Техника белого грунта



Техника белого грунта — это стиль белой древнегреческой керамики и живописи , в которой фигуры появляются на белом фоне. Он возник в районе Аттики и датируется примерно 500 годом до нашей эры. Особенно это было связано с вазами, изготовленными для ритуального и погребального использования, хотя бы потому, что окрашенная поверхность была более хрупкой, чем в других основных техниках чернофигурной и краснофигурной росписи ваз . Тем не менее, изображен широкий спектр сюжетов.
Техника и стиль
[ редактировать ]В глиняной керамике ваза покрыта светлой или накладкой каолинита . белой Подобный лист использовался в качестве основы для росписи ваз в геометрический и архаический периоды. Вазы с белым фоном производились, например, в Ионии , Лаконии и на Кикладских островах , но только в Афинах они развились в совершенно отдельный стиль наряду с чернофигурной и краснофигурной вазописью. По этой причине термин «керамика на белом фоне» или «роспись вазы на белом фоне» обычно используется только в отношении аттического материала.
Легкий сдвиг, вероятно, был призван придать вазам более ценный вид, возможно, вызывая ассоциации со слоновой костью или мрамором . Однако ни в одном случае вся поверхность судна не была покрыта белым налетом. Также было высказано предположение [2] что эта форма живописи возникла для того, чтобы подражать более престижному виду настенной росписи , но этот тезис не удалось доказать. Кроме того, группа из пяти огромных лекитов ( высотой около 70–100 см) полностью покрыта белым налетом, что предполагает имитацию мраморных лекифов для погребальных целей. [3]
Роспись ваз на белом фоне часто сочеталась с росписью краснофигурных ваз . Особенно типичны для этого килики с белоземным интерьером и краснофигурным внешним изображением. Белогрунтовая роспись менее долговечна, чем чернофигурная или краснофигурная, поэтому такие вазы преимущественно использовались в качестве вотивов и погребальных сосудов.
Типы
[ редактировать ]
Развитие вазописи по белому фону происходило параллельно развитию черно- и краснофигурного стилей. В ходе этого развития можно отметить пять подстилей:

Раннее использование . Самым ранним сохранившимся примером этой техники является фрагментарный кантарос, подписанный гончаром-художником Неархом ок. 570 г. до н.э. Он был найден на Афинском Акрополе (Акрополь 611). [4] В этой технике были созданы цветные стробирующие полосы, подчеркивающие форму вазы. [5] и связан с мастерскими Андокида , Никосфена и Псиакса . [6]
Тип I. Использование белого фона в сочетании с контурной живописью появилось лишь примерно пятьдесят лет спустя, когда чернофигурная роспись ваз на белом фоне, вероятно, была введена гончаром Никосфеном около 530/525 г. до н.э. Спустя небольшой промежуток времени эту технику переняли и другие мастерские, в том числе и мастерская Псиакса. [7] Манера письма такая же, как и в обычной чернофигурной, единственное отличие — цвет фона. Земля редко бывает чисто-белой, но обычно слегка желтоватой или светло-бежевой.
Тип II . Вторая форма — монохромный силуэтный рисунок. Изображения создаются не из резервации (неокрашенных участков) и окрашенных внутренних деталей (как в краснофигурной вазописи), а из нарисованных контуров и окрашенных внутренних деталей. Этот стиль используется с конца VI века до нашей эры, особенно на чашках, алебастре и лекифах . Первоначально контур фигур выполнен в виде рельефной линии , но примерно с 500 г. до н.э. он все чаще заменяется нарисованными желтовато-коричневыми линиями. Так называемая «полуконтурная» техника представляет собой сочетание первой и второй техники и применялась лишь в первой половине V в. до н.э. практически исключительно на лекифах и алебастрах.
Тип III . В первой четверти V века в мастерской гончара Евфрония развивается четырехцветная роспись с использованием сочетания блестящей глины и минеральных красок. Изображения состоят из контурных рисунков, выполненных блестящим шликером, и цветных участков, выполненных минеральной краской. Этот стиль особенно используется на пиксидах и чашках. Некоторые детали, например фрукты, украшения, оружие или сосуды, могут быть выполнены в глине таким образом, чтобы добиться легкой пластичности, кроме того, они могут быть позолочены. Используемые краски ограничены тонами красного и коричневого, желтого, белого и черного.
Тип IV . Раннеклассическая лекифская живопись сочетала в себе блестящую глину, минеральные и некерамические минеральные краски. Этот тип сложился во второй четверти V в. до н.э. Его использовали при росписи больших могил лекитой, используемых в погребальном культе. Изображения в основном состоят из цветных областей. Чистый контурный рисунок на этом этапе используется только для изображения мужских тел. Женские тела изображены белой краской, одежда - черной блестящей шликерной краской, минеральными красками и иногда некерамическими красками, такими как кинобарит или египетская синь . На многих изображениях изображены сцены из жизни женщин ( гинаикион ). Могильные изображения встречаются редко. Наиболее важным представителем этого стиля является художник Ахиллес . [8]
Тип В. Пятым стилем была полихромная лекитная роспись. Он заменил раннеклассическую живопись лекифа примерно в середине V века до нашей эры. К этому времени белый фон можно наиболее точно идентифицировать с тремя основными формами : лекифом , кратером и чашами. [9] С картин исчезли черный блестящий шликер и белая краска. Женские тела снова были представлены в виде простых контурных рисунков. Некерамические минеральные краски также перестали использоваться. В то же время некоторые художники, начиная с художника Сабурова , начали использовать красные или черновато-серые матовые краски вместо блестящих шликерных для контуров . Перед обжигом прокрашиваются только контуры, остальные краски наносятся после. Поэтому долговечность таких вазовых картин весьма ограничена; многие экземпляры плохо сохранились или полностью изношены. В результате сложно оценить изображенные мотивы. Преобладают могильные сцены.
- Ахиллес и Аякс играют в настольную игру (Аттический лекиф мастерской Диосфского художника , ок. 500 г. до н.э.)
- Чернофигурное ойнохоэ (Кувшин для вина) на белом фоне с изображением Геракла и Немейского льва , Афины , около 520–500 гг. до н. э., приписываемое лондонскому художнику, залитое Андокидом в горшке .
- Гипнос и Танатос выносят тело Сарпедона с поля битвы под Троей ( Лекиф , Танатос Художник , ок. 440 до н.э.)
- Протез ( лежащий в состоянии покоя ) (Аттический полихромный лекитос (тип V), из Алопеке , Группа огромных лекитов , конец V в. до н.э.)
Художники и распространение
[ редактировать ]Важные классические художники по белому фону (V век до н.э.), помимо художника Ахиллея и художника Сабурова, включают художника Сафо , художника Танатоса , художника птиц , художника квадрата , художника женщин , художника Фиале , а также нескольких представителей группы R. ( Reed Group ), включая одноименную компанию Reed Painter . К концу века можно наблюдать первые попытки создания затененной живописи, вероятно, под влиянием современной живописи на панно . Примечательна в этом отношении Группа Огромных Лекитоев , специализирующаяся на украшении больших погребальных сосудов. Во второй половине V века роспись ваз по белому фону использовалась почти исключительно для могильных лекитоев . Когда этот тип ваз вышел из употребления около 400 г. до н.э., роспись ваз по белому фону также прекратилась.
Позже, в эллинистический период , в нескольких местах греческого мира встречаются различные типы белой керамики, иногда окрашенной в монохромный цвет, иногда в полихромной. К ним относятся вазы Хадра , вазы Каноса и вазы типа Центурип . Лагиной часто украшали в технике белого фона.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аполлон в лавровом или миртовом венке, белом пеплосе, красном гиматии и сандалиях, восседающий на дифросе со львиными лапами; в левой руке он держит хелис-лиру, а правой совершает возлияние. Перед ним черная птица, идентифицированная как голубь, галка, ворона (что может быть намеком на его роман с Коронис) или ворон (мантическая птица). Тондо аттического киликса с белым фоном, приписываемое художнику Пистоксену (или берлинскому художнику, или Онисиму). Диам. 18 см (7 дюймов)
- ^ см. Тивериос и Циафакис, Цвет в Древней Греции , 2002. Обзор мнений по этому поводу
- ^ Курц, Афинские белые лекиты: узоры и художники , Оксфорд, 1975, стр.69-70; Шрайбер, Строительство афинских ваз: анализ гончара , Малибу, 1999, стр.183.
- ^ Коэн, Цвета глины , 2006, стр.187.
- ^ Метрополитен-музей 1926 , 26.49.
- ^ Коэн, соч. цит. , стр.188
- ^ Коэн, соч. цит. , стр.188
- ^ Окли, Джон Ховард (1997). Художник Ахиллес . П. фон Цаберн. ISBN 9783805318891 .
- ^ Коэн, соч. цит. , стр.190
Библиография
[ редактировать ]
- Донна Курц : Афинский Белый Лекифой. Узоры и художники , Clarendon Press, Оксфорд, 1975.
- Левек, Пьер ; Рождение Греции , серия « Открытия Абрамса », Нью-Йорк, 1994. ISBN 978-0-810-92843-5 .
- Джон Окли : Изображение смерти в классических Афинах. Свидетельства Белых Лекитоев , Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2004. ISBN 0-521-82016-2 .
- Э. Поттье, Исследование древнего белого лекифоса , 1883 г.
- Шодер, Раймонд В.; Шедевры греческого искусства . Нью-Йоркское графическое общество.
- Ирма Вегартнер: Аттическая керамика на белом фоне. Техники рисования, мастер-классы, формы, использование , фон Заберн, Майнц, 1983 (Исследование керамики, Том 5). ISBN 3-8053-0565-6 .
- Ирма Вегартнер: Роспись вазы на белом фоне . В: Новый Поли , вып. 12, столб. 454-456.
- Вудфорд, Сьюзен; Введение в греческое искусство , Нью-Йорк, 1988.
- Фон Ботмер, Дитрих (1987). Роспись греческих ваз . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870990845 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Курц, Донна К. 1975. Афинские белые лекитои: Узоры и художники . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Макдональд, Брайан Р. 1981. «Эмиграция гончаров из Афин в конце пятого века до нашей эры и ее влияние на гончарную промышленность Аттики». Американский журнал археологии : 159–68.
- Мертенс, Джоан Р. 1974. «Чердачные чашки белого цвета: особый класс ваз». Журнал Метрополитен-музея 9: 91–108.
- ---. 2006. «Белый чердак: Гончар и художник». В «Цветах глины: специальные приемы в афинских вазах» : 186–93.
- Окли, Джон Х. 2004. Изображение смерти в классических Афинах: свидетельства белых лекифой . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Труитт, Пенелопа. 1969. «Аттический белоземный Пиксис и Фиале, ок. 450 г. до н. э.». Бюллетень Бостонского музея : 72–92.
- Фон Ботмер, Дитрих. 1972. «Греческая вазопись: введение». Бюллетень Метрополитен-музея 31 (1): 3–9.