Jump to content

Аккадская литература

Аккадская литература древняя литература, написанная на аккадском языке (ассирийский и вавилонский диалекты) в Месопотамии ( Ассирия и Вавилония ) в период от средней бронзы до железного века (примерно 23-6 вв. до н. э.). [1] [2]

Опираясь на традиции шумерской литературы , вавилоняне составили значительную текстовую традицию мифологических повествований, юридических текстов, научных трудов, писем и других литературных форм.

Литература в аккадском обществе

[ редактировать ]

Большая часть того, что мы имеем от вавилонян, была написана клинописью металлическим стилусом на глиняных табличках, названных Laterculae coctiles Плинием Старшим ; папирус , по-видимому, также использовался, но он исчез. [3]

Библиотеки были в большинстве городов и храмов; старая шумерская пословица гласила: «Тот, кто преуспеет в школе писцов, должен встать с рассветом». Женщины, как и мужчины, учились читать и писать, и в семитские времена для этого требовалось знание вымершего шумерского языка , а также сложной и обширной слоговой системы. Очень развитые системы письменности, науки и математики вавилонян внесли большой вклад в их литературную деятельность. [3]

Многие произведения аккадской литературы были заказаны королями, у которых на службе были писцы и ученые. Некоторые из этих работ служили прославлению короля или божества, в то время как другие записывали информацию о религиозных практиках или медицине. Поэзия, пословицы, народные сказки, любовная лирика и рассказы о спорах были включены в аккадскую литературу. [4]

Связь с другой древней литературой

[ редактировать ]
Кардиффский замок (Уэльс). Апартаменты замка: Библиотека (1870-е гг.) — Аллегория ассирийской литературы (рельеф работы Томаса Николлса ).

Значительное количество вавилонской литературы было переведено с шумерских оригиналов, а язык религии и права долгое время оставался старым агглютинативным языком Шумера. Для использования студентами были составлены словари, грамматики и подстрочные переводы, а также комментарии к старым текстам и объяснения непонятных слов и фраз. Все символы слогового письма были упорядочены и названы, и были составлены их подробные списки. [3]

Ассирийская культура и литература пришли из Вавилонии, но даже здесь существовала разница между двумя странами. В ассирийской литературе было мало оригинального, а образование, обычное для Вавилонии, в северном царстве в основном ограничивалось одним классом. В Вавилонии оно имело очень давнюю историю. Во времена второй Ассирийской империи, когда Ниневия стала крупным торговым центром, арамейский язык — язык торговли и дипломатии. к числу предметов, которые должен был изучать образованный класс, добавился [3]

При Селевкидах в Вавилон был введен греческий язык , и были найдены фрагменты табличек с шумерскими и ассирийскими (т.е. семитскими вавилонскими) словами, записанными греческими буквами. [3]

Известные работы

[ редактировать ]

По данным А. Лео Оппенгейма , корпус клинописной литературы в любой момент времени и в любом месте насчитывал около 1500 текстов, примерно половина из которых, по крайней мере, с первого тысячелетия, дошла до нас во фрагментарном виде, и в нее вошли наиболее распространенные жанры (в в порядке преобладания) — это тексты-предзнаменования, лексические списки , ритуальные заклинания, катарсические и апотропные заклинания, исторические и мифологические эпосы, басни и пословицы. [5]

Анналы, хроники и исторические эпосы

[ редактировать ]

богат царскими надписями конца Ассирийский диалект аккадского языка особенно . в XIV Ассирийские монархи. Однако самым ранним историческим царским эпосом является эпос Зимри-Лима ( ок. 1710–1698 гг. До н.э., кратко ) из Мари . Подобная литература средневавилонского периода довольно плохо сохранилась с фрагментарным эпосом касситского периода , об Адад-шума-усуре и о Набу-кудурри-усуре I и Мардуке . [6]

Традиционная хроника впервые засвидетельствована в сочинениях раннего железного века, которые восходят к более ранним временам, таких как « Хроники ранних царей» , « Династические хроники» , «Хроники Р» и «Ассирийская синхронная история» . серия из пятнадцати вавилонских хроник Была обнаружена от нео до позднего, которые повествуют период от Набу-Насира (747–734 до н. э.) до Селевка III Керавна (243–223 до н. э.), и были основаны на политических событиях, описанных в вавилонских астрономических дневниках .

