Фауна (божество)
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Фауна [ˈfau̯na] — римская деревенская богиня, о которой в разных древних источниках говорится, что она жена, сестра, [1] или дочь Фавна (римский аналог Пана ). [2] Варрон считал ее женским аналогом Фавна и говорил, что фавны все обладают пророческими способностями. Ее еще называют Фатуа или Фента Фауна .
Имя
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Имя «Фауна» — женская форма латинского слова Faunus , божества сельской местности. фавн Обычно считается, что сам происходит от прото-курсивного *fawe или *fawono , в конечном итоге от протоиндоевропейского *bʰh₂u-n («благоприятный»). [3] Следовательно, Жорж Дюмезиль перевел ее имя как «Благоприятная». [4]
В своем концептуальном подходе к римскому божеству Майкл Липка рассматривает Фавна и Фауну как пример типично римской тенденции образовывать дополняющие пол пары в сфере функциональности. Фигуры мужчины и женщины никогда не имеют равного значения, и кажется, что один партнер (не всегда женщина) был смоделирован по образцу другого. [5] Осканское родительный посвящение с названием Fatuveís (= Fatui , падеж единственного числа), найденное в Эклануме в Ирпинии , указывает на то, что это понятие выделено курсивом . [6] Фауну также отвергли как просто «искусственную конструкцию научной казуистики ». [7]
Древние интерпретации
[ редактировать ]Варрон объяснил роль Фавна и Фауны как пророческих божеств:
Фавны — боги латинян , так что существует как фавн женского пола мужского пола, так и фавн ; существует традиция, согласно которой они говорили о ( фари ) будущих событиях в лесных местах, используя стихи, которые они называют «сатурнианцами» , и поэтому их называли «фавнами» от «говорения» ( фандо ). [8]
Сервий отождествляет Фавна с Фатуклюсом и говорит, что его жена — Фатуа или Фауна, получая имена, как и Варрон, от фари , «говорить», «потому что они могут предсказывать будущее». [9] Раннехристианский автор Лактанций назвал ее Фента Фауна и сказал, что она была одновременно сестрой и женой Фавна; Согласно Лактанцию, Фатуа воспевала фата , «судьбы» женщинам, как Фавн мужчинам. [10] Юстин говорил, что Фатуа, жена Фавна, «наполненная божественным духом, усердно предсказывала будущие события, словно в безумии (фуроре) », и таким образом глагол, обозначающий богодухновенную речь, — фатуари . [11]
В то время как некоторые этимологи в древности вывели имена «Фауна» и «Фавн» от слова «fari » — «говорить», Макробиус считал, что имя «Фауна» происходит от слова faveo, favere — «благоволить, лелеять», «потому что она питает все, что полезно для живых существ». [12] Согласно Макробию, «Книги понтификов » ( pontificum libri ) рассматривали Bona Dea , Fauna, Ops и Fatua как имена одной и той же богини Майи .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 209.
- ^ Джозеф Клайд Мёрли, Культы Цизальпийской Галлии (Банта, 1922), стр. 28 (отмечается, что фауна не упоминается ни в каких надписях в Цизальпийской Галлии )
- ^ де Ваан 2008 , стр. 205–206.
- ^ Жорж Дюмезиль , Камилл: исследование индоевропейской религии как римской истории (Калифорнийский университет Press, 1980), стр. 208.
- ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), стр. 141–142.
- ^ Э. Веттер Handbuch der italischen Dialekte Heidelberg 1953 стр. 114 н. 165; Ж. Шампо «Сорты и вдохновенные гадания. К предыстории италийских оракулов» в « Смесях французской школы Рима» . Античность 102, 2 1990 с. 824 и н. 52.
- ^ Роберт Шиллинг, «Римские боги», римские и европейские мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 г.), стр. 70.
- ^ Варрон , Латинская лингва 7.36. В 6.55 Варрон говорит, что Фатуус и Фатуа также происходят от фари . См. также Огюст Буше-Леклерк , История гадания в древности (издания Jérôme Millon, 2003), стр. 902–903.
- ^ Сервий, примечание к Энеиде 7.47; см. также примечания к 7.81 и 8.314.
- ^ Лактанций, Institutiones I 22, 9, со ссылкой на Гавия Басса .
- ^ Джастин, 43.1.8.
- ^ Что способствует любому использованию живых существ : Макробиус , Сатурналии 1.12.21–22, перевод классической библиотеки Леба , Роберт А. Кастер, Макробиус. Сатурналии, книги 1–2 (издательство Гарвардского университета, 2011), стр. 147, примечание 253.
Общая библиография
[ редактировать ]- де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 9789004167971 .