Эгерия (мифология)
Эгерия | |
---|---|
Нимфа, дающая законы и ритуалы | |
Другие имена | Эгерия |
Главный культовый центр | источник и роща возле Порта Капена ; Нимфей Эгерийский; Храм Дианы в Неми |
Пол | женский |
Супруга | возможно, Нума Помпилиус |
Эквиваленты | |
Этрусский эквивалент | возможно, Вегоя |
Эгерия ( Латинский: [eːˈgɛria] , [1] Древнегреческий : Ἠγερία . [2] ) была нимфой, которой приписывали легендарную роль в ранней истории Рима как божественная супруга и советница Нумы Помпилия , второго царя Рима , которому она передала законы и ритуалы, относящиеся к древнеримской религии . Ее имя используется как эпоним женщины-консультанта или консультанта.
Происхождение и этимология
[ редактировать ]Эгерия, возможно, предшествовала римскому мифу : она могла быть италийского происхождения из священного леса Ариция в Лациуме , ее незапамятного места, которое также было рощей Дианы Неморенсис («Дианы Немийской »). В Ариции был также Маний Эгерий, мужской аналог Эгерии. [3]
Имя Эгерия интерпретировалось по-разному. Жорж Дюмезиль предположил, что оно произошло от ē-gerere («терпеть»), предполагая, что оно произошло от ее роли при рождении ребенка. [4] Оно может означать «из черного тополя » (греч. αἴγειρος, aigeiros ). Ее роль пророчицы и автора «священных книг» аналогична этрусской Вегое , которой приписывались различные книги пророчеств, в том числе «Libri Fulgurales», которые использовались для толкования воли богов посредством ударов молний. [5]
Функция
[ редактировать ]Эгерия как нимфа или второстепенная богиня римской религиозной системы имеет неясное происхождение; она последовательно, хотя и не очень явно, ассоциируется с другой фигурой типа Дианы ; их культ известен [6] праздновались в священных рощах , таких как место Неми в Ариции и еще одно недалеко от Рима (см. раздел ниже); обе богини также связаны с водой, несущей чудесные, религиозные или медицинские свойства (источник в той роще в Риме был посвящен исключительно весталкам [7] ); их культ был связан с другими мужскими фигурами еще более неясного значения, например, с фигурой по имени Вирбиус , [8] или Маний Эгерий, предположительно молодой мужчина, которого так или иначе в более поздние годы отождествляли с такими фигурами, как Атис или Ипполит, из-за упоминания Дианы (см. Фрейзер).
Описанная когда-то как « горная нимфа » (Плутарх), она обычно рассматривается как водная нимфа , и каким-то образом ее культ также включал некоторую связь с деторождением, как и греческая богиня Илифия , но больше всего Эгерия давала мудрость и пророчество в обмен на возлияния воды или молока в ее священных рощах . Это качество стало особенно популярным благодаря рассказу о ее отношениях с Нумой Помпилием (вторым легендарным царем Рима, сменившим его основателя Ромула).
Отношения с Нумой Помпилием
[ редактировать ]Согласно мифологии, она давала советы и направляла царя Нуму Помпилиуса (лат. numen означает «выраженная воля божества»). [9] ) в установлении оригинальных рамок законов и ритуалов Рима. Считается, что Нума записал учение Эгерии в «священных книгах», которые он похоронил вместе с ним. Когда случайный несчастный случай вернул их на свет примерно 500 лет спустя, Сенат счел их неприемлемыми для раскрытия людям и приказал их уничтожить. [10] Что сделало их неуместными, так это какой-то вопрос религиозного характера с «политическим» подтекстом, который, по-видимому, не был передан Валерием Антиасом , источником, который Плутарх использовал . Дионисий Галикарнасский намекает, что понтифики держали их в строжайшем секрете. [11]
Она также одарена пророческими способностями (она истолковывала для Нумы заумные знамения богов, например эпизод предзнаменования из Фавна ). [12] В другом эпизоде она помогает Нуме в битве умов с самим Юпитером, посредством чего Нума стремился получить защитный ритуал от ударов молний и грома. [13]
Нума также призывал к общению с другими божествами, такими как Музы ; [14] поэтому вполне естественно, что несколько «бледная» фигура Эгерии позже была отнесена римлянами к одной из Камен , божеств, которые стали приравниваться к греческим музам , когда Рим попал под культурное влияние Греции; так Дионисий Галикарнасский причислил Эгерию к числу муз. [15]
Точный уровень ее отношений с Нумой описывался по-разному. Обычно ей дают уважительный ярлык coniūncta («супруга»); Плутарх очень уклончиво описывает реальный способ близости между Нумой и Эгерией и намекает, что сам Нума питал некоторую двусмысленность. [16] Ко времени Ювенала к этой традиции относились более критично. Нумы (или «подругой»). назвал ее амикой Ювенал скептически [17]
Нума Помпилий умер в 673 г. до н. э. от старости. Согласно , Овидия «Метаморфозам» , став таким образом родником ( со смертью Нумы Эгерия растаяла в слезах печали [18] ), традиционно отождествляемый с храмом, расположенным неподалеку от Порта Капена в Риме.
