Каролингский ренессанс
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bd/Minuscule_caroline.jpg/220px-Minuscule_caroline.jpg)
Каролингский Ренессанс был первым из трех средневековых ренессансов , периода культурной деятельности в Каролингской империи . Правление Карла Великого привело к интеллектуальному возрождению, начавшемуся в 8 веке и продолжавшемуся на протяжении 9 века, черпая вдохновение из древнеримской и греческой культуры. [1] и христианская Римская империя четвертого века. В этот период наблюдался рост литературы , письма , изобразительного искусства , архитектуры , музыки , юриспруденции , литургических реформ и изучения Священных Писаний . Каролингские школы были эффективными центрами образования и служили поколениям ученых, выпуская издания и копии классических произведений, как христианских, так и языческих. [2]
Движение возникло в основном во времена правления каролингских правителей Карла Великого и Людовика Благочестивого . Его поддержали ученые Каролингского двора , особенно Алкуин Йоркский . [3] Карла Великого Admonitio Generalis (789 г.) и Epistola de Litteris Colendis Манифестами служили . Алкуин писал на самые разные темы: от грамматики и библейского толкования до арифметики и астрономии. Он также собирал редкие книги, которые составили ядро библиотеки Йоркского собора. Его энтузиазм к обучению сделал его эффективным учителем. Алкуин пишет: [4] [5] [6]
Утром, в расцвете сил, я посеял семя в Британии, а вечером, когда моя кровь стынет в жилах, я все еще сею во Франции, надеясь, что и то, и другое прорастет, по милости Божией, давая немного меда. Священных Писаний, напоив других старым вином древних знаний.
Другой видной фигурой Каролингского Возрождения был Теодульф Орлеанский , беженец от вторжения Омейядов в Испанию , который стал участвовать в культурном кругу при императорском дворе до того, как Карл Великий назначил его епископом Орлеана. Самым большим вкладом Теодульфа в науку было его научное издание Библии Вульгаты , основанное на рукописях из Испании, Италии и Галлии и даже на оригинальном еврейском языке. [7]
Эффекты этого культурного возрождения в основном ограничивались небольшой группой придворных литераторов . [1] По словам Джона Контрени , «это оказало впечатляющее влияние на образование и культуру во Франции , спорное влияние на художественные начинания и неизмеримое влияние на то, что имело наибольшее значение для Каролингов, - моральное возрождение общества». [8] [9] Светские и церковные лидеры Каролингского Возрождения прилагали усилия для улучшения письма на латыни, копирования и сохранения святоотеческих и классических текстов, а также для разработки более разборчивого классического письма с четко различимыми заглавными и крохотными буквами. Именно минускул каролингский гуманисты эпохи Возрождения приняли за римский и использовали в качестве гуманистического минускула , из которого развился ранний современный курсив . Они также впервые за столетия применили рациональные идеи к социальным вопросам, обеспечив общий язык и стиль письма, которые позволили общаться на большей части территории Европы.
Предыстория [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/Kloster_Lorsch_07.jpg/220px-Kloster_Lorsch_07.jpg)
Как указывает Пьер Рише , выражение «Каролингский ренессанс» не означает, что Западная Европа была варварской или мракобесной до эпохи Каролингов. [10] В течение столетий после распада Римской империи на Западе не произошло резкого исчезновения древних школ. Действительно, из них произошли Марсиан Капелла , Кассиодор и Боэций , важные иконы римского культурного наследия в средние века, благодаря которым дисциплины гуманитарных наук были сохранены. [11] В VII веке произошел « исидорианский ренессанс ». в Вестготском королевстве Испания [12] в котором процветали науки [13] [14] [15] и произошла интеграция христианской и дохристианской мысли, [16] тогда как распространение ирландских монашеских школ ( скрипторий ) по Европе заложило основу Каролингского Возрождения. [17] [18]
В этой культурной экспансии было множество факторов, наиболее очевидным из которых было то, что объединение Карлом Великим большей части Западной Европы привело к миру и стабильности, которые подготовили почву для процветания. Этот период ознаменовал экономическое возрождение в Западной Европе после распада Западной Римской империи . К началу седьмого века местная экономика на Западе выродилась в основном в натуральное сельское хозяйство , а города функционировали просто как места обмена подарками для элиты. [19] К концу седьмого века возникли развитые городские поселения, населенные в основном ремесленниками, торговцами и лодочниками и имеющие уличные сети, ремесленное производство, а также региональную и междугородную торговлю. [19] Ярким примером такого типа торгового центра был Дорестад . [19]
Развитию экономики Каролингов способствовала эффективная организация и эксплуатация труда в крупных поместьях, производивших излишки, в первую очередь зерна, вина и соли. [20] [21] В свою очередь, межрегиональная торговля этими товарами способствовала расширению городов. [20] [21] Археологические данные показывают продолжение этой восходящей тенденции в начале восьмого века. [19] Зенит ранней экономики Каролингов был достигнут с 775 по 830 годы, что совпало с крупнейшими профицитами того периода, крупномасштабным строительством церквей, а также перенаселением и тремя голодами, которые показали пределы системы. [22] После периода разрухи с 830 по 850 годы, вызванного гражданскими войнами и набегами викингов , экономическое развитие возобновилось в 850-х годах, когда торговые центры полностью исчезли и были заменены укрепленными торговыми городами. [22]
Одной из основных причин внезапного экономического роста была работорговля. После возникновения арабских империй арабская элита создала большой спрос на рабов, причем европейские рабы особенно ценились. В результате завоевательных войн Карла Великого в Восточной Европе постоянные поставки пленных славян , аваров , саксов и датчан достигли купцов в Западной Европе, которые затем вывозили рабов через Ампурию , Жирону и Пиренеи в мусульманскую Испанию и другие части Европы. арабский мир. [23] Рынок рабов был настолько прибыльным, что почти сразу же изменил торговлю на большие расстояния в европейских экономиках. [24] [25] Работорговля позволила Западу возобновить сотрудничество с мусульманской и Восточной Римской империями, так что другие отрасли промышленности, такие как текстильная, также смогли развиваться в Европе. [26]
Импортировать [ править ]
Кеннет Кларк придерживался мнения, что благодаря Каролингскому Возрождению западная цивилизация выжила едва ли не с трудом. [27] Однако использование термина «ренессанс» для описания этого периода оспаривается, в частности, Линн Торндайк . [28] из-за того, что большинство изменений, вызванных этим периодом, почти полностью ограничивалось духовенством , а также из-за отсутствия в этот период широкомасштабных социальных движений позднего итальянского Возрождения . [29] Вместо возрождения новых культурных движений, этот период был скорее попыткой воссоздать предыдущую культуру Римской империи . [30] Каролингский Ренессанс в ретроспективе также имеет отчасти характер ложного рассвета, поскольку его культурные достижения были в значительной степени растрачены в течение нескольких поколений, - мнение, озвученное Валахфридом Страбоном (умер в 849 г.) в его предисловии к « Эйнхарда ». Жизни Карл Великий , [n 1] подводим итоги поколения обновления:
Карл Великий смог предложить бескультурной и, можно сказать, почти совершенно непросвещенной территории царства, вверенного ему Богом, новый энтузиазм ко всему человеческому познанию. В прежнем состоянии варварства его царство почти не было затронуто подобным рвением, но теперь оно открыло глаза на Божье просвещение. В наше время жажда знаний снова исчезает: свет мудрости все менее и менее востребован и теперь снова становится редким в сознании большинства людей. [32]
усилия Научные
Отсутствие латинской грамотности в Западной Европе восьмого века создало проблемы для правителей Каролингов, поскольку резко ограничило число людей, способных служить придворными писцами в обществах, где ценилась латынь. Еще большую озабоченность некоторых правителей вызывал тот факт, что не все приходские священники умели читать Библию Вульгату . Дополнительная проблема заключалась в том, что вульгарная латынь поздней Западной Римской империи начала расходиться на региональные диалекты, предшественники сегодняшних романских языков , которые становились взаимно непонятными и мешали ученым из одной части Европы общаться с людьми из других стран. другая часть Европы.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3a/Raban-Maur_Alcuin_Otgar.jpg/220px-Raban-Maur_Alcuin_Otgar.jpg)
