Синкретический спор
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Синкретический спор представлял собой богословские дебаты, посвященные попыткам объединить протестантские церкви в Германии 17 века. Это началось главным образом благодаря усилиям Георга Каликста и его сторонников обеспечить основу, на которой лютеране могли бы иметь хорошие отношения как с реформатской церковью , так и с Римско-католической церковью. Оно продолжалось с 1640 по 1686 год.
Джордж Каликст
[ редактировать ]Каликст, профессор Хельмштедта , путешествовал по Англии , Нидерландам , Италии и Франции . Его знакомство с различными церквями и их представителями, а также его обширные исследования дали ему более дружелюбное отношение к различным религиозным организациям, чем большинство его современных лютеранских богословов. [1]
В то время как последний твердо придерживался «чистого учения», Каликст был склонен не рассматривать учение как единственное необходимое для христианина и не считал все в учении одинаково определенным и важным. Следовательно, он выступал за единство между теми, кто согласился с фундаментальным минимумом, и за свободу в отношении менее фундаментальных вопросов. Что касается католицизма, он бы (как Меланхтон когда-то ) признал бы папе примат права человека, а не божественного права; можно назвать он также заявил, что мессу жертвоприношением.
Авраам Чалов, в частности, выступал против Каликста. В 1645 году он помешал Каликсту присутствовать на Коллоквиуме Торна в качестве представителя Данцича . В конце концов Каликст присоединился к Кенигсбергской группе и публично отказался от реформатского исповедания Торна. [2]
Теологические факультеты университетов в Хельмштедте , Ринтельне и Кенигсберге стояли на стороне Каликста; теологи университетов Лейпцига , Йены , Страсбурга , Гиссена , Марбурга и Грайфсвальда . против его взглядов выступили
Курфюрст Саксонии
[ редактировать ]Курфюрст Саксонии по политическим мотивам выступил против реформатской церкви , так как два других светских выборщика (Пфальц и Бранденбург) были реформаторами и получали преимущество над ним. В 1649 году он отправил послание трем герцогам Брауншвейгским, которые считали Хельмштедт своим общим университетом, в котором выразил все возражения своих лютеранских профессоров и жаловался, что Каликст хочет извлечь элементы истины из всех религий, соединить их. их в совершенно новую религию и тем самым спровоцировать жестокий раскол.
В 1650 году Чалов стал профессором в Виттенберге , ознаменовав свое вступление в должность яростной атакой на синкретистов в Хельмштедте. Последовал поток полемических сочинений. В 1650 году герцоги Брауншвейгские ответили курфюрсту Саксонии, призывая не допустить продолжения разногласий и предлагая созвать встречу политических советников. Однако Саксония не поддержала это предложение. Попытка созвать собрание богословов успеха не имела. Богословы Виттенберга и Лейпцига выработали тогда новую формулу, осуждающую 98 ересей гельмштедтских богословов. Эту формулу (консенсус) должны были подписать все, кто хотел остаться в лютеранской церкви. Однако за пределами Виттенберга и Лейпцига оно не было принято, и смерть Каликста в 1656 году положила начало пяти годам почти спокойного мира.
Раздор в Гессен-Касселе
[ редактировать ]Разногласия вновь возникли в Гессен-Касселе , где ландграф Вильгельм VI стремился объединить своих лютеранских и реформатских подданных или, по крайней мере, уменьшить их взаимную ненависть. В 1661 году он провел в Касселе беседу между двумя лютеранскими богословами из Ринтельнского университета и двумя реформатскими богословами из Марбургского университета . Они составили заявление, которое признавало разногласия между сторонами, но в то же время демонстрировало согласие между ними по всем существенным вопросам. Он призывал к проявлению братской любви и признанию того, что обе стороны принадлежат к одной Церкви, разделяют общую веру и надеются на общее небо. [2]
Богословы Виттенберга были возмущены возрождением синкретизма и призвали всех лютеран отвергнуть коллоквиум. Они также призвали профессоров Ринтельна сделать свое заявление, после чего последние ответили подробной защитой. Последовала еще одна длинная серия полемических трактатов.
Споры в Бранденбурге-Пруссии
[ редактировать ]В 1663 году в Бранденбурге-Пруссии «Великий курфюрст» Фридрих Вильгельм I запретил проповедникам говорить о спорах между евангелистскими организациями.
