтона; хотя оба реформатора обычно считали его единым изложением доктрины, Лютер не скрывал своего недовольства его иреническим тоном. Действительно, некоторые критиковали поведение Меланхтона на сейме как не соответствующее принципу, который он продвигал, подразумевая, что вера в истинность его дела логически должна была вдохновить Меланхтона занять более твердую и достойную позицию. [ нужна ссылка ] Другие отмечают, что он не стремился к роли политического лидера, предполагая, что ему, похоже, не хватало необходимой энергии и решимости для такой роли, и, возможно, он просто был тусклым знатоком человеческой природы. [ нужна ссылка ]
Меланхтон представлял Лютера на конференции, поскольку Лютеру было запрещено присутствовать. Карл V созвал Аугсбургский сейм, чтобы объединить религиозные группы перед лицом потенциальной войны с Османской империей. Однако, несмотря на все усилия и попытки компромисса, примирения между католиками и лютеранами не произошло. [16]
После обсуждения исповедания и официального ответа было подготовлено Папское опровержение Аугсбургского исповедания . Меланхтон написал на это ответ, который стал известен как « Апология Аугсбургского исповедания» .
Затем Меланхтон погрузился в сравнительное спокойствие своей академической и литературной деятельности. Его самой важной богословской работой этого периода были « Комментарии к Epistolam Pauli ad Romanos» (Виттенберг, 1532 г.), примечательные тем, что они представили идею о том, что «быть оправданным» означает «быть признанным справедливым», тогда как «Апология» помещала рядом значения слов «быть справедливым» и «быть справедливым». [ нужна ссылка ] Растущая слава Меланхтона дала повод для престижных приглашений в Тюбинген (сентябрь 1534 г.), Францию и Англию, но рассмотрение курфюрста [ нужна ссылка ] заставили его отказаться от них.
В 1540 году он выпустил переработанное издание « Вариата» , подписанное Жаном Кальвином . Основное различие заключается в подходе к пресуществлению в Вечере Господней. Многие лютеранские церкви указывают, что они присоединяются к «Неизменному Аугсбургскому исповеданию», а не к Вариате.
Споры 1530-х годов [ править ]
Меланхтон сыграл важную роль в дискуссиях о Вечере Господней, начавшихся в 1531 году. [ нужна ссылка ] Он одобрил Бусера Виттенбергское соглашение и обсудил этот вопрос с Буцером в Касселе в 1534 году. [ нужна ссылка ] Он работал над достижением соглашения по этому вопросу, поскольку его патристические исследования и Диалог (1530 г.) Иоганна Эколампадия заставили его усомниться в правильности учения Лютера. [ нужна ссылка ]
Смерть Цвингли и изменение политической ситуации изменили его прежнюю позицию в отношении союза. Буцер не зашел так далеко, чтобы вместе с Лютером поверить в то, что истинное тело Христа в Вечере Господней искусано зубами, но признал приношение тела и крови в символах хлеба и вина. Меланхтон обсуждал взгляды Буцера с приверженцем Лютера, но сам Лютер не согласился на завуалирование спора . [ нужна ссылка ] Отношения Меланхтона с Лютером не изменились его посреднической деятельностью, хотя какое-то время Лютер подозревал, что Меланхтон «почти разделял мнение Цвингли». [17]
Во время своего пребывания в Тюбингене в 1536 году Меланхтон подвергся резкой критике со стороны Кордата , проповедника из Нимека , поскольку он учил, что для спасения необходимы дела. Во втором издании своих «Локусов» (1535 г.) он отказался от своей прежней строгой доктрины детерминизма и вместо этого учил тому, что он называл синергизмом . Он отверг критику Кордата в письме Лютеру и другим своим коллегам, заявив, что он никогда не отступал от их общего учения по этому вопросу и в Антиномическом споре 1537 года Меланхтон находился в гармонии с Лютером. [17]
1540- годов Споры х
Меланхтон столкнулся с разногласиями по поводу Промежуточных периодов и Адиафоры (1547 г.). Он отверг Аугсбургский временный режим , который император . хотел навязать [ нужна ссылка ] Во время переговоров о Лейпцигском временном договоре он пошел на спорные уступки. [ нужна ссылка ] Соглашаясь с различными католическими обычаями, Меланхтон придерживался мнения, что они являются адиафорами , если ничего не изменится в чистом учении и таинствах, установленных Иисусом . [ нужна ссылка ] Однако он проигнорировал позицию, согласно которой уступки, сделанные при таких обстоятельствах, следует рассматривать как отрицание евангелических убеждений. [18]
Позже Меланхтон пожалел о своих действиях. [ нужна ссылка ]
После смерти Лютера многие стали считать его «теологическим лидером немецкой Реформации». [19] хотя гнесио-лютеране во главе с Матиасом Флацием обвиняли его и его последователей в ереси и отступничестве . Меланхтон вынес обвинения терпеливо, с достоинством и самообладанием. [18]
В своем споре об оправдании с Андреасом Осиандером Меланхтон удовлетворил все стороны. Он также участвовал в полемике со Станкаро , который считал, что Христос был нашим оправданием только по Его человеческой природе. [18]
1550- годов Споры х
В 1552 году курфюрст Саксонии заявил, что готов послать депутатов на собор, который будет созван в Тренте , но только при условии, что протестанты будут принимать участие в дискуссиях и что Папа не будет считаться председательствующим и судить. Частично это заявление произошло по совету Меланхтона. Поскольку было решено послать признание Тренту, Меланхтон составил Confessio Saxonica , повторение Аугсбургского исповедания, в котором более подробно обсуждались пункты разногласий с Римом. По пути в Трент в Дрездене в марте 1552 года он увидел военные приготовления Мориса Саксонского и, достигнув Нюрнберга , вернулся в Виттенберг, так как Морис восстал против императора. После его возвращения положение протестантов стало более благоприятным, особенно после Аугсбургского мира (1555 г.). Однако с этого времени трудности Меланхтона возросли. [18]
Последние годы его жизни были омрачены спорами о Времени и вновь начавшимся спором о Вечере Господней. Когда в Лейпцигском переходном периоде появилось заявление «добрые дела необходимы для спасения», в 1551 году его лютеранские противники напали на Георга Майора , друга и ученика Меланхтона. Меланхтон вообще отказался от этой формулы, видя, как легко ее можно понять неправильно. [18]
Его оппоненты продолжали идти против него, обвиняя его в синергизме и цвинглианстве . На коллоквиуме в Вормсе в 1557 году, на котором он неохотно присутствовал, сторонники Флация и саксонские богословы пытались унизить его как еретика. Меланхтон настойчиво добивался мира в церкви, предложив созвать синод евангелической партии и составив Франкфуртский перерыв, который он позже защищал от нападений. [18]
Споры о Вечере Господней ожесточили последние годы его жизни. Возобновление этого спора было связано с растущим признанием кальвинистской доктрины и ее влиянием на Германию. Он никогда не соглашался с этим, и личное присутствие и самопринесение Христа в Вечере Господней были для него особенно важны, хотя он и не указывал определенно, какое отношение к этому имеют тело и кровь. Хотя он и отвергал физический акт жевания , он, тем не менее, предполагал реальное присутствие тела Христова и, следовательно, также реальное самопринесение. Он также отличался от Кальвина в том, что подчеркивал связь Вечери Господней с оправданием. [20]
Виды на Деву Марию [ править ]
Меланхтон довольно критически относился к любому почитанию святых , но оставил положительные комментарии о Марии .
В своих «Аннотациях к Евангелии » он написал исследование Луки 2:52 и обсудил веру Марии. Он отметил, что «она все хранила в своем сердце», что для него было призывом к церкви последовать ее примеру. [21] [22] Он считал, что Мария проявила неосторожность, когда потеряла сына в храме, но не согрешила. [22] Он также считал, что Мария была зачата с первородным грехом, как и любой другой человек, но была избавлена от его последствий. Таким образом, он выступал против праздника Непорочного зачатия , который в то время не был догмой, но отмечался в нескольких городах и был одобрен Базельским собором в 1439 году. [23] Он заявил, что Непорочное зачатие было изобретением монахов. [21] Он видел в Марии олицетворение (Типус) церкви и полагал, что в Магнификате Мария говорила от имени всей церкви. Стоя под крестом, Мария страдала, как никто другой человек; как таковой, он считал, что христиане должны объединиться с ней под крестом, чтобы стать подобными Христу. [21]
Взгляды на натурфилософию [ править ]
Читая лекции по Librorum de judiciis astrologicis Птолемея в 1535–1536 годах, Меланхтон выразил студентам свой интерес к греческой математике , астрономии и астрологии . Он считал, что у целеустремлённого Бога были причины показывать кометы и затмения . [24] Птолемея Он был первым, кто напечатал перефразированное издание «Тетрабиблоса» в Базеле в 1554 году. [25] Натурфилософия , по его мнению, была напрямую связана с Провидением , точкой зрения, которая оказала влияние на изменение учебной программы после протестантской Реформации в Германии. [26] В период 1536–1539 годов он участвовал в трёх академических нововведениях: восстановлении Виттенберга по протестантскому образцу, реорганизации Тюбингена и основании Лейпцигского университета . [27]
Смерть [ править ]
Прежде чем эти богословские разногласия были улажены, Меланхтон умер. Всего за несколько дней до смерти он написал записку, в которой объяснил, почему не боится смерти. На левой стороне записки были слова: «Вы избавитесь от грехов и освободитесь от злобы и ярости богословов»; справа: «Ты пойдешь к свету, увидишь Бога, взглянешь на Его Сына, познаешь те чудесные тайны, которые ты не смог понять в этой жизни». Непосредственной причиной смерти стала сильная простуда, которой он заразился во время путешествия в Лейпциг в марте 1560 года, за которой последовала лихорадка, которая поглотила его силы, хотя его тело уже было ослаблено. [28] Он был объявлен мертвым 19 апреля 1560 года. [29] Его тело было похоронено рядом с телом Лютера в Шлосскирхе в Виттенберге . [28]
В последние минуты жизни Меланхтона он продолжал беспокоиться о запустении церкви. Он постоянно молился и слушал отрывки из Священного Писания. Для него были особенно значимы слова Иоанна 1:11-12 : «Свои не приняли Его; но тем, кто принял Его, дал власть стать сынами Божиими». Когда Каспар Пойсер , его зять, спросил его, хочет ли он чего-нибудь, он ответил: «Ничего, кроме рая».
