конкретизировать это
конкретизировать это | |
---|---|
Богиня подземного мира | |
Главный культовый центр | Город |
Генеалогия | |
Супруг | Нергал или Эрра |
Эквиваленты | |
Мандейский эквивалент | Амамит |
Мамиту ( Маммитум , Маммиту , Мамми [ 1 ] ) была месопотамской богиней, связанной с подземным миром . Она считалась женой Нергала , а иногда и других богов, аналогичных ему, таких как Эрра . Ее значение в религии Месопотамии было незначительным, и ей, скорее всего, поклонялись в основном в Куте, хотя имеются свидетельства и из других городов. Возможно, что она была предшественницей Мандеана Амамита .
Имя и характер
[ редактировать ]Множественные варианты теонима Мамиту засвидетельствованы в клинописных текстах, в том числе ( д ) ма-ма , д Мне жаль д ма-ми-тум . [ 1 ] Поскольку краткая форма ее имени гомофонна с Мами , богиней рождения или «божественной акушеркой », [ 2 ] [ а ] некоторые исследователи рассматривают их как одно божество. [ 5 ] Однако, хотя в теофорных именах с такими элементами, как мама-ма, идентификация вызываемого божества не всегда возможна, они держатся отдельно в древних месопотамских списках богов , таких как список богов Вейднера , список богов Ниппура и оба An = Anum. и его древневавилонский предшественник. [ 1 ] Более длинные формы имени, такие как Маммиту, за исключением одного отрывка из эпоса о Гильгамеше, никогда не использовались для обозначения Мами или какого-либо аналогичного божества. [ 6 ] Богиня Маммиту, ответственная за определение судьбы наряду с « Ануннаку , великими богами» в этой композиции (табличка X, строки 319–322), современными переводчиками обычно идентифицируется как Мами, а не как Маммитум. [ 7 ] Противоположный подход был распространен в ранних изданиях, но Рим Нуруллин указывает, что параллельный отрывок в Атрахасисе подтверждает ошибочность такого толкования. [ 6 ]
Было высказано предположение, что, как и в случае с Мами, имя Мамиту происходит от слова « мать », хотя также возможно, что вместо этого оно может происходить от терминов «клятва» или «мороз» ( аккадский mammû ; также «лед»). . [ 1 ] Если последняя из этих возможностей верна, ее значение может быть «зимним». [ 8 ]
Мамиту был связан с подземным миром . [ 9 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Как уже засвидетельствовано в древневавилонских источниках, супругой Маммитума была Нергал . [ 1 ] Уилфред Г. Ламберт отметил, что объединение их друг с другом было стандартным в этот период, но начиная с касситского периода Мамиту стал заменяться Ласом . [ 10 ] Список богов Ан = Анум упоминает их обоих и приравнивает их друг к другу. [ 5 ] Однако в списке богов Ниппура Лаш встречается отдельно от Нергала. [ 11 ] в то время как Мамитум указан рядом с ним. [ 12 ] Возможно, они сосуществовали в Куте во втором тысячелетии до нашей эры. [ 13 ] Еще одну богиню, Эрешкигаль , также можно считать женой Нергала. [ 14 ] нет никаких свидетельств того, что ее когда-либо приравнивали к Мамиту. [ 15 ]
Мамиту также можно было считать женой Эрры . [ 2 ] которого стали отождествлять с Нергалом, начиная с древневавилонского периода. [ 16 ] В « Эпосе об Эрре » она предстает женой одноименного бога, [ 17 ] хотя в этом тексте он в разных местах упоминается как Эрра, так и Нергал. [ 18 ] Ан = Анум также называет ее женой Месламтеи , хотя в этом контексте он напрямую отождествляется с Нергалем. [ 1 ]
Дуглас Фрейн предположил, что в Телль-эль-Вилае в период Ура III Мамиту считалась супругой местного бога Ашки, которого он интерпретирует как раннюю форму Кушкии (позже засвидетельствованной как псевдоним Нергала; Ан = Анум , табличка VI строка 5), в отличие от альтернативного написания Ашги , как иногда предлагается. [ 19 ]