Юмористическая литература

[ редактировать ]

Образцы комических текстов охватывают жанры от бурлеска до сатиры и включают юмористические любовные стихи и загадки. «В уборщице» — это история о споре между наглым уборщиком и его клиентом, «второкурсником», который в нелепых подробностях читает уборщику лекции о том, как стирать его одежду, заставляя раздраженного уборщика предложить ему не терять времени. отнес его к реке и сделал это сам. [7] «Диалог пессимизма» рассматривался Бёлем как сатурналия, где хозяин и слуга меняются ролями, и как бурлеск Шпейзера, где глупый хозяин произносит клише, а слуга ему вторит. Ламберт считал это размышлениями энергичного подростка с суицидальными наклонностями. [8]

Текст Алузинну («обманщик» , шут, клоун или шут), сохранившийся в пяти фрагментах неоассирийского периода, касается человека, дабибу, акил карши, «характерного убийцы», который зарабатывал на жизнь, развлекая других пародиями и мимикрией. и скатологические песни. « Бедняк из Ниппура» представляет собой подрывную историю о триумфе проигравшего над своим превосходящим. [9] в то время как «Укус собаки» Нинурты-Пакидата представляет собой школьный текст фарса. [10]

Самыми ранними аккадскими законами являются «Старые ассирийские законы», касающиеся поведения коммерческого суда торговой колонии в Анатолии, ок. 1900 г. до н.э. Законы Эшнунны представляли собой сборник из шестидесяти законов, названных в честь города, в котором они были созданы, и датируемых примерно 1770 годом до нашей эры. Кодекс Хаммурапи , ок. 1750 г. до н.э., был самым длинным из месопотамских юридических сборников, охватывающим почти триста отдельных законов и сопровождавшимся длинным прологом и эпилогом. Указ Амми-Садуки , ок. 1646 г. до н. э., был последним изданным одним из преемников Хаммурапи .

Среднеассирийские законы датируются четырнадцатым веком до нашей эры, в Ассуре сохранилось более сотни законов . Среднеассирийские дворцовые указы, известные как «Гаремные указы», ​​времен правления Ашшур-убаллита I , ок. 1360 г. до н.э., Тукульти-апил-Эшарра I , ок. 1076 г. до н.э., касаются аспектов придворного этикета и суровых наказаний (бичевание, нанесение увечий и казнь) за их нарушение. Нововавилонских законов насчитывается всего пятнадцать, ок. 700 г. до н. э., вероятно, из Сиппара . [11]

Мифология

[ редактировать ]

Одним из самых известных из них был « Эпос о Гильгамеше» . [3] который впервые появляется на аккадском языке в старовавилонский период как эпос, состоящий примерно из 1000 строк, известный под своим иницитом, шутур эли шарри , «Превосходящий всех других царей», который включает в себя некоторые истории из пяти более ранних шумерских сказок о Гильгамеше. Множество версий середины и конца второго тысячелетия свидетельствуют о его популярности. Стандартная вавилонская версия, ša naqba īmeru , «Тот, кто видел бездну», содержит до 3000 строк на одиннадцати табличках и прозаическое размышление о судьбе человека на двенадцатой, которое фактически представляет собой дословный перевод шумерский «Бильгамес и преисподняя». Он сохранился в 73 экземплярах и был приписан некоему Син-леки-уннинни. [12] и устроен по астрономическому принципу. Каждый раздел содержит историю одного приключения в карьере Гильгамеша , короля Урука . Вся история представляет собой составной продукт, и вполне вероятно, что некоторые истории искусственно привязаны к центральной фигуре. [3]

Другим эпосом была история «Сотворения» Энума Элиша , целью которой было прославить Бел - Мардука , описывая его борьбу с Тиамат , драконом хаоса. В первой книге повествуется о сотворении мира из первобытной глубины и рождении богов света. Затем следует история борьбы между богами света и силами тьмы и окончательной победы Мардука, который рассек Тиамат на части, образовав небо из половины ее тела и землю из другой. Затем Мардук расположил звезды, а также солнце и луну по порядку и дал им законы, которые они никогда не должны были нарушать. После этого были созданы растения и животные и, наконец, человек. Здесь Мардук занимает место Эа , который в древних легендах выступает как создатель и, как говорят, вылепил человека из глины. [3]

Легенда об Адапе, первом человеке, часть которой была найдена в архиве египетского царя Эхнатона в Телль-эль-Амарне , объясняет происхождение смерти. Адапа во время рыбалки сломал крылья южному ветру и был вызван на суд Ану небесный . Эа посоветовал ему ничего там не есть и не пить. Он последовал этому совету и таким образом отказался от еды, которая сделала бы его и его потомков бессмертными. [3]

