Jump to content

Конституция Римской республики

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Конституция Римской республики представляла собой набор некодифицированных норм и обычаев , которые, [1] вместе с различными писаными законами , [2] руководил процедурным управлением Римской республики . Конституция возникла на основе конституции Римского королевства , существенно и существенно развивалась – почти до неузнаваемости. [3] – за почти пятьсот лет существования республики. Крах республиканского правительства и норм, начавшийся в 133 г. до н.э., привел к возвышению Августа и его принципата . [4]

Республиканскую конституцию можно разделить на три основные ветви: [5]

  • Ассамблеи ; , состоящие из народа, которые служили высшим хранилищем политической власти и имели право выбирать судей, принимать или отклонять законы, отправлять правосудие и объявлять войну или мир [6]
  • Сенат , который давал советы магистратам, [7] действуя прежде всего не на юридическую власть как таковую , а, скорее, с ее влиянием, и
  • магистраты , избираемые народом для управления республикой, осуществляющие религиозную, военную и судебную власть, а также право председательствовать и созывать собрания.

Между этими тремя ветвями сложилась сложная система сдержек и противовесов . Например, собрания теоретически обладали всей властью, но созывались и управлялись магистратами, которые, контролируя дискуссию, оказывали на них доминирующее влияние. [8] Другие магистраты также могли наложить вето на разбирательства в собраниях, хотя до поздней республики это было редкостью. [9] Точно так же, чтобы ограничить власть магистратов, каждый магистрат мог наложить вето на одного из своих коллег, а плебеи избирали трибунов , которые могли заступаться и накладывать вето на действия магистрата. [10]

Конституция республики, хотя и была гибкой и развивающейся, все же содержала существенные укоренившиеся нормы. Такие институты, как консулы, сенат и трибуны, значительно изменились в ранней республике, но оставались относительно стабильными с четвертого века до нашей эры. Начиная с периода патрицианского господства, Конфликт Орденов в конечном итоге предоставил плебеям равные политические права, а также создал трибунат для проверки патрицианской власти и наделил плебейское собрание , собрание, состоящее из плебеев Рима, полной законодательной властью. [11] И при этом он не был полностью неписаным, поскольку существовало множество законов, которые требовали процедурных изменений или изменяли количество избираемых судей. [12]

В поздней республике произошел распад сплоченности элиты, что привело к потере контроля над государством в пользу ограниченного числа могущественных династов внутри элиты. [13] Ресурсы провинций и растущая культура политического насилия усилили конкуренцию внутри римской элиты, одновременно ослабив республиканские политические нормы, которые поддерживали сплоченность. [14] Растущая легитимация насилия и централизация власти в руках все меньшего и меньшего числа мужчин, с падением доверия к республиканским институтам, приведут к падению доверия к республиканским институтам. [15] поставил его на путь гражданской войны и его превращения Августом прикрытый в автократический режим, республиканскими образами и легитимностью. [16]

Диаграмма, показывающая сдержки и противовесы Конституции Римской республики

В римском конституционном праве собрания были суверенным органом власти, наделенным правом принимать или отклонять любой закон, назначать любые магистратуры и принимать любые решения. [6] Этот взгляд на народный суверенитет элегантно возник из римской концепции, согласно которой народ и государство (или правительство) были одним и тем же. [17] Благодаря единому закону народ, собравшийся должным образом, получил право отменять нормы и прецеденты республики, а также древние законы, долгое время не менявшиеся. [18]

Любое собрание состояло из двух необходимых компонентов: (1) созывающего магистрата и (2) граждан, участвовавших в самом собрании. Собрания не участвовали и не обсуждали поставленные перед ними вопросы, они слушали выступающих председательствующего. И после такого обсуждения председательствующий мог назначить прямое голосование «за» или «против». [19] Без магистрата некому было бы законно созвать собрание; а без граждан – или, по крайней мере, тех, кто представляет граждан, разделенных на избирательные блоки – нет ничего, кроме магистрата.

Собрания не состояли из всего римского народа ( лат . populus Romanus ), поскольку в них разрешалось участвовать только взрослым гражданам мужского пола. Те, кто действительно появился, чтобы сформировать Ассамблеи, скорее всего, в подавляющем большинстве были представителями высшего класса, у которых было время и досуг для политики. [20] В Риме не было владельцев магазинов среднего класса: он был разделен крайне неравномерно между массами низшего класса и очень немногими чрезвычайно богатыми людьми. [21] До Социальной войны около 90 г. до н.э. итальянским неримлянам также было запрещено голосовать из-за отсутствия у них гражданства с правом голоса. [22] Эта гражданская война между Римом и его итальянскими союзниками привела к принятию различных законов, предоставляющих гражданство и право голоса их итальянским союзникам.

Однако даже после массового расширения населения после Социальной войны римляне в республиканские времена не предприняли никаких усилий, чтобы облегчить голосование или сделать собрания более представительными. [23] Голосование никогда не проводилось в рыночные дни, когда сельские жители могли присутствовать в городе; загадочные и трудоемкие процедуры остались неизменными. [24] Частично это произошло потому, что римляне не считали законным существование народа как множества. [25] а, скорее, в небольшом количестве людей, собравшихся в виде структурированного собрания, соблюдающего правила процедуры и символически представляющего волю народа. [26]

Процедура

[ редактировать ]

Существовало три типа собраний: комиции , консилиумы и контио . Первые два были официальными собраниями, на которых принимались юридические решения. Первая, комиция (или comitiatus ), представляла собой собрание всех римских граждан, созванное для совершения юридических действий, таких как принятие законов, выборы судей и рассмотрение судебных дел. [27] Вторым типом законодательного собрания был совет ( лат . concilium ), который представлял собой собрание определенной группы граждан. Например, concilium plebis , или плебейский совет, предназначался только для собраний плебеев. [28]

Третий тип собраний, съезд ( лат . contio ), был неофициальным форумом для общения, где граждане собирались, чтобы услышать публичные заявления и аргументы, обсуждаемые в речах, а также стать свидетелями допроса или казни преступников. Здесь никаких юридических решений принято не было. [28] Избиратели собирались для обсуждения перед собранием или советом для голосования. [29] Эти contiones были очень распространены и служили политикам средством взаимодействия с общественностью и получения отзывов о своих предложениях, хотя и только от той толпы, которая появлялась в день contione и которая могла не иметь никакого сходства с другой толпой, голосовавшей за contiones. окончательное предложение. [30] Ожидалось, что значительная часть государственных дел будет вестись публично и на глазах у народа, что вынуждает регулярно соглашаться на различные дела, начиная от чтения декретов сената и заканчивая отказом от провинций. [31]

