Jump to content

Сосед по комнате

Императорский раб по имени Антиох, воспитанный как верна (в доме, в котором он родился), почтил память своей «заслуженной» contubernalis Валерии Фортунаты в этой латино-греческой двуязычной надписи, найденной на Стое Аттала. [1]

В Древнем Риме контуберний был квазибрачными отношениями. [2] между двумя рабами или между рабом ( servus ) и свободным человеком, который обычно был бывшим рабом или ребенком бывшего раба. Раба, вовлеченного в такие отношения, называли contubernalis . [2] основным и общим значением которого было «товарищ». [а]

Согласно римскому праву , раб рассматривался как собственность ( res ) и не имел правосубъектности для вступления в законные формы брака. и не был кодифицирован как брак ( конубиум ) в римском праве, Хотя контуберний он имел юридические последствия, которые рассматривались римскими юристами в прецедентном праве. [3] и был задуман как прочный, в идеале постоянный союз, основанный на супружеской привязанности ( affio maritalis ). [4] это было одобрено и признано владельцем раба. [5] Надписи указывают на то, что контуберний с выраженными в нем намерениями был прежде всего заботой о «мобильных вверх» рабах и бывших рабах, служивших императорскому дому ( familia Caesaris ) и бюрократии или принадлежавших к домам сенаторского или всаднического ранга . [6] В контубернии , когда в рабстве оставался только один партнер, чаще всего свободным человеком была вольноотпущенница (liberta) .

Контуберниум институционализирован [7] благородное намерение раба сформировать прочный гетеросексуальный союз с экономической, эмоциональной и родительской выгодой — признание внутренних противоречий между статусом раба как собственности и «инструмента» ( инструментум ) и очевидной человечностью человека и желанием участвовать в то, что римляне считали нормальной семейной жизнью.

Сосед по комнате

[ редактировать ]

Слово contubernalis, по-видимому, иногда использовалось как устойчивое выражение нежности даже после того, как бывшая порабощенная пара получила правовой статус, позволяющий им официально вступить в брак. [8]

Мужчины, поминающие смерть партнерши, возлагают эпитафии в честь contubernali bene merenti («достойному спутнику»), carissimae («самый дорогой»), piissimae или pientissimae («самый преданный»), optimae («лучший»). , incomparabili («несравненный»), rarissimae («самый редкий»), Santissimae («самый священный») и dulcissimae («самый сладкий»). Женщины также используют многие из этих описаний для партнера-мужчины, которого они потеряли, и те же прилагательные используются в эпитафиях для супругов, состоявших в законном браке. [6]

Между двумя рабами

[ редактировать ]

Римское право считало раба собственностью ; рабы не имели правосубъектности и поэтому не могли заключать контракты от своего имени, включая санкционированные законом формы брака ( конубиум ). Некоторым рабам, однако, разрешалось или поощрялось образовывать семьи — постоянные гетеросексуальные союзы, в которых «естественные дети» ( liberi naturales ) могли воспитываться как vernae . [9] Сами римские юристы при обсуждении прецедентного права иногда ссылаются на союзы рабов contubernales, используя термины «муж» и «жена». [10] В надписях большинство contubernales , статус которых можно определить, являются рабами, хотя liberti и libertae (вольноотпущенники). также часто встречаются [11] Хотя раб не имел законного права заключать брак, признаваемый римским законодательством, рабы, прибывшие из-за пределов Италии, имели свои собственные брачные обряды и обычаи, и не было никаких запретов на то, чтобы рабы считали себя женатыми по обычаю таким образом. [2]

В загородном поместье ( вилле ) раб-мужчина, доказавший свою надежность, мог иметь лицензию на сожительство с другой рабыней ( conserva ). [12] Писатель-аграрник Колумелла говорит, что контуберний особенно желателен для виликуса , судебного пристава или надзирателя фермы, который часто, но не всегда, был рабом или бывшим рабом. [13] Любые дети, рожденные от этих союзов, увеличивали богатство хозяина. [14] Вернам , рабам, которые родились и выросли в доме своей порабощенной матери, самим с большей вероятностью было разрешено сожительствовать как пара и воспитывать своих собственных детей. [15] Надписи усиливают впечатление, что контуберний был привилегией, предоставляемой рабам, чей труд на высококвалифицированных работах ценился. [16]