Длительная беседа в Берлине (сентябрь 1662 г. — май 1663 г.) привела лишь к новым разногласиям, и конференции завершились в 1664 г. публикацией еще одного «синкретического» указа. Поскольку указ запрещал Формулу согласия (одну из лютеранских исповеданий, содержащуюся в Книге согласия 1580 года ), многие лютеранские священнослужители отказались подчиниться указу.
Любой человек, отказывавшийся подписать форму, заявляющую о своем намерении соблюдать это правило, был лишен своей должности, в том числе Пол Герхардт , пастор и известный автор гимнов. Граждане Берлина ходатайствовали о его восстановлении, и по их неоднократным просьбам для него было сделано исключение, хотя совесть не позволяла ему сохранить пост, который, как ему казалось, можно было занимать только при условии молчаливое отрицание Формулы Согласия. Он продолжал жить в Берлине более года, не имея стабильной работы. За это время умерла его жена, оставив ему одного выжившего ребенка. Указ был отозван несколько месяцев спустя, хотя к этому времени его покровительница, курфюрста Луиза Генриетта, умерла, и поэтому он все еще оставался без должности.
Многие лютеране предпочитают переехать за границу, чем подписать форму.
Заключительный этап
[ редактировать ]Попытки теологов Виттенберга объявить Каликста и его школу нелютеранскими и еретическими теперь были встречены сыном Каликста, Фридрихом Ульрихом Каликстом. Последний защищал богословие своего отца, но также пытался показать, что его учение мало чем отличается от учения его противников. Виттенберг нашел своего нового защитника в лице Эгидия Штрауха , который атаковал Каликста всеми средствами обучения: полемикой, софистикой, остроумием, цинизмом и оскорблениями. Сторону Хельмштедта защищал учёный и государственный деятель Герман Конринг . Саксонские князья теперь осознали опасность того, что попытка реализовать «Консенсус» как формулу веры может привести к новому расколу в лютеранской церкви и, таким образом, может затруднить ее положение перед лицом католиков.
Предложения Чалова и его партии продолжить опровержение и заставить браншвейгских богословов связать себя обязательствами старого лютеранского вероисповедания остались поэтому нереализованными. Саксонским богословам было запрещено продолжать полемику в письменной форме.
Были начаты переговоры о мире, особенно активен герцог Эрнст Благочестивый Саксен -Готский . Рассмотрена работа по созданию постоянной коллегии богословов для решения богословских споров. Переговоры с судами Брауншвейга, Мекленбурга, Дании и Швеции оказались безрезультатными; единственным преимуществом было то, что мир сохранялся до 1675 года. Затем Чалов возобновил военные действия, напав не только на Каликста, но и особенно на умеренного Иоанна Мусея из Йены. К 1679 году Чалову удалось заставить Йенский университет (а после долгого сопротивления и самого Мусея) отказаться от синкретизма. Курфюрст возобновил запрет на полемические сочинения. Это была последняя победа Чалова. В 1680 году Иоганн Георг II скончался Саксонский, и Чалов потерял своего самого сильного сторонника в своей кампании.
, учитывая опасность, которую Франция представляла для Германии, Чалов, казалось, уступил в 1683 году, когда он спросил, можно ли по-прежнему осуждать каликстинский синкретизм с « папистами » и реформатами и из уважения к курфюрсту Бранденбургскому и герцогам Брауншвейгский конфликт должен быть похоронен амнистией или, наоборот, следует продолжать войну против синкретизма.
Позже Чалов вернулся к нападкам на синкретистов, но умер в 1686 году. Синкретический спор закончился с его смертью.
Последствия
[ редактировать ]Синкретический спор привел к уменьшению религиозной ненависти и развитию взаимной терпимости. Таким образом, католицизм выиграл, поскольку протестанты стали лучше его понимать и ценить. В протестантском богословии это подготовило почву для того, чтобы сентиментальное богословие пиетизма стало более популярным, чем ортодоксия .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Синкретизм» . Католическая энциклопедия . 1917 год . Проверено 28 июня 2023 г. - через New Advent .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стронг, Джеймс; МакКлинток, Джон, ред. (1880). «Синкретические споры» . Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы . Нью-Йорк: Хапер и братья . Проверено 28 июня 2023 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синкретизм ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.