Чинция Паппи утверждает, что имя богини Ташки(м)-Мамма является теофорным именем, возможно, изначально принадлежавшим правителю, и что, исходя из очевидной связи с подземным миром и грунтовыми водами, которые она демонстрирует, можно предположить, что оно вызывает Мамиту. а не Мами. [ 20 ] Это божество известно из текстов из Мари , где ей поклонялись уже в период Шакканакку . [ 21 ] Она также получала подношения во время правления Зимри-Лима , и текстовые источники указывают на храм . то, что в городе существовал посвященный ей [ 20 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые ранние возможные свидетельства о Мамиту встречаются в теофорных именах раннединастического периодов с такими элементами , и древнеаккадского как мама , которые также встречаются как в аккадском, так и в аморейском ономастиконе в более поздние периоды, хотя идентификация божества, вызываемого в них, с уверенностью. невозможно. [ 1 ] По мнению Маркоса Сух-Гутьерреса, можно предположить, что Мамиту появляется в двух именах из Адаба между древнеаккадским периодом и периодом Ура III , поскольку в этом случае теофорный элемент пишется как ма-ми-тум. [ 22 ] По словам Дугласа Фрейна, имена, упоминающие ее, часто встречаются в текстах из Телль аль-Вилаи периода Ура III. [ 19 ] появляется в теофорных именах древневавилонского марийского языка . Чинция Паппи утверждает, что она также [ 20 ] Однако, по словам Ичиро Наката д иду я д ма-ам-ма, скорее всего, представляет божественную акушерку Мами в этом корпусе текстов. [ 23 ] Примеры аккадских теофорных названий, связанных с Маммитумом, также известны в Сузах того же периода. [ 24 ] Однако Криста Мюллер-Кесслер и Карлхайнц Кесслер заявляют, что в конечном итоге она была совершенно неизвестна за пределами Месопотамии. [ 14 ]
Значение Мамиту в религии Месопотамии было незначительным. [ 15 ] В старовавилонский период она получала подношения в храмовом комплексе Экур в Ниппуре вместе с Нергалом . [ 12 ] Однако, скорее всего, ее значение ограничивалось Кутхой и ее ближайшим окружением. [ 25 ] Франс Виггерманн утверждает, что первоначально она была представлена местному пантеону вместе с Эррой . [ 5 ] Там ей продолжали поклоняться до первого тысячелетия до нашей эры. [ 14 ] В гимне Наная, скорее всего, составленном не позднее 744–734 гг. До н. э., в котором перечисляются богини различных городов, Мамиту упоминается как божество Кутха. [ 26 ] Последним доступным свидетельством ее существования в этом городе являются теофорные имена в эллинистическом тексте, датированном 226 годом до нашей эры, хотя оценить масштабы ее культа сложно, поскольку на этом месте было обнаружено несколько клинописных текстов поздних периодов. [ 14 ] Ей также поклонялись в Вавилоне . [ 27 ] В новогоднем ритуале этого города, который, по словам Уилфреда Дж. Ламберта, предшествует правлению Навуходоносора I и восхождению Мардука на должность главы месопотамского пантеона, который перечисляет божеств, прибывающих в здание акиту , Мамиту указан как один из божеств из Куты рядом с Нергалом и Ласом , рядом с Мардуком, Зарпаниту и членами пантеонов Киша ( Забаба и Бау ) и Борсиппы ( Набу , Наная и Сутиту ). [ 28 ] Ей также поклонялись в Вавилоне в более поздние периоды, о чем свидетельствуют свидетельства о теофорных именах, упоминающих ее в двух текстах, датированных 23-м годом правления Навуходоносора II (Маммиту-Силим) и шестым годом правления Кира (Маммиту-Силим ). силат), соответственно. [ 14 ]
Более поздняя актуальность
[ редактировать ]Возможно, что из-за того, что культ Мамиту сохранял определенную важность как в Вавилоне, так и в Куте в поздние периоды, она стала частью мандейской традиции. [ 27 ] [ б ] Криста Мюллер-Кесслер и Карлхайнц Кесслер предполагают, что Мамиту соответствует Амамиту ( ˀmˀmyt , реже mˀmyt ), который засвидетельствован как демон в пятой книге «Гинза Ямина» . [ 30 ] Амамит описывается как дочь Цинь и супруга Зартая-Зартанай , а ее имя может также служить эпитетом Либат , планеты Венеры . [ 31 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Еще одним существом из месопотамских верований с гомофонным именем был мамиту , тип демона подземного мира с козлиной головой, человеческими руками и ногами, известный из позднего текста « Видение подземного мира ассирийского принца» и отсутствующий в других источниках. [ 3 ] В отличие от божеств, которые в месопотамских верованиях обычно были полностью антропоморфными , демонические существа часто были гибридами. [ 4 ]
