Пан (бог)
Кастрюля | |
---|---|
Бог природы, дикой природы, пастухов, стад и горных дебрей. [1] | |
![]() Пан обучал своего эроменоса , пастуха Дафниса , игре на пан-флейте , римской копии греческого оригинала ок. 100 г. до н.э. , найден в Помпеях . | |
Обитель | Аркадия |
Символ | Пан-флейта , козел |
Генеалогия | |
Родители | Гермес и дочь Дриопса или Пенелопа |
Супруга | Сиринкс , Эхо , Жалость |
Дети | Силен , Иинкс , Кротос , Ксанф (из двенадцати) |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Фавн Использовать |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
В древнегреческой и мифологии религии Пан ( / pæ n / ; [2] Древнегреческий : Πάν , латинизированный : Pán ) — бог дикой природы, пастухов и стад, деревенской музыки и экспромтов , спутник нимф . [3] У него задняя часть, ноги и рога козла, точно так же, как у фавна или сатира . Поскольку его родина находится в деревенской Аркадии , он также признан богом полей, рощ, лесистых долин и часто связан с сексом; из-за этого Пан связан с плодородием и временем весны. [1]
В римской религии и мифах Пана часто отождествляли с Фавном , богом природы, который был отцом Бона Деа , иногда отождествляемого с Фауной ; он также был тесно связан с Сильваном из-за их схожих отношений с лесными массивами, а также с Инуусом , смутно определяемым божеством, также иногда отождествляемым с Фавном. [4] [5] [6] В восемнадцатом и девятнадцатом веках Пан стал значительной фигурой в романтическом движении Западной Европы, а также в неоязыческом движении двадцатого века . [7]

Происхождение
[ редактировать ]Многие современные ученые считают, что Пан произошел от реконструированного протоиндоевропейского бога *Péh₂uson , который, по их мнению, был важным пастырским божеством. [8] ( *Péh₂usōn имеет общее происхождение с современным английским словом «пастбище»). [9] Ригведический Пушан бог психопомпа (от PIE нулевой степени *Ph₂usōn ) считается родственником Пана. Связь между Паном и Пушаном, оба из которых связаны с козлами, впервые была выявлена в 1924 году немецким учёным Германом Коллицем . [10] [11] Знакомая форма имени Пан образована от более раннего Πάων , происходящего от корня * peh₂- (охранять, охранять). [12] По мнению Эдвина Л. Брауна, имя Пан является родственным греческому , вероятно , слову ὀπάων «товарищ». [13]
Самое раннее появление в литературе — Пиндара «Пифийская ода III» . 78, Пан связан с богиней-матерью , возможно, Реей или Кибелой ; Пиндар относится к девушкам, поклоняющимся Кибеле и Пану возле дома поэта в Беотии . [14]
Поклонение
[ редактировать ]Поклонение Пану началось в Аркадии , которая всегда была главным местом его поклонения. Аркадия была районом горцев , культурно отделенным от других греков. Аркадские охотники бичевали статую бога, если их погоня разочаровывала. [15]
Будучи деревенским богом, Пану поклонялись не в храмах или других построенных зданиях, а в естественных условиях, обычно в пещерах или гротах, таких как тот, что на северном склоне Афинского Акрополя . Их часто называют Пещерой Пана. Единственными исключениями являются Храм Пана в ущелье реки Неда на юго-западе Пелопоннеса , руины которого сохранились до наших дней, и Храм Пана в Аполлонополисе Магна в Древнем Египте . [16] В четвертом веке до нашей эры Пан был изображен на монетах Пантикапея . [17]
Археологи при раскопках византийской церкви около 400 г. н. э. в Баньясе обнаружили в стенах церкви алтарь бога Пана с греческой надписью, датируемый вторым или третьим веком нашей эры. Надпись гласит: « Афинеон, сын Сосипатра Антиохийского, посвящает алтарь богу Пану Гелиополитану. Он построил алтарь на свои личные деньги во исполнение данного им обета » . [18]
В мистериальных культах в высшей степени синкретической эллинистической эпохи [19] Пан отождествляется с Фанесом/Протогоном , Зевсом , Дионисом и Эросом . [20]
Эпитеты
[ редактировать ]- Эгоцер ( древнегреческий : Αἰγόκερως , латинизированный : Aigókeros , букв. «козлорогий») — эпитет Пана, описывающий его фигуру с козлиными рогами. [21]
- Литериус ( древнегреческий : Λυτήριος ), что означает «Избавитель» . было святилище В Трезене , и этот эпитет он получил потому, что считалось, что во время чумы он открыл во сне подходящее средство против болезни. [22]
- Меналиус ( древнегреческий : Μαινάλιος ) или Меналид ( древнегреческий : Μαιναλιδης ), происходящий от горы Менал , которая была священной для бога. [23]
Отцовство
[ редактировать ]
