Предоставление земли Муннабитту кудурру
Предоставление земли Муннабитту кудурру | |
---|---|
![]() Кудурру Мардук-апла-иддина I дарует землю своему слуге Муннабитту | |
Материал | Известняк |
Высота | 46,5 см |
Ширина | 20,5 см |
Созданный | в. 1165 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1899 Шуш , Хузестан , Иран. |
Текущее местоположение | Париж , Иль-де-Франс , Франция |
Земельный грант Муннабитту кудурру представляет собой вытянутую яйцевидную древнюю месопотамскую нару из черного известняка или стелу, дающую право ( кудурру ), высотой 46,5 см и шириной 20,5 см, на которой подробно описывается подтверждение дара 30 ГУР земли (около 750 акров) Касситский царь Мардук-апла-иддина I своему слуге Муннабитту (имя, означающее «беглец, беженец» [1] ), сын Табу-мелу (вероятно, хурритское имя [2] ). Это важно, потому что, помимо изображения восемнадцати божественных икон вокруг его вершины, в его надписи перечислено сорок семь богов, больше, чем на любом другом подобном объекте.
Стела
[ редактировать ]Найденный в Сузах во время французских раскопок под руководством Жака де Моргана на рубеже двадцатого века, номер раскопок Sb 26, в настоящее время он находится в Лувре . Текст занимает около трех четвертей поверхности боковых сторон, а в верхней части выгравирован рельеф религиозной иконографии. [3]
В нем зафиксировано предоставление участка земли в пределах города Шакнана, на берегу канала Медандан, округ Худаду (Багдад? [4] ), первоначально Мели-Шипак . Неспособность опубликовать запись об этом поступке привела к тому, что сосед Муннаббитту, Анунеа (вероятно, лицемерная форма его имени), сын Дайян-Мардука, претендовал на в три ГУР и двадцать ка часть поля , утверждая, что что «это ворота моего поля». [5] По обращению к Мардук-апла-иддине I, бывшему губернатору Худаду, были проведены консультации с Кидин-Нинуртой, во время правления которого был выдан первоначальный грант, и Сир-шум-иддиной, его преемником, а также с различными городскими старейшинами. и единогласно поддержал требование Муннабитту. Сир-шум-иддина и писец Бел-иппашра были отправлены повторно осмотреть имущество и подтвердить его размеры. [6] : 24–26
Состав персонажей
[ редактировать ]- Мели-Шипак (ранний король, даритель)
- Пророк, сын Табу ( ДУГ.ГА ) — бенефициар
- Изкур-Набу, «сын Арада-Эа» (сосед)
- Кидин-Нинурта, сын Намру (бывший губернатор Худаду)
- Набу-шум-иддина, сын Шузиб-Мардука, «сына Арада-Эа» (царского писца Мели-Шипака)
- Мардук-апла-иддина I (царь, выносящий приговор)
- Анунеа, сын Дайян-Мардука (истец)
- Сир-шум-иддина, сын Аху-бану (правителя Худаду)
- Бел-иппашра, «сын Арад-Эа» (писец, геодезист)
Свидетели:
- Либур-занин-Экур, ша реши ( меньше САГ ), судебный чиновник
- Ха- САР - ду , суккал муэрру , ранее сам являвшийся бенефициаром земельного гранта Хасарду кудурру , на котором и Либур-занин-Экур, и Икиша-Бау выступали в качестве свидетелей
- Мардук-кудурри-ушур, ша реш шарри ( меньше САГ ЛУГАЛЬ ), судебный чиновник
- Узиб-Бел, суккал , придворный чиновник
- Икиша-Бау, «сын Арад-Эа», пихату , мелкий провинциальный чиновник? [7]
Божественные имена и символы