Чтобы решить эти проблемы, Карл Великий приказал создать школы в капитулярии , известной как Хартия современной мысли , изданной в 787 году. [33] Основная часть его программы реформ заключалась в привлечении к своему двору многих ведущих ученых христианского мира того времени. Среди первых призванных ко двору были итальянцы : Пётр Пизанский , который с 776 по 790 год обучал Карла Великого латыни, и с 776 по 787 год Паулин Аквилейский , которого Карл Великий назначил патриархом Аквилеи в 787 году. лангобард Павел Диакон. Был приведён пред судом в 782 году и оставался до 787 года, когда Карл назначил аббатом Монтекассино его . Теодульф Орлеанский был испанским готом , служившим при дворе с 782 по 797 год, когда был назначен епископом Орлеана . Теодульф вступил в дружеское соревнование за стандартизацию Вульгаты с главным ученым Карла Великого Алкуином Йоркским . Алкуин был нортумбрийским монахом и дьяконом , служившим главой Дворцовой школы с 782 по 796 год, за исключением 790–793 годов, когда он вернулся в Англию . После 796 года продолжил научную деятельность в качестве настоятеля монастыря Святого Мартина в Туре . [29] Среди тех, кто последовал за Алкуином через Ла-Манш ко двору франков, был Джозеф Скоттус , ирландец, оставивший несколько оригинальных библейских комментариев и акростихов. После этого первого поколения нефранкских ученых их франкские ученики, такие как Ангильберт , оставили свой след.
При более поздних дворах Людовика Благочестивого и Карла Лысого были аналогичные группы ученых, многие из которых были ирландского происхождения . Ирландский монах Дикуил присутствовал при первом дворе, а более известный ирландец Джон Скот Эриугена присутствовал при втором, став главой дворцовой школы в Аахене .
Одной из основных усилий было создание стандартизированной учебной программы для использования в недавно созданных школах. Алкуин возглавил эти усилия и отвечал за написание учебников, создание списков слов и создание тривиума и квадривиума в качестве основы образования. [34]
Еще одним вкладом этого периода стало развитие каролингского минускула , «книжной руки», впервые использовавшейся в монастырях Корби и Туре, которая ввела использование строчных букв. Была также разработана стандартизированная версия латыни, которая позволяла создавать новые слова, сохраняя при этом грамматические правила классической латыни . Эта средневековая латынь стала общим языком ученых и позволила администраторам и путешественникам объясняться в различных регионах Европы. [35]
Самая ранняя концепция Европы как отдельного культурного региона (а не просто географической области) появилась во время Каролингского Возрождения 9-го века и включала территории, на которых практиковалось западное христианство . в то время [36]
В 9 веке в мастерских Каролингов было произведено более 100 000 рукописей, из которых сохранилось от 6 000 до 7 000. [37] Каролинги создали самые ранние сохранившиеся копии произведений Цицерона , Горация , Марсиала , Статия , Лукреция , Теренция , Юлия Цезаря , Боэция и Марсиана Капеллы . [38] Копий с текстов этих авторов на Латинском Западе в VII и VIII веках не делалось. [38]
Реформа латинского произношения [ править ]
По мнению Роджера Райта , Каролингское Возрождение ответственно за современное произношение церковной латыни . До этого момента не было концептуального различия между латынью и романским языком ; первое рассматривалось просто как письменная форма второго. Например, в раннесредневековой Испании слово «столетие», которое произносилось бы как */sjeglo/, правильно писалось как ⟨saeculum⟩, как и на протяжении большей части тысячелетия. Писец не стал бы читать вслух ⟨saeculum⟩ как /sɛkulum/, так же как современный носитель английского языка не произнес бы ⟨knight⟩ как */knɪxt/, а не как /naɪt/. [39]
Однако неносители латыни, такие как духовенство англосаксонского или ирландского происхождения, по-видимому, использовали совсем другое произношение, предположительно пытаясь озвучить каждое слово в соответствии с его написанием. Каролингский Ренессанс во Франции впервые представил это искусственное произношение и носителям языка. Например, слово ⟨viridiarium⟩ «фруктовый сад» больше не будет читаться вслух как эквивалент старофранцузского слова */verdʒjǽr/. Теперь его нужно было произносить точно так, как пишется, со всеми шестью слогами: /виридиариум/. [40]
