Половина
Половина | |
---|---|
![]() Ассирийский царь Тукульти-Нинурта I молится символическому изображению Нуски. [ 1 ] Клинописная надпись на постаменте гласит: «Культовый постамент бога Нуски, великого визиря, храм Экур ...», 13 век до н.э. Из Ассура , Ирак . Пергамский музей . | |
Главный культовый центр | Ниппур . Харран |
Животные | петух |
Символ | посох, пламя, лампа |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруг | Садарнунна |
Дети | д КАЛ, иногда Гибил |
Половина или половина , [ 2 ] возможно, также известный как Нашух , [ 3 ] был месопотамским богом , наиболее известным как суккал (божественный визирь) Энлиля . Он также ассоциировался с огнем и светом, и его можно было призывать как защитное божество от различных демонов, таких как Ламашту или галлу . Его символы включали посох, лампу и петуха. Относительно его генеалогии существовали различные традиции, некоторые из которых ограничивались текстами из конкретных городов. Его женой была богиня Садарнунна , характер которой малоизвестен. Он мог быть связан с богом огня Гибилом, а также с различными придворными Энлиля, такими как Шузианна и Нинимма .
Главным культовым центром Нуски был Ниппур , где он засвидетельствован уже в раннединастический период . Ему поклонялись как в его собственных храмах, так и в комплексе Экур . Он засвидетельствован в различных документах касситского периода, в том числе в клятвенных формулах и надписях, а также в теофорических именах. В более поздние периоды он был представлен местным пантеонам других городов, включая Вавилон , Ур и Урук на юге, а также Ассур и Харран на севере. Последний из этих городов, возможно, служил его главным культовым центром в конце первого тысячелетия до нашей эры. Некоторые свидетельства поклонения Нуске доступны за пределами Месопотамии , включая надписи Чоги Занбила в Эламе и арамейские документы из Элефантины в Египте .
В известных мифах Нуска обычно изображается как служанка Энлиля. Он появляется в этой роли в двух разных повествованиях о его браке, «Энлиль и Суд» и «Энлиль и Нинлиль» , в «Атрахасисе» , в повествовании «Анзу» и в других сочинениях. Известны также гимны, посвященные ему.
Имя
[ редактировать ]Этимология . имени Нуски неясна [ 4 ] Уилфред Дж. Ламберт предположил, что это была сокращенная форма шумерского en -usuk-ak , «господин скипетра», хотя он отметил, что форма usuk является умозрительной и потребует замены дентального и шипящего слова в редко встречающемся слове. удуг , известный из лексических списков . [ 5 ] По мнению Джереми Петерсона, это предложение неправдоподобно. [ 6 ]
Стандартное клинопись имени было 𒀭𒉺𒌆 ( д ПА+ТУГ), [ 7 ] хотя известны и фонетические слоговые написания. [ 8 ] рассматриваются как шумерское и аккадское прочтение соответственно. Иногда две засвидетельствованные формы, Нуска и Нуску, в современной литературе [ 2 ] По мнению Майкла П. Стрека, чтение Нуска было более древним, хотя он утверждает, что форма Нуску, написанная по слогу, появляется уже в древневавилонских теофорных именах , таких как Иби-Нуску и Идин-Нуску. [ 8 ] Однако Ламберт отметил, что это предположение ошибочно, и Стрек, скорее всего, неправильно истолковал несвязанные имена, ссылающиеся на Нумушду . [ 5 ] Джанни Маркези в более поздней публикации утверждает, что чтение нуску засвидетельствовано только после древневавилонского периода. [ 9 ] Логографическое написание имени Нуски также можно прочитать как Эншаду, обычно этимологизируемое как «добросердечный господин», но остается неясным, было ли это просто его альтернативным именем или изначально независимым божеством, возможно, рассматриваемым как божественный пастырь. [ 9 ]
Умунмудуру — это эмесальная форма имени Нуски. [ 10 ] [ 2 ] Однако, по словам Марка Э. Коэна, этот теоним первоначально относился к божеству Нинеидру , которое стало отождествляться с Нуской только позже. [ 11 ]
На арамейском языке имя Нуски писалось как nsk в текстах из Вавилонии и как nšk или nwšk в текстах, происходящих из других мест, в Ассирии , Нерабе и Элефантине . [ 8 ] Также возможно, что теоним Нашух, засвидетельствованный в слоговых клинописных текстах неоассирийского и нововавилонского периодов в теофорных названиях Харрана и его окрестностей, представляет собой вторую западносемитскую производную от имени Нуска. [ 3 ]
Характер
[ редактировать ]Нуска считалась божественным суккалом (« визирем ») или суккалмахом («великим визирем») Энлиля . [ 8 ] Хотя носители исторической должности суккалмах были надзирателями за обычными суккалами, нет никаких указаний на то, что их божественные коллеги также действовали таким же образом, и у Энлиля не было других слуг, обозначенных каким-либо термином. [ 12 ] Нуска выполнял все функции, обычно возлагаемые на этот тип божеств, а именно действовал в качестве привратника и советника своего хозяина, наблюдал за его двором и был посредником между ним и людьми-просителями. [ 4 ] Его также считали хранителем тайн Энлиля. [ 13 ] и, как говорили, радовало его сердце. [ 7 ] В Ассирии он был включен в состав двора Ашура в той же роли. [ 14 ] Посох считался знаком должности визиря и поэтому считается атрибутом Нуски. [ 13 ] Его можно было бы назвать эн-Гидру , «повелитель скипетра». [ 15 ] Хотя ни в одном тексте прямо не упоминается, что Энлиль даровал ему посох, предполагается, что считалось, что, как и другие аналогичные божества, он получил его от своего начальника. [ 16 ] В тексте времен правления Ишме-Дагана говорится, что своим положением он был обязан Энлилю и Нинлиль . [ 17 ]
Широкие возможности, приписываемые Нуске как суккалу в текстах, относящихся к древневавилонскому периоду или позже, скорее всего, отражают тот факт, что он был слугой главного божества, подобного Ниншубуру , для которого засвидетельствовано аналогичное явление. [ 18 ] Однако, когда они оба появляются вместе, Ниншубур, кажется, воспринимается как божество более высокого ранга. [ 19 ] Франс Виггерманн отмечает, что суккалы наиболее почитаемых божеств, таких как Нуска, Ниншубур (суккал Инанны ) или Аламмуш (суккал Нанны ), по-видимому, не возникли как продолжение своих хозяев, в отличие от таких божеств, как как Нимгир, обожествленная молния , служившая суккалом Ишкура , и в настоящее время невозможно объяснить, как они приобрели свои соответствующие положения как их слуга. [ 20 ]
Нуска также ассоциировалась с огнем и светом. [ 15 ] [ 4 ] Он действовал как защитное божество ночью, в отсутствие бога солнца Шамаша , и его можно было призывать против кошмаров и демонов. [ 21 ] Он появляется в этой роли в Маклю , на амулете, призванном защищать владельца от демона Ламашту . [ 2 ] и в молитве призывая его против различных демонов, например галлу . [ 22 ] Иногда его называли «королем ночи». [ 15 ]
Пучок пламени встречается как символ Нуски на древневавилонских цилиндрических печатях , но, начиная с касситского периода , он чаще всего ассоциировался с лампами в искусстве. [ 23 ] Он представлен символом лампы на нескольких кудурру , пограничных камнях с надписями. [ 2 ] Еще одним символом, который мог представлять его как бога, обеспечивающего свет в ночи, был петух . [ 15 ] изображение ассирийского царя Тукульти-Нинурты I, молящегося посоху, помещенному на цоколь. Символическим изображением Нуски также считается [ 1 ] По мнению Франса Виггермана, интерпретация объекта как стилуса, присутствующая в ряде старых публикаций, неверна. [ 24 ]
В единственном астрономическом тексте Селевкидов Урука созвездие Орион связано с Нуской, хотя чаще оно ассоциировалось с Папсуккалем . [ 25 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Нуска считался сыном Энлиля и, соответственно, братом Нинурты . [ 8 ] Однако, по словам Рут Хорри, его чаще называли придворным Энли, чем его потомком. [ 2 ] В гимне Нуска Б родители Нуски — Энул и Нинул, [ 8 ] пара божеств, обычно встречающаяся в списках предков Энлиля . [ 26 ] По мнению Иеремии Петерсона, в этой роли могла выступать и другая пара подобных божеств — Энки и Нинки . [ 27 ] Предка Энки в паре с Нинки не следует путать с гомофонным богом мудрости Энки . [ 28 ]
В первом тысячелетии до нашей эры в Харране Нуску стали считать сыном лунного бога Сина и его жены Нингаль . [ 8 ] Манфред Креберник предполагает, что эта традиция могла возникнуть под влиянием арамейского языка . [ 29 ] Вместо этого Майкл П. Стрек утверждает, что новая связь зависела от того факта, что Нуска и Син, как полагали, обеспечивали свет ночью. [ 8 ] Другая альтернативная традиция, согласно которой Нуска был сыном Ану , возникла благодаря ассоциации между ним и Гибилом . [ 8 ] Юлия Крул предполагает, что жрецы Ану, возможно, придерживались этого правила в Уруке в период Селевкидов. [ 1 ] Однако она также отмечает, что Нуска сохранила за собой роль слуги Энлиля в этом контексте. [ 30 ]
Гибила иногда можно было рассматривать как сына Нуски. [ 2 ] По словам Эндрю Р. Джорджа , бог огня уже был связан с ним и понимался как действовавший от его имени во время правления Наци-Марутташа , когда они вместе появляются в надписи кудурру , тогда как в более раннем списке богов Вейднера он помещается сразу за Садарнунной. , богиня, считавшаяся супругой Нуски. [ 31 ] Ее отношение к нему - ее лучшая засвидетельствованная черта, а в остальном ее характер малоизвестен. [ 32 ] Согласно списку богов, у Ан = Анум Нуска также была дочь, имя которой логографически записывалось как д ИДТИ. [ 33 ] По мнению Ричарда Л. Литке, ее следует отличать от других божеств, имена которых могли быть представлены этим знаком. [ 34 ] Она была замужем за Иниманизи, [ 33 ] суккал Нинурты. [ 34 ]
Как слуга Энлиля, Нуска мог быть связан с другими членами его двора, а в ряде текстов он группируется с Шузианной , Ниниммой , Эннуги , Кусу , Ниншаром и Нинкаси . [ 35 ] Калкал, божественный привратник храма Экур . Его подчиненным считался [ 36 ] Поздний эзотерический пояснительный текст приравнивает Нуску к Лумме . [ 37 ] Уравнение между ними, скорее всего, зависело от их общего эпитета удуг Экурраке , «хранитель Экура». [ 38 ] Однако в списках предложений, как и в An=Anum , они встречаются отдельно друг от друга. [ 38 ] В том же пояснительном тексте Садарнунна также приравнивается к Хаданишу, [ 39 ] еще один божественный хранитель Экура, по мнению Джанни Маркези, идентичный царю Хамази из шумерского списка царей . [ 40 ] Касситского бога Шукамуну также можно считать аналогом Нуски. [ 23 ]
В селевкидском Уруке Нуска Исимуд и Папсуккал действовали как группа. [ 41 ] В текстах, относящихся конкретно к празднику Акиту , первые два из них вместо этого сгруппированы с Кусу. [ 42 ] Писангунуг также появляется в ритуальных текстах вместе с членами этих групп. [ 43 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самым ранним свидетельством поклонения Нуске является теофорное имя , засвидетельствованное в тексте из Шуруппака . [ 8 ] Однако он отсутствует в списках богов Фара и Абу Салабиха . [ 44 ] Ему поклонялись в Ниппуре с раннединастического периода. [ 1 ] а в третьем тысячелетии до нашей эры уже считался одним из главных божеств местного пантеона, рядом с Энлилем , Нинлиль , Нинуртой и Инанной . [ 45 ] Его храмы в этом городе носили церемониальные шумерские названия Эмеламанна, «дом сияния небес». [ 46 ] и Эмеламхуш, «дом потрясающего сияния». [ 47 ] В тексте древневавилонского периода говорится, что помимо самого Нуски, Энлилю, Шузианне и паре Лугалирре и Месламтее поклонялись в неизвестном посвященном ему храме, расположенном в Ниппуре. [ 23 ] Последние два из этих божеств выполняли функции божественных привратников. [ 48 ] В число засвидетельствованных сотрудников храма, посвященных ему, входили шесть жриц НИН.ДИНГИР, пять священников пашишу , певцы, привратники и заклинатель змей . [ 23 ] Нуске также поклонялись наряду с Садарнунной в комплексе Экур в Эшмахе. [ 49 ] «возвышенный дом». [ 50 ] Более того, в топографическом тексте он указан как один из девяти божеств, которым поклонялись в храме Ниниммы . [ 51 ]
Поклонение Нуске продолжалось в Ниппуре и в касситский период . [ 23 ] Он засвидетельствован многочисленными посвятительными надписями. [ 52 ] и в формулах присяги. [ 53 ] Кроме того, он часто появляется в теофорических именах, [ 54 ] в котором он упоминается на местном уровне с такой же частотой, как Нинурта, Иштар или Нергал . [ 23 ] По состоянию на 2017 год было известно в общей сложности пятьдесят имен, упоминающих его. [ 55 ] В целом он является седьмым наиболее часто встречающимся божеством среди них. [ 56 ] Имена более редко засвидетельствованы в первом тысячелетии до нашей эры, и хотя Нуске продолжали поклоняться в Ниппуре, упоминания о нем были обнаружены только в некоторых текстах из города, а он вообще отсутствует, например, в архиве Шандабакку из восьмой век до нашей эры. [ 23 ]
