Jump to content

Римские финансы

Банкиры из слоновой кости использовали бирки для запечатывания мешков с денариями, которые проверялись на вес и чистоту серебра.

Практика древнеримских финансов , первоначально основанная на греческих моделях, эволюционировала во втором веке до нашей эры с расширением римской монетизации . Римская элита занималась частным кредитованием для различных целей, и возникли различные банковские модели для удовлетворения различных потребностей в кредитовании. [1]

Частные финансы

[ редактировать ]

Объединение капитала

[ редактировать ]

До того, как в Риме были созданы банки, римляне действовали в основном в рамках имущественного богатства своих собственных домохозяйств. Когда богатство домохозяйств было исчерпано, элиты римского общества часто предоставляли займы между собой. [2] Ценность этих кредитов для кредитора не всегда определялась процентными выплатами, а, скорее, социальными обязательствами, которые были следствием деятельности кредитора. [3] [4] Формирование обществ позволило координировать ресурсы между собственниками. Societates представляли собой группы, которые объединяли свои ресурсы, чтобы подать заявку на государственный контракт, а затем получали долю в полученной прибыли или убытках. [2] [5]

Публиканы ( государственные подрядчики) были ранним воплощением общества , которые претендовали на право собирать налоги с римских провинций . Сенаторам не разрешалось заниматься торговлей, поэтому рыцарям ( всадникам ) приходилось участвовать в торгах по этим контрактам, издаваемым цензорами каждые пять лет. [6] Банки были созданы в Риме по образцу своих греческих коллег и ввели официальное финансовое посредничество. Ливий — первый писатель, признавший возникновение формальных римских банков в 310 г. до н.э. [7]

Древнеримские банки действовали в соответствии с частным правом, которое не имело четких указаний о том, как решать дела, касающиеся финансовых вопросов. Это заставило римские банки действовать исключительно на основе своего слова и характера. Банкиры собирались вокруг арки Януса , чтобы вести свои дела, и, несмотря на свое неформальное расположение, были явно профессиональны в своих делах. [8] [9]

Частные кредиты

[ редактировать ]

Вплоть до рассвета Римской империи кредиты обычно заключались в виде устных договоров. В ранней Империи кредиторы и заемщики начали использовать хирографум ( «рукописные записи») для записи этих контрактов и использования их для подтверждения согласованных условий. [10] Одна копия контракта была представлена ​​на внешней стороне хирографа , а вторая копия хранилась запечатанной внутри двух вощеных табличек документа в присутствии свидетеля. [10] [11] Существовали неформальные методы ведения учета выданных и полученных кредитов, а также формальные методы, принятые частыми кредиторами. Эти серийные кредиторы использовали календарь для документирования выданных ими кредитов, чтобы помочь в подсчете процентов, начисленных в начале каждого месяца ( Календы ). [12]

Сторонами контрактов должны были быть римские граждане, но есть свидетельства нарушения этой границы. [12] Кредиты гражданам также выдавались с государственных или государственных должностей. Например, считается, что Храм Аполлона выдавал обеспеченные кредиты, в качестве залога использовались дома граждан. [13] Ссуды от правительства гражданам предоставлялись реже, как в случае с Тиберием, который разрешил выдавать сенаторам трехлетние беспроцентные ссуды, чтобы предотвратить надвигающийся кредитный кризис . [14]

Отсрочка платежа

[ редактировать ]

Существует достаточно доказательств отсрочки платежей и соглашений о финансировании, которые необходимо согласовать для крупных закупок. Отсроченные платежи использовались на аукционе вина или масла, которое было «на дереве», еще не собрано и не произведено, что требовало оплаты от победителя торгов спустя много времени после окончания аукциона. Римские крестьяне, которым нужны были деньги для уплаты налогов, использовали перевернутую форму этого процесса, продавая право на часть своего урожая в будущем в обмен на наличные деньги в настоящем. [15] Сульпиции . возникли как профессиональные банкиры в первом веке нашей эры Среди других форм финансового посредничества они предлагали финансирование спекулянтам на рынках зерна. [2] [5]

Государственные финансы

[ редактировать ]

На протяжении веков денежные дела Римской республики находились в руках Сената . Эта элита любила позиционировать себя как устойчивая и финансово консервативная, но, как заметил римский историк XIX века Вильгельм Ине :