мог Контуберний существовать между двумя рабами с разными владельцами, но наиболее явные доказательства встречаются внутри домашнего хозяйства. [17] На протяжении большей части республиканской и имперской эпох свободные римские женщины как гражданки имели право владеть собственностью и сохраняли свои права собственности в браке. [18] Хозяйка дома имела свой персонал, и многие из домашних рабынь, вероятно, принадлежали ей. Документированные примеры пар, в которых каждый из них принадлежит к разным родам (расширенной семье или клану), позволяют предположить, что два раба все еще могут принадлежать к одному и тому же дому или поместью, один из которых находится во владении мужчины-главы семьи в качестве доминуса , а другой - в качестве доминуса. его жена как домина . [19]

Таким образом, контуберниум обычно представлял собой отношения совместного проживания двух рабов в одном доме. [20] В записях, которые ведут состоятельные семьи, связанные с происхождением, контуберния рабов признавалась наряду с семейными рождениями, смертями и освобождениями. [21] Браки по расчету были обычным явлением среди римлян любого статуса, и по крайней мере некоторую контубернию . владелец мог организовать [22] В греческом романе II века нашей эры вымышленная домина заставляет рабыню, которой она завидует, служить женой порабощенного пастуха. [23] Отец семейства сохранил бы за собой право расчленить контубернию . [24] точно так же, как отец может попытаться расторгнуть брак своего сына или дочери против их воли, [25] но писатели-аграрии, в частности, считали, что привязанность к семье и дому делает рабочих более стабильными и производительными. Когда дела о распаде семей доходили до юридического рассмотрения, юристы склонялись к тому, чтобы супруги, родители и дети и даже братья и сестры оставались вместе. [26] Но ни защита, ни обязательства римского права о браке не распространялись на contubernales ; например, contubernalis не может быть привлечен к ответственности за прелюбодеяние. [27]

Между свободной женщиной и рабом-мужчиной

[ редактировать ]
Погребальный алтарь вольноотпущенницы Волузии Арбускулы ( CIL 6.9424, позже I века нашей эры), любимой наложницы Паллана, [28] раб консула Кв. Волузия Сатурнина , из колумбария Волузиев по Аппиевой дороге , [29] на выставке в Музее Конде , Шантийи

Юристы «Дайджеста » склонны использовать термин contubernalis в контексте брачного союза между двумя рабами, признанного владельцем. [2] На практике 260 контуберний , записанных в надписях города Рима ( CIL , том 6), проанализированных Сьюзен Треджиари , показывают, что в этой форме квазибрака, хотя она наиболее распространена между двумя рабами или двумя бывшими рабами, один партнер мог быть свободным, а другой нет. Среди контуберний между рабом и свободным человеком чаще всего свободной была женщина, а рабом - мужчина. [30] Было несколько сценариев, в которых такое соглашение могло быть выгодно партнеру-женщине или мужчине, или обоим. [31]

Поскольку юридически обязательное освобождение сопровождалось автоматическим получением гражданства, а правовой статус ребенка определялся статусом матери, дети, рожденные в результате контуберния между рабом-мужчиной и вольноотпущенницей, сами были свободными гражданами. [31] Если бы она осталась рабыней, их дети родились бы в рабстве, даже если бы позднее одному или обоим родителям было предоставлено освобождение. Некоторые рабы зарабатывали деньги, управляя фондом или имуществом ( пекулиум ), а некоторые прибыльные финансовые должности, такие как распределитель , который управлял богатым домашним хозяйством, были укомплектованы рабами по юридическим причинам. [32] «Подвижные» рабы, служившие в имперской бюрократии. [31] также могли рассчитывать на накопление богатства, и их регулярно отпускали на свободу, когда им было чуть больше тридцати. [33] Хотя женщины также служили в императорском доме, самые высокие должности в финансовых службах занимали рабы-мужчины. В этих обстоятельствах раб может сохранить способность зарабатывать на своей работе. [31] и договориться использовать его пекулий для оплаты освобождения своего contubernalis вместо себя. [34] В таких случаях жена может выступать в качестве функционального главы семьи. [35] потому что как свободный человек она имела право владеть собственностью. [36]

