Уильям Пейли
Уильям Пейли | |
---|---|
![]() Портрет Джорджа Ромни | |
Рожденный | июль 1743 г. Питерборо , Англия |
Умер | 25 мая 1805 г. Бишопвермаут , Англия | (61 год)
Национальность | Английский |
Альма-матер | Крайстс-Колледж, Кембридж |
Известный | Вклад в моральную философию , политическую философию , этику и философию религии. |
Награды | Приз членов, Кембридж (1765 г.) |
Научная карьера | |
Поля | Естественное богословие |
Учреждения | Гигглсвикская гимназия , Крайстс-колледж, Кембридж , Гигглсвик приход , Карлайлский собор , Линкольнский собор , Даремский собор |
Уильям Пейли (июль 1743 — 25 мая 1805) — английский англиканский священник , христианский апологет , философ и утилитарист . Он наиболее известен своим естественным богословским изложением телеологического аргумента в пользу существования Бога в своей работе «Естественная теология или доказательства существования и атрибутов божества» , в которой использовалась аналогия с часовщиком .
Жизнь [ править ]
Пейли родился в Питерборо , Англия, и получил образование в школе Гигглсвик , в которой его отца тоже звали Уильям. [1] – был директором школы в течение полувека – как и его отец и двоюродный дедушка – в Крайстс-колледже в Кембридже . Он получил высшее образование в 1763 году как старший спорщик , в 1766 году стал научным сотрудником, а в 1768 году стал наставником своего колледжа. [2] Он читал лекции по Сэмюэлю Кларку , Джозефу Батлеру и Джону Локку в своем систематическом курсе по моральной философии , который впоследствии лег в основу его «Принципов моральной и политической философии» ; и о Новом Завете, его собственная копия находится в Британской библиотеке . Споры о подписке [ нужны разъяснения ] тогда агитировал в университете, и Пейли выступил с анонимной защитой брошюры, в которой магистр Питерхауса и епископ Карлайла Эдмунд Лоу выступал за сокращение и упрощение Тридцати девяти статей ; он, однако, не подписал петицию (названную петицией «Таверна Перьев», по месту, где она была согласована) об смягчении условий подписки на «Статьи». [3] Он также был решительным сторонником американских колоний во время революционной войны, отчасти потому, что считал, что это приведет к уничтожению рабства. Он изучал философию. [4]
В 1776 году Пейли был представлен приходскому священнику Масгрейва в Уэстморленде , который вскоре был обменян на Эпплби. [5] Впоследствии он был назначен викарием Далстона в 1780 году недалеко от епископского дворца в замке Роуз . В 1782 году он стал архидиаконом Карлайла . Пейли был близок с семьей Ло на протяжении всей своей жизни, а епископ и его сын Джон Лоу (который позже стал ирландским епископом) сыграли важную роль в течение десяти лет после того, как он покинул Кембридж, заставляя его опубликовать исправленные лекции и ведя переговоры с издателем. . В 1782 году Эдмунд Лоу, в остальном самый мягкий из людей, был особенно настойчив в том, чтобы Пейли добавил книгу по политической философии к моральной философии, которую Пейли не хотел писать. Книга была опубликована в 1785 году под названием « Принципы моральной и политической философии» стала частью экзаменов в Кембриджском университете и в следующем году . При жизни автора оно выдержало пятнадцать изданий. Пейли энергично поддерживал отмену работорговли . [5] и его нападки на рабство в книге сыграли важную роль в привлечении большего внимания общественности к этой практике. В 1789 году была опубликована речь, которую он произнес на эту тему в Карлайле. [6]
За «Принципами » последовало в 1790 году его первое эссе в области христианской апологетики, Horae Paulinae, или «Истина Священного Писания. История святого Павла» , в котором Послания Павла сравнивались с Деяниями апостолов, используя « непреднамеренные совпадения », чтобы аргументировать это. что эти документы взаимно подтверждают подлинность друг друга. Некоторые говорят, что эта книга была самой оригинальной из работ Пейли. [5] За ним в 1794 году последовал знаменитый « Взгляд на свидетельства христианства» , который также был добавлен к экзаменам в Кембридже и оставался в программе до 1920-х годов. [7]
За его заслуги в защите веры и публикацию «Свидетельств » лондонский епископ предоставил ему палатку в соборе Святого Павла ; Епископ Линкольна назначил его настоятелем этого собора, а епископ Дарема даровал ему пост приходского священника в Бишопвермауте . [5] В течение оставшейся части жизни Пейли его время было разделено между Бишопвермаутом и Линкольном, в течение которого он написал « Естественную теологию: или Доказательства существования и атрибутов божества », несмотря на его все более изнурительную болезнь. [8] Он умер 25 мая 1805 года и похоронен в Карлайлском соборе вместе со своими двумя женами. [9]
Среди его внуков были: ученый-классик Фредерик Апторп Пейли (1815–1888) и его брат, архитектор Эдвард Грэм Пейли (1823–1895), сыновья преподобного Эдмунда Пейли (1782–1850).