Собрания и советы действовали в соответствии с установленными процедурами под контролем авгуров . Собрания не обладали законодательной инициативы , а созывались магистратами и голосовали только по вопросам, поставленным перед ними председательствующим магистратом. правом собственной [32] Полномочия, предоставленные магистрату, были таковы, что он мог отклонить голоса, поданные блоком голосования, и потребовать, чтобы он пересмотрел свой выбор. [33] За прошедшие годы были приняты законы, которые требовали письменного голосования, пытались уменьшить запугивание избирателей и устанавливали процедуры для наблюдения за голосованием и предотвращения мошенничества на выборах. [34] На выборах вопрос заключался не в том, кто получит наибольшее количество голосов, а в том, кто первым сможет получить одобрение большинства избирательных блоков. [35] Все голосования должны были быть завершены в течение одного дня и должны были быть проведены снова, если они были прерваны или отменены. [36]

Типы сборки

[ редактировать ]

Римские граждане были организованы в три типа избирательных единиц: курии , центурии и трибы или племена. Они соответствовали трем различным типам собраний: собранию куриата , собранию центуриата и собранию племени . Каждая единица (курия, столетие или племя) имела один голос перед своим собранием. [35] Большинство индивидуальных голосов – все отданы гражданами мужского пола. [37] – в любом столетии племя или курия решали, как проголосует эта единица. [35]

В законодательных вопросах собрания очень редко отклоняли представленные на рассмотрение законопроекты, служа скорее символом легитимации, чем совещательным органом. [38] В средней республике лишь несколько законопроектов (наиболее известный из которых — война с Македонией в 200 г. до н. э., которая была принята, когда вскоре после этого были проведены повторные выборы в «Сенчури») были отклонены, в основном из-за контрмобилизации со стороны других политиков. [39] И все же в более поздние периоды законы отклонялись лишь изредка и при особых обстоятельствах, что отражало раскол внутри элиты и, как следствие, мобилизацию оппозиции. [40]

Куриатская ассамблея

[ редактировать ]

Куриатское собрание ( лат . comitia curiata ) традиционно восходит к ранней монархии и состоит из 30 подразделений города, созданных Ромулом . [36] В средней республике это служило лишь символической цели. В какой-то момент 30 курий перестали фактически встречаться и вместо этого были представлены 30 ликторами . [41] В религиозных целях он также собирался как комиция калата под председательством Верховного понтифика . Это собрание имело власть над некоторыми элементами семейного права и ратифицировало империум избранных магистратов и промагистратов посредством lex curiata de imperio . Однако в поздней республике велись серьезные дебаты о том, действительно ли выборы магистрата требовали ратификации со стороны курии ; в поздней республике действие lex curiata de imperio было «неясным». [36] Однако в целом высокая степень абстракции, подразумеваемая при представлении всего римского народа в 30 ликторах, демонстрировала высокую степень, в которой римляне воспринимали все свои собрания как символизирующие весь народ как абстрактные избирательные блоки, а не как людей непосредственно. [42]

Центуриатная сборка

[ редактировать ]

Центуриатное собрание ( лат . comitia centuriata ) было сформировано при монархии и широко рассматривалось древними как средство предоставления избирательных прав пропорционально военным обязанностям, требуемым от граждан. [43] непропорционально предоставляя право голоса самым богатым членам общества, поскольку на момент его формирования ожидалось, что самые богатые также будут вносить наибольший вклад в армию. [43] В средней республике связь между избирательным правом и военной службой давно прекратилась, превратившись в систему массового избыточного веса пожилых и богатых граждан. [44] Разделенные на 193 избирательных блока, эти блоки были далее подразделены на пять классов и класс всадников по богатству, каждый из которых дополнительно подразделялся по возрасту на младший и старший блоки ( пожилые люди - 46 лет и старше). Представители первого класса и всадники владели 98 из 193 избирательных блоков, то есть абсолютным большинством. [45] Позже, где-то между 241 и 221 годами до нашей эры, эта система была реформирована, устранив большинство, принадлежащее первому классу, с всадниками , и переместив около пяти процентов столетий в пользу второго класса. Хотя это изменение описывается как демократическое, «изменение не оказало никакого влияния на общую тимократическую структуру собрания». [46] Этот орган в первую очередь созывался для выборов консулов, преторов и цензоров; Ко второму веку до нашей эры законодательство становилось все более редким. [47]

Племенное собрание

[ редактировать ]

Племенное собрание ( лат . comitia tributa ), по мнению Ливия, образовалось около 471 г. до н.э. [48] В 495 г. до н.э., вскоре после изгнания царей, существовало четыре городских племени и 17 сельских племен. [47] К 241 г. до н. э. к ним добавилось четырнадцать сельских племен, в результате чего их общее число достигло тридцати пяти. [47] «Племена» представляли собой не этнические или родственные группы, а скорее округ, к которому были приписаны люди. [49] Племя гражданина унаследовалось от его отца и менялось только при усыновлении или перераспределении в ходе переписи; со временем это означало, что племенная принадлежность не имела большого отношения к дому или даже месту рождения гражданина. [50] Поскольку городская беднота была в основном зарегистрирована в четырех городских племенах, а сельская беднота не могла лично приехать в Рим, чтобы проголосовать, в племенном собрании, вероятно, доминировали богатые землевладельцы из 31 сельского племени, с некоторыми поправками. за то, что сельские переселенцы в Риме обычно сохраняли свои племена предков. [51] Подавляющее большинство законов было принято в трибьютных комициях . [43] который также избирал квесторов, курульных эдилов, военных трибунов , [52] и другие мелкие судьи . [53]

Плебейский совет

[ редактировать ]

Плебейский совет ( лат . concilium plebis ) вызывает больше споров. Многие современные историки полагают, что оно отличалось от собрания племен тем, что было организовано по тому же принципу, но голосовать могли только плебеи. [54] Главный аргумент в пользу того, что плебейский совет является собранием племени (поскольку это был один и тот же институт), заключается в том, что древние источники не делают такого различия. [55] Однако другие ученые возражают, что поздняя республиканская практика показывает, что курульные магистраты проводили выборы и принимали законы перед племенами, подразумевая, что это не могло быть исключительно плебейским институтом. [56] Если бы эти два понятия были разными, вполне вероятно, что основное различие заключалось бы не в избирателях, имеющих право голоса, а, скорее, в магистратском председателе: если он был созван плебейским трибуном, это был concilium plebis , но если он был созван курульным магистратом, это была comitia tributa. . [57] Отсюда избирались плебейские трибуны и эдилы, а позднее и другие второстепенные должности. [58] Он также имел возможность принимать законы, называемые плебисцитами , которые в ранней республике применялись только к плебеям, но после принятия закона Гортензии (287 г. до н. э.) стали применяться ко всем римлянам. [59]

Все собрания сохранили теоретические судебные функции. были Центуриатные комиции единственным местом, где можно было предъявить обвинения в смертной казни, а комиции трибута и плебис-концилиум все еще рассматривали серьезные обвинения с наказанием, обычно в виде штрафа . [60] Большая часть этих судебных полномочий к прошлому столетию до нашей эры была передана постоянным судам присяжных ( лат . quaestiones perpetuae ). [61]

Заседание Сената в представлении художника; Цицерон произносит речь «Катилина » с фрески XIX века.