Такое радикальное изменение привело к тому, что латинские проповеди стали совершенно непонятными для широкой романоязычной публики, что побудило чиновников несколько лет спустя, на Турском соборе , поручить священникам читать проповеди вслух по-старому, на деревенском романском языке. linguam или «простая романская [ce] речь» (хотя литургия сохранила новое произношение и по сей день). [41]
Поскольку теперь не было однозначного способа указать, следует ли читать данный текст вслух как на латыни или на романском языке, и носителям германского языка (например, церковным певцам), многие в империи могли с трудом читать слова в латинской орфографии в соответствии с романской орфоэпией. во Франции предпринимались различные попытки разработать для последнего новую орфографию; Среди самых ранних примеров - части Страсбургских клятв и Последовательность святой Евлалии . По мере того, как реформы Каролингов распространили «правильное» латинское произношение из Франции в другие романоязычные регионы, местные ученые в конечном итоге почувствовали необходимость создать отдельные системы правописания и для своего собственного языка, тем самым положив начало литературной фазе средневекового романского языка. [42] Однако романское письмо, похоже, не получило широкого распространения до эпохи Возрождения двенадцатого века . [43]
искусство Каролингское
Искусство Каролингов охватывает примерно столетний период примерно с 800 по 900 годы. Хотя это был короткий, но влиятельный период. Северная Европа впервые приняла классические формы средиземноморского римского искусства, подготовив почву для подъема романского искусства и, в конечном итоге, готического искусства на Западе. иллюминированные рукописи , изделия из металла , небольшие скульптуры , мозаики и фрески От этого периода сохранились .
Каролингская архитектура [ править ]
Каролингская архитектура — это стиль североевропейской архитектуры, продвигаемый Карлом Великим. Период архитектуры охватывает конец восьмого и девятого веков до правления Оттона I в 936 году и представляет собой сознательную попытку создать римский ренессанс, подражая римской , раннехристианской и византийской архитектуре , с собственными инновациями, в результате чего возникла уникальная архитектура. характер. [45] Примером этого синкретического архитектурного стиля может служить первая церковь Святого Марка в Венеции, сочетающая в себе протороманское и византийское влияние. [46]
В этот период было построено множество новых церковных и светских зданий. Джон Контрени подсчитал, что «только за восемь с лишним десятилетий с 768 по 855 год было построено 27 новых соборов, 417 монастырей и 100 королевских резиденций». [45]
Каролингская валюта
Около 755 года нашей эры отец Карла Великого Пипин Короткий реформировал валюту Франкского королевства . [47] Было стандартизировано множество локальных систем. Небольшие монетные дворы были закрыты, а королевский контроль над оставшимися более крупными монетными дворами был усилен. [47] повышение чистоты. [48] Вместо обычных тогда золотых римских и византийских солидов он установил систему, основанную на новом серебряном пенни 0,940 пробы ( латынь : денарий ; французский : денье ) весом 1/240 фунта ( либрум , либра или лира ; Ливр ). [48] ( Каролингский фунт, кажется, составлял около 489,5 граммов , [49] [50] каждый пенни составлял около 2 граммов .) Поскольку обесцененный солид в то время был примерно эквивалентен 11 таким пенни, шиллинг ( солидус ; соль ) был установлен на этой стоимости, что составляло 1/22 серебряного фунта. [51] Позже это значение было скорректировано до 12 и 1/20 соответственно. Однако в период Каролингов ни шиллинги, ни фунты не чеканились, а использовались в качестве условных расчетных единиц . [48] (Например, «шиллинг» или «солидус» зерна был мерой, эквивалентной количеству зерна, которое можно было купить за 12 пенсов.) [52] Однако, несмотря на чистоту и качество новых пенни, на протяжении всего периода Каролингов торговцы неоднократно отказывались от них в пользу золотых монет, используемых в других местах, и эта ситуация привела к неоднократному принятию законов против такого отказа принимать королевскую валюту. [51]
Каролингская система была импортирована в Англию Оффой Мерсийским и другими королями, где она составляла основу английской валюты до конца 20 века. [48]
Галерея [ править ]
-
Копия Плана Святого Галла.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б Ритберген, ПЯН (2000). Краткая история Нидерландов: от предыстории до наших дней (4-е изд.). Амерсфорт: Беккинг. п. 29. ISBN 90-6109-440-2 . OCLC 52849131 .
