Тифон

Тифон ( / ˈ t aɪ f ɒ n , - f ən / ; древнегреческий : Τυφῶν , латинизированный : Typhôn , [tyːpʰɔ̂ːn] ), также Тифей ( / t aɪ ˈ f iː ə s / ; Τυφωεύς , Typhōeús ), Тайфаон ( Τυφάων Тифан Typhṓs или Тифос ( Τυφώς , ) ), был чудовищным змееподобным гигантом и одним из самых смертоносных существ в греческой мифологии . Согласно Гесиоду , Тифон был сыном Геи и Тартара . Однако в одном источнике Тифон считается сыном только Геры , а другой делает Тифона потомком Кроноса . Тифон и его подруга Ехидна были прародителями многих знаменитых монстров.
Тифон пытался свергнуть Зевса и добиться господства над космосом. Эти двое вели катастрофическую битву, которую Зевс в конце концов выиграл с помощью своих молний. Побежденный, Тифон был брошен в Тартар или похоронен под горой Этна , или, в более поздних источниках, на острове Искья .
Мифология Тифона является частью греческого мифа о преемственности, который объясняет, как Зевс стал править богами. История Тифона также связана с историей Пифона (змея, убитого Аполлоном ), и обе истории, вероятно, произошли от нескольких ближневосточных предшественников. Тифон (с 500 г. до н. э. ) также отождествлялся с египетским богом разрушения Сетом . В более поздних отчетах Тифона часто путали с Гигантами .
Mythology
[edit]Birth
[edit]According to Hesiod's Theogony (c. 8th – 7th century BC), Typhon was the son of Gaia (Earth) and Tartarus: "when Zeus had driven the Titans from heaven, huge Earth bore her youngest child Typhoeus of the love of Tartarus, by the aid of golden Aphrodite".[2] The mythographer Apollodorus (1st or 2nd century AD) adds that Gaia bore Typhon in anger at the gods for their destruction of her offspring the Giants.[3]
Numerous other sources mention Typhon as being the offspring of Gaia, or simply "earth-born", with no mention of Tartarus.[4] However, according to the Homeric Hymn to Apollo (6th century BC), Typhon was the child of Hera alone.[5] Hera, angry at Zeus for having given birth to Athena by himself, prayed to Gaia, Uranus, and the Titans, to give her a son stronger than Zeus, then slapped the ground and became pregnant. Hera gave the infant Typhon to the serpent Python to raise, and Typhon grew up to become a great bane to mortals.[6]

Several sources locate Typhon's birth and dwelling place in Cilicia, and in particular the region in the vicinity of the ancient Cilician coastal city of Corycus (modern Kızkalesi, Turkey). The poet Pindar (c. 470 BC) calls Typhon "Cilician",[7] and says that Typhon was born in Cilicia and nurtured in "the famous Cilician cave",[8] an apparent allusion to the Corycian cave in Turkey.[9] In Aeschylus' Prometheus Bound, Typhon is called the "dweller of the Cilician caves",[10] and both Apollodorus and the poet Nonnus (4th or 5th century AD) have Typhon born in Cilicia.[11]
The b scholia to Iliad 2.783, preserving a possibly Orphic tradition, has Typhon born in Cilicia, as the offspring of Cronus. Gaia, angry at the destruction of the Giants, slanders Zeus to Hera. So Hera goes to Cronus, her and Zeus' father (whom Zeus had overthrown), and Cronus gives Hera two eggs smeared with his own semen, telling her to bury them underground, and that from them would be born one who would overthrow Zeus. Hera, angry at Zeus, buries the eggs in Cilicia "under Arimon", but when Typhon is born, Hera, now reconciled with Zeus, informs him.[12]
Descriptions
[edit]According to Hesiod, Typhon was "terrible, outrageous and lawless",[13] immensely powerful, and on his shoulders were one hundred snake heads, that emitted fire and every kind of noise:
Strength was with his hands in all that he did and the feet of the strong god were untiring. From his shoulders grew a hundred heads of a snake, a fearful dragon, with dark, flickering tongues, and from under the brows of his eyes in his marvelous heads flashed fire, and fire burned from his heads as he glared. And there were voices in all his dreadful heads which uttered every kind of sound unspeakable; for at one time they made sounds such that the gods understood, but at another, the noise of a bull bellowing aloud in proud ungovernable fury; and at another, the sound of a lion, relentless of heart; and at another, sounds like whelps, wonderful to hear; and again, at another, he would hiss, so that the high mountains re-echoed.[14]
The Homeric Hymn to Apollo describes Typhon as "fell" and "cruel", and like neither gods nor men.[15] Three of Pindar's poems have Typhon as hundred-headed (as in Hesiod),[16] while apparently a fourth gives him only fifty heads,[17] but a hundred heads for Typhon became standard.[18] A Chalcidian hydria (c. 540–530 BC), depicts Typhon as a winged humanoid from the waist up, with two snake tails for legs below.[19] Aeschylus calls Typhon "fire-breathing".[20] For Nicander (2nd century BC), Typhon was a monster of enormous strength, and strange appearance, with many heads, hands, and wings, and with huge snake coils coming from his thighs.[21]

Apollodorus describes Typhon as a huge winged monster, whose head "brushed the stars", human in form above the waist, with snake coils below, and fire flashing from his eyes:
In size and strength he surpassed all the offspring of Earth. As far as the thighs he was of human shape and of such prodigious bulk that he out-topped all the mountains, and his head often brushed the stars. One of his hands reached out to the west and the other to the east, and from them projected a hundred dragons' heads. From the thighs downward he had huge coils of vipers, which when drawn out, reached to his very head and emitted a loud hissing. His body was all winged: unkempt hair streamed on the wind from his head and cheeks; and fire flashed from his eyes.
The most elaborate description of Typhon is found in Nonnus's Dionysiaca. Nonnus makes numerous references to Typhon's serpentine nature,[22] giving him a "tangled army of snakes",[23] snaky feet,[24] and hair.[25] According to Nonnus, Typhon was a "poison-spitting viper",[26] whose "every hair belched viper-poison",[27] and Typhon "spat out showers of poison from his throat; the mountain torrents were swollen, as the monster showered fountains from the viperish bristles of his high head",[28] and "the water-snakes of the monster's viperish feet crawl into the caverns underground, spitting poison!".[29]
Following Hesiod and others, Nonnus gives Typhon many heads (though untotaled), but in addition to snake heads,[30] Nonnus also gives Typhon many other animal heads, including leopards, lions, bulls, boars, bears, cattle, wolves, and dogs, which combine to make 'the cries of all wild beasts together',[31] and a "babel of screaming sounds".[32] Nonnus also gives Typhon "legions of arms innumerable",[33] and where Nicander had only said that Typhon had "many" hands, and Ovid had given Typhon a hundred hands, Nonnus gives Typhon two hundred.[34]
Offspring
[edit]According to Hesiod's Theogony, Typhon "was joined in love" to Echidna, a monstrous half-woman and half-snake, who bore Typhon "fierce offspring".[35] First, according to Hesiod, there was Orthrus,[36] the two-headed dog who guarded the Cattle of Geryon, second Cerberus,[37] the multiheaded dog who guarded the gates of Hades, and third the Lernaean Hydra,[38] the many-headed serpent who, when one of its heads was cut off, grew two more. The Theogony next mentions an ambiguous "she", which might refer to Echidna, as the mother of the Chimera (a fire-breathing beast that was part lion, part goat, and had a snake-headed tail) with Typhon then being the father.[39]
While mentioning Cerberus and "other monsters" as being the offspring of Echidna and Typhon, the mythographer Acusilaus (6th century BC) adds the Caucasian Eagle that ate the liver of Prometheus.[40] The mythographer Pherecydes of Athens (5th century BC) also names Prometheus's eagle,[41] and adds Ladon (though Pherecydes does not use this name), the dragon that guarded the golden apples in the Garden of the Hesperides (according to Hesiod, the offspring of Ceto and Phorcys).[42] The lyric poet Lasus of Hermione (6th century BC) adds the Sphinx.[43]
Later authors mostly retain these offspring of Typhon by Echidna, while adding others. Apollodorus, in addition to naming as their offspring Orthrus, the Chimera (citing Hesiod as his source) the Caucasian Eagle, Ladon, and the Sphinx, also adds the Nemean lion (no mother is given), and the Crommyonian Sow, killed by the hero Theseus (unmentioned by Hesiod).[44]
Hyginus (1st century BC),[45] in his list of offspring of Typhon (all by Echidna), retains from the above: Cerberus, the Chimera, the Sphinx, the Hydra and Ladon, and adds "Gorgon" (by which Hyginus means the mother of Medusa, whereas Hesiod's three Gorgons, of which Medusa was one, were the daughters of Ceto and Phorcys), the Colchian dragon that guarded the Golden Fleece[46] and Scylla.[47] The Harpies, in Hesiod the daughters of Thaumas and the Oceanid Electra,[48] in one source, are said to be the daughters of Typhon.[49]
The sea serpents which attacked the Trojan priest Laocoön, during the Trojan War, were perhaps supposed to be the progeny of Typhon and Echidna.[50] According to Hesiod, the defeated Typhon is the father of destructive storm winds.[51]
Battle with Zeus
[edit]Typhon challenged Zeus for rule of the cosmos.[52] The earliest mention of Typhon, and his only occurrence in Homer, is a passing reference in the Iliad to Zeus striking the ground around where Typhon lies defeated.[53] Hesiod's Theogony gives the first account of their battle. According to Hesiod, without the quick action of Zeus, Typhon would have "come to reign over mortals and immortals".[54] In the Theogony Zeus and Typhon meet in cataclysmic conflict:
[Zeus] thundered hard and mightily: and the earth around resounded terribly and the wide heaven above, and the sea and Ocean's streams and the nether parts of the earth. Great Olympus reeled beneath the divine feet of the king as he arose and earth groaned thereat. And through the two of them heat took hold on the dark-blue sea, through the thunder and lightning, and through the fire from the monster, and the scorching winds and blazing thunderbolt. The whole earth seethed, and sky and sea: and the long waves raged along the beaches round and about at the rush of the deathless gods: and there arose an endless shaking. Hades trembled where he rules over the dead below, and the Titans under Tartarus who live with Cronos, because of the unending clamor and the fearful strife.[55]
Zeus with his thunderbolt easily overcomes Typhon,[56] who is thrown down to earth in a fiery crash:
So when Zeus had raised up his might and seized his arms, thunder and lightning and lurid thunderbolt, he leaped from Olympus and struck him, and burned all the marvellous heads of the monster about him. But when Zeus had conquered him and lashed him with strokes, Typhoeus was hurled down, a maimed wreck, so that the huge earth groaned. And flame shot forth from the thunderstricken lord in the dim rugged glens of the mount, when he was smitten. A great part of huge earth was scorched by the terrible vapor and melted as tin melts when heated by men's art in channelled crucibles; or as iron, which is hardest of all things, is shortened by glowing fire in mountain glens and melts in the divine earth through the strength of Hephaestus. Even so, then, the earth melted in the glow of the blazing fire.[57]
Defeated, Typhon is cast into Tartarus by an angry Zeus.[58]
Epimenides (7th or 6th century BC) seemingly knew a different version of the story, in which Typhon enters Zeus' palace while Zeus is asleep, but Zeus awakes and kills Typhon with a thunderbolt.[59] Pindar apparently knew of a tradition which had the gods, in order to escape from Typhon, transform themselves into animals, and flee to Egypt.[60] Pindar calls Typhon the "enemy of the gods",[61] and says that he was defeated by Zeus' thunderbolt.[62] In one poem Pindar has Typhon being held prisoner by Zeus under Etna,[63] and in another says that Typhon "lies in dread Tartarus", stretched out underground between Mount Etna and Cumae.[64] In Aeschylus' Prometheus Bound, a "hissing" Typhon, his eyes flashing, "withstood all the gods", but "the unsleeping bolt of Zeus" struck him, and "he was burnt to ashes and his strength blasted from him by the lightning bolt. And now, a helpless and a sprawling bulk, he lies hard by the narrows of the sea, pressed down beneath the roots of Aetna; while on the topmost summit Hephaestus sits and hammers the molten ore. There, one day, shall burst forth [370] rivers of fire,1with savage jaws devouring the level fields of Sicily, land of fair fruit—such boiling rage shall Typho, although charred by the blazing lightning of Zeus, send spouting forth with hot jets of appalling, fire-breathing surge."[65]
According to Pherecydes of Athens, during his battle with Zeus, Typhon first flees to the Caucasus, which begins to burn, then to the volcanic island of Pithecussae (modern Ischia), off the coast of Cumae, where he is buried under the island.[66] Apollonius of Rhodes (3rd century BC), like Pherecydes, presents a multi-stage battle, with Typhon being struck by Zeus' thunderbolt on mount Caucasus, before fleeing to the mountains and plain of Nysa, and ending up (as already mentioned by the fifth-century BC Greek historian Herodotus) buried under Lake Serbonis in Egypt.[67]
Like Pindar, Nicander has all the gods, but Zeus and Athena, transform into animal forms and flee to Egypt: Apollo became a hawk, Hermes an ibis, Ares a fish, Artemis a cat, Dionysus a goat, Heracles a fawn, Hephaestus an ox, and Leto a mouse.[68]
The geographer Strabo (c. 20 AD) gives several locations which were associated with the battle. According to Strabo, Typhon was said to have cut the serpentine channel of the Orontes River, which flowed beneath the Syrian Mount Kasios (modern Jebel Aqra), while fleeing from Zeus,[69] and some placed the battle at Catacecaumene ("Burnt Land"),[70] a volcanic plain, on the upper Gediz River, between the ancient kingdoms of Lydia, Mysia and Phrygia, near Mount Tmolus (modern Bozdağ) and Sardis the ancient capital of Lydia.[71]
In the versions of the battle given by Hesiod, Aeschylus and Pindar, Zeus' defeat of Typhon is straightforward; however, a more involved version of the battle is given by Apollodorus.[72] No early source gives any reason for the conflict, but Apollodorus's account seemingly implies that Typhon had been produced by Gaia to avenge the destruction, by Zeus and the other gods, of the Giants, a previous generation of offspring of Gaia. According to Apollodorus, Typhon, "hurling kindled rocks", attacked the gods, "with hissings and shouts, spouting a great jet of fire from his mouth." Seeing this, the gods transformed into animals and fled to Egypt (as in Pindar and Nicander). However "Zeus pelted Typhon at a distance with thunderbolts, and at close quarters struck him down with an adamantine sickle".[73] Wounded, Typhon fled to the Syrian Mount Kasios, where Zeus "grappled" with him. But Typhon, twining his snaky coils around Zeus, was able to wrest away the sickle and cut the sinews from Zeus' hands and feet. Typhon carried the disabled Zeus across the sea to the Corycian cave in Cilicia where he set the she-serpent Delphyne to guard over Zeus and his severed sinews, which Typhon had hidden in a bearskin. But Hermes and Aegipan (possibly another name for Pan)[74] stole the sinews and gave them back to Zeus. His strength restored, Zeus chased Typhon to mount Nysa, where the Moirai tricked Typhon into eating "ephemeral fruits" which weakened him. Typhon then fled to Thrace, where he threw mountains at Zeus, which were turned back on him by Zeus' thunderbolts, and the mountain where Typhon stood, being drenched with Typhon's blood, became known as Mount Haemus (Bloody Mountain). Typhon then fled to Sicily, where Zeus threw Mount Etna on top of Typhon burying him, and so finally defeated him.
Oppian (2nd century AD) says that Pan helped Zeus in the battle by tricking Typhon to come out from his lair, and into the open, by the "promise of a banquet of fish", thus enabling Zeus to defeat Typhon with his thunderbolts.[75]
Nonnus's Dionysiaca
[edit]
The longest and most involved version of the battle appears in Nonnus's Dionysiaca (late 4th or early 5th century AD).[76] Zeus hides his thunderbolts in a cave, so that he might seduce the maiden Pluto, and so produce Tantalus. But smoke rising from the thunderbolts, enables Typhon, under the guidance of Gaia, to locate Zeus's weapons, steal them, and hide them in another cave.[77] Immediately Typhon extends "his clambering hands into the upper air" and begins a long and concerted attack upon the heavens.[78] Then "leaving the air" he turns his attack upon the seas.[79] Finally Typhon attempts to wield Zeus' thunderbolts, but they "felt the hands of a novice, and all their manly blaze was unmanned."[80]
Now Zeus' sinews had somehow – Nonnus does not say how or when — fallen to the ground during their battle, and Typhon had taken them also.[81] But Zeus devises a plan with Cadmus and Pan to beguile Typhon.[82] Cadmus, disguised as a shepherd, enchants Typhon by playing the panpipes, and Typhon entrusting the thunderbolts to Gaia, sets out to find the source of the music he hears.[83] Finding Cadmus, he challenges him to a contest, offering Cadmus any goddess as wife, excepting Hera whom Typhon has reserved for himself.[84] Cadmus then tells Typhon that, if he liked the "little tune" of his pipes, then he would love the music of his lyre – if only it could be strung with Zeus' sinews.[85] So Typhon retrieves the sinews and gives them to Cadmus, who hides them in another cave, and again begins to play his bewitching pipes, so that "Typhoeus yielded his whole soul to Cadmos for the melody to charm".[86]
With Typhon distracted, Zeus takes back his thunderbolts. Cadmus stops playing, and Typhon, released from his spell, rushes back to his cave to discover the thunderbolts gone. Incensed Typhon unleashes devastation upon the world: animals are devoured, (Typhon's many animal heads each eat animals of its own kind), rivers turned to dust, seas made dry land, and the land "laid waste".[87]
The day ends with Typhon yet unchallenged, and while the other gods "moved about the cloudless Nile", Zeus waits through the night for the coming dawn.[88] Victory "reproaches" Zeus, urging him to "stand up as champion of your own children!"[89] Dawn comes and Typhon roars out a challenge to Zeus.[90] And a cataclysmic battle for "the sceptre and throne of Zeus" is joined. Typhon piles up mountains as battlements and with his "legions of arms innumerable", showers volley after volley of trees and rocks at Zeus, but all are destroyed, or blown aside, or dodged, or thrown back at Typhon. Typhon throws torrents of water at Zeus' thunderbolts to quench them, but Zeus is able to cut off some of Typhon's hands with "frozen volleys of air as by a knife", and hurling thunderbolts is able to burn more of Typhon's "endless hands", and cut off some of his "countless heads". Typhon is attacked by the four winds, and "frozen volleys of jagged hailstones."[91] Gaia tries to aid her burnt and frozen son.[92] Finally Typhon falls, and Zeus shouts out a long stream of mocking taunts, telling Typhon that he is to be buried under Sicily's hills, with a cenotaph over him which will read "This is the barrow of Typhoeus, son of Earth, who once lashed the sky with stones, and the fire of heaven burnt him up".[93]
Burial and cause of volcanic activity
[edit]Etna and Ischia
[edit]Most accounts have the defeated Typhon buried under either Mount Etna in Sicily, or the volcanic island of Ischia, the largest of the Phlegraean Islands off the coast of Naples, with Typhon being the cause of volcanic eruptions and earthquakes.
