О законах
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2009 г. ) |
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2023 г. ) |
Бюст Цицерона, начало I века нашей эры. | |
Автор | Марк Туллий Цицерон |
---|---|
Язык | латинский |
Предмет | Правительство , философия , политика |
Издатель | Предположительно Тит Помпоний Аттик |
Место публикации | Римская республика |
«О законах» , также известный под своим латинским названием «De Legibus» ( сокр. De Leg. ), — сократический диалог, написанный Марком Туллием Цицероном в последние годы Римской республики . Он носит то же название, что и « знаменитый диалог Платона Законы» . В отличие от своего предыдущего произведения De re publica , в котором Цицерон чувствовал себя обязанным перенести действие во времена Сципиона Африканского Младшего , Цицерон написал это произведение как художественный диалог между собой, своим братом Квинтом и их общим другом Титом Помпонием Аттиком . Диалог начинается с того, что троица неторопливо прогуливается по семейному поместью Цицерона в Арпинуме и начинает обсуждать, какими должны быть законы. Цицерон использует это как платформу для изложения своих теорий естественного закона гармонии между классами.
Три сохранившиеся книги (из неопределенного числа, хотя Джонатан Пауэлл и Найл Радд в своем переводе для Оксфорда, похоже, утверждают, что их могло быть шесть, чтобы привести их в соответствие с количеством в De Re Publica ), по порядку излагают на убеждениях Цицерона в естественном праве , переделывает религиозные законы Рима (на самом деле это откат к религиозным законам при царе Нуме Помпилиусе ) и, наконец, рассказывает о предложенных им реформах римской конституции. [ 1 ]
Неизвестно, задумывалась ли эта работа как серьезный план действий. убеждения Цицерона Основные консервативные и традиционалистские привели его к представлению идеализированного Рима до Гракхов , в котором классы все еще находились в гармонии. После этого он реформировал худшие пункты римской конституции, сохранив при этом большую ее часть. Конституцию, предложенную Цицероном в третьей книге, следует рассматривать как обновление существующего порядка, а не как призыв разрушить его и построить заново. Однако менее чем через десять лет после принятой даты начала работы над рукописью Юлий Цезарь пересек Рубикон , начав гражданскую войну, которая положила конец Республике.
Книга первая
[ редактировать ]Книга начинается с того, что Цицерон, Квинт и Аттик идут через тенистые рощи в поместье Цицерона Арпинум , где они встречают старый дуб, связанный легендой с генералом и консулом Гаем Марием , который родился в Арпинуме примерно столетием ранее. Аттикус задается вопросом, существует ли еще это конкретное дерево, на что Квинт отвечает, что пока люди помнят это место и связанные с ним ассоциации, дерево будет существовать независимо от его физического присутствия. Трио обсуждает зыбкую границу между фактом и вымыслом в трудах древнеримских и греческих историков. Цицерон указывает, что многие истории о римских царях , такие как Нума Помпилиус, беседующий с нимфой Эгерией , рассматривались как басни или притчи , а не как точные записи реальных событий.
Затем Аттик призывает Цицерона написать труд по римской истории без этих недостатков, что Цицерон ранее предполагал, что он мог бы сделать. [ примечание 1 ] . Аттик льстит Цицерону, утверждая, что он был одним из наиболее квалифицированных людей в Риме, написавших эту историю, поскольку он обнаружил многочисленные недостатки в работах предыдущих римских историков . Цицерон возражает, потому что занят изучением римского права при подготовке к делам. Аттикус просит Цицерона применить некоторые из своих юридических знаний, обсуждая законы, пока они прогуливаются по его поместью. Затем Цицерон рассказывает об источнике. [ нужны разъяснения ] закона, что является основной темой первой книги.
Цицерон утверждает, что право — это не письменные статуты или списки правил, а глубоко укоренившееся в человеческом духе, являющееся неотъемлемой частью человеческого опыта (концепция, ныне известная как естественное право ). Его аргументы таковы:
- Люди были созданы высшей силой или силами , которые занимаются делами человечества. Аттик соглашается принять во внимание это ради аргумента , хотя его эпикурейские убеждения с этим не согласны.
- Высшая сила, создавшая людей, наделила их частью своей божественности, наделив людей способностями речи, разума и мысли.
- Из-за этой искры божественности внутри людей они должны де-факто каким-то образом быть связаны с высшими силами.
- Поскольку люди разделяют рассуждения с высшей силой и предполагают, что высшая сила доброжелательна, из этого следует, что люди также будут доброжелательны, если правильно используют разум.
- Цицерон считает такое доброжелательное применение разума законом. Для него закон – это все, что способствует добру и запрещает зло. Несовершенные результаты этого процесса обусловлены человеческими недостатками, такими как жажда незначительных результатов, таких как удовольствия, богатство и статус. Только применение добродетели и чести приводит к правильным результатам.
Книга вторая
[ редактировать ]Группа достигает острова на реке Фибрениус , где садится, чтобы расслабиться и возобновить обсуждение. Цицерон и Аттик обсуждают, может ли человек быть патриотом как своей страны, так и региона, из которого он родом, внутри нее: т.е. может ли кто-то быть одновременно преданным и Риму, и Арпинуму? Цицерон утверждает, что они могут, и это естественно. Он приводит пример Катона Старшего , который был римским гражданином, но родился в Тускулуме и поэтому называл себя тосканцем. Однако Цицерон утверждает, что место рождения человека вторично по отношению к стране его гражданства. Он утверждает, что главный долг гражданина – это его страна, за которую он должен быть готов умереть в случае необходимости. Аттик упоминает речь Помпея о долге Рима перед Арпинумом — два великих человека ( Гай Марий и сам Цицерон) происходили из этого региона и оказали большую услугу Римской республике .
Затем Цицерон далее развивает свои идеи о естественном праве . Он начинает с того, что закон начинается не с людей, которых он рассматривает как инструменты высшей силы. Благодаря общей морали эта высшая сила командует добрыми поступками и запрещает злые. Цицерон проводит различие между «легализмом» (писаным законом и прецедентом ) и «законом» (правильным и неправильным, как это определено высшей властью). Он утверждает, что человеческие законы могут быть добрыми или злыми, в зависимости от того, соответствуют ли они законам природы. Человеческий закон, принятый для временных или местных целей, имеет силу только в том случае, если общественность соблюдает его, а государство обеспечивает его соблюдение. Напротив, естественное право не требует кодификации или обеспечения соблюдения. В качестве примера Цицерон говорит, что, когда Секст Тарквиний изнасиловал Лукрецию не было письменных законов, , в Римском королевстве регулирующих изнасилование , но население знало, что то, что произошло, противоречило общей морали. Он утверждает, что человеческие законы, противоречащие естественному праву, не заслуживают того, чтобы называться «законом», и что государства, которые их принимают, также не следует называть «государствами». Он использует аналогию с неквалифицированным шарлатан , который утверждает, что он врач, но убивает своего пациента неподходящим лечением. Цицерон утверждает, что такие методы лечения нельзя по праву называть «медициной», а практикующих их нельзя называть «докторами».
Настойчивое утверждение Цицерона о том, что религиозная вера (вера в богов, Бога или Вечную мудрость) должна быть краеугольным камнем права, естественно, приводит троицу к разработке религиозных законов. По словам Квинта , законы, предложенные Цицероном, в основном основаны на даже тогдашних античных статутах самых ранних дней Рима, в том числе на законах Нумы Помпилия , полулегендарного второго короля Рима, и на законах Двенадцати таблиц . Отсюда следует долгая дискуссия о достоинствах гипотетических указов Цицерона.
Среди вещей, признанных в этом разделе, есть тот факт, что иногда религиозные законы имеют как духовную, так и прагматическую цель, поскольку Цицерон, цитируя законы Двенадцати таблиц и их запрет на захоронение или кремацию в померии , признает, что запрет Это значит как умилостивить судьбу (не хороня мертвых там, где живут живые), так и избежать бедствий (уменьшив риск возникновения пожара в городе из-за открытого костра). кремация). После обсуждения религиозных законов и с заявленной Цицероном целью повторить подвиг Платона, проведя тщательное обсуждение законов за один день, они переходят к гражданскому праву и составу правительства.
Книга третья
[ редактировать ]
Книга третья, где рукопись обрывается, представляет собой перечисление Цицероном устройства правительства, в отличие от религиозных законов предыдущей книги, которые он выступал в качестве основы для своего реформированного римского государства.
Схема предложенной конституции Цицерона
[ редактировать ]- Судебная система Цицерон, который считал, что суды первой инстанции, какими он их видел, слишком открыты для фальсификаций посредством взяточничества или грубой практики (что он сам испытал и чему помешали в случае с Гаем Верресом ), отодвинул судебные процессы назад в в руках народа в целом: Comitia Centuriata рассматривает дела, где наказанием является смерть или изгнание, а Concilium Plebis рассматривает все остальные дела. Мировой судья (претор или даже консул) по-прежнему будет председательствовать на суде. Тот же самый судья затем, после вынесения обвинительного приговора, назначал наказание, если только большинство соответствующего собрания не соглашалось. Во время военных кампаний, в отличие от гражданских процессов, Цицерон лишал тех, кто был осужден за правонарушения, права на апелляцию.
