Jump to content

конкретизировать это

конкретизировать это
Богиня подземного мира
Главный культовый центр Город
Генеалогия
Супруг Нергал или Эрра
Эквиваленты
Мандейский эквивалент Амамит

Мамиту ( Маммитум , Маммиту , Мамми [ 1 ] ) была месопотамской богиней, связанной с подземным миром . Она считалась женой Нергала , а иногда и других богов, аналогичных ему, таких как Эрра . Ее значение в религии Месопотамии было незначительным, и ей, скорее всего, поклонялись в основном в Куте, хотя имеются свидетельства и из других городов. Возможно, что она была предшественницей Мандеана Амамита .

Имя и характер

[ редактировать ]

Множественные варианты теонима Мамиту засвидетельствованы в клинописных текстах, в том числе ( д ) ма-ма , д Мне жаль д ма-ми-тум . [ 1 ] Поскольку краткая форма ее имени гомофонна с Мами , богиней рождения или «божественной акушеркой », [ 2 ] [ а ] некоторые исследователи рассматривают их как одно божество. [ 5 ] Однако, хотя в теофорных именах с такими элементами, как мама-ма, идентификация вызываемого божества не всегда возможна, они держатся отдельно в древних месопотамских списках богов , таких как список богов Вейднера , список богов Ниппура и оба An = Anum. и его древневавилонский предшественник. [ 1 ] Более длинные формы имени, такие как Маммиту, за исключением одного отрывка из эпоса о Гильгамеше, никогда не использовались для обозначения Мами или какого-либо аналогичного божества. [ 6 ] Богиня Маммиту, ответственная за определение судьбы наряду с « Ануннаку , великими богами» в этой композиции (табличка X, строки 319–322), современными переводчиками обычно идентифицируется как Мами, а не как Маммитум. [ 7 ] Противоположный подход был распространен в ранних изданиях, но Рим Нуруллин указывает, что параллельный отрывок в Атрахасисе подтверждает ошибочность такого толкования. [ 6 ]

Было высказано предположение, что, как и в случае с Мами, имя Мамиту происходит от слова « мать », хотя также возможно, что вместо этого оно может происходить от терминов «клятва» или «мороз» ( аккадский mammû ; также «лед»). . [ 1 ] Если последняя из этих возможностей верна, ее значение может быть «зимним». [ 8 ]

Мамиту был связан с подземным миром . [ 9 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Как уже засвидетельствовано в древневавилонских источниках, супругой Маммитума была Нергал . [ 1 ] Уилфред Г. Ламберт отметил, что объединение их друг с другом было стандартным в этот период, но начиная с касситского периода Мамиту стал заменяться Ласом . [ 10 ] Список богов Ан = Анум упоминает их обоих и приравнивает их друг к другу. [ 5 ] Однако в списке богов Ниппура Лаш встречается отдельно от Нергала. [ 11 ] в то время как Мамитум указан рядом с ним. [ 12 ] Возможно, они сосуществовали в Куте во втором тысячелетии до нашей эры. [ 13 ] Еще одну богиню, Эрешкигаль , также можно считать женой Нергала. [ 14 ] нет никаких свидетельств того, что ее когда-либо приравнивали к Мамиту. [ 15 ]

Мамиту также можно было считать женой Эрры . [ 2 ] которого стали отождествлять с Нергалом, начиная с древневавилонского периода. [ 16 ] В « Эпосе об Эрре » она предстает женой одноименного бога, [ 17 ] хотя в этом тексте он в разных местах упоминается как Эрра, так и Нергал. [ 18 ] Ан = Анум также называет ее женой Месламтеи , хотя в этом контексте он напрямую отождествляется с Нергалем. [ 1 ]

Дуглас Фрейн предположил, что в Телль-эль-Вилае в период Ура III Мамиту считалась супругой местного бога Ашки, которого он интерпретирует как раннюю форму Кушкии (позже засвидетельствованной как псевдоним Нергала; Ан = Анум , табличка VI строка 5), в отличие от альтернативного написания Ашги , как иногда предлагается. [ 19 ]

Чинция Паппи утверждает, что имя богини Ташки(м)-Мамма является теофорным именем, возможно, изначально принадлежавшим правителю, и что, исходя из очевидной связи с подземным миром и грунтовыми водами, которые она демонстрирует, можно предположить, что оно вызывает Мамиту. а не Мами. [ 20 ] Это божество известно из текстов из Мари , где ей поклонялись уже в период Шакканакку . [ 21 ] Она также получала подношения во время правления Зимри-Лима , и текстовые источники указывают на храм . то, что в городе существовал посвященный ей [ 20 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самые ранние возможные свидетельства о Мамиту встречаются в теофорных именах раннединастического периодов с такими элементами , и древнеаккадского как мама , которые также встречаются как в аккадском, так и в аморейском ономастиконе в более поздние периоды, хотя идентификация божества, вызываемого в них, с уверенностью. невозможно. [ 1 ] По мнению Маркоса Сух-Гутьерреса, можно предположить, что Мамиту появляется в двух именах из Адаба между древнеаккадским периодом и периодом Ура III , поскольку в этом случае теофорный элемент пишется как ма-ми-тум. [ 22 ] По словам Дугласа Фрейна, имена, упоминающие ее, часто встречаются в текстах из Телль аль-Вилаи периода Ура III. [ 19 ] появляется в теофорных именах древневавилонского марийского языка . Чинция Паппи утверждает, что она также [ 20 ] Однако, по словам Ичиро Наката д иду я д ма-ам-ма, скорее всего, представляет божественную акушерку Мами в этом корпусе текстов. [ 23 ] Примеры аккадских теофорных названий, связанных с Маммитумом, также известны в Сузах того же периода. [ 24 ] Однако Криста Мюллер-Кесслер и Карлхайнц Кесслер заявляют, что в конечном итоге она была совершенно неизвестна за пределами Месопотамии. [ 14 ]