Среди других легенд Вавилонии можно упомянуть легенды о Намтаре , чумном демоне; об Эрре , чуме; Этаны и Анзу . В Аид, обитель Эрешкигаль или Аллату , вошел Нергал , который, разгневанный посланием, посланным ей богами верхнего мира, приказал Намтару отрубить ей голову. Она, однако, заявила, что подчинится любым навязанным ей условиям и отдаст Нергалу владычество над землей. Соответственно, Нергал уступил, и Аллату стала королевой адского мира. Этана сговорился с орлом полететь на самые высокие небеса. Первые ворота, ворота Ану, были успешно достигнуты; но когда он поднялся еще дальше к воротам Иштар , сила орла ослабла, и Этана упал на землю. Что касается бога бури Анзу, нам говорят, что он украл скрижали судьбы, а вместе с ними и прерогативы Энлиля . Богу за богом было приказано преследовать его и вернуть их, но, похоже, только благодаря хитрости они были наконец возвращены. [3]

Тексты примет, гаданий и заклинаний

[ редактировать ]

Масштаб литературы по предзнаменованиям в корпусе аккадского языка является одной из отличительных черт наследия этого языка. По мнению Оппенгейма, 30% всех документов этой традиции относятся к этому жанру. [13] Образцы текстов предзнаменований появляются в самые ранние периоды аккадской литературы, но достигают своей зрелости в начале первого тысячелетия с формированием канонических версий. Среди них следует отметить Энума Ану Энлиль (астрологические предзнаменования), Шумма алу (земные предзнаменования), Шумма избу (аномальные рождения), Аламдимму (физиономические предзнаменования) и Ишкар Закику (предзнаменования сновидений). К этому же жанру относится и «Диагностический справочник» Сакикку (SA.GIG) .

Практика экстиспиции , гадания по внутренностям животных, на протяжении тысячелетий совершенствовалась вавилонянами в науку, а вспомогательные тексты в конечном итоге были собраны в монументальный справочник « Баруту» , состоящий из более чем сотни табличек и разделенный на десять глав. [14] Гадание, однако, распространилось и на другие области, например, в старых вавилонских текстах либаномантии , касающихся интерпретации предзнаменований от благовонного дыма. [15] Одним из них является текст предзнаменования Бел-надин-шуми о траекториях полета птиц, составленный во время правления касситского царя Мели-Шипака . [16]

Заклинания составляют важную часть этого литературного наследия, охватывая ряд священных ритуалов, от Маклу , «сожжения» до противодействия колдовству, Шурпу , «сожжения» до противодействия проклятиям, Намбурби , чтобы предотвратить неблагоприятные предзнаменования, Утукку Лемнуту (фактически двуязычный). , для изгнания «Злых Демонов» и Битримки , или «бани», церемонии очищения и замены, для мирских, Ша.зи.га , «восхода сердца», заклинаний потенции и Зу-буру- даббеда , «чтобы схватить «зуб саранчи», сборник заклинаний против полевых вредителей. [17]

Мудрость и дидактическая литература

[ редактировать ]

Особенно богатым жанром аккадских текстов был жанр, известный под названием «литература мудрости», хотя существуют разногласия относительно того, какие произведения подходят для включения. [18] Одним из самых ранних примеров был « Диалог между человеком и его Богом» позднего вавилонского периода. Возможно, наиболее известными из них были « Поэма о праведном страдальце» ( Ludlul bēl nēmeqi ) и « Вавилонская теодицея» . В эту группу включен ряд басен или конкурсной литературы в разной степени сохранности, например, « Тамариск и пальма» , « Басня об иве» , «Нисаба и пшеница» (кибту), « Бык и лошадь» (Inum Ištar šurbutum, «Когда возвысится Иштар»), Басня о Лисе и Басня о ездовом осле . [19]

В. Г. Ламберт несколько популярных высказываний и пословиц (как двуязычных, так и вавилонских), а также « Плач страдальца с молитвой Мардуку» , «Советы мудрости» , «Советы пессимиста » и «Советы принцу» и другие включают в этот жанр . «Диалог между Шупе-амели и его отцом» (Simâ Milka) — это мудрая литература, напоминающая предсмертные дебаты из глубинки Аккада. [18] Существуют также аккадские переводы более ранних шумерских произведений, таких как « Наставления Шуруппака», которые часто считаются принадлежащими к этой традиции.

