Jump to content

Налоговые органы

Фиск (лат. «корзина») был сокровищницей Римской империи . Первоначально это было личное богатство императоров , финансируемое за счет налогов на имперские провинции , присвоения поместий и других привилегий. К третьему столетию его понимали как государственный, а не личный фонд, хотя и находившийся под контролем императора. Отсюда и произошел английский термин «фискальный».

Происхождение

[ редактировать ]
Монета ( ок. 38 г. до н. э. ) с изображением фиска справа от hasta publica (аукционной щуки) и Sella Questoria (скамейки аудиторов).

Август разделил территорию Рима между сенаторскими провинциями , дани которых попадали в эрариум (сундук уже существующего государства), и имперскими провинциями , доходы которых попадали в фиск , сундук императора. На последний сундук легли наиболее обременительные расходы, а именно расходы на армию и флот, бюрократию и дотации городскому плебсу (раздача пшеницы или денег).

Имперские провинции в рамках реформы Августа были провинциями non pacatae (т. е. приграничными провинциями), которые Август защищал под своим непосредственным управлением. Те провинции, которые позже стали называться provinciae Caesaris , были вверены всадникам и агентам императора с титулом procuratores Augusti .

Несмотря на такое разделение, император имел право переводить деньги из аэрария в фиск .

Некоторые историки полагают, что сенаторских провинций было всего десять, то есть треть от общего числа имперских. Этот факт доказывал бы, что фискус был гораздо богаче и актуальнее аэрария уже с момента его рождения.

Администрация

[ редактировать ]

Главой фиска в первые годы был рационибус . [1] первоначально был вольноотпущенником из-за желания Августа передать эту должность в руки слуги, свободного от классовых требований традиционного общества. [ нужна ссылка ] В последующие годы коррупция и репутация вольноотпущенника вынудили новых и более надежных администраторов. [ нужна ссылка ] Со времен Адриана любой рационибус происходил из Ордена всадников ( всадников ) и оставался таковым в течение 3-го века и в эпоху Диоклетиана . [ нужна ссылка ]

При династии Флавиев новый чиновник, а не рациониб отвечал за фиск , называемый прокуратором фиси (или прокуратором рационибусом Августи ). [ нужна ссылка ] У него были некоторые задачи, такие как составление финансового отчета государства и прогнозирование доходов и результатов империи. [ нужна ссылка ] Он также управлял имуществом императора ( patrimonium principii ), расходами армии, распределением пшеницы, восстановлением акведуков, храмов и улиц. [ нужна ссылка ] Наконец, ему досталась решающая роль в установлении ежегодного количества металла, которое должно было чеканиться. [ нужна ссылка ] [2]

налоговых органов Доходы

[ редактировать ]

Доходы сундука императора могли поступать от налогов или из других источников.

Доходы от налогов

[ редактировать ]
  • Первый заслуживающий внимания налог — это провинциальный налог, взимаемый с имперских провинций. По сути, это 10% от всей суммы подлежащего уплате налога, взимаемого только с тех, кто способен приносить прибыль (женщины, дети и старики не подлежали налогообложению). Эти доходы в основном использовались для национальной обороны.
  • Существовал также vicesima hereditatium — налог в размере 5% от наследства.
  • Другим важным налогом была догана , ставка которой варьировалась от 1,5% до 5%.
  • Предметы роскоши, импортированные с востока, например, специи, шелк и драгоценные камни, облагались таможенным налогом в размере 25% от их стоимости.
  • Последний был на обороте, но в какой мере – неизвестно.

Нефискальные доходы

[ редактировать ]
  • Доходы, полученные в наследство императором. Этот тип был одним из наиболее важных источников дохода для фиска ; У римлян был обычай оставлять что-нибудь в наследство императору.
  • Утерянная часть наследства ( bona caduca ), то есть часть наследства, которая не могла быть получена наследником. Были некоторые причины, по которым кто-то не мог получить все наследство или его часть. Например, Lex Papia Poppaea Nuptialis (9 г. до н. э.) установил, что некоторые люди не могли наследовать, а именно: целибы (неженатые мужчины от 25 до 60 лет и незамужние женщины от 20 до 50 лет) теряли 100% наследства. их способность наследовать, orbi (женатые люди без сыновей), которые потеряли 50% своей способности наследовать, pater solitarius (т.е. у которых были сыновья от предыдущего брака, но они больше не вступали в брак) для них утрата способности не является не известно. Существуют также законы о недостоинстве наследников.
  • Вакантное наследство ( bona vacantia ) — это случай, когда наследство не имело наследников, ни законных, ни назначенных. Если умерший был гражданином одной из имперских провинций, фиск становился владельцем (но в этом случае он также унаследовал все возможные долги).
  • Наследование «неявного поручителя». Это весьма своеобразный вид поручителя, который был актуален в случае, если умерший просил его (но по неустановленной формуле) передать однажды полученное наследство. Это постановление было призвано избежать использования этой цифры, поскольку обычно оно использовалось во избежание некоторых других законодательных постановлений.
  • Доходы от государственной собственности: доходы от национальных шахт и аренды государственных земель ( tributum soli ).
  • Доходы от продажи военной казны.
  • Доходы от открытия сокровищниц, половина сокровищ, найденных в имперских провинциях, должны были быть доставлены в казну. [3] .
  • Доходы от штрафов. [4]
  • должно было быть сдано имущество осужденных ( bona дамнаторум ), т. е. все добро людей, приговоренных к лишению жизни, свободы или гражданских прав В казну . [5]

