Jump to content

Пан (бог)

(Перенаправлено с Пана (мифология) )

Кастрюля
Бог природы, дикой природы, пастухов, стад и горных дебрей. [1]
Пан обучал своего эроменоса , пастуха Дафниса , игре на пан-флейте , римской копии греческого оригинала ок. 100 г. до н.э. , найден в Помпеях .
Обитель Аркадия
Символ Пан-флейта , козел
Генеалогия
Родители Гермес и дочь Дриопса или Пенелопа
Супруга Сиринкс , Эхо , Жалость
Дети Силен , Иинкс , Кротос , Ксанф (из двенадцати)
Эквиваленты
Римский эквивалент Фавн
Использовать

В древнегреческой и мифологии религии Пан ( / n / ; [2] Древнегреческий : Πάν , латинизированный : Pán ) — бог дикой природы, пастухов и стад, деревенской музыки и экспромтов , спутник нимф . [3] У него задняя часть, ноги и рога козла, точно так же, как у фавна или сатира . Поскольку его родина находится в деревенской Аркадии , он также признан богом полей, рощ, лесистых долин и часто связан с сексом; из-за этого Пан связан с плодородием и временем весны. [1]

В римской религии и мифах Пана часто отождествляли с Фавном , богом природы, который был отцом Бона Деа , иногда отождествляемого с Фауной ; он также был тесно связан с Сильваном из-за их схожих отношений с лесными массивами, а также с Инуусом , смутно определяемым божеством, также иногда отождествляемым с Фавном. [4] [5] [6] В восемнадцатом и девятнадцатом веках Пан стал значительной фигурой в романтическом движении Западной Европы, а также в неоязыческом движении двадцатого века . [7]

Древнеримская фреска Пана и Гермафродита из Дома Диоскуров в Помпеях , сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя.

Происхождение

[ редактировать ]

Многие современные ученые считают, что Пан произошел от реконструированного протоиндоевропейского бога *Péh₂uson , который, по их мнению, был важным пастырским божеством. [8] ( *Péh₂usōn имеет общее происхождение с современным английским словом «пастбище»). [9] Ригведический Пушан бог психопомпа (от PIE нулевой степени *Ph₂usōn ) считается родственником Пана. Связь между Паном и Пушаном, оба из которых связаны с козлами, впервые была выявлена ​​в 1924 году немецким учёным Германом Коллицем . [10] [11] Знакомая форма имени Пан образована от более раннего Πάων , происходящего от корня * peh₂- (охранять, охранять). [12] По мнению Эдвина Л. Брауна, имя Пан является родственным греческому , вероятно , слову ὀπάων «товарищ». [13]

Самое раннее появление в литературе — Пиндара «Пифийская ода III» . 78, Пан связан с богиней-матерью , возможно, Реей или Кибелой ; Пиндар относится к девушкам, поклоняющимся Кибеле и Пану возле дома поэта в Беотии . [14]

Поклонение

[ редактировать ]

Поклонение Пану началось в Аркадии , которая всегда была главным местом его поклонения. Аркадия была районом горцев , культурно отделенным от других греков. Аркадские охотники бичевали статую бога, если их погоня разочаровывала. [15]

Будучи деревенским богом, Пану поклонялись не в храмах или других построенных зданиях, а в естественных условиях, обычно в пещерах или гротах, таких как тот, что на северном склоне Афинского Акрополя . Их часто называют Пещерой Пана. Единственными исключениями являются Храм Пана в ущелье реки Неда на юго-западе Пелопоннеса , руины которого сохранились до наших дней, и Храм Пана в Аполлонополисе Магна в Древнем Египте . [16] В четвертом веке до нашей эры Пан был изображен на монетах Пантикапея . [17]

Археологи при раскопках византийской церкви около 400 г. н. э. в Баньясе обнаружили в стенах церкви алтарь бога Пана с греческой надписью, датируемый вторым или третьим веком нашей эры. Надпись гласит: « Афинеон, сын Сосипатра Антиохийского, посвящает алтарь богу Пану Гелиополитану. Он построил алтарь на свои личные деньги во исполнение данного им обета » . [18]

В мистериальных культах в высшей степени синкретической эллинистической эпохи [19] Пан отождествляется с Фанесом/Протогоном , Зевсом , Дионисом и Эросом . [20]

Отцовство

[ редактировать ]
Пан иллюстрирован во фламандском журнале Regenboog . Эскиз гравюры на дереве «Пан» Юзефа Кантре . Опубликовано в 1918 году. [24]

Разные авторы указывают Пану множество различных источников происхождения. [25] Согласно гомеровскому «Гимну Пану» , он — сын Гермеса и (неназванной) дочери Дриопса. [26] Некоторые авторы утверждают, что Пан — сын Гермеса и « Пенелопы », по-видимому, Пенелопы , жены Одиссея : [27] согласно Геродоту , именно в эту версию верили греки, [28] а более поздние источники, такие как Цицерон и Гигин, называют Пана сыном Меркурия и Пенелопы. [29] В некоторых ранних источниках, таких как Пиндар (ок. 518 – ок. 438 до н. э.) и Гекатей называет его ребенком Пенелопы (ок. 550 – ок. 476 до н. э.), Аполлон . [30] Аполлодор записывает два разных божества по имени Пан; один был сыном Гермеса и Пенелопы, а другой имел родителями Зевса и нимфу по имени Гибрис и был наставником Аполлона. [31] Павсаний записывает историю о том, что Пенелопа на самом деле изменила своему мужу, который по возвращении изгнал ее в Мантинею. [32] Другие источники ( Дурис Самосский ; вергилианский комментатор Сервий ) сообщают, что Пенелопа переспала со всеми 108 женихами в отсутствие Одиссея и в результате родила Пана. [33] Этот миф отражает народную этимологию, которая приравнивает имя Пана (Πάν) к греческому слову «все» (πᾶν). [34] Согласно Словарю греческой и римской биографии и мифологии Смита , родителями Аполлодора являются Гермес и Онейс, а в схолиях Феокрита — Эфир и Онейда. [35]

Маска бога Пана, деталь бронзовой тычиночной ситулы , 340–320 гг. до н.э., часть коллекции Васила Бойкова , София , Болгария.

Как и другие духи природы, Пан кажется старше олимпийцев , если правда, что он подарил Артемиде тайне пророчества ее охотничьих собак и научил Аполлона . Пан можно умножить на Паны (Burkert 1985, III.3.2; Ruck and Staples, 1994, стр. 132). [36] ) или Паниской . Кереньи (стр. 174) отмечает из схолий , что Эсхил в Резе различал двух Панов: один был сыном Зевса и близнецом Аркаса , а другой — сыном Кроноса . «В свите Диониса или в изображениях диких пейзажей появлялся не только великий Пан, но и маленький Пан, Паниской, игравший ту же роль, что и сатиры » .

Геродот писал, что по египетской хронологии Пан был самым древним из богов; но по версии, по которой Пан был сыном Гермеса и Пенелопы, он родился всего за восемьсот лет до Геродота, то есть после Троянской войны. [я] Геродот пришел к выводу, что именно тогда греки впервые узнали имя Пана. [37]

Мифология

[ редактировать ]

Битва с Тифоном

[ редактировать ]

Бог-козёл Эгипан был воспитан Амальтеей вместе с младенцем Зевсом на Крите. В битве Зевса с Тифоном Эгипан и Гермес украли «сухожилия» Зевса, которые Тифон спрятал в Корикийской пещере . [38] Пан помог своему сводному брату в битве с Титанами , издав ужасный визг и разбросав их в ужасе. Согласно некоторым традициям, Эгипан был сыном Пана, а не его отца. Созвездие «козлоподобный» Эгеон , Козерога традиционно изображается в виде морского козла , козла с рыбьим хвостом (см. называемый Бриарей, один из Гекатонхиров ). Миф, описанный как «египетский» в » Гигина . «Поэтической астрономии [39] (что казалось бы [ кому? ] быть изобретено для обоснования связи Пана с Козерогом) [ нужна ссылка ] говорит, что когда Эгипан — это Пан в его аспекте бога-козла [40] — на него напало чудовище Тифон, он нырнул в реку Нил ; части над водой остались козлами, а те, что под водой, превратились в рыбу.

Эротические аспекты

[ редактировать ]
Изображения Пана на золотых и серебряных монетах Пантикапея IV века до нашей эры.

Пан славится своим сексуальным мастерством и часто изображается с фаллосом . Диоген Синопский в шутку рассказал миф о Пане, который научился мастурбации у своего отца Гермеса и научил этой привычке пастухов. [41]

Существовала легенда, что Пан соблазнил богиню луны Селену , обманув ее овечьей шерстью. [42]

Один из известных мифов о Пане связан с происхождением его пан-флейты , сделанной из кусков полого тростника. Сиринкс была прекрасной лесной нимфой Аркадии, дочерью Ладона , речного бога. Однажды, когда она возвращалась с охоты, ее встретил Пан. Спасаясь от его назойливости, прекрасная нимфа убежала и не остановилась, чтобы выслушать его комплименты. Он преследовал ее от горы Ликей , пока она не пришла к своим сестрам, которые тотчас же превратили ее в тростник. Когда воздух проходил сквозь камыши, он издавал жалобную мелодию. Бог, все еще увлеченный, взял несколько тростников, поскольку он не мог определить, каким тростником она стала, и разрезал семь частей (или, по некоторым версиям, девять), соединил их рядом, постепенно уменьшая длину, и образовал музыкальную музыку. инструмент, носящий имя его любимой Сиринкс. С тех пор Пана редко видели без него.

Секс между паном и козой. Статуя с Виллы Папирусов , Геркуланум . Мрамор. Национальный археологический музей, Неаполь. Первый век до нашей эры – первый век нашей эры.

