Jump to content

О природе богов

(Перенаправлено с De natura deorum )
О природе богов
(О природе богов)
Рукопись XV века, Ватикан.
Автор Цицерон
Язык Классическая латынь
Предмет Римская религия , Древнегреческая религия , проблема зла
Жанр Теология , философия
Дата публикации
45 г. до н.э.
Место публикации Римская республика
292.07
Предшественник Споры Тосканы  
С последующим Гадания  
Исходный текст
О природе богов
(О природе богов)
в латинском Wikisource

De Natura Deorum О природе богов ») — философский диалог римского академического философа -скептика Цицерона, написанный в 45 г. до н. э. Оно изложено в трех книгах, в которых обсуждаются взгляды эллинистических философий эпикурейства стоицизма , богословские и академического скептицизма .

De Natura Deorum принадлежит к группе философских произведений, которые Цицерон написал за два года, предшествовавшие его смерти в 43 г. до н. э. [ 1 ] В начале « De Natura Deorum» он заявляет , что написал их как для облегчения политической бездеятельности, до которой его довело превосходство Юлия Цезаря , так и для отвлечения от горя, вызванного смертью его дочери Туллии . [ 1 ]

Диалог предположительно состоится в Риме, в доме Гая Аврелия Котты . [ 2 ] В диалоге он выступает как понтифик, но не как консул. [ 2 ] Он был назначен понтификом вскоре после 82 г. до н. э. и консулом в 75 г. до н. э., а поскольку Цицерон, присутствующий при диалоге в качестве слушателя, не вернулся из Афин до 77 г. до н. э., его вымышленную дату можно установить между 77 и 75 годами до н. э. э., когда Цицерону было около тридцати лет, а Котте около сорока восьми. [ 2 ]

Книга содержит различные неясности и несоответствия, которые показывают, что Цицерон, вероятно, никогда не пересматривал ее и не публиковал до его смерти. [ 3 ] Что касается содержания, Цицерон в основном заимствовал из более ранних греческих источников. [ 3 ] Однако поспешное расположение Цицероном авторитетов, которые сами писали независимо друг от друга, означает, что в работе отсутствует связность. [ 4 ] а вопросы, поднятые одним оратором, иногда не находят ответа у последующих ораторов. [ 5 ]

Содержание

[ редактировать ]

Диалог в основном рассказан самим Цицероном, хотя он и не принимает активного участия в дискуссии. Гай Веллей представляет эпикурейскую школу, Квинт Луцилий Бальб выступает за стоиков , а Гай Котта Цицерона выступает за собственный академический скептицизм . Первая книга диалога содержит введение Цицерона, аргументы Веллеуса в пользу эпикурейской теологии и критику эпикурейства Коттой. Книга II посвящена объяснению и защите стоического богословия Бальбом. В книге III изложена критика Коттой утверждений Бальбуса. Выводы Цицерона амбивалентны и приглушены: это «стратегия цивилизованной открытости»; [ 6 ] однако он приходит к выводу, что утверждения Бальба, по его мнению, более близки к истине (3.95).

В первой книге Цицерон посещает дом Котты, Великого Понтифика , где находит Котту с Веллеем, сенатором и эпикурейцем, и Бальбом, сторонником стоиков. Сам Котта является академическим скептиком и сообщает Цицерону, что они рассуждали о природе богов. Велей выразил мнение Эпикура по этому поводу. [ 7 ] Веллеуса просят продолжить свои аргументы после повторения того, что он уже сказал. [ 7 ] Дискурс Веллея состоит из трех частей: общая атака на платоническую и стоическую космологию; исторический обзор ранних философов; и изложение эпикурейского богословия. [ 8 ] Веллеус поднимает вопрос о том, насколько трудно предположить, что сотворение Вселенной произошло в определенный период времени, и ставит под сомнение возможный мотив Бога, предпринявшего эту работу. [ 5 ] Исторический раздел (10–15) полон неточностей и искажений, о которых, вероятно, сам Цицерон не знал, поскольку позже Котта похвалил этот отчет. [ 4 ] Однако цель Веллея состоит в том, чтобы показать, что эпикурейская идея Бога как совершенно счастливого, вечного существа, обладающего разумом и имеющего человеческую форму, является единственно обоснованной, а другие различные мнения рассматриваются как доказательство их никчемности. [ 4 ] В оставшейся части книги Котта атакует позиции Веллея относительно формы богов и их освобождения от творения и провидения . [ 9 ]

