Диалоги о естественной религии


«Диалоги о естественной религии» — философский труд шотландского философа Дэвида Юма , впервые опубликованный в 1779 году. В ходе диалога три философа по имени Демея, Филон и Клеант обсуждают природу существования Бога . Отсылают ли эти имена к конкретным философам, древним или нет, остается предметом научных споров. Хотя все трое согласны с тем, что бог существует, они резко расходятся во мнениях о природе или атрибутах Бога, а также о том, как и может ли человечество прийти к познанию божества.
В «Диалогах » персонажи Юма обсуждают ряд аргументов в пользу существования Бога , а также аргументов, сторонники которых верят, что с помощью них мы можем познать природу Бога. Такие обсуждаемые темы включают аргумент о дизайне (для которого Юм использует дом в качестве аналогии) и о том, есть ли в мире больше страдания или добра ( аргумент от зла ). [1]
Юм начал писать «Диалоги» в 1750 году, но завершил их только в 1776 году, незадолго до своей смерти. Они частично основаны на Цицерона « De Natura Deorum» . « Диалоги » были опубликованы посмертно в 1779 году, первоначально без имени автора и имени издателя. [2]
В книге «Слепой часовщик» (1986) биолог-эволюционист Ричард Докинз обсудил свой выбор названия своей книги в честь известного утверждения теолога Уильяма Пейли о телеологическом аргументе, аналогии часовщика , и отметил, что критика Юмом аргумента о замысле как объяснения Дизайн в природе был первоначальной критикой, на которую в конечном итоге ответил Чарльз Дарвин в книге «Происхождение видов» (1859). [3] Во второй части «Диалогов» (1779) персонаж Филон отмечает, что животных воспроизводство , по-видимому, больше отвечает за сложность и порядок тел животных, чем за разумный замысел , заявляя:
Но если бы мы были когда-либо настолько уверены, что мысль и разум, подобные человеческому , можно найти во всей вселенной, и если бы ее деятельность в другом месте была бы гораздо большей и более могущественной, чем она кажется на этом земном шаре; однако я не могу понять, почему действия мира, созданного, устроенного и приспособленного, могут с каким-либо основанием быть распространены на мир, который находится в зачаточном состоянии и движется к такому устройству и устройству. Путем наблюдения мы знаем кое-что о хозяйстве, действии и питании готового животного; но мы должны с большой осторожностью перенести это наблюдение на рост плода в утробе матери и, еще более, на образование животного в пояснице его родителя мужского пола. Природа, как мы обнаруживаем, даже исходя из нашего ограниченного опыта, обладает бесконечным числом пружин и принципов, которые беспрестанно обнаруживают себя при каждом изменении ее положения и положения . [4]
Персонажи [ править ]
- Памфил — юноша, присутствующий во время диалогов. В письме он подробно реконструирует разговор Демеи, Филона и Клеанта для своего друга Гермиппа. Он выступает в роли рассказчика на протяжении всего произведения. В конце «Диалогов», по его мнению, Клеанф предложил самые веские аргументы. Однако это могло быть связано с лояльностью к своему учителю, поскольку, похоже, это не отражает собственные взгляды Юма на эту тему. Если принять во внимание другие статьи Юма о религии, можно отметить, что все они заканчиваются (очевидно) ироническими утверждениями, подтверждающими истинность христианских религиозных взглядов. Хотя ирония может быть менее очевидной в «Диалогах», это предполагает аналогичное прочтение финала этого произведения. [5] Цицерон использовал аналогичный прием в своих «Диалогах».
- Клеанф — «теист-экспериментатор» — «представитель ортодоксального эмпиризма». [6] — который основывает свои убеждения о существовании и природе Бога на версии телеологического аргумента , который использует доказательства замысла Вселенной, чтобы доказать существование Бога и сходство с человеческим разумом.
- Филон , согласно преобладающему мнению среди ученых, является персонажем, который представляет взгляды, наиболее близкие к взглядам Юма. [7] Филон вместе с Демеей критикует взгляды Клеанта на антропоморфизм и телеологию; не заходя так далеко, чтобы отрицать существование Бога, Филон утверждает, что человеческий разум совершенно неадекватен, чтобы делать какие-либо предположения о божественном, будь то посредством априорных рассуждений или наблюдений за природой.
- Демея «защищает космологический аргумент и философский теизм...» [6] Он считает, что существование Бога должно быть доказано посредством априорных рассуждений и что наши убеждения о природе Бога должны основываться на откровении и фидеизме . Демея отвергает « естественную религию » Клеанта как слишком антропоморфную . Демея возражает против отказа Филона и Клеанта от априорных аргументов (оба эмпирики) и считает, что Филон «принимает крайнюю форму скептицизма ». [6]
Ссылки [ править ]
- ^ Уиллис, Андре К. (19 июня 2015 г.). На пути к юмовской истинной религии: подлинный теизм, умеренная надежда и практическая мораль . Пенн Стейт Пресс. п. 107. ИСБН 978-0-271-06578-6 .
- ^ Хьюм, Дэвид (1779). Диалоги о естественной религии (второе изд.). Лондон: Penguin Books, Limited. п. 3 . Проверено 20 июня 2016 г. через Google Книги
- ^ Докинз, Ричард (1996) [1986]. Слепой часовщик: почему доказательства эволюции открывают существование Вселенной без замысла . Нью-Йорк: WW Norton & Company . стр. 7–11. ISBN 978-0393351491 .
- ^ Хьюм, Дэвид (2006) [1779]. Диалоги о естественной религии . Минеола, Нью-Йорк : Dover Publications . п. 19. ISBN 978-0486451114 .
- ^ См. «Разумное спокойствие» Бернда Графрата в книге Г. Габриэля, К. Шильдкнехта, «Литературные формы философии». Мецлер, 1990.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Энтони К. Тиселтон, «Краткая энциклопедия философии религии»
- ^ Уильям Крауч, « персонажем является Юм в «Диалогах о естественной религии»? » Каким Архивировано из оригинала 5 декабря 2007 года . Проверено 26 декабря 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Внешние ссылки [ править ]


- Диалоги о естественной религии в проекте «Гутенберг»
«Диалоги о естественной религии» Общедоступная аудиокнига на LibriVox