Четыре диссертации
«Четыре диссертации» — сборник из четырех эссе шотландского философа эпохи Просвещения XVIII века Дэвида Юма , впервые опубликованный в 1757 году. [1] Четыре эссе:
- Естественная история религии
- О страстях
- Трагедии
- Об эталоне вкуса
Естественная история религии
[ редактировать ]В этом эссе Юм предлагает новаторский натуралистический взгляд на причины, следствия и историческое развитие религиозных верований. Юм утверждает, что грубый политеизм был самой ранней религией человечества, и видит истоки религии в эмоциях, особенно в надежде, страхе и желании контролировать будущее. Далее он утверждает, что монотеизм возникает в результате конкуренции между религиями, поскольку верующие стремятся отличить свои божества как превосходящие всех соперников, возвеличивая эти божества до тех пор, пока они не обретут все совершенства. Хотя просвещенный монотеизм более рационально оправдан, чем суеверный политеизм, на практике политеизм имеет много преимуществ. В частности, утверждает Юм, монотеистические религии имеют тенденцию быть более нетерпимыми и лицемерными , приводят к большей интеллектуальной нелепости и поощряют социально нежелательные « монашеские добродетели», такие как унижение, унижение и пассивное страдание. [2]
Юм завершает «Естественную историю» на ноте характерного скептицизма:
Все это загадка, загадка, необъяснимая тайна. Сомнение, неуверенность, нерешительность в суждениях кажутся единственным результатом нашего самого тщательного исследования этого предмета. Но такова слабость человеческого разума и такова непреодолимая зараза мнений, что даже это сознательное сомнение едва ли может быть поддержано; разве мы не расширили наш взгляд и, противопоставив один вид суеверий другому, не вызвали у них ссоры; в то время как мы сами, во время их ярости и раздора, счастливо убегаем в спокойные, хотя и темные области философии. [3]
О страстях
[ редактировать ]Юм начинает страсти с банального примера того, что такое Добро и Зло; Добро – это удовольствие, Зло – это боль. Затем он начинает анализировать эмоции как рассуждающую способность человеческого разума. Он утверждает, что эмоции могут не только смешиваться, но и разрушать друг друга. Он также утверждает, что наше воображение и чувства объединяются, чтобы создать впечатление о чем-то/кого-то. Например, вы видите свою оценку на тесте и она хорошая, а затем вы приписываете эту хорошую оценку наличию хорошего учителя и даже, возможно, интересу к классу. Юм пытается исключить религию из наших рассуждений о добре и зле, поскольку в этот момент мы принимаем решения, основываясь на преобладающей страсти. Твоя жена может с тобой развестись, но я уверен, что выигрыш в лотерею заставит тебя забыть об этом. В заключение он говорит, что эта смесь эмоций и чувств порождает надежду и страх, которые порождают религию в древнем обществе.
Трагедии
[ редактировать ]В книге «О трагедии» Юм размышлял, почему нам нравится трагическая драма. Его волновало, почему зрители находят удовольствие в горе и тревоге, изображенных в трагедии. Он решил, что это происходит потому, что зритель осознает, что является свидетелем драматического спектакля. Приятно осознавать, что ужасные события, которые показываются, на самом деле являются вымыслом. [4]
Юм фокусируется на трагедии и ее связи со страстями. До сих пор взгляд Юма на эту взаимосвязь формулировался по-разному, одним из которых является теория конверсии Юма. Согласно этой теории, болезненные страсти превращаются в приятные с помощью стилистических и формально-риторических средств. Эта точка зрения постоянно доказывалась, опровергалась, редактировалась и изменялась как ее сторонниками, так и ее критиками. Однако в большинстве случаев сторонники или критики сходятся во мнении, что трагедия вызывает удовольствие поэтическими или риторическими и стилистическими средствами. [5]
Об эталоне вкуса
[ редактировать ]«Стандарт вкуса» был плодотворным эссе по эстетике , которое является новаторским, поскольку требует от Юма рассмотрения очевидной относительности вкуса, вывод, который, по-видимому, следует из его собственного предположения о том, что «хорошо» или «красота» хорошего произведения искусство идентично положительным человеческим реакциям, которые оно порождает. Сосредоточение эссе на субъекте (зрителе, читателе), а не на объекте (картине, книге) типично для британских «сентименталистов» или теоретиков морального чувства восемнадцатого века. В отличие от французских философов XVIII века, стремившихся к объективному определению красоты, британская школа была склонна искать связи между вкусом и эстетическими суждениями.
Краткое содержание
[ редактировать ]Юм начинает с наблюдения о том, что человеческие вкусы (или эстетические суждения, которые люди делают) очень разнообразны. Однако Юм утверждает, что в человеческой природе существует общий механизм, который порождает и часто даже обеспечивает обоснование таких суждений. Он считает, что это эстетическое чувство очень похоже на моральное чувство , которое он отстаивает в своей книге 3 « Трактата о человеческой природе» (1739–1740) и в «Исследовании о принципах морали» (1751). Более того, он утверждает, что это все еще оставляет место для возможности усовершенствовать свой эстетический вкус (Fieser, 2006, §2).
Юм исходил из того, что огромное разнообразие и разногласия по вопросам вкусов имеют два основных источника — чувства, которые в некоторой степени менялись естественным образом, и критическую способность, которую можно развивать. Каждый человек представляет собой комбинацию этих двух источников, и Юм пытается описать замечательные качества критика, чтобы он мог увеличить свое естественное чувство красоты до надежной способности суждения. Он описывает множество качеств хорошего критика , каждое из которых способствует в конечном итоге надежной и справедливой способности судить.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Физер, Джеймс (2006). « Дэвид Хьюм - очерки, моральные, политические и литературные », Интернет-энциклопедия философии , Дж. Физер и Б. Дауден (ред.).
- Грацик, Теодор (2004). « Хьюм о вкусе и искусстве. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine », академическая веб-страница.
- Грацик, Тед (2006). « Эстетика Юма », Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2006 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хьюм, Дэвид (1757). Четыре диссертации (1-е изд.). Лондон: А. Миллар на Стрэнде . Проверено 15 июня 2015 г.
Дэвид Хьюм четыре диссертации.
через Google Книги - ^ Дэвид Хьюм, Естественная история религии . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1956, стр. 52.
- ^ Хьюм, Естественная история , с. 76.
- ^ Шмидт, КМ., Дэвид Хьюм: Причина в истории , Penn State Press, 2010, стр. 325-326.
- ^ Рошани Паян М. (2017) Изучение влияния трагедии на моральные и когнитивные суждения по мнению Дэвида Хьюма, Кимии Хонар; 6 (24): 75-86