Город
Город | |
Альтернативное название | कुतहाह |
---|---|
Расположение | Мухафаза Бабиль , Ирак |
Область | Месопотамия |
Координаты | 32 ° 45'36,1 "N 44 ° 36'46,3" E / 32,760028 ° N 44,612861 ° E |
Тип | рассказывать |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1881 |
Археологи | Ормузд Рассам |
Кутха , Кута , Кут или Кута ( арабский : كُوتحَا , шумерский Gû.du 8.a) : к , аккадский: Куту ), современный Телль-Ибрагим (также Телль Хабл Ибральм) ( араб . تَلّ إِبْرَاهِيم ), — археологический памятник в мухафазе Бабиль , Ирак . Телль -Укаир К северу находится (древний Урум). Город был оккупирован с древнеаккадского периода до эллинистического периода. Городским богом Куты был Месламтеа , родственник Нергала , а его храм там назывался Э-Меслам. [1]
Археология
[ редактировать ]Кутха лежит на правом берегу восточного рукава реки Верхний Евфрат , к северу от Ниппура и примерно в 25 милях к северо-востоку от древнего города Вавилона . Участок состоит из двух поселенческих курганов. Самый крупный главный курган имеет длину 0,75 мили и имеет форму полумесяца. Курган поменьше расположен западнее, во впадине полумесяца. Два кургана, что типично для этого региона, разделены сухим руслом древнего канала, вероятно, Шатт-эн-Нил, но, возможно, Ирнинны, в любом случае ведущего из Евфрата. [2] [3]
Первый археолог, исследовавший это место, в 1845 году, Генри Роулинсон , заметил кирпич царя Навуходоносора II, Нововавилонской империи в котором упоминается город Кутха (Ку-ту), хотя с уверенностью неизвестно, находился ли он на месте. . Он возвращался, чтобы посетить это место несколько раз. [4] Это место также посетили Джордж Смит в 1873 году и Эдгар Джеймс Бэнкс . [2] Телль Ибрагим раскапывал Ормузд Рассам в 1881 году в течение четырех недель. Было обнаружено немногое, в основном несколько чаш с еврейскими и арамейскими надписями и несколько табличек. [5] Он нашел на небольшом холме заброшенный «мавзолей Авраама» и поручил своим работникам очистить его. Зафиксировав еще несколько кирпичей Навуходоносора II, он указал на возможность того, что изначально они были не с этого места. [6] [7]
Хотя на этом месте не было обнаружено никаких клинописных текстов, за исключением нескольких, раскопанных Рассамом и хранящихся в Британском музее (BM 42261, BM 42494, BM 42264, BM 42275, BM 42379 и BM 42295), следует отметить, что некоторые из них могут на самом деле произошли из ненайденного Телль-Эгрейне, который Рассам также раскопал в 1881 году, некоторые из них появились на продажу в течение многих лет, почти все из периода Ахеменидов, три из которых относятся к древнеаккадскому периоду и один - к старовавилонскому периоду. [8] [9]
История
[ редактировать ]
В современной надписи Нарам-Сина из Аккада (около 2200 г. до н.э.) после восстания ряда городов он обожествил себя, упомянув Кутху.
«Нарам-Син, могучий царь Агаде, когда четыре четверти вместе восстали против него, благодаря любви, которую проявила к нему богиня Астар, он одержал победу в девяти битвах в одном за 1 год, и цари, которых они ( мятежников[?]) подняли (против него), он взял в плен Ввиду того, что он защищал основания своего города от опасности, (граждане его города просили у Астар в Эанне, Энлиля в Ниппуре, Дагана в Туттуле. , Нинхурсаг в Кесе, Эа в Эриду, Син в Уре, Самас в Сиппаре, (и) Нергал в Куте, чтобы (Нарам-Син) был (сделан) богом их города, и они построили в Агаде храм (посвященный) ему..." [10]
На фундаментной табличке (найденной в Ниневии) записано, что второй правитель империи Ура III, Шульги , построил храм Э-Меслам Нергала в Куте. Он еще не обожествлен, так что это было в начале его правления.
