Анемой
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( февраль 2023 г. ) |

В древнегреческой религии и мифах Анемои Классические ( греч . Ἄνεμοι , «Ветры») были богами ветра, каждому из которых приписывалось кардинальное направление, откуда исходили соответствующие ветры (см. компасные ветры ), и каждый из них был связан с различными сезонами и погодой. условия. Они были потомками богини зари Эос и ее мужа, бога сумерек Астрея . [1]
Этимология
[ редактировать ]Самым ранним свидетельством существования этого слова на греческом языке и поклонения ветрам у греков, возможно, являются микенские греческие словоформы. 𐀀𐀚𐀗𐀂𐀋𐀩𐀊 , а-не-мо-и-же-ре-я , 𐀀𐀚𐀗𐄀𐀂𐀋𐀩𐀊 , а-не-мо,и-дже-ре-джа , т.е. «жрица ветров». Эти слова, написанные линейным письмом Б , встречаются на табличках KN Fp 1 и KN Fp 13. [2] [3]
Мифология
[ редактировать ]
Анемои являются второстепенными богами и подчиняются богу Эолу . Иногда их изображали в виде порывов ветра , а иногда олицетворяли крылатых людей. Их также иногда изображали в виде лошадей, содержавшихся в конюшнях бога бури Эола , который предоставил Одиссею анемоев в «Одиссее» . принесли Сообщалось , что спартанцы в жертву ветрам коня на горе Тайгет . [4] Астрей , астрологическое божество (иногда связываемое с Эолом ), и Эос / Аврора , богиня зари , были родителями Анемоев, согласно греческому поэту Гесиоду .
Из четырех главных Анемоев Борей (Акилон в римской мифологии ) — северный ветер и несущий холодный зимний воздух, Зефир Фавоний (на латыни ) [5] — западный ветер, приносящий легкие весенние и ранние летние бризы, а Нотус (на латыни Остер ) — южный ветер и приносящий бури позднего лета и осени; Эврус , юго-восток [6] (или, по мнению некоторых, [7] восточный) ветер, не был связан ни с одним из трёх греческих времен года и является единственным из этих четырёх Анемоев, не упомянутым ни в «Теогонии » Гесиода , ни в орфических гимнах .
Божествами, эквивалентными Анемоям в римской мифологии, были Венти ( лат . «ветры»). У этих богов были разные имена, но в остальном они были очень похожи на своих греческих собратьев, заимствуя их атрибуты и часто смешиваясь с ними. На карте мира Птолемея было указано 12 ветров: Септентрио (север), Аквило (северо-северо-восток), Вултурнус (северо-восток), Субсоланус (восток), Еврус (юго-восток), Евроаустер (ЮЮВ), Аустеронот (Ю), Евронотус (ЮЮЗ), Африканский (ЮЗ). ), Зефир (запад), Евр (северо-запад), Цирций (северо-запад).
Борей (Аквило)
[ редактировать ]Борей — бог северного ветра и самый суровый из анемоев. Он наиболее известен похищением афинской принцессы Орифии , благодаря которой он стал отцом Бореадов . В искусстве его обычно изображают бородатым пожилым мужчиной. Его римский эквивалент называется Аквило .
Зефир (Фавоний)
[ редактировать ]
Зефир (греч. Zephyros [ Zéphyros ]), [5] иногда сокращаемый на английском языке как Зефир , это греческий бог западного ветра . Самый нежный из ветров, Зефир известен как плодоносящий ветер, вестник весны. Считалось, что Зефир жил в пещере во Фракии .
В разных историях сообщалось, что у Зефира было несколько жен. Говорили, что он был мужем Ирис , богини радуги. Он похитил богиню Хлориду и подарил ей владения цветов. Вместе с Хлорисой он породил Карпоса («плод»). Говорят, что он соперничал за любовь Хлорис со своим братом Бореем, в конечном итоге завоевав ее преданность. Кроме того, Зефир вместе с еще одной сестрой и любовницей, гарпией Подарге (также известной как Селаено ), считался отцом Балия и Ксанфа , Ахилла лошадей .
В истории об Эроте и Психее Зефир служил Эросу (или Амуру), перенеся Психею в его обитель.
убил одного из многочисленных любовников Аполлона Гиацинта Утверждалось также, что Зефир из ревности . Гиацинт был убит диском, брошенным Аполлоном. Хотя согласно некоторым источникам, его смерть была названа несчастным случаем, другие говорили, что истинным виновником был Зефир, сбивший диск с курса.