Его память отмечается в календаре Святых Лютеранской церкви - Синода Миссури 16 февраля, в день его рождения, и в календаре Евангелическо-лютеранской церкви в Америке 25 июня, в день представления Аугсбургского исповедания . [ нужна ссылка ]
Оценка его произведений и характера [ править ]
с Лютером Отношения
Значение Меланхтона для Реформации заключалось главным образом в том, что он систематизировал идеи Лютера, публично защищал их и положил в основу религиозного образования. Можно сказать, что эти две фигуры, дополняя друг друга, гармонично достигли результатов Реформации. Лютер побудил Меланхтона работать на благо Реформации; его собственные наклонности удержали бы его в академических кругах. Без влияния Лютера он мог бы стать «вторым Эразмом», хотя у него был глубокий религиозный интерес к Реформации. В то время как Лютер разбрасывал искры среди людей, Меланхтон пользовался симпатией образованных людей и ученых. И сила веры Лютера, и спокойствие, воздержанность и миролюбие Меланхтона сыграли свою роль в успехе движения. [28]
Оба осознавали свою взаимную позицию и считали ее «божественной необходимостью». Меланхтон писал в 1520 году: «Я лучше умру, чем буду отделен от Лютера», которого он также сравнил с Илией и назвал его «человеком, полным Святого Духа ». Несмотря на натянутые отношения между ними в последние годы жизни Лютера, Меланхтон сказал после смерти Лютера: «Мёртв всадник и колесница Израиля, которые правили церковью в эту последнюю эпоху мира!» [28]
Меланхтона В предисловии к «Колоссеркомментару» (1529 г.) Лютер писал: «Мне приходилось сражаться с чернью и дьяволами , по этой причине мои книги очень воинственны. Я грубый пионер, который должен проложить дорогу; но мастер Филипп идет мягко и кротко, сеет и поливает от души, ибо Бог дарами обильно наделил его». Меланхтона Лютер также похвалил пересмотренные «Локи» и назвал его «божественным инструментом, который достиг самого лучшего в области богословия, к великой ярости дьявола и его паршивого племени». Лютер никогда не выступал прямо против Меланхтона. [28] Как бы часто он ни был недоволен действиями Меланхтона, он ни разу не произнес ни слова против его частного характера, хотя Меланхтон иногда выказывал недоверие к Лютеру. [28] В письме Карловицу перед Аугсбургским сеймом он протестовал против того, что Лютер с его вспыльчивым характером оказывал на него лично унизительное давление.
Различие между Лютером и Меланхтоном хорошо видно в письмах Лютера к последнему (июнь 1530 г.): [28]
Для вашего великого беспокойства, из-за которого вы ослабеваете, я — сердечный враг; ибо дело не наше. Это ваша философия, а не ваше богословие, мучает вас так, как будто вы могли бы добиться чего-либо своими бесполезными тревогами. Что касается общественного дела, то я вполне доволен и удовлетворен; ибо я знаю, что это правильно и истинно, и, более того, это дело Христа и Самого Бога. По этой причине я всего лишь зритель. Если мы падем, падет и Христос; а если он падет, то я скорее паду со Христом, чем буду стоять с императором. [30]
Его работа как реформатора [ править ]
Работа Меланхтона как реформатора отличалась умеренностью, добросовестностью, осторожностью и миролюбием; однако иногда говорили, что этими качествами являются лишь отсутствие решительности, последовательности и смелости. Его главным приоритетом было благополучие общины и спокойное развитие церкви.
Меланхтон имел врожденное отвращение к ссорам и раздорам; тем не менее, часто он был очень раздражителен. Его иреничный характер часто заставлял его приспосабливаться к взглядам других, как можно видеть из его переписки с Эразмом и из его общественного отношения со времени Аугсбургского сейма до Временного периода. Говорят, что не просто личное стремление к миру, а его консервативная религиозная натура руководила им в его действиях по примирению. Он никогда не мог забыть, что его отец на смертном одре умолял его семью «никогда не покидать церковь». Он относился к истории церкви с таким благоговением и благоговением, что ему было гораздо труднее, чем Лютеру, довольствоваться мыслью о невозможности примирения с католической церковью. Он подчеркивал авторитет отцов церкви , не только Августина , но и греческих отцов . [31]
Его позиция в вопросах богослужения была консервативной , а во время Лейпского периода Кордатус и Шенк даже называли его криптокатоликом. Он не искал примирения с католицизмом ценой чистого учения. Он придавал больше значения внешнему виду и организации Церкви, чем Лютер, как видно из его трактовки «доктрины церкви». Идеальная концепция церкви, которую он выразил в «Лоциях» в 1535 году, позже потеряла свою значимость, когда он начал подчеркивать концепцию истинной видимой церкви, какой ее можно найти среди протестантов.
