Тога
Тога ( / ˈ t oʊ ɡ ə / , Классическая латынь : [ˈt̪ɔ.ɡa] ), отличительная одежда Древнего Рима , представляла собой примерно полукруглую ткань длиной от 12 до 20 футов (от 3,7 до 6,1 м), накинутую на плечи и вокруг тела. Обычно его ткали из белой шерсти и носили поверх туники . В римской исторической традиции считается, что это была любимая одежда Ромула , основателя Рима; Также считалось, что изначально его носили представители обоих полов, а также граждане-военные. Поскольку римские женщины постепенно переняли столу , тога стала официальной одеждой для римских граждан мужского пола . [1] женщины, признанные виновными в прелюбодеянии , и женщины, занимающиеся проституцией . Главными исключениями из этого правила могли быть [2]
Тип тоги отражал положение гражданина в гражданской иерархии. Различные законы и обычаи ограничивали его использование гражданами, которые были обязаны носить его во время общественных праздников и выполнения гражданских обязанностей.
Вероятно, изначально тога была простой и практичной рабочей одеждой, а затем стала более объемной, сложной и дорогой, все более непригодной ни для чего, кроме формального и церемониального использования. Это был и считается «национальный костюм» Древнего Рима; как таковой он имел большое символическое значение; однако даже среди римлян его было трудно надеть, носить правильно и неудобно, и он никогда не был по-настоящему популярен. Когда позволяли обстоятельства, те, кто имел право или был обязан носить ее, предпочитали более удобную и повседневную одежду. Постепенно оно вышло из употребления сначала среди граждан низшего сословия, затем среднего класса. Со временем его стали носить только высшие сословия в торжественных случаях.
Разновидности
[ редактировать ]Тога представляла собой полукруглую шерстяную ткань, обычно белого цвета, которую носили через левое плечо и вокруг тела: слово «тога», вероятно, происходит от слова « тегере » — «покрывать». Это считалось официальной одеждой и обычно предназначалось только гражданам. Римляне считали его уникальным для себя, отсюда и их поэтическое описание Вергилием и Марсьялем как gens togata («раса, носящая тогу»). [3] Существовало много видов тог, каждый из которых предназначался для определенного использования или социального класса.
- Toga virilis («тога мужественности»), также известная как тога альба или тога пура : простая белая тога, которую носят в официальных случаях взрослые мужчины-простолюдины и сенаторы , не имеющие курульной магистратуры . Оно представляло собой гражданство взрослого мужчины и сопутствующие ему права, свободы и обязанности; традиционно вручается по усмотрению отца его сыну во время праздника Либералии , чтобы отметить наступление половой зрелости и законного «достижения совершеннолетия», примерно в 14 лет и старше. [4] [5]
- Toga praetexta : белая тога с широкой фиолетовой полосой по краю, надеваемая поверх туники с двумя широкими вертикальными фиолетовыми полосами. Это был официальный костюм для:
- Курульные магистраты, выполняющие свои официальные функции, и традиционно короли Рима . [6]
- Свободнорожденные мальчики и некоторые свободнорожденные девочки до того, как они достигли совершеннолетия. [7] Это означало их защиту законом от сексуального хищничества и аморального или нескромного влияния. Претекста считалась эффективной против злокачественной магии мальчика , равно как и булла девочки и лунула . [8] [9]
- Некоторые духовенства, в том числе понтифики , Тресвири Эпулоны , авгуры и братья Арвал . [10]
- Toga candida : «Яркая тога»; тога, натертая мелом до ослепительно-белого цвета, которую носят кандидаты (от лат. candida , «чисто-белый») на государственную должность . [11] Так, Персий говорит о cretata ambitio , «записанных амбициях». Toga candida — этимологический источник слова «кандидат» .
- Тога пулла : «темную тогу» полагалось носить скорбящим на элитных похоронах . Тога претекста также считалась траурной одеждой, если ее вывернуть наизнанку, чтобы скрыть полосу; то же самое было и с простой тога-пурой . [12] Ношение тоги пуллы на празднике, завершавшем траур, считалось нерелигиозным, невежественным или просто дурным тоном. Цицерон проводит различие между тогой пулла и обычной тогой, намеренно «испачканной» ее владельцем в качестве законного знака протеста или мольбы. [13]
- Тога пикта («раскрашенная тога»): окрашенная в сплошной фиолетовый цвет, украшенная изображениями золотой нитью и надеваемая поверх аналогично украшенной пальмовой туники ; используется генералами в своих триумфах . Во времена Империи его носили консулы и императоры. Со временем он становился все более сложным и сочетался с элементами консульской трабеи . [14]
- Трабея , связанная с гражданами всаднического ранга ; таким образом, их описание как trabeati в некоторой современной римской литературе. Это могла быть более короткая форма тоги или плащ, накидка или пояс, надеваемый поверх тоги. Он был белого цвета с каким-то украшением. В более позднюю имперскую эпоху трабея относилась к сложным формам консульской одежды. Некоторые более поздние римские и постримские источники описывают ее как сплошную фиолетовую или красную, либо идентифицируя, либо путая ее с одеждой, которую носили древнеримские цари (также использовавшейся для одежды изображений богов), или отражая изменения в самой трабее . Более того, всадники носили ангустиклавию — тунику с узкими вертикальными фиолетовыми полосами, по крайней мере одна из которых была бы видна при ношении с тогой или трабеей , какой бы формы она ни была. [15]
- Лаэна , длинный, тяжелый плащ, который носили жрецы Фламена , застегивавшийся на плече брошью. В утерянной работе Светония она описывается как «дуплексная» тога (сложенная вдвое путем складывания на себя). [16] [17]
Как «национальная одежда»
[ редактировать ]Самой отличительной особенностью тоги была ее полукруглая форма, которая отличала ее от других плащей древности, таких как греческий гиматий или паллий . По мнению Роте, округлая форма предполагает происхождение от очень похожей полукруглой этрусской тебенны . [18] Норма Гольдман считает, что самые ранние формы всей этой одежды представляли собой простые прямоугольные куски ткани, которые служили как обертыванием, так и одеялами для крестьян, пастухов и странствующих пастухов. [19] Римские историки полагали, что легендарный основатель и первый царь Рима, бывший пастух Ромул , носил тогу в качестве своей любимой одежды; с пурпурной каймой тога претекста предположительно использовалась этрусскими магистратами и была привезена в Рим ее третьим царем Туллом Гостилием . [20]
В более широком контексте классической греко-римской моды греческий энкиклон ( греч . ἔγκυκλον , «круглая [одежда]»), возможно, был похож по форме на римскую тогу, но никогда не приобретал того же значения, что и отличительный знак гражданства. [21] II века Прорицатель Артемидор Далдиан в своей «Онейрокритике» заимствовал форму и название тоги от греческого тебенос (τήβεννος), предположительно аркадской одежды, изобретенной Теменусом и названной в его честь. [22] [23] Эмилио Перуцци утверждает, что тога была завезена в Италию из микенской Греции , ее название основано на микенском греческом те-па , обозначающем тяжелую шерстяную одежду или ткань. [24]
В гражданской жизни
[ редактировать ]Римское общество было строго иерархичным, стратифицированным и конкурентным. Землевладельческие аристократы занимали большинство мест в сенате и занимали высшие магистратуры . Магистраты избирались своими коллегами и «народом»; в римской конституционной теории они правили по согласию. На практике они представляли собой взаимно конкурирующую олигархию, сохраняющую за своим классом наибольшую власть, богатство и престиж. Простолюдины , составлявшие подавляющее большинство римского электората, имели ограниченное влияние на политику, за исключением бараков или массового голосования или через представительство своих трибунов . Всадники (иногда в широком смысле переводимые как «рыцари») занимали широко мобильное, среднее положение между низшим сенаторским классом и высшим классом простолюдинов. Несмотря на часто крайнее неравенство в богатстве и ранге между классами граждан, тога идентифицировала их как единый и исключительный гражданский организм.
Тоги были относительно однородными по рисунку и стилю, но значительно различались по качеству и количеству ткани, а также по знакам более высокого ранга или должности. Тога самого высокого статуса, пурпурная, расшитая золотом тога-пикта, могла носиться только на определенных церемониях магистратами самого высокого ранга . Тирский пурпур предположительно использовался для тоги-пикты , края тоги-претекста и элементов жреческого одеяния, которое носили неприкосновенные весталки . Он был стойким к цвету, чрезвычайно дорогим и «самым обсуждаемым цветом в греко-римской древности». [26] Римляне относили его к кроваво-красному оттенку, который освящал его владельца. с пурпурной каймой, Претекста которую носили свободнорожденные юноши, признавала их уязвимость и неприкосновенность перед законом. Когда мальчик достигал совершеннолетия (обычно в период полового созревания), он носил простую белую тогу virilis ; это означало, что он мог свободно вести собственное хозяйство, жениться и голосовать. [27] [28] Молодые девушки, которые носили претексту в официальных случаях, откладывали ее во время менархе или замужества и переняли столу . [29] Даже белизна тоги вирилис была предметом классовых различий. Сенаторские версии были дорого отмыты до исключительного снежно-белого цвета; у граждан более низкого ранга были более тусклые оттенки, и их было дешевле отстирать. [30]
Гражданство несло определенные привилегии, права и обязанности. [31] В формуле togatorum («список носителей тоги») перечислялись различные военные обязательства, которые итальянские союзники Рима должны были предоставить Риму во время войны. Тогати , «те, кто носит тогу», не совсем эквивалентно «римским гражданам» и может означать в более широком смысле « романизированный ». [32] На римских территориях ношение тоги было категорически запрещено негражданам; иностранцам, вольноотпущенникам и рабам; римским изгнанникам; [33] и людям с «позорной» карьерой или позорной репутацией; Статус человека должен быть различим с первого взгляда. [34] Вольноотпущенник или иностранец мог изображать из себя гражданина, а обычный гражданин - всадника; таких претендентов иногда выявляли при переписи населения . Официальное расположение мест в публичных театрах и цирках отражало доминирование избранных в Риме. Сенаторы сидели в самом начале, всадники позади них, простые граждане позади всадников ; и так далее, через нетогатую массу вольноотпущенников, иностранцев и рабов. [35] Самозванцев иногда выявляли и выселяли с мест для наездников. [36]
Различные анекдоты отражают символическое значение тоги. В герой Ливия «Истории Рима» Луций -патриций Квинкций Цинциннат , отошедший от общественной жизни и одетый (предположительно) в тунику или набедренную повязку, вспахивает свое поле, когда приезжают эмиссары Сената и просят его надеть тогу. Его жена приносит его, и он надевает. Затем ему сообщают, что он назначен диктатором . Он немедленно направляется в Рим. [37] Надев тогу, Цинциннат превращается из простоватого, потного пахаря (хотя, тем не менее, джентльмена с безупречным происхождением и репутацией) в ведущего политика Рима, стремящегося служить своей стране; римлянин высшего качества. [38] Обилие общественных и частных скульптур Рима подкрепляло представление о том, что все великие люди Рима носили тоги и, должно быть, всегда делали это. [39] [40]
Работа и отдых
[ редактировать ]Традиционалисты идеализировали городских и сельских жителей Рима как потомков выносливых, добродетельных, одетых в тогу крестьян, но объемная и сложная драпировка тоги делала ее совершенно непрактичной для ручного труда или физически активного отдыха. Тога была тяжелой, «громоздкой, чрезмерно горячей, легко пачкающейся и трудно стираемой». [41] Лучше всего он подходил для величественных шествий, публичных дебатов и ораторского искусства, сидения в театре или цирке и демонстрации себя перед сверстниками и нижестоящими, «демонстративно ничего не делая». [42]
Каждый римский гражданин мужского пола имел право носить какую-то тогу - Марсьяль относится к «маленькой тоге» меньшего гражданина и «маленькой тоге» бедняка (оба тогула ). [43] но самому бедному, вероятно, приходилось довольствоваться потертой, залатанной тогой, если он вообще беспокоился. [44] И наоборот, дорогая тога в полный рост, по-видимому, была довольно неудобным знаком отличия, когда ее носили «неправильные люди». Поэт Гораций пишет «о богатом бывшем рабе, который «шествовал из конца в конец Священного пути в тоге длиной три ярда», чтобы продемонстрировать свой новый статус и богатство». [45]
В начале II века нашей эры сатирик Ювенал утверждал, что «в большей части Италии никто не носит тогу, кроме как после смерти»; в сельской идиллии Марсьяля «никогда не бывает судебных разбирательств, тоги мало, душа спокойна». [46] [47] Большинство граждан, владевших тогой, ценили ее как дорогостоящий материальный предмет и носили ее, когда это было необходимо, в особых случаях. Их главными заботами были бы семья, дружба и союзы, а также стремление к получению богатства посредством бизнеса и торговли, а не otium (культурный досуг), который элита считала своим правом. [48] [49] Ранг, репутация и романитас имели первостепенное значение даже после смерти, поэтому почти всегда на мемориальном изображении гражданина мужского пола он изображался одетым в тогу. Он носил его на своих похоронах, и, вероятно, он служил ему саваном. [50]
Несмотря на огромное количество портретов римских тогатов на всех социальных уровнях и во всех мыслимых обстоятельствах, в большинстве случаев улицы Рима были переполнены гражданами и негражданами в самых разных ярких одеждах, и тог было мало. Только римлянин высшего класса, магистрат, мог иметь ликторов, которые расчищали ему путь, и даже тогда ношение тоги было проблемой. Кажущаяся естественная простота и «элегантные плавные линии» тоги были результатом усердной практики и совершенствования; чтобы избежать неловкого беспорядка его складок, его владельцу приходилось ходить размеренной, величавой походкой, [41] но с мужественной целью и энергией. Если бы он двигался слишком медленно, он мог бы показаться бесцельным, «вялым умом» — или, что хуже всего, «женственным». [51] Воут (1996) предполагает, что самые сложные качества тоги как предмета одежды соответствовали представлениям римлян о себе и своей цивилизации. Как и сама империя, мир, который стала символизировать тога, был заработан благодаря чрезвычайным и неустанным коллективным усилиям ее граждан, которые, следовательно, могли претендовать на «время и достоинство, чтобы одеваться таким образом». [52]
Покровительство и поздравления
[ редактировать ]Покровительство было краеугольным камнем римской политики, бизнеса и социальных отношений. Хороший покровитель предлагал продвижение, безопасность, честь, богатство, государственные контракты и другие деловые возможности своему клиенту, который мог находиться ниже по социальной или экономической лестнице или, реже, быть равным ему или превосходить его. [54] Хороший клиент добивался политической поддержки своего патрона или его кандидата; он продвигал интересы своего покровителя, используя собственный бизнес, семейные и личные связи. Вольноотпущенники, способные к бизнесу, могли стать чрезвычайно богатыми; но чтобы договориться о гражданстве для себя или, скорее, для своих сыновей, им нужно было найти покровителя, готового их похвалить. («сеансе приветствия») покровителя ранним утром Клиенты, ищущие покровительства, должны были присутствовать на официальном salutatio , который проводился в полуобщественном большом приемном зале ( атриуме ) его семейного дома ( domus ). [55] Ожидалось, что граждане-клиенты будут носить тогу, соответствующую их статусу, и носить ее правильно и умно, иначе они рискуют оскорбить хозяина. [56]
Марсьяль и его друг Жювенал годами страдали от этой системы в качестве клиентов и находили весь бизнес унизительным. Клиент должен был быть в полном распоряжении своего покровителя, чтобы выполнить все необходимые «работы»; и покровитель мог даже ожидать, что к нему будут обращаться как « домин » (господин или хозяин); гражданин-клиент из сословия всадников , превосходящий всех низших смертных по рангу и костюму, мог, таким образом, приблизиться к позорному состоянию зависимого рабства. Для клиента, чьим покровителем был чужой клиент, вероятность стыда была еще хуже. Даже в качестве сатирической аналогии уравнение тогата клиента и раба шокировало бы тех, кто ценил тогу как символ личного достоинства и auctoritas – значение, подчеркнутое во время фестиваля Сатурналий , когда тога была «очень сознательно отложена в сторону», в ритуализированная, строго ограниченная инверсия отношений господина и раба. [57]
Покровителей было немного, и большинству из них приходилось конкурировать со своими коллегами, чтобы привлечь лучших и наиболее полезных клиентов. Клиентов было много, и тем, кто представлял наименьший интерес для покровителя, приходилось искать внимания среди «толпы тогатов» ( turbae togatae ). Тот, кто в грязной или залатанной тоге, скорее всего, станет объектом насмешек; или он мог бы, если он достаточно упрям и настойчив, получить гроши денег или, возможно, обед. Когда покровитель покидает свой дом, чтобы заняться своими повседневными делами в суде, на форуме или где-либо еще, в сопровождении (если это магистрат) своих ликторов , его клиенты должны составить его свиту. Каждый клиент togate представлял потенциальный голос: [58] чтобы произвести впечатление на своих коллег и подчиненных и оставаться впереди в игре, покровитель должен иметь как можно больше качественных клиентов; или, по крайней мере, ему так должно казаться. Один из покровителей Марсьяля нанимает стадо ( грексов ) фальшивых клиентов в тогах, а затем закладывает свое кольцо, чтобы заплатить за ужин. [59] [60]
Император Марк Аврелий вместо того, чтобы носить «платье, на которое ему давало право его звание» при своем приветствии , предпочел вместо этого носить простую белую гражданскую тогу; акт скромности для любого покровителя, в отличие от Калигулы , который носил триумфальную тогу-пикту или любое другое одеяние, которое выбирал по своему усмотрению; или Нерон , который нанес серьезное оскорбление, когда принимал приезжих сенаторов, одетый в тунику, расшитую цветами и увенчанную муслиновым шейным платком. [61]
Ораторское искусство
[ редактировать ]В ораторском искусстве тога нашла свое применение. Квинтилиана Institutio Oratoria (около 95 г. н.э.) предлагает советы о том, как лучше всего вести дела в римских судах перед информированным и критическим взглядом наблюдающей массы. Эффективная мольба — это расчетливое артистическое представление, но оно должно выглядеть совершенно естественным. Первое впечатление имело значение; адвокат должен представить себя так, как должен римлянин: «мужественный и великолепный» в тоге, со статной осанкой и «естественной красотой». За ним следует хорошо ухаживать – но не слишком хорошо; никакой прически, украшений или каких-либо других «женских» извращений внешнего вида римского мужчины. Квинтилиан дает точные инструкции по правильному использованию тоги – ее покрою, фасоном и расположением складок. Его ткань могла быть старой грубой шерсти или новой и более гладкой, если предпочитаете, но определенно не шелка. Движения оратора должны быть достойными и точными; он должен двигаться только так, как должен, обращаясь к конкретному человеку, к определенной части аудитории. Ему следует с пользой использовать тот тонкий «язык рук», которым славилось римское ораторское искусство; никаких экстравагантных жестов, никаких покачиваний плечами, никаких движений «как танцор». [63] [64]
Во многом сама тога определяла манеру речи оратора: «мы не должны закрывать плечо и все горло, иначе наше платье будет излишне заужено и потеряет тот впечатляющий эффект, который производит широта у груди. левая рука должна быть поднята лишь настолько, чтобы образовать прямой угол в локте, а край тоги должен спадать одинаковой длины с обеих сторон». С другой стороны, если тога падает в начале нашей речи или когда мы прошли лишь небольшой путь, то отсутствие возможности заменить ее является признаком безразличия, или лени, или полного незнания пути. в какой одежде следует носить». К тому времени, как оратор изложит свою позицию, оратор, вероятно, уже будет разгоряченным и вспотевшим; но даже это можно было бы использовать с хорошим эффектом. [65]
В общественной морали
[ редактировать ]Римские моралисты «отдавали идеологическое предпочтение простоте и бережливости». [66] Авл Геллий утверждал, что самые ранние римляне, знаменитые крепкими, мужественными и достойными, носили тоги без нижнего белья; нет даже откровенной туники. [67] К концу республики архиконсерватор Катон Младший предпочитал более короткий, древний республиканский тип тоги; оно было темным и «скудным» ( exigua ), и Катон носил его без туники и обуви; все это было бы признано выражением его моральной честности. [68] Упрямые римские традиционалисты осуждали постоянно растущий аппетит римлян к показухе, «неримскому» комфорту и роскоши, а также нарушениям моды, таким как кельтские брюки, яркие сирийские одежды и плащи. Мужественная тога сама по себе могла означать порочность, если ее носить слишком свободно, носить поверх «женоподобной» туники с длинными рукавами или сплетать слишком тонко и тонко, почти прозрачно. [69] В истории Рима, написанной Аппианом , раздираемая раздорами Поздняя республика шатается на грани хаоса; большинство из них, кажется, одеваются так, как им нравится, а не так, как следует: «Ибо теперь римский народ сильно перемешан с иностранцами, существует равное гражданство для вольноотпущенников, и рабы одеваются так же, как их хозяева. За исключением сенаторов, свободные граждане и рабы носить тот же костюм». [70] Августинский принципат принес мир и заявил о своем намерении восстановить истинный республиканский порядок, мораль и традиции.
Август был полон решимости вернуть «традиционный стиль» (тогу). Он приказал отправлять любого театрала в темной (цветной или грязной) одежде на задние сиденья, традиционно предназначенные для тех, у кого не было тоги; обычные или простые женщины, вольноотпущенники, иностранцы из низшего сословия и рабы. Он оставил самые почетные места перед домом для сенаторов и всадников ; так было всегда, до хаоса гражданских войн; вернее, как это должно было быть. Разъяренный видом толпы одетых в темное мужчин на публичном собрании, он саркастически процитировал Вергилия им : « Romanos, rerum dominos, gentemque togatam » («Римляне, владыки мира и люди, носящие тоги»), а затем в будущем приказал эдилам запретить всем, кто не носит тогу, посещать Форум и его окрестности – «гражданское сердце» Рима. [71] Во время правления Августа была введена тога-раса , обычная тога, грубые волокна которой отделялись от тканого ворса, а затем сбривались до более гладкой и удобной поверхности. Во времена Плиния (около 70 г. н. э.) это, вероятно, было стандартом среди элиты. [72] Плиний также описывает блестящую, гладкую, легкую, но плотную ткань, сотканную из волокон стебля мака и льна, которая использовалась, по крайней мере, со времен Пунических войн. Хотя она, вероятно, подходила для «летней тоги», ее критиковали за неуместную роскошь. [73]
Женщины
[ редактировать ]Некоторые римляне считали, что в прежние времена тогу носили представители обоих полов и всех сословий. Радике (2002) утверждает, что это убеждение восходит к неправильному прочтению ранними римскими сочинениями позднеантичными схоластами. [74] [75] Женщины также могли быть гражданами, но к середине-концу республиканской эпохи респектабельные женщины были stolatae ( ношение столы ), от которых ожидалось, что они будут воплощать и демонстрировать соответствующий набор женских добродетелей: Воут в качестве примеров приводит pudicitia и fides . женщинами, Принятие столы возможно, совпало с растущим отождествлением тоги с гражданскими мужчинами, но, похоже, это был далеко не простой процесс. Конная статуя , описанная Плинием Старшим как «древняя», изображала раннюю республиканскую героиню Клелию верхом на лошади в тоге. [76] Незамужние дочери респектабельных, достаточно обеспеченных граждан иногда носили тогу претекста до полового созревания или замужества, когда они принимали столу . [77] который они носили поверх туники в полный рост, обычно с длинными рукавами.
Женщинам-проституткам высшего сословия ( меретрикам ) и женщинам, разведенным из-за прелюбодеяния, было отказано в столе . От Меретриса могли ожидать или, возможно, принудили его, по крайней мере публично, носить «женскую тогу» ( toga muliebris ). [78] Такое использование тоги кажется уникальным; всем остальным, отнесенным к категории «позорных и позорных», было категорически запрещено его носить. В этом контексте современные источники понимают тогу – или, возможно, просто описание конкретных женщин как тогаты – как инструмент инверсии и перестройки; респектабельная (таким образом, одетая в столу ) женщина должна быть скромной, сексуально пассивной, скромной и послушной, нравственно безупречной. Архетипическая меретрика римской литературы одевается ярко и вызывающе. Эдвардс (1997) описывает ее как «противоположную римскому гражданину мужского пола». [2] Прелюбодейная матрона предала свою семью и репутацию; и если она будет признана виновной и разведется, закон запретит ей повторный брак с римским гражданином. В глазах общественности она была приравнена к меретрикс . [79] [80] Когда тога носилась женщиной в более позднюю эпоху, она была бы «явным проявлением» ее «исключения из респектабельной римской иерархии». [2] Однако мнение о том, что осужденная за прелюбодеяние ( моэча дамната ) на самом деле носила тогу на публике, было оспорено; Радике считает, что единственные проститутки, которых можно было заставить носить определенные предметы одежды, были несвободными, которых их владельцы или сутенеры вынуждали носить относительно короткую, «скудную», менее дорогую тогу exigua , более откровенную, легко открывающуюся и, следовательно, удобную для них. профессия. [75]
Римские военные
[ редактировать ]До так называемых « Марианских реформ » Поздней республики нижние чины римских вооруженных сил представляли собой «солдат-фермеров», ополчение мелких землевладельцев, мобилизованных на время военных действий. [81] ожидалось, что они предоставят свое собственное оружие и доспехи. Граждане более высокого статуса служили на высших военных должностях, что было основой их продвижения на высокие гражданские должности (см. Cursus Honorum ). Римляне верили, что на заре существования Рима его военные ходили на войну в тогах, поднимая и возвращая их для боевых действий, используя так называемую « габинскую подпругу ». [82] В 206 г. до н. э. Сципиону Африканскому было отправлено 1200 тог и 12 000 туник для его операций в Северной Африке. В рамках мирного соглашения 205 г. до н. э. два ранее мятежных испанских племени предоставили римским войскам тоги и тяжелые плащи. В македонскую кампанию 169 г. до н. э. в армию было отправлено 6 000 тог и 30 000 туник. [83] По крайней мере, с середины Республики военные использовали тоги для официального досуга и религиозных праздников; туника и сагум (тяжелый прямоугольный плащ, удерживаемый на плече брошью) использовались или предпочитались для действительной службы.
Поздняя республиканская практика и правовая реформа позволили создать постоянные армии и открыли военную карьеру любому римскому гражданину или вольноотпущеннику с хорошей репутацией. [84] Солдат, проявивший в бою необходимую «дисциплинированную свирепость» и пользующийся уважением со стороны коллег и начальства, мог быть повышен в звании: плебей мог получить статус всадника . [85] Негражданам и вспомогательным лицам иностранного происхождения, получившим почетное увольнение , обычно предоставлялись гражданство, земля или стипендия, право носить тогу и обязательства перед покровителем, оказавшим эти почести; обычно их старший офицер. Позорное увольнение означало позор . [86] Колонии ветеранов-пенсионеров были разбросаны по всей Империи. Согласно литературному стереотипу, гражданские лица обычно подвергаются издевательствам со стороны дюжих солдат, склонных броситься в бой. [87]
Хотя солдаты были гражданами, Цицерон характеризует первых как « носящих сагум », а вторых как « тогати ». он использует фразу cedant Arma Togae В контексте своего непростого союза с Помпеем («пусть оружие уступит тоге»), означающую «пусть мир заменит войну» или «пусть военная мощь уступит гражданской власти» . Он задумал это как метоним, связывая свою собственную «власть командовать» как консула ( император тогатус ) с властью Помпея как полководца ( император арматус ); но это было истолковано как просьба уйти в отставку. Цицерон, потеряв постоянно колеблющуюся поддержку Помпея, был вынужден покинуть страну. [88] В действительности оружие редко уступало место гражданской силе. В раннюю эпоху Римской империи члены преторианской гвардии (личная гвардия императора как «первый гражданин» и военная сила под его личным командованием) при исполнении служебных обязанностей в городе прятали свое оружие под белыми тогами в гражданском стиле. создавая обнадеживающую иллюзию, что они представляют собой традиционную республиканскую гражданскую власть, а не военную руку имперской автократии. [84] [89]
В религии
[ редактировать ]Рима Граждане, посещающие частые религиозные праздники и связанные с ними игры, должны были носить тогу. [83] Тога претекста была обычной одеждой большинства римских жрецов, которые, как правило, оставались прерогативой граждан с высоким статусом. Принося жертвоприношение, возлияние и молитву, а также совершая предсказания , исполняющий обязанности жрец закрывал голову складкой тоги, поднятой сзади: таким образом совершался ритуал capite velato (с покрытой головой). Считалось, что это чисто римская форма, [90] в отличие от этрусской, греческой и других зарубежных практик. Этруски, судя по всему, приносили жертвы с непокрытой головой ( capite aperto ). [91] В Риме так называемый ritus graecus («греческий обряд») использовался для обозначения божеств, считавшихся греческими по происхождению или характеру; служитель, даже если он был римским гражданином, носил мантию в греческом стиле с венком или непокрытой головой, а не тогу. [92] Утверждалось, что римское выражение благочестия capite velato повлияло на запрет Павла мужчинам-христианам молиться с покрытой головой: «Всякий человек, который молится или пророчествует с покрытой головой, бесчестит свою голову». [93]
Официант capite velato , которому требовалось свободное использование обеих рук для совершения ритуала — например, при вспашке sulcus primigenius , предпринятой при основании новых колоний, — мог использовать «подвязку Габины», или «мантия» ( cinctus Gabinus ), или «обряд» ( ritus Gabinus ), который завязывал тогу обратно. [94] [95] Этот стиль, как позже считалось, был частью одежды этрусских жрецов . [96] ассоциировался у римлян с их ранними войнами с соседними Габиями. [97] и таким образом использовался во время объявления войны римлянами . [98]
Материалы
[ редактировать ]Традиционная тога делалась из шерсти, которая, как считалось, обладала способностью отвращать несчастья и сглаз ; тога претекста (используемая магистратами, священниками и свободнорожденными юношами) всегда была шерстяной. [9] Работа с шерстью считалась весьма уважаемым занятием для римских женщин. Традиционная mater familias с высоким статусом продемонстрировала свое трудолюбие и бережливость, разместив корзины для шерсти, веретена и ткацкие станки в полуобщественной приемной дома, атриуме . [99] Август особенно гордился тем, что его жена и дочь подали лучший пример другим римлянкам, якобы прядя и ткя его одежду. [100]
Производство ткани ручной работы было медленным и дорогостоящим, и по сравнению с более простыми формами одежды, для изготовления тоги требовалось экстравагантное количество ткани. Чтобы свести к минимуму отходы, меньшие по размеру формы тоги старого образца могли быть сотканы как единый бесшовный кусок с кромками; более поздние, более крупные версии могли быть сделаны из нескольких сшитых вместе частей; размер, кажется, имел большое значение. [101] Больше ткани означало большее богатство и обычно, хотя и не всегда, более высокий ранг. Пурпурно-красная кайма тоги претекста была выткана на тоге с помощью процесса, известного как « плетение табличек »; такие накладные бордюры — особенность этрусской одежды. [102]
Современные источники в целом согласны с тем, что, если бы тога высокостатусного римлянина в поздней республике была сделана из одного куска ткани, потребовался бы кусок длиной примерно 12 футов (3,7 м); в имперскую эпоху - около 18 футов (5,5 м), что на треть больше, чем его предшественник, а в позднюю имперскую эпоху - около 8 футов (2,4 м) в ширину и до 18–20 футов (5,5–6,1 м) в длину для самые сложные, плиссированные формы. [103]
Особенности и стили
[ редактировать ]Тога была задрапирована вокруг тела, а не закреплена, и удерживалась на месте за счет веса и трения ткани. Предположительно, не использовались ни булавки, ни броши. Чем объемнее и сложнее стиль, тем больше помощи потребуется для достижения желаемого эффекта. В классической скульптуре драпированные тоги постоянно демонстрируют определенные черты и складки, выявленные и названные в современной литературе.
Синус (буквально «отверстие или входное отверстие » ) появляется в имперскую эпоху как свободная складка, перекинутая из-под левой руки вниз через грудь, а затем вверх к правому плечу. Ранние образцы были небольшими, но более поздние формы были намного полнее; петля свисает на длине колена и подвешивается там, перекинувшись через сгиб правой руки. [103]
Умбо (буквально «кнопка») представлял собой мешочек из ткани тоги, натянутый поверх балтеуса (диагональной части тоги, пересекающей грудь) в формах тоги имперской эпохи. Дополнительный вес и трение помогли бы (хотя и не очень эффективно) закрепить ткань тоги на левом плече. По мере развития тоги умбо увеличивался в размерах. [104]
Самые сложные тоги появляются на высококачественных портретных бюстах и императорских рельефах среднего и позднего периода Империи, вероятно, предназначенных для императоров и высших гражданских чиновников. Так называемая «полосатая» или «сложенная» тога (латинизированная как toga contabulata ) появилась в конце II века нашей эры и отличалась широкими, гладкими, плитообразными панелями или полосами плиссированного материала, более или менее соответствующими умбо. , sinus и balteus или накладываются на них. На скульптурах один кусок ткани поднимается между ног и перекидывается через левое плечо; другой более или менее следует за верхним краем пазухи ; еще один следует за нижним краем более или менее рудиментарного балтеуса, а затем спускается к верхней части голени. Как и при других формах, сама пазуха нависает над сгибом правой руки. [105] Если бы его изображения в полный рост были точными, оно бы сильно ограничивало движения владельца. Одевание тоги contabulata потребовало бы некоторого времени и помощи специалиста. Когда он не использовался, его требовало бережного хранения в прессе или вешалке, чтобы сохранить форму. Столь неудобные особенности позднейшей тоги подтверждают Тертуллиан , отдавший предпочтение паллию . [106] Изображения высокого статуса (консульские или сенаторские) конца IV века демонстрируют еще одну богато украшенную вариацию, известную как «Широкая восточная тога»; он доходил до середины икры, был густо расшит и носился поверх двух предметов нижнего белья в стиле мантии , одно из которых имело длинные рукава. Его пазуха перекинулась через левую руку. [107]
Отклонить
[ редактировать ]В долгосрочной перспективе тога претерпела как постепенную трансформацию, так и упадок, акцентированный попытками сохранить ее как важную особенность истинной романитас . Это никогда не было популярной одеждой; в конце I века Тацит мог пренебрежительно относиться к городскому плебсу как к vulgus tunicatus («толпа в туниках»). [49] Адриан издал указ, обязывающий всадников и сенаторов носить тогу публично; в указе не упоминались простолюдины. Расширение гражданства с примерно 6 миллионов граждан при Августе до 40-60 миллионов при «всеобщем гражданстве» Каракаллы Constitutio ( Antoniniana 212 г. н. э.), вероятно, еще больше уменьшило ту особую ценность, которую тога все еще имела для простолюдинов, и ускорило его отказ от своего класса. [66] Тем временем правящая аристократия приняла все более сложные, сложные, дорогостоящие и непрактичные формы тоги. [107]
Тем не менее тога оставалась официальным костюмом римской сенаторской элиты. Закон, изданный соимператорами Грацианом , Валентинианом II и Феодосием I в 382 году нашей эры ( Кодекс Феодосиана 14.10.1), гласит, что, хотя сенаторы города Рима могут носить паэнулу в повседневной жизни, они должны носить тогу при посещении своих официальных заседаний. обязанности. [108] Невыполнение этого требования приведет к лишению сенатора звания и полномочий, а также права входить в Курию Юлия . [109] Византийское греческое искусство и портретная живопись изображают высших чиновников двора, церкви и государства в великолепно выполненных, экстравагантно эксклюзивных придворных одеждах и священнических одеждах; по крайней мере некоторые из них считаются версиями императорской тоги. [110] На Западе короли и аристократы новых европейских королевств одевались по образцу поздних военных генералов, а не по сенаторскому порядку, и поэтому тога не пережила конец централизованного римского управления. [111]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Воут 1996 , с. 215 (Воут цитирует Сервия, «Энидем» , 1.281 и Нония, 14.867L, о прежнем ношении тог женщинами, кроме проституток и прелюбодейок).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эдвардс 1997 , стр. 81–82.
- ^ Вирджил. Энеида , I.282; Боевой, XIV.124.
- ^ Эдмондсон 2008 , с. 26; Доланский 2008 , стр. 55–60.
- ^ Свон, Питер Майкл (2004). Наследование Августа . Издательство Оксфордского университета. п. 89. ИСБН 978-0-19-534714-2 .
- ^ Эдмондсон 2008 , с. 28 и примечание 32.
- ^ Радике, Ян (2022). «5 претекста – наряд юных римских девушек» . Римское женское платье . Берлин: Де Грюйтер. стр. 355–364. дои : 10.1515/9783110711554-021 . ISBN 978-3-11-071155-4 .
- ^ Эдмондсон 2008 , с. 26. Не все современные ученые согласны с тем, что девушки носили тогу претекста ; см. Макгинн 1998 , с. 160, примечание 163).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Sebesta 2001 , p. 47.
- ^ Ливий, XXVII.8,8 и XXXIII.42 (цитируется по «Словарю греческих и римских древностей »).
- ^ Edmondson 2008 , стр. 26–27 (включая сноску 24), цитируя Исидора Севильского , Etymologiae , XIX.24, 6 и Полибия , Historiae , X.4, 8.
- ^ Цветок 1996 , с. 102.
- ^ Хескель 2001 , стр. 141–142.
- ^ Эдмондсон 2008 , стр. 26, 29; Куртбоджян, 2008 г. , стр. 80–83; Дьюар 2008 , стр. 225–227.
- ^ Эдмондсон 2008 , стр. 26–27; Дьюар 2008 , стр. 219–234.
- ^ Эдмондсон 2008 , с. 29; эта утраченная работа сохранилась в фрагментарной форме благодаря краткому изложению и цитатам более поздних римских авторов.
- ^ Голдман 2001 , стр. 229–230.
- ^ Роте 2020 , Глава 2.
- ^ Goldman 2001a , с. 217.
- ^ Себеста 2001 , стр. 13, 222, 228, 47, примечание 5, цитируется Макробия, 1.6.7–13, 15–16.
- ^ Клеланд 2013 , с. 1589.
- ^ Перуцци 1980 , с. 87, со ссылкой на Артемидора, 2.3. В обычной форме мифа об аркадском происхождении Рима является Аргос , а не Аркадия. прародиной Теменуса
- ^ Артемидор 2020 , с. 254, комментарий к использованию Артемидором слова «тебеннос» в 2.3.6.
- ^ Перуцци 1980 , стр. 89–90; Перуцци 1975 , стр. 137–143.
- ^ Эта и другие проблемы идентификации обсуждаются в Beard 2007 , стр. 306–308 и в примечаниях.
- ^ Цветок 1996 , с. 118: «Лучшей моделью для понимания римского законодательства о роскоши является модель аристократического самосохранения в высококонкурентном обществе, которое превыше всего ценило открытое проявление престижа». Законы о роскоши были предназначены для ограничения конкурентного проявления личного богатства в публичной сфере.
- ↑ Достигнув совершеннолетия, он также отдал свою защитную буллу на попечение семьи Ларес .
- ^ Брэдли 2011 , стр. 189, 194–195; Доланский 2008 , стр. 53–54; Себеста 2001 , с. 47.
- ^ Olson 2008 , стр. 141–146: Меньшая часть молодых девушек, похоже, использовала претексту , возможно, потому, что их родители приняли застенчивый возрожденческий подход, типичный для законодательства и нравов Августа .
- ^ Aubert 2014 , стр. 175–176, обсуждается Lex Metilia Fullonibus Dicta 220/217? э., известный лишь благодаря мимолетным упоминаниям в рассказе Плиния о полезных землях, в том числе о тех, которые используются в стирке. Самые лучшие и самые отбеливающие составы, которые также были щадящими для цветных тканей (например, те, которые использовались в претекстатной полосе), вероятно, стоили дороже, чем могли себе позволить обычные римские граждане, поэтому тоги этих статусных групп стирались отдельно. Причины этого закона остаются неясными: один ученый предполагает, что он был разработан, чтобы защитить «сенаторов-претекстатов от позора, связанного с оглаской крайне неравной одежды».
- ^ Респектабельные женщины, сыновья свободнорожденных мужчин и провинциалы во времена ранней империи могли иметь меньшие формы гражданства; они были защищены законом, но не могли голосовать или баллотироваться на государственные должности. Гражданство могло быть унаследовано, предоставлено, повышено или понижено, а также лишено гражданства за определенные правонарушения.
- ^ Бисфам 2007 , с. 61.
- ↑ Изгнанники были лишены гражданства и защиты римского права.
- ^ Эдмондсон 2008 , с. 25.
- ↑ Женщины, вероятно, сидели или стояли в самом конце – за исключением священных весталок, у которых была своя ложа спереди.
- ^ Эдмондсон 2008 , стр. 31–33.
- ^ Воут 1996 , с. 218 и далее.
- ^ Воут 1996 , с. 214.
- ^ Эдмондсон 2008 , с. 38.
- ^ Куртбоджян 2008 , стр. 77–79. Плиний Старший (около 70 г. н.э.) описывает скульптуры из тогатов как более старую, традиционную форму общественного почитания, а статуи знаменитых полководцев в кирасах как относительно более позднее развитие. Человек мог занимать разные должности последовательно или одновременно, каждая из которых была представлена разным типом скульптур, в кирасе генерала и в тогате как обладатель государственной должности или священник государственного культа.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 2008 , с. 99.
- ^ Армстронг 2012 , с. 65, со ссылкой на Торстейна Веблена.
- ^ Stone 2001 , стр. 43, примечание 59, со ссылкой на Марсьяля, 10.74.3, 24.11.11 и 4.66.
- ^ Воут 1996 , стр. 204–220; по всей империи имеются свидетельства того, что старая одежда перерабатывалась, ремонтировалась и передавалась по социальной лестнице от одного владельца к другому, пока не превратилась в лохмотья. Центонарии («работники заплаток») зарабатывали на жизнь шитьем одежды и других предметов из лоскутков переработанной ткани. Стоимость нового, простого плаща с капюшоном, изготовленного из гораздо меньшего количества материала, чем тога, может составлять три пятых годовой минимальной стоимости жизни человека: см. Vout 1996 , стр. 211–212.
- ^ Крум 2010 , с. 53, со ссылкой на Горация , Эпод , 4.8.
- ^ Воут 1996 , с. 209.
- ^ Стоун 2001 , с. 17, цитируется Ювенал, Сатиры , 3.171–172, Боевой, 10.47.5.
- ^ Vout 1996 , стр. 205–208: Описание Contra Goldman римской одежды, включая тогу, как «простой и элегантной, практичной и удобной» в Goldman 2001 , p. 217.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 2008 , с. 96.
- ^ Тойнби 1996 , стр. 43–44.
- ^ О'Салливан 2011 , стр. 19, 51–58.
- ^ Воут 1996 , стр. 205–208.
- ^ Некоторые ученые предполагают, что бюсты представляют собой мраморные изображения восковых фигур : см. Flower 1996, в частности обсуждение бюстов предков Тогатуса Барберини на стр. 5–7.
- ^ Гражданам с ограниченными деньгами или должниками с респектабельным происхождением, возможно, придется искать покровительства у богатых вольноотпущенников, которые причислялись к низшим слоям населения и негражданам.
- ^ Джордж 2008 , с. 101.
- ^ Воут 1996 , с. 216.
- ^ Джордж 2008 , стр. 101, 103–106, рабы считались движимым имуществом и обязаны были своему хозяину абсолютному и безоговорочному подчинению.
- ^ Право голоса гражданина было прямо пропорционально его рангу, статусу и богатству.
- ^ Эдмондсон 2008 , с. 24; Джордж 2008 , стр. 100–102.
- ^ Армстронг 2012 , с. 64: При приветствиях и в любое другое «деловое время» всадники должны были носить золотое кольцо. Наряду с тогой, полосатой туникой и официальной обувью (или кальцеи ) это означало их статус.
- ^ Эдмондсон 2008 , стр. 24, 36–37, цитируется Дион Кассий, 71.35.4 и Светоний, Жизни .
- ^ Чеккарелли 2016 , с. 33.
- ^ Брэдли 2008 , с. 249, со ссылкой на Квинтилиана.
- ^ Дуган 2005 , с. 156, примечание 35, цитируя Wyke (1994): «Римский гражданин мужского пола определялся через его тело: достоинство и авторитет сенатора определялись его походкой, его манерой носить тогу, его ораторскими речами, его жестами».
- ^ Квинтилиан. Институт ораторского искусства , 11.3.131‒149 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдмондсон 2008 , с. 33.
- ^ Воут 1996 , стр. 214–215, цитирует Авла Геллия, 6.123–4.
- ^ Стоун 2001 , с. 16: Некоторые современные источники считают эксигуа республиканским типом, другие интерпретируют его как поэтический.
- ^ Роллер 2012 , стр. 303, «прозрачная» тога, по « Ювенала » Сатире , 2, 65–78. В оскорблениях Ювенала прозрачность ассоциируется с одеждой проституток. Аристократический адвокат по делам о разводе и супружеской измене Кретикус носит «прозрачную» тогу, которая не только не прикрывает его прилично, но показывает его таким, «какой он есть на самом деле», а цинедус - уничижительный термин для пассивного гомосексуалиста.
- ^ Ротфус 2010 , с. 1, со ссылкой на Appian, B. Civ. , 17.2.120.
- ^ Эдмондсон 2008 , стр. 33, со ссылкой на Светония, Августа , 40.5, 44.2 и Кассия Диона , 49.16.1.
- ^ Sebesta 2001 , p. 68.
- ^ Стоун 2001 , с. 39, примечание 9, цитирует Плиния Старшего, Natural History , 8.74.195.
- ^ Радике, Ян (2022). «2 Варрон (VPR 306) – тога: первобытная одежда унисекс?» . Римское женское платье . Берлин: Де Грюйтер. стр. 578–581. дои : 10.1515/9783110711554-049 . ISBN 978-3-11-071155-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Радике, Ян (2022). «6 тога – одежда несвободных проституток» . Римское женское платье . Берлин: Де Грюйтер. стр. 365–374. дои : 10.1515/9783110711554-022 . ISBN 978-3-11-071155-4 .
- ^ Олсон 2008 , с. 151, примечание 18, цитирует рассказ Плиния о конной статуе легендарной героини ранних республиканцев.
- ^ Радике, Ян (2022). «5 претекста – наряд юных римских девушек» . Римское женское платье . Берлин: Де Грюйтер. стр. 355–364. дои : 10.1515/9783110711554-021 . ISBN 978-3-11-071155-4 .
- ^ ван ден Берг 2012 , с. 267.
- ^ Vout 1996 , стр. 205–208, 215, цитируется Сервий, In Aenidem , 1.281 и Nonius, 14.867L; за прежнее ношение тог женщинами, кроме проституток и прелюбодейок. Некоторые современные ученые сомневаются в том, что «прелюбодейка в платье» — это нечто большее, чем просто литературное и социальное оскорбление: см. Dixon 2014 , стр. 298–304.
- ^ Keith 2008 , pp. 197‒198; Sebesta 2001 , p. 53.
- ^ Пханг 2008 , с. 3.
- ^ Стоун 2001 , с. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Олсон 2008 , с. 151, примечание 18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пханг 2008 , стр. 77‒78.
- ^ Пханг 2008 , стр. 12–17, 49–50.
- ^ Пханг 2008 , с. 112.
- ^ Пханг 2008 , с. 266.
- ^ Дуган 2005 , с. » Цицерона 61–65, со ссылкой на «Рекламную площадку («Против пола»).
- ^ Ранков и Хук 1994 , с. 31.
- ^ Палмер 1996 , с. 83.
- ^ Седерлинд 2002 , стр. 370.
- ^ Шиллинг 1992 , с. 78.
- ^ 1 Коринфянам 11:4 ; Эллиотт 2006 , с. 210; Winter 2001 , стр. 121–123 со ссылкой на стандартный источник Gill 1990 , стр. 245–260; Фантэм 2008 , с. 159, со ссылкой на Ричарда Остера.
- ^ Шайд 2003 , с. 80.
- ^ Скаллард 1980 , с. 455: «[...] мантия Габина ( cinctus Gabinus ) в определенных случаях носили римские чиновники как священное облачение».
- ^ Сервий, примечание к Энеиде 7.612; Ларисса Бонфанте , «Ритуальное платье», с. 185, и Фэй Глинистер, «Скрытое и разоблаченное: раскрытие римского влияния в эллинистической Италии», стр. 185. 197, оба в книге «Вотивы, места и ритуалы в этрусской религии: исследования в честь Джин Макинтош Турфа» (Brill, 2009).
- ^ Андерсон, WCF (1890), «Тога» , Словарь греческих и римских древностей , Лондон: Джон Мюррей .
- ^ Сервий, примечание к Энеиде 7.612; см. также Бонфанте 2009 , с. 185 и Глинистер 2009 , с. 197.
- ↑ На самом деле она была женским эквивалентом романтизированного гражданина-фермера: см. Hin 2014 , с. 153 и Шоу 2014 , стр. 195–197.
- ↑ Culham 2014 , стр. 153–154, цитируется Светоний, Жизнь Августа , 73.
- ^ Себеста 2001 , стр. 43, примечание 59, цитирует Марсьяля, 10.74.3, 24.11.11 и 4.66.
- ^ Мейерс 2016 , с. 311.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стоун 2001 , стр. 13–30.
- ^ Метро 2008 , стр. 282–286.
- ^ В современных реконструкциях для достижения эффекта используются накладные панели из ткани, булавки и потайные швы; основная структура оригинала остается неизвестной.
- ^ Стоун 2001 , стр. 24–25, 38.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фейфер 2008 , стр. 189–194.
- ^ Роте 2020 .
- ^ Фарр 2001 , с. 415.
- ^ Ла Фоллет 2001 , с. 58 и сноска 90.
- ^ Уикхэм 2009 , с. 106.
Источники
[ редактировать ]- Армстронг, Дэвид (2012). «3 Juvenalis Eques : голос диссидента из низшего слоя римской элиты». В Браунде, Сюзанна; Осгуд, Джозайя (ред.). Спутник Персия и Ювенала . Оксфорд и Молден: Blackwell Publishing Ltd., стр. 59–78. ISBN 978-1-4051-9965-0 .
- Артемидор (2020). Толкование снов . Перевод Хаммонда, Мартина. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Обер, Жан-Жак (2014) [2004]. «8: Республиканская экономика и римское право: регулирование, продвижение или размышление?». В цветке, Харриет И. (ред.). Кембриджский спутник Римской республики (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 167–186. ISBN 978-1-107-03224-8 .
- Борода, Мэри (2007). Римский триумф . Кембридж и Лондон: Издательство Belknap Press Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-02613-1 .
- Бисфам, Эдвард (2007). От Аскула до Акциума: Муниципализация Италии от социальной войны до Августа . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-923184-3 .
- Бонфанте, Лариса (2009). «Ритуальное платье главы одиннадцатой». У Глебы, Маргарита; Беккер, Хилари (ред.). Вотивы, места и ритуалы в этрусской религии: исследования в честь Джина Макинтоша Турфа . Лейден: Брилл. стр. 183–191.
- Брэдли, Кейт (2008). «12 Выступление на защиту: Апулей на выставке». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 238–256.
- Брэдли, Марк (2011). Цвет и значение в Древнем Риме . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Чекарелли, Летиция (2016). «3 Романизация Этрурии». В Белле, Синклер; Карпино, Александра А. (ред.). Спутник этрусков . Оксфорд и Молден: John Wiley & Sons, Inc., стр. 28–40.
- Клеланд, Лиза (2013). «Одежда, Греция и Рим». В Бэгналле, Роджер С.; Бродерсен, Кай; Чемпион, Крейдж Б.; Эрскин, Эндрю; Хюбнер, Сабина Р. (ред.). Энциклопедия древней истории . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Limited. стр. 1589–1594.
- Крум , Александра (2010). Римская одежда и мода . Хилл, Страуд, Глостершир: издательство Amberley Publishing. ISBN 978-1-84868-977-0 .
- Калхэм, Филлис (2014) [2004]. «6: Женщины в Римской республике». В цветке, Харриет И. (ред.). Кембриджский спутник Римской республики (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 127–148. ISBN 978-1-107-03224-8 .
- Дьюар, Майкл (2008). «11 Вращение Трабеи : консульские одежды и пропаганда в панегириках Клавдиана». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 217–237.
- Диксон, Джессика (2014). «14. Одевание прелюбодейки». В Харлоу, Мэри; Нош, Мария-Луиза (ред.). Греческий и римский текстиль и платье: междисциплинарная антология . Хавертаун, Пенсильвания: Oxbow Books. стр. 298–304. дои : 10.2307/j.ctvh1dh8b . ISBN 9781782977155 . JSTOR j.ctvh1dh8b .
- Долански, Фанни (2008). «2 Тогам мужественного сумере : Достижение совершеннолетия в римском мире». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 47–70.
- Дуган, Джон (2005). Создание нового человека: цицероновское самоформирование в риторических произведениях . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926780-4 .
- Эдмондсон, Джонатан (2008). «1 Общественная одежда и социальный контроль в позднереспубликанском и раннем имперском Риме». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 21–46.
- Эдвардс, Кэтрин (1997). «Невыразимые профессии: публичные выступления и проституция в Древнем Риме». Ин Халлетт, ПиДжей; Скиннер, Б.М. (ред.). Римская сексуальность . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 66–95.
- Эллиотт, Нил (2006) [1994]. Освобождение Павла: справедливость Божья и политика апостола . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-2379-1 .
- Фантэм, Элейн (2008). «7 Покрытие головы в Риме: ритуал и пол». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Том. 46. Торонто: Издательство Университета Торонто. стр. 158–171. дои : 10.3138/9781442689039 . ISBN 9781442689039 . JSTOR 10.3138/9781442689039 .
- Фейфер, Джейн (2008). Римские портреты в контексте . Берлин и Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-018664-2 .
- Флауэр, Харриет И. (1996). Маски предков и аристократическая власть в римской культуре . Оксфорд: Clarendon Press (Издательство Оксфордского университета).
- Джордж, Мишель (2008). «4 «Темная сторона» Тоги». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Том. 46. Торонто: Издательство Университета Торонто. стр. 94–112. дои : 10.3138/9781442689039 . ISBN 9781442689039 . JSTOR 10.3138/9781442689039 .
- Гилл, Дэвид У.Дж. (1990). «Важность римской портретной живописи для головных уборов в 1 Коринфянам 11:2–16» (PDF) . Бюллетень Тиндейла . 41 (2): 245–260. дои : 10.53751/001c.30525 . S2CID 163516649 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2021 г. Проверено 11 декабря 2020 г.
- Глинистер, Фэй (2009). «Глава двенадцатая, завуалированная и раскрытая: раскрытие римского влияния в эллинистической Италии». У Глебы, Маргарита; Беккер, Хилари (ред.). Вотивы, места и ритуалы в этрусской религии: исследования в честь Джина Макинтоша Турфа . Лейден: Брилл. стр. 193–215.
- Гольдман, Бернард (2001). «10 Греко-римское платье в Сиро-Месопотамии». В Себесте Джудит Линн; Бонфанте, Ларисса (ред.). Мир римского костюма . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 163–181.
- Гольдман, Норма (2001a). «13 Реконструкция римской одежды». В Себесте Джудит Линн; Бонфанте, Ларисса (ред.). Мир римского костюма . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 213–240.
- Хескель, Джулия (2001). «7 Цицерон как свидетельство отношения к одежде в поздней республике». В Себесте Джудит Линн; Бонфанте, Ларисса (ред.). Мир римского костюма . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 133–145.
- Хин, Саския (2014) [2004]. «7: Население». В цветке, Харриет И. (ред.). Кембриджский спутник Римской республики (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 149–166. ISBN 978-1-107-03224-8 .
- Кейт, Элисон (2008). «9 портновской элегантности и поэтической утонченности в Сульпицианском корпусе». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Том. 46. Торонто: Издательство Университета Торонто. стр. 192–202. дои : 10.3138/9781442689039 . ISBN 9781442689039 . JSTOR 10.3138/9781442689039 .
- Куртбоджян, Майкл (2008). «3 Двойная идентичность римских портретных статуй: костюмы и их символика в Риме». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 71–93.
- Ла Фоллет, Летиция (2001). «3 Костюм римской невесты». В Себесте Джудит Линн; Бонфанте, Ларисса (ред.). Мир римского костюма . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 54–64. дои : 10.3138/9781442689039 . ISBN 9781442689039 . JSTOR 10.3138/9781442689039 .
- Макгинн, Томас Эй Джей (1998). Проституция, сексуальность и закон в Древнем Риме . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Метро, Ги PR (2008). «Прудери и шик в позднеантичной одежде». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Том. 46. Торонто: Издательство Университета Торонто. стр. 271–294. дои : 10.3138/9781442689039 . ISBN 9781442689039 . JSTOR 10.3138/9781442689039 .
- Мейерс, Гретхен Э. (2016). «21 Танаквил: зачатие и построение этрусской матроны». В Белле, Синклер; Карпино, Александра А. (ред.). Спутник этрусков . Оксфорд и Молден: John Wiley & Sons, Inc., стр. 305–320.
- Олсон, Келли (2008). «6 Появление молодой римской девушки». В Эдмондсоне, Джонатан; Кейт, Элисон (ред.). Римское платье и ткани римской культуры . Том. 46. Торонто: Издательство Университета Торонто. стр. 139–157. дои : 10.3138/9781442689039 . ISBN 9781442689039 . JSTOR 10.3138/9781442689039 .
- О'Салливан, Тимоти М. (2011). Прогулка по римской культуре . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00096-4 .
- Палмер, Роберт Э.А. (1996). «Деконструкция Моммзена на Фестусе 462/464 L, или Опасности интерпретации». В Линдерски, Ежи (ред.). Imperium Sine Fine: Т. Роберт С. Бротон и Римская республика . Штутгарт: Франц Штайнер. стр. 75–102. ISBN 9783515069489 .
- Перуцци, Эмилио (1975). «Τήβεννα». Евфросиния . 7 : 137–143. doi : 10.1484/J.EUPHR.5.127070 .
- Перуцци, Эмилио (1980). Микенцы в раннем Лациуме . Рим: Edizioni dell'Ateneo & Bizzarri.
- Пханг, Сара Элиза (2008). Римская военная служба: идеологии дисциплины в поздней республике и раннем принципате . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88269-9 .
- Фарр, Клайд (2001). Кодекс и новеллы Феодосия и конституции Сирмонда . Юнион, Нью-Джерси: The Lawbook Exchange, Ltd. ISBN 978-1-58477-146-3 .
- Радике, Ян (2022). Римское женское платье , Берлин: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-071155-4
- Ранков, Борис; Крюк, Ричард (1994). Преторианская гвардия . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-855-32361-2 .
- Роллер, Мэтью (2012). «13 Политика и инвектива у Персия и Ювенала». В Браунде, Сюзанна; Осгуд, Джозайя (ред.). Спутник Персия и Ювенала . Оксфорд и Молден: Blackwell Publishing Ltd., стр. 283–311. ISBN 978-1-4051-9965-0 .
- Роте, Урсула (2020). Тога и римская идентичность . Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1-4725-7154-0 .
- Ротфус, Мелисса А. (2010). « Генс Тогата : изменение стилей и изменение идентичности» (PDF) . Американский журнал филологии . 131 (3): 425–452. дои : 10.1353/ajp.2010.0009 . S2CID 55972174 .
- Себеста, Джудит Линн (2001). «2 Символизм в костюме римлянки». В Себесте Джудит Линн; Бонфанте, Ларисса (ред.). Мир римского костюма . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 46–53.
- Шиллинг, Роберт (1992) [1991]. «Римское жертвоприношение». В Боннефуа, Ив; Донигер, Венди (ред.). Римская и европейская мифологии . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. стр. 77–81. ISBN 0-226-06455-7 .
- Шейд, Джон (2003). Введение в римскую религию . Перевод Ллойда, Джанет. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34377-1 .
- Скаллард, Ховард Хейс (1980) [1935]. История римского мира: с 753 по 146 г. до н.э. (Четвертое изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-30504-7 .
- Шоу, Брент Д. (2014) [2004]. «9: Великая трансформация: рабство и свободная республика». В цветке, Харриет И. (ред.). Кембриджский спутник Римской республики (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 187–212. ISBN 978-1-107-03224-8 .
- Седерлинд, Мартин (2002). Поздние этрусские вотивные головы из Тессеннано: производство, распространение, социально-исторический контекст . Рим: «Л'Эрма» Бретшнейдера. ISBN 978-8-882-65186-2 .
- Стоун, Шелли (2001). «1 Тога: от национального к церемониальному костюму». В Себесте Джудит Линн; Бонфанте, Ларисса (ред.). Мир римского костюма . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 13–45.
- Тойнби, JMC (1996) [1971]. Смерть и погребение в римском мире . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 978-0-801-85507-8 .
- ван ден Берг, Кристофер С. (2012). «12 имперских сатиры и риторики». В Браунде, Сюзанна; Осгуд, Джозайя (ред.). Спутник Персия и Ювенала . Оксфорд и Молден: Blackwell Publishing Ltd., стр. 262–282. ISBN 978-1-4051-9965-0 .
- Воут, Кэролайн (1996). «Миф о тоге: понимание истории римской одежды» . Греция и Рим . 43 (2): 204–220. дои : 10.1093/gr/43.2.204 . JSTOR 643096 .
- Уикхэм, Крис (2009). Наследство Рима: История Европы с 400 по 1000 годы . Лондон и Нью-Йорк: Penguin Books. ISBN 978-0-670-02098-0 .
- Зима, Брюс В. (2001). После того, как Павел покинул Коринф: влияние светской этики и социальных изменений . Гранд-Рапидс, Висконсин: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-802-84898-2 .