Нотус (Остер)
[ редактировать ]Нотус ( Νότος , Nótos ) был греческим богом южного ветра . Его ассоциировали с иссушающим горячим ветром восхода Сириуса после середины лета , считалось, что он приносит штормы конца лета и начала осени, и его опасались как губителя посевов. [8]

Эквивалентом Нотуса в римской мифологии был Остер, воплощение ветра сирокко , южного ветра, приносящего пасмурную погоду, сильные ветры и дожди в южную Европу. ( Остер назвал компаса точку Australis и название страны Австралия .) Ветры Остера упоминаются во , Вергилия второй книге «Энеиды» строки 304–307:
он пал на урожай, как пламя бушующего востока, | Подобно тому, как пламя падает на стоящее зерно, пока бушуют южные ветры, |
Другой римский поэт, Тибулл 1.1, строки 47–48, говорит об удовольствии лежать в постели в дождливые зимние дни:
или когда холодные зимние воды льются на юг | или когда зимний Южный Ветер прольет свои холодные воды, |
Название Австралия («южная земля») происходит от слова Остер . [9]
Эврус (Стервятник)
[ редактировать ]Эврус ( Εὖρος , Еврос ) по одним мнению был юго-восточным ветром, а по другим – восточным ветром. [7] На Башне Ветров в Афинах Эвр занимает юго-восточную сторону, а Апелиот — восточную. Однако широко признано [ кем? ] что Эвр — это восточный ветер, а Апелиот — юго-восточный ветер.
, римский аналог Эвра — Вультурн Согласно Плинию Старшему ; [10] но для Авла Геллия Вольтурн был эквивалентом юго-восточного ветра Евронота. [11] В латинских стихах имя Эвр обычно используется для обозначения восточного или юго-восточного ветра, как в греческом языке. [12]
Эврус — это штормовой ветер, описываемый как бурный ветер во время штормов и швыряющих корабли в море. [13] [14] или поэме он упоминается как «спаситель Спарты» В гомеровской песне . [15] также называет Евра «горячим ветром» Нонн в Дионисии . Эвр тесно связан с Гелиосом в отрывках из «Дионисии», и его называют по месту, расположенному возле дворца Гелиоса , Фаэтона, где солнце всходило на востоке. [16]
Слабые ветры
[ редактировать ]Четыре меньших божества ветра появляются в нескольких древних источниках, например, в Башне Ветров в Афинах:
Кайкиас (или Цеций) — греческое божество северо-восточного ветра. На памятнике он изображен в виде бородатого мужчины со щитом, полным градин.
Апелиот (или Афелиот; имя означает «от (восходящего) солнца») — греческое божество юго-восточного ветра. [17] Поскольку считалось, что этот ветер вызывает освежающий дождь, особенно полезный для фермеров, его часто изображают в высоких сапогах, несущим фрукты, завернутым в легкую ткань, скрывающую цветы или зерно. Он гладко выбрит, у него вьющиеся волосы и дружелюбное выражение лица. Поскольку Апелиот — второстепенный бог, его часто синкретизировали с Эвром, восточным ветром. [ нужна ссылка ] Римский аналог Апелиота — Subsolanus . [18]
Скироном называли в Афинах ветер, дувший со скал Скирона (географический объект недалеко от Кинеты к западу от Афин). [19] Однако в Башне Ветров он появляется на северо-западной стороне. Его имя связано со Скирофорионом , последним из трех весенних месяцев в аттическом календаре . Он изображен в виде бородатого мужчины, наклоняющего котел, что символизирует наступление зимы. Его римский аналог — Каур. [20] или Корус . [21] Каур также является одним из старейших римских божеств ветра и причисляется к di indigetes («местные боги»), группе абстрактных и в основном второстепенных сверхъестественных существ. Римский поэт Вергилий, описывая степную зимнюю погоду у Азовского моря, пишет : [22]
Всегда зима, всегда дышу холодом пещеры | Всегда зима, всегда холодный северо-западный ветер. |
Липс — греческое божество юго-западного ветра, часто изображаемое держащим корму корабля. Его римским эквивалентом был Africus , поскольку римская провинция Африка находилась к юго-западу от Италии . Считается, что это название произошло от названия североафриканского племени афри .
Другие второстепенные божества ветра включали:
- Аргестес «поляна», ветер, дующий примерно в том же направлении, что и Скирон (Кавр), и, вероятно, другое название для него.
- Апарктиас , иногда называемый северным ветром вместо Борея.
- Траскиас , северо-северо-западный ветер (иногда называемый по-латыни Цирцием)
- Евронотус , ветер, дующий с направления, как следует из названия, между Евросом и Нотусом, то есть юго-юго-восточный ветер ( Евроастер у римлян)
- Япикс , северо-западный ветер, примерно такой же, как у Кавра. Именно этот ветер, по мнению Вергилия , унес бежавшую Клеопатру домой в Египет после того, как она потерпела поражение в битве при Акциуме . [23]
- Либонот , юго-юго-западный ветер, известный как Австро-Африканский . римлянам
- Месес , другое название северо-западного ветра.
- Олимпиада , очевидно отождествляемая со Скироном/Аргестом
- Финикия , другое название юго-восточного ветра («дующий из Финикии », из-за того, что эта земля лежала к юго-востоку от Греции)
См. также
[ редактировать ]- Анемометр , современное устройство для измерения ветра.
