позор
В Древнем Риме infamia ( in- — «не» и fama — «репутация») означала потерю юридического или социального положения . Как технический термин в римском праве , infamia представляла собой юридическое исключение из определенных защит римского гражданства в качестве юридического наказания , налагаемое цензором или претором . [1] В более общем смысле во времена Республики и Принципата которым бесславие означало ущерб уважению (aestimatio), человек пользовался в обществе; то есть к своей репутации. Человек, пострадавший от позора, назывался infamis (множественное число infames ).
В качестве законного наказания
[ редактировать ]Infamia была формой порицания, более позорной, чем ignominia , которая в техническом смысле являлась результатом цензурной nota censoria , образного клеймения или маркировки гражданина, которое включало отстранение от сената или другое понижение статуса. [2] Игноминия , однако, была непостоянным статусом, который можно было улучшить, например, выплатив долг. Должник, который не мог выполнить свои обязательства, в конечном итоге мог пострадать от позора - штрафа, который законодательство, принятое при Юлии Цезаре, стремилось смягчить с помощью вариантов оплаты. [3]
Помимо банкротства , решение о вопиющей нечестности в отношении договорных отношений и других деловых операций может привести к позорной репутации . Примеры судебных исков, позорная слава наказанием за которые была (называемые actiones famosae или actiones turpes ), как правило, включали предательство доверия, иногда выражавшееся в неуважении к правам собственности других лиц . Успешный иск о краже (фуртум) или захвате движимого имущества с применением силы ( рапина ) может обернуться позором для ответчика. [4] В 66 г. до н. э. преторианский указ разрешил подавать иски против «мошенничества посредством обмана» (dolus) , когда не было другого договорного средства правовой защиты. Долус имел настолько широкое определение, что Цицерон охарактеризовал этот вид судебного процесса как рыболовную экспедицию . [5] Договорное обязательство основывалось на дружбе и не могло предполагать какой-либо оплаты, но можно было подать иск с целью возмещения убытков или ущерба; депозитум представлял собой договорную передачу имущества на хранение тому, кто не должен был его использовать, и можно было предпринять юридические действия, чтобы доказать, что депозитарий не выполнил свои обязательства или отказался вернуть его. Осуждение либо по иску мандата , либо по иску депозити привело к позорной репутации, прежде всего, за нарушение своего слова, помимо материальных или финансовых потерь. [6]
Инюрия (от которой происходит английское слово « травма ») представляла собой широкую категорию противоправных действий, за которые можно было наказать позором , включая телесные повреждения и ущерб имуществу или репутации. [7] а также «оскорбление порядочности» и то, что сейчас назвали бы сексуальным домогательством . [8]
Другими основаниями для позора были позорное увольнение из армии, двоеженство и «недостойное поведение в семейной жизни». [9]
Последствия
[ редактировать ]Infames разделял некоторые статусные условия с рабами : они не могли давать показания в суде и подлежали телесному наказанию. [10] Они не могли подавать иски в суд от своего имени или от имени других лиц, а также не могли баллотироваться на государственные должности. [11]
Позор
[ редактировать ]Бесславие было «неизбежным последствием» для некоторых видов занятости, в том числе для гробовщиков, палачей, [12] проститутки и сутенеры , артисты, такие как актеры и танцоры , и гладиаторы . [13] Коллективная бесславность артистов театра, проституток и гладиаторов возникла из-за того, как они использовали свое тело: выставляя себя на всеобщее обозрение, они отказывались от права на неприкосновенность частной жизни и телесной неприкосновенности, которое определяло гражданина. [14] Бесславие артистов не исключало их общения среди римской элиты, а артисты, которые были «звездами», как мужчинами, так и женщинами, иногда становились любовниками таких громких деятелей, как Марк Антоний и диктатор Сулла .
Возничие могли быть, а могли и не быть позорными ; два юриста поздней имперской эпохи утверждают, что спортивные соревнования были не просто развлечением, но «кажется полезными» как поучительная демонстрация римской силы и добродетели . [15] Низкий статус участников публичных игр в Риме резко контрастирует с легкой атлетикой в Греции, где олимпийские победители пользовались высокими почестями. [16] Пассивный гомосексуалист, которого « разоблачили », может подвергнуться социальной позору в разговорном смысле, не подвергаясь социальному остракизму, и, если он является гражданином, он может сохранить свое законное положение. [17] [18]
Религиозный позор
[ редактировать ]В поздней античности , когда Римская империя перешла под власть христиан, позор использовался для наказания «религиозных девиантов», таких как еретики , отступники и те, кто отказывался отказаться от своих религиозных обычаев и перейти в христианство . [19] В современной Римско-католической церкви существует аналогичная концепция позора .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макгинн, Томас Эй Джей (1998). Проституция, сексуальность и закон в Древнем Риме . Издательство Оксфордского университета. п. 65 и далее.
- ^ Адольф Бергер, sv ignominia и nota censoria , Энциклопедический словарь римского права (Американское филологическое общество, 1953, 1991), стр. 491, 598.
- ^ MW Фредериксен, «Цезарь, Цицерон и проблема долга», Журнал римских исследований 56:1/2 (1966), стр. 134–135.
- ^ Бергер, Энциклопедический словарь римского права , svfurtum , с. 480; ограбление , с. 667; товары, изъятые силой , с. 763.
- ^ Буквально « невод всякого злого умысла» (everriculummalitiarum omnium) : Berger, sv dolus , Энциклопедический словарь римского права , с. 343, цитируется Цицерон, De natura deorum 3.30.74.
- ^ Бергер, Энциклопедический словарь римского права , sv mandatum , стр. 574; Депозит , с. 432.
- ^ Бергер, св. инюрия , Энциклопедический словарь римского права , с. 502.
- ^ Нефеле Папаконстантину и Энн Стивенс, « Раптус и римское право», Clio 52 (2020), стр. 24.
- ^ Бергер, Энциклопедический словарь римского права , sv infamia , с. 500.
- ^ Эдвардс, Кэтрин (1997). Невыразимые профессии. Публичные выступления и проституция в Древнем Риме . Издательство Принстонского университета. п. 73. ИСБН 9780691011783 .
- ^ Бергер, Энциклопедический словарь римского права , sv infamia , с. 500.
- ^ Бонд, Сара (2017). Торговля и табу . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. дои : 10.3998/mpub.9934045 . ISBN 978-0-472-00361-7 .
- ^ Эдвардс, Кэтрин (1997). Невыразимые профессии. Публичные выступления и проституция в Древнем Риме . Издательство Принстонского университета. п. 67. ИСБН 9780691011783 .
- ^ Эдвардс, «Невыразимые профессии», стр. 66–67.
- ^ Белл, Синклер В., «Римские гонки на колесницах: возничие, фракции, зрители», в П. Кристесене и Д. Кайле (редакторы), Wiley-Blackwell Companion to Sport and Spectacle in греческой и римской древности , январь 2014 г., стр. 492–504, со ссылкой на Ульпиан, Дайджест , 3. 2. 4, дои : 10.1002/9781118609965.ch33
- ^ Захра Ньюби, «Греческая легкая атлетика как римское зрелище: мозаики из Остии и Рима», Документы Британской школы в Риме 70 (2002), стр. 177.
- ^ Ричлин, Эми (1993). «Не раньше гомосексуализма: существенность цинедуса и римского закона против любви между мужчинами». Журнал истории сексуальности . Том. 3, нет. 4. стр. 550–551, 555 и далее.
- ^ Эдвардс, Кэтрин (1997). Невыразимые профессии. Публичные выступления и проституция в Древнем Риме . Издательство Принстонского университета. п. 68. ИСБН 9780691011783 .
- ^ Сара Бонд, «Изменение позора: статус, насилие и гражданское исключение в поздней античности», Classical Antiquity 33:1 (2014), стр. 1-30
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Смит, DCL, доктор юридических наук, Уильям (1875 г.). «Инфамия» . Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей. стр. 634–636.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )