Скажи это
Древнее месопотамское божество Бунене , начертанное клинописными шумерограммами как д ḪAR и фонетически как д бу-не-не , был подчиненным и суккалом («визирем») или возничим бога солнца Шамаша , которого он вез с восточного горизонта на рассвете к вратам внутреннего неба на западе в сумерках. ежедневный ритуал. [ 1 ] Как и его повелитель Шамаш, Бунене имел святилище, é.kur.ra, или «Дом горы», в Сиппаре , современном Абу-Хаббе , который был перестроен Набонидом , последним царем Нововавилонской империи. [ 2 ] и он также фигурировал в пантеонах Урука и Ларсы , где также почитался его покровитель. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Бунене, судя по всему, возник как второстепенное солнечное божество, прежде чем он стал служителем культа Шамаша. [ 4 ] Впервые он появляется в этой роли в старовавилонский период в аккадской молитве жреца-гадателя Шамашу и в надписи Яхдун-Лима из Мари . [ 5 ] Муннабитту кудурру В даре земли касситской эпохи он следует за богиней Айей в списке божественных защитников, а с позднего бронзового века он появляется как ходатай в ритуалах и оракулах, направленных на Шамаша. Его культовая статуя фигурирует в пожертвованиях одежды и еды Шамашу на Табличке Бога Солнца Набу -апла-иддина , ок. 870 г. до н. э., где он, по-видимому, образовал святую троицу с этим богом и его супругой Айей. [ 6 ] Его выдающееся положение в более поздний нововавилонский период в окрестностях Сиппара означало, что он обычно числился пятым в списках подношений святыням в Сиппаре, таким как храмы Набопаласара и Навуходоносора II . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джереми Блэк; Грэм Каннингем; Элеонора Робсон; Габор Золёми (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. п. 126.
- ^ А. Р. Джордж (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Айзенбрауны. п. 118 .
- ^ Поль-Ален Болье (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Брилл. п. 371.
- ^ А. Лео Оппенгейм (1969). «Вавилонские и ассирийские исторические тексты». В Джеймсе Б. Причарде (ред.). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету (ANET), 3-е издание с дополнениями . Издательство Принстонского университета. п. 557.
- ^ Дженни Майерс (2002). Сиппарский пантеон: диахроническое исследование (Гарвардская диссертация) . неопубликовано. стр. 78–79.
- ^ Кристофер Э. Вудс (2004). «Возвращение к Табличке Бога Солнца Набу-апла-иддина». Журнал клинописи : 37, 43.
- ^ Ира Спар, Майкл Юрса (2014). Клинописные тексты в Метрополитен-музее: Том IV: Архив храма Эбаббар . Метрополитен-музей. стр. 76–83.