Алтарь Домиция Агенобарба
Расположение | Марсово поле [1] |
---|---|
Координаты | 41 ° 53'41 ″ с.ш. 12 ° 28'27 ″ в.д. / 41,894611 ° с.ш. 12,474239 ° в.д. |
Тип | барельеф |
История | |
Строитель | Сп. Домиций Агенобарб |
Основан | Между 122 и 115 гг. до н.э. |
Алтарь Домиция Агенобарба (более правильное название - основание скульптурной группы Домиция Агенобарба ) представляет собой серию из четырех скульптурных мраморных досок, которые, вероятно, украшали основание, поддерживающее культовые статуи в целле храма Нептуна , расположенного в Риме на Марсовом поле .
Фриз датирован концом второго века до нашей эры. [n 1] что делает его вторым старейшим известным в настоящее время римским барельефом. [n 2] Однако существует и современный рельеф, изображающий римскую военно-морскую бирему с вооруженными морскими пехотинцами. [1] из храма Палестрины , построенного ок. 120 г. до н.э. [2]
Скульптурные панели можно увидеть и сегодня, одна часть выставлена в Лувре (975 г. [м 1] ) и еще один в Глиптотеке в Мюнхене (инв. 239). Копию этого второго произведения можно увидеть в ГМИИ в Москве .
Контекст
[ редактировать ]Основание было найдено в храме Нептуна, построенном недалеко от цирка Фламиния . [а 1] [n 3] у Марсова поля. Остатки этого храма, возможно, недавно были обнаружены под церковью Санта-Мария-ин-Публиколис , но их идентификация остается неясной. [3]
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Рельефы, судя по всему, были созданы во время строительства храма Нептуна на Марсовом поле. Генерал, вероятно, Сп. Домиций Агенобарб поклялся построить храм богу моря после морской победы, возможно, той, которая одержала победу на Самосе в 129 или 128 году до нашей эры у Аристоника , который пытался воспрепятствовать передаче Пергама Риму по воле царя Аттала III. . Строительство храма (или восстановление ранее существовавшего храма) датируется только 122 г. до н. э., годом, когда Гн. Домиций Агенобарб получил консульство . [3] [4]
Рельефы с основания культовой статуи, которые первоначально состояли только из мифологических сцен, были завершены после цензуры Домиция Агенобарба в 115 г. до н. э. с четвертой панелью. Другие гипотезы, однако, предполагают цензуру Л. Валериуса Флакка и Марка Антония , которые в равной степени могли быть связаны с мотивами рельефов. [5]
В 41 г. до н. э., Сп. Домиций Агенобарб (потомок вышеупомянутого), сторонник республиканской партии и убийц Цезаря , имел ауреус , отчеканенный по случаю победы над сторонником Октавиана , с изображением его предка на аверсе и тетрастилем. храм на реверсе, с надписью NEPT CN DOMITIUS LF IMP (Кн. Домиций, сын Луция, Императора , Нептуну. [м 2]
Ренессанс
[ редактировать ]Рельефы упоминаются в 1629 и 1631 годах после того, как они были обнаружены во время работ, проведенных римской семьей Сантакроче между 1598 и 1641 годами, которые включали, в частности, строительство и расширение дворца недалеко от Тибра архитектором Пепарелли. Рельефы были повторно использованы в качестве украшения дворцового двора. [5] где они засвидетельствованы в 1683 году. [6]
Описание
[ редактировать ]Несмотря на общее название, рельефы, вероятно, изначально представляли собой не часть алтаря, а большое прямоугольное основание (длиной 5,6 м, шириной 1,75 м и высотой 0,8 м). [7] предназначенный для поддержки культовых статуй. [3] В их число вошли работы, приписываемые греческому скульптору Скопасу , [n 4] например, важная скульптурная группа с изображением Нептуна , Фетиды , Ахилла , Нереид , Тритонов и Форкис с морскими чудовищами и другими фантастическими существами. [а 1]
Рельефы состоят из двух больших панелей на длинных сторонах основания и двух панелей меньшего размера на коротких сторонах. Большая панель, хранящаяся в Лувре, типична для римского гражданского искусства и изображает сцену, которую в тот период можно было увидеть только в Риме: перепись населения . Остальные три панели изображают мифологическую тему в эллинистическом стиле: брак Нептуна и Амфитриты . Учитывая разницу в стиле, сюжете и материале, считается, что эти два фриза не являются современными. [6] Мифологический фриз, судя по всему, был выполнен раньше и закрывал три видимые стороны основания, которое первоначально должно было быть соединено с задней стеной целлы . Несколько лет спустя основание отодвинули от стены, освободив четвертую сторону для панели с изображением переписи населения. [3] [7]
Историческая сцена
[ редактировать ]Историческая панель основания длиной 5,65 метра, высотой 0,80 метра и толщиной 0,015 метра представляет собой барельеф из паросского мрамора , изображающий различные этапы переписи населения Римских граждан. [3] Рельеф, являющийся одним из первых примеров непрерывного повествовательного стиля, [м 3] читается слева направо и может быть разделен на три сцены: запись римских граждан в реестр цензора, очищение армии перед алтарем, посвященным Марсу , и набор солдат.
Первая сцена
[ редактировать ]В самом левом углу барельефа чиновник, участвовавший в переписи ( юратор или «присягатель») фиксирует личность и имущество человека, стоящего перед ним, держащего в одной руке восковые таблички и протягивающего другую. , в жесте присяги ( professio ). Его высказывания записаны в кодексе , состоящем из двух деревянных табличек , которые куратор держит на коленях. Еще шесть таких кодексов можно увидеть сложенными у его ног. [м 4] Личность этого человека не совсем определена, его идентификация как приюратора оспаривается деталью: он, по-видимому, носит кальцеи , специальную обувь, предназначенную для лиц сенаторского ранга. Так что он может даже быть одним из двух цензоров . [6]
Эта сцена знаменует собой начало римской переписи населения , периода, когда записывались все римские граждане. На основании богатства каждого человека цензор, римский магистрат, показанный здесь по праву гражданина, исполняющего professio , определял, кто будет заседать в сенате , а кто будет служить в армии, что римляне считали честью. Цензор изображен с одной рукой на плече четвертого человека в тоге . Этим жестом ( manumissio ) цензор принимает свое заявление и выносит свое суждение ( discriptio ), которое завершает процесс отнесения индивида к классу. Гражданин указывает рукой на пехотинца, указывая ему на центурию , к которой он принадлежит. [м 5] Сцена могла бы изображать цензуру Cn. Домиций Агенобарб и Л. Цецилий Метелл в 115 г. до н.э.
Вторая сцена
[ редактировать ]Далее следует религиозная сцена, церемония люструма , которая узаконила перепись и проводится под председательством одного из двух цензоров, который касается алтаря Марса правой рукой. Марс изображен в полном вооружении слева от алтаря. Справа ведут трех жертвенных жертвоприношений: быка, барана и свинью ( suovetaurilia ), которых нужно было принести в жертву в честь бога, чтобы обеспечить удачу при отходе войск. Цензору во время церемонии помогают молодые помощники ( Камилла ), одна из которых занимается обливанием световой воды. Позади Марса жертвоприношение сопровождают два музыканта: один играет на лире, другой – на голени . То же самое сопровождать камилла , стоящего за алтарем и поющего precatio (молитву). [м 6] Второй цензор продвигается позади жертв, держа в руках штандарт ( vexillum ). [3]
Третья сцена
[ редактировать ]Наконец, в дальнем правом углу барельефа изображены два пехотинца и всадник ( eques ) со своей лошадью. Наряду с двумя другими пехотинцами, изображенными в первой и второй сценах, сцена напоминает о существовании четырех классов мобилизованной пехоты ( педитов ) и класса кавалерии, сформированного из аристократии. [3]
Мифологическая сцена
[ редактировать ]Панели с мифологической сценой — морской тиас позднеэллинистического стиля — выполнены из другого мрамора, добываемого в Малой Азии. [7] [3] Они хранятся в Мюнхенской глиптотеке. Рельефы, вероятно, изображают брак Нептуна и Амфитриты.
В центре сцены Нептун и Амфитрита восседают в колеснице, запряженной двумя Тритонами танцующими под музыку . Их сопровождает множество фантастических существ, тритонов и нереид, составляющих свиту свадебной пары. Слева Нереида верхом на морском быке несет подарок. Справа от нее к паре приближается мать Амфитриты Дорис , сидящая на морском коньке и держащая в каждой руке свадебные факелы, чтобы осветить путь процессии. [м 7] Справа от нее находится Эрос , существо, связанное с Венерой . За молодоженами Нереида в сопровождении еще двух Эротов верхом на гиппокампе несет еще один подарок.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Доспехи солдат и всадника позволяют датировать сцену вторым веком до нашей эры (Коарелли (1968) и Стилп (2001))
- ↑ Впервые появляется на колонне, воздвигнутой консулом Луцием Эмилием Павлом Македонским в честь его победы в битве при Пидне в 168 г. до н.э.
- ^ Контекст рельефов, их функции и дата точно неизвестны; По этому поводу было выдвинуто множество противоречивых гипотез.
- ^ Личность скульптора скульптурной группы обсуждается; работу иногда приписывают Скопасу «Старшему», а иногда Скопасу «Младшему» ( Скопасу Младшему ), одноименному скульптору второго века, а иногда ни одному из скульпторов без указания какого-либо другого имени. Кажется, существует единодушное мнение только о греческом происхождении скульптора.
Ссылки
[ редактировать ]Современные источники:
- ↑ Из храма Фортуны Первородной в Пренесте ( Палестрина ), сейчас находится в Музее Пио-Клементино в музеях Ватикана , см.: DB Saddington (2011) [2007]. « Эволюция римского императорского флота », в Поле Эрдкампе (редактор), « Спутник римской армии» , 201–217. Молден, Оксфорд, Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-2153-8 . Табличка 12.2 на стр. 204.
- ^ Коарелли, Филиппо (1987), Святилища Лацио в эпоху республиканцев . НИС, Рим, стр. 35–84.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сельс Сен-Илер 2011 .
- ^ Коарелли 2007 , с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б Коарелли 1968 год .
- ^ Перейти обратно: а б с Столб 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с Де Шезмартен 2003 .
Другие современные источники:
- ^ Барельеф Домиция Агенобарба в Лувре на подставке Атласа.
- ^ М. Кроуфорд, Чеканка Римской республики , Кембридж, 1974, стр. 525
- ^ Андре Пиганьоль, Ара Мартис в «Смесях археологии и истории» , Vol. 51, 1934, с. 29
- ^ Сеголен Демужен, Утерянная память: в поисках забытых архивов Древнего Рима, государственных и частных , Publications de la Sorbonne, 1994, стр. 132
- ^ Элизабет Денио, Рим, от города-государства к Империи: институты и политическая жизнь, 2-1 века до нашей эры. Ж.-К. , Техническое образование Хашетт, 2001 г.
- ^ Музей Дж. Пола Гетти, Сокровища древних культов и ритуалов , Getty Publications, 2004, стр. 407
- ^ Альберт Гренье, Римский гений в религии, мысли, искусстве , Альбин Мишель, 1969, с. 278
Древние источники:
- ^ Перейти обратно: а б Плиний Старший , Естественная история , 36.26.
Библиография
[ редактировать ]Общие работы
[ редактировать ]- Сельс Сен-Илер, Жанин (2011). Римская республика: 133-44 гг. до н.э. Ж.-К (на французском языке). Арманд Колен.
- Де Шезмартен, Натали (2003). Рим - Городской пейзаж и идеология: от Сципионов до Адриана (2 век до н.э. – 2 век нашей эры) (на французском языке). Арманд Колен.
- Коарелли, Филиппо (2007). Рим и окрестности: археологический справочник . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07961-8 .
Анализ рельефов
[ редактировать ]- Стилп, Флориан (2001). Mariage et Suovetaurilia: étude sur le soi-disant "Autel de Domitius Ahenobarbus" (на французском языке). Рим: Джорджио Бретшнайдер.
- Коарелли, Филиппо (1968). «Эпоха Домиция Энобарба» и художественная культура Рима во втором веке нашей эры» Диалоги археологии (на итальянском языке). 3 : 302–368.
- Торелли, Марио (1992). Типология и структура римских исторических рельефов . Издательство Мичиганского университета. стр. 5–16.