«Сулги, могучий, царь Ура и четырех четвертей, строитель Э-меслама («Дома, Воина преисподней»), храма бога [Н]ергала, его господина, в [Куте] а." [11]
был построен большой дворец Во время его правления в Туммале . Строительные материалы поступали даже из Вавилона, Куты и Адаба. [12]
Правителем Куты в начале древневавилонского периода был Илум-насир. [13] Суму-ла-Эль , царь 1-й вавилонской династии , восстановил городские стены Куты. [14] Позже город был разгромлен Хаммурапи Вавилонским на 39-м году его правления, и его название года гласило: «Год, в котором царь Хаммурапи с великой властью, данной ему Аном и Энлилем, поразил всю Куту и землю Субарту». [15] В 40-летнем имени Хаммурапи упоминается храм Эмеслам в Куте. [16]

Во фрагментарном эпосе об Адад-шума-усуре , правителе касситской династии (ок. 1200 г. до н. э.), BM 34104+, он утверждает:
«Он радовал свое лицо, свое жилище, святыню [...] Полный месяц, имя, которое он произносил, свой полумесяц [...] Он застраивает городские улицы заливкой, начало фестиваль он [...] Король вышел из Борсиппы и направился к Куте [...] Он вошел в Э[месл]ам, в/с землей, которую он постоянно покрывает...] ... Кута [...] '[...] твоя [помощь], о Нергал, [...]'» [17]
В родственном, сильно поврежденном тексте BM 45684 Адад-шума-усур утверждает: «Ночью - [время] я прибыл, к стене Куты ... Я приветствовал Эмесла [ам]». [18]
На неоассирийском Черном обелиске Салманасара III (859–824 гг. до н.э.) Кутха упоминается в строке 82, т.е. «Я шел к великим городам (и) приносил жертвы в Вавилоне, Борсиппе, (и) Куте, (и) представлял подношения великим богам». [19]
В записях неоассирийского правителя Ашшурбанипала говорится, что в 651 г. до н.э. Шамаш-шума-укин захватил Куту. Шамаш-шума-укин был сыном неоассирийского царя Асархаддона и старшим братом преемника Асархаддона Ашшурбанипала. [20]
В надписи нововавилонского правителя Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), найденной в виде столбца и призмы в Вавилоне, упоминается Кутха.
«Я установил каждый день 8 овец в качестве регулярных приношений Нергалу (и) Ласу, богам Эмеслама и Куты, я обеспечил обильное подношение великим богам, я увеличил регулярные приношения сверх старых». [21]
Известны несколько губернаторов со времен, когда город находился под контролем правителя империи Ахеменидов Кира Великого в 539–530 годах до нашей эры. Это Нергал-табни-усур, Нергал-сар-усур и Набу-кесир. [22]
Согласно Диадоховой хронике, в седьмой год правления селевкидов Александра IV Македонского , 311/310 до н.э., полководец Антигон I Монофтальм сразился с полководцем Селевком I Никатором после того, как последний восстал вместе с администратором храма Куты.
«Он сказал так [? Селевку]ку: «В 7-й год Антигона назначил/назначил [...] Селевку Генералу». В месяце o управляющий храмом Эмеслам [в Куте] восстал [Селевк, [но...] он не захватил дворец (т.е. гарнизон) В том месяце сорок талантов серебра... [...] В месяце Аба, потому что [он не совершил] захвата). цитадель Вавилона.[...], Селевк обратился в бегство и не запрудил Евфрат...[...]" [23]
В религиозной традиции
[ редактировать ]Литературное сочинение «Сказание о царе Куты», фрагментарная надпись аккадского литературного жанра под названием нару , написанная так, как если бы она была переписана с царской стелы, на самом деле является частью « Кутийского сказания о Нарам-Сине », а не следует читать как историю, копия которой найдена в клинописной библиотеке в Султантепе , к северу от Харрана . [24]
Согласно Танаху , Кута был одним из пяти сирийских и месопотамских городов, из которых Саргон II , царь Ассирии , привел поселенцев, чтобы занять места изгнанных израильтян ( 4 Царств 17:24–30 ). Во 2-й книге Царств рассказывается, что на этих поселенцев напали львы , и, истолковав это как означающее, что их поклонение было неприемлемо для божества земли, они попросили Саргона прислать израильского священника, изгнанного в Ассирию, чтобы учить их, что он и сделал. Результатом стала смесь религий и народов, причем последние были известны как « кутим » на иврите и как « самаритяне » у греков . [25]
Иосиф Флавий помещает Куту, которая для него является названием реки и местности, [26] в Персии и Нойбауэр [27] говорит, что это название страны недалеко от Кордуены .
Ибн Саад в своем «Китаб Табакат аль-Кубра» пишет, что дед Авраама по материнской линии, Карбана, был тем, кто открыл реку Кутха. [28]
В книге «Последние язычники Ирака: Ибн Вахшия и его набатейское сельское хозяйство » Джейкоб Хамин-Анттила говорит:
«Можно также упомянуть довольно удивительную историю, восходящую к Али , первому имаму шиитов, где его заставили назвать себя «одним из набатеев из Луты» (см. Якут , МуджамIV: 488, св. Кутха). Разумеется, история апокрифическая, но она показывает, что среди шиитов были люди, готовые идентифицировать себя с набатейцами. Поэтому неудивительно, что особенно в так называемых гулатских движениях (экстремистских шиитах). множество материальных поверхностей, которые можно получить из месопотамских источников (ср. Hämeen-Anttila 2001), а ранние шиитские крепости в значительной степени находились на территории, населенной набатейцами.
Якут также отмечает, что «идентификация Куты как первоначального дома мусульман-шиитов считается авраамическими корнями ислама. Однако отождествление Куты, а, следовательно, и Авраама, с набатеями примечательно». [29]
Ат-Табари говорит в «Истории пророков и царей» , что пророк Ибрагим был сыном своей матери Нубы или Анматалы, дочери Кариты, выкопавшей реку Кутха, названной в честь его отца Кутхи. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Якобсен, Торкильд и Моран, Уильям Л., «Месопотамские боги и пантеоны». К образу Таммуза и другим очеркам по истории и культуре Месопотамии, Кембридж, Массачусетс, и Лондон, Англия: издательство Гарвардского университета, стр. 16–38, 1970.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б [1] Эдгар Джеймс Бэнкс, Кута, Биклический мир, соль. 22, нет. 1, стр. 61–64, 1903 г.
- ^ Торкильд Якобсен, «Воды Ура», «К образу Таммуза и другие очерки по истории и культуре Месопотамии», Кембридж, Массачусетс, и Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета, стр. 231–244, 1970.
- ^ Роулинсон, ХК, «О надписях Ассирии и Вавилонии», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, том. 12, стр. 401–XXI, 1850 г.
- ^ [2] Форд, Джеймс Натан, «Другой взгляд на мандейскую чашу для заклинаний BM 91715», Журнал Древнего Ближневосточного общества 29.1, 2002 г.
- ^ [3] Хормузд Рассам, Ашшур и Земля Нимрода: отчет об открытиях, сделанных в древних руинах Ниневии, Ассура, Сепарваима, Калаха и т. д. ..., Куртс и Дженнингс, 1897 г.
- ^ Дж. Э. Рид, Раскопки Рассама в Борсиппе и Куте 1879-82, Ирак, том. 48, стр. 105–116, 1986 г.
- ^ «Запись об артефакте SCD 253», 2017. Инициатива цифровой библиотеки клинописи (CDLI). 16 июня 2017 г. https://cdli.ucla.edu/P500470.
