Хронограф 354
Хронограф иллюстратором , хронография или календарь 354 года представляет собой сборник хронологических и календарных текстов, созданный в 354 году нашей эры для богатого римского христианина по имени Валентинус каллиграфом и Фурием Дионисием Филокалом . Оригинал иллюстрированной рукописи утерян, но сохранилось несколько экземпляров. Это самый ранний известный кодекс с полностраничными иллюстрациями. [1] Название Calendar of Filocalus или Filocalian Calendar иногда используется для описания всей коллекции, а иногда только шестой части, которая представляет собой сам Календарь. Иногда используются и другие версии названий («Филокал», «Филокалиан», «Кодекс-календарь 354 года» и т. д.). Текст и иллюстрации доступны в Интернете. [2]
Среди другой исторически значимой информации работа содержит самое раннее упоминание о праздновании Рождества как ежегодного праздника или праздника 25 декабря , хотя уникальные исторические даты были упомянуты гораздо раньше Ипполитом Римским, в 202–211 годах. [3]
Трансмиссия из древности
[ редактировать ]Оригинальный том не сохранился, но считается, что он еще существовал во времена Каролингов , в VIII–IX веках. [4] В то время было сделано несколько копий с иллюстрациями и без них, которые, в свою очередь, копировались в эпоху Возрождения.
Наиболее полными и точными копиями иллюстраций являются рисунки пером в рукописи XVII века из собрания Барберини ( Библиотека Ватикана , код. Барберини лат. 2154). Под наблюдением великого антиквара Никола-Клода Фабри де Пейреска он был тщательно скопирован с Каролингской копии Люксембургского кодекса , которая сама была утеряна в 17 веке. Эти рисунки, хотя они дважды удалены от оригиналов, демонстрируют разнообразие источников, которые самые ранние иллюминаторы использовали в качестве моделей для иллюстраций рукописей, включая изделия из металла, фрески и напольную мозаику. Римские оригиналы, вероятно, представляли собой полностью раскрашенные миниатюры.
Различные частичные копии или адаптации сохранились со времен Каролингского Возрождения. [5] и эпохи Возрождения. Боттичелли адаптировал для своей картины фигуру города Требериса ( Трир ), который хватает за волосы связанного варвара, традиционно называемого Палладой и Кентавром . [6]
Рукопись Ватикана Барберини, сделанная в 1620 году для Пейреска, у которого был Каролингского Люксембургского кодекса долгосрочный кредит , явно является самой верной. После смерти Пейреска в 1637 году рукопись исчезла. уже были утеряны Однако некоторые листы Люксембургского кодекса до того, как его получил Пейреск, и некоторые из них есть в других экземплярах. Предположение Карла Норденфалька о том, что Люксембургский кодекс, скопированный Пейреском, на самом деле был римским оригиналом, не было принято. [7] Сам Пейреск считал, что рукописи было семь или восемьсот лет, когда она была у него, и, хотя Мабийон еще не опубликовал свою De re дипломатическую работу (1681), первую систематическую работу по палеографии , большинство ученых, вслед за Мейером Шапиро, полагают, что Пейреск смогли сделать правильное суждение о его возрасте. Полный список рукописей с копиями после оригиналов см. по внешней ссылке.
Содержание
[ редактировать ]Фуриус Дионисий Филокал был ведущим писцом или каллиграфом того периода и, возможно, также выполнил оригинальные миниатюры. Его имя указано на странице посвящения. Он также был христианином и жил в момент, который находился на грани между языческой и христианской Римской империей . [8]
«Хронография», как и все римские календари, представляет собой такой же альманах , как и календарь; он включает в себя различные тексты и списки, в том числе изящные аллегорические изображения месяцев. Он также включает важный Либерийский каталог , список Пап и Календарь Филокала, от которого сохранились копии одиннадцати миниатюр. Помимо прочей информации, он содержит самые ранние упоминания о Рождестве (см. часть 12 ниже) и датах римских игр с указанием количества гонок на колесницах . [9]
Содержание следующее (из «Г-жи Барберини», если не указано иное). Все сохранившиеся миниатюры полностраничные, часто различными способами сочетаются с каким-либо текстом:
- Часть 1: титульный лист и посвящение - 1 миниатюра.