Разные авторы указывают Пану множество различных источников происхождения. [25] Согласно гомеровскому «Гимну Пану» , он — сын Гермеса и (неназванной) дочери Дриопса. [26] Некоторые авторы утверждают, что Пан — сын Гермеса и « Пенелопы », по-видимому, Пенелопы , жены Одиссея : [27] согласно Геродоту , именно в эту версию верили греки, [28] а более поздние источники, такие как Цицерон и Гигин, называют Пана сыном Меркурия и Пенелопы. [29] В некоторых ранних источниках, таких как Пиндар (ок. 518 – ок. 438 до н. э.) и Гекатей называет его ребенком Пенелопы (ок. 550 – ок. 476 до н. э.), Аполлон . [30] Аполлодор записывает два разных божества по имени Пан; один был сыном Гермеса и Пенелопы, а другой имел родителями Зевса и нимфу по имени Гибрис и был наставником Аполлона. [31] Павсаний записывает историю о том, что Пенелопа на самом деле изменила своему мужу, который по возвращении изгнал ее в Мантинею. [32] Другие источники ( Дурис Самосский ; вергилианский комментатор Сервий ) сообщают, что Пенелопа переспала со всеми 108 женихами в отсутствие Одиссея и в результате родила Пана. [33] Этот миф отражает народную этимологию, которая приравнивает имя Пана (Πάν) к греческому слову «все» (πᾶν). [34] Согласно Словарю греческой и римской биографии и мифологии Смита , родителями Аполлодора являются Гермес и Онейс, а в схолиях Феокрита — Эфир и Онейда. [35]

Как и другие духи природы, Пан кажется старше олимпийцев , если правда, что он подарил Артемиде тайне пророчества ее охотничьих собак и научил Аполлона . Пан можно умножить на Паны (Burkert 1985, III.3.2; Ruck and Staples, 1994, стр. 132). [36] ) или Паниской . Кереньи (стр. 174) отмечает из схолий , что Эсхил в Резе различал двух Панов: один был сыном Зевса и близнецом Аркаса , а другой — сыном Кроноса . «В свите Диониса или в изображениях диких пейзажей появлялся не только великий Пан, но и маленький Пан, Паниской, игравший ту же роль, что и сатиры » .
Геродот писал, что по египетской хронологии Пан был самым древним из богов; но по версии, по которой Пан был сыном Гермеса и Пенелопы, он родился всего за восемьсот лет до Геродота, то есть после Троянской войны. [я] Геродот пришел к выводу, что именно тогда греки впервые узнали имя Пана. [37]
Мифология
[ редактировать ]Битва с Тифоном
[ редактировать ]Бог-козёл Эгипан был воспитан Амальтеей вместе с младенцем Зевсом на Крите. В битве Зевса с Тифоном Эгипан и Гермес украли «сухожилия» Зевса, которые Тифон спрятал в Корикийской пещере . [38] Пан помог своему сводному брату в битве с Титанами , издав ужасный визг и разбросав их в ужасе. Согласно некоторым традициям, Эгипан был сыном Пана, а не его отца. Созвездие «козлоподобный» Эгеон , Козерога традиционно изображается в виде морского козла , козла с рыбьим хвостом (см. называемый Бриарей, один из Гекатонхиров ). Миф, описанный как «египетский» в » Гигина . «Поэтической астрономии [39] (что казалось бы [ кому? ] быть изобретено для обоснования связи Пана с Козерогом) [ нужна ссылка ] говорит, что когда Эгипан — это Пан в его аспекте бога-козла [40] — на него напало чудовище Тифон, он нырнул в реку Нил ; части над водой остались козлами, а те, что под водой, превратились в рыбу.
Эротические аспекты
[ редактировать ]
Пан славится своим сексуальным мастерством и часто изображается с фаллосом . Диоген Синопский в шутку рассказал миф о Пане, который научился мастурбации у своего отца Гермеса и научил этой привычке пастухов. [41]
Существовала легенда, что Пан соблазнил богиню луны Селену , обманув ее овечьей шерстью. [42]
Один из известных мифов о Пане связан с происхождением его пан-флейты , сделанной из кусков полого тростника. Сиринкс была прекрасной лесной нимфой Аркадии, дочерью Ладона , речного бога. Однажды, когда она возвращалась с охоты, ее встретил Пан. Спасаясь от его назойливости, прекрасная нимфа убежала и не остановилась, чтобы выслушать его комплименты. Он преследовал ее от горы Ликей , пока она не пришла к своим сестрам, которые тотчас же превратили ее в тростник. Когда воздух проходил сквозь камыши, он издавал жалобную мелодию. Бог, все еще увлеченный, взял несколько тростников, поскольку он не мог определить, каким тростником она стала, и разрезал семь частей (или, по некоторым версиям, девять), соединил их рядом, постепенно уменьшая длину, и образовал музыкальную музыку. инструмент, носящий имя его любимой Сиринкс. С тех пор Пана редко видели без него.

Эхо была нимфой, великой певицей и танцовщицей, презиравшей любовь любого мужчины. Это разозлило Пана, развратного бога, и он приказал своим последователям убить ее. Эхо было разорвано на куски и разлилось по всей Земле. Богиня Земли Гея получила осколки Эхо, чей голос продолжает повторять последние слова других. В некоторых версиях у Эхо и Пана было двое детей: Ямбе и Иинкс . В других версиях Пан влюбился в Эхо, но она презирала любовь любого мужчины, но была восхищена Нарциссом . прокляла Эхо, Поскольку Гера чтобы она могла повторять только слова, сказанные кем-то другим, она не могла говорить за себя. Она последовала за Нарциссом к пруду, где он влюбился в свое отражение и превратился в цветок нарцисса . Эхо затихло, но ее голос все еще можно было услышать в пещерах и других подобных местах.
Пан также любил нимфу по имени Питис , которая, чтобы спастись от него, превратилась в сосну . [43] По другой версии, Пан и бог северного ветра Борей столкнулись из-за прекрасной Питис. Борей вырвал с корнем все деревья, чтобы произвести на нее впечатление, но Пан засмеялся, и Питис выбрал его. Затем Борей погнался за ней и сбросил со скалы, в результате чего она погибла. Гея пожалела Питис и превратила ее в сосну. [44]
По некоторым преданиям, Пан научил Дафниса , деревенского сына Гермеса, игре на свирели, а также влюбился в него. [45] [46]
Женщин, имевших сексуальные отношения с несколькими мужчинами, называли «пан-девушками». [47]
Паника
[ редактировать ]Нарушенный уединенным дневным сном, гневный крик Пана сеял панику ( panikon deima ) в уединённых местах. [48] [49] После нападения титанов на Олимп Пан взял на себя ответственность за победу богов, потому что он напугал нападавших. в битве при Марафоне (490 г. до н. э.) Пан оказал поддержку афинянам и тем посеял панику в сердцах их врагов, персов. Говорят, что [50]
Музыка
[ редактировать ]
В двух позднеримских источниках Гигин [51] и Овидий , [52] заменен Паном ) сатир Марсий В теме музыкального состязания ( агон , а наказание свежеванием опущено.
Пан однажды имел смелость сравнить свою музыку с музыкой Аполлона и бросить вызов Аполлону, богу лиры , на испытание мастерства. Судьей был выбран Тмол , горный бог. Пан дул в свою трубку и доставлял большое удовлетворение своей деревенской мелодией себе и своему верному последователю Мидасу , который случайно присутствовал при этом. Тогда Аполлон ударил по струнам своей лиры. Тмол сразу же присудил победу Аполлону, и все, кроме Мидаса, согласились с этим решением. Мидас не согласился и поставил под сомнение справедливость награды. Аполлон больше не стал терпеть такую развратную пару ушей и превратил уши Мидаса в ослиные . [53]
Все сковороды
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2021 г. ) |

Пана можно было размножить в рой Панов и даже дать ему отдельные имена, как в Нонна » «Дионисии , где у бога Пана было двенадцать сыновей, которые помогали Диониса в его войне против индейцев. Их звали Келаней, Аргеннон, Айгикорос, Евгений, Оместр, Дафен, Фобос, Филамнос, Ксанф, Главк, Аргос и Форбас.
Двумя другими панами были Агрей и Номиос . Оба были сыновьями Гермеса, матерью Агрея была нимфа Сосе, пророчица: он унаследовал от матери дар пророчества, а также был искусным охотником. Матерью Номиоса была Пенелопа (не такая, как жена Одиссея). Он был превосходным пастырем, соблазнителем нимф и музыкантом на пастушьей дудке. Большинство мифологических историй о Пане на самом деле посвящены Номиосу, а не богу Пану. Хотя Агрей и Номиос могли быть двумя разными аспектами главного Пана, отражая его двойственную природу как мудрого пророка, так и похотливого зверя.
Эгипан , буквально «козел-Пан», был Паном, который был полностью похож на козла, а не наполовину козел-получеловек. Когда олимпийцы бежали от чудовищного великана Тифея и скрылись в животном облике, Эгипан принял облик козла с рыбьим хвостом. Позже он пришел на помощь Зевсу в его битве с Тифеем, украв украденные сухожилия Зевса. В награду царь богов поместил его среди звезд как Созвездие Козерога. Мать Эгипана, Экс (коза), возможно, была связана с созвездием Капры.
Сибарий был итальянским паном, которому поклонялись в греческой колонии Сибарис в Италии . Сибаритский Пан был задуман, когда сибаритский пастух по имени Кратис совокуплялся с красивой козой среди своих стад.
«Великий бог Пан умер»
[ редактировать ]
По словам греческого историка Плутарха (в книге De дефекту оракулорум , «Устаревание оракулов»), [54] Пан — единственный греческий бог, который действительно умирает. Во время правления Тиберия (14–37 гг. н.э.) весть о смерти Пана дошла до некоего Тамуса, моряка, направлявшегося в Италию через греческий остров Пакси . Божественный голос приветствовал его через соленую воду: «Тамус, ты здесь? Когда ты достигнешь Палодеса , [55] позаботьтесь о том, чтобы провозгласить, что великий бог Пан умер». Что Тамус и сделал, и новость была встречена с берега стонами и причитаниями.