Во второй книге Бальб излагает позицию стоиков по вопросу о богах. [ 9 ] Он намекает на великолепие мира и распространенность веры, а также на частое появление в истории самих богов. [ 9 ] После обращения к практике гадания Бальб переходит к «четырём причинам» Клеанта относительно того, как идея богов внедряется в сознание людей: (1) предварительное знание будущих событий; (2) огромные преимущества, которые мы получаем от природы; (3) ужас, который поражает разум громом, бурей и тому подобным; (4) а также порядок и регулярность во Вселенной. Бальб далее утверждает, что мир, или сама вселенная, и ее части обладают разумом и мудростью. [ 10 ] Наконец, он обсуждает сотворение мира, провидение богов и отрицает, «что мир, столь прекрасно украшенный, мог образоваться случайно или в результате случайного сближения атомов». [ 10 ] Проблема того, как объяснить наличие страданий и бедствий в мире, управляемом провидением (так называемая « проблема зла »), лишь поспешно затрагивается в конце книги. [ 11 ]

В книге 3 Котта опровергает учение Бальба. [ 12 ] Большая часть этой книги, вероятно, более трети, утеряна. [ 11 ] Котта представляет явления богов как праздные сказки. [ 13 ] В тексте следует пробел, после которого Котта атакует четыре причины Клеанта. [ 13 ] Котта опровергает идеи стоиков о разуме, приписываемом Вселенной и ее частям. [ 14 ] Десять глав (16–25) посвящены непропорционально длинному обсуждению мифологии с непомерно умноженными примерами. [ 15 ] Далее следует еще один серьезный пробел в тексте, в конце которого Котта нападает на доктрину провиденциальной заботы о людях. [ 14 ] [ 15 ] Цицерон заявляет: «На этом разговор закончился, и мы расстались. Веллей счел доводы Котты наиболее правдивыми, но аргументы Бальба показались мне более правдоподобными». [ 14 ]

христианские писатели Тертуллиан , Минуций Феликс , Лактанций , Августин были знакомы С «De Natura Deorum» . [ 16 ]

Эта работа, наряду с De Officiis и De Divinatione , оказала большое влияние на философов 18 века. Дэвид Юм был знаком с этой работой и использовал ее для оформления своих собственных «Диалогов о естественной религии» . [ 17 ] Вольтер описал De Natura Deorum и Тускуланские диспуты как «две самые прекрасные книги, когда-либо созданные мудростью человечества». [ 18 ]

В 1811 году была «открыта» и опубликована четвертая книга неким «П. Серафина в Болонье . [ 19 ] В этой подделке Цицерон утверждает многие моменты, совместимые с христианскими и католическими догмами, и даже приводит доводы в пользу власти, эквивалентной папству. [ 19 ]

Стипендия

[ редактировать ]

Этот текст является важным источником взглядов эпикурейцев, стоиков и академических скептиков на религию и теологию, поскольку он дополняет скудные первичные тексты, которые сохранились по этим темам.

В частности, горячие научные дебаты сосредоточились на обсуждении в этом тексте (1.43–44) того, как можно сказать, что эпикурейские боги «существуют»; Дэвид Седли, например, считает, что эпикурейцы, представленные в этом тексте и других источниках, думают, что «боги — это наша собственная графическая идеализация жизни, к которой мы стремимся». [ 20 ] тогда как Дэвид Констан утверждает, что «эпикурейские боги реальны в том смысле, что они существуют как атомарные соединения и обладают свойствами, которые относятся к понятию или пролепсису, которое люди имеют о них». [ 21 ]