Другой пример: женщина, родившаяся на свободе в первом поколении как дочь успешного вольноотпущенника, может иметь ограниченные перспективы найти финансово обеспеченного мужа соответствующего социального положения. Контуберний с имперской рабыней, которая разумно ожидала освобождения в возрасте от 30 до 35 лет при наличии определенного богатства, мог быть привлекательным, позволяя ей создать семью в детородном возрасте до того, как он завершит свою службу; их дети родятся незаконнорожденными (spurii) [б] но бесплатно. [39] В большинстве контуберний между рабом-мужчиной и свободной женщиной оба партнера происходят из семей имперских рабов: жена является либо либертой императорского дома, либо дочерью имперского вольноотпущенника. [40]

В одном случае домина дала [с] одна из ее рабынь ( pedisequae , «женщины») своего бизнес-менеджера (актера) , которая будет его женой; отношения определяются как контуберниум . Когда домина умерла, она pedisequae по своему завещанию освободила все находившиеся в ее владении , и суд постановил, что завещание свободы распространялось также на жену актера . [41] статус которого не указан. Актеры обычно были рабами, и если бы этот актер был завещан как часть поместья, а не освобожден, пара имела бы неравный статус, в котором свободна была бы только жена. [42]

Во всех этих примерах, как только оба партнера были освобождены и получили статус гражданина, они могли вступить в одну из юридически признанных форм брака и реализовать свои права. Например, рабы не имели права составлять завещания ; накопленное ими имущество переходило к их хозяину, если они умирали в рабстве, а если вольноотпущенник умирал , не оставив завещания , его бывший владелец, как его покровитель, имел право на его собственность. Используя право завещать свое имущество своим детям, вольноотпущенники могли начать создавать богатство поколений.

Контуберниум без одобрения

[ редактировать ]

Сенатский совет Клавдия в 52 году нашей эры рассматривал сексуальные отношения между свободными женщинами и рабами-мужчинами другого владельца. Законодательство, разработанное вольноотпущенником Клавдия Палладом , похоже, было мотивировано несанкционированным сожительством между имперскими рабами и женщинами, не принадлежащими к семье Цезаря . [43] и неоднозначный статус детей, рожденных в результате такого союза. [44] Если хозяин раба не одобрял отношения своего раба со свободной женщиной, он мог потребовать их прекращения. Если три таких требования были проигнорированы, он имел право завладеть женщиной как своей собственностью. [45] [46] и все дети, которые были у этой пары, стали его рабами.

Указ, возможно, был в первую очередь направлен против contubernales , когда вольноотпущенница обладала только латинскими правами , но он был примечателен по двум причинам. В отличие от ius gentium , статус ребенка фактически определялся статусом отца. [47] А свободнорожденная женщина ( ingenua ), связавшаяся с чужим рабом-мужчиной, могла получить одобрение владельца, но была низведена до статуса вольноотпущенницы (liberta) — единственного известного примера римского права, который давал человеку социально-правовой статус бывшей раб, не будучи рабом. [48] Дальнейшее уточнение указа при императоре Веспасиане заключалось в том, что либерта , вступившая в контуберний с рабом-мужчиной без согласия его владельца или ее покровителя, не только могла быть повторно порабощена своим бывшим хозяином, но и была лишена надежды на гражданство. от второго освобождения. [49] [д] Константин I постановил, что потомки свободнорожденной женщины и раба, служащего в императорской казне, в случае освобождения будут иметь только латинские права. [51]

Никакого закона, запрещающего контуберний между свободной женщиной и принадлежащим ей рабом, не было известно до 4 века нашей эры, но римляне в целом не одобряли отношения, в которых партнерша-женщина имела более высокий социальный статус, чем мужчина. [52] Надписи указывают на то, что чаще всего контуберний между свободной женщиной и чужой рабыней происходил, когда партнерша сама была бывшей рабыней или ребенком бывших рабынь. [53] Когда женщина была в состоянии освободить раба и стать сначала его патроной , а затем его женой в законном браке, рабыня, скорее всего, была завещана liberta в завещании с осознанием или намерением, что пара поженится, или она купила свой contubernalis и отпустила его на свободу. [54] Вольноотпущеннику не полагалось жениться на жене или дочери своего умершего патрона; наказанием, указанным в Sententiae Pauli (конец III или начало IV века), было приговорение к каторжным работам . [55]