- Часть 2: изображения олицетворений городов Рима, Александрии, Константинополя и Трира - 4 миниатюры
- Часть 3: изображения императоров и дней рождения цезарей - 2 миниатюры
- Часть 4: изображения семи планет с календарем часов – 5 сохранившихся миниатюр. Копии символических рисунков встречаются в Каролингском тексте, изображающем Меркурий и Венеру на гелиоцентрических орбитах . [10]
- Часть 5: Знаки Зодиака – миниатюр в этой рукописи не сохранилось; четыре в других копиях
- Часть 6: Добротный календарь – семь миниатюр олицетворений Месяцев в этой рукописи; полный комплект появляется в других копиях
25 декабря: « N ·INVICTI· CM ·XXX» – «День рождения непокоренных, упорядоченные игры, тридцать гонок» – древнейшее литературное упоминание о языческом празднике Sol Invictus. - Часть 7: консульские портреты императоров – 2 миниатюры (последняя в рукописи)
- Часть 8: список (фасти) римских консулов до 354 г. н.э.
В 1 году нашей эры: «Hoc cons. dominus Iesus Christus natus est VIII kal. Ian. d. Ven. luna xv». – «Когда эти [Цезарь и Пауло] были консулами, Господь Иисус Христос родился за 8 дней до январских календ [25 декабря] в день луны Венеры 15» – это историческая справка. - Часть 9: даты Пасхи с 312 по 411 год нашей эры.
- Часть 10: список префектов города Рима с 254 по 354 годы нашей эры.
- Часть 11: даты поминовения прошлых пап с 255 по 352 год нашей эры.
- Часть 12: даты памяти мучеников
Строка 1: «VIII кал. Ian. natus Christus в Betleem Iudeae» – «Восьмой день перед январскими календами [25 декабря] Рождества Христова в Вифлееме Иудейском» – самое старое упоминание о рождении Иисуса как о ежегодном празднике. - Часть 13: епископы Рима, Либерийский каталог
- Часть 14: 14 регионов города [Рима]
- Часть 15: Библейская хроника
- Часть 16: Хроника города Рима (список правителей с краткими комментариями)
Хронология Рима
[ редактировать ]Короли Рима [753–509 до н. э.] [2]
- Ромул, сын Марса и Илии, царствовал 38 лет ... с Титом Татием 5 лет.
- Нума Помпилий правил 41 год.
- Тулл Гостилий правил 32 года.
- Марий Филипп правил 36 лет. [11]
- Луций Тарквиний Приск правил 28 лет.
- Сервий Туллий правил 46 лет.
- Тарквиний Гордый правил 25 лет.
- Публий Корнелий Сципион Африканский [12]
- [Пятый] Фабий Максим
- Апулий Клавдий [Слепой]
- [Публий] Валерий П[о]бликола
- [Луций Корнелий] Сулла Феликс
- [Публий Корнелий Сципион] Бородатый
- [Луций Квинкций] Цинциннат
- Квинт Фабий (?)
- [Маркус] Луис Салинатор
- [Гай] Юлий Брут
Правление цезарей [48 г. до н.э. – 324 г. н.э.] [2]
- К. Юлий Цезарь правил 3 года, 7 месяцев, 6 дней. [13]
- Октавиан Август правил 56 лет, 4 месяца, 1 день . [14]
- Тиберий Цезарь правил 22 года, 7 месяцев , 28 дней. [15]
- К. Галликула правил 3 года, 8 месяцев, 12 дней.
- Тиберий Клавдий правил 13 лет, 8 месяцев, 27 дней.
- Нерон правил 14 лет, 5 месяцев , 28 дней.
- Гальба правил 8 месяцев и 12 дней. [16]
- Отон правил 90 дней.
- Вителлий правил 8 месяцев и 11 дней.
- Обожествленный Веспасиан правил 12 лет, 8 месяцев, 28 дней.
- Обожествленный Тит правил ... [17]
- Домициан правил 17 лет, 5 месяцев, 5 дней. [17]
- Нерва правил 5 лет , 4 месяца, 1 день.
- Траян правил 19 лет, 4 месяца, 27 дней.
- Адриан правил 20 лет, 10 месяцев, 14 дней.
- Антонин Пий правил 22 года, 8 месяцев, 28 дней.
- Обожествленный Вер правил 7 лет, 8 месяцев, 12 дней.
- Марк Антонин правил 18 лет, 11 месяцев, 14 дней.
- Коммод правил 16 лет, 8 месяцев, 12 дней.
- Пертинакс правил 75 дней.
- Юлиан правил 65 дней.
- Обожествленный Север правил 17 лет, 11 месяцев, 28 дней.
- Гета правил 10 месяцев и 12 дней. [18]
- Антонин [Каракалла] Великий правил 6 лет, 2 месяца, 15 дней.
- Правило Макрина 1 год 4 месяца 2 дня
- Антонин Элагабал правил 6 лет, 8 месяцев, 18 дней.
- Александр правил 13 лет, 8 месяцев и 9 дней.
- Максимин правил 3 года, 4 месяца и 2 дня. [19]
- Два Гордиана правили 20 дней.
- Пупиен и Бальбин правили 99 дней.
- Гордиан [III] правил 5 лет, 5 месяцев и 5 дней.
- Два Филиппа правили 5 лет, 5 месяцев и 29 дней.
- Деций правил 1 год, 11 месяцев и 18 дней.
- Галл и Волузиан правили 2 года, 4 месяца и 9 дней.
- Эмилиан правил 88 дней.
- Галлиен с Валерианом правил 14 лет, 4 месяца и 28 дней.
- Клавдий правил 1 год, 4 месяца и 14 дней.
- Квинтилл правил 77 дней.
- Аврелиан правил 5 лет, 4 месяца и 20 дней.
- Тацит правил 8 месяцев и 12 дней.
- Флориан правил 88 дней.
- Проб правил 6 лет, 2 месяца, 12 дней.
- Кар правил 10 месяцев и 5 дней.
- Карин и Нумериан правили 2 года, 11 месяцев, 2 дня. [19]
- Диоклетиан и Максимиан правили 21 год, 11 месяцев , 12 дней. [20]
- Констанций и Максимиан правили 16 лет, 8 месяцев и 12 дней. [20] [21]
- Северус правил 3 года , 4 месяца и 15 дней. [21] [22]
- Максенций правил 6 лет.
- Максимиан правил 9 лет, 8 месяцев , 6 дней. [20] [21]
- Лициний правил 15 лет, 4 месяца, 16 дней. [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Зальцман, с. 3: «самые ранние полностраничные иллюстрации в кодексе в истории западного искусства».
- ^ Jump up to: а б с д Tertullian.org: Хронография 354 г.
- ^ Шмидт, Том (21 ноября 2010 г.), «Ипполит и первоначальная дата Рождества» , Chronicon.net, заархивировано из оригинала 3 марта 2013 г. , получено 29 декабря 2018 г. Шмидт является переводчиком книги «Ипполит Римский: комментарий к Даниилу и Хроникону».
- ^ см . М. Зальцман
- ^ Лейденский Аратус , каролингская рукопись « Феноменов», отредактированная Гуго Гроцием в 1600 году, частично иллюстрирована рисунками, взятыми из Кодекса-календаря 354 года (Мейер Шапиро, «Каролингская копия календаря 354 года», The Art Bulletin 22 . 4 (декабрь 1940 г., стр. 270-272), стр. 270).
- ^ А. Л. Фротингхэм, который отметил источник Боттичелли, в «Настоящем названии «Паллады» Боттичелли» Американского журнала археологии 12.4 (октябрь 1908 г.), стр. 438-444, повторно идентифицировал предмет как Флоренцию и неуправляемую гражданскую борьбу.
- ^ Норденфальк, «Календарь 354 года и латинское освещение IV века» (Гетеборг) 1936, отмечено в Шапиро 1940:270, перепечатано в Шапиро, Избранные статьи: том 3, Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство , 1980, Чатто и Виндус, Лондон, ISBN 0-7011-2514-4 Онлайн в JSTOR
- ^ Рамзи МакМаллен , Христианизация Римской империи в 100-400 годах нашей эры (издательство Йельского университета), 1984, гл. VIII «Обращения интеллектуалов».
- ↑ В значительно более ранних источниках дата Рождества Иисуса указана как 25 декабря, но это первое упоминание о празднике или празднике отмечаемом праздник Крещения Господня . . В этот день уже некоторое время отмечался
- ↑ Лейденский университет, г-жа Воссианус Q79, отмечено в Salzmann 1991.
- ↑ Автор, вероятно, перепутал Марция с Луцием Марцием Филиппом , который заявлял о своем происхождении от Мариуса и чеканил серебряный денарий в его честь.
- ^ Это список известных людей (в произвольном порядке), а не список реальных диктаторов. Лишь 10 человек занимали пост римского диктатора .
- ^ Отсчет битвы при Фарсале (9 августа 48 г. до н. э.)
- ^ Расплата за битву при Мутине (21 апреля 43 г. до н.э.)
- ↑ Считая включительно с его утверждения на посту августа 17 сентября 14 г. н.э.
- ↑ Автор, скорее всего, основывал свои цифры на Кассии Дионе (63) , который также дал Гальбе большее правление («девять месяцев и тринадцать дней»).
- ^ Jump up to: а б Включение Тита могло быть более поздним дополнением, поскольку правление Домициана , похоже, отсчитывается от . смерти Веспасиана
- ↑ Расплата со смерти Северуса. Этот расчет дает 16 декабря 211 года, вероятно, имея в виду его покушение на убийство во время Сатурналий .
- ^ Jump up to: а б Хронология кризиса третьего века во многом спекулятивна и неизвестна. Ни один первоисточник не соответствует ни одной из этих длин.
- ^ Jump up to: а б с Имена Максимиана , Галерия и Максимина Даза смешаны.
- ^ Jump up to: а б с Расплата с их назначения цезарем .
- ↑ Северус отрекся от престола в апреле 307 г. и был казнен через 5 месяцев. Автор продлевает свое правление до самой смерти.
- ↑ нет упоминаний . Оригинальная рукопись, возможно, была написана около 330 г., поскольку о Константине I (годы правления 306–334)
См. также
[ редактировать ]- О мерах и весах
- Римский календарь
- великолепие и менология Деревенское
Ссылки
[ редактировать ]- Зальцман, Мишель Рене. По римскому времени: Кодекс-календарь 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности (Трансформация классического наследия 17). Беркли: Калифорнийский университет Press, 1991.
- Вейцманн, Курт. Позднеантичная и раннехристианская книжная иллюминация . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1977.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берджесс, Р.В. «Хронограф 354 года: его рукописи, содержание и история» , Journal of Late Antiquity 5 (2012) 345–396.
- Дивьяк, Джон; Вишмайер, Вольфганг (2014). Календарное руководство 354 года: Хронограф Филокала ( том 1 , том 2 ). Вена: Хольцхаузен, ISBN 978-3-902976-29-1 (том 1) и ISBN 978-3-902976-30-7 .
- О проблемах с изданием этой работы см. Burgess, RW «The New Edition of the Chronograph of 354: A Detailed Critique» , Zeitschrift für Antikes Christentum 21 (2017): 383–415.
- Норденфальк, Карл (1938). Позднеантичные канонические таблички. Искусствоведческие исследования Евсевийского евангельского согласия в первые четыре века его истории. Гетеборг: Боктрикеры Оскара Исаксона.
- Пфунд, Гюнтер (2021). От Пика до Лициния: исторический комментарий к «Chronica urbis Romae» в хронографе 354 года. Штутгарт: Франц Штайнер, ISBN 978-3-515-12875-9 .
- Стерн, Анри (1953). Календарь 354 года. Изучите его текст и иллюстрации. Париж: Гетнер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст и изображения в Интернете, полное введение и библиография на Tertullian.org: Хронография 354 г.