Хотя индивидуально римляне были чрезвычайно экономны и осторожны в управлении своей частной собственностью, государство как таковое было расточительно и небрежно относилось к государственным доходам. Защитить общественную собственность от разграбления частными лицами оказалось невозможным, а чувство бессилия привело к безрассудному равнодушию. Считалось, что доходы, которые нельзя было сохранить в неприкосновенности и направить на общее благо, не представляли никакой ценности для государства и от них можно было бы отказаться. [16]

Аэрарий , (государственная казна) контролировался членами правительства, обретавшими власть и престиж, квесторами , преторами и, в конечном итоге префектами . С рассветом Римской империи произошли серьезные изменения, поскольку императоры взяли на себя бразды финансового контроля. Август принял систему, которая на первый взгляд была справедливой по отношению к Сенату. Точно так же, как мир был разделен на провинции, обозначенные как имперские или сенаторские , так же было разделено и казначейство. Вся дань, ввозимая из провинций, контролируемых сенатором, отдавалась в эрариум , тогда как дань с имперских территорий шла в казну императора, фиск .

Первоначально этот процесс распределения, казалось, работал, хотя юридическая формальность не скрывала верховенства императора или его часто используемого права регулярно переводить средства туда и обратно из аэрария в фиск . Фактически фиск . сформировался после правления Августа и Тиберия Он начинался как частный фонд ( fiscus означает кошелек или корзина), но разросся и включил в себя все имперские деньги, не только частные поместья, но также все государственные земли и финансы, находившиеся под контролем империи.

Имущество правителей разрослось до такой степени, что изменения пришлось вносить, начиная где-то с III века, скорее всего, при Септимии Севере . Отныне имперская казна была разделена. Фиск был сохранен для управления фактическими государственными доходами, в то время как патримониум был создан для хранения частного состояния, унаследованного преемником императора. Существует серьезный вопрос относительно точной природы этой оценки, возможно, связанной с res privata, столь распространенной в Поздней Империи.

Как в Сенате были свои финансовые чиновники, так и у императоров. Главой фиска в первые годы был рационалист , первоначально вольноотпущенник из-за желания Августа передать эту должность в руки слуги, свободного от классовых требований традиционного общества. В последующие годы коррупция и репутация вольноотпущенника вынудили новых и более надежных администраторов. Со времен Адриана ( годы правления 117–138) любые рационалисы происходили из Ордена всадников ( всадников ) и оставались таковыми на протяжении всего хаоса III века и вплоть до эпохи Диоклетиана .

При Диоклетиане произошла серия масштабных реформ, и полный контроль над финансами Империи перешел к более сильному центральному правительству. Налоговые реформы впервые сделали возможным создание реального бюджета в современном понимании. Ранее оно предъявляло городам налоговые требования и позволяло им распределять бремя. Отныне имперское правительство, движимое финансовыми потребностями, диктовало весь процесс вплоть до гражданского уровня.

При Константине Великом это возвышение продолжилось с появлением назначенного министра финансов, Comessarum largitionum («Граф священных щедрот»). Он содержал общую казну и получал все доходы до тех пор, пока Константин не разделил казну на три части, предоставив префекту, графу и управляющему res privata свои собственные казначейства. Сокровищница префекта называлась аркой . Его полномочия были направлены на контроль над новым крестцовым эрарием , образовавшимся в результате сочетания эрариума и фиска .

Знак отличия Sacrarum largitionum в Notitia Dignitatum : мешки с деньгами и куски руды, обозначающие его контроль над рудниками и монетными дворами, а также подпись к его назначению на стенде.

« Sacrarum largitionum» был фигурой огромного влияния. Он отвечал за все денежные налоги, проверял банки, повсеместно управлял монетными дворами и рудниками, ткацкими фабриками и красильными фабриками, оплачивал жалованье и расходы многих государственных ведомств, содержал императорские дворцы и другие общественные здания, снабжал дворы одежда и другие предметы. Для выполнения этих многочисленных задач ему помогали большой центральный штаб, региональные полевые силы и небольшие штабы в крупных городах.

ниже креста располагались контролеры крестца Чуть , расположенные в каждой епархии. Они контролировали сбор всей дани, налогов и сборов. Они были повсюду и всемогущи, пока Константин не разжаловал их после реорганизации полномочий министерств небного уровня в 325–326 годах, ограничив их деятельность надзором за сбором налогов, собираемых золотом и серебром, осуществляемым губернаторами под общим надзором викарии. Между 330–337 гг. Рационы потеряли последний свой провинциальный полевой отряд прокураторов.