Природа фискуса

[ редактировать ]

Существуют три разные теории о природе фискуса .

Первая теория рассматривает фиск как частный капитал императора.

Вторая теория утверждает, что фиск был общественным капиталом, вверенным императору для поддержания общественного порядка. Его следовало использовать только в целях общественного благосостояния. В поддержку этого тезиса есть факты, что некоторые императоры, такие как Август, обнародовали свои отчеты, что император мог оставить в наследство фиск только своему наследнику престола и что Пертинакс определил фиск как публичный. [6]

Согласно третьей теории, фиск не принадлежал ни императору, ни народу, а по сути был юридическим лицом . Императоры могли использовать его только в целях общественного интереса. В качестве юридического лица им может быть кредитор или должник, истец и ответчик. В подтверждение этого тезиса показано, что вокруг него существовала надлежащая правовая структура. Нерва учредил одного конкретного магистрата ( претора), назначенного судить судебные дела между частными лицами и фисками. Законными агентами фиска были рационалисы ( и прокуратор фиски времен династии Флавиев); тем не менее сами судебные действия совершались advocatus fisci , роль которого создал Адриан . Они были назначены защищать свои доводы в суде. Согласно этому свидетельству, император так и не предстал перед судом и не был осужден.

Реформы и события

[ редактировать ]

С самого своего появления фиск начал непрерывный процесс принуждения к эрариуму , пока слово эрариум не стало обозначать только муниципальный сундук Рима.

При Диоклетиане произошла серия масштабных реформ, и полный контроль над финансами империи перешел к новому, более сильному центральному правительству. Благодаря этим реформам различие между эрарием и фиском было окончательно упразднено, хотя некоторые историки полагают, что этот союз был реализован уже во времена империи Септимия Севера.

В поздний имперский период, вероятно, при Константине, фиск был переименован в largitiones , и он был вверен Comes Sacrarum largitionum ( графу священной щедрости ), назначенному министру финансов. Он содержал общую казну и получал все доходы.

Другие фонды

[ редактировать ]

Помимо фиска, но независимо от него, Веспасиан создал Александрийский фиск и Азиатский фиск для получения египетских и азиатских доходов, ранее направлявшихся в эрариум.

Он также создал fiscus Iudaicus, которому подвергалось еврейское население.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Брант 1966 , с. 89.
  2. ^ Публий Папиний Стаций Леса, III, 3.85-95 .
  3. ^ Дайджест 49.14.3.11 .
  4. ^ Дайджест 47.12.3.5 .
  5. ^ Светоний августа 40,3
  6. ^ П. У. Дафф (1971). Личность в римском частном праве . Нью-Йорк: Издательство Огастеса М. Келли.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Миллар, Фергюс (1963). «Фиск в первые два века». Журнал римских исследований . 53 (1–2): 29–42. дои : 10.2307/298362 . JSTOR   298362 .
  • Брант, Пенсильвания (1966). «Фикус» и его развитие» . Журнал римских исследований . 56 : 75–91. дои : 10.2307/300135 . ISSN   0075-4358 . JSTOR   300135 .
  • Франческа Милаццо, Res publica и Priceps, политические события, институциональные изменения и правовая система от Цезаря до Адриана, Материалы международной конференции по римскому праву, Копанелло, 25-27 мая 1994 г.
  • Сара Галеотти, «Цезарь-фиск в римской доктрине XIX и XX веков», теория и история частного права 10 2017 г.
  • Филиппо Э. Вассалли, Концепция и природа налогообложения, редактор Fratelli Bocca , Турин, 1908 г.
[ редактировать ]
  • Фискус , статья в Словаре греческих и римских древностей Смита.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32ba8129e76f94e84ce5cbc3bc67adb5__1712703900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/b5/32ba8129e76f94e84ce5cbc3bc67adb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fiscus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)