Мысль [ править ]
Пейли» «Принципы моральной и политической философии были одним из самых влиятельных философских текстов в Британии позднего Просвещения. Его цитировали в нескольких парламентских дебатах по поводу законов о кукурузе в Великобритании и в дебатах в Конгрессе США. Книга оставалась стандартным учебником в Кембридже даже в викторианскую эпоху. Чарльзу Дарвину , студенту богословия, пришлось прочитать ее, когда он учился на бакалавриате в Крайстс-колледже, но больше всего Дарвина впечатлила «Естественная теология» Пейли , хотя это не было стандартным учебником для студентов. Портреты Пейли и Дарвина по сей день смотрят друг на друга в Крайстс-колледже. [10]

Пейли также помнят за его вклад в философию религии , утилитарную этику и христианскую апологетику . В 1802 году, ближе к концу своей жизни, он опубликовал «Естественную теологию»; или «Свидетельства существования и атрибутов божества» , его последняя книга. Как он заявляет в предисловии, он рассматривал эту книгу как преамбулу к другим своим философским и теологическим книгам; Фактически, он предлагает сначала прочитать «Естественную теологию» , чтобы выработать систематическое понимание его аргументов. Основная идея его аргументации заключалась в том, что Божий замысел всего творения можно увидеть в общем счастье или благополучии, которое было очевидно в физическом и социальном порядке вещей. Такая книга вписывалась в широкую традицию работ по естественной теологии, написанных в эпоху Просвещения; и это объясняет, почему Пейли основывал большую часть своих мыслей на Джоне Рэе (1691 г.), Уильяме Дерэме (1711 г.) и Бернарде Ньювентите (1750 г.). [11]
Аргументация Пейли построена главным образом на анатомии и естествознании. «Со своей стороны, — говорит он, — я занимаю свою позицию в области анатомии человека»; в другом месте он настаивает на «необходимости в каждом конкретном случае разумного проектирующего разума для создания и определения форм, которые несут организованные тела». [5] В своих аргументах Пейли использовал широкий спектр метафор и аналогий. [12] Пожалуй, самой известной является его аналогия между часами и миром. Историки, философы и богословы часто называют это аналогией с часовщиком . Опираясь на эту механическую аналогию, Пейли приводит примеры из планетарной астрономии и утверждает, что регулярные движения Солнечной системы напоминают работу гигантских часов. В поддержку своих взглядов он цитирует работы своего старого друга Джона Лоу и королевского астронома Дублина Джона Бринкли . [13]
Зародыш этой идеи можно найти у древних писателей, которые использовали солнечные часы и эпициклы Птолемея, чтобы проиллюстрировать божественный порядок мира. Подобные примеры можно увидеть в работах античного философа Цицерона , особенно в его De natura deorum , ii. 87 и 97. [14] Аналогия с часами широко использовалась в эпоху Просвещения как деистами , так и христианами. Таким образом, использование Пейли часов (и других подобных им механических предметов) продолжило долгую и плодотворную традицию рассуждений по аналогии, которая была хорошо принята теми, кто читал « Естественную теологию», когда она была опубликована в 1802 году. В «Эдинбургском обозрении », например, говорилось: Будучи собранием поразительных фактов и веских аргументов в пользу существования мудрого и милосердного Творца, эта публикация, безусловно, имеет право на очень благосклонный прием... Главное достоинство доктора Пейли состоит в разумном распределении его сил и умении и уверенность, с которой он распространил свою армию на каждую точку, которой атеизм угрожал». [15]
Наследие [ править ]

Поскольку Пейли часто читают на университетских курсах, посвященных философии религии, время его аргументации о замысле иногда озадачивает современных философов. Ранее в этом столетии Дэвид Юм выступал против представлений о замысле, приводя противоположные примеры, основанные на чудовищности, несовершенных формах свидетельств и вероятности (см. аналогию с часовщиком ). Аргументы Юма, однако, не были широко приняты большинством читающей публики, и они попали в прессу как «мертворожденные» (по собственной оценке Юма). [16] Несмотря на непопулярность Юма, опубликованные работы Пейли и его рукописные письма показывают, что он напрямую сотрудничал с Юмом, начиная со студенческих лет и до своих последних работ. Работы Пейли имели большее влияние, чем работы Юма, с 1800-х по 1840-е годы. Аргументы Юма были приняты читающей публикой лишь постепенно, и его философские работы продавались плохо, пока такие агностики, как Томас Хаксли, не стали отстаивать философию Юма в конце 19 века.
