Jump to content

Исследование о принципах морали

«Исследование о принципах морали» ( EPM ) – книга шотландского философа-просветителя Дэвида Юма . В ней Юм утверждает (среди прочего), что основы морали лежат в чувствах, а не в разуме.

«Исследование о принципах морали» — это исследование, следующее за «Исследованием о человеческом разумении» ( ЕГУ ). Поэтому его часто называют «вторым расследованием». Первоначально он был опубликован в 1751 году, через три года после первого расследования. [1] Юм впервые обсуждает этику в «Трактате о человеческой природе» (в книге 3 — «О морали»). Позже он извлек и развил идеи, предложенные им в своем втором исследовании. В своем коротком автобиографическом произведении « Моя собственная жизнь » (1776) Юм заявляет, что его второе «Исследование» «из всех моих произведений, исторических, философских или литературных, несравненно лучшее».

Краткое содержание

[ редактировать ]

Подход Юма во втором «Исследовании» в значительной степени является эмпирическим. Вместо того, чтобы начинать свое моральное исследование с вопросов о том, как должна действовать мораль, он претендует на исследование прежде всего того, как мы на самом деле выносим моральные суждения. Как говорит Юм:

Поскольку это вопрос факта, а не абстрактной науки, мы можем ожидать успеха, только следуя экспериментальному методу и выводя общие принципы из сравнения частных примеров. ( ЕПМ , §1, ¶10)

Более того, Юм претендует на натуралистическое объяснение морали, по крайней мере, в той степени, в которой она является чем-то обычным среди человеческого рода. Он пишет:

Вероятно, последнее предложение, в котором характеры и действия объявляются приятными или одиозными, достойными похвалы или порицания... зависит от какого-то внутреннего чувства или чувства, которое природа сделала универсальным для всего вида. ( ЭПМ , §1, ¶8)

Но вопрос о том, претендует ли Юм на создание нормативной этической теории, а не просто описательной теории моральной психологии , является спорным вопросом среди ученых Юма.

Сентиментализм и разум

[ редактировать ]

, основанный на сочувствии, Юм защищает свой моральный сентиментализм утверждая, что, в отличие от морального рационализма , мы никогда не сможем выносить моральные суждения, основываясь только на разуме. Разум имеет дело с фактами и делает из них выводы, но при прочих равных условиях он не может привести нас к выбору одного варианта перед другим; по мнению Юма, только наши чувства могут сделать это. Юм пишет, что:

...мораль определяется чувствами. Он определяет добродетель как любое умственное действие или качество, вызывающее у зрителя приятное чувство одобрения ; и наоборот. ( EPM , Приложение 1, п. 10)

Юм выдвигает сентиментализм в качестве основы этики прежде всего как метаэтическую теорию эпистемологии морали. Сентиментализм Юма родствен моральной эпистемологии интуиционизма (хотя, конечно, и отличается во многих отношениях). Согласно такой теории, эпистемологический доступ к моральным истинам осуществляется в первую очередь не через очевидно опосредованную способность, такую ​​​​как разум. Скорее, эпистемологический доступ более прямой. По мнению Юма, мы познаем моральные истины через наши чувства — наши чувства одобрения и неодобрения.

Аргументы Юма против основания морали на разуме теперь часто включаются в категорию моральных антиреалистических аргументов. Как предполагает философ, вдохновленный Юмом, Джон Маки , чтобы существовали моральные факты о мире, распознаваемые разумом и внутренне мотивирующие, они должны быть очень странными фактами. Однако среди ученых ведутся серьезные споры относительно статуса Юма как реалиста и антиреалиста .

Сочувствие, альтруизм и эгоизм

[ редактировать ]

По мнению Юма, наши чувства, основанные на сочувствии, могут мотивировать нас к достижению некорыстных целей. Для Юма и его коллеги-теоретика сочувствия Адама Смита термин «симпатия» означает гораздо больше, чем просто заботу о страданиях других. Для Юма симпатия — это принцип передачи и разделения чувств, как положительных, так и отрицательных. В этом смысле это сродни тому, что современные психологи и философы называют эмпатией . Развивая этот моральный сентиментализм, основанный на сочувствии, Юм превосходит божественно внедренную теорию морального чувства своего предшественника Фрэнсиса Хатчесона , разрабатывая натуралистическую, морально-психологическую основу морального чувства с точки зрения действия симпатии.

Приведя различные примеры, Юм приходит к выводу, что большинство, хотя и не все, поведения, которое мы одобряем, повышают общественную полезность. Означает ли это, что мы выносим моральные суждения исключительно на основе собственных интересов? В отличие от своего коллеги-эмпирика Томаса Гоббса , Юм утверждает, что на самом деле это не так, отвергая психологический эгоизм — точку зрения, согласно которой все намеренные действия в конечном итоге преследуют корыстные интересы.