Христианские апологеты , в том числе Евсевий Кесарийский , уже давно уделяют большое внимание рассказу Плутарха о смерти Пана. Поскольку слово «все» в греческом языке также означает «пан», была сделана игра слов, что «все демоны» погибли. [56]
В » Рабле « Четвертой книге Пантагрюэля (шестнадцатый век) Великан Пантагрюэль , вспомнив историю, рассказанную Плутархом, высказывает мнение, что на самом деле речь шла о смерти Иисуса Христа , которая произошла примерно в то же время (около конец правления Тиберия ), отмечая уместность этого имени: «ибо на греческом языке его можно с полным правом называть Паном, поскольку он — все для нас. Ибо все, чем мы являемся, все, чем мы живем, все, что у нас есть все, на что мы надеемся, — это он, им, от него и в нем». [57] В этой интерпретации Рабле последовал за Гийомом Постелем в его De orbis terrae concordia . [58]
Провидица девятнадцатого века Анна Катрин Эммерих , в иронии, которая больше нигде не повторяется, утверждает, что фраза «Великий Пан» на самом деле была демоническим эпитетом Иисуса Христа , и что «Тамус или Трамус» был сторожем в порту Никеи. , которому во время других впечатляющих событий, связанных со смертью Христа, было поручено распространить это послание, которое позже было искажено «повторением». [59]
В новейшее время Г. К. Честертон повторил и усилил значение «смерти» Пана, предполагая, что со «смертью» Пана пришло появление богословия. По этому поводу Честертон утверждал: «Сказано верно в том смысле, что Пан умер, потому что родился Христос. Почти так же верно и в другом смысле, что люди знали, что Христос родился, потому что Пан уже был мертв. исчезающий мир всей мифологии человечества, который задохнулся бы, как вакуум, если бы не был наполнен теологией». [60] [61] [62] Оно интерпретировалось в совпадающих значениях во всех четырех видах средневековой экзегезы : буквально как исторический факт и аллегорически как смерть древнего порядка с приходом нового. [ оригинальное исследование? ]
В более современное время некоторые предложили возможное натуралистическое объяснение мифа. Например, Роберт Грейвс ( «Греческие мифы» ) сообщил о предположении, выдвинутом Саломоном Рейнахом. [63] и расширен Джеймсом С. Ван Теслааром [64] что моряки действительно услышали возбужденные крики поклонников Таммуза , Θαμούς πανμέγας τέθνηκε ( Thamoús panmégas téthnēke , «Всевеликий Таммуз мертв!»), и неверно истолковали их как послание, адресованное египетскому моряку по имени «Тамус»: « Великий Пан мертв!» Ван Теслаар объясняет: «В своей истинной форме эта фраза, вероятно, не имела бы никакого смысла для тех, кто был на борту и, должно быть, был незнаком с поклонением Таммузу, которое было перенесенным и, следовательно, экзотическим для тех мест обычаем. " [65] Конечно, когда Павсаний совершил поездку по Греции примерно через столетие после Плутарха, он обнаружил, что святилища Пана, священные пещеры и священные горы по-прежнему очень часто посещаются. Однако натуралистическое объяснение может и не потребоваться. Например, Уильям Хансен [66] показал, что эта история очень похожа на класс широко известных сказок, известных как «Феи отправляют сообщение».
Крик «Великий Пан умер» привлекал таких поэтов, как Джон Мильтон в его экстатическом прославлении христианского мира « В утро Рождества Христова» , строка 89: [67] Элизабет Барретт Браунинг , [68] и Луиза Мэй Олкотт . [69]
Влияние
[ редактировать ]Иконография
[ редактировать ]Представления Пана повлияли на традиционные популярные изображения Дьявола . [70]
Литературное возрождение
[ редактировать ]



В конце восемнадцатого века интерес к Пану возродился среди либеральных ученых. Ричард Пейн Найт обсуждал Пана в своей «Рассуждении о поклонении Приапу» (1786) как символа творения, выраженного через сексуальность. «Пан изображается льющим воду на орган воспроизводства, то есть активизирующий активную творческую силу плодовитым элементом». [71]
Джона Китса ( «Эндимион» 1818) открывается праздником, посвященным Пану, на котором исполняется строфный гимн в его честь. Китс почерпнул большую часть своего отчета о деятельности Пэна у поэтов елизаветинской эпохи. Дуглас Буш отмечает: «Бог-козёл, божество-покровитель пастухов, долгое время аллегоризировался на различных уровнях, от Христа до «Вселенской Природы» (Сэндис) ; здесь он становится символом романтического воображения, сверхсмертного знания. ' ' [72]
В конце девятнадцатого века Пан стал все более распространенной фигурой в литературе и искусстве. Патрисия Меривале утверждает, что между 1890 и 1926 годами произошел «удивительный всплеск интереса к мотиву Пана». [73] Он появляется в поэзии, в романах и детских книгах, и упоминается в имени персонажа Питера Пэна . [74] В рассказах о Питере Пэне Питер представляет собой золотой век доцивилизации как в сознании очень маленьких детей (до инкультурации и образования), так и в мире природы, находящемся вне влияния людей. Персонаж Питера Пэна одновременно очарователен и эгоистичен, что подчеркивает наше культурное замешательство относительно того, являются ли человеческие инстинкты естественными и хорошими или нецивилизованными и плохими. Дж. М. Барри описывает Питера как «между и между», наполовину животное и наполовину человека, и использует этот метод для исследования многих вопросов психологии человека и животных в рассказах о Питере Пэне. [75]
В новелле Артура Мейчена 1894 года «Великий бог Пан» имя бога используется в сравнении с тем, что весь мир открывается таким, какой он есть на самом деле: «видеть Великого бога Пана». ) считают эту новеллу Многие (включая Стивена Кинга одной из величайших когда-либо написанных историй ужасов. [76]
В статье в «Хеллебор» журнале Мелисса Эдмундсон утверждает, что женщины-писатели девятнадцатого века использовали фигуру Пана «чтобы вернуть свободу воли в текстах, посвященных расширению прав и возможностей женщин и сексуальному освобождению». В стихотворении Элеоноры Фарджон «Поклонение Пану» оратор пытается вызвать Пана к жизни, почувствовав «жажду во мне», желая «весеннего прилива», который заменит застойную «осень» души. Мрачная версия соблазнительности Пэна появляется в Лоуренс Марджери «Рат Робина» , одновременно дающая и отбирающая жизнь и жизненную силу.
Пэн - это одноименный «Волынщик у ворот рассвета» в седьмой главе книги Кеннета Грэма « Ветер в ивах» (1908). Пан Грэма, безымянный, но хорошо узнаваемый, — могущественный, но скрытный бог природы, защитник животных, который накладывает чары забвения на всех, кому он помогает. Он ненадолго появляется, чтобы помочь Крысе и Кроту вернуть потерянного сына Выдры Портли.
козлоногий бог соблазняет жителей деревни слушать его дудки, словно в трансе лорда Дансени В романе «Благословение Пана » (1927) . Хотя бог не появляется в истории, его энергия призывает молодых жителей деревни насладиться летними сумерками, в то время как деревенский викарий - единственный человек, обеспокоенный возрождением поклонения старому языческому богу.
Пэн фигурирует как выдающийся персонаж в фильме Тома Роббинса « Jitterbug Perfume » (1984).
Британский писатель и редактор Марк Бич из Egaeus Press опубликовал в 2015 году ограниченным тиражом антологию «Монолог для Пана». [77] который включает в себя эссе и стихи, такие как «Возрождение Пана» Адриана Экерсли, «Волынки Пана» Роберта Льюиса Стивенсона , «Пан с нами» Роберта Фроста и «Смерть Пана» лорда Дансени . Некоторые из подробных иллюстрированных изображений Пана, включенных в том, принадлежат художникам Джорджио Гизи , сэру Джеймсу Торнхиллу , Бернару Пикарту , Агостино Венециано , Винченцо Картари и Джованни Баттиста Тьеполо .
В романах о Перси Джексоне автор Рик Риордан использует цитату «Великий бог Пан мертв» в качестве сюжетной точки в романе «Море чудовищ» , а в «Битве в лабиринте» Пэн оказывается в состоянии полусмерти. .
Возрождение в музыке
[ редактировать ]Пан вдохновил произведения классической музыки Клода Дебюсси . «Сиринкса» , написанная как часть музыки к пьесе Психея « Габриэля Мури », первоначально называлась «Флейта Пана». «Прелюдия после полудня фавна» была основана на стихотворении Стефана Малларме .
История Пана послужила источником вдохновения для создания первой части произведения Бенджамина Бриттена для сольного гобоя « Шесть метаморфоз» после первого исполнения Овидия в 1951 году. Вдохновленный персонажами « пятнадцатитомного произведения Овидия Метаморфозы », Бриттен назвал эту часть «Пан». : который играл на тростниковой свирели, которая была Сиринкс, его возлюбленной».
Британская рок-группа Pink Floyd назвала свой первый альбом The Piper at the Gates of Dawn в честь Пэна, появившегося в фильме «Ветер в ивах» . Эндрю Кинг, менеджер Pink Floyd, сказал, что Сид Барретт «думал, что Пэн дал ему понимание того, как устроена природа. Это сформировало его целостный взгляд на мир». [78]
Брайан Джонс , один из основателей The Rolling Stones , сильно отождествлял себя с Пэном. [78] Он продюсировал концертный альбом Brian Jones Presents the Pipes of Pan at Joujouka , посвященный марокканскому фестивалю, который напомнил древнеримские обряды Пана.
Музыкант Майк Скотт из Waterboys называет Пэна архетипической силой внутри каждого из нас и рассказывает о своих поисках «The Pan Within», отраженных в таких песнях, как «The Return of Pan». [79]
Возрожденное поклонение
[ редактировать ]В английском городке Пейнсвик в Глостершире группа дворян восемнадцатого века во главе с Бенджамином Хайеттом организовала ежегодное шествие, посвященное Пану, во время которого статую божества держали в воздухе, а люди кричали: «Хайгейтс! Хайгейтс!» Хьетт также возвел храмы и безумства Пана в садах своего дома и «домик Пана», расположенный над долиной Пейнсвик. Традиция угасла в 1830-х годах, но была возрождена в 1885 году новым викарием У. Х. Седдоном, который ошибочно полагал, что фестиваль имеет древнее происхождение. Однако один из преемников Седдона менее ценил языческий праздник и положил ему конец в 1950 году, когда он похоронил статую Пана. [80]
Оккультисты Алистер Кроули и Виктор Нойбург построили алтарь Пану на Дале Аддине, горе в Алжире, где они провели магическую церемонию вызова бога. В заключительном обряде ритуальной пьесы 1910 года « Элевсинские обряды» , написанной Кроули, Пан «откидывает последнюю завесу, открывая ребенка Гора, который представляет вечный и божественный элемент человечества. [79] "
неоязычество
[ редактировать ]В 1933 году египтолог Маргарет Мюррей опубликовала книгу «Бог ведьм» , в которой она предположила, что Пан был всего лишь одной из форм рогатого бога , которому поклонялись по всей Европе в культе ведьм . [81] Эта теория повлияла на неоязыческое представление о Рогатом Боге как архетипе мужской мужественности и сексуальности. В Викке очень важен архетип Рогатого Бога, представленный такими божествами, как кельтский Кернуннос , индуистский Пашупати и греческий Пан.
