Таргелия
Таргелия / θ ɑːr ˈ dʒ iː l i ə / ( др.-греч . Θαργήλια ) — один из главных афинских праздников в честь делосских Аполлона и Артемиды , проводившийся в дни их рождения, 6 и 7 числа месяца Таргелион (около 24 мая). и 25 мая). [1]
По сути, Таргелия была сельскохозяйственным праздником и включала в себя церемонию очищения и искупления. В то время как люди приносили богу первые плоды земли в знак благодарности, в то же время необходимо было умилостивить его, чтобы он не испортил урожай из-за чрезмерной жары, которая могла сопровождаться эпидемией. Очистительное предшествовало благодарственному богослужению. Хлое приносили в жертву овцу Деметре 6-го числа на Акрополе , возможно, приносили в жертву свинью , а Судьбе , но самым важным ритуалом был следующий. Двое мужчин, самых уродливых, которых можно было найти ( Фармаки ), были выбраны на смерть: один для мужчин, другой (по некоторым сведениям, женщина) для женщин. Гиппонакс из Колофона утверждает, что в день жертвоприношения их водили с нитками фиг на шеях и хлестали по гениталиям палками из фигового дерева и перьев. Когда они достигали места жертвоприношения на берегу, их забивали камнями, их тела сжигали, а пепел бросали в море (или на сушу, чтобы оказать оплодотворяющее воздействие). [1] Однако неясно, насколько точен поэтический рассказ Гиппонакса об этой церемонии, написанный в шестом веке, и ведется много научных споров относительно его достоверности. [2]
Афиняне, отняв праздник у делосцев , принесли на него богов летнего зноя, то есть Хорей , богинь времен года, и Гелиоса , бога солнца , которому они принесли первые плоды летнего урожая. [3] и зерновые, созревание которых зависит от Гелиоса и Хоры; [4] в сохранившейся надписи упоминаются подношения «Гелиосу, Хоре и Аполлону». [4] [5] Их почтили шествием, подробностей которого не сохранилось. [4]
Предполагается, что по этому случаю имело место настоящее человеческое жертвоприношение, замененное в более поздние времена более мягкой формой искупления. Так, в Левкасе преступника ежегодно бросали со скалы в море в качестве козла отпущения, но его падение останавливали живые птицы и перья, прикрепленные к его телу, а внизу на маленьких лодках наблюдали люди, которые ловили его и вывозили за пределы реки. граница города. [1] Тем не менее, многие современные ученые отвергают это, утверждая, что самый ранний источник фармакоса (ямбический сатирик Гиппонакс) показывает, что фармакоса избивали и побивали камнями, но не казнили. Более правдоподобным объяснением было бы то, что иногда их казнили, а иногда это не зависело от отношения жертвы. Например, умышленный нераскаявшийся убийца, скорее всего, будет казнен. [ нужна ссылка ] Точно так же в Массилии в случае какого-нибудь тяжелого бедствия (чумы или голода) один из беднейших жителей вызвался стать козлом отпущения. Год его кормили за государственный счет, затем облачили в священные одежды, провели по городу среди проклятий и вышвырнули за пределы. [1]
Церемония 7-го числа носила веселый характер. Всевозможные первые плоды несли процессией и предлагали богу, и, как и в Пианепсии (или Пианопсии), оливковые ветви, перевязанные шерстью, которые несли дети, прикреплялись ими к дверям домов. Эти ветки, изначально предназначавшиеся как амулет, предотвращающий неурожай, впоследствии стали рассматриваться как часть молебной службы. Во второй день хоры мужчин и мальчиков приняли участие в музыкальных конкурсах, призом которых стал штатив. Далее в этот день усыновленные торжественно принимались в род и фратрию усыновителей. [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чисхолм 1911 , с. 726.
- ^ Ян Бреммер, «Ритуалы козла отпущения в Древней Греции», Гарвардские исследования классической филологии 87 (1983): 299–320.
- ^ Гарднер и Джевонс, с. 294
- ^ Jump up to: а б с Паркер, стр. 203–204.
- ^ Билич, Томислав. «Аполлон, Гелиос и солнцестояния в афинском, дельфийском и делосском календарях». Нумен 59, нет. 06.05 (2012): 519, прим. 15
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 726–727.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Таргелия ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 726–727. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Ян Бреммер , «Ритуалы козла отпущения в Древней Греции», Гарвардские исследования классической филологии 87 (1983): 299–320.
- Бреммер, Дж. Н. (2008). Греческая религия и культура, Библия и Древний Ближний Восток . Иерусалимские исследования религии и культуры, т. 8. Брилл. ISBN 978-90-04-16473-4 .
- Гарднер, Перси; Джевонс, Фрэнк Байрон, Руководство по греческим древностям , Университет Висконсина , 1895, Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Паркер, Роберт, Политеизм и общество в Афинах , Oxford University Press , 2005. ISBN 978-0-19-927483-3 .
Цитируется в Чисхолме, 1911 г.: [1]
- Преллер -Роберт, Греческая мифология, т . е . (1894 г.);
- Георг Фридрих Шеманн , Греческие древности (4-е изд. Дж. Х. Липсиуса, 1897–1902);
- П. Стенгель, Греческие культурные древности (1890);
- Смита статья в «Словаре греческих и римских древностей» , отредактированная Л. К. Персером (3-е изд., 1891 г.);
- Август Моммзен , Фестивали города Афины (1898);
- Л. Р. Фарнелл , Культы греческих государств, iv. (1906), стр. 268–283;
- Дж. Г. Фрейзер , Золотая ветвь (2-е изд., 1900 г.), ii. приложение C: «Приношения первых плодов» и iii. п. 93, 15, «О козлах отпущения»;
- В. Маннхардт , Древние лесные и полевые культы (2-е изд. В. Хойшкеля , 1904–5).
- ^ Чисхолм 1911 , с. 727.