Лугал-э
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
Древний месопотамский миф, начинающийся с Лугал-э уд ме-лам-би нир-гал , также известный как «Подвиги Нинурты » , представляет собой великий эпический рассказ о боге-воине и боге весенних гроз и наводнений, его деяниях, ведении войны против его горный соперник а-саг («Беспорядок»; аккадский : Асакку ), разрушающий города и дробящий черепа, восстанавливающий течение реки Тигр , возвращающийся с войны на своей «любимой барже» Ма-кар-нунта-еа и после судивший своего поверженных врагов, определение характера и использование 49 камней, в 231 строке текста. Его происхождение, вероятно, относится к концу третьего тысячелетия до нашей эры. [1] [ нужна страница ]
На самом деле оно названо по первому слову композиции (лугал-е «царь», в эргативном падеже ) в двух копиях первого тысячелетия, хотя более ранние (старовавилонские) копии начинаются просто с лугала, без падежного окончания. [2] Нижний индекс идентифицирует его как «ширсуд Нинурты» (ширсуд означает, возможно, «вечная песня») или «зами (хвала) Нинурты» в зависимости от прочтения клинописных символов. «Лугал-э», состоящее из 728 строк и размещенное на 13 табличках, представляет собой стихотворение, в котором автор (бог Эа согласно Каталогу текстов и авторов) [3] ), видимо, объединил в одном литературном произведении, пожалуй, три разрозненных мифа. [4] Существует более 80 сохранившихся экземпляров, но они демонстрируют значительные текстовые различия. [5]
Миф
[ редактировать ]Сказка открывается пиром Нинурты с богами, где его жена передает слово (человеческого) царя. Божественное оружие Шар'ур сообщает Нинурте, что назначенный растениями демон Асаг совершил набег на пограничные города со своими воинами, мятежными камнями, уставшими от НАМТАРА Нинурты (аккадский: шимту , «распределяющий задачи "). [6] Демон «разорвал плоть Земли и покрыл ее болезненными ранами». [7] : 176 Это заставляет Нинурту поспешно предпринять попытку упредить дальнейшую атаку. Ему временно мешает пыльная буря, пока Энлиль не спасает ее ливнем, тем самым позволяя Нинурте преодолеть а-саг и высвободить воды, запертые в горном льду, предотвращая орошение месопотамских равнин и пополнив уменьшившиеся потоки. реки Тигр. Затем он успокаивает обеспокоенность своей матери, Нинлиль или Нинмах (в зависимости от текста), прежде чем вынести суждение о камнях, которые сотрудничали с Азагом. Наконец он возвращается в Ниппур, чтобы получить похвалу своего отца и богов.
Нинурта приписывает минералам, завоеванным в его космической битве, различные судьбы. Камень кургарранум предназначен стать сырьем для погребальных статуэток: «Пусть ты станешь красивой на [празднике] призраков, […в течение] девяти [дней] пусть юноши полукругом сделают для тебя дверной проем », [8] тогда как несчастный шагара -камень обречен быть выброшенным: «Тебя бросят на твою постель», где никто его не упустит и никто не пожалуется на его утрату. [7] : 172 В благословении Нинурты (диорита) эси -камня, материала статуй: «Когда царь, который «устанавливает» свое имя на долгие дни (грядущие), вылепляет эти статуи для будущих дней, когда он помещает их на месте возлияния в Энинну, дом, наполненный радостью, пусть ты (=диорит) будешь присутствовать для этой цели, как тебе подобает», — вспоминаемый царь может быть явным намеком на Гудеа . [9] Параллели со многими надписями Гудеа позволяют предположить, что произведение мифически пересказывает его кампании против Аншана и Элама . Произведение могло быть написано во время или вскоре после его правления (ок. 2150 г. до н.э.) в честь Нингирсу, титульного божества Лагаша , а затем перенесено в Ниппур, когда оно было подчинено Нинурте. [10]
Предполагаемая цель композиции, дидактическая или культовая, неясна, хотя она могла петься или декламироваться вслед за родственной ей работой « Ангим » при исполнении храмового ритуала. имеются комментарии салу и мукаллимту . К произведениям, перечисленным в поздних каталогах ассирийских библиотек, [11] Его выживание в первом тысячелетии было обусловлено важностью Нинурты для ассирийского культа. [7] : 105
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торкильд Якобсен (1997). Арфы, которые когда-то...: шумерская поэзия в переводе . Издательство Йельского университета. стр. 233–272.
- ^ Гонсало Рубио (2009). «Шумерская литература». В Карле С. Эрлихе (ред.). Из античной страны: введение в древнюю ближневосточную литературу . Роуман и Литтлфилд. стр. 24–25, 67.
- ^ В.Г. Ламберт (1962). «Каталог текстов и авторов». Журнал клинописных исследований . 16 (3): 59–77. дои : 10.2307/1359154 . JSTOR 1359154 . S2CID 163706183 .
- ^ Ян ван Дейк (1983). ЛУГАЛ УД МЕ-ЛАМ-би НИР-АЛ: Эпическая и дидактическая история творений Нинурты, Потопа и нового творения . Э. Дж. Брилл. п. 135.
- ^ М. Дж. Геллер (1985). «Заметки о Лугале». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 48 (2): 215–223. дои : 10.1017/s0041977x00033310 . JSTOR 617541 . S2CID 192197048 .
- ^ В. ван Бинсберген, Ф. Виггерманн (1999). «Магия в истории. Теоретическая перспектива и ее применение к Древней Месопотамии». В И. Цви Абуше, К. Ван дер Торне (ред.). Месопотамская магия: текстовые, исторические и интерпретационные перспективы . Публикации Стикса. стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с Александра Кляйнерман (2011). Образование в начале 2-го тысячелетия до нашей эры в Вавилонии . Брилл. С. 105, 172, 176.
- ^ А. Р. Джордж (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: Введение, критическое издание и клинописные тексты (Том 1) . Издательство Оксфордского университета. п. 127.
- ^ Дитц Отто Эдзард (1997). Гудеа и его династия (RIME 3/1) . Университет Торонто Пресс. п. 26.
- ^ Уильям В. Халло (2009). Старейшая литература в мире: исследования шумерской беллетристики . Брилл. п. 61.
- ^ И. Л. Финкель (1986). «О комментариях Лугале». РА . 80 : 190.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Подвиги Нинурты: шир-суд (?) Нинурте на ETSCL