См. также
[ редактировать ]- Аристей
- Дриада
- Золотой век
- Кокопелли
- Пан в популярной культуре
- Пан , скульптура Роджера Уайта
- Мой
- Шайба
- Кернуннос
- Зеленый Человек
- Вудвосе
- 4450 Пан
Примечания
[ редактировать ]- ^ Геродот родился около 485 г. до н. э., поэтому, по его расчетам, Пан должен был родиться около 1285 г. — раньше Троянской войны, по оценкам большинства греческих антикваров, и на столетие раньше даты, указанной Эратосфеном.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Нето, FTL; Бах, П.В.; Лира, RJL; Борхес Младший, JC; Майя, GT d. С.; Араужо, LCN; Лима, SVC (2019). «Боги, связанные с мужским плодородием и мужественностью» . Андрология . 7 (3): 267–272. дои : 10.1111/andr.12599 . ПМИД 30786174 . S2CID 73507440 .
- ^ Запись «Пан» ( греческая мифология ) в словаре английского языка Коллинза .
- ^ Эдвин Л. Браун, «Ликида из идиллии Теокрита 7», Гарвардские исследования по классической филологии , 1981: 59–100.
- ^ Шмитц, Леонард (1849). "Кастрюля" . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. III. Бостон: Литтл, Браун и компания. стр. 106, 107.
- ^ Морфорд, Марк ПО; Ленардон, Роберт Дж. (1985) [1971]. Классическая мифология (третье изд.). Нью-Йорк и Лондон: Лонгман. стр. 476, 477.
- ^ Грант, Майкл (1984) [1971]. Римские мифы . Нью-Йорк: Дорсет Пресс.
- ^ Триумф Луны: История современного языческого колдовства , Хаттон, Рональд, глава 3
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 434. ИСБН 978-0-19-929668-2 .
- ^ " *па- " . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Х. Коллитц, «Водан, Гермес и Пушан», Festskrift, посвященный Хьюго Пипингу в день его шестидесятилетия, 5 ноября 1924 г. (1924 г.), стр. 574–587.
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 1149.
- ^ Уэст, МЛ (24 мая 2007 г.). Индоевропейская поэзия и миф . ОУП Оксфорд. п. 282. ИСБН 978-0-19-928075-9 .
- ^ Эдвин Л. Браун, «Божественное имя «Пан», Transactions of the American Philological Association 107 (1977:57–61), отмечает (стр. 59), что первая надпись, в которой упоминается Пан, представляет собой посвящение ΠΑΟΝΙ в шестом веке. , «все еще незавершенная» форма.
- ^ Дошедшие до нас оды Пиндара в проекте «Гутенберг» . См. примечание 5 к Пифийской оде III: «Хейрону Сиракузскому, победителю на скачках».
- ^ Феокрит. VII. 107
- ^ Хорбери, Уильям (1992). Еврейские надписи греко-римского Египта . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 208. ИСБН 978-0-521-41870-6 .
- ^ Сир, Дэвид Р. (1978). Греческие монеты и их стоимость . Том I: Европа (стр. 168–169). Сиби Лтд., Лондон. ISBN 0 900652 46 2
- ↑ Алтарь греческому богу, найденный в стене византийской церкви, вызывает вопросы
- ^ Элиаде, Мирча (1982) История религиозных идей Vol. 2. Издательство Чикагского университета. § 205.
- ↑ В «Теогонии Иеронимана» второго века, которая гармонизировала орфические темы из теогонии Протогона со стоицизмом, он — Протогон, Фанес, Зевс и Пан; в «Орфических рапсодиях» его дополнительно называют Метисом, Эросом, Эрикепаем и Бромиосом. включение Пана, по-видимому, является эллинской синкретизацией ( West, ML (1983) The Orphic Poems. Oxford: Oxford University Press. стр. 205).
- ^ Лукан , ix. 536; Лукреций , т. 614.
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Литериус
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Меналиус
- ^ «Радуга. Сообщено №1» . lib.ugent.be . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Хард, с. 215 : «Сведения о его происхождении сильно различаются»; Ганц, с. 110: «его происхождение было весьма спорным».
- ^ Ганц, с. 110; Жесткий, с. 215 ; Гомеровский гимн Пану (19), 34–9 .
- ^ Хард, с. 215 ; Март, с. 582 . По мнению Харда, идея о том, что Пенелопа является матерью, «настолько странна, что возникает соблазн предположить, что эта Пенелопа изначально не была женой Одиссея, а совершенно другой фигурой, возможно, аркадской нимфой или вышеупомянутой дочерью Дриопса. ".
