Jump to content

Эгерия (мифология)

Эгерия
Нимфа, дающая законы и ритуалы
Скульптура Эгерии на фонтане в Галифаксе, Новая Шотландия.
Другие имена Эгерия
Главный культовый центр источник и роща возле Порта Капена ; Нимфей Эгерийский; Храм Дианы в Неми
Пол женский
Супруга возможно, Нума Помпилиус
Эквиваленты
Этрусский эквивалент возможно, Вегоя
Рисунок Эгерии XVI века.

Эгерия ( Латинский: [eːˈgɛria] , [1] Древнегреческий : Ἠγερία . [2] ) была нимфой, которой приписывали легендарную роль в ранней истории Рима как божественная супруга и советница Нумы Помпилия , второго царя Рима , которому она передала законы и ритуалы, относящиеся к древнеримской религии . Ее имя используется как эпоним женщины-консультанта или консультанта.

Происхождение и этимология

[ редактировать ]

Эгерия, возможно, предшествовала римскому мифу : она могла быть италийского происхождения из священного леса Ариция в Лациуме , ее незапамятного места, которое также было рощей Дианы Неморенсис («Дианы Немийской »). В Ариции был также Маний Эгерий, мужской аналог Эгерии. [3]

Имя Эгерия интерпретировалось по-разному. Жорж Дюмезиль предположил, что оно произошло от ē-gerere («терпеть»), предполагая, что оно произошло от ее роли при рождении ребенка. [4] Оно может означать «из черного тополя » (греч. αἴγειρος, aigeiros ). Ее роль пророчицы и автора «священных книг» аналогична этрусской Вегое , которой приписывались различные книги пророчеств, в том числе «Libri Fulgurales», которые использовались для толкования воли богов посредством ударов молний. [5]

Эгерия как нимфа или второстепенная богиня римской религиозной системы имеет неясное происхождение; она последовательно, хотя и не очень явно, ассоциируется с другой фигурой типа Дианы ; их культ известен [6] праздновались в священных рощах , таких как место Неми в Ариции и еще одно недалеко от Рима (см. раздел ниже); обе богини также связаны с водой, несущей чудесные, религиозные или медицинские свойства (источник в той роще в Риме был посвящен исключительно весталкам [7] ); их культ был связан с другими мужскими фигурами еще более неясного значения, например, с фигурой по имени Вирбиус , [8] или Маний Эгерий, предположительно молодой мужчина, которого так или иначе в более поздние годы отождествляли с такими фигурами, как Атис или Ипполит, из-за упоминания Дианы (см. Фрейзер).

Описанная когда-то как « горная нимфа » (Плутарх), она обычно рассматривается как водная нимфа , и каким-то образом ее культ также включал некоторую связь с деторождением, как и греческая богиня Илифия , но больше всего Эгерия давала мудрость и пророчество в обмен на возлияния воды или молока в ее священных рощах . Это качество стало особенно популярным благодаря рассказу о ее отношениях с Нумой Помпилием (вторым легендарным царем Рима, сменившим его основателя Ромула).

Отношения с Нумой Помпилием

[ редактировать ]
Нимфа Эгерия, диктующая законы Рима Нуме Помпилию , картина Ульпиано Чека .

Согласно мифологии, она давала советы и направляла царя Нуму Помпилиуса (лат. numen означает «выраженная воля божества»). [9] ) в установлении оригинальных рамок законов и ритуалов Рима. Считается, что Нума записал учение Эгерии в «священных книгах», которые он похоронил вместе с ним. Когда случайный несчастный случай вернул их на свет примерно 500 лет спустя, Сенат счел их неприемлемыми для раскрытия людям и приказал их уничтожить. [10] Что сделало их неуместными, так это какой-то вопрос религиозного характера с «политическим» подтекстом, который, по-видимому, не был передан Валерием Антиасом , источником, который Плутарх использовал . Дионисий Галикарнасский намекает, что понтифики держали их в строжайшем секрете. [11]

Она также одарена пророческими способностями (она истолковывала для Нумы заумные знамения богов, например эпизод предзнаменования из Фавна ). [12] В другом эпизоде ​​она помогает Нуме в битве умов с самим Юпитером, посредством чего Нума стремился получить защитный ритуал от ударов молний и грома. [13]

Нума также призывал к общению с другими божествами, такими как Музы ; [14] поэтому вполне естественно, что несколько «бледная» фигура Эгерии позже была отнесена римлянами к одной из Камен , божеств, которые стали приравниваться к греческим музам , когда Рим попал под культурное влияние Греции; так Дионисий Галикарнасский причислил Эгерию к числу муз. [15]

Эгерия оплакивает Нуму (1669) Клода Лоррена

Точный уровень ее отношений с Нумой описывался по-разному. Обычно ей дают уважительный ярлык coniūncta («супруга»); Плутарх очень уклончиво описывает реальный способ близости между Нумой и Эгерией и намекает, что сам Нума питал некоторую двусмысленность. [16] Ко времени Ювенала к этой традиции относились более критично. Нумы (или «подругой»). назвал ее амикой Ювенал скептически [17]

Нума Помпилий умер в 673 г. до н. э. от старости. Согласно , Овидия «Метаморфозам» , став таким образом родником ( со смертью Нумы Эгерия растаяла в слезах печали [18] ), традиционно отождествляемый с храмом, расположенным неподалеку от Порта Капена в Риме.

Весна Эгерии в Риме

[ редактировать ]
Апсида Нинфео д'Эгерия , Парко делла Каффарелла , Рим.

Источник и роща, когда-то посвященная Эгерии, находятся недалеко от ворот Рима, Порта Капена . Его воды были предназначены исключительно для использования весталками . [19] Нинфео римлян девятнадцатого века, до сих , излюбленное место для пикников пор можно посетить в археологическом парке Каффарелла , между Аппиевой дорогой и еще более древней Виа Латина . [20] недалеко от Терм Каракаллы (более поздней постройки).

Во втором веке, когда Герод Аттик переделал унаследованную неподалеку виллу в большое ландшафтное поместье, естественный грот был оформлен как арочный интерьер с апсидальным концом , в нише которого когда-то стояла статуя Эгерии; поверхности были украшены облицовками из зеленого и белого мрамора , зелеными порфировыми полами и мозаичными фризами . Первобытный источник, один из десятков источников, впадающих в реку Альмоне , был создан для питания больших водоемов, один из которых был известен как Lacus Salutaris или «Озеро здоровья». Ювенал сожалел о более раннем этапе архитектурной разработки:

Нимфа весны! Тебе было бы больше чести,
Если свободный от искусства край живой зелени,
Твой бурлящий источник очертил один,
И мрамор никогда не осквернял родной камень. [21]

В современной литературе

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Глер, PGW, изд. (2012). Оксфордский латинский словарь (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 653.
  2. ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности, 2.61.1
  3. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Эгерия » энциклопедия Британская Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 12–13.
  4. ^ Жорж Дюмезиль, Архаичная римская религия , Историческая библиотека Пайо, ISBN   2-228-89297-1 , 1974, 2000, приложение о религии этрусков.
  5. ^ «Vegoia», в августе Паули , Георг Виссова и др. , Realencyclopädie der Classische Altertumswissenschaft (Научная энциклопедия знаний о классических древностях), Дж. Б. Мецлер, Штутгарт (1894–1980), 2-я серия, 15-й полутом (1955) , полковник. 577 и далее.
  6. ^ Джеймс Джордж Фрейзер, Золотая ветвь, I, «Король-волшебник в первобытных обществах»
  7. ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус»
  8. ^ Жорж Дюмезиль, Архаичная римская религия, Историческая библиотека Пайо, ISBN   2-228-89297-1 , 1974, 2000, приложение о религии этрусков.
  9. ^ Жорж Дюмезиль, Архаичная римская религия, Историческая библиотека Пайо, ISBN   2-228-89297-1 , 1974, 2000, приложение о религии этрусков, стр. 47.
  10. ^ Плутарх , «Параллельные жизни, Нума Помпилиус»; Ливи AUC libri XXXVIII.
  11. примечание Джерарда Уолтера, редактора «Параллельных жизней » Плутарха ; перевод Жака Амио, La Pléiade, том № 43, 1967 г.
  12. ^ Жорж Дюмезиль, Архаичная римская религия, Историческая библиотека Пайо, ISBN   2-228-89297-1 , 1974, 2000, приложение о религии этрусков, стр. 377.
  13. ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус, §XXVII»
  14. ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус»
  15. ^ Дионисий Галикарнасский, ii. 6о.
  16. ^ Плутарх, «Параллельные жизни», Нума Помпилиус , 4.2 и 8.6.
  17. ^ Алекс Харди, «Ювенал, Федр и правда о Риме», The Classical Quarterly New Series, 48.1 (1998), стр. 234-251.
  18. ^ Овидий , Метаморфозы xv. 479.
  19. ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус»
  20. ^ Информация о парке Каффарелла, заархивированная 11 октября 1999 г. в Wayback Machine.
  21. ^ Ювенал, Сатира 3.17–20, в переводе Уильяма Гиффорда .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6310db41fb2ef36280795cabecdda5d0__1717647600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/d0/6310db41fb2ef36280795cabecdda5d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Egeria (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)