Инструкция Шуруппака
Наставления Шуруппака Наставления (или Шуруппака [1] сын Убара-туту ) — значимый образец шумерской литературы мудрости . [2] Литература мудрости, призванная обучать должному благочестию, прививать добродетель и сохранять общественные нормы, была распространена на всем древнем Ближнем Востоке . [3] Его начало относит текст к глубокой древности: «В те дни, в те далекие времена, в те ночи, в те далекие ночи, в те годы, в те далекие годы». Заветы вложены в уста царя Шуруппака (SU.KUR.RU к ), сын Убара-Туту . Убара-Туту записан в большинстве дошедших до нас копий списка шумерских царей как последний царь Шумера до потопа . Убара-туту кратко упоминается в табличке XI «Эпоса о Гильгамеше» , где он назван отцом Утнапиштима , персонажа, которому бог Эа поручил построить лодку, чтобы пережить грядущее потоп. [4] Сгруппированные с другими клинописными табличками из Абу Салабиха , Инструкции датируются началом третьего тысячелетия до нашей эры и являются одной из старейших сохранившихся литературных источников .
Текст состоит из назидательных высказываний Шуруппака, адресованных его сыну и возможному герою потопа Зиусудре ( аккадский : Утнапиштин ). В шумерской традиции его называют одним из пяти допотопных городов. [5] имя «Шуруппак» появляется в одной рукописи Шумерского списка царей (WB-62, пишется SU.KUR.LAM), где оно вставлено как дополнительное поколение между Убара-Туту и Зиусудрой, которые во всех остальных случаях являются отцом и сыном. . Ламберт сообщает, что было высказано предположение, что интерполяция могла возникнуть из-за того, что эпитет отца («человек из Шуруппака») был ошибочно принят за имя собственное. [6] Однако этот эпитет, найденный на табличке Гильгамеша XI, относится к Утнапиштиму, а не к его отцу.
Табличка Абу Салабиха , датированная серединой третьего тысячелетия до нашей эры. [7] является старейшей сохранившейся копией, и многочисленные сохранившиеся копии свидетельствуют о ее постоянной популярности в шумерско-аккадских литературных канонах. [8]
Советы в трех соединенных списках содержательные и занимают от одной до трех клинописных строк. Некоторые советы носят чисто практический характер: не следует располагать поле на дороге; .... Не следует делать колодец на своем поле: люди за вас нанесут на нем ущерб. (строки 15–18). Моральные заповеди сопровождаются негативными практическими последствиями проступка: не следует шутить с замужней молодой женщиной: клевета может быть серьезной. (строки 32–34). Мнение общества и возможность клеветы (строка 35) играют главную роль, будь то ценное мнение «двора» (строка 62) или менее ценное мнение рынка, где оскорбления и глупые речи привлекают внимание страны. (строка 142).
Наставления содержат заповеди , отражающие те, которые позже были включены в Десять Заповедей . [9] и другие изречения, которые отражены в библейской Книге Притчей .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гесиод (2006). Мост, Гленн В. (ред.). Теогония, Труды и дни, Свидетельства . Классическая библиотека Леба . Издательство Гарвардского университета . п. XLVI.
- ^ «Самая значительная часть шумерской литературы мудрости » , утверждает Поль-Ален Болье в книге Ричарда Дж. Клиффорда, изд., «Литература мудрости в Месопотамии и Израиле», 2007:4.
- ^ Инструкции Шуруппака: из WG Lambert (1996) «Вавилонская литература мудрости» . (Айзенбраунс, Вайнона-Лейк, Индиана) Включает онлайн-перевод текста на английский язык.
- ^ Джордж, Эндрю Р. (2003). Эпос о Гильгамеше: вавилонская эпическая поэма и другие тексты на аккадском и шумерском языках . Пингвинская классика. ISBN 9780241289907 .
- ^ Согласно «Эриду Бытию» , царствование сошло с небес, и были основаны первые города: Эриду , Бад-Тибира , Ларса , Сиппар и Шуруппак .
- ^ Ламберт, WG (1996). Вавилонская литература мудрости . Айзенбрауны. п. 92. ИСБН 9780931464942 . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Биггс, Роберт Д. (1974). Надписи из Телля Абу Салабиха (PDF) . Публикации Восточного института . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-62202-9 .
- ^ Сохранились две фрагментарные аккадские версии, датированные 15 веком до нашей эры и концом второго тысячелетия до нашей эры: «Его великая древность и популярность подтверждается большим количеством сохранившихся рукописей» (Болье в Клиффорде 2007: 4) .
- ↑ Примечания на веб-сайте The Schoyen Collection с неошумерской таблички ок. 1900–1700 гг. До н.э.: строка 50: Не проклинайте сильными средствами (3-я заповедь); строка 28: Не убий (6-я заповедь); строки 33–34: Не смейтесь и не сидите наедине в комнате с замужней девушкой (7-я заповедь); строки 28–31: Не воровать и не грабить (8-я заповедь); и строка 36: Не говори лжи (9-я заповедь).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бендт Альстер «Наставления Шуруппака». Сборник шумерских пословиц (Копенгаген: Academic Press), 1974.
- Альстер, Бендт, «Инструкции Шуруппака - Дополнительные строки, выявленные в раннединастической версии», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 80, вып. 1-2, стр. 15-19, 1990 г.