Эхо была нимфой, великой певицей и танцовщицей, презиравшей любовь любого мужчины. Это разозлило Пана, развратного бога, и он приказал своим последователям убить ее. Эхо было разорвано на куски и разлилось по всей Земле. Богиня Земли Гея получила осколки Эхо, чей голос продолжает повторять последние слова других. В некоторых версиях у Эхо и Пана было двое детей: Ямбе и Иинкс . В других версиях Пан влюбился в Эхо, но она презирала любовь любого мужчины, но была восхищена Нарциссом . прокляла Эхо, Поскольку Гера чтобы она могла повторять только слова, сказанные кем-то другим, она не могла говорить за себя. Она последовала за Нарциссом к пруду, где он влюбился в свое отражение и превратился в цветок нарцисса . Эхо затихло, но ее голос все еще можно было услышать в пещерах и других подобных местах.

Пан также любил нимфу по имени Питис , которая, чтобы спастись от него, превратилась в сосну . [43] По другой версии, Пан и бог северного ветра Борей столкнулись из-за прекрасной Питис. Борей вырвал с корнем все деревья, чтобы произвести на нее впечатление, но Пан засмеялся, и Питис выбрал его. Затем Борей погнался за ней и сбросил со скалы, в результате чего она погибла. Гея пожалела Питис и превратила ее в сосну. [44]

По некоторым преданиям, Пан научил Дафниса , деревенского сына Гермеса, игре на свирели, а также влюбился в него. [45] [46]

Женщин, имевших сексуальные отношения с несколькими мужчинами, называли «пан-девушками». [47]

Нарушенный уединенным дневным сном, гневный крик Пана сеял панику ( panikon deima ) в уединённых местах. [48] [49] После нападения титанов на Олимп Пан взял на себя ответственность за победу богов, потому что он напугал нападавших. в битве при Марафоне (490 г. до н. э.) Пан оказал поддержку афинянам и тем посеял панику в сердцах их врагов, персов. Говорят, что [50]

«Сладкой, пронзительно сладкой была музыка свирели Пэна», — гласит подпись к этому изображению Пэна (автор Уолтер Крейн ).

В двух позднеримских источниках Гигин [51] и Овидий , [52] заменен Паном ) сатир Марсий В теме музыкального состязания ( агон , а наказание свежеванием опущено.

Пан однажды имел смелость сравнить свою музыку с музыкой Аполлона и бросить вызов Аполлону, богу лиры , на испытание мастерства. Судьей был выбран Тмол , горный бог. Пан дул в свою трубку и доставлял большое удовлетворение своей деревенской мелодией себе и своему верному последователю Мидасу , который случайно присутствовал при этом. Тогда Аполлон ударил по струнам своей лиры. Тмол сразу же присудил победу Аполлону, и все, кроме Мидаса, согласились с этим решением. Мидас не согласился и поставил под сомнение справедливость награды. Аполлон больше не стал терпеть такую ​​развратную пару ушей и превратил уши Мидаса в ослиные . [53]

Все сковороды

[ редактировать ]
Мраморная подставка для стола, украшенная группой, включающей Диониса , Пана и Сатира ; Дионис держит ритон (сосуд для питья) в форме пантеры; следы красного и желтого цвета сохранились на волосах фигур и ветвях ; из малоазиатской мастерской, 170–180 гг. н.э., Национальный археологический музей, Афины , Греция.

Пана можно было размножить в рой Панов и даже дать ему отдельные имена, как в Нонна » «Дионисии , где у бога Пана было двенадцать сыновей, которые помогали Диониса в его войне против индейцев. Их звали Келаней, Аргеннон, Айгикорос, Евгений, Оместр, Дафен, Фобос, Филамнос, Ксанф, Главк, Аргос и Форбас.

Двумя другими панами были Агрей и Номиос . Оба были сыновьями Гермеса, матерью Агрея была нимфа Сосе, пророчица: он унаследовал от матери дар пророчества, а также был искусным охотником. Матерью Номиоса была Пенелопа (не такая, как жена Одиссея). Он был превосходным пастырем, соблазнителем нимф и музыкантом на пастушьей дудке. Большинство мифологических историй о Пане на самом деле посвящены Номиосу, а не богу Пану. Хотя Агрей и Номиос могли быть двумя разными аспектами главного Пана, отражая его двойственную природу как мудрого пророка, так и похотливого зверя.

Эгипан , буквально «козел-Пан», был Паном, который был полностью похож на козла, а не наполовину козел-получеловек. Когда олимпийцы бежали от чудовищного великана Тифея и скрылись в животном облике, Эгипан принял облик козла с рыбьим хвостом. Позже он пришел на помощь Зевсу в его битве с Тифеем, украв украденные сухожилия Зевса. В награду царь богов поместил его среди звезд как Созвездие Козерога. Мать Эгипана, Экс (коза), возможно, была связана с созвездием Капры.

Сибарий был итальянским паном, которому поклонялись в греческой колонии Сибарис в Италии . Сибаритский Пан был задуман, когда сибаритский пастух по имени Кратис совокуплялся с красивой козой среди своих стад.

«Великий бог Пан умер»

[ редактировать ]
Пан , картина Михаила Врубеля в 1899 году.