- Баба
- Даинн, Двалинн, Дунейрр и Дуратор
- Север, Юг, Восток и Запад
- Вайю
- Список божеств ветра
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роман Л. и Роман М. (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии. , с. 66, в Google Книгах.
- ^ Рэймур, К.А. «а-не-мо» . Линейная транслитерация Б. Мертвое море. Мертвые языки Средиземноморья. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 г. Проверено 28 марта 2014 г. «КН Фп 1+31» . «КН 13 Фп(1)(138)» .
- ^ «ДАМОС: База данных микенского языка в Осло - Отдел философии, классики, истории искусства и идей» .
- ^ Павсаний 2.34.2 по сравнению Феста с римским жертвоприношением Октябрьской лошади , 190 в издании Линдсея.
- ^ Перейти обратно: а б Авл Геллий 22.02.12
- ^ Греческий лексикон Лидделла, Скотта и Джонса.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис и Шорт, Латинский словарь.
- ^ «Результат изображения Google для» . Google.ca . Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Интернет-этимологический словарь .
- ^ Плиний Старший 2.46; ср. Колумелла 15
- ^ Авл Геллий, 2.22.1
- ^ например, Вергилий, Эн. 12.730, Гораций, Оды 2.16, Овидий, Мет. 15.552.
- ^ «ЕВРУС (Еврос) — греческий бог восточного ветра» . www.theoi.com . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Валерий Флакк. Аргонавтика. Перевод Мозли, Классическая библиотека Дж. Х. Леба. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Книга 1, сл. 346, 574, 640. Книга 2, сл. 356.
- ^ Греческая лирика V Новая школа поэзии и анонимных песен. Перевод Кэмпбелла, Классическая библиотека Д.А. Леба, том 144. Фрагмент. 858 (из Страсбургского папируса) . Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Нонн, Дионисий. Перевод Роуз, WH D. Книга 3 (сл. 55) и 37 (сл. 55, сл. 86). Классическая библиотека Леба, тома 344, 354, 356. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1940.
- ^ Лидделл, Скотт и Джонс, Греческий лексикон.
- ^ Авл Геллий 2.22.1; Плиний Старший 2.46.
- ^ Лидделл, Скотт и Джонс, Греческий лексикон.
- ^ Витрувий 1.6.13.
- ^ Лукреций 1.405. Плиний Старший 2.48.
- ^ Вергилий, Георгика, 3.356.
- ^ Хдт. 7.189.3.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аполлоний Родосский , Аполлоний Родий: Аргонавтика , перевод Роберта Купера Ситона, В. Хайнемана, 1912. Интернет-архив .
- Аристотель , Метеорология , 2.6.
- Авл Геллий , Аттические ночи , 2. 22
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Геродот , «Истории» с английским переводом А.Д. Годли. Кембридж. Издательство Гарвардского университета. 1920. Интернет-версия Topos Text Project. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Марч, Дж. (1999). Словарь классической мифологии Касселла . Лондон. ISBN 0-304-35161-X .
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Плиний Старший , Естественная история. Джон Босток, доктор медицинских наук, FRSHT Райли, эсквайр, бакалавр Лондона. Тейлор и Фрэнсис, Ред Лайон Корт, Флит Стрит. 1855. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Плиний Старший, Naturalis Historia. Карл Фридрих Теодор Майхофф. Липсии. Тойбнер. 1906 г. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Вергилий Марон , Энеида. Теодор К. Уильямс. пер. Бостон. Houghton Mifflin Co., 1910 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Вергилий Марон, Буколики, Энеида и Георгики . Дж. Б. Гриноф. Бостон. Ginn & Co. 1900. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Вергилий Марон , Буколики , Энеида и Георгики Вергилия . Дж. Б. Гриноф. Бостон. Джинн и компания, 1900 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Anemoi, на Викискладе?
- Иконографическая база данных Института Варбурга (около 50 изображений ветров)
- Рисунки восьми ветров на Башне Ветров в Афинах.
Мифы, зачитанные вслух рассказчиками Библиография реконструкции: Гомер , Илиада ii.595–600 (ок. 700 г. до н. э.); Различные росписи на вазах V века до нашей эры; Палефат , О невероятных сказках 46. Гиацинт (330 г. до н. э.); Псевдо - Аполлодор , Библиотека 1.3.3; Овидий , Метаморфозы 10. 162–219 (1–8 н.э.); Павсаний , Описание Греции 3.1.3, 3.19.4 (160–176 гг. н.э.); Филострат Старший , Изображения i.24 Гиацинт (170–245 гг. Н. Э.); Филострат Младший , изображения 14. Гиацинт (170–245 гг. н.э.); Лукиан , Диалоги богов 14 (170 г. н.э.); Первый ватиканский мифограф , 197. Фамирис и Мусае.