Сенат был преобладающим политическим институтом Римской республики. Полномочия сената основывались прежде всего на обычаях и традициях. [7] Это было также одно из немногих мест, где могла проводиться свободная политическая дискуссия. [62] Из-за этого, а также из-за того, что в основном вся политическая элита была сенаторами с процедурным влиянием, закрепленным за влиятельными бывшими консулами, сенат имел существенное влияние на нынешних магистратов. Даже без официального права создавать законы, мнению сенатора, закрепленному в senatus Consultum ( мн.   senatus Consulta ), в значительной степени подчинялись. [63] В этой роли сенат разрешал споры между магистратами и контролировал распределение государственных ресурсов и обязанностей, включая провинции, магистратам. [62] Некоторые из его обязанностей были закреплены в конкретных законах, таких как lex Caecilia Didia , который давал сенату право объявлять закон недействительным. [64]

Во времена монархии сенат состоял из лиц, избранных на эту должность королем. В самой ранней республике сенаторов выбирали в первую очередь по рождению. [65] но к поздней республике, и особенно после Суллы, членство в сенате стало зависеть от наличия ранее должности магистратуры. [66] Плебисцитум Овиниум конца IV века до н.э. требовал от цензоров набирать в сенат достойных людей; это, по c. 300 г. до н. э. подразумевал должность диктатора, магистра конницы , консула, претора или курульного эдила. [65] Где-то между 122 и 102 гг. до н.э. были также зарегистрированы трибуны, а в 81 г. членство было расширено до квесторов. [67] В соответствии с обязанностью цензора защищать мораль, сенаторы могли быть исключены, если они не имели хорошей репутации, были признаны виновными в совершении уголовного преступления или запятнаны позором . [68] Во времена республики не было никаких признаков какого-либо имущественного ценза. [69] До диктатуры Суллы в сенате насчитывалось около 300 человек, но после его диктатуры в нем насчитывалось где-то более 500 человек. [65]

Сенат собирался в открытых помещениях ( лат . templa ), как за пределами формальной границы города ( померий ). К таким местам относилась курия на форуме – курия Гостилия для большей части республики – а также другие храмы, такие как Храм Юпитера Оптимуса Максимуса (обычное место встреч в начале года), а также храмы Фидеса . Конкорд , Кастор и Поллукс и Юпитер Статор . Общие места за пределами помперия , необходимые для того, чтобы позволить магистратам с империем присутствовать ( империй испаряется при входе в помперий ), включали храмы Беллоны и Аполлона вместе с Курией Помпея . [70]

Многие магистраты имели право созывать сенат, включая консулов, преторов и трибунов. После религиозных предварительных церемоний председательствующий судья произнес речь, которая не обязательно была нейтральной. После установления фактов президент изложил вопрос, заданный сенату, и начались дебаты. [71] Первым выступил принцепс сената , за ним последовали бывшие консулы в порядке, установленном президентом. Если был назначенный консул, принято было сначала спрашивать его. После допроса бывших консулов ​​были допрошены бывшие преторы. Это продолжалось на всех высших должностях. [72] По неважным вопросам можно было голосовать голосованием или поднятием рук, тогда как голосование по важным вопросам приводило к физическому разделению дома. [73] при этом сенаторы голосуют, занимая места по обе стороны палаты. Любое голосование всегда проводилось между предложением и его отрицанием. [74] но сенаторы могли потребовать разделения объединенных вопросов на отдельное голосование. [75] Поскольку все встречи должны были закончиться к ночи, сенатор мог заговорить предложение до смерти (флибустьер ) , если бы ему удавалось продолжать дебаты до наступления темноты. [72] На предложение могло быть наложено вето консулом или одним из плебейских трибунов. [75] Если на него не накладывалось вето, он назывался senatus Consultum ; Сенаторские мнения, на которые было наложено вето, вместо этого назывались senatus auctoritas и таким образом записывались. [76] Результаты были занесены в документ председательствующим судьей; результаты записывались в эрариум (общественную казну) и иногда публиковались в газетах . [77]

В поздней республике сенат утверждал – и было общепринято, что [78] – полномочия авторитетно рекомендовать магистратам применять силу для подавления внутренних восстаний – убийств граждан и нарушения их закрепленных законом прав на провокацию – путем принятия так называемого senatus Consultum ultimum («окончательного декрета сената»). Первый такой указ был вынесен в 121 г. до н. э. против Гая Гракха и Марка Фульвия Флакка . [79] В таких случаях консул представлял информацию в поддержку своей позиции о том, что республика находится в непосредственной опасности, а сенат ответил мнением, что «магистраты [должны] защищать res publica и принимать любые меры, которые они считают необходимыми, чтобы увидеть, что государство не не понести никакого вреда»: эффект указа с юридической точки зрения был минимальным и не предоставлял никакого юридического иммунитета; [80] он скорее предоставил магистратам политическое прикрытие, а также обещание последующих сенаторских санкций, чтобы они могли уклониться от ответственности за незаконные действия, предоставив им поддержку сената. [81]

Исполнительные судьи

[ редактировать ]
Тога претекста — одежда курульных судей.

