Динос художника-горгоны
Динос художника-горгоны | |
---|---|
Художник | Художник Горгоны |
Год | в. 580 г. до н.э. |
Каталог | Инв. Е 874 |
Тип | керамический |
Размеры | 93 см (37 дюймов) |
Расположение | Лувр , Париж |
Присоединение | 1861 |
«Динос художника-Горгоны» ( французский : Dinos du Peintre de la Gorgone ) — важный образец древнегреческой керамики , изготовленный в Афинах около 580 г. до н.э. В коллекцию Лувра он поступил в 1861 году после приобретения коллекции Джампьетро Кампаны (инв. Е 874).
Этот шедевр, украшенный горгонами , является источником имени анонимного художника, который его украсил и поэтому известен как Художник-Горгона . [1]
Источник
[ редактировать ]Динос . , банкетный сосуд больших размеров, в котором вода смешивалась с вином, состоял из двух частей: чаши и подставки, на которой она могла стоять Весь ансамбль сохраняется лишь изредка, но является источником вдохновения для чаще встречающихся образцов из бронзы. Хотя нет никаких сомнений в том, что этот экземпляр был изготовлен в афинской мастерской, место его открытия остается неопределенным, хотя тот факт, что он находился в коллекции Кампаны, позволяет предположить, что он был приобретен в ходе тайных раскопок в Этрурии . Очень маловероятно, что он был обнаружен в Греции.
Расписное украшение
[ редактировать ]Керамический ансамбль выполнен в чернофигурном стиле с охристыми бликами и насечками, обрамляющими изображения. Большую часть декора составляет фриз из пальметты с переплетающимися животными в коринфской традиции. Стенд красивой формы покрыт фризами, изображающими множество различных животных, таких как львы, коровы, олени, а также фантастических существ, таких как сирены и сфинксы .
Сама ваза украшена тремя регистрами, расположенными один над другим. Самый нижний регистр начинается спиралью на закругленном дне вазы и развивается в четыре ряда животных, а центральный регистр представляет собой полосу переплетающихся пальметт. Самый верхний регистр, самый интересный, представляет собой самый ранний известный пример архаической греческой керамики полностью фигуративного и повествовательного фриза. На нем изображена сцена из греческой мифологии : Персей бежит от Горгон после того, как убил их сестру Медузу . Две другие фигуры в этой сцене — Гермес , которого можно узнать по шляпе петасос , и женщина, предположительно Афина . На другой стороне — сцена боя нескольких гоплитов на колесницах.
Художник, украсивший вазу, имя которого неизвестно, был учеником Несского художника , древнейшего представителя аттической традиции черных фигур. По словам Мартины Денуэль, тему Горгоны он также получил от художника из Несса, но «этим полностью повествовательным фризом, лишенным всех декоративных элементов, художник-Горгона возвещает о расцвете аттического производства, которое во второй половине все более освобождалось от коринфского влияния». Четверть шестого века до нашей эры. [2]
Другие древние динои
[ редактировать ]В Британском музее хранятся два замечательных диноя художника и гончара Софилоса , который был первым аттическим гончаром, подписавшим свои работы. На подставках этих двух диноев , ок. 580 г. до н.э. брак Пелея и Фетиды изображен в чернофигурном стиле. Эти примеры демонстрируют то же коринфское влияние, которое обнаруживается в работах Художника-Горгоны в украшении им ваз различными видами животных. Однако подставки намного больше, а вазы пропорционально меньше. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ ( Джон Бизли 1885–1970), историк искусства и пионер изучения греческой керамики, первым использовал это имя.
- ^ Мартина Денойель, Шедевры греческой керамики в коллекциях Лувра , Ред. Совещания национальных музеев, 1994 г., с. 58.
- ^ Динос Софилосский на сайте Британского музея.