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2005. стр. 290–291. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Тромпф (1973) .
- ^ «Алкуин - Биография» .
- ^ Испытанные огнем: история первой тысячи лет христианства . Томас Нельсон. 22 марта 2016 г. с. 325. ИСБН 978-0-7180-1871-9 .
- ^ Искусство математики – дубль два: время чая в Кембридже . Издательство Кембриджского университета. 30 июня 2022 г. с. 300. ИСБН 978-1-108-97642-8 .
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2005. с. 1603. ИСБН 978-0-19-280290-3 .
- ^ Контрени (1984) , стр. 59.
- ^ Нельсон (1986) .
- ^ Пьер Рише, Каролинги. Семья, создавшая Европу, Париж, Ашетт, сб. «Множественное число», 1983 с. 354
- ^ Майкл Лемуан, статья «Свободные искусства у Клода Говара» (реж.), Словарь средневековья, Париж, PUF, сборник. «Квадрига», 2002 г. с. 94
- ^ По этому вопросу см. Жак Фонтен, Исидор Севильский и классическая культура в вестготской Испании , Париж, 1959 г.
- ^ Фернандес-Морера, Дарио (2016). Миф об Андалузском рае. Мусульмане, христиане и евреи под исламским правлением в средневековой Испании . Книги ISI. п. 70. ИСБН 9781504034692 .
- ^ Страх, АТ (1997). Жития отцов-вестготов . Университет Ливерпуля. п. XXII-XXIII. ISBN 978-0853235828 .
- ^ Камперс, Герд (2008). История вестготов . Фердинанд Шенинг. стр. 322. ИСБН 9783506765178 .
- ^ Жак Фонтен, Исидор Севильский и классическая культура в вестготской Испании , Париж, 1959 г.
- ^ Пьер Рише, Образование и культура на варварском Западе (VI-VIII вв.), Париж, Ле Сеуиль, кол. «Точки истории», 1995, 4-е изд. 256-257, 264, 273-274, 297.
- ^ Луи Халфен , Les Barbares , Париж, 1936, с. 236; Этьен Жильсон , Философия в средние века , Париж, 1944, с. 181.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ферхюльст 2002 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Ферхюльст 2002 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б Ферхюльст 2002 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б Ферхюльст 2002 , с. 134.
- ^ Ферхюльст 2002 , с. 105.
- ^ Маккормик, Майкл (1 ноября 2002 г.). «Новый свет на« темные века »: как работорговля подпитывала экономику Каролингов». Прошлое и настоящее (177): 17–54. дои : 10.1093/прошлое/177.1.17 .
- ^ Фрост, Питер (14 сентября 2013 г.). «От славян к рабам» . Эво и Прауд .
- ^ Гуди, Джек (2012). Кража истории . Издательство Кембриджского университета. стр. 87–88. ISBN 9781107394704 .
- ^ Кларк , Цивилизация .
- ^ Торндайк (1943) .
- ^ Перейти обратно: а б Скотт (1964) , с. 30.
- ^ Кантор (1993) , с. 190.
- ^ Иннес (1997) .
- ^ Льюис Торп , тр., Эйнхард и Ноткер Заика, Две жизни Карла Великого , 1969:49f.
- ^ Каролингские школы , Каролингские школы мысли.
- ^ Кантор (1993) , с. 189.
- ^ Чемберс и др. (1983) , стр. 204–205.
- ^ Доктор Санджай Кумар (2021 г.). Справочник по политической географии . Публикации КК. п. 127.
- ^ Бюринг 2010 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Бюринг 2010 , с. 139.
- ^ Райт, стр. 44–50.
- ^ Райт, стр. 104–7.
- ^ Райт, стр. 118-20.
- ^ Райт, стр. 122–32, 143–4.
- ^ Райт 2002, с. 151
- ^ Винтерниц, Эмануэль (июль – декабрь 1961 г.). «ВЫЖИВАНИЕ КИТАРЫ И ЭВОЛЮЦИЯ ЦИТТЕРНЫ: Исследование морфологии» . Журнал институтов Варбурга и Курто . 24 (3/4): 213. дои : 10.2307/750796 . JSTOR 750796 . S2CID 195057025 . Проверено 24 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Контрени (1984) , стр. 63.