Он считал, что отношение церкви к Богу заключается в том, что церковь выполняет божественную должность служения Евангелия. Всеобщее священство было для Меланхтона, как и для Лютера, не принципом церковной конституции, а чисто религиозным принципом. В соответствии с этой идеей он старался сохранить традиционную церковную конституцию и управление, включая епископов. Однако он не хотел, чтобы церковь была совершенно независимой от государства, а, скорее, в согласии с Лютером, считал долгом светских властей защищать религию и церковь. Он рассматривал консистории как церковные суды, которые, следовательно, должны состоять из духовных и светских судей, поскольку он считал, что официальная власть церкви принадлежит не особому классу священников, а, скорее, всему собранию, которое должно быть представлено, следовательно, не только священнослужители, но и миряне. Защищая церковное единство, он не упускал из виду различия в доктринах ради общих практических задач. [31]
Чем старше он становился, тем меньше он различал Евангелие как возвещение воли Божией и правильное учение как человеческое познание его. Он старался сохранить единство доктрины с помощью богословских формул союза, но они были максимально широкими и ограничивались потребностями практической религии. [31]
Как учёный [ править ]
Как учёный Меланхтон олицетворял духовную культуру своего времени. Его письмо было простым и ясным; его пособия, пусть и не всегда оригинальные, быстро внедрялись в школы и сохраняли свое место более века. Для него знание существовало только для службы нравственного и религиозного воспитания, и поэтому учитель Германии подготовил путь религиозной мысли Реформации. Он был важной фигурой в движении, известном как христианский гуманизм , которое оказало длительное влияние на научную жизнь в Германии. [31]
Меланхтон написал множество трактатов об образовании и обучении, в которых изложены некоторые из его взглядов на основу, метод и цель реформированного образования. В своей «Книге посещений» Меланхтон излагает школьный план, который рекомендует школам преподавать только латынь. Он предлагает разделить детей на три отдельные группы: дети, которые учатся читать, дети, которые умеют читать и готовы изучать грамматику, и дети, которые хорошо обучены грамматике и синтаксису. [32] Меланхтон также считал, что дисциплинарная система классических «семи свободных искусств» и наук, изучаемых на высших факультетах, не может охватить новые революционные открытия эпохи ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения метода. Он расширил традиционную категоризацию науки в нескольких направлениях, включив в свою систему научных дисциплин не только историю, географию и поэзию, но и новые естественные науки. [ нужна ссылка ]
Как богослов [ править ]
Как теолог, его сила заключалась в сборе и систематизации идей других, особенно Лютера, с целью обучения. Он придерживался практики, не обращал внимания на связь частей, а его места были в виде отдельных абзацев. Его гуманистический образ мышления лег в основу его богословия, так что он признавал моральные и религиозные истины вне христианства и приводил христианскую истину в более тесный контакт с ними, чтобы стать посредником между христианским откровением и древней философией . [31]
Взгляды Меланхтона отличались от взглядов Лютера лишь некоторыми модификациями идей. Меланхтон рассматривал закон не только как коррелят Евангелия, но и как неизменный порядок духовного мира, основанный на самом Боге. Он перевел точку зрения Лютера на искупление на точку зрения юридического удовлетворения. Он не сосредоточивал внимание на мистицизме, пронизывающем богословие Лютера, но подчеркивал этические и интеллектуальные элементы. [31]
Отказавшись от детерминизма и абсолютного предопределения и приписав человечеству известную моральную свободу, он попытался выяснить долю свободной воли в обращении, назвав три причины, совпадающие в деле обращения, — Слово , Дух и человеческую волю. который был не пассивен, а сопротивлялся собственной слабости. После 1548 года он использовал определение свободы, данное Эразмом, как «способность подчиняться благодати ». [31]
Разделив веру на знание, согласие и доверие, он поставил участие сердца после участия интеллекта, что породило точку зрения позднейшей ортодоксии о том, что установление и принятие чистого учения должно предшествовать личному отношению веры. . Его концепция веры соответствовала его взгляду на то, что Церковь есть сообщество тех, кто придерживается истинной веры, и что ее видимое существование зависит от согласия ее невозрожденных членов с ее учением. [33]
Учению Меланхтона о Вечере Господней недоставало мистицизма веры, с помощью которого Лютер соединял чувственные элементы и сверхчувственные реальности. Однако это требовало их формального различия. [34]
Развитие верований Меланхтона можно увидеть из истории локусов . Первоначально он намеревался развить ведущие идеи, представляющие евангелическую концепцию спасения, а более поздние издания приблизились к замыслу учебника догматов. Сначала он настаивал на необходимости всякого мероприятия, отвергал философию Аристотеля и не разработал до конца своего учения о таинствах. В 1535 году он впервые рассмотрел учение о Боге и Троице ; он отверг доктрину необходимости каждого события и назвал свободную волю сопутствующей причиной обращения. Доктрина оправдания получила судебную форму, а необходимость добрых дел была подчеркнута в интересах моральной дисциплины. Последние издания отличаются от предыдущих тем, что большое внимание уделяется теоретическому и рациональному элементу. [34]
Как моралист [ править ]
В этике он сохранил и обновил традицию древней морали и представлял протестантское мировоззрение. Его книги о морали были в основном взяты из классики и находились под влиянием не столько Аристотеля, сколько Цицерона . Его основными произведениями в этом направлении были «Пролегомены» Цицерона к «De officiis» (1525 г.); Enarrationes librorum Ethicorum Aristotelis (1529 г.); Epitome philosophiaemoralis (1538 г.); и Ethicae doctrinae elementa (1550 г.). [34]
В своем «Epitome philosophiaemoralis» он рассматривает отношение философии к закону Божьему и Евангелию. Моральные принципы познаваемы в свете разума . Меланхтон называет их законом Божьим, а то, что Бог наделил человеческую природу, то и законом природы. Добродетельные язычники еще не развили идеи первородного греха и грехопадения, или падшего аспекта самой человеческой природы, и поэтому не могли сформулировать или объяснить, почему люди не всегда действуют добродетельно. Если бы добродетель была истинным законом человеческой природы (положенным туда самим Богом), то свет разума мог бы быть затемнен только грехом. [35] Явленный закон, необходимый из-за греха , отличается от закона естественного только большей полнотой и ясностью. Основной порядок нравственной жизни может быть постигнут и разумом; поэтому нельзя пренебрегать развитием моральной философии на основе естественных принципов. Поэтому Меланхтон не делал резкого различия между естественной и откровенной моралью. [34]
Его вклад в христианскую этику в собственном смысле можно увидеть в Аугсбургском исповедании и его апологии, а также в его «Локусах» , где он вслед за Лютером изобразил протестантский идеал жизни, свободное осуществление божественного закона личностью, благословленной в верой и наполнены духом Божьим. [34]
Как экзегет [ править ]
Формулировка Меланхтоном авторитета Священного Писания на какое-то время стала нормой. Принцип его герменевтики выражен в его словах: «Всякий богослов и верный толкователь небесного учения должен обязательно быть прежде всего грамматиком, затем диалектиком и, наконец, свидетелем». Под «грамматиком» он имел в виду филолога , мастера истории , археологии и древней географии . Что касается метода интерпретации, он настаивал на единстве смысла и буквальном смысле в отличие от четырех чувств схоластики. Далее он заявил, что все, что ищут в словах Священного Писания, помимо буквального смысла, является лишь догматическим или практическим применением. [34]
Его комментарии полны теологического и практического содержания, подтверждающие доктрины Реформации. Наиболее важными являются книги Бытия , Притчей , Даниила , Псалмов , Послания к Римлянам (отредактированные Лютером в 1522 году против его воли), Послания к Колоссянам (1527 год) и Иоанна (1523 год). Меланхтон работал с Лютером над его переводом Библии, и обе книги Маккавеев в Библии Лютера приписываются ему. Латинская Библия , опубликованная в 1529 году в Виттенберге, считается совместной работой Меланхтона и Лютера. [34]
и проповедник историк Как
Влияние Меланхтона в исторической теологии ощущалось вплоть до XVII века, особенно в методе трактовки церковной истории в связи с политической историей . Это была первая протестантская попытка изложить историю догмы как с Sententiae veterum aliquot patrum de caena domini (1530 г.), так и с De ecclesia et auctoritate verbi Dei (1539 г.). [34]
Меланхтон оказал широкое влияние на гомилетику и считался в протестантской церкви автором методического стиля проповеди. Он держался в стороне от догматизации и риторики в Annotationes in Evangelia (1544 г.), Conciones в Evangelium Matthaei (1558 г.) и в своих немецких проповедях, подготовленных для Георга Ангальтского. Он никогда не проповедовал с кафедры, и его проповеди на латыни (Postilla) были подготовлены для венгерских студентов Виттенберга, которые не понимали немецкого языка.
В 1548 году он опубликовал « Историю жизни и деяний Лютера» . В эту книгу он включил изображение Лютера, прибивающего 95 тезисов к дверям замковой церкви в Виттенберге. Однако в то время он не встречался с Лютером, и сам Лютер никогда не упоминал об этом событии. [36]
Меланхтон также выпустил первую протестантскую работу по методу богословского изучения, а также свой Catechesis puerilis (1532 г.), религиозное руководство для младших школьников, и немецкий катехизис (1549 г.). [34]
Как профессор и философ [ править ]
Как филолог и педагог Меланхтон был духовным наследником южногерманских гуманистов, таких как Рейхлин , Якоб Вимпфелинг и Родольф Агрикола , которые представляли этическую концепцию гуманитарных наук . Он рассматривал гуманитарные науки и классическое образование как пути не только к естественной и этической философии, но и к божественной философии. Античная классика рассматривалась как источник более чистого знания, а также лучшее средство воспитания молодежи как по красоте формы, так и по этическому содержанию. Своей деятельностью в учебных заведениях и составлением латинских и греческих грамматик и комментариев он стал основателем ученых школ евангелической Германии, сочетающих гуманистические и христианские идеалы. Влияние его философских сборников закончилось только с приходом к власти школы Лейбница - Вольфа . [37]
Он приехал в Виттенберг с намерением редактировать полное собрание сочинений Аристотеля и редактировал « Риторику» (1519 г.) и « Диалектику» (1520 г.). [38]
Он считал, что отношение философии к богословию характеризуется различием между Законом и Евангелием. Первый, как свет природы, врожден; оно также содержит элементы естественного познания Бога, которые, однако, были затемнены и ослаблены грехом. Поэтому новое провозглашение Закона через откровение стало необходимым и было представлено в Декалоге; и всякое право, в том числе и в форме натурфилософии, содержит лишь требования, тени; ее исполнение дается только в Евангелии, предмете достоверности в богословии, посредством которого и философские элементы познания — опыт, принципы разума и силлогизм — получают лишь свое окончательное подтверждение. Поскольку закон является божественным педагогом, ведущим ко Христу, философия, его толкователь, подчиняется откровенной истине как главному стандарту мнений и жизни. [38]
Он опубликовал De диалекта libri iv (1528 г.), Erotemata dialectices (1547 г.), Liber de anima (1540 г.), Initiae doctrinae physicae (1549 г.) и Ethicae doctrinae elementa (1550 г.). [38]
Внешний вид и характер [ править ]
Сохранились оригинальные портреты Меланхтона трех известных живописцев его времени — Ганса Гольбейна Младшего с одним вариантом в Королевской галерее Ганновера , Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего . [38] Меланхтон описывался как карликовый, уродливый и физически слабый человек. [39] хотя говорят, что у него были яркие и сверкающие глаза, которые сохраняли свой цвет до дня его смерти. [38]
Он не ценил деньги и имущество; его гостеприимством часто злоупотребляли, так что его швабскому слуге иногда было трудно вести домашнее хозяйство. Его семейная жизнь была счастливой. Он называл свой дом «маленькой церковью Божией», всегда находил там покой и проявлял нежную заботу о жене и детях. Однажды французский учёный обнаружил, что он одной рукой качает колыбель, а в другой держит книгу. [38]
Его ближайшим другом был Иоахим Камерариус , которого он называл половиной своей души. Его обширная переписка представляет собой комментарий к его жизни. Он писал речи и научные трактаты для других, разрешая им использовать свои собственные подписи. Он признавал свои ошибки даже перед такими противниками, как Флаций , и был открыт для критики. Он придавал большое значение молитве, ежедневному размышлению над Библией и посещению общественных служб. [38]
См. также [ править ]
- Дмитрий Любавич
- Готтлоб Фреге , известный потомок Меланхтона
- Список корреспондентов Эразма
- Лотарианская легенда , опровергнутая теория, распространенная Филиппом Меланхтоном.
- Филипписты
- Убикитаристы
Примечания [ править ]
- ^ / m ə ˈ l æ ŋ k θ ən / mə- LANK -thən , Немецкое произношение: [melançtɔn] ; Латинское : Филипп Меланхтон .
- ^ Немецкое произношение: [ˈʃvaʁtsʔeːɐ̯t] .
- ↑ Пример из Хемница см. в Chemnitz 2004 , отрывок из его Loci Theologici .
Ссылки [ править ]
- ^ Ричард 1898 , с. 379.
- ^ Ричард 1898 , с. 3.
- ^ Ричард 1898 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маншрек 2011 .
- ^ Леффлер 1911 , с. 151; Паук 1969 , с. 4.
- ^ Вык, Ван; (Нэти), Игнатиус WC (2017). «Филипп Меланхтон: Краткое введение» . HTS Теологические исследования . 73 (1): 1–8. дои : 10.4102/hts.v73i1.4672 . hdl : 2263/62958 . ISSN 0259-9422 .
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2005). Энциклопедия протестантизма . Информационная база. ISBN 978-0-8160-6983-5 .
- ^ Брашедер 2005 .
- ^ Рупп 1996 .
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Ричард 1898 , стр. 57–58.
- ^ Лорманн 2012 , с. 432; Маншрек 2011 ; Шофилд 2006 , с. 20.
- ^ Ричард 1898 , с. 71.
- ^ Джейкобс 1899 .
- ^ Венгерт, Тимоти Дж. (24 октября 2012 г.). Последнее слово Филиппа Меланхтона кардиналу Лоренцо Кампеджио, папскому легату на аугсбургском сейме 1530 года . Ванденхук и Рупрехт. стр. 79–103. дои : 10.13109/9783666550478.79 . ISBN 978-3-525-55047-2 – через CrossRef.
- ^ «Сайт всемирной истории» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кирн 1910 , с. 280.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кирн 1910 , с. 281.
- ^ Тондо, Дуглас Дж. Дель (февраль 2008 г.). Слова Иисуса о спасении . Бесконечность. ISBN 978-0-7414-4357-1 .
- ^ Кирн 1910 , стр. 281–282.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боймер 1992 , с. 424.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боймер 1992 , с. 425.
- ^ Исцеление 2007 , с. 25.
- ^ Биллесков Янсен 1991 , стр. 107–108.
- ^ Исцеление 2010 , с. 70.
- ^ С 1995 г. , стр. 185–186.
- ^ Диабет 1999 , с. xxxiii.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Кирн 1910 , с. 282.
- ^ Колб 2012 , с. 142.
- ^ Кирн 1910 , стр. 282–83.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Кирн 1910 , с. 283.
- ^ 1931 год .
- ^ Кирн 1910 , стр. 283–284.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кирн 1910 , с. 284.
- ^ Анжер 2019 , с. 161.
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Филип Меланхтон» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Кирн 1910 , стр. 284–85.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Кирн 1910 , с. 285.
- ^ Хуберман, Джек (3 марта 2008 г.). Цитируемый атеист: боеприпасы для неверующих, политических наркоманов, оводов и тех, кто обычно попадает в ад . Общественные дела. ISBN 978-1-56858419-5 . Проверено 14 февраля 2019 г.
Цитируемые работы [ править ]
- Боймер, Ремигиус (1992). «Реформация». Мариенлексикон (на немецком языке). Санкт-Оттилиен: EOS.
- Энджер, Том, изд. (2019). Кембриджский справочник по этике естественного права . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-42263-5 .
- Биллесков Янсен, Ф.Дж. (1991). «Постскриптум». Речь о философских исследованиях, необходимых изучающему богословие . Синнинг, Йенс Андерсен. Якобсен, Эрик (ред.). Перевод Хёгеля, Кристиана; Фишер, Питер; Стоунер, Дэвид. Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. ISBN 978-87-7289-144-6 .
- Бросседер, Клаудия (2005). «Письмо в небе Виттенберга: астрология в Германии шестнадцатого века». Журнал истории идей . 66 (4): 557–576. дои : 10.1353/jhi.2005.0049 . ISSN 0022-5037 . S2CID 170230348 .
- Хемниц, Мартин (2004). О милостыне (PDF) . Перевод Келлермана, Джеймса А. Сент-Луиса, Миссури: LCMS World Relief and Human Care. Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2009 года . Проверено 5 ноября 2017 г.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 88.
- Эби, Фредерик (1931). Ранние протестантские педагоги: образовательные сочинения Мартина Лютера, Жана Кальвина и других лидеров протестантской мысли . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Исцели, Бриджит (2007). Культ Девы Марии в Германии раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета.
- Хайлен, Стефан (2010). «Учение Птолемея о терминах и его рецепция». В Джонсе, Александр (ред.). Птолемей в перспективе . Архимед: Новые исследования в истории науки и техники. Том. 23. Дордрехт, Нидерланды: Спрингер. стр. 45–93. дои : 10.1007/978-90-481-2788-7_3 . ISBN 978-90-481-2787-0 . ISSN 1385-0180 .
- Джейкобс, Генри Эйстер (1899). «Схоластика в Лут. Церкви» . В Джейкобсе, Генри Эйстер ; Хаас, Джон А.В. (ред.). Лютеранская циклопедия . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 434–435 . Проверено 4 ноября 2017 г. - из Интернет-архива.