- ^ Было отмечено, что ранние мандейские источники показывают влияние традиций региона, включая эти два города и Борсиппу в частности, в то время как фигуры и традиции, связанные с другими древними месопотамскими городами, такими как Киш , Ниппур или Урук , не находят в них параллелей. . [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Креберник 1987 , с. 330.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 87.
- ^ Виггерманн 2011 , стр. 301–302.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 286.
- ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Перейти обратно: а б Нуруллин 2020 , с. 564–565.
- ^ Нуруллин 2020 , с. 563–564.
- ^ Нуруллин 2020 , с. 564.
- ^ Нуруллин 2020 , с. 565.
- ^ Ламберт 1983 , стр. 506–507.
- ^ Ламберт 1983 , с. 507.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 54.
- ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Нуруллин 2020 , с. 465.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 217.
- ^ Джордж 2013 , с. 51.
- ^ Джордж 2013 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейн 1997 , с. 422.
- ^ Перейти обратно: а б с Паппи 2013 , стр. 472.
- ^ Паппи 2013 , стр. 471–472.
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 23.
- ^ Наката 1995 , стр. 235–236.
- ^ Садок 2018 , с. 153.
- ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 80.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 116–117.
- ^ Перейти обратно: а б Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , с. 82.
- ^ Ламберт 2013 , с. 282.
- ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 84.
- ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 82–83.
- ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 83.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Джордж, Эндрю Р. (2013). «Поэма об Эрре и Ишуме: взгляд на войну вавилонского поэта» (PDF) . Война и поэзия на Ближнем Востоке . ИБТаурис. дои : 10.5040/9780755607969.ch-002 . ISBN 978-1-78076-362-0 .
- Креберник, Манфред (1987), «Mamma, Mammi, Mammiteum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 февраля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1983), "Laṣ" , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 февраля 2022 г. * Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Мюллер-Кесслер, Криста; Кесслер, Карлхайнц (1999). «Поздневавилонские божества в позднеантичных мандейских текстах» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 89 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/zava.1999.89.1.65 . ISSN 0084-5299 . S2CID 161458630 .
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах из Мари» . Ориент . 30–31. Общество ближневосточных исследований в Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Нуруллин, Рим (2020). «О рождении, смерти и богах в эпосе о Гильгамеше: два примечания к стандартной вавилонской версии». Третье тысячелетие . Брилл. стр. 546–568. дои : 10.1163/9789004418080_026 . ISBN 978-90-04-41808-0 . S2CID 214484448 .
- Паппи, Чинция (2013), «Ташки(м)-Мам(м)а» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 июля 2023 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 6 июля 2023 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 5 февраля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Месопотамское столпотворение. Предварительная перепись» . Исследования и материалы по истории религий . 77 (2): 298–322.
- Садок, Ран (2018). «Народы Элама». Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )