Налоговые органы
Фиск (лат. «корзина») был сокровищницей Римской империи . Первоначально это было личное богатство императоров , финансируемое за счет налогов на имперские провинции , присвоения поместий и других привилегий. К третьему столетию его понимали как государственный, а не личный фонд, хотя и находившийся под контролем императора. Отсюда и произошел английский термин «фискальный».
Происхождение
[ редактировать ]Август разделил территорию Рима между сенаторскими провинциями , дани которых попадали в эрариум (сундук уже существующего государства), и имперскими провинциями , доходы которых попадали в фиск , сундук императора. На последний сундук легли наиболее обременительные расходы, а именно расходы на армию и флот, бюрократию и дотации городскому плебсу (раздача пшеницы или денег).
Имперские провинции в рамках реформы Августа были провинциями non pacatae (т. е. приграничными провинциями), которые Август защищал под своим непосредственным управлением. Те провинции, которые позже стали называться provinciae Caesaris , были вверены всадникам и агентам императора с титулом procuratores Augusti .
Несмотря на такое разделение, император имел право переводить деньги из аэрария в фиск .
Некоторые историки полагают, что сенаторских провинций было всего десять, то есть треть от общего числа имперских. Этот факт доказывал бы, что фискус был гораздо богаче и актуальнее аэрария уже с момента его рождения.
Администрация
[ редактировать ]Главой фиска в первые годы был рационибус . [1] первоначально был вольноотпущенником из-за желания Августа передать эту должность в руки слуги, свободного от классовых требований традиционного общества. [ нужна ссылка ] В последующие годы коррупция и репутация вольноотпущенника вынудили новых и более надежных администраторов. [ нужна ссылка ] Со времен Адриана любой рационибус происходил из Ордена всадников ( всадников ) и оставался таковым в течение 3-го века и в эпоху Диоклетиана . [ нужна ссылка ]
При династии Флавиев новый чиновник, а не рациониб отвечал за фиск , называемый прокуратором фиси (или прокуратором рационибусом Августи ). [ нужна ссылка ] У него были некоторые задачи, такие как составление финансового отчета государства и прогнозирование доходов и результатов империи. [ нужна ссылка ] Он также управлял имуществом императора ( patrimonium principii ), расходами армии, распределением пшеницы, восстановлением акведуков, храмов и улиц. [ нужна ссылка ] Наконец, ему досталась решающая роль в установлении ежегодного количества металла, которое должно было чеканиться. [ нужна ссылка ] [2]
налоговых органов Доходы
[ редактировать ]Доходы сундука императора могли поступать от налогов или из других источников.
Доходы от налогов
[ редактировать ]- Первый заслуживающий внимания налог — это провинциальный налог, взимаемый с имперских провинций. По сути, это 10% от всей суммы подлежащего уплате налога, взимаемого только с тех, кто способен приносить прибыль (женщины, дети и старики не подлежали налогообложению). Эти доходы в основном использовались для национальной обороны.
- Существовал также vicesima hereditatium — налог в размере 5% от наследства.
- Другим важным налогом была догана , ставка которой варьировалась от 1,5% до 5%.
- Предметы роскоши, импортированные с востока, например, специи, шелк и драгоценные камни, облагались таможенным налогом в размере 25% от их стоимости.
- Последний был на обороте, но в какой мере – неизвестно.
Нефискальные доходы
[ редактировать ]- Доходы, полученные в наследство императором. Этот тип был одним из наиболее важных источников дохода для фиска ; У римлян был обычай оставлять что-нибудь в наследство императору.
- Утерянная часть наследства ( bona caduca ), то есть часть наследства, которая не могла быть получена наследником. Были некоторые причины, по которым кто-то не мог получить все наследство или его часть. Например, Lex Papia Poppaea Nuptialis (9 г. до н. э.) установил, что некоторые люди не могли наследовать, а именно: целибы (неженатые мужчины от 25 до 60 лет и незамужние женщины от 20 до 50 лет) теряли 100% наследства. их способность наследовать, orbi (женатые люди без сыновей), которые потеряли 50% своей способности наследовать, pater solitarius (т.е. у которых были сыновья от предыдущего брака, но они больше не вступали в брак) для них утрата способности не является не известно. Существуют также законы о недостоинстве наследников.