- Сенат . , согласно законам Цицерона, больше не будет существовать просто как консультативный орган, но теперь будет обладать фактической законодательной властью, и его декреты будут иметь обязательную силу Любой бывший мировой судья имеет право войти в Сенат. В более поздней части диалога Цицерон защищает кажущуюся демократию перемен, утверждая, что квазиаристократический Сенат будет служить противовесом популистским и демократическим народным собраниям. Кроме того, Цицерон наложил условие, согласно которому в ордене могли оставаться только те, у кого было совершенно безупречное поведение и репутация - цензоры могли удалять тех, кто плохо себя вел, по своему желанию. Цицерон выразил надежду, что такой реформированный Сенат сможет послужить примером честности, гармонии, общих интересов и честной игры для остальной части римского государства. Стяжательство и жадность в Сенате должны были строго наказываться, видимо, по законам Цицерона. Это было сделано не столько для того, чтобы наказать саму жадность, сколько потому, что жадность в Сенате порождала жадность и инакомыслие среди римлян. «Если вы готовы вернуться к историческим записям, то станет ясно, что государство взяло свой характер от характера его выдающихся людей». (III.31)
- Два консула, претор, диктатор, шталмейстер (его заместитель), избирательные комиссии и трибуны будут иметь право председательствовать на заседаниях Сената. Однако такие встречи должны были проводиться, как Цицерон охарактеризовал, как «тихую и дисциплинированную манеру».
- Сенаторы также должны, согласно гипотетическому закону Цицерона, быть в курсе важных государственных дел, независимо от того, находится ли это под юрисдикцией конкретного сенатора или нет.
- Магистраты. Цицерона Основная структура римского общества должна была быть сохранена (в соответствии с основным консерватизмом ), но реформы структуры были в его плане предотвратить или обратить вспять распад государства. Судя по всему, предлагаемые магистраты в реформированной республике Цицерона от низшего к высшему:
- Квесторы , по-прежнему обладающие властью кошелька, как обычно, за исключением того, что квесторство больше не будет первым шагом на Cursus Honorum.
- Новый мировой судья, который будет отвечать за безопасность заключенных и исполнение приговоров (возможно, он имел в виду нормализацию Triumviri Capitales как выборной магистратской должности).
- Чеканщики и монетчики (опять реформа triumviri monetales )
- По всей видимости, это было расширение Совета десяти для решения дел (или decemviri stlitibus iudicandis ), в компетенцию которого входило бы нечто большее, чем дела о гражданстве и свободе/рабстве, которые они тогда рассматривали (Цицерон, похоже, не уточняет — возможно, это было в потерянная часть работы)
- Эдилы , которые по-прежнему отвечали за общественные работы и благосостояние и которые с тех пор станут первым шагом на реформированном Cursus Honorum Цицерона.
- Цензоры , которые, занимая свою традиционную должность (проводя перепись и разрешая или запрещая членство в сенаторском ордене и иным образом управляя обществом), теперь будут нормализованной выборной должностью с обычным ограничением, заключающимся в том, чтобы быть бывшим консулом, по-видимому, удаленным. Цензорам также будет поручена интерпретация законов.
- По окончании срока полномочий магистрата он должен был дать цензору полный отчет о своих действиях на посту, после чего цензор должен был оценить его пригодность оставаться в сенаторском ордене. Это не освобождало его от уголовного преследования за свои действия.
- Претор , ответственный за гражданские дела и судебные процессы. Наряду с ним будет неопределенное число чиновников с равными полномочиями (хотя, скорее всего, под его руководством — опять же, Цицерон не вдается в подробности), назначаемых Сенатом или народными собраниями.
- В то же время любой мировой судья мог председательствовать на процессе и осуществлять эгидию.
- Наверху будут два консула , как всегда, с разделенной королевской властью. Все эти должности будут заполняться сроком на один год, за исключением должности цензора , срок полномочий которой составит пять лет. Ни один человек не будет иметь права баллотироваться на один и тот же пост дважды в десять лет. Все возрастные ограничения, существовавшие на тот момент для этих должностей, останутся в силе.
- Если государство окажется в крайнем положении , Сенат может назначить диктатора , которому, как и в прошлые годы, будет предоставлен шестимесячный срок неограниченной власти и который назначит лейтенанта, отвечающего за кавалерию Magister Equitum , который также будет выполнять функции претора. .
- Цицерон также оставил бы на месте десять плебейских трибунов с их полным правом вето , и это по-прежнему оставалось бы неприкосновенным . Народным трибунам также будет разрешено председательствовать на заседаниях Сената.