Магистраты избирались народом на конкурентных выборах, при этом последующие должности обычно имели больше обязанностей и полномочий. [51] Существовало две широкие категории магистратов: обычные магистраты, такие как консулы, продукты республиканской конституции, и чрезвычайные магистраты, такие как диктаторы, остатки монархической конституции, предназначенные в первую очередь для чрезвычайных ситуаций. [82] Каждый магистрат обладал потестасом — правом осуществлять должностные полномочия, возложенные на него обычаями или законом. [83] Самые могущественные магистраты, такие как чрезвычайные магистраты, консулы и преторы, обладали своего рода властью, известной как империум , властью командовать в военном или судебном смысле. [84]

Различные магистраты не обязаны были работать вместе. В основном они действовали как личности, преследующие свои собственные политические цели и амбиции. Успешное управление республикой требовало существенного сотрудничества, обеспечиваемого необязывающим политическим руководством сената. [66] Почтительное отношение к сенату, укоренившееся в аристократических социальных нормах, [85] поэтому государству было необходимо поддерживать хоть какое-то ощущение последовательной политики. [66]

Обычные судьи

[ редактировать ]

Среди обычных магистратов существовало еще два подразделения: высшие магистраты, состоявшие из консулов, преторов, их временных эквивалентов и цензоров; и низшие магистраты, состоящие из трибунов, эдилов, квесторов и других второстепенных должностей. [5] Эти должности занимались по порядку - cursus Honorum - от младшего к старшему, за исключением трибуната и эдилата, обычно без повторения или пребывания на младшей должности после старшей. [51]

Два консула были верховными магистратами на годовой срок, наделенными империем командования как в гражданской, так и в военной сфере, а также покровительством, позволяющим им консультироваться с богами за людей. Такие полномочия могли быть получены из неограниченной власти королей и передаваться посредством непрерывной курульной преемственности. Один из консулов ​​также был президентом на выборах на курульные должности. [86] Они были обычными военачальниками во времена поздней республики: два консула возглавляли отдельные консульские армии на войне, где их полномочия были практически неограниченными. Во внутренних делах они отвечали за проведение ежегодных латинских ферий (весенних праздников), прием посольств иностранных государств, обсуждение этих вопросов в сенате и внесение законопроектов. К середине и поздней республике судебные функции консулов ​​выполнялись редко, за исключением серьезных дел. [87]

Следующим магистратом стал претор . Их число увеличивалось в течение республики: первоначально один в 367 г. до н. э., второй добавился в 242 г.; два были добавлены в 228 и 198; ко времени Суллы их было восемь. [88] [89] Также наделенные империем , они первоначально избирались военачальниками – возможно, для защиты Рима во время нападения консулов ​​– и губернаторами провинций; лишь позже их основной обязанностью стало отправление правосудия. [90] Поздние республиканские преторы, контролировавшие судебный процесс , оказали значительное влияние на римское право . Преторы также имели право принимать законы, созывать сенат и контролировать некоторые религиозные праздники. [91]

Промагистраты

[ редактировать ]

Со временем, по мере роста Римской империи, двух ежегодных консулов ​​и ограниченного числа преторов стало недостаточно для командования ее многочисленными полевыми армиями или управления многочисленными провинциями. Чтобы решить эту проблему, стало нормой приостанавливать полномочия нынешних консулов ​​и преторов сверх их обычных сроков, чтобы они могли продолжать командовать на местах. [92] Пророгация была механизмом, который позволял людям, а позже и сенату, послать кого-то действовать вместо другого магистрата с империем и ауспициумом , не занимая при этом этот пост. [93] Однако со временем, когда возросла потребность в компетентных генералах и администраторах, перерыв стал нормой; и этот прием все чаще использовался собраниями, а также для подчинения популярных политиков. [94]

Два цензора были назначены специально для проведения переписи. Для этой цели их избирали полунерегулярно: во времена средней республики это было чуть реже, чем раз в пять лет, после диктатуры Суллы срок стал беспорядочным. [95] Это включало подсчет римского народа, оценку его имущества и распределение его по соответствующим центуриям и даням . [94] После принятия закона Овинии цензорам также были переданы полномочия консулов ​​по контролю над членством в Сенате. [65] Наряду с основной обязанностью по проведению переписи цензоры также несли ответственность за общественную мораль. [96] занимался имущественными спорами, государственными контрактами и управлением государственными землями. [97] Такие полномочия также, как правило, не подлежали пересмотру, кроме как со стороны коллеги цензора; если коллега умирал на своем посту, другой цензор должен был уйти в отставку. [98] [99]

Плебейские трибуны

[ редактировать ]
Гай Гракх , народный трибун, председательствующий в плебейском совете, в изображении художника 1799 года.

В состав низших магистратов входили плебейский трибун , избираемый плебейским советом, а также эдилы и квесторы, избираемые племенным собранием . Трибун был священным, т. е. неприкосновенным, и защищал клятвы, данные плебеями защищать его. Именно на этом основании трибун мог наложить вето на любой политический акт или защитить любого человека от несправедливости, совершенной мировым судьей, что известно как intercessio и auxilium соответственно. [100] Они также имели полномочия созывать сенат, председательствовать на concilium plebis в законодательном или избирательном качестве и обращаться к народу в contio . Хотя полномочия трибунов возникли на революционном фоне, в средней республике они были набраны в основном из той же группы аристократов, что и те, которые составляли сенат, а это означает, что такие полномочия мало применялись. Только во время поздней республики такие полномочия были восстановлены. [101]

Эдилы, квесторы и двадцать шесть человек

[ редактировать ]

Эдилы отвечали за различные муниципальные задачи, например , за содержание храмов, улиц и водоснабжения. [102] Они также отвечали за публичные игры, [102] и некоторые аспекты работы полиции в городе. [103] Квесторы были избранными администраторами, которые могли быть назначены ответственными за казну, зернохранилища или различные административные должности в Италии, вместе с консулами или в провинциях. [104] В поздней республике избрание квестора стало основанием для пожизненного назначения в Сенат. [105]

Другие второстепенные магистраты, названные в поздней республике vigintisexviri , имели административные обязанности, относящиеся к шести коллегиям: определение статуса свободных или рабов, охрана правопорядка, чеканка денег, содержание дорог в Риме, содержание дорог возле Рима и отправление правосудия в Капуе и Кумах. . Эти младшие должности обычно занимались до избрания на квестуру, и это стало требованием после реформ Суллы. [106] [107]

Чрезвычайные судьи

[ редактировать ]

Было много выдающихся судей. Первыми здесь рассматриваются диктатор и magister equitum ( букв. « мастер лошади » ). [108] Диктаторы избирались консулами для решения некоторых вопросов, стоящих перед республикой, которые не могли быть решены обычными магистратами. [109] заместителем . Затем диктатор назначил magister equitum своим [а] [110] Диктатор обладал summum imperium и высшей властью в пределах своего мандата. [111] Magister equitum имел аналогичную полную власть, параллельную и несколько подчиненную власти диктатора. [110]

В ранней и средней республике диктатура была в основном обычным институтом, где высшая власть диктатора ограничивалась мандатом ( лат . provincia ), назначенным вместе с почти повсеместно реализованным ожиданием, что диктатор быстро решит проблему и уйдет в отставку. восстановить обычное правительство. [112] В средней и позднейшей республике, когда должность диктатора вышла из моды, потребность в диктаторской власти предоставлялась не какому-то чрезвычайному магистрату, а скорее консулам посредством senatus Consultum ultimum , или окончательного декрета. [92] Этот указ принял форму рекомендации Сената консулам предпринять все необходимые действия для защиты республики. [б] [113] Однако из-за его общей неопределённости его использование горячо оспаривалось в поздней республике и до сих пор обсуждается среди учёных, поскольку в строго юридическом смысле окончательный указ не наделял консулов ​​юридическими полномочиями, а, скорее, служил призывая Сенат игнорировать законы в целях защиты государства. [114]

