Шукамуна и Шумалия
Шукамуна ( д Шу-ка-му-на ) [ а ] и Шумалия ( д шу-ма-ли-ия ) [ б ] были парой божеств, завезенных в Месопотамию во времена касситской династии в Вавилонии . [ 1 ] У них были тесные связи с королевской семьей; пара богов упоминается как «боги короля» ( ilu (šá) šarri ), где Шукамуна является «королевским богом» ( il šarri ), а Шумалия — его богиней-покровительницей ( lamassi šarri ). Шукамуна и Шумалия - единственные два касситских бога, о которых, как известно, упоминаются за пределами теофорных личных имен и некоторых плохо сохранившихся глоссариев, и они единственные, кто постоянно получает божественный определитель . [ 2 ] : 18 [ 3 ]
В касситский период
[ редактировать ]Хотя не существует никаких археологических или исторических свидетельств строительства каких-либо храмов касситских богов в Вавилонии или их интеграции в основную вавилонскую религию, Шукамуна и Шумалия появляются в нескольких исторических текстах, надписях и теофорических именах, в основном из среднего касситского периода. Иконографически они были представлены птицей на высоком насесте, символом, который часто появлялся на Кудурру . камнях [ 4 ] : 43 [ 5 ] Несмотря на их важность для правящей династии, ни одно из этих божеств не фигурирует в именах касситских царей или в списках вавилонских богов, и они не упоминаются ни в одной из известных посвятительных надписей, оставленных касситскими правителями на своих строительных проектах. [ 3 ]
Агум-Какриме , царь Вавилона XVI века до н. э. , описывает себя как представителя «чистого семени» (т. е. потомка) Шукамуны в надписи, известной по двум поздним копиям в Ниневии . [ 6 ] В той же надписи Агум утверждал, что стал царем Вавилона по воле главных вавилонских богов, поэтому использовал свое происхождение от Шукамуны, чтобы отметить себя как царя за пределами традиционной вавилонской аристократии, при этом полностью интегрируя себя в религиозную систему. Точно так же Куригалзу I утверждал, что пользуется поддержкой всех богов своей империи, но сохранял Шукаману и Шумалию своими личными божествами. [ 7 ] : 716–717
Текст MAH 15922 времен правления Куригалзу I сосредоточен на роли Шукаманы и Шумалии в королевской власти. Два бога прославляют его во время его восшествия на престол и даруют ему обряды царской власти; здесь, как и во фрагменте из «Богазкёй» , они упоминаются как ilu bānû («боги-родители»). В этом тексте также упоминается «храм Шумалии и Шукамуны, великих богов». [ 8 ] : 268 хотя это могло быть культовое помещение или святилище во дворце, а не отдельное храмовое здание. [ 2 ] : 18 Это ознаменовало отход от традиции посвящения в храм Энлиля , поскольку новые династические боги теперь даровали царскую власть правителям Вавилона, поставив этот источник легитимности под контроль дворца. Однако касситские цари определенно не отвергали Энлиля как главного божества; Когда Куригальзу основал свою новую столицу Дур-Куригальзу , он выбрал Энлиля своим божеством-покровителем и воздвиг там большой зиккурат в честь бога. Дополнительным свидетельством важности Энлиля для касситских царей являются многочисленные посвятительные надписи, которые они сделали Энлилю, и их выбор использовать титул «правитель Энлиля». [ 9 ] [ 3 ]
На камне Кудурру 13-го века до нашей эры, возведенном Нази-Марутташем , Шукамуна и Шумалия появляются как часть шаблонной надписи проклятия. Их имена происходят от имен многих главных вавилонских богов, таких как Ану , Энлиль и Иштар , но до некоторых других региональных богов, таких как Иштаран из Дера . В столбце IV, строках 21–23, они описаны как «Шукамуна и Шумалия, боги, которые любят друг друга» ( ilānu murtâmū ). [ 10 ]