- ^ Хард, с. 215–6 ; Геродот , 2.145 .
- ^ Цицерон , De Natura Deorum 3.22.56 (стр. 340, 341) ; Гигин , Басни 224
- ^ Ганц, с. 110; Пиндар , фр. 90 Боура ; FGrHist 1 F371 [= Схолия на Лукана Фарсалии , 3.402.110.25 ] .
- ^ Аполлодор, Библиотека 1.4.1 , E.7.38 .
- ^ Павсаний , 8.12.5 .
- ^ Фрейзер, с. 305 н. 1 .
- ↑ Гомеровский «Гимн Пану» представляет собой самый ранний пример этой игры слов, предполагая, что имя Пана возникло из-за того, что он восхищал «всех» богов.
- ^ Смит, Уильям, изд. (1867). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. III. Бостон. п. 106 . Проверено 30 мая 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Пан «даже хвастался, что он спал со всеми когда-либо существовавшими менадами — чтобы облегчить этот необыкновенный подвиг, его можно было умножить на целое братство Панов».
- ^ Геродот , Истории II.145
- ^ "В этой истории Гермес явно неуместен. Он был одним из младших сыновей Зевса и был упомянут в истории только потому, что... он был мастером/вором. Настоящим участником истории был Айгипан: бог Пан, т. е. в своем качестве козла ( аикс ). (Керений, стр. 28) указывает, что у Пифона Дельфийского был сын Аикс ( Плутарх , Моралия 293с) и обнаруживает нотку родственной измены.
- ^ Гигин , Поэтическая астрономия 2.18: см. Theony Condos, Звездные мифы греков и римлян 1997:72.
- ^ Кереньи, с. 95.
- ^ Дион Златоуст , Беседы , vi. 20.
- ^ Хард, с. 46 ; Ганц, с. 36; Кереньи, стр. 175, 196; Грималь, св Селена; В Вергилии , «Георгики» 3.391–93, Пан захватывает и обманывает Луну даром руна; Сервий , «Комментарий к «Георгикам» Вергилия» 391, приписывает греческому поэту Никандру более раннее сообщение о том, что Пан завернулся в руно, чтобы замаскироваться под овцу.
- ^ Смит св. Питис
- ^ Либаний , Прогимнасматы , 1.4
- ^ Коэн, стр. 169-170.
- ↑ Также свидетельствует Климент в Проповедях 5.16 . Климент, христианский папа, в своих произведениях пытался дискредитировать язычников и их верования, однако другие находки, похоже, подтверждают это конкретное утверждение.
- ^ Лейн Фокс, Робин (1988). Язычники и христиане . Лондон: Книги Пингвина. п. 130. ИСБН 0-14-009737-6 .
- ^ «Пан (мифология) - Обсуждение и статья в энциклопедии. Кто такой Пан (мифология)? Что такое Пан (мифология)? Где находится Пан (мифология)? Определение Пана (мифология). Значение Пана (мифология)» . Knowledgerush.com. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ Роберт Грейвс, Греческие мифы , стр.101.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). " энциклопедия Британская Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 662–663.
- ^ Гигин, Басни , 191 ( онлайн-источник ).
- ^ Овидий, Метаморфозы , 11.146ff ( онлайн-источник ).
- ^ Овидий, Метаморфозы XI: 146-194.
- ^ Моралия , Книга 5:17.
- ^ "Где или что был Палодес?" Архивировано 16 сентября 2006 года в Wayback Machine .
- ^ Лейн Фокс, Робин (1988). Язычники и христиане . Лондон: Книги Пингвина. п. 130. ИСБН 0-14-009737-6 .
- ^ Франсуа Рабле, Четвертая книга Пантагрюэля ( Le Quart Livre ), гл. 28 [1] .
- ^ Гийом Постель, De orbis terrae concordia , Книга 1, Глава 7.
- ^ Эммерих, Энн Кэтрин (2006). Жизнь Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, том IV . Шарлотта, Северная Каролина: Saint Benedict Press. п. 309. ИСБН 9781905574131 . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Честертон, ГК (1925). «Глава VIII. Конец света» . Вечный Человек . Ходдер и Стоутон . Часть I. О существе по имени Человек – через CCEL .
- ^ Собрание сочинений Г. К. Честертона II . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. 1986. с. 292. ИСБН 978-0-89870-116-6 .
- ^ Православие . Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 2004. с. 69. ИСБН 978-0-486-43701-9 .
- ^ Рейнах, в Бюллетене греческих корреспондентов 31 (1907: 5–19), отмечено Ван Теслааром.
- ^ Ван Теслаар, «Смерть Пана: классический пример словесного неверного толкования», The Psychoanalytic Review 8 (1921:180–83).
- ^ Ван Теслаар 1921:180.
- ^ Уильям Хансен (2002) «Нить Ариадны: Путеводитель по международным сказкам, найденным в классической литературе» Издательство Корнельского университета. стр. 133–136
- ^ Кэтлин М. Сваим, «Могучий Пан»: традиция и образ в рождественском «гимне» Мильтона», Исследования по филологии 68.4 (октябрь 1971: 484–495) ..