По словам греческого историка Плутарха (в книге De дефекту оракулорум , «Устаревание оракулов»), [54] Пан — единственный греческий бог, который действительно умирает. Во время правления Тиберия (14–37 гг. н.э.) весть о смерти Пана дошла до некоего Тамуса, моряка, направлявшегося в Италию через греческий остров Пакси . Божественный голос приветствовал его через соленую воду: «Тамус, ты здесь? Когда ты достигнешь Палодеса , [55] позаботьтесь о том, чтобы провозгласить, что великий бог Пан умер». Что Тамус и сделал, и новость была встречена с берега стонами и причитаниями.

Христианские апологеты , в том числе Евсевий Кесарийский , уже давно уделяют большое внимание рассказу Плутарха о смерти Пана. Поскольку слово «все» в греческом языке также означает «пан», была сделана игра слов, что «все демоны» погибли. [56]

В » Рабле « Четвертой книге Пантагрюэля (шестнадцатый век) Великан Пантагрюэль , вспомнив историю, рассказанную Плутархом, высказывает мнение, что на самом деле речь шла о смерти Иисуса Христа , которая произошла примерно в то же время (около конец правления Тиберия ), отмечая уместность этого имени: «ибо на греческом языке его можно с полным правом называть Паном, поскольку он — все для нас. Ибо все, чем мы являемся, все, чем мы живем, все, что у нас есть все, на что мы надеемся, — это он, им, от него и в нем». [57] В этой интерпретации Рабле последовал за Гийомом Постелем в его De orbis terrae concordia . [58]

Провидица девятнадцатого века Анна Катрин Эммерих , в иронии, которая больше нигде не повторяется, утверждает, что фраза «Великий Пан» на самом деле была демоническим эпитетом Иисуса Христа , и что «Тамус или Трамус» был сторожем в порту Никеи. , которому во время других впечатляющих событий, связанных со смертью Христа, было поручено распространить это послание, которое позже было искажено «повторением». [59]

В новейшее время Г. К. Честертон повторил и усилил значение «смерти» Пана, предполагая, что со «смертью» Пана пришло появление богословия. По этому поводу Честертон утверждал: «Сказано верно в том смысле, что Пан умер, потому что родился Христос. Почти так же верно и в другом смысле, что люди знали, что Христос родился, потому что Пан уже был мертв. исчезающий мир всей мифологии человечества, который задохнулся бы, как вакуум, если бы не был наполнен теологией». [60] [61] [62] Оно интерпретировалось в совпадающих значениях во всех четырех видах средневековой экзегезы : буквально как исторический факт и аллегорически как смерть древнего порядка с приходом нового. [ оригинальное исследование? ]

В более современное время некоторые предложили возможное натуралистическое объяснение мифа. Например, Роберт Грейвс ( «Греческие мифы» ) сообщил о предположении, выдвинутом Саломоном Рейнахом. [63] и расширен Джеймсом С. Ван Теслааром [64] что моряки действительно услышали возбужденные крики поклонников Таммуза , Θαμούς πανμέγας τέθνηκε ( Thamoús panmégas téthnēke , «Всевеликий Таммуз мертв!»), и неверно истолковали их как послание, адресованное египетскому моряку по имени «Тамус»: « Великий Пан мертв!» Ван Теслаар объясняет: «В своей истинной форме эта фраза, вероятно, не имела бы никакого смысла для тех, кто был на борту и, должно быть, был незнаком с поклонением Таммузу, которое было перенесенным и, следовательно, экзотическим для тех мест обычаем. " [65] Конечно, когда Павсаний совершил поездку по Греции примерно через столетие после Плутарха, он обнаружил, что святилища Пана, священные пещеры и священные горы по-прежнему очень часто посещаются. Однако натуралистическое объяснение может и не потребоваться. Например, Уильям Хансен [66] показал, что эта история очень похожа на класс широко известных сказок, известных как «Феи отправляют сообщение».

Крик «Великий Пан умер» привлекал таких поэтов, как Джон Мильтон в его экстатическом прославлении христианского мира « В утро Рождества Христова» , строка 89: [67] Элизабет Барретт Браунинг , [68] и Луиза Мэй Олкотт . [69]

Иконография

[ редактировать ]

Представления Пана повлияли на традиционные популярные изображения Дьявола . [70]

Литературное возрождение

[ редактировать ]
Пан изображен на обложке книги «Ветер в ивах».
Магия флейты Пана , Джон Рейнхард Вегелин (1905)
Лежащий Пан, Питер Пауль Рубенс . возможно, в. 1610 . Проходит в Национальной галерее искусств.
Великий бог Пан , Джордж Грей Барнард . 1899. Колумбийский университет , Нью-Йорк.

В конце восемнадцатого века интерес к Пану возродился среди либеральных ученых. Ричард Пейн Найт обсуждал Пана в своей «Рассуждении о поклонении Приапу» (1786) как символа творения, выраженного через сексуальность. «Пан изображается льющим воду на орган воспроизводства, то есть активизирующий активную творческую силу плодовитым элементом». [71]

Джона Китса ( «Эндимион» 1818) открывается праздником, посвященным Пану, на котором исполняется строфный гимн в его честь. Китс почерпнул большую часть своего отчета о деятельности Пэна у поэтов елизаветинской эпохи. Дуглас Буш отмечает: «Бог-козёл, божество-покровитель пастухов, долгое время аллегоризировался на различных уровнях, от Христа до «Вселенской Природы» (Сэндис) ; здесь он становится символом романтического воображения, сверхсмертного знания. ' ' [72]

В конце девятнадцатого века Пан стал все более распространенной фигурой в литературе и искусстве. Патрисия Меривале утверждает, что между 1890 и 1926 годами произошел «удивительный всплеск интереса к мотиву Пана». [73] Он появляется в поэзии, в романах и детских книгах, и упоминается в имени персонажа Питера Пэна . [74] В рассказах о Питере Пэне Питер представляет собой золотой век доцивилизации как в сознании очень маленьких детей (до инкультурации и образования), так и в мире природы, находящемся вне влияния людей. Персонаж Питера Пэна одновременно очарователен и эгоистичен, что подчеркивает наше культурное замешательство относительно того, являются ли человеческие инстинкты естественными и хорошими или нецивилизованными и плохими. Дж. М. Барри описывает Питера как «между и между», наполовину животное и наполовину человека, и использует этот метод для исследования многих вопросов психологии человека и животных в рассказах о Питере Пэне. [75]

В новелле Артура Мейчена 1894 года «Великий бог Пан» имя бога используется в сравнении с тем, что весь мир открывается таким, какой он есть на самом деле: «видеть Великого бога Пана». ) считают эту новеллу Многие (включая Стивена Кинга одной из величайших когда-либо написанных историй ужасов. [76]

В статье в «Хеллебор» журнале Мелисса Эдмундсон утверждает, что женщины-писатели девятнадцатого века использовали фигуру Пана «чтобы вернуть свободу воли в текстах, посвященных расширению прав и возможностей женщин и сексуальному освобождению». В стихотворении Элеоноры Фарджон «Поклонение Пану» оратор пытается вызвать Пана к жизни, почувствовав «жажду во мне», желая «весеннего прилива», который заменит застойную «осень» души. Мрачная версия соблазнительности Пэна появляется в Лоуренс Марджери «Рат Робина» , одновременно дающая и отбирающая жизнь и жизненную силу.

Пэн - это одноименный «Волынщик у ворот рассвета» в седьмой главе книги Кеннета Грэма « Ветер в ивах» (1908). Пан Грэма, безымянный, но хорошо узнаваемый, — могущественный, но скрытный бог природы, защитник животных, который накладывает чары забвения на всех, кому он помогает. Он ненадолго появляется, чтобы помочь Крысе и Кроту вернуть потерянного сына Выдры Портли.

козлоногий бог соблазняет жителей деревни слушать его дудки, словно в трансе лорда Дансени В романе «Благословение Пана » (1927) . Хотя бог не появляется в истории, его энергия призывает молодых жителей деревни насладиться летними сумерками, в то время как деревенский викарий - единственный человек, обеспокоенный возрождением поклонения старому языческому богу.

Пэн фигурирует как выдающийся персонаж в фильме Тома Роббинса « Jitterbug Perfume » (1984).

Британский писатель и редактор Марк Бич из Egaeus Press опубликовал в 2015 году ограниченным тиражом антологию «Монолог для Пана». [77] который включает в себя эссе и стихи, такие как «Возрождение Пана» Адриана Экерсли, «Волынки Пана» Роберта Льюиса Стивенсона , «Пан с нами» Роберта Фроста и «Смерть Пана» лорда Дансени . Некоторые из подробных иллюстрированных изображений Пана, включенных в том, принадлежат художникам Джорджио Гизи , сэру Джеймсу Торнхиллу , Бернару Пикарту , Агостино Венециано , Винченцо Картари и Джованни Баттиста Тьеполо .

В романах о Перси Джексоне автор Рик Риордан использует цитату «Великий бог Пан мертв» в качестве сюжетной точки в романе «Море чудовищ» , а в «Битве в лабиринте» Пэн оказывается в состоянии полусмерти. .

Возрождение в музыке

[ редактировать ]

Пан вдохновил произведения классической музыки Клода Дебюсси . «Сиринкса» , написанная как часть музыки к пьесе Психея « Габриэля Мури », первоначально называлась «Флейта Пана». «Прелюдия после полудня фавна» была основана на стихотворении Стефана Малларме .

История Пана послужила источником вдохновения для создания первой части произведения Бенджамина Бриттена для сольного гобоя « Шесть метаморфоз» после первого исполнения Овидия в 1951 году. Вдохновленный персонажами « пятнадцатитомного произведения Овидия Метаморфозы », Бриттен назвал эту часть «Пан». : который играл на тростниковой свирели, которая была Сиринкс, его возлюбленной».