Интеррекс был чрезвычайным магистратом , назначаемым, когда на должности не было курульных магистратов - консулов, преторов или диктаторов. Он избирался патрициями-членами сената сроком на пять дней. [115] Обладая полномочиями созыва сената и, главное, собраний, серия интеррегов – первый интеррекс по традиции не мог проводить выборы. [116] – ожидалось как можно быстрее провести выборы для восстановления обычного консульского правительства. [117]

Разработка

[ редактировать ]
« Капитолийский Брут », традиционно идентифицируемый как бюст Луция Юния Брута (умер в 509 г. до н. э.), который сам традиционно считается основателем республики.

Конфликт заказов

[ редактировать ]

Основные литературные источники происхождения римской политической системы, Ливий и Дионисий Галикарнасский , в значительной степени опирались на римских летописцев , которые дополняли то немногое, что существовало в письменной истории, устной историей . Отсутствие доказательств создает проблемы с надежностью традиционной версии происхождения республики. [118] Однако многие современные ученые теперь считают ливийские и летописные отчеты «литературным творением поздней республики». [119] и что они в целом «не могут сохранить особой ценности для… реконструкции ранней римской истории». [120]

Согласно этой традиционной версии, Римом управляла череда царей. Римляне считали, что эта эпоха, эпоха Римского королевства , началась в 753 г. до н. э. и закончилась в 509 г. После свержения монархии и установления республики жители Рима начали выбирать двух консулов ​​каждый год. Согласно консульскому фасти , списку консулов, восходящему к основанию республики, первые консулы были выбраны в 509 г. до н. э. [121] Однако современные ученые подчеркивают более четкую эволюцию между монархией и правительством, возглавляемым избранными магистратами. [122] Все большее число историков также сомневается в надежности консульских фасти (список консулов, якобы восходящий к началу республики, размещенный в Риме), рассматривая их как «продукт поздней республики» с «минимальной» точностью на ранняя республика. [123] Однако остатки монархии нашли отражение в республиканских институтах. [124] Однако есть свидетельства того, что ранняя республика была временем насильственных перемен, а слово «рекс» имело тиранический оттенок. [122] Первые собрания республики возникли во времена королевства как средство ратификации королевских выборов, а затем центуриатные комиции были перепрофилированы для избрания первых консулов. [122] Однако вполне вероятно, что осуществление военной власти в ранней республике не было институционализировано и состояло скорее из аристократов, возглавляющих частные набеги, чем из формальной государственной ратификации власти командиров. [125] Положение консульства как высшего генерала или империи как законной военной власти становится прочно обоснованным только в конце третьего века до нашей эры. [126]

В литературных источниках ранней республики доминировали патриции, и эти источники в подавляющем большинстве сосредотачиваются на конфликтах между патрициями и плебсом, так называемом конфликте орденов . [127] В 494 г. до н.э., во время военной кампании, вооруженные плебеи отошли к Монсу Сацеру за городом и отказались участвовать в кампании без политических уступок. Под давлением внешней угрозы патриции были вынуждены признать должность плебейского трибуна ( лат . tribunus plebis ) и принять ее священность. [128] Это было основой способности трибуна наложить вето ( букв. « Я запрещаю » ) на любой политический акт или защитить любого человека от несправедливости, совершенной мировым судьей, известной как intercessio и auxilium соответственно. [129] Народ дал трибунам, число которых в то время неясно, двух помощников, известных как плебейские эдилы . [130] Попытка децемвиров укрепить государство с доминированием патрициев, традиционно датируемая 457 г. до н. э., также была сорвана плебейским отделением. [131] Реформы 449 г. до н.э., возможно, формализовали признание военного империя, потребовав его предоставления куриатскими комициями . [132] Вскоре после этого, в 446 г. до н.э., были впервые избраны квесторы , администраторы с широкими полномочиями; и должность цензора была создана для проведения переписи населения в 443 г. до н.э. [133] Древние литературные источники также сообщают о регулярных выборах консульских трибунов как о реакции возросшего спроса на полководческие должности или как о средстве предотвращения захвата плебеями военного руководства; однако некоторые современные ученые считают, что современные ученые отвергают эти объяснения и предполагают, что они являются результатом позднего республиканского неправильного понимания доказательств. [134]

Тем не менее, в 367 г. до н. э., согласно Лицинио-Секстианским судебным прениям , плебеям было разрешено баллотироваться на пост консула. [135] Эта дата также знаменует возникновение классической формы республики с отменой консульского трибуната (если он существовал) и созданием претуры и эдилата. [136] Традиционно рассматриваемое поселение возникло в результате конфликта орденов, но, возможно, оно также возникло из-за потребности Рима в большем количестве магистратов. [137] Консульство и претура в то время не были четко разделены: «ученые все чаще рассматривают Секстианско-Лицинианские Рогации как учреждение коллегии из трех (и только трех) преторов, двое из которых в конечном итоге превратились в исторических консулов». [138] Закон Генуции, принятый несколько десятилетий спустя, в 342 г. до н. э., вышел за рамки предоставления плебеям доступа к консульству и потребовал, чтобы хотя бы один из консулов ​​был плебеем. [139]

По мере того как привилегированный статус старой патрицианской элиты со временем разрушался, развивалась плебейская аристократия, статус которой основывался на заслугах и всенародных выборах, а не на рождении. [140] В конце четвертого века возник единый аристократический класс, называемый дворянами , которые были как патрициями, так и плебеями. [141] Хотя патриции сохраняли права с незапамятных времен, превосходство дворян со временем стало сосредоточено на победе на выборах на должности перед народом, а не на обстоятельствах их рождения. [142] создание полуоткрытой аристократии, в которую могли входить элитные семьи из-за пределов Италии. [143] Окончательный спор закончился в 287 г. до н.э. последним плебейским отделением. Чтобы положить конец отделению, был принят lex Hortensia , который придал плебисцитам – декретам плебисного консилиума – силу закона. [59]

События до Суллы

[ редактировать ]

В средних и ранних поздних республиках конституция менялась постепенно. Закон Villia Annalis в 180 г. до н. э. формализовал cursus Honorum , установив минимальный возраст для каждой должности. В 130-х годах было введено тайное голосование посредством lex Gabinia tabellaria и lex Cassia tabellaria . Закон Domitia de sacerdotis 104 г. отменил кооптации священников в пользу выборов. [144]