Научные нормы сильно изменились со времен Пейли и склонны не уделять должного внимания его аргументам и способам рассуждения. Но его стиль ясен, и он был готов прозрачно представить доказательства против своего дела. Аргумент замысла также применялся в других областях научных и философских исследований, особенно в отношении тонкой антропной космологической настройки. [17] [18] точная настройка для обнаружения [19] и происхождение жизни. [20] Его тема занимала центральное место в викторианских тревогах, что могло быть одной из причин, по которой «Естественная теология» , что сделало его книгу бестселлером на протяжении большей части XIX века, даже после публикации « Происхождения видов» Дарвина в 1859 году. продолжала привлекать читающую публику Теология и доказательства христианства понравились викторианским евангелистам , хотя и не столько приверженцам Оксфордского движения – и оба нашли его утилитаризм нежелательным. [21] Взгляды Пейли оказали влияние (как положительное, так и отрицательное) на богословов, философов и ученых тогда и позже.
В дополнение к «Моральной и политической философии» и « Свидетельствам » Чарльз Дарвин в студенческие годы читал «Естественную теологию» , а позже заявил в своей автобиографии, что изначально этот аргумент его убедил. Его взгляды со временем изменились. К 1820-м и 1830-м годам известные либералы, такие как Томас Уокли и другие радикальные редакторы журнала «Ланцет», использовали примеры старения Пейли, чтобы атаковать контроль истеблишмента над медицинским и научным образованием в Дареме, Лондоне, Оксфорде и Кембридже. Это также вдохновило графа Бриджуотера поручить « Бриджуотерским трактатам» и Обществу содействия христианскому знанию выпустить дешевые переиздания для растущего среднего класса. Но в то время как естественная теология Пейли была разобрана или перестроена такими интеллектуалами, как Уокли или авторы Бриджуотера, ядро аргументации сохраняло постоянную популярность среди читающей публики и служило основой многих катехизисов и учебников, которые использовались в Британии и ее колониях вплоть до мировой войны. Вторая война, когда, как утверждает Мэтью Дэниел Эдди , экзистенциальное болото Первой мировой войны подорвало моральную телеологию, которая лежала в основе естественного богословия со времен Просвещения. [22]
Сегодня имя Пейли вызывает как почтение, так и отвращение, и его работы соответствующим образом цитируются авторами, стремящимися сформулировать свои собственные взгляды на дизайн. Даже Ричард Докинз , противник аргумента о дизайне назвал себя неопалейцем , в «Слепом часовщике» . Сегодня, как и в свое время (хотя и по другим причинам), Пейли является противоречивой фигурой, громоотводом для обеих сторон в современном споре между креационизмом и эволюционной биологией. Его сочинения отражают мысли своего времени, но, как заметил Докинз, у него был сильный и логичный подход к доказательствам, будь то человеческие или естественные. Возможно, это объясняет, почему оксфордский теоретик конституционного права А. В. Дайси заставлял своих учеников читать « Свидетельства», чтобы научить их юридическим рассуждениям. Именно по этим причинам сочинения Пейли, включая «Естественную теологию» , представляют собой выдающийся труд в каноне западной мысли.
Работает [ править ]
- Принципы моральной и политической философии , 1785 г.