Though Hesiod has Typhon simply cast into Tartarus by Zeus, some have read a reference to Mount Etna in Hesiod's description of Typhon's fall:
And flame shot forth from the thunderstricken lord in the dim rugged glens of the mount when he was smitten. A great part of huge earth was scorched by the terrible vapor and melted as tin melts when heated by men's art in channelled crucibles; or as iron, which is hardest of all things, is shortened by glowing fire in mountain glens and melts in the divine earth through the strength of Hephaestus. Even so, then, the earth melted in the glow of the blazing fire.[94]
The first certain references to Typhon buried under Etna, as well as being the cause of its eruptions, occur in Pindar:
Son of Cronus, you who hold Aetna, the wind-swept weight on terrible hundred-headed Typhon,[95]
and:
among them is he who lies in dread Tartarus, that enemy of the gods, Typhon with his hundred heads. Once the famous Cilician cave nurtured him, but now the sea-girt cliffs above Cumae, and Sicily too, lie heavy on his shaggy chest. And the pillar of the sky holds him down, snow-covered Aetna, year-round nurse of bitter frost, from whose inmost caves belch forth the purest streams of unapproachable fire. In the daytime her rivers roll out a fiery flood of smoke, while in the darkness of night the crimson flame hurls rocks down to the deep plain of the sea with a crashing roar. That monster shoots up the most terrible jets of fire; it is a marvellous wonder to see, and a marvel even to hear about when men are present. Such a creature is bound beneath the dark and leafy heights of Aetna and beneath the plain, and his bed scratches and goads the whole length of his back stretched out against it.[96]
Thus Pindar has Typhon in Tartarus, and buried under not just Etna, but under a vast volcanic region stretching from Sicily to Cumae (in the vicinity of modern Naples), a region which presumably also included Mount Vesuvius, as well as Ischia.[97]
Many subsequent accounts mention either Etna[98] or Ischia.[99] In Prometheus Bound, Typhon is imprisoned underneath Etna, while above him Hephaestus "hammers the molten ore", and in his rage, the "charred" Typhon causes "rivers of fire" to pour forth. Ovid has Typhon buried under all of Sicily, with his left and right hands under Pelorus and Pachynus, his feet under Lilybaeus, and his head under Etna; where he "vomits flames from his ferocious mouth". And Valerius Flaccus has Typhon's head under Etna, and all of Sicily shaken when Typhon "struggles". Lycophron has both Typhon and Giants buried under the island of Ischia. Virgil, Silius Italicus and Claudian, all calling the island "Inarime", have Typhon buried there. Strabo, calling Ischia "Pithecussae", reports the "myth" that Typhon lay buried there, and that when he "turns his body the flames and the waters, and sometimes even small islands containing boiling water, spout forth."[100]
In addition to Typhon, other mythological beings were also said to be buried under Mount Etna and the cause of its volcanic activity. Most notably the Giant Enceladus was said to be entombed under Etna, the volcano's eruptions being the breath of Enceladus, and its tremors caused by the Giant rolling over from side to side beneath the mountain.[101] Also said to be buried under Etna were the Hundred-hander Briareus,[102] and Asteropus who was perhaps one of the Cyclopes.[103]
Boeotia
[edit]Typhon's final resting place was apparently also said to be in Boeotia.[104] The Hesiodic Shield of Heracles names a mountain near Thebes Typhaonium, perhaps reflecting an early tradition which also had Typhon buried under a Boeotian mountain.[105] And some apparently claimed that Typhon was buried beneath a mountain in Boeotia, from which came exhalations of fire.[106]
"Couch of Typhoeus"
[edit]Homer describes a place he calls the "couch [or bed] of Typhoeus", which he locates in the land of the Arimoi (εἰν Ἀρίμοις), where Zeus lashes the land about Typhoeus with his thunderbolts.[107] Presumably this is the same land where, according to Hesiod, Typhon's mate Echidna keeps guard "in Arima" (εἰν Ἀρίμοισιν).[108]
But neither Homer nor Hesiod say anything more about where these Arimoi or this Arima might be. The question of whether an historical place was meant, and its possible location, has been, since ancient times, the subject of speculation and debate.[109]
Strabo discusses the question in some detail.[110] Several locales, Cilicia, Syria, Lydia, and the island of Ischia, all places associated with Typhon, are given by Strabo as possible locations for Homer's "Arimoi".
Pindar has his Cilician Typhon slain by Zeus "among the Arimoi",[111] and the historian Callisthenes (4th century BC), located the Arimoi and the Arima mountains in Cilicia, near the Calycadnus river, the Corycian cave and the Sarpedon promomtory.[112] The b scholia to Iliad 2.783, mentioned above, says Typhon was born in Cilicia "under Arimon",[113] and Nonnus mentions Typhon's "bloodstained cave of Arima" in Cilicia.[114]
Just across the Gulf of Issus from Corycus, in ancient Syria, was Mount Kasios (modern Jebel Aqra) and the Orontes River, sites associated with Typhon's battle with Zeus,[115] and according to Strabo, the historian Posidonius (c. 2nd century BC) identified the Arimoi with the Aramaeans of Syria.[116]
Alternatively, according to Strabo, some placed the Arimoi at Catacecaumene,[117] while Xanthus of Lydia (5th century BC) added that "a certain Arimus" ruled there.[118] Strabo also tells us that for "some" Homer's "couch of Typhon" was located "in a wooded place, in the fertile land of Hyde", with Hyde being another name for Sardis (or its acropolis), and that Demetrius of Scepsis (2nd century BC) thought that the Arimoi were most plausibly located "in the Catacecaumene country in Mysia".[119] The 3rd-century BC poet Lycophron placed the lair of Typhon's mate Echidna in this region.[120]
Another place, mentioned by Strabo, as being associated with Arima, is the island of Ischia, where according to Pherecydes of Athens, Typhon had fled, and in the area where Pindar and others had said Typhon was buried. The connection to Arima, comes from the island's Greek name Pithecussae, which derives from the Greek word for monkey, and according to Strabo, residents of the island said that "arimoi" was also the Etruscan word for monkeys.[121]
Name
[edit]Typhon's name has a number of variants.[122] The earliest forms,Typhoeus and Typhaon, occur prior to the 5th century BC. Homer uses Typhoeus,[123] Hesiod and the Homeric Hymn to Apollo use both Typhoeus and Typhaon.[124] The later forms Typhos and Typhon occur from the 5th century BC onwards, with Typhon becoming the standard form by the end of that century.
Though several possible derivations of the name Typhon have been suggested, the derivation remains uncertain.[125] Consistent with Hesiod's making storm winds Typhon's offspring, some have supposed that Typhon was originally a wind-god, and ancient sources associated him with the Greek words tuphon, tuphos meaning "whirlwind".[126] Other theories include derivation from a Greek root meaning "smoke" (consistent with Typhon's identification with volcanoes),[127] from an Indo-European root (*dhuH-) meaning "abyss" (making Typhon a "Serpent of the Deep"),[128][129] and from Sapõn the Phoenician name for the Ugaritic god Baal's holy mountain Jebel Aqra (the classical Mount Kasios) associated with the epithet Baʿal Sapōn.[130]
The name may have influenced the Persian word tūfān which is a source of the meteorological term typhoon.[131]
Comparative mythology
[edit]Succession myth
[edit]Тифономахия — битва Зевса с Тифоном и его поражение — является лишь частью более крупного «мифа о преемственности», изложенного в « Теогонии » Гесиода . [132] Миф о преемственности Гесиода описывает, как Уран , первоначальный правитель космоса, спрятал свое потомство внутри Гайи , но был свергнут своим -титаном сыном Кроносом , который кастрировал Уран, и как, в свою очередь, Кронос проглотил своих детей, когда они родились. , сам был свергнут своим сыном Зевсом, мать которого дала Кроносу камень, завернутый в пеленки, чтобы он проглотил вместо Зевса. Однако затем Зевс сталкивается с последним противником, Тифоном, которого он быстро побеждает. Теперь, очевидно, высшая сила в космосе, Зевс избран царем богов. Затем Зевс основывает и защищает свое царство посредством распределения различных функций и обязанностей между другими богами, а также посредством брака. Наконец, проглотив свою первую жену Метиду , которой суждено было произвести на свет сына, более сильного, чем он сам, Зевс способен положить конец циклу преемственности.
Питон
[ редактировать ]История Тифона, кажется, связана с историей другого чудовищного потомка Геи: Пифона , змея, убитого Аполлоном в Дельфах . [133] предполагая возможное общее происхождение. [134] Помимо сходства имен, их общего происхождения и того факта, что оба были змееподобными монстрами, убитыми в единоборстве с олимпийским богом, существуют и другие связи между историями о Тифоне и историями о Пифоне . [135]
Хотя дельфийским чудовищем, убитым Аполлоном , обычно называют змея-самца Пифона, в гомеровском «Гимне Аполлону» , самом раннем повествовании об этой истории, бог убивает безымянную змею ( дракаину ), впоследствии названную Дельфиной , которая была Приемная мать Тифона. [136] Дельфина и Ехидна, помимо того, что обе они тесно связаны с Тифоном — одна как мать, другая как партнер, — имеют и другие общие черты. [137] Обе были полудева и полузмея, [138] чума для мужчин, [139] и связан с Корикийской пещерой в Киликии. [140]
Пифон также, возможно, был связан с другой Корикийской пещерой , отличной от той, что была в Киликии, на этот раз на склонах Парнаса над Дельфами, и точно так же, как Корикийская пещера в Киликии считалась логовом Тифона и Ехидны и была связана с битвой Тифона с Зевсом. , есть основания полагать, что Корикийская пещера над Дельфами должна была быть логовом Пифона (или Дельфины) и была связана с его (или ее) битвой с Аполлоном. [141]
Ближневосточное влияние
[ редактировать ]По крайней мере, еще со времен Пиндара и, возможно, еще с Гомера и Гесиода (с их ссылками на Аримои и Арима), место рождения Тифона и битва с Зевсом были связаны с различными ближневосточными местами в Киликии и Сирии, включая Корикианскую пещеру. Гора Касиос и река Оронт. Помимо этого совпадения места, миф о преемственности Гесиода (включая Тифономахию), а также другие греческие версии этих мифов демонстрируют и другие параллели с несколькими древними ближневосточными предшественниками, и обычно считается, что греческие версии тесно связаны с и под влиянием этих ближневосточных коллег. [142] В частности, считается, что на Тифономахию повлияли несколько ближневосточных мифов об убийствах монстров. [143]
Месопотамия
[ редактировать ]Три родственных мифа о борьбе бога и монстра из Месопотамии датируются по крайней мере началом второго тысячелетия до нашей эры или ранее. Это битвы бога Нинурты с чудовищами Асагом и Анзу и битва бога Мардука с чудовищной Тиамат.