Весна Эгерии в Риме
[ редактировать ]Источник и роща, когда-то посвященная Эгерии, находятся недалеко от ворот Рима, Порта Капена . Его воды были предназначены исключительно для использования весталками . [19] Нинфео римлян девятнадцатого века, до сих , излюбленное место для пикников пор можно посетить в археологическом парке Каффарелла , между Аппиевой дорогой и еще более древней Виа Латина . [20] недалеко от Терм Каракаллы (более поздней постройки).
Во втором веке, когда Герод Аттик переделал унаследованную неподалеку виллу в большое ландшафтное поместье, естественный грот был оформлен как арочный интерьер с апсидальным концом , в нише которого когда-то стояла статуя Эгерии; поверхности были украшены облицовками из зеленого и белого мрамора , зелеными порфировыми полами и мозаичными фризами . Первобытный источник, один из десятков источников, впадающих в реку Альмоне , был создан для питания больших водоемов, один из которых был известен как Lacus Salutaris или «Озеро здоровья». Ювенал сожалел о более раннем этапе архитектурной разработки:
- Нимфа весны! Тебе было бы больше чести,
- Если свободный от искусства край живой зелени,
- Твой бурлящий источник очертил один,
- И мрамор никогда не осквернял родной камень. [21]
В современной литературе
[ редактировать ]- В Натаниэля Ли « Реставрация Англии» трагедии «Луций Юний Брут» (1680) Эгерия появляется в видении сыну Брута Титу.
- В песни IV « Эгерия Байрона Паломничества Чайльд-Гарольда» дважды упоминается и упоминается ее грот.
- Стихотворение Летиции Элизабет Лэндон «Грот Эгерии» в The New Monthly Magazine, 1826 год, описывает художественное изображение весны Эгерии. .
- В Оскара Уайльда произведении «Как важно быть серьезным » каноник Чезюбл называет наставницу Сесили мисс Призм «Эгерией».
- В книге Джозефа Конрада « Под глазами Запада » (1911) мадам де С___, русская дама «передовых взглядов», упоминается как Эгерия Петра Ивановича, «героического беглеца», написавшего книги, проповедующие и практикующие культ женщин. под обрядами особого поклонения трансцендентным заслугам госпожи де С___.
- В видеоигре Genshin Impact Эгерия, также известная как Хозяйка многих вод, была оригинальным Гидроархонтом и предшественником последнего Гидроархона, Фокалора.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Глер, PGW, изд. (2012). Оксфордский латинский словарь (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 653.
- ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности, 2.61.1
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 12–13.
- ^ Жорж Дюмезиль, Архаичная римская религия , Историческая библиотека Пайо, ISBN 2-228-89297-1 , 1974, 2000, приложение о религии этрусков.
- ^ «Vegoia», в августе Паули , Георг Виссова и др. , Realencyclopädie der Classische Altertumswissenschaft (Научная энциклопедия знаний о классических древностях), Дж. Б. Мецлер, Штутгарт (1894–1980), 2-я серия, 15-й полутом (1955) , полковник. 577 и далее.
- ^ Джеймс Джордж Фрейзер, Золотая ветвь, I, «Король-волшебник в первобытных обществах»
- ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус»
- ^ Жорж Дюмезиль, Архаичная римская религия, Историческая библиотека Пайо, ISBN 2-228-89297-1 , 1974, 2000, приложение о религии этрусков.
- ^ Жорж Дюмезиль, Архаичная римская религия, Историческая библиотека Пайо, ISBN 2-228-89297-1 , 1974, 2000, приложение о религии этрусков, стр. 47.
- ^ Плутарх , «Параллельные жизни, Нума Помпилиус»; Ливи AUC libri XXXVIII.
- ↑ примечание Джерарда Уолтера, редактора «Параллельных жизней » Плутарха ; перевод Жака Амио, La Pléiade, том № 43, 1967 г.
- ^ Жорж Дюмезиль, Архаичная римская религия, Историческая библиотека Пайо, ISBN 2-228-89297-1 , 1974, 2000, приложение о религии этрусков, стр. 377.
- ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус, §XXVII»
- ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус»
- ^ Дионисий Галикарнасский, ii. 6о.
- ^ Плутарх, «Параллельные жизни», Нума Помпилиус , 4.2 и 8.6.
- ^ Алекс Харди, «Ювенал, Федр и правда о Риме», The Classical Quarterly New Series, 48.1 (1998), стр. 234-251.
- ^ Овидий , Метаморфозы xv. 479.
- ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус»
- ^ Информация о парке Каффарелла, заархивированная 11 октября 1999 г. в Wayback Machine.
- ^ Ювенал, Сатира 3.17–20, в переводе Уильяма Гиффорда .