- Кирн, Отто (1910). «Меланхтон, Филипп» . В Джексоне, Сэмюэл Маколи (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. 7 (3-е изд.). Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 279–86 . Проверено 18 февраля 2021 г. - из эфирной библиотеки Christian Classics.
В этой статье использованы материалы из этой общедоступной публикации. - Колб, Роберт (2012). «Доктринальная последняя воля и завещание Меланхтона: Responsiones ad articulos Bavaricae inquisitionis как его последнее исповедание веры». В Дингеле, Ирен; Колб, Роберт ; Куропка, Николь; Венгерт, Тимоти Дж. (ред.). Филип Меланхтон: богослов в классе, исповеди и полемике . Геттинген, Германия: Ванденхук и Рупрехт. стр. 141–160. ISBN 978-3-525-55047-2 .
- Кусукава, Сатико (1995). Трансформация натурфилософии: случай Филиппа Меланхтона . Идеи в контексте. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-47347-7 . ISSN 0962-4945 .
- ——— (1999). "Хронология". Речи о философии и образовании . Меланхтон, Филипп. Кусукава, Сатико (ред.). Перевод Салазар, Кристин Ф. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-58677-1 .
- Леффлер, Клеменс (1911). Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 151–154 - через Wikisource. . В
- Лорманн, Мартин (2012). «Меланхтон, Филипп, 1497–1560». В Уитфорде, Дэвид М. (ред.). T&T Кларк, компаньон по теологии реформации . Лондон: T&T Clark (опубликовано в 2014 г.). стр. 432–433. ISBN 978-0-567-15366-1 .
- Маншрек, Клайд Л. (2011). «Филипп Меланхтон» . Британская энциклопедия . Проверено 5 ноября 2017 г.
- Паук, Вильгельм , изд. (1969). « Loci Communes Theologici : Предисловие редактора». Меланхтон и Буцер . Библиотека христианской классики. Филадельфия: Вестминстер Пресс. стр. 3–17. ISBN 978-0-664-24164-3 .
- Ричард, Джеймс Уильям (1898). Филип Меланхтон: протестантский наставник Германии, 1497–1560 гг . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма . Проверено 4 ноября 2017 г. - из Интернет-архива. (также в «Забытых книгах »)
- Рупп, Хорст Ф. (1996). «Филипп Меланхтон (1497-1560)». Профили известных педагогов. Перспективы . 26 (3). Издательство Kluwer Academic: 610–21. дои : 10.1007/BF02195060 . ISSN 1573-9090 . S2CID 189873577 .
- Шофилд, Джон (2006). Филипп Меланхтон и английская Реформация . Сент-Эндрюсские исследования по истории Реформации. Олдершот, Англия: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-5567-1 .
- Уитон, Джеймс Морис (1905). Гилмане, Дэниел Койт ; Пек, Гарри Терстон; Колби, Фрэнк Мур (ред.). Новая международная энциклопедия . Том. 13 (1-е изд.). Нью-Йорк: Dodd, Mead & Co., стр. 285–86 – через Wikisource.
В этой статье использованы материалы из этой общедоступной публикации. . В
Дальнейшее чтение [ править ]
- Андреатта, Эухенио (1996). Лютер и Аристотель (на итальянском языке). Падуя, Италия: Cusl Nuova Vita. ISBN 978-88-8260-010-5 .
- Бирнштейн, Уве (2010). Гуманист: чему Филипп Меланхтон учил Европу (на немецком языке). Берлин: Wichern-Verlag. ISBN 978-3-88981-282-7 .
- Кеммерер, Ричард Р. (2000). «Меланхтон, Филипп» . В Люкере, Эрвин Л.; Поэллот, Лютер; Джексон, Пол (ред.). Христианская циклопедия . Сент-Луис, штат Миссури: Издательство Concordia . Проверено 5 ноября 2017 г. - через Лютеранскую церковь - Синод штата Миссури.
- Каттини, Элиза (2005). Единство и множественность в европейской традиции практической философии Аристотеля: Джироламо Савонарола, Пьетро Помпонацци и Филиппо Мелантоне (на итальянском языке). Соверия Маннелли, Италия: Руббеттино. ISBN 978-88-498-1575-7 .
- ДеКурси, Мэтью (2001). «Риторы континентальной Европы, 1400–1600 гг., И их влияние в Англии эпохи Возрождения» . В Мэлоун, Эдвард А. (ред.). Словарь литературной биографии . Том 236: Британские риторы и логики, 1500–1660, первая серия . Детройт, Мичиган: Гейл. стр. 309–343 . ISBN 978-0-7876-4653-0 .
- Эстес, Джеймс М. (1998). «Роль благочестивых судей в церкви: Меланхтон как переводчик и соратник Лютера». История Церкви . 67 (3). Издательство Кембриджского университета: 463–483. дои : 10.2307/3170941 . ISSN 0009-6407 . JSTOR 3170941 . S2CID 162335827 .
- Фукс, Торстен (2008). Филипп Меланхтон как неолатинский поэт эпохи Реформации (на немецком языке). Тюбинген, Германия: Гюнтер Нарр. ISBN 978-3-8233-6340-8 .
- Грейбилл, Грегори Б. (2010). Евангелическая свобода воли: доктринальное путешествие Филиппа Меланхтона к истокам веры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958948-7 .
- Юнг, Мартин Х. (2010). Филипп Меланхтон и его время (на немецком языке). Геттинген, Германия: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-55006-9 .
- Кусукава, Сатико (2004). «Меланхтон». Ин Багчи, Дэвид; Стейнмец, Дэвид К. (ред.). Кембриджский справочник по теологии реформации . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 57–67 . дои : 10.1017/CCOL0521772249.007 . ISBN 978-0-521-77662-2 .