Нинурта против Асага
[ редактировать ]«Лугал-э» поэма конца третьего тысячелетия до нашей эры , шумерская , рассказывает историю битвы между месопотамским богом-героем Нинуртой и ужасным чудовищем Асагом . [144] Как и Тифон, Асаг был чудовищным шипящим отпрыском Земли ( Ки ), который стал могущественным и бросил вызов правлению Нинурты, который, как и Зевс, был богом бури, использующим ветры и наводнения в качестве оружия. Как и в рассказе Гесиода о Тифономахии, во время битвы Асаг и Нинурта подожгли ландшафт. И, как и Тифон Аполлодора, Асаг, очевидно, одержал первоначальную победу, прежде чем был окончательно побежден Нинуртой.
Нинурта против. Анзу
[ редактировать ]
начала второго тысячелетия до нашей эры Аккадский эпос «Анзу» рассказывает историю еще одной битвы Нинурты с чудовищным соперником. [145] Этот второй враг — крылатое чудовище Анзу , еще один потомок Земли. Подобно Тифону Гесиода, Анзу рычала, как лев, [146] и был источником разрушительных штормовых ветров. Нинурта уничтожает Анзу на склоне горы и изображается хлещущим землю, где лежал Анзу, ливнем и паводковыми водами, точно так же, как Гомер заставляет Зевса хлестать землю вокруг Тифона своими молниями. [147]
Мардук против Тиамат
[ редактировать ]начала второго тысячелетия до нашей эры Вавилонско - аккадский эпос «Энума Элиш» рассказывает историю битвы вавилонского верховного бога Мардука с Тиамат , олицетворением Моря. [148] Подобно Зевсу, Мардук был богом бури, который использовал ветер и молнии в качестве оружия и который, прежде чем он сможет стать царем богов, должен победить огромного и грозного врага в единоборстве. [149] На этот раз чудовище женского пола и может быть связано с пифийской драконицей Дельфиной . [150] или подругу Тифона Ехидну, поскольку, как и Ехидна, Тиамат была матерью выводка монстров. [151]
Гора Касиос
[ редактировать ]Как и «Тифономахия», некоторые ближневосточные мифы повествуют о битвах между богом бури и змеиным монстром, связанным с горой Касиос, современной Джебель-Акрой . Эти мифы обычно считаются истоками мифа о битве Зевса с Тифоном. [152]
Баал Сапон против. Ням
[ редактировать ]С южной стороны Джебель-Акры идет история о Баал Сапоне и Ямме , обожествленном море (подобном Тиамат выше). Фрагментарные угаритские таблички, датированные четырнадцатым или тринадцатым веком до нашей эры, рассказывают историю битвы ханаанского бога бури Баала Сапона с чудовищным Яммом на горе Сапуна (ханаанское название более поздней греческой горы Касиос). Баал побеждает Ямма двумя метательными дубинами (молниями?), названными «Экспеллер» и «Преследователь», которые летят, как орлы, из рук бога бури. семиглавого змея Другие таблички связывают победу змеиного Ямма с убийством (Литана/Лотана) , очевидно соответствующего библейскому Левиафану . [153]
Тархунна против. Иллуянка
[ редактировать ]
С северной стороны Джебель-Акры пришли хеттские мифы, ок. 1250 г. до н. э., в которых рассказывается две версии битвы бога бури Тархунны (Тархунты) со змеем Иллуянкой (ами) . [154] В обеих этих версиях Тархунна терпит первоначальное поражение от Иллуянки. По одной из версий, Тархунна обращается за помощью к богине Инаре , которая выманивает Иллуянку из его логова банкетом, тем самым позволяя Тархунне застать врасплох и убить Иллуянку. В другой версии Иллуянка крадет сердце и глаза побежденного бога, но сын Тархунны женится на дочери Иллуянки и может вернуть украденные части тела Тархунны, после чего Тархунна убивает Иллуянку.
Эти истории особенно напоминают детали, найденные в отчетах «Тифономахии» Аполлодора, Оппиана и Нонна, которые, хотя и являются поздними, возможно, сохраняют гораздо более ранние версии: [155] Первоначальное поражение бога бури (Аполлодор, Нонн), потеря жизненно важных частей тела (сухожилий: Аполлодор, Нонн), помощь союзников (Гермес и Эгипан: Аполлодор; Кадмос и Пан: Нонн; Пан: Оппиан), заманивание змеиного противника из его логова посредством обмана пиршества (Оппиан, или музыкой: Ноннус).
Тешуб против Хедамму и Улликумми
[ редактировать ]Еще один ц. 1250 г. до н.э. Хеттский текст, заимствованный у хурритов , повествует о хурритском боге бури Тешубе (с которым стали отождествлять хеттскую Тархунну), который жил на горе Хацци (хурритское название Джебель-Акры), и его битве с морем. змея Хедамму. И снова богу бури помогает богиня Сауска (эквивалент Инару), которая на этот раз соблазняет чудовище музыкой (как в Ноннусе), выпивкой и сексом, успешно выманивая змея из его логова в море. [156] Точно так же, как Тифономахию можно рассматривать как продолжение Титаномахии, другого хеттского текста, заимствованного у хурритов, « Песни об Улликумми », своего рода продолжения хеттских мифов о преемственности «царства на небесах», о которых рассказывает история Тешуба и Хедамму. часть, повествует о втором монстре, на этот раз сделанном из камня, по имени Улликумми, которого Тешуб должен победить, чтобы обеспечить свое правление. [157]
Набор
[ редактировать ]По-видимому, еще со времен Гекатея Милетского ( ок. 550 г. до н. э. – ок. 476 г. до н. э. ) Тифон отождествлялся с Сетом , египетским богом хаоса и бурь. [158] Эту синкретизацию с египетской мифологией можно также увидеть в истории, очевидно известной еще в Пиндаре, о Тифоне, преследующем богов в Египет, и богах, превращающихся в животных. [159] Такая история возникла, возможно, как способ объяснить грекам существование египетских богов в форме животных. [160] Геродот также отождествил Тифона с Сетом, сделав его предпоследним божественным царем Египта. Геродот говорит, что Тифон был свергнут Осириса сыном Гором , которого Геродут приравнивает к Аполлону (при этом Осирис приравнивается к Дионису ), [161] а после своего поражения от Гора Тифон «предположительно был спрятан» в « Сербонском болоте » (отождествляемом с современным озером Бардавиль ) в Египте. [162]
Путаница с гигантами
[ редактировать ]Тифон очень похож на старшее поколение потомков Геи, Гигантов . [163] Они, как и их младший брат Тифон после них, бросили вызов Зевсу за господство над космосом, [164] (в более поздних изображениях) изображались змееногими, [165] и в конечном итоге оказываются погребенными под вулканами. [166]
Хотя в ранних отчетах Тифон различался, в более поздних отчетах его часто считали одним из Гигантов. [167] Римский мифограф Гигин (64 г. до н. э. – 17 г. н. э.) включает Тифона в свой список гигантов. [168] в то время как римский поэт Гораций (65–8 до н. э.) упоминает Тифона вместе с гигантами Мимасом , Порфирионом и Энцеладом , как вместе сражавшимися с Афиной во время Гигантомахии. [169] « Астрономика » , приписываемая римскому поэту и астрологу I века нашей эры Марку Манилию . [170] и греческий поэт конца 4-го века - начала 5-го века Ноннус также считают Тифона одним из гигантов. [171]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Огден 2013a, с. 69 ; Ганц, с. 50; ЛИМЦ Тифон 14 .
- ^ Гесиод , Теогония 820–822 . Аполлодор , 1.6.3 , и Гигин , Fabulae Preface также считают Тифона потомком Геи и Тартара. Однако у Гигина, Fabulae 152, Тифон является потомком Тартара и Тартары, где, по мнению Фонтенроуза, с. 77 , Тартара «без сомнения, сама [Гея] под именем, обозначающим все, что лежит под землей».
- ^ Аполлодор , 1.6.3 .
- ^ Эсхил , Семь против Фив 522–523 ; Эсхил (?), Прометей связанный 353 ; Никандр , в Antoninus Liberalis 28 ; Вергилий Георгика 1. 278–279 ; Овидий , Метаморфозы 5.321–331 ; Манилий , Astronomica 2.874–875 (стр. 150, 153) ; Лукан , Фарсалия 4.593–595 ; Нонн , Дионисия 1.154–155 (I стр. 14–15) .
- ^ Гомеровский гимн Аполлону 305–355 ; Фонтенроуз, с. 72 ; Ганц, с. 49. Стесихор ( ок. 630 – 555 до н. э.), по-видимому, также заставил Геру произвести Тифона одного, чтобы «назло Зевсу», см. Фрагмент 239 (Кэмпбелл, стр. 166–167 ); Вест 1966, с. 380; но см. Fontenrose, p. 72 н. 5 .
- ↑ Что касается того, что Тифон является проклятием для смертных, Ганц, стр. 49, отмечает странность такого описания для того, кто бросит вызов богам.
- ^ Пиндар , Пифиан 8.15–16 .
- ^ Пиндар , Пифиан 1.15–17 .
- ^ Фонтенроуз, стр. 72–73 ; Вест 1966, с. 251 строка 304 в Аримоазене ( c ).
- ^ Эсхил (?), Прометей связан 353–356 ; Ганц, с. 49.
- ^ Аполлодор , 1.6.3 ; Нонн , Дионисия 1.140 (I стр. 12–13) , 1.154. (I стр. 14–15) , 1.258–260 (I стр. 20–23) , 1.321 (I стр. 26–27) , 2.35 (I стр. 46–47) , 2.631 и далее. (1 стр. 90–91) .
- ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд. стр. 59–60 нет. 52 ; Огден 2013b, стр. 36–38 ; Фонтенроуз, с. 72 ; Ганц, стр. 50–51, Огден 2013a, с. 76 н. 46 . Огден 2013a, с. 150, н. 6, похоже, делает вывод из того факта, что яйца были похоронены под землей, что Земля (Гея) считалась матерью.
- ^ Гесиод , Теогония 306–307 .
- ^ Гесиод , Теогония 823–835 .
- ^ Гомеровский гимн Аполлону 306 , 351–352 . Ганц, с. 49, предполагает, что Тифон, переданный на воспитание Пифону, «может указывать на сходство со змеями».
- ^ Пиндар , Пифиан 1.16 , 8.16 , Олимпиец 4.6–7 .
- ^ Пиндар , фрагмент 93 апуд Страбон , 13.4.6 (Раса, стр. 328–329 ).
- ^ Огден 2013a, с. 71 ; например, Эсхил (?), Прометей, связанный 355 ; Аристофан , «Облака 336» ; Гигин , Басни 152 , Оппиан , Галиевтика 3.15–25 (стр. 344–347) .
- ^ Огден 2013a, с. 69 ; Ганц, с. 50; Мюнхенская антикварная коллекция 596 = LIMC Typhon 14 .
- ^ Эсхил , Семь против Фив 511 .
- ^ Никандр , рядом с Антонином Либералисом 28 ; Ганц, с. 50.
- ^ Огден 2013a, с. 72 .
- ^ Нонн , Дионисия 1.187 (I стр. 16–17) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.30, 36 (I стр. 46–47) , 2.141 (I стр. 54–55) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.173 (I стр. 16–17) , 2.32 (I стр. 46–47)
- ^ Нонн , Дионисия 1.218 (I стр. 18–19) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.508–509 (I стр. 38–41) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.31–33 (I стр. 46–47) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.141–142 (I стр. 54–55) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.243 (I стр. 62–63) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.154–162 (I стр. 14–15) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.444–256 (I стр. 62–65) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.381 (I стр. 72–73) ; также 2.244 (I стр. 62–63) («Тифей многорукий»).
- ^ Овидий , Метаморфозы 3.301 ; Нонн , Дионисия 1.297 (I стр. 24–25) , 2.343 (I стр. 70–71) , 2.621 (I стр. 90–91) .
- ^ Гесиод , Теогония 306–314 . Сравните с Ликофроном , Александра 1351 и сл. (стр. 606–607) , где Ехидна упоминается как супруга Тифона ( δάμαρ ).
- ^ Аполлодор , Библиотека 2.5.10 также содержит Ортра как потомка Тифона и Ехидны. Квинт Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 6.249–262 (стр. 272–273) считает Цербера потомком Тифона и Ехидны, а Ортра — его братом.
- ^ Акусилай , фр. 13 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 11 ; Фриман, стр. 15, фрагмент 6 ), Гигин , Fabulae Preface , 151 , и Квинт Смирней, loc. цит. , также есть Цербер как потомок Тифона и Ехидны. Бакхилиды , Ode 5.62 , Sophocles , Women of Trachis 1097–1099 , Callimachus , Fragment 515 Pfeiffer (Trypanis, стр. 258–259 ), овидий , метаморфозы 4,500–501 , 7,406–409 , все имеют Цербер в качестве нефтспрессии. ни один отец не назван.
- ^ Гигин , Fabulae Preface , 30 (упоминается только Тифон), 151 также имеет Гидру и является потомком Ехидны и Тифона.
- ^ Гесиод , Теогония , 319 . Референт «она» в строке 319 неясен, см. Gantz, p. 22; Клей, с. 159, с н. 34 .
- ^ Акусилай , фр. 13 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 11 ; Фриман, стр. 15, фрагмент 6 ); Фаулер 2013, с. 28 ; Ганц, с. 22; Огден 2013a, стр. 149–150 .
- ^ Ферекид Афинский , фр. 7 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 278 ); Фаулер 2013, стр. 21 , 27–28 ; Ганц, с. 22; Огден 2013a, стр. 149–150 .
- ^ Ферекид Афинский , фр. 16b Фаулер (Фаулер 2000, стр. 286 ); Гесиод, Теогония 333–336 ; Фаулер 2013, с. 28 ; Огден 2013а, с. 149 н. 3 ; Гошек, с. 678. Первым, кто назвал дракона Ладоном, является Аполлоний Родосский , Argonautica 4.1396 (стр. 388–389) , что делает Ладона земнородным, см. Fowler 2013, p. 28 н. 97 . Цец , Хилиадес 2.36.360 (Кисслинг, стр. 54 ; английский перевод: Берковиц, стр. 33 ), также Тифон является отцом Ладона.
- ↑ Ласус Гермионы , фрагмент 706A (Кэмпбелл, стр. 310–311). Еврипид , «Финикийские женщины» , 1019–1020 гг .; Огден 2013а, с. 149 н. 3 матью является Ехидна, без упоминания отца. Гесиод упоминает Сфинкса (и Немейского льва ) как потомка сына Ехидны Ортра, используя другое двусмысленное «она» в строке 326 (см. Клей, стр. 159, с № 34 ), читаемое по-разному как Химера, Сама Ехидна или даже Чето.
- ^ Аполлодор , Библиотека 2.5.10 (Орф), 2.3.1 (Химера), 2.5.11 (Кавказский орел), 2.5.11 (Ладон), 3.5.8 (Сфинкс), 2.5.1 (Немейский лев), Эпитом 1.1 (Кроммионская свинья).
- ^ Гигин , к басням Предисловие , 151 .
- ^ Сравните с Аполлонием Родосским , Argonautica , 2.1208–1215 (стр. 184–185) , где дракон является потомком Геи от Тифона (Гошек, стр. 678).
- ^ См. также Вергилий , Цирис 67; Лайн, стр. 130–131 . Другие дают для Сциллы других родителей. Некоторые авторы называют Кратеиду матерью Сциллы, см. Гомер , Одиссея 12.124–125 ; Овидий , Метаморфозы 13.749 ; Аполлодор , E7.20 ; Сервий о Вергилии Энеиде 3.420; и учеба. по Платону , Республика 9.588c. Ни Гомер, ни Овидий не упоминают отца, но Аполлодор говорит, что отцом был Триен (или Тритон ?) или Форк, аналогично схолиаст Платона, возможно, вслед за Аполлодером, называет отцом Тиррена или Форка, тогда как Евстафий у Гомера, Одиссея 12.85, дает имя отца. отец как Тритон. Гесиодический Мегалай Эхоай (фр. 262 МВт = Большинство 200 ) называет Гекату и Форбаса родителями Сциллы, а Акусилай , фр. 42 Фаулер (Фаулер 2013, стр. 32 ) говорит, что родителями Сциллы были Геката и Форкис (так же, как и схол. Одиссея 12.85). Аполлоний Родосский , Argonautica 4. 828–829 (стр. 350–351) говорит, что «Геката, называемая Кратеидой», и Форкис были родителями Сциллы. Семос Делосский ( FGrHist 396 F 22) говорит, что Кратеида была дочерью Гекаты и Тритона и матерью Сциллы от Деймоса. Стесихор , F220 PMG (Кэмпбелл, стр. 132–133) называет Ламию матерью Сциллы, возможно, Ламии, которая была дочерью Посейдона . Обсуждение происхождения Сциллы см. Fowler 2013, p. 32 , Огден 2013а, с. 134 ; Ганц, стр. 731–732; и записка Фрейзера к Аполлодору, E7.20 .
- ^ Гесиод, Теогония , 265–269 ; то же самое относится и к Аполлодору , 1.2.6 , и Гигину , Fabulae Preface (хотя в Fabulae 14 их родители указаны как Фавмас и Оксомена). В « Эпименида» Теогонии (3В7) они являются дочерьми Океана и Геи , а в «Ферекиде Сиросском» (7В5) они являются дочерьми Борея (Ганц, стр. 18).
- ^ Валерий Флакк , Аргонавтика 4.428, 516 .
- ^ Хошек, с. 678; см. Квинтус Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 12.449–453 (стр. 518–519) , где их называют «ужасными монстрами смертоносного выводка Тифона».
- ^ Гесиод , Теогония 869–880 , из которой конкретно исключаются ветры Нотус (Южный ветер), Борей (Северный ветер) и Зефир (Западный ветер), которые, по его словам, являются «великим благословением для людей»; Вест 1966, с. 381; Ганц, с. 49; Огден 2013а, с. 226.
- ^ Фонтенроуз, стр. 70–76 ; Запад, 1966, стр. 379–383; Лейн Фокс, стр. 283–301 ; Ганц, стр. 48–50; Огден 2013a, стр. 73–80 .
- ^ Гомер , Илиада 2.780–784 , ссылка, по-видимому, не на их первоначальную битву, а на продолжающееся «избиение» Зевсом Тифона, где он похоронен, см. Fontenrose, стр. 70–72 ; Огден 2013а, с. 76 .
- ^ Гесиод , Теогония 836–838 .
- ^ Гесиод , Теогония 839–852 .
- ↑ Очевидно легкая победа Зевса над Тифоном у Гесиода, в отличие от других описаний битвы (см. ниже), согласуется, например, с тем, что Фаулер 2013, стр. 27 называет «повсеместное прославление Зевса Гесиодом».
- ^ Гесиод , Теогония 853–867 .
- ^ Гесиод , Теогония 868 .
- ^ Эпименид фр. 10 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 97); Огден 2013a, с. 74 ; Ганц, с. 49; Фаулер 2013, с. 27 н. 93 .
- ^ Гриффитс, стр. 374–375; Пиндар , фр. 91 С.М. апуд Порфирий , О воздержании от животной пищи 3.16 (Тейлор, стр. 111 ); Фаулер 2013, с. 29 ; Огден 2013a, с. 217 ; Ганц, с. 49; Вест 1966, с. 380; Фонтенроуз, с. 75 .
- ^ Пиндар , Пифиан 1.15–16 .
- ^ Пиндар , Пифиан 8.16–17 .
- ^ Пиндар , олимпиец 4.6–7 .
- ^ Пиндар , Пифиан 1.15–28 ; Ганц, с. 49.
- ^ Ганц, с. 49; Эсхил (?), Прометей связан 356–370 .
- ^ Ферекид Афинский , фр. 54 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 307); Фаулер 2013, с. 29 ; Лейн Фокс, стр. 298–299 ; Огден 2013a, с. 76 н. 47 ; Ганц, с. 50.
- ^ Фаулер 2013, с. 29 ; Аполлоний Родосский , Аргонавтика 2.1208–1215 (стр. 184–185) ; ср. Геродот , 3.5 .
- ^ Никандр , рядом с Антонином Либералисом 28 .
- ^ Страбон , 16.2.7 ; Огден 2013a, с. 76 .
- ^ Страбон , 12.8.19 , сравните с Диодором Сицилийским 5.71.2–6 , в котором говорится, что Зевс убил Тифона во Фригии.