Стихи-диспуты

[ редактировать ]

Аккадская поэма-диспут или аккадская дискуссия, также известная как вавилонская поэма-диспут — жанр аккадской литературы в форме диспута . Они представляют собой диалог или дебаты с участием двух соперников, обычно представленных в виде нечленораздельных существ, таких как определенные объекты, растения, животные и т. д. Сохранившиеся композиции этого жанра датируются началом 2-го тысячелетия до нашей эры (самым ранним примером являются « Тамариск и пальма» ) и концом 1-го тысячелетия до нашей эры. Эти стихотворения написаны в стихах и следуют размеру, называемому 2||2 или Vierheber , который является тем же размером, что и в некоторых других аккадских текстах, таких как « Энума Элиш» . [20]

Другие жанры

[ редактировать ]

Помимо чисто литературных произведений, были и другие, самого разнообразного характера, в том числе сборники писем, частью официальных, частью частных. Среди них наиболее интересны письма Хаммурапи , которые редактировал Леонард Уильям Кинг . [3]

Список работ

[ редактировать ]

Ниже приведены наиболее известные дошедшие до нас произведения, за исключением списков лексики и синонимов.

Абну Шикиншу Адад-нарари I Эпик Эпос «Адад-шума-ушур» Адапа и Энмеркар Адапа и южный ветер Совет принцу Гимн Агушая Аламдимму Алузинский текст Ардат-лили Асакку марсуту Ашипа Альманах (или справочник) • В уборщице Атра-хаси Автобиография Адад-гуппи. Автобиография Куригалзу Автобиография Мардука Вавилонский альманах Список вавилонских царей Вавилонская теодицея Баруту Легенда о рождении Саргона • Бит Месери Бит Римки Бит сала мне Гимн Буллусса-раби Гуле Каталог текстов и авторов Хроники ранних королей Хроника рыночных цен Хроника правления Шульги Хроника П Кодекс Хаммурапи Посвящение священника Советы пессимиста Советы мудрости Преступления и святотатства Набу-шума-ишкуна Проклятие Аккада Кутейская легенда о Нарам-Сине Диалог между человеком и его Богом Диалог пессимизма Дингир.šà.dib.ba Ослиный спор Мечта о Куригалзу Династическая хроника Династическое пророчество Династия Даннума ( Миф о Хараве )• Эклектическая хроника Указ Амми-Садуки Эгалкура Заклинания • Элегии, оплакивающие смерть Таммуза Энлиль и Суд Энума Ану Энлиль Энума Элиш Эпос об Анзу Эпос о Гильгамеше Эпос касситского периода Эпос о Набу-кудурри-усуре Эпос о боге чумы Эрре (Эрра и Ишум)• Этана Басня о Лисе Басня о ездовом осле Басня об иве Гирра и Эламатум Великая молитва Шамашу Великая молитва Набу Великое восстание против Нарам-Сина. Указы о гареме Гемерология для Нази-Марутташа Гимн Иштару («Иштар 2») Гимн Нинурте как Спасителю Гимн царице Ниппура Хулбазизи Восхождение Инаны Иккур Ипуш Ишкар Закику Адская поездка Иштара Калюту Каталог • КАР 6 Катадуггу Кедор-лаомерские тексты Ритуалы с чайником Король битвы (шар тамкари)• Киуту Миф о Лаббу Ламашту Плач страдальца с молитвой Мардуку Законы Эшнунны Липшурские ектении Лудлул бел немеки Маклю Обращение Мардука к демонам Пророчество Мардука Среднеассирийские законы Мис-пи Бог Луны и корова Мукил реш лемутти МУЛ.АПИН Мушуу Эпос «Наид-Шиху» Хроники Набонида Намбурби Намеримбурруду Нововавилонские законы Нергал и Эрешкигаль Новогодний ритуал-шествие Акиту. Нигдимдимму Укус собаки Нинурты-Пакидата Ниссаба и пшеница Бык и лошадь Пальма и виноградная лоза Пазузу Бедняк из Ниппура Пророчество А Кутару Рецепты против Анташуббы Религиозная хроника Царская надпись Симбар-Шипака Саг-гиг-га-меш (Муруш каккади)• Сакикку Салману-ашареду III Эпос Синхронная история Синкретический гимн Иштар Шэру Шикиншу Шамму Шикиншу Шар Пухи Ша.зи.га Серия «Бык и лошадь» Серия «Лиса» Серия «Бык и лошадь» Серия Тополь Серия «Паук» Шеп Лемутти История бедного, несчастного Рена Шуила Пророчество Шульги Шумма алу Шумма амелу кашип Шумма иммеру Шумма Избу Шумма липту Шумма синништу каккада рабат Шурпу Такульту Ритуальные тексты • Тамариск и Пальма Тэмми Оракулс Гемерология Ташриту Эпос «Думай-действуй» Без клипс • Терапевтическая УГУ серия • Диабетическая ретинопатия Список королей Урука Носить пророчество Ушбурруда Утукку Лемнут Стихотворение Набонида Видение преисподней Уокер Хроники Хроники Вейднера Эпос о Зимри-Лиме Заклинания отца Зи Зисурру (Саг-ба Саг-ба)• Зоопарк