Помимо соображений личного интереса, Хьюм утверждает, что нами может тронуть наша симпатия к другим, которая может дать человеку совершенно бескорыстные заботы и мотивации, то, что современные теоретики назвали бы альтруистической заботой.

Этика добродетели

[ редактировать ]

Моральная теория первого порядка , возникшая в результате второго исследования, представляет собой форму этики добродетели . По мнению Юма, вещи, к которым применимы наши моральные чувства — вещи, которые мы одобряем и не одобряем, — не являются конкретными действиями или событиями. Скорее, мы в конечном итоге судим о характере человека — добродетельный он или порочный.

Юм в конечном итоге защищает теорию, согласно которой фундаментальной особенностью добродетелей является «…обладание психическими качествами, «полезными» или «приятными» для «самого человека» или для «других»» ( EPM , §10, ¶ 1). В результате определенные черты характера, которые основные религии того времени обычно считали добродетелями, по теории Юма считались пороками. Такие так называемые «добродетели», как самоотречение и смирение, Юм называет монашескими добродетелями . Довольно яростно он пишет:

Целибат, пост, покаяние, умерщвление плоти, самоотречение, смирение, молчание, уединение и весь ряд монашеских добродетелей; По какой причине они повсеместно отвергаются разумными людьми, как не потому, что они не служат никакой цели; ни улучшить состояние человека в мире, ни сделать его более ценным членом общества; ни дать ему права на развлечения в компании, ни увеличить его способность к самоудовлетворению? Напротив, мы наблюдаем, что они пересекают все эти желательные цели; отупляют разум и ожесточают сердце, затемняют воображение и ожесточают характер. Мы справедливо поэтому переносим их в противоположную колонку и помещаем в каталог пороков... ( ЕПМ , §9, ¶3)

Очевидно, Юм считал, что в то время существовало серьезное недопонимание относительно того, что считать добродетелью и пороком. Например, Юм пытается защитить, вопреки многим религиозным учениям, что определенная степень роскоши, даже гордость, является добродетельной.

Юм делает важные различия в своей классификации добродетелей. Они классифицируются как «искусственные» и «естественные». Ключевое различие между этими классами добродетелей заключается в их происхождении. Искусственные добродетели возникают и зависят от социальных структур, таких как суды и парламенты. К этой категории добродетелей относятся верность, справедливость, целомудрие и законность. Природные добродетели не создаются, а автоматически присутствуют в человеке с рождения. Следующая цитата подчеркивает это:

Эпитеты ОБЩЕСТВЕННЫЙ, ДОБРОХОДНЫЙ, ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ, БЛАГОДАРНЫЙ, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ, ЩЕДРЫЙ, БЛАГОДАРНЫЙ или их эквиваленты известны во всех языках и повсеместно выражают высшие заслуги, которых способна достичь ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА. (EPM, Раздел 2, Часть 1).

Следовательно, второе важное различие между естественными и искусственными добродетелями заключается в том, что первый тип универсален, тогда как второй может варьироваться от общества к обществу. Затем Юм приступает к подробному описанию природы этих добродетелей. Следующая цитата подчеркивает описание Юмом «искусственной» добродетели — верности:

Долгое и беспомощное детство человека требует объединения родителей для пропитания своих детенышей; и это сочетание требует целомудрия или верности брачному ложу. (EPM, Раздел 4)

Следующая цитата подчеркивает происхождение этой добродетели – идея о том, что эта добродетель была «создана», особенно очевидна:

Без такой ПОЛЕЗНОСТИ легко признать, что о такой добродетели никогда бы и не подумали. (EPM, Раздел 4)

Ясно, что добродетель верности была «создана», а потому явно искусственна.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. Хьюм, Дэвид (1751). Исследование о принципах морали (1-е изд.). Лондон: А. Миллар . Проверено 28 июня 2014 г. - через Google Книги. Дэвид Хьюм.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кохон, Рэйчел (2004). «Моральная философия Юма», Стэнфордская энциклопедия философии , Э. Залта (ред.). ( связь )
  • Физер, Джеймс (2006). «Дэвид Хьюм (1711-1776) - Моральная теория», Интернет-энциклопедия философии , Дж. Физер и Б. Х. Дауден (ред.), У. Теннесси / Мартин. ( связь )
  • Хьюм, Дэвид (1776). Моя собственная жизнь . ( связь )
  • Моррис, Уильям Эдвард (2005). «Дэвид Хьюм», Стэнфордская энциклопедия философии , Э. Залта (ред.). ( связь )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3ae8236682823ddbf5334f4d6684216__1713804300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/16/c3ae8236682823ddbf5334f4d6684216.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
An Enquiry Concerning the Principles of Morals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)