[ редактировать ]Значение кудурру используемых в разделе проклятий, который на сегодняшний день является самым длинным из заключается в его обширном списке месопотамских божеств, всех, когда-либо появлявшихся на любом подобном объекте, где обычно достаточно около дюжины. Однако тщательно продуманные рекомендации не обеспечили защиты памятнику, поскольку примерно через пятнадцать лет он был доставлен обратно в Элам в качестве военной добычи вторгшейся армией Шутрука-Наххунте . Ниже приведены имена богов и богинь в том порядке, в котором они появляются в тексте, с клинописным синонимом в скобках, если имя не написано фонетически. Божественные символы пронумерованы согласно схеме Хинке (напротив). [6] : 233–234

- Ану (4. храм с тиарой)
- Энлиль (5. храм с тиарой)
- Эа (6. рыба-коза перед храмом)
- Нинхурсаг
- Сцена ( д 30) (1. серп луны)
- Видеть
- Шамаш ( д УТУ ) (3. солнечный диск)
- Есть ( д ГАЛ )
- Бунен ( д ḪАР )
- Набор ( д NIN.GI.NA )
- Мешара ( д NIN.SI )
- д АТ.ГИ.МАХ
- д ЕЩЕ. РУ .ШИШ
- Мардук ( д АМАР.УТУ ) (15. лопата)
- Зарпанит
- не было ( д AG ) (11. рогатый дракон перед кирпичным храмом)
- Ташметум
- Нинурта (12. двойной с головой льва символ )
- Нинкарраг ( Сахар ) (7-я собака)
- Забаба (10. символ с головой стервятника)
- Бау (16. ходячая птица)
- Кровь
- ГЕШТИН НАМ.
- Иштар (2. Венера-звезда)
- Наная
- Объявлено
- Папа ( д ИМ ) (14. бык, лежащий под молнией)
- Шутить
- Мишарр
- Нергал ( д У.ГУР (9. символ с головой льва)
- Лаш
- Ишум
- Шубула
- Лугальгирра
- Месламтаеа
- Шаршарбати (англ. д ЛУГАЛ.ГИШ.А.ТУ.ГАБ.ЛИШ )
- Мэм-ме-тум
- Внизу ( д РЖУ НЕ МОГУ ) [8]
- Нингубла ( д НИН.БАД )
- Тишпак
- Иштаран ( д КА.ДИ ) (18. свернувшаяся змея)
- Нуску ( д ПА + КУ ) (13. лампа)
- Сознательно
- Ураш ( д ИБ )
- Нинегал
- Шукамуна (17. птица на жердочке)
- Шумалия (17. птица на жердочке)
Ишхара (8-й скорпион), единственный символ, не названный.
Основные публикации
[ редактировать ]- В. Шейль (1905). Воспоминания делегации в Персии, Том VI: Эламско-семитские тексты . Париж. стр. 31–39.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) и пл. 9–10: перевод и фотографии. - В. Дж. Хинке (1911). Избранные вавилонские надписи Кудурру . Э. Дж. Брилл. стр. 14–18 . штриховая графика
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Муннабту , CAD м2, с. 203б
- ^ А. Т. Клей (1912). Личные имена из клинописных надписей касситского периода . Издательство Йельского университета. п. 34 .
- ^ Урсула Зайдль (1989). Вавилонские рельефы Кудурру: символы месопотамских божеств . Академическое издательство Фрибурга. стр. 38–40.
- ^ Дж. А. Бринкман (1976). Материалы и исследования по касситской истории (МСХ 1) . Восточный институт. п. 248. Х.2.4
- ^ Кэтрин Э. Сланкси (2003). Вавилонские права нарус (кудуррус): исследование их формы и функций . АСОР. п. 120.
- ^ Перейти обратно: а б В. Дж. Хинке (1907). Новый пограничный камень Навуходоносора I из Ниппура (BE IV) . Университет Филадельфии. стр. 24–26, 233–234.
- ^ pīḫātu CAD п, стр. 368б
- ^ Фрэнк Саймонс (2016). "4) Бог Аламмуш д РЖУ НЕ МОГУ / д ЛАЛ». Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1 (март)): 9.