- Horae Paulinae, или Истина Священного Писания История святого Павла , 1790 г.
- Взгляд на свидетельства христианства , 1794 г.
- Пейли, Уильям (1809), Естественное богословие: или Свидетельства существования и атрибутов Божества (12-е изд.), Лондон: Дж. Фолдер
См. также [ править ]
- Список предшественников аболиционистов
- Лэнгклифф
- Школа Гигглсвик
- Фредерик Апторп Пейли (1815–1888)
- Эдвард Грэм Пейли (1823–1895)
- Генри Андерсон Пейли (1859–1946)
- Шарп, Пейли и Остин
- Александр Джордж Виктор Пейли (сэр Виктор Пейли, KBE, CB, DSO, DL) (1903–1976) [ происхождение от дяди Джорджа (1708–1765) ]
- Bowling Iron Works [ происхождение от дяди Джорджа (1708–1765) ]
- Эмптон-холл [ происхождение от дяди Джорджа (1708–1765) ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Лэнгклифф: Уильям Пейли | Салемская часовня, Мартин Топ» .
- ^ «Пейли, Уильям (PLY758W)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 628–629.
- ^ Кримминс, Джеймс Э. (2004). «Уильям Пейли (1743–1805)». Оксфордский национальный биографический словарь .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Чисхолм 1911 , с. 629.
- ^ Пейли, Эдмунд (1825). Работы Уильяма Пейли, Том 1 . Лондон.
- ^ Пейли, Уильям (1790). Horae Paulinae, или Истина Священного Писания История святого Павла . Лондон.
- ^ Стивен, Лесли (1895). Словарь национальной биографии . Нью-Йорк: Макмиллан. п. Пейли вход.
- ^ Эли, К. Кинг (2006). «Соборы Белла: Кафедральный собор Карлайла» . Проект Гутенберг . Проверено 14 апреля 2014 г.
- ^ Уайхе, Джон ван (27 мая 2014 г.). Чарльз Дарвин в Кембридже: самые радостные годы . Всемирная научная. п. 120. ИСБН 9789814583992 .
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел и Дэвид М. Найт (2006). «Введение» в книге Уильяма Пейли «Естественная теология» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2004). «Наука и риторика естественного богословия Пейли». Литература и теология . 18 : 1–22. дои : 10.1093/litthe/18.1.1 .
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2008). Естественная теология . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. Приложение, запись о Бринкли.
- ^ Халлам, Генри (1847). Введение в литературу Европы, Том II . Лондон: Мюррей. п. 385.
- ^ «Естественная теология: или Доказательства существования и атрибутов Божества» . Эдинбургское обозрение (II): 304. Январь 1803 г. Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Физер, Джеймс, изд. (2005). Ранние ответы на жизнь и репутацию Юма, тома 1 и 2 . Континуум.
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «Правда ли [это]? Тонкая настройка Вселенной - Робин Коллинз из Pepperdine» . Ютуб .
- ^ «Бэйлор ISR-Робин Коллинз: Конференция Плантинга (7 ноября 2014 г.)» . Ютуб .
- ^ «Информационная загадка: откуда берется информация?» . Ютуб .
- ^ Файф, Эйлин (2002). «Издательство и классика: естественное богословие Пейли и научный канон девятнадцатого века» (PDF) . Исследования по истории и философии науки . 33 (4): 729–751. Бибкод : 2002SHPSA..33..729F . дои : 10.1016/s0039-3681(02)00032-8 . hdl : 10379/9192 .
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2013). «Естественная теология девятнадцатого века» . Оксфордский справочник по естественному богословию : 101–117.
Источники [ править ]
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Пейли, Уильям ». Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 628–629. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Файф, А. «Издательство и классика: естественное богословие Пейли и научный канон девятнадцатого века», Исследования по истории и философии науки , 33 (2002), 729–751.
- Гаскойн, Дж., «Взлет и падение британской ньютоновской естественной теологии», Science in Context , 2 (1988), 219–256.
- Гиллеспи, Северная Каролина «Божественный замысел и промышленная революция». Неудачная реформа естественного богословия Уильяма Пейли», Isis, 81 (1990), 214–229.
- Филипп, В. «Физикотеология в эпоху Просвещения: внешний вид и история», «Исследования о Вольтере и восемнадцатом веке» , 57 (1967), 1233–1267.