Более драматичным в этот период было развитие провинциальной администрации и промагистратуры . Расширение Рима в III и II веках до нашей эры привело к тому, что он впервые приобрел заморские провинции, которыми управляли консулы или преторы, назначенные сенатом. Поскольку число провинций увеличивалось по мере римской экспансии, выборы магистратов не могли идти в ногу со временем, что вынуждало этих магистратов расширять свои провинциальные полномочия. Появление пророгации означало, что к концу второго века до нашей эры генералы больше не были служащими магистратами, а их эквиваленты с перерывом действовали вместо консула или претора ( pro consule или pro praetore ). [144] Возникли разногласия между губернаторами провинций и сенатом, причем у последнего было мало инструментов для контроля над губернаторами, за исключением случаев их возвращения из-за границы. Было разработано множество таких инструментов, в том числе законы, объявляющие незаконными определенные действия, такие как вымогательство, а также устанавливающие questiones perpetuae для привлечения к ответственности за нарушения. [145]

Senatus Consultum ultimum , сенаторский декрет, советующий магистратам применять силу для защиты республики (обычно от внутренних восстаний), также появился в 121 г. до н. э., при этом сенат осуществлял свою традиционную власть давать советы, а магистраты лаконично следовали ему. Использование такой власти, хотя и не оспаривалось как недействительное само по себе, вызвало бурные споры. [146] Однако институционализированное применение сенатом силы не предвещало ничего хорошего для республики, создавая прецедент для разрешения споров между гражданами не путем консенсуса и арбитража, а, скорее, путем устранения врагов из политического организма. [147]

Сулланская республика

[ редактировать ]

Сулланская гражданская война , проскрипции и последовавшие за ней реформы привели к изменению характера res publica , создав новую конституционную структуру, отличную от основанной на консенсусе сенаторской культуры средней республики. [148]

Его реформы создали серию сводов законов, соблюдение которых осуществлялось расширенными сенаторами, укомплектованными quaestiones perpetuae, из расширенного сената. [149] Реформы также пытались сконцентрировать политическую власть в руках сената и центуриатных комиций , одновременно пытаясь уменьшить обструкционные и законодательные полномочия трибунов и плебейского совета. [150] С этой целью он потребовал, чтобы все законопроекты, представленные собраниям, сначала были одобрены сенатом, ограничил право вето трибуна только вопросами, требующими индивидуального прошения о помиловании, и потребовал, чтобы мужчинам, избранным трибуном, было запрещено занимать все другие должности магистратуры. [151]

Реформы Суллы оказались неработоспособными. [152] Имея небольшую легитимность, его режим столкнулся с продолжением гражданской войны с Квинтом Серторием, а также с восстанием в 78 г. до н. э. тогдашним консулом Марком Эмилием Лепидом . [153] Более крупный сенат и сохранение большего количества магистратов, обладающих империей, рядом с городом сделали политику дисфункциональной, на нее было трудно повлиять и она стала непредсказуемой. [149] Наследие Социальной войны и сулланской гражданской войны, убившие или дискредитировавшие целое поколение консулов, также уменьшили влияние сената в государстве. [154] К 70 г. до н. э. стало ясно, что кастрацию трибунов необходимо отменить; консулы Помпей и Красс в том же году приняли законы такого эффекта. [155]

Конец республики

[ редактировать ]

Длинные проконсульские приказы, данные Цезарю и Помпею в 50-х годах до нашей эры, рассматривались как отказ от республиканских принципов. [156] Эрих Грюн в книге «Последнее поколение Римской республики » возражал против этого, отмечая, что длинные командования были обычным явлением во время Второй Пунической войны , а также во время Югуртинской и Кимбрийской войн, а также последующих Серторианских и Третьих Митридатовых войн. [157] Подобные прецеденты Сулланской республики были хорошо известны. [158] Цезаря Более того, сенаторская санкция на особые приказы была обычным явлением: сенат назначал Трансальпийскую Галлию , а из нее также возникли комиссии Помпея по хлебу и обновлению в Испании. [159]

Однако начало гражданской войны Цезаря в 49 г. до н. э. является одной из предполагаемых конечных точек республики. [160] [161] При недостаточности информации нет никаких оснований полагать, что Цезарь планировал какую-либо радикальную реформу республиканской системы. [162] [163] Тем не менее, его убийство освободителями означало , что подобные планы так и не были реализованы. [164] Кроме того, благодаря махинациям Антония , Октавиана и Лепида , суверенный народ принял в 43 г. до н.э. закон Тиция о создании тривирата . Передача народных полномочий по выборам, апелляции и законодательным триумвирам, [165] республика, возможно, была упразднена одним из ее собственных основных институтов. [166] [167] Преобразование из республики могло произойти только с появлением поселений Августов и успешным воцарением императора Тиберия в 14 году нашей эры, что поставило Рим на путь отхода от государства без доминирования одного человека. [168]

См. также

[ редактировать ]
  • Византийский сенат - Политический институт Восточной Римской (Византийской) империи с 4 по 14 века.
  • Princeps senatus - первый член римского сената по старшинству.
  • Acta Senatus - Протокол римского сената

Примечания

[ редактировать ]
  1. Линтотт пишет: «После избрания он не мог быть свергнут, но его должность прекращалась вместе с должностью его начальника. Во многих отношениях он мог действовать параллельно с диктатором, как второй консул, а не как прямой подчиненный. Однако более впечатляющие истории об офисе показывают, что его подчинение было серьезной проблемой». [110]
  2. Для пояснения Линтотт поясняет: «Например, было неясно, было ли это простой рекомендацией ограниченного применения силы для восстановления верховенства закона или истребления тех, кто, как считается, нарушил мир». [113]

