Jump to content

Намтар

Намтар
Служитель Эрешкигаль
Обитель Подземный мир Древней Месопотамии
Генеалогия
Родители
  • Мардулаанки (мать)
Супруг Хушбишаг
Дети Эдиммек

Намтар ( шумерский : 𒉆𒋻 , букв. «Судьба») — фигура в древней месопотамской религии, которую, в зависимости от контекста, можно было рассматривать как второстепенного бога , так и демона болезней. Лучше всего он известен как суккал (божество-помощник) Эрешкигаль , богини подземного мира. Как и она, он не был объектом активного поклонения, хотя ссылки на него встречаются в литературных текстах, а кроме того, некоторые заклинания поручают ему удерживать в подземном мире различные другие злые силы.

Характер и функции

[ редактировать ]

Имя Намтар по-шумерски означает «судьба». [ 1 ] Его можно отличить от обычного слова «судьба» в шумерских текстах, поскольку ему предшествует знак дингир , так называемый божественный определитель, используемый для обозначения имен божеств. [ 1 ] То же имя использовалось на аккадском языке и записывалось как д нам-та-ру . [ 2 ] Джейкоб Кляйн отмечает, что, как следует из его имени, Намтар, скорее всего, понимался как олицетворение неизбежной судьбы, имплицитно понимаемой как смерть. [ 3 ] Айша Рахмуни сравнивает роль Намтара в месопотамских верованиях с ролью Мота , олицетворенной смерти, в угаритских текстах . [ 4 ]

Основные роли Намтара в месопотамском пантеоне были второстепенным богом подземного мира и демоном болезней. [ 3 ] особенно сильно связано с головными болями и болями в сердце. [ 5 ] Хотя его две роли были взаимосвязаны, по словам Джейкоба Кляйна, точное развитие его персонажа в настоящее время невозможно различить. [ 3 ] Барбара Бёк предполагает, что изначально он был всего лишь демоном болезни и в какой-то момент во втором тысячелетии до нашей эры превратился в суккала Эрешкигаля. [ 6 ]

Его внешность обычно описывалась как устрашающая, с упоминанием таких черт, как «скрученные руки» или «рот, наполненный ядом». [ 7 ] В « Видении подземного мира ассирийского принца» говорится, что его можно было изобразить убивающим человека мечом. [ 8 ]

Никаких свидетельств о Намтаре как божестве до древневавилонского периода не известно . [ 3 ] В то время как слово намтар без божественного определителя. появляется в личных именах раннего периода Ура III , [ 3 ] они вряд ли будут ссылаться на него, поскольку, по словам Дины Кац, теофорные имена, упоминающие его, не известны из более поздних периодов, как и в случае с его любовницей Эрешкигаль. [ 9 ]

Намтар обычно отсутствует в списках, что указывает на то, что у него не было активного культа. [ 9 ] Тем не менее, принесение ему подношений упоминается в нескольких литературных текстах, включая «Смерть Гильгамеша» и «Смерть Ур-Наммы» , причем в обоих случаях их совершает одноименный главный герой. [ 3 ]

Заклинания указывают на то, что богиню медицины Нинисину призвали противостоять влиянию Намтара. [ 10 ] Эта же функция приписывалась и Асаллухи . [ 11 ] Однако Намтара, в свою очередь, можно умолять позаботиться о других демонах, например, заклинание против Миммы Лемну , олицетворенного «Любого зла», поручает ему удерживать это существо в заточении в подземном мире. [ 12 ] Заклинание, обращенное к богу огня Гирре, просит его выдать врагов просителя Намтару. [ 5 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Намтар служил суккалом Эрешкигаля. [ 3 ] хотя реже его также можно было назвать суккалом Нергала . [ 7 ] В некоторых текстах его называют просто «суккал подземного мира», суккал эресети. к . [ 13 ]

Согласно списку богов Ан = Анум , у Намтара была жена Хушбишаг , известная также из различных мифов и заклинаний. [ 3 ] Ее называли «стюардессой преступного мира». [ 14 ] Их дочерью была Чедиммеку, [ 3 ] хотя она также упоминается как дочь Энки в другом разделе того же списка богов. [ 15 ] Мать Намтара указана как Мардулаанки, которая уже упоминалась в этой роли в более ранних списках. [ 3 ] Единственный источник называет ее Чумуссиру («мышь»). хотя его чаще применяли к богу Амурру , и неясно, как оно стало ассоциироваться с матерью Намтара. [ 16 ] Только одно заклинание Удуг-хула вместо этого называет Намтара сыном Энлиля и Эрешкигаль. [ 3 ] В единственном позднем тексте « Видение ассирийского принца в подземном мире » также может упоминаться женский аналог Намтара, Намтарту, хотя восстановление этого имени сомнительно. [ 3 ]

Как демон болезней, Намтар часто сочетался с Асагом в заклинаниях, причем оба из них считались наиболее опасными источниками болезней. [ 7 ]

Иногда бога Шулпае можно было сравнивать с Намтаром или даже обращаться к нему по имени. [ 5 ]

Единственное древневавилонское письмо связывает Лугал-намтарру, божество, возможно, аналогичное Намтару, с Ниншубуром и призывает их обоих благословить получателя. [ 17 ] Лугал-намтарра, а также божество, имя которого писалось как д СУККАЛ, который, по мнению Одетты Бойвин, может быть аналогом Ниншубура, оба появляются вместе с Шамашем в текстах из архивов Первой династии Силендов вместо его обычных помощников (таких как Бунене ). [ 18 ]

Мифология

[ редактировать ]

Намтар появляется в роли суккала Эрешкигаль в мифе о Нергале и Эрешкигаль . [ 3 ] Поскольку царица страны мертвых не может попасть на небеса, он принимает участие в банкете, который проходит там, в качестве ее представителя. [ 19 ] Хотя большинство собравшихся богов выражают ему почтение, Нергал отказывается, что является причиной требования Эрешкигаль отправить его в подземный мир. [ 19 ] Позже Намтара снова отправляют на небеса, чтобы вернуть Нергала после того, как он сбегает из подземного мира, пока Эрешкигаль спит. [ 20 ]

Другой миф, отводящий ему ту же роль, - это «Нисхождение Иштар» , где Эрешкигаль поручает ему заразить ее сестру Иштар шестьюдесятью болезнями, а затем оживить ее и вернуть обратно в мир живых, чтобы найти замену. [ 3 ] Этот элемент истории отсутствует в более раннем шумерском мифе « Нисхождение Инанны» , в котором Намтар не упоминается, а Инанна умирает в результате приговора божественных судей. [ 21 ]

В Атрахасисе Энлиль изначально планирует положиться на Намтара, чтобы справиться с шумом, создаваемым человечеством. [ 7 ]

В мифе об Энки и Нинмах Намтар упоминается вскользь как один из богов, приглашенных на пир, посвященный сотворению человечества. [ 7 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN  978-1501507823 .
  • Бёк, Барбара (2014). Богиня-целительница Гула: к пониманию древней вавилонской медицины . Лейден: Брилл. ISBN  978-9004261464 . OCLC   868971232 .
  • Гадотти, Альена (2020). «Никогда не принадлежала ей: приданое Эрешкигаль и правление преисподней». Журнал древних религий Ближнего Востока . 20 (1). Брилл: 1–16. дои : 10.1163/15692124-12341309 . ISSN   1569-2116 . S2CID   225667868 .
  • Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN  1883053773 . OCLC   51770219 .
  • Кляйн, Джейкоб (1998), «Намтар» , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 марта 2022 г.
  • Креберник, Манфред (1987), «Мардуланки» , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 марта 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1972), «Ḫedimmeku» , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 марта 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1972a), «Кушбиша» , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 марта 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Лугал-намтарра» , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 марта 2022 г.
  • Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN  978-9047423003 . OCLC   304341764 .
  • Швемер, Дэниел (2010). «Вверение ведьм Хумуц-Табалу: Ритуал Ушбурруда BM 47806+» . Ирак . 72 . Британский институт изучения Ирака, Издательство Кембриджского университета: 63–78. ISSN   0021-0889 . JSTOR   20779020 . Проверено 21 марта 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ca1ed2c3e56b1181c8631cc6e2bb490__1698866880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/90/1ca1ed2c3e56b1181c8631cc6e2bb490.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Namtar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)