- ^ Лейн Фокс, стр. 289–291 , отвергает Катацекаумен как место нахождения гомеровских «Аримоев».
- ^ Фонтенроуз, стр. 73–74 ; Лейн Фокс, стр. 287–288; Аполлодор , 1.6.3 . Хотя это сообщение было поздним, Аполлодор, возможно, опирался на ранние источники, см. Fontenrose, p. 74 ; Лейн Фокс, с. 287 , Огден 2013а, с. 78 .
- ↑ Возможно, это должен был быть тот же серп, которым Кронос кастрировал Урана , см. Гесиод , Теогония 173 и далее. ; Лейн Фокс, с. 288.
- ^ Ганц, с. 50; Фонтенроуз, с. 73 ; Смит, «Эгипан» .
- ^ Оппиан , Halieutica 3.15–25 (стр. 344–347) ; Фонтенроуз, с. 74 ; Лейн Фокс, с. 287 ; Огден 2013a, с. 74 .
- ^ Фонтенроуз, стр. 74–75 ; Лейн Фокс, стр. 286–288 ; Огден 2013a, стр. 74–75 .
- ^ Нонн , Дионисия 1.145–164 (I стр. 12–15) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.164–257 (I стр. 14–21) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.258–293 (I стр. 20–25) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.294–320 (I стр. 24–27) .
- ^ Нонн , Dionysiaca 1.510–512 (I стр. 40–41) . Представление Нонна о сухожилиях расплывчато и не совсем разумно, поскольку Зевс и Тифон еще не встретились, см. Fontenrose, p. 75 н. 11 и записка Роуз к Нонну , Dionysiaca 510, стр. 40–41, с. б .
- ^ Нонн , Дионисия 1.363–407 (I стр. 28–33) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.409–426 (I стр. 32–35) .
- ^ Нонн , Dionysiaca 1.427–480 (I стр. 34–37) . О планах Тифона жениться на Гере см. также 2.316–333 (I стр. 68–69) , 1.581–586 (I стр. 86–87) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.481–481 (I стр. 38–39) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.507–534 (I стр. 38–41) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.1–93 (I стр. 44–51) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.163–169 (I стр. 56–57) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.205–236 (I стр. 60–63) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.244–355 (I стр. 62–71) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.356–539 (I стр. 72–85) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.540–552 (I стр. 84–85) .
- ^ Нонн , Дионисия 2.553–630 (I стр. 84–91) .
- ^ Гесиод , Теогония 859–867 . Прочтение Этны здесь подвергается сомнению Уэстом 1966, с. 393 строка 860 ἀιδνῇς , хотя см. Lane Fox, p. 346 с н. 63.
- ^ Пиндар , олимпиец 4.6–7 .
- ^ Пиндар , Пифиан 1.15–28 .
- ^ Страбон, 5.4.9 , 13.4.6 ; Лейн Фокс, с. 299, Огден 2013а, с. 76 ; Ганц, с. 49. Хотя Пиндар не упоминает остров по имени, Лейн Фокс, с. 299, утверждает, что «окруженные морем скалы над Кумами», упомянутые Пиндаром, относятся к скалам острова Искья.
- ^ Эсхил (?), Прометей связан 353–374 ; Никандр , апод Антонин Либералис 28 ; Овидий , Фасти 4.491–492 (стр. 224–225) , Метаморфозы 5.346 и сл. ; Валерий Флакк , Аргонавтика 2.23 и далее. ; Манилий , Астрономия 2,879–880 (стр. 152, 153) ; Сенека , Геркулес Фуренс 46–62 (стр. 52–53) , Фиест 808–809 (стр. 298–299) (где Хор спрашивает, сбросил ли Тифон гору (предположительно Этну) «и вытянул свои конечности»); Аполлодор , 1.6.3 ; Гигин , Фабулы 152 ; схолия b к «Илиаде» 2.783 (Кирк, Рэйвен и Шофилд. стр. 59–60, № 52 ); Филострат , Жизнь Аполлония Тианского 5.16 (стр. 498–501) ; Филострат Старший , Imagines 2.17.5 (стр. 198–201) ; Nonnus Dionysiaca 2,622–624 (I стр. 90–91) (похоронен под Сицилией).
- ^ Ликофрон , Александра 688–693 (стр. 550–551) ; Вергилий , Энеида 9.715–716 ; Silius Italicus , Punica 8.540–541 (I стр. 432–433) (см. также Punica 12.148–149 (II стр. 156–157) , где там также похоронен Титан Япет ); Клавдиан , Похищение Прозерпины 3.183–184 (стр. 358–359) ; Страбон , 5.4.9 (Риджуэй, Дэвид, стр. 35–36 ).
- ^ Страбон, 5.4.9 .
- ^ Каллимах , фрагмент 117 (382) (стр. 342–343) ; Стаций , Фиваида 11.8 (стр. 390–391) ; Этна (возможно, написанная Люцилием Младшим ), 71–73 (стр. 8–9) ; Аполлодор , 1.6.2 ; Вергилий , Энеида 3578 и далее. (с примечанием Конингтона к 3,578 ); Филострат , Жизнь Аполлония Тианского 5.16 (стр. 498–501) ; Клавдиан , Похищение Прозерпины 1,153–159 (стр. 304–305) , 2,151–162 (стр. 328–331) , 3,186–187 (стр. 358–359) ; Квинт Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 5,641–643 (стр. 252–253) , 14 582–585 (стр. 606–607) . Филострат Старший , Imagines 2.17.5 (стр. 198–201) Энцелад похоронен в Италии, а не на Сицилии.
- ^ Каллимах , Гимн 4 (Делосу) 141–146 (стр. 96, 97) ; Минор, с. 153 .
- ^ Эйфорион Халкидский , фр. 71.11 .
- ^ Фонтенроуз, стр. 78–79 ; Фаулер 2013, с. 29 .
- ^ Гесиод , Щит Геракла 32–33 ; сравните с Дио Златоустом , 1.67 , который говорит о горной вершине близ Фив, названной в честь Тифона. См. также Цец на Ликофрон Александра 177 . Другие источники см. Fontenrose, стр. 78–79 ; Фаулер 2013, с. 29 .
- ^ Фонтенроуз, с. 79 , который выдвигает теорию, что, хотя в Беотии нет вулканов, если верить таким сообщениям, эти огненные излияния ( anadoseis ) «вероятно были наземными пожарами, подобные тем, которые засвидетельствованы возле Трапезоса на нижних склонах горы Ликайон в Аркадия », см. Павсаний , 8.29.1 .
- ^ Гомер , Илиада 2.783 .
- ^ Гесиод , Теогония 295–305 . Фонтенроуз, стр. 70–72 ; West 1966, стр. 250–251, строка 304 εἰν Ἀρίμοισιν ; Лейн Фокс, с. 288; Огден 2013a, с. 76 ; Фаулер 2013, стр. 28–29 . Уэст отмечает, что «диван» Тифона, кажется, «не только там, где он лежит, но и там, где он держит свою супругу»; сравните с Квинтом Смирнеем , 8.97–98 (стр. 354–355) .
- ^ Подробное обсуждение см. в Lane Fox, особенно стр. 39 , 107 , 283–301 ; 317–318 . См. также West 1966, стр. 250–251, строка 304 εἰν Ἀρίμοισιν ; Огден 2013a, с. 76 ; Фаулер 2013, стр. 28–30 .
- ^ Страбон , 13.4.6 .
- ^ Пиндар , фрагмент 93 апуд Страбон , 13.4.6 (Раса, стр. 328–329 ).
- ^ Каллисфен FGrH 124 F33 = Страбон , 13.4.6 ; Огден 2013a, с. 76 ; Огден 2013b, с. 25 ; Лейн Фокс , с. 292. Лейн Фокс , стр. 292–298, связывает Ариму с хеттскими топонимами «Эримма» и «Аримматта», которые он связывает с Корикийской пещерой.
- ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд. стр. 59–60 нет. 52 ; Огден 2013b, стр. 36–38 ; Ганц, стр. 50–51, Огден 2013a, с. 76 н. 46 .
- ^ Нонн , Дионисия 1.140 (I стр. 12–13) .
- ^ Страбон , 16.2.7 ; Аполлодор , 1.6.3 ; Огден 2013a, с. 76 .
- ^ Страбон , 16.4.27 . Согласно Уэсту 1966, с. 251: «Это отождествление [Аримоев с арамейцами] повторяется и в наше время». Например, для Фонтенроза, с. 71 , «Аримои, по-видимому, являются арамейцами, а страна — либо Сирия, либо Киликия, скорее всего, последняя, поскольку в более поздних источниках это обычно земля Тифона». Но см. Fox Lane, стр. 107 , 291–298 , который отвергает это отождествление, вместо этого приводя доводы в пользу происхождения слова «Арима» от хеттских топонимов «Эримма» и «Аримматта».
- ^ Страбон , 12.8.19 .
- ^ Страбон , 13.4.11 .
- ^ Страбон , 13.4.6 . О Хайде см. также Гомер , Илиада 20.386 .
- ^ Ликофрон , Александра 1351 и сл. (стр. 606–607) связывает «ужасное ложе» Ехидны с озером, известным как озеро Гигея или Колое (современное озеро Мраморное ), см. Роберт, стр. 334 и далее; Лейн Фокс, стр. 290–291 . Об озере Гигея см. Гомер , Илиада 2.864–866 ; Геродот , 1,93 ; Страбон , 13.4.5–6 .
- ^ Страбон, 13.4.6 ; Лейн Фокс, стр. 298–301 ; Огден 2013a, с. 76 н. 47 ; Фаулер 2013, с. 29 .
- ^ Огден 2013a, с. 152 ; Фонтенроуз, с. 70 .
- ^ Гомер , Илиада 2.782, 783 .
- ^ Гесиод , Теогония 306 (Тифаон) , 821 (Тифей) , 869 (Тифей) ; Гомеровский гимн Аполлону 306 (Тифаон) , 352 (Тифаон) , 367 (Тифей) .