- Топхэм, Дж. Р. «Наука, естественная теология и евангелизм в начале девятнадцатого века: Томас Чалмерс и споры о доказательствах», в Д. Н. Ливингстон, Д. Г. Харт и М. А. Нолл, Евангелисты и наука в исторической перспективе (Оксфорд: 1999), 142–174. .
- Топхэм, младший «За пределами «общего контекста»: создание и чтение трактатов Бриджуотера», Isis , 89 (1998), 233–262.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Браун, Колин. Чудеса и критический разум , Патерностер, Эксетер и Уильям Б. Эрдманс, Гранд-Рапидс, 1984.
- Брук, Джон Х. Наука и религия: некоторые исторические перспективы , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1991.
- Кларк, М.Л., Пейли: доказательства для человека , University of Toronto Press, Торонто, 1974.
- Доддс, Г.Л. Пейли, Уэрсайд и естественная теология , Сандерленд, 2003.
- Гилсон, Э., От Аристотеля к Дарвину и обратно: путешествие по конечной причинности, видам и эволюции , Джон Лайон (транс), Notre Dame University Press, Лондон, 1984.
- Найт, Дэвид. Наука и духовность: нестабильная связь , Рутледж, Лондон, 2004 г.
- ЛеМахье, Д.Л. Разум Уильяма Пейли , Линкольн, Небраска, 1976.
- Макаду, HR , Дух англиканства: обзор англиканского богословского метода в семнадцатом веке , Лондон, 1965.
- МакГрат , А.Е., Научная теология: Том I, Природа , Континуум, Эдинбург, 2001.
- Мидли, GW «Мемуары Уильяма Пейли, к которым добавлено приложение» , Лондон, 1809 г.
- Осповат, Д. Развитие теории Дарвина: естественная история, естественная теология и естественный отбор, 1838–1859 , Cambridge University Press, Кембридж, 1995.
- Пеликан, Дж. Христианство и классическая культура: метаморфоза естественного богословия в христианской встрече с эллинизмом , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1993.
- Портер, Р. «Творение и доверие», в книге Барри Барнса и Стивена Шапина (редакторы), « Естественный порядок: исторические исследования научной культуры» , Sage Press, Беверли-Хиллз, 1979.
- Рэйвен, К. Естественная религия и христианское богословие , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1953.
- Ричардс, Р. Дж. Романтическая концепция жизни: наука и философия в эпоху Гете , Издательство Чикагского университета, Чикаго, 2002.
- Роуз, Дж. Интеллектуальная жизнь британского рабочего класса , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 2002.
- Розен, Фредерик, Классический утилитаризм от Юма до Милля , Исследования Рутледжа в области этики и теории морали, 2003. ISBN 0-415-22094-7
- Руссо, Г.С. и Рой Портер (редакторы), Фермент знаний - исследования по историографии науки восемнадцатого века , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1980.
- Сент-Клер, В. Читающая нация в период романтизма , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2004.
- Винер, Дж. Роль провидения в общественном порядке , Американское философское общество, Филадельфия, 1972.
- Фон Сюдов, М. «Чарльз Дарвин: христианин, подрывающий христианство?», Дэвид М. Найт и Мэтью Д. Эдди, « Наука и убеждения: от естественной философии к естественным наукам» , Эшгейт, Олдершот, 2005 г.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Уильямом Пейли, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Уильямом Пейли , в Wikiquote
Работы Уильяма Пейли или о нем в Wikisource
- Работы Уильяма Пейли в Project Gutenberg
- Работы Уильяма Пейли или о нем в Internet Archive
- Работы Уильяма Пейли в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Беркли: Пейли
- 1743 рождения
- 1805 смертей
- Христианские апологеты
- Британские христианские креационисты
- Британские критики атеизма
- Люди, получившие образование в школе Гигглсвик
- Англиканские священники XVIII века
- Архидиаконы Карлайла
- Английские политические философы
- Выпускники Крайстс-колледжа в Кембридже
- Члены Крайстс-колледжа, Кембридж
- Консеквенциалисты
- Утилитаристы
- Люди из Питерборо
- Старшие спорщики
- Философы религии
- Англиканские богословы XVIII века
- Англиканские богословы XIX века