Только префекты преторианцев были более могущественными. Его должность наместника императора имела приоритет над всеми другими гражданскими чиновниками и военными. Они были главными финансовыми чиновниками Империи. Они составили глобальный бюджет и установили налоговые ставки по всем направлениям. До реформ Константина они несли прямую ответственность за снабжение армии, annona militaris , которая во времена Диоклетиана представляла собой отдельный налог вместо произвольных реквизиций.

Annona Civilis , общие натуральные налоги, передавались только префектам. На их попечение вверялось снабжение продовольствием столиц, имперских оружейных заводов, содержание государственной почты. magister officiorum («магистр канцелярий»), который был своего рода министром внутренних дел и государственной безопасности, и Comes rerum privatarum («Граф частной удачи») могли противопоставить политическому the Comes Sacrarum largitionum .

Магистр officiorum принимал все основные решения, касающиеся вопросов разведки, не был финансовым офицером и не мог вмешиваться в работу Sacrae largitiones и res privata . « Sacrarum largitionum» постепенно терял власть в пользу префектов, поскольку все больше и больше натуральных налогов его ведомства конвертировалось в золото. К V веку их епархиальный персонал уже не имел большого значения, хотя продолжал выполнять свои обязанности. Однако главы канцелярий продолжали иметь власть и в 430-е годы, отчасти потому, что апелляционная юрисдикция по финансовым делам была возвращена им в 385 году.

Императорские поместья и владения были огромными. Их res privata находилась в непосредственном ведении РП. Патромониум , или императорское наследство , представлял собой земли, сдаваемые в аренду частным лицам. Оба находились под юрисдикцией Come Rerum Privatarum . На Западе рента и налоговые поступления делились с Sacrae largitionum , но не на Востоке. На Востоке дворцовая администрация постепенно взяла на себя управление после 450 г., и РП была окончательно распущена преемниками Юстиниана.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вальтер Шайдель (8 ноября 2012 г.). «13: Деньги и финансы». Кембриджский справочник по римской экономике . Издательство Кембриджского университета. стр. 266–282. ISBN  978-1-107-49556-2 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Холлеран, Клэр (1 января 2008 г.). Джонс, Д. (ред.). «Римские финансы». Классический обзор . 58 (2): 538–539. дои : 10.1017/s0009840x08001054 . JSTOR   20482578 . S2CID   162848599 .
  3. ^ Темин, Петр (2013). Римская рыночная экономика . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 168. ИСБН  978-0-691-14768-0 .
  4. ^ Шайдель, Уолтер (8 ноября 2012 г.). Кембриджский справочник по римской экономике . Издательство Кембриджского университета. п. 279. ИСБН  9781107495562 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шайдель, Уолтер (8 ноября 2012 г.). Кембриджский справочник по римской экономике . Издательство Кембриджского университета. п. 281. ИСБН  9781107495562 .
  6. ^ Вильгельм Ине (1882). История Рима . Лонгманс, Грин и компания. стр. 158–159 .
  7. ^ Темин 2013, с. 177
  8. ^ Темин 2013, с. 176
  9. ^ Шайдель, Уолтер (2012). Кембриджский справочник по римской экономике . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 280. ИСБН  978-0-521-89822-5 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Темин 2013, с. 168
  11. ^ Шайдель, Уолтер (8 ноября 2012 г.). Кембриджский справочник по римской экономике . Издательство Кембриджского университета. стр. 277–278. ISBN  9781107495562 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Темин 2013, с. 169
  13. ^ Темин 2013, с. 178
  14. ^ Темин 2013, с. 175
  15. ^ Темин 2013, с. 171
  16. ^ Вильгельм Ине, История Рима (Лондон, 1884 г.), том. 4, с. 156, полный текст онлайн.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Жан Андрео : Банковское дело и бизнес в римском мире , перевод Джанет Ллойд (Cambridge University Press, 1999). Ограниченный предварительный просмотр онлайн.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30959ea39c06ea2c203d56e7c46fc329__1715329620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/29/30959ea39c06ea2c203d56e7c46fc329.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman finance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)