- ^ Фонтенроуз, с. 546 ; Вест 1966, с. 381; Лейн Фокс, 298, с. 405 , с. 407 н. 53 ; Огден 2013a, стр. 152–153 . Фонтенроуз: «Его имя, скорее всего, не греческое; но хотя были предложены неэллинские этимологии, я сомневаюсь, что его значение теперь можно восстановить»; Уэст: «Происхождение названия и его вариантов форм необъяснимо»; Лейн Фокс: «имя неопределенного происхождения». Учитывая, что Тифей и Тифаон, очевидно, являются более ранними формами, Огден предполагает, что теории, основанные на предположении, что «Тифон» является первичной формой, «кажется необоснованным», и говорит, что «кажется гораздо более вероятным», что возникла форма Тифон. от «желания ассимилировать имя этого дракона с формой имени других драконтес, возможно, в частности Python».
- ^ Вест 1966, стр. 252, 381; Огден 2013a, с. 152 , оба цитируют Worms 1953. Но, по мнению Уэста, «далеко не факт, что существует какая-либо реальная этимологическая связь… Связь [Тифона] с торнадо вторична и обусловлена популярной этимологией. Возможно, она уже повлияла на Гесиода, ибо в настоящее время нет лучшего объяснения тому факту, что нерегулярные штормовые ветры (особенно те, которые встречаются в море) стали детьми [Тифона]». Об использовании слов τῡφώς, τῡφῶν, означающих «вихрь», см. LSJ , Τυ_φώς, ῶ, ὁ ; Суда св Тетуфомаи , Туфон , Туфос ; Эсхил , Агамемнон 656 ; Аристофан , Лягушки 848 , Лисистрата , 974 ; Софокл , Антигона 418 .
- ^ Фонтенроуз, с. 546 с н. 2; Лейн Фокс, с. 298, где предлагается происхождение слова «Тифон» от греческого τῡφῶν tūphōn («курящий», «тлеющий»), хотя Ogden 2013a, p. 153 , признавая, что такой вывод «так идеально соответствует природе и состоянию Тифона в жизни и смерти», возражает (п. 23), «почему склонение причастного стиля в –ων, –οντος было заменено одним в –ῶν , –ῶνος ?»
- ^ Уоткинс, стр. 460–463 ; Огден 2013a, стр. 152–153 .
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 1522.
- ^ Поддержано с оговорками West 1997, p. 303: «Итак, здесь мы имеем божество [Баал Зафон] с именем, которое действительно могло бы стать «Тифоном» по-гречески», но отвергнуто Лейном Фоксом, стр. 298. См. также Fontenrose, p. 546 н. 2 ; Вест 1966, с. 252; Огден 2013a, с. 153 , с н. 22.
- ^ «Арабский вклад в английский язык: исторический словарь» Гарланда Хэмптона Кэннона и Алана С. Кэя считает тайфун «особым случаем, переданным на кантонском диалекте с арабского языка, но в конечном итоге заимствованным из греческого. [...] Китайцы применили [Греческая] концепция совершенно иного направления [...]»
- ^ Вест 1966, стр. 18–19; Вест 1997, стр. 276–278.
- ^ Обсуждение Python см. в Ogden 2013a, стр. 40–48 ; Фонтенроуз, особенно стр. 13–22 . О происхождении Python см. Fontenrose, p. 47 ; Еврипид , Ифигения в Тавриде 1244–1248 ; Гигин , Фабулы 152 ; Овидий , Метаморфозы 1.434–438 .
- ^ Fontenrose, стр. 77, с н. 1 , 193 ; Уоткинс, с. 462 .
- ^ Подробное обсуждение сходств см. в Fontenrose, стр. 77–93 ; см. также Кереньи, стр. 26–28, 136.
- ^ Гимн Аполлону (3) 300–306 , 349–369 ; Огден 2013a, стр. 40 и далее. ; Ганц, с. 88; Фонтенроуз, стр. 14–15 ; п. 94 . Аполлодор , 1.6.3 , например, называет ее Дельфиной.
- ^ Фонтенроуз, стр. 94–97 утверждает, что Ехидна и Дельфина (наряду с Чето и, возможно, Сциллой) были разными именами одного и того же существа.
- ^ Аполлодор , 1.6.3 называет Дельфину одновременно дракаиной и «полуживотной девушкой»; см. Огден 2013a, с. 44, Фонтенроз, с. 95 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 300–304 ; см. Фонтенроз, с. 14 .
- ↑ Согласно Аполлодору , 1.6.3 , Тифон поставил Дельфину стражницей отрубленных сухожилий Зевса в Корикийской пещере; см. Огден, 2013а, с. 42 ; Фонтенроуз, с. 94 .
- ^ Фонтенроуз, стр. 78 ; 407–412 .
- ^ Вест 1966, стр. 19–31; Буркерт, стр. 19–24 ; Пенглас, особенно стр. 1–2, 152, 156–165, 199–205; Вест 1997, стр. 276–305; Лейн Фокс, стр. 242–314.
- ^ Фонтенроуз, с. 145 ; West 1966, стр. 379–380, строки 820–80 Typhoeus , 391–392, строка 853; Пенглас, стр. 87–88, 152, 156–157, 159, 161–165; Уоткинс, стр. 448–459; Запад, 1997, стр. 303–304; Лейн Фокс 2010, стр. 283 и далее; Огден 2013a, стр. 14–15 , 75 .
- ^ Фонтенроуз, стр. 146–147 , 151 , 152 , 155 , 161 ; Пенглас, стр. 54–58; 163, 164; Вест 1997, с. 301; Огден 2013a, стр. 11 , 78 .
- ^ Пенглас, стр. 44–47; Запад, 1997, стр. 301–302; Огден 2013а, с. 78 ; Далли 1989 (2000), стр. 222 и далее. .
- ^ Вест 1997, с. 301.
- ^ Вест 1997, с. 301.
- ^ Фонтенроуз, стр. 148–151 ; Запад, 1966, стр. 22–24; Вест 1997, стр. 67–68, 280–282; Огден 2013a, стр. 11–12.
- ^ Фонтенроуз, стр. 150 , 158 ; Запад, 1966, стр. 23–24; Вест 1997, стр. 282, 302.
- ^ Глейзер, стр. 87–88.
- ^ Фонтенроуз, стр. 149 , 152 ; Вест, 1966, стр. 244, 379; Вест 1997, с. 468. Хотя отношение Геи к Зевсу в «Теогонии» Гесиода по большей части доброжелательное: защищая его в детстве (479 и сл.), помогая ему победить титанов (626–628), советуя ему проглотить Метиду, защищая тем самым его от свержения, ( 890–894). она же (видимо, со злым умыслом) рождает злейшего врага Зевса Тифона; Вест 1966, с. 24, видит в истории Тиамат возможное объяснение этого «странного маленького несоответствия».
- ^ Фонтенроуз, с. 145 ; Уоткинс, стр. 448 и далее; Огден 2013a, стр. 14–15 , 75 . Подробное обсуждение мифов, окружающих Джебель-Акру и их связи с Тифономахией, см. в Lane Fox, стр. 242–301.
- ^ Фонтенроуз, стр. 129–138 ; Вест 1997, стр. 84–87; Лейн Фокс, стр. 244–245, 282; Огден 2013a, стр. 12 , 14 , 75 .
- ^ Фонтенроуз, стр. 121–125 ; West 1966, стр. 391–392, строка 853; Буркерт, с. 20 ; Пенглас, стр. 163–164; Уоткинс, стр. 444–446; Вест 1997, с. 304; Лейн Фокс, стр. 284–285; Огден 2013a, стр. 12–13 , 75 , 77–78 .
- ^ West 1966, стр. 21–22, 391–392, строка 853; Пенглас, с. 164 (который называет Тархунну своим хурритским именем Тешуб); Лейн Фокс, стр. 286–287; Огден 2013a, стр. 77–78.
- ^ Лейн Фокс, стр. 245, 284, 285–286; Огден 2013а, с. 13 .
- ^ Вест 1966, стр. 21, 379–380, 381; Буркерт, с. 20; Пенглас, стр. 156, 159, 163; Вест 1997, стр. 103–104; Лейн Фокс, с. 286.
- ^ Фаулер 2013, с. 28 ; Огден 2013а, с. 78 ; Вест 1997, с. 304; Вест 1966, с. 380; Фонтенроуз, с. 177 и далее. ; Гекатей FGrH 1 F300 (апуд Геродота , 2.144.2 ).
- ^ Гриффитс, стр. 374–375; Пиндар , фр. 91 С.М. апуд Порфирий , О воздержании от животной пищи 3.16 (Тейлор, стр. 111 ); Фаулер 2013, с. 29 ; Огден 2013а, с. 217 ; Ганц, с. 49; Вест 1966, с. 380; Фонтенроуз, с. 75 . О преображении богов и бегстве в Египет см. также Никандр , apud Antoninus Liberalis 28 , Hyginus , Astronomica 2.28, 2.30; Овидий , Метаморфозы 5.321–331 ; Аполлодор , 1.6.3 .
- ^ Огден 2013b, с. 23 ; Гриффитс, стр. 374–375; Фонтенроз, стр. 75 , 177 .
- ^ Фаулер 2013, с. 28 ; Геродот , 2.144.2 ; ср. 2.156.4 .
- ^ Геродот , 3.5 .
- ^ Огден 2013b, с. 21 . Гесиод , Теогония 185 , считает, что Гиганты являются потомками Геи (Земли), рожденными из крови, пролившейся, когда Уран (Небо) был кастрирован его -титаном сыном Кроносом . Гигин , Fabulae предисловие называет Тартара отцом гигантов.
- ^ Аполлодор , 1.6.1–2 . Их война с олимпийскими богами была известна как Гигантомахия .
- ^ Ганц, с. 453; Ханфманн, Оксфордский классический словарь «Гиганты»; Фрейзер, примечание к 8.29.3 «Что у гигантов вместо ног змеи», стр. 315–316 .
- ↑ Как отмечалось выше, Гигантский Энцелад покоился под горой Этна . О гигантах Алкионее (вместе со «многими гигантами») под Везувием см. Филострат , О героях 8.15–16 (стр. 14) ; Клавдиан , Похищение Прозерпины 3.183–184 (стр. 358–359) ; о Мимасе под вулканическим островом Прохит (современная Прочида ) см. Silius Italicus , Punica 12.143–151 (стр. 156–159) ; а о Полиботе под вулканическим островом Нисирос см. Аполлодор , 1.6.2 .