- Квинт позже в диалоге категорически возражал против этого, считая, что трибуны в их нынешнем составе являются дестабилизирующей силой в государстве, и считал, что Цицерону следовало свернуть их полномочия до сильно урезанного состояния по законам Суллы . Цицерон, кажется, утверждает, что ограничение власти плебеев или предоставление им фиктивного представительства в правительстве было бы даже более дестабилизирующим фактором, чем потенциальный Тиберий Гракх или Сатурнин . Для этого, по сути, утверждает он, были бы созданы те же Сатурнинии и Гракхи , которые . пытались остановить законы Суллы Цицерон замечает: «Я признаю, что в должности трибуна есть элемент зла; но без этого зла мы не имели бы того добра, которое было целью ее учреждения. Плебейские трибуны, — говорите вы, — тоже имеют много силы». Кто с этим спорит? Но грубая власть народа гораздо более дика и жестока. Имея лидера, он иногда мягче, чем если бы его не было». (III:23) (из перевода The Oxford World Classics, сделанного Найл Радд )
- Если оба консула или диктатор умрут или иным образом покинут свои должности, все остальные действующие должностные лица, начиная с квестора , отстраняются от должности. выборов . Сенат будет назначать интеррекса для организации как можно скорее новых
- Народные собрания . По закону Народные собрания должны были быть свободными от насилия и также являлись законодательными собраниями. И в Сенате, и в народных собраниях магистрат более высокого ранга, чем председательствующий, сможет наложить вето на любой акт.
- Голосование и законы Из-за эпидемии фальсификации результатов голосования и взяточничества во времена Цицерона Избирательные бюллетени не должны были быть тайными, чтобы их можно было немедленно проверить на предмет фальсификации результатов голосования. Однако в его предложении была и определенная элитарность: если люди не знали, как проголосовали высшие классы, Цицерон думал, что они будут в замешательстве относительно того, как голосовать.
- Никакие законы, направленные против отдельного человека, не принимались (без сомнения, это было ответом на закон, введенный Публием Клодием Пульхером в 58 г. до н. э., который требовал изгнания любого магистрата, который выносил и приводил в исполнение смертный приговор без голосования Народные собрания — явная отсылка к Цицерону, который сделал именно это в 63 г. до н.э. в ответ на Катилинарский заговор )
- Ни один мировой судья не может назначить смертную казнь или лишить гражданства без голосования Комиции Центуриата.
- Взяточничество или получение взятки должны были строго наказываться.
- Законы будут храниться в официальной форме, что, по мнению Цицерона, устарело.
После дискуссии и дебатов между Цицероном и Квинтом о консулах и избирательных правах граждан рукопись обрывается.
Происхождение текста
[ редактировать ]Неясно, когда именно Цицерон написал «Легибуса» . Самая ранняя возможная дата - 58 г. до н.э., поскольку третья книга безошибочно относится к Клодийским законам, принятым в этом году. Самая поздняя возможная дата — 43 г. до н. э., год убийства Цицерона. Этот диапазон охватывает поздний период политической и юридической карьеры Цицерона, после того как он служил консулом в 63 г. до н.э. и формирования первого триумвирата в 59 г. до н.э. Однако произведение могло быть написано до, во время или после диктатуры Юлия Цезаря (45–44 гг. до н. э.), фатально подорвавшей конституцию Римской республики .
Как и его родственное произведение «De Re Publica» , «Легибюс» существует во фрагментарном состоянии, и, как известно, не сохранилось ни одного произведения, кроме первой половины третьей книги. Остальные фрагменты де Легибуса в трёх томах разбросаны по библиотеке Лейденского университета .
Кроме того, среди исследователей поднимались вопросы разборчивости и аутентичности. Венский профессор М. Зельцер в 1981 году утверждал, что текст в том виде, в котором он известен сейчас, возможно, в какой-то момент был расшифрован из рукописной (а не блочной) копии, что привело к возможным ошибкам из-за капризов сценария. Другие (например, переводчик Найл Радд ) утверждают, что на момент убийства Цицерона в декабре 43 г. до н.э. текст все еще находился в черновом виде и что автору еще предстояло его очистить и отредактировать. Как и в случае с de re publica , некоторые материалы были извлечены из сочинений других. третьего и четвертого веков Лактанция » писателя Два отрывка были найдены использованными в «Божественных учреждениях (Лактантий также много цитировал из de re publica ), а еще один абзац был найден в Макробия » «Сатурналиях .
Кавычки
[ редактировать ]- Пусть наказание станет преступлением. [ Будьте равны наказанию за причинение вреда. ] (III, 11)
Текст и переводы
[ редактировать ]- TVLLI CICERONIS DE LEGBVS, КНИГА ТРЕТЬЯ
- Бесплатная аудиокнига De Legibus в переводе Чарльза Дюка Йонга
- Английский текст в книгах Google
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марк Туллий Цицерон ; Найл Радд ; Дж. Г. Ф. Пауэлл (2008). Республика и законы Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954011-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]В латинском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: De Legibus.
Аудиокнига «О законах», общественное достояние, на LibriVox