- Вакантное наследство ( bona vacantia ) — это случай, когда наследство не имело наследников, ни законных, ни назначенных. Если умерший был гражданином одной из имперских провинций, фиск становился владельцем (но в этом случае он также унаследовал все возможные долги).
- Наследование «неявного поручителя». Это весьма своеобразный вид поручителя, который был актуален в случае, если умерший просил его (но по неустановленной формуле) передать однажды полученное наследство. Это постановление было призвано избежать использования этой цифры, поскольку обычно оно использовалось во избежание некоторых других законодательных постановлений.
- Доходы от государственной собственности: доходы от национальных шахт и аренды государственных земель ( tributum soli ).
- Доходы от продажи военной казны.
- Доходы от открытия сокровищниц, половина сокровищ, найденных в имперских провинциях, должны были быть доставлены в казну. [3] .
- Доходы от штрафов. [4]
- должно было быть сдано имущество осужденных ( bona дамнаторум ), т. е. все добро людей, приговоренных к лишению жизни, свободы или гражданских прав В казну . [5]
Природа фискуса
[ редактировать ]Существуют три разные теории о природе фискуса .
Первая теория рассматривает фиск как частный капитал императора.
Вторая теория утверждает, что фиск был общественным капиталом, вверенным императору для поддержания общественного порядка. Его следовало использовать только в целях общественного благосостояния. В поддержку этого тезиса есть факты, что некоторые императоры, такие как Август, обнародовали свои отчеты, что император мог оставить в наследство фиск только своему наследнику престола и что Пертинакс определил фиск как публичный. [6]
Согласно третьей теории, фиск не принадлежал ни императору, ни народу, а по сути был юридическим лицом . Императоры могли использовать его только в целях общественного интереса. В качестве юридического лица им может быть кредитор или должник, истец и ответчик. В подтверждение этого тезиса показано, что вокруг него существовала надлежащая правовая структура. Нерва учредил одного конкретного магистрата ( претора), назначенного судить судебные дела между частными лицами и фисками. Законными агентами фиска были рационалисы ( и прокуратор фиски времен династии Флавиев); тем не менее сами судебные действия совершались advocatus fisci , роль которого создал Адриан . Они были назначены защищать свои доводы в суде. Согласно этому свидетельству, император так и не предстал перед судом и не был осужден.
Реформы и события
[ редактировать ]С самого своего появления фиск начал непрерывный процесс принуждения к эрариуму , пока слово эрариум не стало обозначать только муниципальный сундук Рима.
При Диоклетиане произошла серия масштабных реформ, и полный контроль над финансами империи перешел к новому, более сильному центральному правительству. Благодаря этим реформам различие между эрарием и фиском было окончательно упразднено, хотя некоторые историки полагают, что этот союз был реализован уже во времена империи Септимия Севера.
В поздний имперский период, вероятно, при Константине, фиск был переименован в largitiones , и он был вверен Comes Sacrarum largitionum ( графу священной щедрости ), назначенному министру финансов. Он содержал общую казну и получал все доходы.
Другие фонды
[ редактировать ]Помимо фиска, но независимо от него, Веспасиан создал Александрийский фиск и Азиатский фиск для получения египетских и азиатских доходов, ранее направлявшихся в эрариум.
Он также создал fiscus Iudaicus, которому подвергалось еврейское население.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миллар, Фергюс (1963). «Фиск в первые два века». Журнал римских исследований . 53 (1–2): 29–42. дои : 10.2307/298362 . JSTOR 298362 .
- Брант, Пенсильвания (1966). «Фикус» и его развитие» . Журнал римских исследований . 56 : 75–91. дои : 10.2307/300135 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 300135 .
- Франческа Милаццо, Res publica и Priceps, политические события, институциональные изменения и правовая система от Цезаря до Адриана, Материалы международной конференции по римскому праву, Копанелло, 25-27 мая 1994 г.
- Сара Галеотти, «Цезарь-фиск в римской доктрине XIX и XX веков», теория и история частного права 10 2017 г.
- Филиппо Э. Вассалли, Концепция и природа налогообложения, редактор Fratelli Bocca , Турин, 1908 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фискус , статья в Словаре греческих и римских древностей Смита.