Сноски

  1. ^ Штрауманн 2011 , с. 281.
  2. ^ Линтотт 1999 , с. 2.
  3. ^ Цветок 2010 , с. 9 .
  4. ^ Цветок 2010 , с. 81.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. VII.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 40.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 66.
  8. ^ Линтотт 1999 , с. 202.
  9. ^ Цветок 2010 , с. 83.
  10. ^ Север 2006 , с. 265.
  11. ^ Линтотт 1999 , стр. 121–122.
  12. ^ Север 2006 , с. 256.
  13. ^ Моуритсен 2017 , стр. 168; Норт 2006 , стр. 260.
  14. ^ Моуритсен 2017 , с. 168; Цветок 2010 , стр. 28–30; Норт 2006 , с. 275.
  15. ^ Линтотт 1999 , с. 213.
  16. ^ Цветок 2010 , с. 14; Борода 2015 , стр. 353–355.
  17. ^ Моуритсен 2017 , стр. 24.
  18. ^ Линтотт 1999 , с. 63.
  19. ^ Линтотт 1999 , с. 46.
  20. ^ Моуритсен 2017 , стр. 72.
  21. ^ Моуритсен 2017 , стр. 71.
  22. ^ Линтотт 1999 , с. 41.
  23. ^ Моуритсен 2017 , стр. 57.
  24. ^ Моуритсен 2017 , стр. 57-58.
  25. ^ Моуритсен 2017 , стр. 58.
  26. ^ Моуритсен 2017 , стр. 50.
  27. ^ Линтотт 1999 , с. 42.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 43.
  29. ^ Тейлор 1966 , с. 2 .
  30. ^ Моуритсен 2017 , стр. 64.
  31. ^ Моуритсен 2017 , стр. 80.
  32. ^ Линтотт 1999 , стр. 40, 43.
  33. ^ Моуритсен 2017 , стр. 19.
  34. ^ Линтотт 1999 , стр. 47–48.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линтотт 1999 , с. 48.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линтотт 1999 , с. 49.
  37. ^ Север 2006 , с. 261.
  38. ^ Моуритсен 2017 , стр. 61.
  39. ^ Моуритсен 2017 , стр. 59.
  40. ^ Моуритсен 2017 , стр. 60–61.
  41. ^ Моуритсен 2017 , стр. 27.
  42. ^ Моуритсен 2017 , стр. 27–28.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линтотт 1999 , с. 55.
  44. ^ Север 2006 , с. 262; Линтотт 1999 , с. 56.
  45. ^ Север 2006 , с. 262; Линтотт 1999 , с. 57.
  46. ^ Mouritsen 2017 , стр. 42–43, также отмечается, что реформа должна была произойти после того, как 35-е колено было создано в 241 году, но до того, как повествование Ливия возобновилось в 221 году до нашей эры.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линтотт 1999 , с. 61.
  48. ^ Форсайт 2005 , с. 183.
  49. ^ Линтотт 1999 , с. 50.
  50. ^ Линтотт 1999 , с. 51.
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Норт 2006 , с. 263.
  52. ^ Тейлор 1966 , с. 7.
  53. ^ Линтотт 1999 , с. 140.
  54. ^ Форсайт 2005 , с. 180.
  55. ^ Форсайт 2005 , с. 180, со ссылкой на Ливия, 2.56.2, 2.58.1.
  56. ^ Линтотт 1999 , стр. 53–54.
  57. ^ Линтотт 1999 , с. 54.
  58. ^ Линтотт 1999 , стр. 121 (трибуны), 130 (плебейские эдилы).
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 38.
  60. ^ Север 2006 , с. 261; Линтотт 1999 , с. 54.
  61. ^ Север 2006 , с. 261; Линтотт 1999 , с. 147–62.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 86.
  63. ^ Север 2006 , с. 266–67; Линтотт 1999 , с. 3.
  64. ^ Линтотт 1999 , с. 87.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Линтотт 1999 , с. 68.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Норт 2006 , с. 266.
  67. ^ Линтотт 1999 , стр. 68–69.
  68. ^ Линтотт 1999 , с. 71-72.
  69. ^ Линтотт 1999 , с. 71.
  70. ^ Линтотт 1999 , стр. 72–73.
  71. ^ Линтотт 1999 , стр. 75–78.
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 78.
  73. ^ Линтотт 1999 , стр. 82–83.
  74. ^ Линтотт 1999 , с. 83.
  75. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 84.
  76. ^ Линтотт 1999 , стр. 84–85.
  77. ^ Линтотт 1999 , стр. 85, 137.
  78. ^ Линтотт 1999 , с. 90, отмечая, что Цезарь в BCiv. , 1.7.5, оспаривал не действительность указа, вынесенного против него в начале гражданской войны, а его целесообразность.
  79. ^ Дэй, Саймон (28 июня 2016 г.). «Обзор книги «Командиры и командование в Римской республике и ранней империи» » . Классический обзор Брин Мора . н. 9. ISSN   1055-7660 . так называемый senatus Consultum ultimum впервые был использован не в 133 году... а скорее в 121 году.
  80. ^ Голден, Грегори К. (2013). Кризисное управление в период Римской республики . Издательство Кембриджского университета. стр. 105–6, 109. ISBN.  978-1-107-05590-2 . OCLC   842919750 .
  81. ^ Линтотт 1999 , с. 91; Дрогула 2015 , стр. 122–23.
  82. ^ Эбботт 1963 , с. 151.
  83. ^ Линтотт 1999 , с. 95.
  84. ^ Линтотт 1999 , с. 96.
  85. ^ Моуритсен 2017 , стр. 142 и далее.
  86. ^ Норт 2006 , стр. 263–64.
  87. ^ Линтотт 1999 , стр. 105–7.
  88. ^ Линтотт 1999 , с. 107.
  89. ^ Север 2006 , с. 264, отметив, что после Суллы их число выросло до 16.
  90. ^ Наркотики 2015 , стр. 1-12. 185–89; Норт 2006 , с. 264; Линтотт 1999 , с. 107–8.
  91. ^ Линтотт 1999 , стр. 108–9.
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 113.
  93. ^ Дрогула 2015 , стр. 211.
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 115.
  95. ^ Север 2006 , с. 264; Линтотт 1999 , с. 117.
  96. ^ Север 2006 , с. 264.
  97. ^ Линтотт 1999 , стр. 119–20.
  98. ^ Дрогула 2015 , стр. 185, 67, 63.
  99. ^ Линтотт 1999 , с. 117, отмечая, что причиной требуемой отставки стало разграбление Рима галлами в 387 г. до н.э., произошедшее вскоре после избрания соответствующего цензора.
  100. ^ Север 2006 , с. 265; Линтотт 1999 , с. 33.
  101. ^ Норт 2006 , стр. 265–66.
  102. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 131.
  103. ^ Линтотт 1999 , с. 132.
  104. ^ Линтотт 1999 , с. 133.
  105. ^ Линтотт 1999 , с. 136.
  106. ^ Бреннан, Т. Кори (2012). «курсус почета». В Хорнблауэре, Саймоне; и др. (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 400. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.1965 . ISBN  978-0-19-954556-8 . OCLC   959667246 .