Между свободным мужчиной и рабыней

[ редактировать ]

Среди 260 надписей из города Рима, относящихся к контуберналам , очень мало свидетельств контуберниума между партнером-мужчиной, которого можно с уверенностью идентифицировать как свободного, в то время как женщина все еще находится в рабстве. [56] Сексуальная эксплуатация рабынь со стороны рабовладельца не была contubernium , то есть отношениями, призванными служить целям моногамного брака для тех, кто в настоящее время не обладал правами гражданства, которые позволяли вступать в брак по закону ( conubium ) . Не было никаких препятствий для того, чтобы рабовладелец получал сексуальное удовлетворение, не ожидая взаимных обязательств со стороны своей рабыни, которая по закону была его собственностью для использования. Свободный мужчина, желающий заняться сексом с чужой рабыней, должен был прийти к соглашению с владельцем так же, как если бы он использовал любое другое имущество, которым он не владел. Поскольку римляне понимали брак как союз между мужчиной и женщиной, которые были в идеале социальными равными, мотивы, по которым свободный мужчина хотел жениться на порабощенной женщине, были индивидуальны.

Статус детей, рожденных от сексуальных отношений между свободным мужчиной и порабощенной женщиной, был одним из соображений при принятии решения о том, вступать ли в брак и как это делать. Если бы мужчина-участник отношений был свободен, а женщина была рабыней, их дети рождались бы рабами. [31] Рабы, называемые vernae , — те, кто родился у рабыни и воспитывался в семье , — временами были биологическими детьми отца семейства , его сыновей или других свободных мужчин в доме, хотя свидетельства этого в основном косвенные. [57] [58] Верны могли воспитываться и получать образование как компаньоны свободнорожденных детей дома и с большей вероятностью получали такие привилегии, как контуберний и освобождение. [59] Отец верны , у которого не было другого наследника, мог освободить ребенка по своему усмотрению независимо от порабощенного статуса матери, а главы семей без наследников, как известно, оставляли свое имущество любимому рабу, который также был освобожден по завещанию. Если бы у рабовладельца были законные наследники, решение освободить рабыню, которую он оплодотворил, чтобы она могла родить детей-граждан, потребовало бы иного мотива, чем создание наследника.

Надпись в честь Кениды, описанной историком Светонием как «почти жена» Веспасиана. [60]

Овдовевший или разведенный рабовладелец, у которого не было наследников и не было перспектив получить желанную жену, мог обратиться к компанейской рабыне из своего дома в надежде произвести на свет «естественного» наследника, освободив ее, чтобы избежать неудобств рабского рождения. Один из законов Августа, касающихся брака, запрещал освобождение рабыни в возрасте до тридцати лет, за исключением освобождения рабыни с целью замужества. [61] Человеку сенаторского ранга грозило законное наказание, включая понижение статуса, если он женился на вольноотпущеннице (liberta) моногамный сожительство ( concubinatus ) . , но альтернативой был [62] могли вступать мужчины не сенаторского ранга В законный брак с libertae , в том числе богатые мужчины всаднического сословия , хотя важность брака в обеспечении социальных и политических связей в Риме делала бывшую порабощенную жену обузой на высших уровнях общества. Однако среди низших чинов многие надписи фиксируют брак вольноотпущенницы и ее бывшего хозяина, ставшего ее покровителем до того, как он стал ее мужем. [63] Их отношения до законного брака не рассматривались как контуберниум, если только партнер-мужчина не был рабом или вольноотпущенником, когда они начались. [64] Ребенок, рожденный от контуберния от вольноотпущенницы или от сожительства, будет spurius , свободным, но не законным; [65] ребенок не мог претендовать на имущество против законных наследников, но отец мог сделать ложного ребенка законным наследником по завещанию.