- ^ См. Коринн Дэвис, «Два стихотворения Элизабет Барретт Браунинг о Пане и их загробная жизнь в произведении Роберта Браунинга «Пан и Луна»», Victorian Poetry 44 ,.4 (зима 2006: 561–569).
- ^ Олкотт, Луиза Мэй (сентябрь 1863 г.). «Флейта Торо» (PDF) . Атлантический Ежемесячник : 280–281.
- ^ Рассел, Джеффри Бертон (1987) [1977]. «Зло в классическом мире». Дьявол: восприятие зла от древности до первобытного христианства . Корнеллские книги в мягкой обложке (переиздание). Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 125, 126. ISBN. 9780801494093 . Проверено 20 февраля 2024 г.
Иконография Пана и Дьявола [...] объединяется: раздвоенные копыта, козлиные ноги, рога, звериные уши, угрюмое лицо и бородка. [...] Иконографическое влияние Пана на Дьявола огромно.
- ^ Пейн-Найт, Р. Беседы о поклонении Приапу , 1786, стр.73
- ^ Барнард, Джон. Джон Китс: Полное собрание стихотворений , с. 587, ISBN 978-0-14-042210-8 .
- ^ Меривейл, Патрисия. Пан-Козёл-Бог: его миф в наше время , издательство Гарвардского университета, 1969, стр.vii.
- ^ Лурье, Элисон (2003). Послесловие к Питеру Пэну . Печатка . п. 198. ИСБН 9780451520883 .
- ^ Ридли, Розалинда (2016). Питер Пэн и разум Дж. М. Барри . Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-4438-9107-3 .
- ^ Великий бог Пан, Артур Мейчен . Проверено 18 мая 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Бич, Марк (2015). Монолог для Пана (Иллюстрировано. Первое издание ограничено тиражом 300 экземпляров). Великобритания: Egaeuspress. стр. 350 стр. ISBN 978-0-957160682 .
- ^ Перейти обратно: а б Сор, Кэти (2022). «Волынщик у ворот зари». Морозник . 8 (Раскрытие проблемы): 10–19.
- ^ Перейти обратно: а б Сор, Кэти (2020). «Великий Пан в Альбионе». Морозник . 2 (Выпуск «Дикие боги»): 14–27.
- ^ Хаттон, Рональд. Триумф Луны: История современного языческого колдовства, стр. 161–162.
- ^ Хаттон, Роберт (1999). Триумф Луны: история современного языческого колдовства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-820744-3 .
Источники
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921 г. ISBN 0-674-99135-4 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Боржо, Филипп (1979). Исследование Бога Пана . Женевский университет.
- Боура, Сесил Морис , Стихи Пиндара: с фрагментами , Оксфорд, Э. Типографео Кларендониан, 1947. Интернет-архив .
- Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета.
- Цицерон, Марк Туллий , De Natura Deorum у Цицерона: О природе богов. Academics , перевод Х. Рэкхэма, Классическая библиотека Леба № 268, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , впервые опубликовано в 1933 году, исправлено в 1951 году. ISBN 978-0-674-99296-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-архив .
- Коэн, Бет (22 ноября 2021 г.). Не классический идеал: Афины и построение Другого в греческом искусстве . Лейден , Нидерланды : Публикации Brill . ISBN 978-90-04-11618-4 .
- Диотима (2007), Бог Козлиной Ноги , Александринская Библиотека.
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Геродот , «Истории» , перевод А.Д. Годли , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1920. ISBN 0674991338 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомеровский гимн 19 Пану , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы , в «Мифах о Гигине» , отредактированный и переведенный Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960. Онлайн-версия на ToposText .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Кереньи, Карой (1951). Боги греков . Темза и Гудзон.
- Лори, Эллисон, «Послесловие» к книге «Питер Пэн» , Дж. М. Барри, Signet Classic, 1987. ISBN 978-0-451-52088-3 .
- Малини, Роберто (1998), Пан-бог леса , Edizioni dell'Ambrosino, Милан.
- Марч, Дженни, Словарь классической мифологии Касселла , Cassell & Co., 2001. ISBN 0-304-35788-X . Интернет-архив .
- Рак, Карл AP; Дэнни Стейплс (1994). Мир классического мифа . Каролина Академик Пресс. ISBN 0-89089-575-9 .
- Сервий , Комментарий к «Георгикам» Вергилия , Георгий Тило, Изд. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея (на латыни) .
- Вергилий , Георгики в буколике, Энеида и Георгики Вергилия . Дж. Б. Гриноф. Бостон. Джинн и компания, 1900 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Винчи, Лео (1993), Пан: Великий Бог Природы , Neptune Press, Лондон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Пан (бог)
- Боги-животные
- Боги искусства
- Рогатые боги
- Греческие боги любви и похоти
- Музыканты в греческой мифологии
- Мифологические каприды
- Боги природы
- Пасторальные боги
- Боги плодородия
- Божества гомосексуализма и бисексуальности
- Дети Гермеса
- Дети Зевса
- Пророческие боги
- Сексуальность в Древнем Риме
- Сексуальность в Древней Греции
- Флейтисты
- Греческие боги
- ЛГБТ-темы в греческой мифологии
- Сатиры
- Горные боги
- Религия в древней Аркадии
- Музыка и поющие боги
- Супруги Селены
- Оборотни в греческой мифологии