Другие южные города
[ редактировать ]Начиная с нововавилонского периода , Нуска также засвидетельствована в документах из Урука . [ 57 ] [ 1 ] Его храм д НУСКУ) был, скорее всего, небольшим самостоятельным святилищем. [ 58 ] В его штат входил шангю перевел как «понтифик» , что Поль-Ален Болье . [ 58 ] Нуска также засвидетельствована в единственном документе из этого города периода Ахеменидов . [ 57 ] Позже, при правлении Селевкидов , ему поклонялись в Бит-Реше, [ 41 ] «Главный храм», комплекс сакральных зданий, построенный в этот период и посвященный Ану и Анту . [ 59 ] Считалось, что он охраняет одни из его ворот, Великие ворота ( кагал ). [ 41 ] Хотя он появляется во множестве ритуальных текстов, он отсутствует в теофорических именах. [ 60 ]
Нуска также была включена в пантеоны других городов в первом тысячелетии до нашей эры, включая Ур , [ 1 ] где его почитали в Эгипаре, храме Нингала , о чем свидетельствует кирпичная надпись Син-баласу-икби. [ 61 ] Расположенная там его культовая резиденция носила название Эадгиги, «дом советника». [ 61 ] Он также засвидетельствован в текстах из Вавилона , [ 1 ] где ему поклонялись в комплексе Эсагил , где его резиденцией был Эйгрку, что, возможно, можно перевести как «дом чистой печи», хотя восстановление второго знака в имени сомнительно. [ 62 ] В этом городе у него также был свой храм Энунмах. [ 23 ] «дом возвышенного князя», засвидетельствован в топографическом тексте. [ 63 ]
Северная Месопотамия
[ редактировать ]Хотя Нуска не упоминается в источниках из Ассирии древнеассирийского периода , ему поклонялись там уже в среднеассирийский период . [ 23 ] Например, ассирийский царь, правивший в двенадцатом веке до нашей эры, носил имя Мутаккиль-Нуску . [ 64 ] Нуска также упоминается в гимне, посвященном военным подвигам Тиглатпаласара I , в котором он является одним из богов, помогающих царю побеждать врагов во время военных походов. [ 65 ] В надписи на здании Ашурбанипал называет его одним из божеств, даровавших ему право править как преемнику своего отца. [ 66 ] Он также появляется в тексте Такульту времен своего правления, между Ташметумом и Нинуртой. [ 67 ] В Ассуре ему поклонялись в целле, расположенной в Эшарре, храме Ашура . [ 23 ]
Город Харран функционировал как культовый центр Нуски на севере. [ 23 ] Юлия Крул утверждает, что его следует считать главным городом, в котором ему поклонялись в первом тысячелетии до нашей эры. [ 1 ] Его почитали в Эмеламанне, «доме сияния небес». [ 46 ] который мог быть либо отдельным храмом, либо целлой в Эулдуле, [ 23 ] «дом, дающий радость», храм Греха. [ 68 ] Он был перестроен Ашшурбанипалом. [ 46 ] Иногда предполагается, что божество Бар Н.М.Р., которому все еще поклонялись в Харране во времена Иакова Серугского (451-521 гг. н.э.), было остатком первоначального культа Нуски. [ 69 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]Эламский Унташ правитель -Напириша святилище Нуски построил в комплексе Чога Занбил . [ 23 ] Всего при раскопках было найдено сорок пять кирпичей с различными надписями, посвященными этому событию, в которых царь просит Напиришу , Иншушинака и Нуску принять эту стройку в качестве подношения. [ 70 ]
Арамейцы поклонялись Нуске в Нерабе недалеко от Алеппо , который был центром культа их бога луны Шара, и в Элефантине в Египте . [ 69 ]
Мифология
[ редактировать ]В мифах Нуска обычно изображается служанкой Энлиля . [ 15 ]
Нуска фигурирует в мифе об Энлиле и Суде , в котором он прямо обозначен как суккал . [ 71 ] Энлиль, в этой композиции изображенный холостяком, отправляет его посоветоваться о предложении руки и сердца с Нисабой , матерью Суда , [ 72 ] богиня, которую он ранее случайно оскорбил, [ 73 ] либо по ошибке, либо в результате неудачной попытки флиртовать с ней. [ 72 ] Он также поручает ему принести подарок Суду. [ 73 ] Ему велено носить его в левой руке, что, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, может указывать на то, что в правой руке он держал посох как знак своей должности. [ 74 ] Мигель Сивил утверждал, что из-за очевидного восприятия месопотамцами правой руки как ритуально чистой и, следовательно, более подходящей для различных действий, таких как молитва, еда и выпечка, это может указывать на то, что Энлиль считал Суда нечистым. [ 75 ] но Ламберт не согласен с этой интерпретацией и предполагает, что подарок просто предназначался для того, чтобы его спрятали, поскольку он был дополнительным способом заключить переговоры. [ 74 ] Точная природа подарка неизвестна, и его просто описывают как «сокровище» ( ги 16 -са ). [ 76 ] Нисаба довольна вежливым поведением Нуски и соглашается на предложение Энлиля. [ 77 ] Вернувшись, он сообщает о своем успехе своему хозяину, который с радостью начинает готовить свадебные подарки. [ 72 ] получает имя Нинлиль . После этого Энлиль женится на Суд, которая в результате [ 78 ] В мифе, представляющем иную версию взаимоотношений Энлиля и его супруги, Энлиля и Нинлиль , Нуска также выступает в роли его служанки. [ 79 ] В этом тексте Энлиль приказывает ему переправить его через реку, чтобы он мог встретиться с Нинлиль. [ 80 ]
Нуска также появляется в Атрахасисе . [ 81 ] Когда божественный привратник Калкал замечает, что восставшие боги окружили Экур , он будит Нуску, которая, в свою очередь, будит Энлиля, чтобы сообщить ему о ситуации. [ 82 ] Впоследствии он передает послания между Энлилем и мятежными богами-тружениками. [ 83 ] Позже ему поручают вызвать Шуллат и Ханиша . [ 84 ] которые начали потоп по приказу Энлиля. [ 85 ]
В «Возвращении Нинурты в Ниппур » Нуска ненадолго появляется, чтобы приветствовать и восхвалять одноименного бога, когда он приближается к Экуру после победы над различными врагами. [ 86 ] В поздней версии мифа об Анзу Энлиль велит Нуске вызвать Бирду , которого впоследствии отправляют расспросить Нинурту о его решении сохранить Таблички Судьбы . [ 87 ]
Известен ряд гимнов, посвященных Нуске, в том числе композиции, обозначенные как Нуска А , Нуска Б и Ишме-Даган Q в Электронном текстовом корпусе шумерской литературы . [ 44 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крул 2018 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ужас 2016 .
- ^ Jump up to: а б Трек 1998 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2002 , с. 59.
- ^ Петерсон 2009 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2002 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стрек 1998а , с. 630.
- ^ Jump up to: а б Маркези 2006 , с. 38.
- ^ Ламберт 2002 , с. 57.
- ^ Коэн и Креберник 2008 , с. 482.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1992 , с. 308.
- ^ Джордж 1992 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б с д и Стрек 1998а , с. 631.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 13.
- ^ Золёми 2010 , с. 422.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 21.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 20.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 22.
- ^ Крул 2018 , стр. 151–152.
- ^ Фостер 1996 , с. 623.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Стрек 1998а , с. 632.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 10.
- ^ Крул 2018 , стр. 152–153.
- ^ Ламберт 2013 , с. 415.
- ^ Петерсон 2020 , с. 131.
- ^ Ламберт 2013 , с. 417.
- ^ Креберник 1997 , с. 365.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Джордж 1993 , с. 24.
- ^ Коэн и Креберник 2008 , с. 483.
- ^ Jump up to: а б Litke 1998 , p. 7.
- ^ Jump up to: а б Litke 1998 , p. 48.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 214–215.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 18.
- ^ Маркези 2006 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Маркези 2006 , с. 53.
- ^ Маркези 2006 , с. 52.
- ^ Маркези 2006 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 65.
- ^ Крул 2018 , стр. 66–67.
- ^ Крул 2018 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Стрек 1998а , с. 629.
- ^ Деньги 2011 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 123.
- ^ Джордж 1993 , с. 124.
- ^ Бойвин 2018 , с. 228.
- ^ Джордж 1993 , с. 85.
- ^ Джордж 1993 , с. 84.
- ^ Джордж 1992 , с. 159.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 259.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 270
- ^ Варфоломей 2017 , с. 271
- ^ Варфоломей 2017 , с. 274
- ^ Варфоломей 2017 , с. 310
- ^ Jump up to: а б Болье 2003 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б Болье 2003 , с. 307.
- ^ Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Крул 2018 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 65.
- ^ Джордж 1993 , с. 95.
- ^ Джордж 1993 , с. 135.
- ^ Бринкман 1997 , с. 500.
- ^ Фостер 1996 , с. 238.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 286.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 397.
- ^ Джордж 1993 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Стрек 1998а , с. 633.
- ^ Поттс 2010 , с. 495.
- ^ Гражданский 2017 , с. 424.
- ^ Jump up to: а б с Черный 2006 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Гражданский 2017 , с. 427.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2017 , с. 454.
- ^ Гражданский 2017 , стр. 427–428.
- ^ Гражданский 2017 , с. 428.
- ^ Блэк 2006 , с. 109.
- ^ Гражданский 2017 , с. 446.
- ^ Блэк 2006 , с. 100.
- ^ Блэк 2006 , с. 102.
- ^ Фостер 1996 , с. 32.
- ^ Фостер 1996 , с. 163.
- ^ Фостер 1996 , стр. 164–165.
- ^ Фостер 1996 , стр. 176–177.
- ^ Фостер 1996 , с. 178.
- ^ Блэк 2006 , с. 183.
- ^ Фостер 1996 , с. 478.
Библиография
[ редактировать ]- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN 9781501503566 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 22 сентября 2022 г.
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Бринкман, Джон А.. (1997), «Мутаккил-Нуску» , Reallexikon der Assyriologie , получено 22 сентября 2022 г.
- Гражданский, Мигель (2017). Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. ISBN 978-84-9168-237-0 . OCLC 1193017085 .
- Коэн, Марк Э.; Креберник, Манфред (2008), «Садар(а)нунна, Садир(и)-нуна» , Reallexikon der Assyriologie , получено 22 сентября 2022 г.
- Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 22 сентября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Хорри, Рут (2016), «Нуска/Нуску (бог)» , Древние месопотамские боги и богини , Открытый богато аннотированный клинописный корпус, Академия высшего образования Великобритании
- Креберник, Манфред (1997), «Mondgott AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 сентября 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2002). «Имя Нюски» . «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 95 (1). КЭРН: 57. doi : 10.3917/assy.095.0057 . ISSN 0373-6032 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2017). «Приложение. Дальнейшие заметки об Энлиле и Нинлиль: брак Суда». Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. стр. 452–454. ISBN 978-84-9168-237-0 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Маркези, Джанни (2006). ЛУММА в ономастике и литературе Древней Месопотамии. Падуя: САРГОН Эд. и Книга. ISBN 978-88-901286-4-6 . OCLC 237144973 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2020). «Кристофер Меткалф: Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена, Том 1: Литературные источники по древневавилонской религии. (Исследования Корнельского университета по ассириологии и шумерологии 38) (обзор)». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/za-2020-0025 . ISSN 1613-1150 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грютер. ISBN 978-1-61451-426-8 . Проверено 22 сентября 2022 г.
- Поттс, Дэниел Т. (2010). «Здание Эламского храма» . От фундамента до зубцов: очерки храмового строительства на Древнем Ближнем Востоке и еврейская Библия . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-031-9 . OCLC 618338811 .
- Штрек, Майкл П. (1998), «Нашух» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 сентября 2022 г.
- Штрек, Майкл П. (1998a), «Nusku» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 сентября 2022 г.
- Ван, Сяньхуа (2011). Метаморфоза Энлиля в ранней Месопотамии . Мюнстер. ISBN 978-3-86835-052-4 . OCLC 712921671 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Виггерманн, Франс AM (1987). «Посох Ниншубуры: Исследования вавилонской демонологии II» . Экс Ориенте Люкс . 29 . Брилл.
- Золёми, Габор Г. (2010). «Гимны Нинисиной и Нергалю на скрижалях Ашмоловой 1911.235 и Ни 9672» . Ваша похвала сладка. Мемориальный том Джереми Блэка от студентов, коллег и друзей . Лондон: Британский институт изучения Ирака. ISBN 978-0-903472-28-9 . OCLC 612335579 .