Тихе
Тихе | |
---|---|
Богиня удачи | |
Член Океанид | |
![]() младенца Плута Статуя из полихромного мрамора, изображающая Тихе, держащую на руках , II век нашей эры, Стамбульский археологический музей. | |
Генеалогия | |
Родители | Океан и Тефия или Зевс или Прометей |
Братья и сестры | Океаниды , Потамои |
Дети | Плутон |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Удача |
Греческие божества ряд |
---|
Персонификации |
Список |
Греческие божества ряд |
---|
Водные божества |
Нимфы |
Тихе ( / ˈ t aɪ k i / ; древнегреческий : Τύχη Túkhē , «Удача», Древнегреческий : [tý.khɛː] , Новогреческий : [ˈti.çi] ; Римский эквивалент: Фортуна ) — верховное божество-покровитель , управлявшее судьбой и процветанием города, его судьбой . В классической греческой мифологии она обычно является дочерью титанов Тетиса и Океана , а иногда и Зевса , и в это время служила для того, чтобы доносить людям положительные сообщения, касающиеся внешних событий, находящихся вне их контроля. [1]
В эллинистический период , с резкими социально-политическими изменениями, начавшимися с Александра Македонского , Тихе все больше воплощал капризы судьбы (как негативные, так и позитивные), затмевая роль олимпийских богов. [1] [2] Греческий историк Полибий считал, что, когда невозможно обнаружить причину таких событий, как наводнения, засухи, заморозки или даже в политике, то причину этих событий можно справедливо приписать Тихе. [3] Другие древнегреческие источники подтверждают Полибия, например, Пиндар , который утверждает, что Тихе мог передать победу меньшему спортсмену. [4] Этот «эллинистический Тихе» часто изображается на монетах, например, отчеканенных Деметрием I Сотером . Более того, Тихе представляет не только личную судьбу, но и судьбу сообществ. Города почитали свои собственные Тичи , особые знаковые версии оригинального Тихе. Эта практика продолжалась в иконографии римского искусства даже в христианский период , часто в виде наборов величайших городов империи.
В дальнейшем Тихе был поглощен Парфянской империей , которая часто изображала Тихе на своих монетах, а также в изображениях, придающих легитимность парфянским царям. [1]
Мифология
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]В литературе Тихе могут быть даны различные генеалогии. Ее описывают как дочь Океана и Тефиды , то есть одну из Океанид . [5] или Зевса, [6] или даже Прометей . [7] Она была связана с Немезидой [8] и Агатос Даймон («добрый дух»).
Ее иногда называют матерью Плутоса . [9] бог богатства; обычно, однако, он является сыном Деметры и Иасиона . [10]
Мифы о героях
[ редактировать ]Согласно Павсанию в его «Описании Греции» , Паламед создал первую пару игральных костей и подарил их Тихе. [11] [12]
Поклонение
[ редактировать ]Тихе почиталась в Итаносе на Крите как Тихе Протогенея , связанная с афинской Протогенией («первенцем»), дочерью Эрехтея , чье самопожертвование спасло город. [13] В Александрии Тихеон как один из , греческий храм Тихе, был описан Либанием самых великолепных во всем эллинистическом мире. [14]
Стилианос Спиридасис [15] кратко выразил призыв Тихе к эллинистическому миру произвольного насилия и бессмысленных неудач: «В неспокойные годы эпигонов Александра осознание нестабильности человеческих дел привело людей к убеждению, что Тихе, слепая повелительница Фортуны, управляла человечеством с помощью непостоянство, которое объясняло превратности времени». [16]
По словам Мэтисона, богине Тихе часто поклонялись как олицетворению города и его богатства. Мэтисон также утверждает, что культы Тихе существовали по всему Средиземноморью. в Афинах Например, граждане отдавали дань уважения Агате Тихе наряду с другими богами. [17] Другие боги, кажется, также представлены рядом с Тихе, включая Диониса в Коринфе . [18]
Был храм Тихе, в котором находилась фигура по имени Немезида-Тихе, аспект Тихе. По словам Эдвардса, Немезида и Тихе начали разделять культы еще в римский период. [18]
Фреска -корона Тихе Спарты изображает спартанских солдат, отбивающих амазонок. Палагия утверждает, что это изображение важно для спартанской мифологии. [19]
Автоматия и Мейлихий были двумя эпитетами Тихе. [20] [21]
Изображения
[ редактировать ]
Тихе появляется на многих монетах эллинистического периода за три столетия до христианской эры , особенно из городов Эгейского моря . Непредсказуемые повороты судьбы движут сложными сюжетными линиями эллинистических романов , таких как «Левкиппа и Клитофонт» или «Дафнис и Хлоя» . Она пережила возрождение в другую эпоху непростых перемен, в последние дни публично санкционированного язычества , между императорами конца четвертого века Юлианом и Феодосием I , которые окончательно закрыли храмы. Эффективность ее капризной власти даже достигла респектабельности в философских кругах того поколения, хотя среди поэтов было обычным делом поносить ее за непостоянную блудницу. [22]
Созвездие Девы иногда отождествляют с небесной фигурой Тихе. [23] а также другие богини, такие как Деметра и Астрея .
Тихе в искусстве
[ редактировать ]В греко-римском и средневековом искусстве Тихе изображалась носящей настенную корону , держащую рог изобилия (рог изобилия), символический губернатор (руль корабля) и колесо фортуны , или же она могла стоять на колесе, руководя весь круг судьбы.
Значение фресковой короны состоит в том, что она идентифицирует ее как богиню города, а в случае Спарты ее фресковая корона изображала часть мифа об основании их города. [17] [19] Фресковая корона часто используется археологами и историками для идентификации фигуры в искусстве как Тихе. [18]
По словам Мэтисона, богиня Тихе, будучи одной из Океанид, считается своего рода богиней океана. Ссылаясь на то, как Пиндар обращается к ней в своих стихах, «он умоляет ее следить за портом Гимера » и как ее часто изображают держащей руль корабля. [17]
Тихе в театре
[ редактировать ]Драматург Еврипид использовал Тихе как литературный прием и олицетворение. Говорят, что Аполлон руководит Тихе, и даже на планы бога может влиять концепция Тихе. [4]
Тихе в поэзии
[ редактировать ]По словам Джаннопулу, поэт Пиндар называет Тихе богиней судьбы, которая может контролировать исход спортивных состязаний. [4]
Греко-римский Тихе
[ редактировать ]
В позднеримских наборах фигуры, обычно четыре, представляли Тихаев Рима , Константинополя , Александрии и либо Антиохию (более обычную, как в Эсквилинском сокровище около 380 года нашей эры), либо Трира , как в календаре 354 года . Тыхая можно увидеть в фресковой короне (корона, подобная стенам города).
Другим распространенным изображением Тихе в греко-римский период была Немезида-Тихе. [18]
Тихе Рима
[ редактировать ]По словам Амина, Тихе Рима была представлена «в военном костюме». [24] В Риме и других частях Западной Римской империи ее называли Фортуной. [11] [17]
- Тихе из Эсквилинских сокровищ
- Тихе города Рима - Хронография 354 г., автор неизвестен.
Тихе Константинопольский
[ редактировать ]Амин упоминает, что атрибутом Константинопольского Тихе был рог изобилия . [24] Тихе все еще был фигурой в Константинополе, его изображали на монетах еще в раннехристианском Риме. Мэтисон утверждает, что Константинопольский Тихе заменил Антиохийский Тихе в качестве типичного изображения. [17]
- Тихе из Эсквилинских сокровищ
- Основание статуи, изображающей Тихе с рогом изобилия. Найден в Константинополе.
Тихе Александрийский
[ редактировать ]Тихе Александрийская «держит снопы мозолей и опирается ногой на нос корабля», как описал Амин. [24] Это может быть связано с тем, как другие изображения Тихе, например, в Спарте, изображены с рулями кораблей. [19] Это потому, что она может управлять событиями, утверждает Мэтисон. [17] Кроме того, Пиндар описывает ее власть над кораблями: «По твоему велению быстрые корабли управляются по морю. [17]
- Тихе из Эсквилинских сокровищ
- Тихе города Александрии - Хронография 354 г., автор неизвестен.
Тихе Антиохийский
[ редактировать ]
на нескольких артефактах изображена Тихе Антиохийская с пловцом-мужчиной, олицетворяющим реку Оронт, у ее ног. По словам Амина, [24] По словам Джаннопулу, ее значение для реки еще больше усиливается тем, что ее считают океанидой. [4]
- Тихе из Эсквилинских сокровищ
- Провинциальная бронзовая монета Требониана Галла (реверс)
- Римская копия бронзы работы Евтихида , Галерея канделябров, Музеи Ватикана.
Тихе в Парфянской империи
[ редактировать ]
В первые годы существования Парфянской империи парфянские цари, начиная с Митридата I (165 г. до н.э.), использовали в своих монетах изображения олимпийских богов , часто с термином ΦΙΛΕΛΛΗΝΟΣ (друг греков) в качестве примирительного жеста, направленного на подчинение живущих греков. на землях бывшей империи Селевкидов . Однако ко времени Вологаса I (51 г. н. э.) единственным греческим изображением, использовавшимся на монетах, была богиня Тихе, которая продолжала изображаться на парфянских монетах в течение следующих 200 лет. В более поздних изображениях Тихе представляет собой Хварену или проекцию божественного правления в зороастризме достойному царю. [1] Неясно, представляла ли эта «парфянская Тихе» одновременно зороастрийскую богиню, такую как Анахита или Аши , или, возможно, другую.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Эллерброк, Уве (2021). Парфяне: Забытая империя (Народы Древнего мира) . Рутледж. стр. 285–287. ISBN 978-0367473099 .
- ^ Грант, Майкл (2000). От Александра до Клеопатры . Исторический книжный клуб; BOMC ED издание. стр. 214–216. ISBN 0965014207 .
- ^ Полибий. Расцвет Римской империи , стр. 29, Penguin, 1979.
- ^ Jump up to: а б с д Джаннопулу, В. (1999). «Божественное влияние и «Тихе» в «Ионе» Еврипида: двусмысленность и меняющиеся перспективы». Классические исследования Иллинойса . 24/25: 257–271. JSTOR 23065371 .
- ^ Гесиод , Теогония 360; Гомеровский гимн 2.420
- ^ Пиндар , олимпиец 12 .
- ^ Алкман спрашивает 3.
- ^ Как на аттической амфоре, пятый век до нашей эры, Antikensammlung Berlin , иллюстрировано на Theoi.com .
- ^ Эзоп , Басни 413
- ^ Гесиод , Теогония 969 ; Диодор Сицилийский , Библиотека истории 5.77.1 ; Гигин , De Astronomica 2.4.7
- ^ Jump up to: а б «Тихе: греческая богиня» . Британская энциклопедия . 7 февраля 2018 года . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ Павсаний , Описание Греции 2.20.3
- ^ Отмечено Спиридакисом, который продемонстрировал, что более ранние предположения источника в Fortuna Primigenia of Praeneste были анахронизмом.
- ^ Либаний, в Progymnasmata 1114R, отмечено Спиридакисом 1969:45.
- ^ Преподаватель Калифорнийского университета в Дэвисе: Стилианос Спиридакис. Архивировано 16 мая 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Спиридакис, Стилианос. « Итанский культ Тихе Протогении», Historia: Journal of Ancient History 18.1 (январь 1969: 42-48), с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэтисон, С.Б. (1994). «Богиня Тихе». Бюллетень художественной галереи Йельского университета : 18–33 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д Эдвардс, Чарльз М. (июль – сентябрь 1990 г.). «Тихе Коринфский». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 59 (3): 529–542. дои : 10.2307/148301 . JSTOR 148301 .
- ^ Jump up to: а б с Палагия, Ольга (1994). «Тихе Спарты». Бюллетень художественной галереи Йельского университета : 64–75 – через JSTOR.
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Automatia
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Мейлихий.
- ^ CM Bowra , «Паллады на Тихе» Классическая ежеквартальная новая серия, 10.1 (май 1960: 118–128).
- ^ DK Multimedia: Энциклопедия очевидцев, Звездный купол, Дева: раздел разное
- ^ Jump up to: а б с д Амин, OSM (29 сентября 2016 г.). Тише Мебельные украшения. Энциклопедия всемирной истории . Получено с https://www.worldhistory.org/image/5748/tyche-furniture-ornaments/.
Ссылки
[ редактировать ]- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека в переводе Чарльза Генри Олдфатера . Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1989. Том. 3. Книги 4.59–8. Интернет-версия на веб-сайте Билла Тэйера.
- Диодор Сицилийский, Историческая библиотека. Том 1-2 Иммануэль Беккер Людвиг Диндорф. Фридрих Фогель. в доме Б. Г. Теубнери. Лейпциг 1888-1890. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гай Юлий Гигин , Astronomica из «Мифов о Гигине», переведенный и отредактированный Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Гесиод , Теогония из «Гомеровских гимнов и Гомерики» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Пиндар , Оды в переводе Дайаны Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Пиндар, Оды Пиндара, включая основные фрагменты с введением и английский перевод сэра Джона Сэндиса, доктора литературы, FBA. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1937. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тихе, на Викискладе?