Теофорные личные имена в касситский период иногда включали Шукамуна (двенадцать случаев) и Шумалия (три случая); эти частоты намного ниже, чем у другого касситского божественного имени, Сах (сорок три случая). Однако, в отличие от Сах или любого другого касситского божественного имени, теофорные имена Шукамуна и Шумалия используют божественный определитель. [ 3 ]
В касситско-аккадском словаре имен, датируемом периодом правления Шагаракти-Шуриаша , Шукамуна обозначается как Нергал и Нуску в одной строке. В том же тексте Шумалия на аккадском языке пишется как Шумалия, а на касситском — как Шугурра. [ 11 ]
После касситского периода
[ редактировать ]Случайные упоминания Шукамуны и Шумалии продолжают появляться после конца династии. В камне Кудурру времен правления Навуходоносора I в XII веке до нашей эры Шумалия упоминается как «госпожа ярких гор, обитающая на вершинах и ступающая вдоль источников». [ 12 ] В небольшом поздневавилонском списке божеств (CT 24–50) Шукамуна упоминается как Мардук ша пи-са-ан-ну , « Бог корзины». [ 8 ] : 264
Ашшур -Вавилон Текст Асархаддона , найденный в наборе глиняных табличек из Ниневии, описывает, как он вернул ряд божеств-покровителей в их святилища, в том числе «богов Хумумию, Шукамуну и (и) Шималию [в] Сиппар -Аруру ' в VII веке до нашей эры. [ 13 ] : 108
Мужское божество по имени Кашшу ( д kaš-šu-ú ) начинает появляться отдельно и в теофорных именах после касситского периода вместе с женским божеством Кашшиту ( д каш-ши-ту ). Эти имена, вероятно, относятся к Шукамане и Шумалии, которые, возможно, стали стереотипными в результате растущей маргинализации касситов. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Креберник М. и Зайдль У. (2012). «Сукамуна и Сумалия». [в:] Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии, том 13, с. 323-325
- ^ Jump up to: а б Зоммерфельд, В. (1985). Текст Куригалзу MAH 15922 . Архив востоковедения, 32, 1-22.
- ^ Jump up to: а б с д Бартельмус, А. (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». [в] Кардуниаш: Вавилония под касситами 1 (стр. 245-312). Де Грюйтер.
- ^ Блэк Дж. и Грин А. (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0292707940 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вешели, М. (2010). Новый пограничный камень правления Набу-мукин-апли (978-943 гг. до н.э.) . Журнал ассириологии и восточной археологии, 104 (1), 99–130. На сайте cairn.info
- ^ Осима, Т. (2021). Еще одна попытка двух касситских царских надписей: надпись Агум-Какриме и надпись Куригалзу, сына Кадашманхарбе . В Babel und Bibel 6 (стр. 225–268). Издательство Пенсильванского государственного университета. На сайте academia.edu [ мертвая ссылка ]
- ^ Хайнц, М. (2012). «Ур III, Старовавилонская и Касситская империи». [в:] Спутник археологии Древнего Ближнего Востока , 706–721. Уайли-Блэквелл.
- ^ Jump up to: а б Ламберт, WG (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9781575068619 .
- ^ Тенни, Дж. С. (2016). Возвышение Мардука вновь: праздники и жертвоприношения в Ниппуре в период Высокого Кассита . Журнал клинописных исследований, 68 (1), 153–180. Стр. 154, примечание 4.
- ^ Архивный вид P498314 , доступен на CDLI.
- ^ Балкан, К. (1954). Язык касситов . Касситные исследования.
- ^ Британского музея Коллекция , номер музея 90858 https://www.britishmuseum.org/collection/object/W_1882-0522-1800.
- ^ Лейхти, Э. (2011). Царские надписи Асархаддона, царя Ассирии (680-669 гг. до н.э.) . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9781575062099 .
- ^ Шелли, Н. (2017). «Кашшу: культурные ярлыки и идентичность в Древней Месопотамии». [в:] Кардуняш. Вавилония под властью касситов 1 , 196–208. Де Грюйтер.