Значение Мамиту в религии Месопотамии было незначительным. [ 15 ] В старовавилонский период она получала подношения в храмовом комплексе Экур в Ниппуре вместе с Нергалом . [ 12 ] Однако, скорее всего, ее значение ограничивалось Кутхой и ее ближайшим окружением. [ 25 ] Франс Виггерманн утверждает, что первоначально она была представлена ​​местному пантеону вместе с Эррой . [ 5 ] Там ей продолжали поклоняться до первого тысячелетия до нашей эры. [ 14 ] В гимне Наная, скорее всего, составленном не позднее 744–734 гг. До н. э., в котором перечисляются богини различных городов, Мамиту упоминается как божество Кутха. [ 26 ] Последним доступным свидетельством ее существования в этом городе являются теофорные имена в эллинистическом тексте, датированном 226 годом до нашей эры, хотя оценить масштабы ее культа сложно, поскольку на этом месте было обнаружено несколько клинописных текстов поздних периодов. [ 14 ] Ей также поклонялись в Вавилоне . [ 27 ] В новогоднем ритуале этого города, который, по словам Уилфреда Дж. Ламберта, предшествует правлению Навуходоносора I и восхождению Мардука на должность главы месопотамского пантеона, который перечисляет божеств, прибывающих в здание акиту , Мамиту указан как один из божеств из Куты рядом с Нергалом и Ласом , рядом с Мардуком, Зарпаниту и членами пантеонов Киша ( Забаба и Бау ) и Борсиппы ( Набу , Наная и Сутиту ). [ 28 ] Ей также поклонялись в Вавилоне в более поздние периоды, о чем свидетельствуют свидетельства о теофорных именах, упоминающих ее в двух текстах, датированных 23-м годом правления Навуходоносора II (Маммиту-Силим) и шестым годом правления Кира (Маммиту-Силим ). силат), соответственно. [ 14 ]

Более поздняя актуальность

[ редактировать ]

Возможно, что из-за того, что культ Мамиту сохранял определенную важность как в Вавилоне, так и в Куте в поздние периоды, она стала частью мандейской традиции. [ 27 ] [ б ] Криста Мюллер-Кесслер и Карлхайнц Кесслер предполагают, что Мамиту соответствует Амамиту ( ˀmˀmyt , реже mˀmyt ), который засвидетельствован как демон в пятой книге «Гинза Ямина» . [ 30 ] Амамит описывается как дочь Цинь и супруга Зартая-Зартанай , а ее имя может также служить эпитетом Либат , планеты Венеры . [ 31 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Еще одним существом из месопотамских верований с гомофонным именем был мамиту , тип демона подземного мира с козлиной головой, человеческими руками и ногами, известный из позднего текста « Видение подземного мира ассирийского принца» и отсутствующий в других источниках. [ 3 ] В отличие от божеств, которые в месопотамских верованиях обычно были полностью антропоморфными , демонические существа часто были гибридами. [ 4 ]
  2. ^ Было отмечено, что ранние мандейские источники показывают влияние традиций региона, включая эти два города и Борсиппу в частности, в то время как фигуры и традиции, связанные с другими древними месопотамскими городами, такими как Киш , Ниппур или Урук , не находят в них параллелей. . [ 29 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Креберник 1987 , с. 330.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 87.
  3. ^ Виггерманн 2011 , стр. 301–302.
  4. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 286.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1998 , с. 220.
  6. ^ Перейти обратно: а б Нуруллин 2020 , с. 564–565.
  7. ^ Нуруллин 2020 , с. 563–564.
  8. ^ Нуруллин 2020 , с. 564.
  9. ^ Нуруллин 2020 , с. 565.
  10. ^ Ламберт 1983 , стр. 506–507.
  11. ^ Ламберт 1983 , с. 507.
  12. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 54.
  13. ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 81–82.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , с. 81.
  15. ^ Перейти обратно: а б Нуруллин 2020 , с. 465.
  16. ^ Виггерманн 1998 , с. 217.
  17. ^ Джордж 2013 , с. 51.
  18. ^ Джордж 2013 , с. 61.
  19. ^ Перейти обратно: а б Фрейн 1997 , с. 422.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Паппи 2013 , стр. 472.
  21. ^ Паппи 2013 , стр. 471–472.
  22. ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 23.
  23. ^ Наката 1995 , стр. 235–236.
  24. ^ Садок 2018 , с. 153.
  25. ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 80.
  26. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 116–117.
  27. ^ Перейти обратно: а б Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , с. 82.
  28. ^ Ламберт 2013 , с. 282.
  29. ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 84.
  30. ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 82–83.
  31. ^ Мюллер-Кесслер и Кесслер 1999 , стр. 83.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50959336e2de5811529334d8351b7c3f__1703604540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/3f/50959336e2de5811529334d8351b7c3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mamitu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)