Котировки

[ редактировать ]
  • Фактически нет ни одного предмета, по которому существовало бы столько разногласий не только среди необразованных, но и среди образованных людей; и высказанные взгляды настолько разнообразны и настолько противоречивы, что, хотя возможная альтернатива заключается в том, что ни одна из них не является истинной, совершенно невозможно, чтобы таковыми были более чем одна. ( Ибо нет такого предмета, по которому бы так расходились во мнениях не только необразованные, но и ученые; поскольку мнения их так различны и так расходятся друг с другом, то, конечно, возможно существование одного, что ни одно из них существует, другое, конечно, невозможно, так что истинно более одной истины ) (1:2)
  • Мы, напротив, ставим блаженство жизни в зависимость от невозмутимости ума и освобождения от всех обязанностей. (Мы думаем, что счастливая жизнь состоит в спокойствии ума). ( Nos autem beatam vitam in animi securitate et in omnium Vacatione munerum ponimus ) (I, 53)
  • Ибо время разрушает фикции заблуждений и мнений, в то же время оно подтверждает определения природы и истины. ( Opinionis enim commenta delet dies, naturae iudicia Confirmat ) (II, 2)
  • [Из этого не следует], потому что не все больные выздоравливают, медицина — никчёмная наука.
  • Вещи, совершенные природой, лучше, чем совершенные искусством. ( То, что совершено природой, лучше того, что совершено искусством ) (II, 87)
  • Точно так же, как лучше вообще не употреблять вина при лечении больных , потому что оно редко бывает полезным и очень часто вредно, чем спешить с очевидным бедствием в надежде на сомнительное выздоровление, так, я склонен думать, было бы для рода человеческого было бы лучше, если бы вообще не было дано того быстрого движения мысли, той остроты и проницательности, которую мы называем разумом, так как она губительна для многих и полезна для очень немногих, чем если бы ее дали так свободно и обильно ( Как вино больным, так как оно редко приносит больным пользу, очень часто приносит вред, то лучше его вообще не употреблять, чем нарваться на открытую погибель с надеждой на сомнительное спасение, так что не знаю, будет ли оно для человечества было бы лучше иметь то быстрое движение мысли, проницательность, умение, которые мы называем разумом, поскольку он губителен ( 3:69)
  • Никогда не существовало великого человека, кроме как по божественному вдохновению . [ 22 ] ( Поэтому ни один великий человек никогда не был без божественного вдохновения ) (II, 167)

Латинский текст

[ редактировать ]

Переводы

[ редактировать ]
  • О природе богов , пер. Фрэнсис Брукс (Лондон: Метуэн, 1896 г.)
  • Де Натура Деорум; Academica , с английским переводом Х. Рэкхема (1933) Классическая библиотека Леба. ISBN   0434992682
  • Проект «Гутенберг : О природе богов содержится в К. Д. Йонге , с примечаниями и некоторыми цитатами на латыни. » дословном переводе трех философских работ Цицерона, сделанном
  • О природе богов - аудиокнига, являющаяся общественным достоянием, в переводе Чарльза Дьюка Йонга (1894 г.)
  1. ^ Jump up to: а б Брукс 1896 , с. 1
  2. ^ Jump up to: а б с Брукс 1896 , с. 4
  3. ^ Jump up to: а б Брукс 1896 , с. 5
  4. ^ Jump up to: а б с Брукс 1896 , с. 7
  5. ^ Jump up to: а б Брукс 1896 , с. 6
  6. ^ Стивен Гринблатт , Поворот: как мир стал современным , 2011: 69 и далее.
  7. ^ Jump up to: а б Данлоп 1827 , с. 244
  8. ^ Рэкхем, Х. Цицерон: О природе богов; Академический Классическая библиотека Леба. п. xvi.
  9. ^ Jump up to: а б с Данлоп 1827 , с. 245
  10. ^ Jump up to: а б Данлоп 1827 , с. 246
  11. ^ Jump up to: а б Брукс 1896 , с. 8
  12. ^ Данлоп 1827 , с. 247
  13. ^ Jump up to: а б Данлоп 1827 , с. 248
  14. ^ Jump up to: а б с Данлоп 1827 , с. 249
  15. ^ Jump up to: а б Брукс 1896 , с. 9
  16. ^ Брукс 1896 , с. 10
  17. ^ Холден, Томас (2010). Призраки ложной божественности: моральный атеизм Юма . Издательство Оксфордского университета. п. 28.
  18. ^ «Два самых прекрасных произведения, которые когда-либо писала только человеческая мудрость» [Вольтер, «Цицерон», Философский словарь (1764); Полное собрание сочинений (Гарнье) 18:181]
  19. ^ Jump up to: а б Фаррер, Джеймс Энсон (1907). Литературные подделки . Longmans, Green & Co., стр. 10–12.
  20. ^ Дэвид Седли , Теологический иннатизм Эпикура. В Фиш и Сондерс, 2011: 29–52.
  21. ^ Дэвид Констан , Эпикур о богах . В Фиш и Сондерс, 2011: 53–71.
  22. ^ Баллоу, Мэтьюрин Мюррей (1871). Сокровищница мысли. Формирование энциклопедии цитат древних и современных авторов . Бостон: JR Osgood and Co., с. 216.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c50b63db406796e56373151d0d156c6__1712568120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/c6/9c50b63db406796e56373151d0d156c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
De Natura Deorum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)