- ^ Браун, Томас; Холмс, Джордж (1988). Оксфордская история средневековой Европы . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен (2009) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Чоун (1994) , с. 23 .
- ^ Фергюсон (1974) , « Фунт ».
- ^ Манро (2012) , с. 31 .
- ^ Перейти обратно: а б Суходольский (1983) .
- ^ Скотт (1964) , с. 40.
Библиография [ править ]
- Аллен, Ларри (2009), «Каролингская реформа» , Энциклопедия денег , Sta. Барбара : ABC Clio, стр. 59–60 , ISBN. 978-1-59884-251-7 .
- Буринг, Эльтьо (2010). Производство средневековых рукописей на Латинском Западе . Издательство «Брилл» . ISBN 978-9004175198 .
- Кантор, Норман Ф. (1993). Цивилизация Средневековья: полностью переработанное и расширенное издание средневековой истории, жизни и смерти цивилизации . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-017033-2 .
- Чемберс, Мортимер; и другие. (1983), Западный опыт до 1715 года (3-е изд.), Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф , ISBN 978-0-394-33085-3 .
- Чоун, Джон Ф. (1994), История денег с 800 г. н.э. , Лондон: Routledge, ISBN 978-0-415-10279-7 .
- Контрени, Джон Г. (1984), «Каролингский ренессанс», Ренессанс до Возрождения: культурное возрождение поздней античности и средневековья .
- Фергюсон, Уоллес К. (1974), «Деньги и монеты эпохи Эразма: исторический и аналитический глоссарий с особым упором на Францию, Нидерланды, Англию, Рейнскую область и Италию» , Переписка Эразма: Письма 1 до 141: с 1484 по 1500 , Торонто: University of Toronto Press, стр. 311–349, ISBN. 978-0-8020-1981-3 .
- Гриер, Джеймс (весна 2003 г.), «Адемар де Шабанн, Каролингские музыкальные практики и «Nota Romana», Журнал Американского музыковедческого общества , том 56, [University of California Press, Американское музыковедческое общество], стр. 43–98. , doi : 10.1525/jams.2003.56.1.43 , JSTOR 10.1525/jams.2003.56.1.43 .
- Иннес, М. (1997), «Классическая традиция Каролингского Возрождения: встречи девятого века со Светонием», Международный журнал классической традиции .
- Манро, Джон Х. (2012), «Технология и экономика обесценивания монет в средневековой и ранней современной Европе: с особым акцентом на нидерландские страны и Англию» , Деньги в доиндустриальном мире: слитки, обесценивание и заменители монет , Pickering & Chatto, переиздано Routledge в 2016 г., стр. 30 и далее , ISBN 978-1-84893-230-2 .
- Нельсон, Джанет Л. (1986), «На границах Каролингского ренессанса», Политика и ритуалы в Европе раннего средневековья .
- Панофски, Эрвин. Возрождение и возрождение в западном искусстве. Нью-Йорк/Эванстон: Harpers Torchbooks, 1969.
- Скотт, Мартин (1964), Средневековая Европа , Нью-Йорк: Dorset Press, ISBN 978-0-88029-115-6 .
- Суходольский, Станислав (1983), «Об отказе от хороших монет в Европе Каролингов» , Исследования по нумизматическому методу: представлено Филипу Грирсону , Кембридж : Cambridge University Press, стр. 147–152 , ISBN 978-0-521-22503-8 .
- Торндайк, Линн (1943), «Ренессанс или предренессанс?», Журнал истории идей , том. 4, стр. 65 и далее .
- Тромпф, Г.В. (1973), «Концепция Каролингского Возрождения», Журнал истории идей , стр. 3 и далее .
- Райт, Роджер (1982). Поздняя латынь и ранний романизм в Испании и Каролингской Франции . Ливерпуль: Фрэнсис Кэрнс.
- Ферхюльст, Адриан (2002). Каролингская экономика . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-00474-9 .
Внешние ссылки [ править ]
- Каролингский Ренессанс , дискуссия на BBC Radio 4 с Мэтью Иннесом, Джулией Смит и Мэри Гаррисон ( В наше время , 30 марта 2006 г.)