  107. ^ Перселл, Н. (2012). «двадцать семь, двадцать семь» В Хорнблауэре, Саймоне; и др. (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1551. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.6807 . ISBN  978-0-19-954556-8 . OCLC   959667246 .
  108. ^ Линтотт 1999 , с. 110.
  109. ^ Уилсон 2021 , стр. 261–62.
  110. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линтотт 1999 , с. 112.
  111. ^ Уилсон 2021 , с. 157.
  112. ^ Уилсон 2021 , с. 333, 336.
  113. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт 1999 , с. 90.
  114. ^ Линтотт 1999 , с. 92.
  115. ^ Линтотт 1999 , с. 164.
  116. ^ Грюн, Эрих С. ​​(1978). «Консульские выборы 216 г. до н. э. и правдивость Ливия». Калифорнийские исследования классической античности . 11 : 61–74. дои : 10.2307/25010725 . ISSN   0068-5895 . JSTOR   25010725 . Обычай предписывал первым интеррексам не проводить выборы; самое раннее время будет под председательством второго интеррекса.
  117. ^ Линтотт 1999 , стр. 75 н. 45, 164.
  118. ^ Линтотт 1999 , с. 27-28.
  119. ^ Дрогула 2015 , стр. 8.
  120. ^ Унгерн-Штернберг, Дж фон (2005). «Формирование «летописной традиции»: на примере децемвирата». В Раффлаубе, Курт А. (ред.). Социальная борьба в архаическом Риме: новые взгляды на конфликт порядков . Блэквелл. п. 75. ИСБН  978-1-4051-0060-1 . OCLC   58043131 .
  121. ^ Линтотт 1999 , с. 27, 31; Норт 2006 , с. 259.
  122. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линтотт 1999 , с. 31.
  123. ^ Дрогула 2015 , стр. 18.
  124. ^ Линтотт 1999 , с. 28, где выделены rex Sacrorum и Interrex .
  125. ^ Дрогула 2015 , стр. 33.
  126. ^ Дрогула 2015 , стр. 33–34.
  127. ^ Линтотт 1999 , стр. 32, 38.
  128. ^ Линтотт 1999 , с. 32.
  129. ^ Линтотт 1999 , с. 33.
  130. ^ Линтотт 1999 , стр. 32, 34.
  131. ^ Дрогула 2015 , с. 36; Линтотт 1999 , с. 34–35.
  132. ^ Дрогула 2015 , стр. 36.
  133. ^ Линтотт 1999 , с. 35.
  134. ^ Дрогула 2015 , стр. 26.
  135. ^ Дрогула 2015 , стр. 37.
  136. ^ Дрогула 2015 , с. 37; Линтотт 1999 , с. 36.
  137. ^ Дрогула 2015 , стр. 38.
  138. ^ Дрогула 2015 , стр. 41.
  139. ^ Дрогула 2015 , с. 40. «[T]он модели занятия должностей не подтверждают эти утверждения, но предполагают, что... [r]ogations разрешали плебеям занимать консульство, в то время как lex Genucia требовал, чтобы одно из ежегодных консульств занимал плебей. ".
  140. ^ Линтотт 1999 , с. 39.
  141. ^ Цветок 2010 , с. 39.
  142. ^ Форсайт 2005 , с. 276; Цветок 2010 , с. 46.
  143. ^ Форсайт 2005 , с. 276.
  144. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Норт 2006 , с. 270.
  145. ^ Север 2006 , с. 271.
  146. ^ Норт 2006 , стр. 272–73.
  147. ^ Цветок 2010 , стр. 86–87.
  148. ^ Цветок 2010 , с. 96.
  149. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сталь 2014 , с. 337.
  150. ^ Линтотт 1999 , стр. 210–11.
  151. ^ Цветок 2010 , с. 124.
  152. ^ Цветок 2010 , с. 130.
  153. ^ Цветок 2010 , стр. 139–140.
  154. ^ Дрогула, Фред К. (2019). Катон Младший: жизнь и смерть в конце Римской республики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 51–52. ISBN  978-0190869021 . OCLC   1090168108 .
  155. ^ Цветок 2010 , с. 140; Линтотт 1999 , с. 212.
  156. ^ Грюн 1995 , с. 534.
  157. ^ Грюн 1995 , стр. 537–38, назвав военачальниками: Сципиона Африканского , Гая Мариуса , Метелла Пия и Лукулла .
  158. ^ Линтотт 1999 , с. 212.
  159. ^ Грюн 1995 , стр. 541–42.
  160. ^ Цветок 2010 , с. 16; Грюн 1995 , с. 504.
  161. ^ Морштейн-Маркс и Розенштейн 2006 , с. 625, отмечая 59 ( Первый Триумвират ), 49 ( Гражданская война Цезаря ), 48 ( Фарсал ), 46 ( Тапс ), 45 ( Мунда ), 44 ( Убийство Цезаря ), 43 ( Второй Триумвират ), 42 ( Филиппы ), 31 ( Акциум ), 28 (поселение 1-го Августа), 23 г. до н. э. (поселение 2-го Августа) и 14 г. н.э. (пришествие на престол Тиберия ) в качестве предполагаемых дат окончания.
  162. ^ Грюн 1995 , с. 503.
  163. ^ Бадиан, Эрнст (2012). «Юлий Цезарь, C (2)». Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3394 . ISBN  978-0-19-938113-5 . У [Цезаря] не было планов базовой социальной и конституционной реформы.
  164. ^ Грюн 1995 , с. 504.
  165. ^ Вервает 2020 , стр. 34–35, 36–39.
  166. ^ Линтотт 1999 , с. 40. «Народ был... суверенной властью, [и] теоретически ему было разрешено упразднить республику... действительно можно утверждать, что они сделали именно это... когда lex Titia создал триумвират».
  167. ^ Линтотт 1999 , с. 213. «Победившее командование могло тогда использовать суверенитет собрания, чтобы создать для себя магистратуру, выходящую за рамки республиканских границ».
  168. ^ Морштейн-Маркс и Розенштейн 2006 , с. 626.

Книги

Журнальные статьи

  • Сталь, Кэтрин (2014). «Римский сенат и постсулланская res publica». Historia: Журнал древней истории . 63 (3): 328.
  • Штрауманн, Бенджамин (2011). «Конституционная мысль в позднеримской республике». История политической мысли . 32 (2): 280–292. ISSN   0143-781X . JSTOR   26225713 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Цицерон Из законов
  • Пика. De re publica .
  • Полибий. Истории . Том. 9–13.

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Голсуорси, Адриан (2010). Во имя Рима: Люди, которые завоевали Римскую империю . Книги Ориона. ISBN  978-0-297-86401-1 .
  • Гоуинг, Ален М (2005). Империя и память: представление Римской республики в имперской культуре . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-54480-1 .
  • Фон Фриц, Курт (1975). Теория смешанной конституции в античности . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d5aa04153d6c920a02764b951ccdbcd__1715462220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/cd/0d5aa04153d6c920a02764b951ccdbcd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of the Roman Republic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)