Понтийская группа
Понтийская группа (или Понтийские вазы ) — подстиль этрусской чернофигурной вазописи .

Стилистически понтийские вазы очень тесно связаны с ионической вазописью . Предполагается, что вазы были изготовлены в Этрурии мастерами, эмигрировавшими из Ионии . Их вводящее в заблуждение название было придумано Георгом Фердинандом Дюммлером на основе вазы с изображением лучника, которого он принял за скифа — народа, жившего на Черном море (или Понте). Большинство понтийских ваз было найдено в могилах в Вульчи , еще большее количество — в Черветери . Ведущей формой была шейная амфора поразительно стройной формы, очень похожая на тирренскую амфору . Другие формы включают ойночай со спиральными ручками, диной , кятой , тарелки и чашки на ножке, кантарои и другие формы встречаются редко. Художественная схема понтийских ваз едина. Обычно они имеют орнамент на шее, затем фигурные мотивы на плече, затем орнаментальную полосу, анималистический фриз и кольцо из лучей. Нога, часть шеи и ручки черные. Важность орнаментов поразительна. Некоторые сосуды имеют чисто орнаментальный декор.

Глина понтийских ваз желто-красная. Покрывающий их блестящий налет от черного до коричневато-красного цвета, качественный, с металлическим блеском. Для рисунков и орнаментов обильно используется красная и белая краска. Животные обычно украшены белой полосой на брюхе. Орнаментация зачастую выполнена довольно небрежно. На данный момент ученые признали шесть мастерских. Самым ранним и лучшим является произведение парижского художника . Они изображают мифологические мотивы, такие как безбородый Гермес , кентавры , Тесей и Минотавр , Ахиллес и Троил , сатиры , менады и безбородый Геракл , подобные изображениям, распространенным в Восточной Греции . сцены Троянской войны Также распространены . Иногда встречаются мифологические сцены, не входящие в состав греческого мифа, например, Геракла битва с Юноной Соспитой парижского художника или волкоподобный демон художника Титиоса . В немифологических сценах присутствуют комасты и всадники. Вазы датируются периодом между 550 и 500 годами до нашей эры. Ни на одном нет надписей. Пока известно около 200 штук.
Библиография
[ редактировать ]- Перикл Дукати: Понтийские вазы. (= Исследование древней керамики, серия 1, т. 5) Келлер, Берлин, 1932.
- Тобиас Дорн: Чернофигурные этрусские вазы второй половины шестого века. доктор философии Кёльн 1936, с. 33-89. 145-151.
- Джон Бизли : Этрусская роспись ваз . Clarendon Press, Оксфорд, 1947, с. 12.
- Энрико Парибени: Понтичи, Васи. В: Энциклопедия древнего искусства . Том 6, Рим, 1965 г. , Digitalisat.
- Биргитте Джинге: этрусская чернофигурная керамика. Материалы Национального археологического музея Тарквинии XII. Бретшнайдер, Рим, 1987 г.
- Мария Антониетта Риццо: Чернофигурная керамика. В: Марина Мартелли (ред.): Этрусская керамика. Географический институт Агостини, Новара, 1987, с. 31–35.
- Джон Бордман : Ранняя греческая роспись ваз. Темза и Гудзон, Лондон, 1998 г., с. 219–223.
- Матиас Стейнхарт: Роспись понтийских ваз. В: Новый Поли , вып. 10, столб. 138-139.
- Томас Маннак : Роспись греческих ваз. Введение . Тайсс, Штутгарт, 2002 г., с. 133 ISBN 3-8062-1743-2 .