- Лайтакари-Пюиккё, Аня-Леена (2013). Влияние Филиппа Меланхтона на английскую богословскую мысль во время ранней английской Реформации (докторская диссертация). Хельсинки: Хельсинкский университет. hdl : 10138/41764 . ISBN 978-952-10-9447-7 .
- Леддерхозе, Карл Фридрих (1855). Жизнь Филиппа Меланхтона . Перевод Кротеля, Г. Ф. Филадельфия: Линдси и Блэкистон (опубликовано в 2012 г.). LCCN 22011423 . Проверено 5 ноября 2017 г. - через Project Gutenburg.
- Мааг, Карин, изд. (1999). Меланхтон в Европе: его работа и влияние за пределами Виттенберга . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Books. ISBN 978-0-8010-2223-4 .
- Мак, Питер (2011). «Северная Европа, 1519–1545: эпоха Меланхтона». История риторики Возрождения, 1380–1620 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 104–135. doi : 10.1093/acprof:osobl/9780199597284.003.0006 . ISBN 978-0-19-959728-4 .
- Маншрек, Клайд Л. (1958). Меланхтон: тихий реформатор . Нью-Йорк: Абингдон Пресс.
- Меерхофф, Кес (1994). «Значение риторики Филиппа Меланхтона в эпоху Возрождения». В Маке, Питер (ред.). Риторика Возрождения . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 46–62. ISBN 978-0-312-10184-8 .
- Меланхтон, Филип (1969). « Loci Communes Theologici ». В Пауке, Вильгельм (ред.). Меланхтон и Буцер . Библиотека христианской классики. Перевод Сатре, Лоуэлла Дж.; Паук, Вильгельм . Филадельфия: Вестминстер Пресс. стр. 18–152. ISBN 978-0-664-24164-3 .
- ——— (2002). «История жизни и деяний доктора Мартина Лютера». В Вандивере, Элизабет ; Кин, Ральф ; Фрейзел, Томас Д. (ред.). Жизни Лютера: два современных рассказа о Мартине Лютере . Перевод Фрейзела, Томаса Д. Манчестера: Издательство Манчестерского университета (опубликовано в 2003 г.). стр. 14–39. ISBN 978-0-7190-6802-7 .
- Рогнесс, Майкл (1969). Филип Меланхтон: реформатор без чести . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Аугсбурга. OCLC 905626473 .
- Шайбл, Хайнц (1990). «Лютер и Меланхтон». Лютеранский ежеквартальный журнал . 4 (3): 317–339. ISSN 0024-7499 .
- ——— (1996). «Меланхтон, Филипп». В Хиллербранде, Ханс Дж. (ред.). Оксфордская энциклопедия Реформации . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195064933.001.0001 . ISBN 978-0-19-506493-3 .
- Смит, Сохранилось (1911). Жизнь и письма Мартина Лютера . Бостон: Компания Houghton Mifflin. LCCN 11015608 . Проверено 5 ноября 2017 г. - из Интернет-архива.
- Сотби, Сэмюэл Ли (1839). Наблюдения над почерком Филиппа Меланхтона . Лондон. OCLC 13625108 . Проверено 5 ноября 2017 г. - из Интернет-архива.
- Сервет, Михаил (2015) [1553]. О Тайне Троицы и Учении Древних Филиппу Меланхтону и его коллегам . Перевод Хиллара, Мэриан ; Хоффман, Кристофер А. Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN 978-1-4955-0336-8 .
- Ступперич, Роберт (2006) [1965]. Меланхтон: загадка Реформации . Перевод Фишера, Роберта Х. Кембриджа, Англия: ISBN James Clarke & Co. 978-0-227-17244-5 .
- Венгерт, Тимоти Дж. (1998). Человеческая свобода, христианская праведность: экзегетический спор Филиппа Меланхтона с Эразмом Роттердамским . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-511529-1 .
- Венгерт, Тимоти Дж.; Грэм, М. Патрик, ред. (1997). Филипп Меланхтон (1497-1560) и комментарий . Шеффилд: Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-1-85075-684-2 .
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Филиппа Меланхтона или о нем в Internet Archive
- Работы Филиппа Меланхтона в Project Gutenberg
- Работы Филипа Меланхтона в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работает в Открытая библиотека
- Работы Филиппа Меланхтона в Постреформационной цифровой библиотеке
- Филип Меланхтон в проекте «Математическая генеалогия»
- Осмотр заслушанных перед чином публичного рукоположения, которым им рекомендуется служение Евангелия: Предание Вуитеберги, год 1554 г. , в Опольской библиотеке Цифровой.
- 1497 рождений
- 1560 смертей
- Астрологи XVI века
- Немецкие астрономы XVI века
- Немецкое лютеранское духовенство XVI века
- Немецкие протестантские богословы XVI века
- Немецкие писатели-мужчины XVI века
- Писатели XVI века на латыни
- Лютеранские богословы XVI века
- Академический состав Виттенбергского университета
- Похороны в церкви Всех Святых в Виттенберге.
- Христианские гуманисты
- Критики католической церкви
- немецкие астрологи
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие протестантские реформаторы
- Немецкие гуманисты эпохи Возрождения
- Немецкие евангелисты
- Выпускники Гейдельбергского университета
- Мирские богословы
- Лютеранские ученые-библеисты
- Лютеранские святые
- Лютеранские авторы проповедей
- Люди, празднуемые по лютеранскому литургическому календарю
- Люди из Бреттена
- Люди из маркграфства Баден
- Филипписты
- Систематические богословы
- Переводчики Библии на немецкий язык