- ^ Юрса, Майкл, «Spätachämenidische Texte aus Kutha», Журнал ассириологии и восточной археологии, том. 97, нет. 1, стр. 43-140, 2003 г.
- ^ Дуглас Р. Фрейн, Саргонический и кутианский периоды (2334–2113), University of Toronto Press, 1993 ISBN 0-8020-0593-4
- ^ "Фрейн, Дуглас, Шульги E3/2.1.2", Период Ура III (2112-2004 до н. э.), Торонто: University of Toronto Press, стр. 91-234, 1997
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Барщинный труд во времена Ура III», От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., под редакцией Стивена Дж. Гарфинкл и Мануэль Молина, Юниверсити-Парк, США: издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 347–424, 2013 г.
- ^ Риентс де Бур, «Начало древневавилонского Вавилона: Суму-Абум и Суму-Ла-Эль», Журнал клинописных исследований, том. 70, стр. 53–86, 2018 г.
- ^ Имена года Сумулаэля в CDLI
- ^ Имя 39 года Хаммурапи в CDLI
- ^ Мэтью Рутц и Петр Михаловский, «Наводнение Эшнунны, падение Мари: деяния Хаммурапи в вавилонской литературе и истории», Журнал клинописных исследований, том. 68, стр. 15–43, 2016 г.
- ^ Грейсон, Альберт Кирк, «Эпос Адад-шума-усур», Вавилонские историко-литературные тексты, Торонто: University of Toronto Press, стр. 56-77, 1975
- ^ Грейсон, Альберт Кирк, «Фрагмент вавилонского исторического эпоса», Вавилонские историко-литературные тексты, Торонто: University of Toronto Press, стр. 93-98, 1975
- ^ А. Кирк Грейсон, «Салманасар III (858–824 до н. э.) A.0.102». Ассирийские правители начала первого тысячелетия до н. э. II (858–745 до н. э.), Торонто: University of Toronto Press, стр. 5–179, 1991.
- ^ Грейсон, А.К., «Хронология правления Ашшурбанипала», том. 70, нет. 2, стр. 227–245, 1980 г.
- ^ Да Рива, Росио, «Призма Навуходоносора II (EŞ 7834): новое издание», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 103, № 2, стр. 196-229, 2013 г.
- ^ Дандамаев, Массачусетс, «Неовавилонское и ахеменидское государственное управление в Месопотамии», Иуда и иудеи в персидский период, под редакцией Одеда Липшица и Манфреда Эминга, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 373-398, 2006 г.
- ^ Геллер, MJ, «Вавилонские астрономические дневники и исправления Диодора», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, том. 53, нет. 1, стр. 1–7, 1990 г.
- ^ О. Р. Герни, Таблетки Султантепе (продолжение). IV. Куфейская легенда о Нарам-Сине, Анатолийские исследования, том. 5, стр. 93–113, 1955 г.
- ^ Иосиф Флавий , Еврейские древности ix. 14, § 3
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности, ix. 14, § 1, 3
- ^ Адольф Нойбауэр, География Талмуда, стр. 379, 1968 г.
- ^ Ибн Саад . «Авраам, друг Божий». Китаб Табакат Аль-Кубра Отличные занятия [ Книга великих классов ] (на арабском языке). Том. 1.
Река Коти рассказала, что ненавидел капусту дед Авраама со стороны матери, и это было
- ^ Хямеен-Анттила, Джеймс (2006). Последние язычники Ирака: Ибн Вахшия и его набатейское земледелие п. 35. ISBN 90-04-15010-2 .
- ^ Уильям М., Бриннер (1989). История ат-Табари Том. 2: Пророки и патриархи (серия SUNY по ближневосточным исследованиям) . стр. 127–128. ISBN 08-87-06313-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джулиан Рид, Ормузд Рассам и его открытия, Ирак, том. 55, стр. 39–62, 1963 г.