Поскольку contubernium выражал отношения, основанные на взаимной привязанности, а contubernalis нежно использовался для обозначения дорогого спутника жизни, как в эпитафиях лиц, состоящих в законном браке, обычное использование иногда более свободное, чем юридическое. Например, после смерти жены Веспасиан поддерживал отношения с Кенидой , вольноотпущенницей и бывшим секретарем Антонии Малой , даже когда он стал императором , когда ему было около 60 лет, когда ей было около 58. Их отношения начались. когда ей было около 20. В своей «Жизни Веспасиана » Светоний называет их союз контубернием , но также называет Кениду наложницей « почти вместо законной жены» до ее смерти в 74 году нашей эры; [66] надпись, посвященная ей, не использует ни одного термина. [67]

По мере того как римское общество менялось в более поздней империи, более тонкие юридические различия между свободнорожденными, вольноотпущенниками и рабами начали исчезать. Попытка в 331 году нашей эры ужесточить закон, касающийся контуберния, была направлена ​​на свободнорожденных мужчин, которые жили с рабыней, имели от нее детей, а затем воспитывали этих детей, как если бы они были свободными, не удосужившись официально освободить их. [68] Семейное право при Константине, первом христианском императоре, было в первую очередь направлено на сохранение привилегий статуса свободнорожденных (ingenuitas) , но по крайней мере один закон также имел эффект защиты contubernales, прикрепленных к собственности, семья которой могла распасться во время перемены. аренды. [69]

Между солдатом и рабыней

[ редактировать ]
Эпитафия водоплавающему , его contubernalis Сабине и сыну Мартиалису (Археологический и этнологический музей Кордовы) [70]

В провинциях римские социальные нормы не действовали, даже в армии. До 213 года нашей эры солдатам, служившим в легионах, не разрешалось вступать в брак до тех пор, пока они не будут демобилизованы. [71] помещая их в положение, подобное положению имперского раба, ожидающего ожидаемого или предусмотренного контрактом освобождения. Солдат, который общался с женщинами, которые не должны были быть для него сексуально доступными, подвергался судебному преследованию в соответствии с законами Августа, регулирующими незаконный секс ( stuprum ) . [72] Сексуальное использование рабыни, которая как собственность владельца не имела личности, не было сексуальным преступлением. [73]

Эмоциональная привязанность, выраженная в эпитафиях, письмах и других письменных средствах массовой информации, формируется в некоторых из этих неравных отношений, и может потребоваться одобрение родителей. [74] Эпитафии солдат в провинции часто представляют собой поминки их вольноотпущенниц, которые в некоторых случаях идентифицируются и как законные жены (coniunx) . [75] Альтернативный союз, такой как контуберний с рабыней или моногамное сожительство с собственной вольноотпущенницей, по взаимному согласию и, возможно, с одобрения семьи партнерши, позволял избежать позора для солдата и женщины. [76] Многие из этих отношений были длительными и достаточно значимыми для того, чтобы партнеры были увековечены в эпитафиях.

Одна такая эпитафия была установлена ​​в Кордубе , римская Испания , аквилифером ( знаменосцем легионера) по имени Маркус Септиций от своего имени; его contubernalis , Сабина; и его биологический сын (filius naturalis) Марсиалис, который умер в возрасте десяти лет и семи месяцев как вольноотпущенник (libertus) своего отца. Когда умирал один член семьи, надгробная надпись иногда устанавливалась в ожидании всех тех, кто будет погребен вместе после смерти; Мартиалис, еще будучи ребенком, умер раньше своего отца. Можно сделать вывод (хотя это и не указано в эпитафии — нетрадиционные семьи иногда делили могилу), что Сабина — его мать. О том, что она была рабыней Септиция, свидетельствует необычность освобождения такого маленького ребенка. Будучи незаконнорожденным ребенком от союза, не признаваемого браком в римском праве, Мартиалис не был бы автоматическим наследником имущества своего отца, и его отец не мог бы сделать его бенефициаром своего завещания, если бы он все еще был рабом - отсюда освобождение. [77]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Contubernalis первоначально означал «товарищ по палатке» в армии, а также использовался в этом смысле для обозначения рабов-« соседа » того же пола. [2]
  2. ^ Ребенок -спуриус был ребенком, отцовство которого не удалось установить; отсутствие у раба правосубъектности означало, что у него не было права утверждать патриархальные потестас , [37] и, таким образом, он не мог быть отцом в строго юридическом смысле, так же как он не мог быть законным мужем. Таким образом, свободнорожденный ребенок, родившийся от раба, родился sui iuris . Если партнер-мужчина был позже освобожден, вполне возможно, что он усыновил бы своего собственного ребенка, но обратная легитимация, похоже, не была возможна до поздней античности, при Юстиниане. [38]
  3. ^ Действие дарения выражается причастием tradita («передал», «продал» или «продал») для описания pedisequa вверена актеру , , что может указывать на то, что она была таким же образом который сам был рабом. что он может владеть другими формами собственности в качестве своего пекулия, но не владеть ими .
  4. Ученые спорят о том, запрещала ли формулировка указа получение ею гражданства только в том случае, если оно было освобождено владельцем, который снова поработил ее. Если бы она перешла во владение другого римского гражданина, возможно, этот господин смог бы освободить ее с обычным присвоением гражданства. Возможно также, что в случае освобождения она получила только латинские права , или что ей было навсегда запрещено получать гражданство, и она фактически стала dediticia , человеком, который был технически свободен, но не имел никаких прав гражданства. [50]
  1. ^ AE 1947, 77 = 21 SEG, 1058
  2. ^ Jump up to: а б с д и Треджиари 1981 , с. 43.
  3. ^ Мартин Шермайер, «Ни рыба, ни мясо: некоторые серые области римского закона о рабстве», Положение римских рабов: социальные реалии и правовые различия , исследования зависимости и рабства, том. 6 (Де Грюйтер, 2023), с. 252.
  4. ^ Сьюзан Треджиари, « Concubinae », Документы Британской школы в Риме 49 (1981), стр. 59.
  5. ^ Шермайер, «Ни рыба, ни мясо», с. 252.
  6. ^ Jump up to: а б Треджиари 1981 , с. 59.
  7. ^ Шермайер, «Ни рыба, ни мясо», с. 252.
  8. ^ Берил Роусон, «Римское сожительство и другие фактические браки», Труды Американской филологической ассоциации 104 (1974), стр. 279, 293–294.
  9. ^ Адольф Бергер, статья о контуберниуме , Энциклопедический словарь римского права (Американское филологическое общество, 1953, 1991), стр. 564.
  10. ^ Треджиари 1981 , с. 44 н. 9.
  11. ^ Роусон, «Римское сожительство», с. 294.
  12. ^ Уильям В. Харрис , «К изучению римской работорговли», Мемуары Американской академии в Риме 36 (1980), стр. 120.
  13. ^ Харрис, «К изучению работорговли», стр. 120, со ссылкой на Колумеллу 1.8.4.
  14. ^ Ева Кантарелла, Бисексуальность в древнем мире (издательство Йельского университета, 1992), стр. 103.
  15. ^ Джон Мэдден, «Рабство в Римской империи: цифры и происхождение», Classics Ireland 3 (1996), стр. 115, со ссылкой на Колумеллу 1.8.19 и Варрона , De re Rusica 1.17.5, 7 и 2.126.
  16. ^ Треджиари 1981 , с. 47.
  17. ^ Треджиари 1981 , с. 46.
  18. ^ Ричард П. Саллер, « Pater Familias , Mater Familias и гендерная семантика римского домашнего хозяйства», Classical Philology 94:2 (1999), стр. 187, 197.
  19. ^ Треджиари 1981 , с. 46, 49.
  20. ^ Сьюзан Треджиари, «Семейная жизнь среди сотрудников Volusii», Труды Американской филологической ассоциации 105 (1975), стр. 396.
  21. ^ Треджиари 1981 , с. 61.
  22. ^ Кейт Брэдли, Рабство и общество в Риме (Cambridge University Press, 1994), стр. 50–51.
  23. ^ Брэдли, Рабство и общество в Риме , с. 50, со ссылкой на Ксенофонта Эфесского , Ефесская повесть 2.9.
  24. ^ Томас Финкенауэр, « Filii naturales »: социальная судьба или правовые привилегии?» в «Положении римских рабов» , стр. 47.
  25. ^ Ева Кантарелла, «Отцы и дети в Риме», Classical World 96:3 (2003), стр. 291.
  26. ^ Финкенауэр, « Природные Филии », с. 41.
  27. ^ Треджиари 1981 , с. 43, особенно примечание 7.
  28. ^ Треджиари 1981 , с. 66.
  29. ^ Ойген Мерклин, Древние фигурные капители (De Gruyter, 2011), стр. 197, 199.
  30. ^ Треджиари 1981 , с. 45, 50.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Треджиари 1981 , с. 54.
  32. ^ Леонард Шумахер, «О статусе частных актеров , диспенсаторов и виличи », Бюллетень Института классических исследований , доп. 109 (2010), с. 31.
  33. ^ Томас Э. Дж. Видеманн, «Регулярность освобождения от освобождения в Риме», Classical Quarterly 35: 1 (1985), стр. 163.
  34. ^ Шумахер, «О статусе частных актеров , диспенсаторов и Виличи », стр. 36–38.
  35. ^ Дейл Б. Мартин , «Построение древней семьи: методологические соображения», Журнал римских исследований 86 (1996), стр. 55–56.
  36. ^ Ричард П. Саллер , « Pater Familias , Mater Familias и гендерная семантика римского домашнего хозяйства», Classical Philology 94:2 (1999), стр. 187, 189.
  37. ^ Адольф Бергер, sv filius justus (= законный сын ), с. 473 и Спуриус , с. 714, в Энциклопедическом словаре римского права (Американское филологическое общество, 1953, 1991).
  38. ^ Бакленд, Римский закон о рабстве , стр. 77 (№ 3), 79.
  39. ^ Джудит Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние»: отношения рабыня-госпожа, «смешанные браки» и позднеримское право», Phoenix 47:2 (1993), стр. 128.
  40. ^ Треджиари 1981 , с. 50–52.
  41. ^ Брэдли, Рабство и общество в Риме , с. 50, со ссылкой на Дайджест 40.4.59.
  42. ^ Шумахер, «О статусе частных актеров , диспенсаторов и Виличи », стр. 32–38, 40–43, 47, в основном об актерах , их рабском статусе, освобождении по завещанию и их партнерах по браку.
  43. ^ Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние», стр. 128.
  44. ^ Хенрик Моуритсен, Вольноотпущенник в римском мире (Cambridge University Press, 2011), стр. 21–22.
  45. ^ Словарь греческих и римских древностей 1875 года .
  46. ^ Харпер 2010 .
  47. ^ Моуритсен, Вольноотпущенник в римском мире , с. 21.
  48. ^ Моуритсен, Вольноотпущенник в римском мире , с. 22.
  49. ^ Хакобо Родригес Гарридо, «Имперское законодательство относительно юнийских латинян: от Тиберия до династии Северов», в юнийской латыни в Римской империи. Том. 1: История, право, литература , Эдинбургские исследования древнего рабства (Edinburgh University Press, 2023), стр. 107–108.
  50. ^ Гарридо, «Имперское законодательство», с. 108.
  51. ^ Педро Лопес Барха и Хакобо Родригес Гарридо, «О мышах и юнианцах: о латинском состоянии», в юнийской латыни , стр. 124.
  52. ^ Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние», стр. 128.
  53. ^ Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние», стр. 131.
  54. ^ Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние», стр. 129–130.
  55. ^ Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние», стр. 130.
  56. ^ Треджиари 1981 , с. 48.
  57. ^ Брэдли, Рабство и общество в Риме , стр. 33–34, 48–49.
  58. ^ Моуритсен, Вольноотпущенник в римском мире , с. 100.
  59. ^ Джон Мэдден «Рабство в Римской империи: цифры и происхождение», Classics Ireland 3 (1996), стр. 115, со ссылкой на Колумеллу , De re Rustica 1.8.19 и Варрона , De re Rustica 1.17.5, 7 и 2.126.
  60. ^ ЦИЛ 6.12037
  61. ^ Джудит Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние»: отношения рабыня-госпожа, «смешанные браки» и позднеримское право», Phoenix 47:2 (1993), стр. 127, со ссылкой на Гая , Институты 1.18– 19; Дайджест 40.2.13;
  62. ^ Роусон, «Римское сожительство», с. 282.
  63. ^ Эванс-Граббс, «Брак более постыден», с. 127.
  64. ^ Треджиари 1981 , с. 53.
  65. ^ Сара Элиза Панг, Брак римских солдат (13 г. до н.э. – 235 г. н.э.): Закон и семья в императорской армии (Brill, 2001), с. 206.
  66. Роусон, «Римское сожительство», цитирует Светония, Веспасиана 3 (почти вместо справедливой жены) .
  67. ^ Корпус латинских надписей 6.12037
  68. ^ Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние», стр. 148.
  69. ^ Эванс-Граббс, «Брак более позорен, чем прелюбодеяние», стр. 149.
  70. ^ ЦИЛ II 2 [7] 288.
  71. ^ Панг, Брак римских солдат, стр. 206, 212.
  72. ^ Пханг, Брак римских солдат, стр. 207–212.
  73. ^ Панг, Брак римских солдат, с. 235.
  74. ^ Пханг, Брак римских солдат, стр. 233, 237f.
  75. ^ Панг, Брак римских солдат, с. 232.
  76. ^ Пханг, Брак римских солдат, стр. 212–213.
  77. ^ Марсель Симонис, «Cum servis nullum est connubium»: Исследования брачных союзов рабов в западно-средиземноморском регионе Римской империи (Георг Олмс, 2017), с. 153.

Библиография

[ редактировать ]
  • Финли, Мичиган; Кейт, Эмиль (1949). «Контуберниум» . Оксфордский классический словарь . ОУП . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.1803 . S2CID   165984407 . Проверено 16 сентября 2020 г.
  • Стоквар, Эмиль (март 1907 г.). Шерман, Чарльз Финеас (ред.). «Брак в римском праве» . Йельский юридический журнал . 16 (5). Перевод Биркана, Эндрю Т.: 303–327. дои : 10.2307/785389 . JSTOR   785389 . Проверено 15 сентября 2020 г.
  • Треджиари, Сьюзен (1981). «соседи по комнате». Феникс 35 (1). САС: 42–69. дои : 10.2307/1087137 . JSTOR   1087137 .
  • Граббс, Джудит Эванс (2002). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Справочники Routledge по древнему миру. Абингдон : Рутледж . ISBN  9781134743926 .
  • Кантарелла, Ева (2015). римского права Институты ( на итальянском языке). Мондадори . ISBN  978-8800746083 .
  • Роусон, Берил (1974). «Римское сожительство и другие фактические браки». Труды Американской филологической ассоциации . 104 . ЮХУП : 279–305. дои : 10.2307/2936094 . JSTOR   2936094 .
  • Финли, Мичиган (1875 г.). «Senatusconsultum Claudianum» . Словарь греческих и римских древностей . Словарь греческих и римских древностей . Лондон : Джон Мюррей . дои : 10.1017/CBO9781139794602 . ISBN  9781139794602 . Проверено 18 сентября 2020 г.
  • Харпер, Кайл (декабрь 2010 г.). «SC Claudianum в кодексе Феодосиана: Социальная история и юридические тексты». Классический ежеквартальный журнал . 60 (2). КУБОК : 610–638. дои : 10.1017/S0009838810000108 . S2CID   162980885 .
  • Кантарелла, Ева (1992). Бисексуальность в Древнем мире . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-04844-5 .
  • Макгинн, Томас Эй Джей (1998). Проституция, сексуальность и закон в Древнем Риме . Издательство Оксфордского университета.
  • Хаббард, Томас К. (2003). Гомосексуализм в Греции и Риме: Справочник основных документов . Издательство Калифорнийского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcec55af35ed3ea32546eedef06c0fca__1720090500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/ca/fcec55af35ed3ea32546eedef06c0fca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Contubernium - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)