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шин Шифра (2008). Слова как магия и магия слов . Тель-Авив, Тель-Авив, Пресса Министерства обороны Израиля (на иврите ). Это транскрипции бесед Шифры о литературе Древнего Ближнего Востока, впервые транслировавшиеся в рамках курса «Университет в прямом эфире» на радио израильской армии .
  1. ^ Уилсон, Епифаний (1 июня 2006 г.). Вавилонская и ассирийская литература . Библиотека Эхо. ISBN  9781406804898 – через Google Книги.
  2. ^ Сильвестро Фиоре, Голоса из глины: развитие ассиро-вавилонской литературы. Университет Оклахомы Пресс.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вавилония и Ассирия ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 99–112.
  4. ^ Лензи, Алан (10 января 2020 г.). "Введение". Введение в аккадскую литературу: контексты и содержание . Пенн Стейт Пресс. ISBN  978-1-64602-030-0 .
  5. ^ А. Лео Оппенгейм (1977). Древняя Месопотамия: портрет мертвой цивилизации . Издательство Чикагского университета. стр. 16–17 . ISBN  9780226631868 .
  6. ^ Джек М. Сассон (2005). «Сравнительные наблюдения над ближневосточными эпическими традициями». В Джоне М. Фоули (ред.). Компаньон древнего эпоса . Уайли-Блэквелл. п. 221.
  7. ^ УЭТ 6/2, 414
  8. ^ Бенджамин Р. Фостер (1974). «Юмор и клинопись». ДЖЕЙНС . 6:82 .
  9. ^ Дж. С. Купер (июль 1975 г.). «Структура, юмор и сатира в бедняке из Ниппура». Журнал клинописных исследований . 27 (3): 163–174. дои : 10.2307/1359242 . JSTOR   1359242 . S2CID   163822119 .
  10. ^ А. Р. Джордж (1993). «Укус собаки Нинурты-Пакидата и заметки о других комических рассказах». Ирак . 55 : 63–75. дои : 10.2307/4200367 . JSTOR   4200367 . S2CID   192947135 .
  11. ^ Д.Л. Бейкер (2009). Сжатые кулаки или открытые руки?: Богатство и бедность в законе Ветхого Завета . Вм. Б. Эрдманс. стр. 4–6.
  12. ^ А. Р. Джордж (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: Введение, критическое издание и клинописные тексты, Том 1 . Издательство Оксфордского университета. стр. 22–33, 379.
  13. ^ В. Халло (2009). Древнейшая литература мира: исследования шумерской беллетристики . Брилл. п. 7 . ISBN  9789004173811 .
  14. ^ Улла Кох-Вестенхольц (2000). Вавилонские предзнаменования для печени: главы Манзазу, Падану и Пан Такалти из вавилонской серии Extispicy, в основном из библиотеки Ассурбанипала . Музей Тускуланум. п. 9.
  15. ^ И. Л. Финкель (1983). «Новая часть либаномантии». Архив востоковедения . 29 :50-57.
  16. ^ Никла Де Зорзи (2009). «Гадание на птицах в Месопотамии - новые свидетельства из BM 108874». КАСКАЛ: Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 6 :91–94.
  17. ^ А. Р. Джордж и Джунко Танигучи (2010). «Собаки Нинкилима, часть вторая: Вавилонские ритуалы борьбы с полевыми вредителями» (PDF) . Ирак . LXXII : 79–148. дои : 10.1017/S0021088900000607 . S2CID   190713244 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виктор Авигдор Гуровиц (2007). Ричард Дж. Клиффорд (ред.). Литература мудрости в Месопотамии и Израиле . СБЛ. стр. xi–xiii, 37–51.
  19. ^ Марианна Э. Фогельзанг (1991). «Некоторые вопросы об аккадских спорах». В aG.J. Рейнинк и aHLJ Vanstiphout (ред.). Спорные стихи и диалоги на древнем и средневековом Ближнем Востоке . Питерс. п. 47.
  20. ^ * Хименес, Энрике (2017). Стихи о вавилонском споре . Брилл. ISBN  978-90-04-33625-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2367f5244d4265380ac1d78cf57f547__1716582900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/47/b2367f5244d4265380ac1d78cf57f547.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Akkadian literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)