Британская рок-группа Pink Floyd назвала свой первый альбом The Piper at the Gates of Dawn в честь Пэна, появившегося в фильме «Ветер в ивах» . Эндрю Кинг, менеджер Pink Floyd, сказал, что Сид Барретт «думал, что Пэн дал ему понимание того, как устроена природа. Это сформировало его целостный взгляд на мир». [78]

Брайан Джонс , один из основателей The Rolling Stones , сильно отождествлял себя с Пэном. [78] Он продюсировал концертный альбом Brian Jones Presents the Pipes of Pan at Joujouka , посвященный марокканскому фестивалю, который напомнил древнеримские обряды Пана.

Музыкант Майк Скотт из Waterboys называет Пэна архетипической силой внутри каждого из нас и рассказывает о своих поисках «The Pan Within», отраженных в таких песнях, как «The Return of Pan». [79]

Возрожденное поклонение

[ редактировать ]

В английском городке Пейнсвик в Глостершире группа дворян восемнадцатого века во главе с Бенджамином Хайеттом организовала ежегодное шествие, посвященное Пану, во время которого статую божества держали в воздухе, а люди кричали: «Хайгейтс! Хайгейтс!» Хьетт также возвел храмы и безумства Пана в садах своего дома и «домик Пана», расположенный над долиной Пейнсвик. Традиция угасла в 1830-х годах, но была возрождена в 1885 году новым викарием У. Х. Седдоном, который ошибочно полагал, что фестиваль имеет древнее происхождение. Однако один из преемников Седдона менее ценил языческий праздник и положил ему конец в 1950 году, когда он похоронил статую Пана. [80]

Оккультисты Алистер Кроули и Виктор Нойбург построили алтарь Пану на Дале Аддине, горе в Алжире, где они провели магическую церемонию вызова бога. В заключительном обряде ритуальной пьесы 1910 года « Элевсинские обряды» , написанной Кроули, Пан «откидывает последнюю завесу, открывая ребенка Гора, который представляет вечный и божественный элемент человечества. [79] "

неоязычество

[ редактировать ]

В 1933 году египтолог Маргарет Мюррей опубликовала книгу «Бог ведьм» , в которой она предположила, что Пан был всего лишь одной из форм рогатого бога , которому поклонялись по всей Европе в культе ведьм . [81] Эта теория повлияла на неоязыческое представление о Рогатом Боге как архетипе мужской мужественности и сексуальности. В Викке очень важен архетип Рогатого Бога, представленный такими божествами, как кельтский Кернуннос , индуистский Пашупати и греческий Пан.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Геродот родился около 485 г. до н. э., поэтому, по его расчетам, Пан должен был родиться около 1285 г. — раньше Троянской войны, по оценкам большинства греческих антикваров, и на столетие раньше даты, указанной Эратосфеном.
  1. ^ Перейти обратно: а б Нето, FTL; Бах, П.В.; Лира, RJL; Борхес Младший, JC; Майя, GT d. С.; Араужо, LCN; Лима, SVC (2019). «Боги, связанные с мужским плодородием и мужественностью» . Андрология . 7 (3): 267–272. дои : 10.1111/andr.12599 . ПМИД   30786174 . S2CID   73507440 .
  2. ^ Запись «Пан» ( греческая мифология ) в словаре английского языка Коллинза .
  3. ^ Эдвин Л. Браун, «Ликида из идиллии Теокрита 7», Гарвардские исследования по классической филологии , 1981: 59–100.
  4. ^ Шмитц, Леонард (1849). "Кастрюля" . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. III. Бостон: Литтл, Браун и компания. стр. 106, 107.
  5. ^ Морфорд, Марк ПО; Ленардон, Роберт Дж. (1985) [1971]. Классическая мифология (третье изд.). Нью-Йорк и Лондон: Лонгман. стр. 476, 477.
  6. ^ Грант, Майкл (1984) [1971]. Римские мифы . Нью-Йорк: Дорсет Пресс.
  7. ^ Триумф Луны: История современного языческого колдовства , Хаттон, Рональд, глава 3
  8. ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 434. ИСБН  978-0-19-929668-2 .
  9. ^ " *па- " . Интернет-словарь этимологии .
  10. ^ Х. Коллитц, «Водан, Гермес и Пушан», Festskrift, посвященный Хьюго Пипингу в день его шестидесятилетия, 5 ноября 1924 г. (1924 г.), стр. 574–587.
  11. ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 1149.
  12. ^ Уэст, МЛ (24 мая 2007 г.). Индоевропейская поэзия и миф . ОУП Оксфорд. п. 282. ИСБН  978-0-19-928075-9 .
  13. ^ Эдвин Л. Браун, «Божественное имя «Пан», Transactions of the American Philological Association 107 (1977:57–61), отмечает (стр. 59), что первая надпись, в которой упоминается Пан, представляет собой посвящение ΠΑΟΝΙ в шестом веке. , «все еще незавершенная» форма.
  14. ^ Дошедшие до нас оды Пиндара в проекте «Гутенберг» . См. примечание 5 к Пифийской оде III: «Хейрону Сиракузскому, победителю на скачках».
  15. ^ Феокрит. VII. 107
  16. ^ Хорбери, Уильям (1992). Еврейские надписи греко-римского Египта . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 208. ИСБН  978-0-521-41870-6 .
  17. ^ Сир, Дэвид Р. (1978). Греческие монеты и их стоимость . Том I: Европа (стр. 168–169). Сиби Лтд., Лондон. ISBN   0 900652 46 2
  18. Алтарь греческому богу, найденный в стене византийской церкви, вызывает вопросы
  19. ^ Элиаде, Мирча (1982) История религиозных идей Vol. 2. Издательство Чикагского университета. § 205.
  20. В «Теогонии Иеронимана» второго века, которая гармонизировала орфические темы из теогонии Протогона со стоицизмом, он — Протогон, Фанес, Зевс и Пан; в «Орфических рапсодиях» его дополнительно называют Метисом, Эросом, Эрикепаем и Бромиосом. включение Пана, по-видимому, является эллинской синкретизацией ( West, ML (1983) The Orphic Poems. Oxford: Oxford University Press. стр. 205).
  21. ^ Лукан , ix. 536; Лукреций , т. 614.
  22. ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Литериус
  23. ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Меналиус
  24. ^ «Радуга. Сообщено №1» . lib.ugent.be . Проверено 31 августа 2020 г.
  25. ^ Хард, с. 215 : «Сведения о его происхождении сильно различаются»; Ганц, с. 110: «его происхождение было весьма спорным».
  26. ^ Ганц, с. 110; Жесткий, с. 215 ; Гомеровский гимн Пану (19), 34–9 .
  27. ^ Хард, с. 215 ; Март, с. 582 . По мнению Харда, идея о том, что Пенелопа является матерью, «настолько странна, что возникает соблазн предположить, что эта Пенелопа изначально не была женой Одиссея, а совершенно другой фигурой, возможно, аркадской нимфой или вышеупомянутой дочерью Дриопса. ".
  28. ^ Хард, с. 215–6 ; Геродот , 2.145 .
  29. ^ Цицерон , De Natura Deorum 3.22.56 (стр. 340, 341) ; Гигин , Басни 224
  30. ^ Ганц, с. 110; Пиндар , фр. 90 Боура ; FGrHist 1 F371 [= Схолия на Лукана Фарсалии , 3.402.110.25 ] .
  31. ^ Аполлодор, Библиотека 1.4.1 , E.7.38 .
  32. ^ Павсаний , 8.12.5 .
  33. ^ Фрейзер, с. 305 н. 1 .
  34. Гомеровский «Гимн Пану» представляет собой самый ранний пример этой игры слов, предполагая, что имя Пана возникло из-за того, что он восхищал «всех» богов.
  35. ^ Смит, Уильям, изд. (1867). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. III. Бостон. п. 106 . Проверено 30 мая 2023 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. Пан «даже хвастался, что он спал со всеми когда-либо существовавшими менадами — чтобы облегчить этот необыкновенный подвиг, его можно было умножить на целое братство Панов».
  37. ^ Геродот , Истории II.145
  38. ^ "В этой истории Гермес явно неуместен. Он был одним из младших сыновей Зевса и был упомянут в истории только потому, что... он был мастером/вором. Настоящим участником истории был Айгипан: бог Пан, т. е. в своем качестве козла ( аикс ). (Керений, стр. 28) указывает, что у Пифона Дельфийского был сын Аикс ( Плутарх , Моралия 293с) и обнаруживает нотку родственной измены.
  39. ^ Гигин , Поэтическая астрономия 2.18: см. Theony Condos, Звездные мифы греков и римлян 1997:72.
  40. ^ Кереньи, с. 95.
  41. ^ Дион Златоуст , Беседы , vi. 20.
  42. ^ Хард, с. 46 ; Ганц, с. 36; Кереньи, стр. 175, 196; Грималь, св Селена; В Вергилии , «Георгики» 3.391–93, Пан захватывает и обманывает Луну даром руна; Сервий , «Комментарий к «Георгикам» Вергилия» 391, приписывает греческому поэту Никандру более раннее сообщение о том, что Пан завернулся в руно, чтобы замаскироваться под овцу.
  43. ^ Смит св. Питис
  44. ^ Либаний , Прогимнасматы , 1.4
  45. ^ Коэн, стр. 169-170.
  46. Также свидетельствует Климент в Проповедях 5.16 . Климент, христианский папа, в своих произведениях пытался дискредитировать язычников и их верования, однако другие находки, похоже, подтверждают это конкретное утверждение.
  47. ^ Лейн Фокс, Робин (1988). Язычники и христиане . Лондон: Книги Пингвина. п. 130. ИСБН  0-14-009737-6 .
  48. ^ «Пан (мифология) - Обсуждение и статья в энциклопедии. Кто такой Пан (мифология)? Что такое Пан (мифология)? Где находится Пан (мифология)? Определение Пана (мифология). Значение Пана (мифология)» . Knowledgerush.com. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года . Проверено 13 августа 2012 г.
  49. ^ Роберт Грейвс, Греческие мифы , стр.101.
  50. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). "Кастрюля " энциклопедия Британская Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 662–663.
  51. ^ Гигин, Басни , 191 ( онлайн-источник ).
  52. ^ Овидий, Метаморфозы , 11.146ff ( онлайн-источник ).
  53. ^ Овидий, Метаморфозы XI: 146-194.
  54. ^ Моралия , Книга 5:17.
  55. ^ "Где или что был Палодес?" Архивировано 16 сентября 2006 года в Wayback Machine .
  56. ^ Лейн Фокс, Робин (1988). Язычники и христиане . Лондон: Книги Пингвина. п. 130. ИСБН  0-14-009737-6 .
  57. ^ Франсуа Рабле, Четвертая книга Пантагрюэля ( Le Quart Livre ), гл. 28 [1] .
  58. ^ Гийом Постель, De orbis terrae concordia , Книга 1, Глава 7.
  59. ^ Эммерих, Энн Кэтрин (2006). Жизнь Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, том IV . Шарлотта, Северная Каролина: Saint Benedict Press. п. 309. ИСБН  9781905574131 . Проверено 16 мая 2021 г.
  60. ^ Честертон, ГК (1925). «Глава VIII. Конец света» . Вечный Человек . Ходдер и Стоутон . Часть I. О существе по имени Человек – через CCEL .
  61. ^ Собрание сочинений Г. К. Честертона II . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. 1986. с. 292. ИСБН  978-0-89870-116-6 .
  62. ^ Православие . Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 2004. с. 69. ИСБН  978-0-486-43701-9 .
  63. ^ Рейнах, в Бюллетене греческих корреспондентов 31 (1907: 5–19), отмечено Ван Теслааром.
  64. ^ Ван Теслаар, «Смерть Пана: классический пример словесного неверного толкования», The Psychoanalytic Review 8 (1921:180–83).
  65. ^ Ван Теслаар 1921:180.
  66. ^ Уильям Хансен (2002) «Нить Ариадны: Путеводитель по международным сказкам, найденным в классической литературе» Издательство Корнельского университета. стр. 133–136
  67. ^ Кэтлин М. Сваим, «Могучий Пан»: традиция и образ в рождественском «гимне» Мильтона», Исследования по филологии 68.4 (октябрь 1971: 484–495) ..
  68. ^ См. Коринн Дэвис, «Два стихотворения Элизабет Барретт Браунинг о Пане и их загробная жизнь в произведении Роберта Браунинга «Пан и Луна»», Victorian Poetry 44 ,.4 (зима 2006: 561–569).
  69. ^ Олкотт, Луиза Мэй (сентябрь 1863 г.). «Флейта Торо» (PDF) . Атлантический Ежемесячник : 280–281.
  70. ^ Рассел, Джеффри Бертон (1987) [1977]. «Зло в классическом мире». Дьявол: восприятие зла от древности до первобытного христианства . Корнеллские книги в мягкой обложке (переиздание). Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 125, 126. ISBN.  9780801494093 . Проверено 20 февраля 2024 г. Иконография Пана и Дьявола [...] объединяется: раздвоенные копыта, козлиные ноги, рога, звериные уши, угрюмое лицо и бородка. [...] Иконографическое влияние Пана на Дьявола огромно.
  71. ^ Пейн-Найт, Р. Беседы о поклонении Приапу , 1786, стр.73
  72. ^ Барнард, Джон. Джон Китс: Полное собрание стихотворений , с. 587, ISBN   978-0-14-042210-8 .
  73. ^ Меривейл, Патрисия. Пан-Козёл-Бог: его миф в наше время , издательство Гарвардского университета, 1969, стр.vii.
  74. ^ Лурье, Элисон (2003). Послесловие к Питеру Пэну . Печатка . п. 198. ИСБН  9780451520883 .
  75. ^ Ридли, Розалинда (2016). Питер Пэн и разум Дж. М. Барри . Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN  978-1-4438-9107-3 .
  76. ^ Великий бог Пан, Артур Мейчен . Проверено 18 мая 2021 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  77. ^ Бич, Марк (2015). Монолог для Пана (Иллюстрировано. Первое издание ограничено тиражом 300 экземпляров). Великобритания: Egaeuspress. стр. 350 стр. ISBN  978-0-957160682 .
  78. ^ Перейти обратно: а б Сор, Кэти (2022). «Волынщик у ворот зари». Морозник . 8 (Раскрытие проблемы): 10–19.
  79. ^ Перейти обратно: а б Сор, Кэти (2020). «Великий Пан в Альбионе». Морозник . 2 (Выпуск «Дикие боги»): 14–27.
  80. ^ Хаттон, Рональд. Триумф Луны: История современного языческого колдовства, стр. 161–162.
  81. ^ Хаттон, Роберт (1999). Триумф Луны: история современного языческого колдовства . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-820744-3 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5932a43d013fc287bc48af02e2fd6058__1722585300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/58/5932a43d013fc287bc48af02e2fd6058.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pan (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)