- ^ Роуз, Оксфордский классический словарь «Тифон, Тифей»; Фонтенроуз, с. 80 .
- ^ Гигин , к басням Предисловие .
- ^ Гораций , Оды 3.4.53 .
- ^ Манилиус , Astronomica 2.874–880 (стр. 150–151) .
- ^ Огден 2013b, с. 33 . См., например, Nonnus , Dionysiaca 1.176 (I стр. 16–17) , 1.220 (I стр. 18–19) , 1.244 (I стр. 20–21) , 1.263 (I стр. 22–23), 1.291 (I стр. 22–23) , 1.291 (I стр. 20–21) . 24–25) .
Ссылки
[ редактировать ]- Эсхил , Семь против Фив у Эсхила, с английским переводом Герберта Вейра Смита, доктора философии, в двух томах. Том 2. Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета. 1926.
- Эсхил (?), Прометей, связанный с Эсхилом, с английским переводом Герберта Вейра Смита, доктора философии, в двух томах. Том 2. Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета. 1926. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аноним, «Гомеровский гимн Аполлону» , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Антонин Либералис , Селория, Фрэнсис, Метаморфозы Антонина Либералиса: перевод с комментариями , Psychology Press, 1992. ISBN 9780415068963 .
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родосский , Аполлоний Родий: Аргонавтика , перевод Роберта Купера Ситона, В. Хайнемана, 1912. Интернет-архив
- Аристофан , Облака в комедиях Аристофана , Уильям Джеймс Хики. Лондон. Бон. 1853 год?. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Вакхилиды , Оды в переводе Дайаны Арнсон Сварлиен. 1991. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Буркерт, «Восточная и греческая мифология: встреча параллелей» в «Интерпретациях греческой мифологии » под редакцией Яна Бреммера, Routledge, 2014 г. (впервые опубликовано в 1987 г.). ISBN 978-0-415-74451-5 .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика III: Стесихор, Ивикус, Симонид и другие , издательство Гарвардского университета, 1991. ISBN 978-0674995253 .
- Клавдиан , Клавдиан с английским переводом Мориса Платнауэра , Том II, Классическая библиотека Леба № 136. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, ООО. 1922. ISBN 978-0674991514 . Интернет-архив .
- Клэй, Дженни Штраус, Космос Гесиода , издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 978-0-521-82392-0 .
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . Перевод CH Oldfather. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; Лондон: William Heinemann, Ltd. 1989. Интернет-версия Билла Тайера.
- Еврипид , «Финикийские женщины » в переводе Э. П. Кольриджа в «Полной греческой драме » под редакцией Уитни Дж. Оутс и Юджина О'Нила-младшего. Том 2. Нью-Йорк. Случайный дом. 1938 год.
- Еврипид , Ифигения в Тавриде , перевод Роберта Поттера в «Полной греческой драме » под редакцией Уитни Дж. Оутс и Юджина О'Нила-младшего. Том 2. Нью-Йорк. Случайный дом. 1938. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди, Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков , University of California Press , 1959. ISBN 9780520040915 .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Фрейзер, Дж. Г. , Описание Греции Павсанием. Перевод с комментариями Дж. Г. Фрейзера. Том IV. Комментарий к книгам VI-VIII, Macmillan, 1898. Интернет-архив .
- Фриман, Кэтлин, помощник философов-досократиков: полный перевод фрагментов Дильса, Fragmente Der Vorsokratiker , издательство Гарвардского университета, 1983. ISBN 9780674035010 .
- Ганц, Тимоти, Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грейвс, Роберт , Греческие мифы , (1955) 1960, §36.1–3
- Гриффитс, Дж. Гвин, «Полет богов перед Тифоном: непризнанный миф», Гермес , 88, 1960, стр. 374–376. ДЖСТОР
- Джордж М.А. Ханфманн , «Гиганты» в Оксфордском классическом словаре , второе издание, Хаммонд, NGL и Говард Хейс Скаллард (редакторы), Oxford University Press , 1992. ISBN 0-19-869117-3 .
- Геродот ; Истории , А. Д. Годли (переводчик), Кембридж: Издательство Гарвардского университета , 1920; ISBN 0674991338 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гораций , Оды и Кармен Секуляре Горация . Джон Конингтон. пер. Лондон. Джордж Белл и сыновья. 1882. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гошек, Радислав, «Ехидна» в Lexicon Iconographicum Classic Mythology (LIMC) III.1. Артемис Верлаг, Цюрих и Мюнхен, 1986 год. ISBN 3760887511 .
- Гигин, Гай Юлий , Мифы о Гигине . Отредактировано и переведено Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960.
- Кереньи, Карл , Боги греков , Темза и Гудзон, Лондон, 1951.
- Кирк, Г.С., Дж.Э. Рэйвен, М. Шофилд, Философы-досократы: критическая история с подборкой текстов , издательство Кембриджского университета, 29 декабря 1983 г. ISBN 9780521274555 .
- Лейн Фокс, Робин , Путешествующие герои: в эпическую эпоху Гомера , Vintage Books, 2010. ISBN 9780679763864 .
- Лайтфут, Дж. Л. Эллинистическая коллекция: Филитас. Александр Этолийский. Гермесианакс. Эйфорион. Парфений. Отредактировано и переведено Дж. Л. Лайтфутом. Классическая библиотека Леба № 508. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2010. ISBN 978-0-674-99636-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Лукан , Фарсалия , сэр Эдвард Ридли. Лондон. Лонгманс, Грин и компания, 1905 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Ликофрон , Александра (или Кассандра ) в Каллимахе и Ликофроне с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив.
- Лайн, ROAM, Цирис: стихотворение, приписываемое Вергилию , Cambridge University Press, 2004. ISBN 9780521606998 .
- Манилиус , Astronomica , под редакцией и переводом Г. П. Гулда. Классическая библиотека Леба № 469. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1977. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета.
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , I Книги I – XV. Классическая библиотека Леба № 344, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Огден, Дэниел (2013a), Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах , Oxford University Press, 2013. ISBN 9780199557325 .
- Огден, Дэниел (2013b), Драконы, змеи и убийцы в классическом и раннехристианском мирах: справочник , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-992509-4 .
- Оппиан , Halieutica in Oppian, Colluthus, Tryphiodorus, с английским переводом А.В. Майра , Лондон, В. Хайнеманн, 1928. Интернет-архив
- Овидий , Фасти Овидия : С английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера , Лондон: W. Heinemann LTD; Кембридж, Массачусетс:: Издательство Гарвардского университета, 1959. Интернет-архив .
- Овидий , Метаморфозы , Брукс Мор. Бостон. Cornhill Publishing Co., 1922. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пенглас, Чарльз, Греческие мифы и Месопотамия: параллели и влияние в гомеровских гимнах и Гесиоде , электронная библиотека Тейлора и Фрэнсиса, 2005 г. (впервые опубликовано Routledge в 1994 г.). ISBN 0-203-44391-8 . PDF .
- Филострат , О героях , редакторы Дженнифер К. Беренсон Маклин, Эллен Брэдшоу Эйткен, BRILL, 2003, ISBN 9789004127012 .
- Пиндар , Одес , Диана Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Квинт Смирней , Квинт Смирней: Падение Трои , Переводчик: А.С. Уэй; Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1913. Интернет-архив.
- Рэйс, Уильям Х., Немейские оды. Истмийские оды. Фрагменты , отредактированные и переведенные Уильямом Х. Рейсом. Классическая библиотека Леба 485. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1997, исправлено в 2012 году. ISBN 978-0-674-99534-5 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Роуз, Герберт Дженнингс , «Тифон, Тифей» в Оксфордском классическом словаре , второе издание, Хаммонд, NGL и Говард Хейс Скаллард (редакторы), Oxford University Press , 1992. ISBN 0-19-869117-3 .
- Сенека , Трагедии, Том I: Геркулес. Троянские женщины. Финикийские женщины. Медея. Федра. Отредактировано и переведено Джоном Г. Фитчем. Классическая библиотека Леба № 62. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2002. ISBN 978-0-674-99602-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Сенека , Трагедии, Том II: Эдип. Агамемнон. Фиест. Геркулес на Эте. Октавия. Отредактировано и переведено Джоном Г. Фитчем. Классическая библиотека Леба № 78. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2004. ISBN 978-0-674-99610-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Silius Italicus , Punica с английским переводом Дж. Д. Даффа , Том II, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1934. Интернет-архив .
- Софокл , Женщины Трахиса , Перевод Роберта Торранса. Хоутон Миффлин. 1966. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). ЛакусКёртис , книги 6–14, в цифровой библиотеке Персея .
- Тейлор, Томас, Избранные произведения порфира: содержащие его четыре книги о воздержании от животной пищи, его трактат о гомеровской пещере нимф и его вспомогательных средствах для восприятия разумной природы , Лондон, Т. Родд, 1823. Интернет-архив
- Трипанис, Калифорния, Гельцер, Томас; Уитмен, Седрик, Каллимах, Мусей, Эция, Ямби, Гекал и другие фрагменты. Герой и Леандер , издательство Гарвардского университета, 1975. ISBN 978-0-674-99463-8 .
- Цецес , Хилиадес , редактор Готлиб Кисслинг, FCG Vogel, 1826. (Английский перевод, Книги II–IV, Гэри Берковиц. Интернет-архив ).
- Валериус Флакк, Гай , Аргонавтика , перевод Дж. Х. Мозли, Классическая библиотека Леба , том 286. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1928 г.
- Жан-Пьер Вернан , Истоки греческой мысли . Издательство Корнеллского университета, 1982. Книги Google.
- Вергилий ; Буколики, Энеида и Георгики Вергилия . Дж. Б. Гриноф. Бостон. Джинн и компания, 1900 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Калверт Уоткинс , Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики», Oxford University Press, 1995. ISBN 0-19-508595-7 . PDF .
- Уэст, ML (1966), Гесиод: Теогония , Издательство Оксфордского университета.
- Уэст, М.Л. (1997), Восточная грань Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах , Oxford University Press. ISBN 0-19-815042-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тифоном, на Викискладе?