Адад-гуппи
Адад-гуппи / ˈ æ d ə ˌ ɡ ɒ p i / ( вавилонская клинопись : Адад-гуппи ; [1] в. 648–544 до н. э.), также известная как Аддагоппа , была поклонницей бога луны Сина в северном ассирийском городе Харран и матерью царя Набонида (правил 556–539 до н. э.) Нововавилонской империи . [2]
Жизнь
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В своих надписях Адад-гуппи утверждала, что Набонид принадлежал к династической линии Ашшурбанипала ( годы правления 669–631 до н. э.), царя Неоассирийской империи . Согласно ее надписям, Адад-гуппи родился на двадцатом году правления Ашшурбанипала как царя. [3] На момент ее рождения Харран был крупным оплотом Ассирии, а когда Неоассирийская империя пала в 609 г. до н.э., Харран был столицей ее правительства в изгнании . [4]
В связи с ее заявлениями о том, что Набонид принадлежит к Саргонидам (династия Ашшурбанипала), Стефани Далли в 2003 году считала «почти несомненным», что Адад-гуппи была дочерью Ашшурбанипала. [3]
Майкл Б. Дик выступил против приговора Дэлли в 2004 году, указав, что, хотя Набонид действительно приложил все усилия, чтобы возродить некоторые старые ассирийские символы (например, ношение завернутого плаща на его изображениях, отсутствующее у других нововавилонских царей, но присутствующее в ассирийское искусство) и попытался связать себя с династией Саргонидов, «нет никаких доказательств того, что Набонид был связан с династией Саргонидов». [5]
По мнению Поля-Алена Болье , то, что Адад-гуппи сама прямо не заявляла о каких-либо королевских предках, указывает на скромное происхождение. [6] Поскольку надписи, сделанные родственницами королей, относительно редки, однако, по мнению Уилфреда Г. Ламберта , вполне вероятно, что Адад-гуппи имел какой-то высокий статус. [7]
Влияние
[ редактировать ]Предсказание Аддагоппы о том, что Син сделает своего сына царем, чтобы он мог восстановить Харран, похоже, оказало большое влияние на Набонида, ценой его отношений со жрецами Вавилона и их традиционными богами, особенно с Мардуком . Другие источники, помимо биографии Аддагоппе, показывают, что Набонид отдавал дань уважения Сину во время своего правления в качестве царя Вавилона. Особое внимание он уделял храмам Сина в Харране и Уре и даже рассматривал возможность превратить храм Мардука в Вавилоне в святилище Сина. [8] Это, как говорится в одной из надписей, вызвало волнения во многих частях королевства. [9]
Автобиография
[ редактировать ]Открытие
[ редактировать ]Историки обнаружили два экземпляра псевдоавтобиографии Аддагоппе. Первый экземпляр, обнаруженный Х. Поньоном в 1906 году, был написан на сломанной стеле , раскопанной в Харране . Второй экземпляр, обнаруженный пятьдесят лет спустя Д.С. Райсом, был написан на ступенях тротуара у северного входа в Великую мечеть в Харране . [10]
Содержание
[ редактировать ]Псевдоавтобиография начинается с рассказа от первого лица, написанного от лица самой Аддагоппе, и заканчивается описанием ее захоронения. Поскольку Аддагоппа была похоронена с почестями царицы, некоторые ученые предполагают, что она выступала в качестве регента Набонида , когда он покинул Вавилон и переехал в оазис Тейма, начиная с 552 г. до н.э. [11] Однако эту теорию трудно согласовать с хронологией, которую Аддагоппе представляет в своей автобиографии. Она упоминает, что родилась на двадцатом году правления ассирийского царя Ашшурбанипала (около 648 г. до н. э.) и что она заботилась о святилищах бога луны Сина в течение 95 лет. Она также упоминает, что дожила до того, чтобы увидеть, как ее сын Набонид стал царем Вавилона, что произошло в 556 году до нашей эры, в результате чего ей было примерно 92 года на момент его коронации и 96 лет на момент его отъезда в Тейму . Она, по-видимому, умерла в возрасте 104 лет (ок. 544 г. до н.э.), дожив в здоровом теле и разуме и увидев потомков до четвертого поколения.
Аддагоппа приписывает призыв Набонида к царству богу луны Сину, а ее автобиография содержит молитву хвалы и благодарения Сину. В ответ на эту молитву Аддагоппе, по-видимому, получила во сне от Сина пророчество о будущих действиях ее сына на посту короля:
Через тебя я обеспечу возвращение богов [в] жилище в Харране , посредством Набонида, твоего сына. Он построит Эхулхул; он завершит свою работу. Он достроит город Харран более великим, чем он был прежде, и восстановит его. Он вернет Сина , Нингала , Нуску и Садарнунну процессией обратно в Эхулхул. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стела Адад-Гуппи бывш. 01 (Набонидус x2001, бывш. 01) , ORACC
- ^ Ван Де Миеруп, Марк (2007). История Древнего Ближнего Востока . Молден, Массачусетс: Блэквелл. стр. 278–80 . ISBN 978-1-4051-4910-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэлли 2003 , с. 177.
- ^ Грюнтанер 1949 , с. 411.
- ^ Дик 2004 , с. 15.
- ^ Болье 1989 , с. 69.
- ^ Ламберт 1972 , с. 54.
- ^ Ван Де Миеруп, 2007, с. 280.
- ^ Брайс, Тревор (2016). Вавилония – очень краткое введение . Оксфорд-Лейк: Издательство Оксфордского университета. стр. 85–6. ISBN 9780198726470 .
- ^ Привет, Уильям В. (2003). Контекст Священного Писания: канонические сочинения, монументальные надписи и архивные документы из библейского мира . Бостон: Брилл Лейден. п. 477. ИСБН 9004135677 .
- ^ Джексон, Гуида М. (1999). Женщины-правители на протяжении веков . ABC Clio, Inc. с. 3 . ISBN 9781576070918 .
- ^ Лонгман, Тремпер (1991). Вымышленная аккадская автобиография . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 225–28. ISBN 0931464412 .
Источники
[ редактировать ]- Болье, Поль-Ален (1989). Царствование Набонида, царя Вавилона (556-539 до н.э.) . Издательство Йельского университета. дои : 10.2307/j.ctt2250wnt . ISBN 9780300043143 . JSTOR j.ctt2250wnt . OCLC 20391775 .
- Дэлли, Стефани (2003). «Висячие сады Вавилона?» . Геродот и его мир: Очерки конференции памяти Джорджа Форреста . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199253746 .
- Дик, Майкл Б. (2004). « Приход Давида к власти» и нововавилонские извинения за преемственность» . Давид и Сион: библейские исследования в честь Дж. Дж. М. Робертса . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 978-1575060927 .
- Грюнтанер, Майкл Дж. (1949). «Последний царь Вавилона» . Католический библейский ежеквартальный журнал . 11 (4): 406–427. JSTOR 43720153 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1972). «Набонид в Аравии» . Материалы семинара по арабистике . 2 : 53–64. JSTOR 41222956 .
- Нововавилонская империя
- 640-е годы до н.э., рождение
- Смерти 540-х гг. до н. э.
- Духовенство VII века до нашей эры
- Духовенство VI века до нашей эры
- Женщины VII века до нашей эры
- Женщины-писательницы VI века до нашей эры
- Аккадская литература
- Вавилонские женщины
- Вавилонский народ
- Древние жрицы
- Автобиографы
- Женщины-долгожители
- Набонид
- Женщины-автобиографы
- Люди VII века до нашей эры
- Постимперская Ассирия
- Люди из Харрана