Сэмюэл Кларк

Сэмюэл Кларк (11 октября 1675 — 17 мая 1729) — английский философ и англиканский священнослужитель . Он считается главной британской фигурой в философии между Джоном Локком и Джорджем Беркли . [1] Кларка Измененная, нетринитарная редакция Книги 1662 года общих молитв продолжает влиять на богослужение среди современных унитаристов .
Ранняя жизнь и учеба
[ редактировать ]Кларк родился в Норидже , в семье Эдварда Кларка , олдермена Норвича и члена парламента, и брата Джона Кларка . [2] Он получил образование в Норвичской школе и колледже Гонвилл и Кайус в Кембридже . [3] [4] Его наставником в Кая был Джон Эллис , личный друг Исаака Ньютона , но который по натуральной философии преподавал в русле картезианства , господствовавшего в университете. [5]
Кларк, однако, принял новую физическую систему Ньютона; он использовал аннотированный перевод работы по физике в картезианской традиции, чтобы прокомментировать превосходство ньютоновской системы. [6] Этот учебник был опубликован в 1697 году, и в том же году Кларк познакомился с ньютоновцем Уильямом Уистоном . [7] Это была случайная встреча в Норидже, но Уистон тогда был капелланом Джона Мура , епископа Нориджа . Приняв священный сан , Кларк стал капелланом Мура вместо Уистона и был представлен Муром приходскому священнику Дрейтона, Норфолк . [8]
В 1706 году, благодаря влиянию Мура, Кларк получил приходской приход в пристани Святого Бенета Павла в Лондоне. Вскоре после этого королева Анна назначила его одним из своих рядовых капелланов , а в 1709 году представила его настоятелем церкви Святого Джеймса в Вестминстере . [9] Его церковь привела Кларка к личному контакту с Ньютоном. [6]
Лекции Бойля (1704 г.)
[ редактировать ]Кларк два года преподавал Бойля и написал две книги. Богословы-ньютоновцы использовали лекции Бойля для нападок на оппонентов ( , Томаса Гоббса и Баруха Спинозу , деистов и вольнодумцев в частности ). Лекции Кларка определили повестку дня дальнейших дебатов. [10] В 1704 году он имел дело с Существом и Атрибутами Бога , примером физико-теологической системы ; [11] а в 1705 году — «Свидетельства естественной и богооткровенной религии» . Эти книги позже были опубликованы вместе. [12]
Репутация Кларка во многом основывалась на его усилиях продемонстрировать существование Бога и его теории об основах праведности . Первое не является чисто априорным аргументом и не было представлено как таковое. Разумность, например, самосуществования и первопричины всех вещей, говорит он, «нелегко доказать априорно », но «очевидно доказывается апостериорно на основании разнообразия и степеней совершенства вещей, а также порядка вещей». причины и следствия, от разума, которым, по общему признанию, наделены сотворенные существа, а также от красоты, порядка и конечной цели вещей». [9] В аргументации поддерживаются следующие тезисы: [9]
- Это что-то существовало из вечности
- что от вечности существовало какое-то одно неизменное и независимое существо
- что то неизменное и независимое существо, существующее от вечности, без какой-либо внешней причины своего существования, должно быть самосуществующим, то есть необходимо существующим
- какова субстанция или сущность этого существа, которое существует само по себе или необходимо существует, мы понятия не имеем, и для нас вообще невозможно постичь его
- что хотя субстанция или сущность самосуществующего существа сама по себе абсолютно непостижима для нас, тем не менее, многие существенные атрибуты его природы строго доказуемы, так же как и его существование, и, во-первых, что оно должно быть необходимо вечный
- что самосуществующее существо по необходимости должно быть бесконечным и вездесущим
- должен быть только один
- должно быть разумное существо
- должен быть не необходимым агентом, а существом, наделенным свободой и выбором
- обязательно должен иметь бесконечную власть
- должен быть бесконечно мудрым и
- необходимо быть существом бесконечной доброты, справедливости, истины и всех других моральных совершенств, например, стать верховным правителем и судьей мира.
Чтобы обосновать свой шестой тезис, Кларк утверждал, что время и пространство, вечность и необъятность — это не субстанции, а атрибуты: атрибуты самосуществующего существа. [9]
Работа Кларка о существовании Бога положила начало британским дебатам, продолжавшимся до середины века. [13] Эдмунд Лоу и другие писатели представляли Кларка как аргумента от существования времени и пространства к существованию Божества. [9] На Ло повлияла работа Сэмюэля Коллибера 1718 года , которая изменила подход Кларка. [13]
Переписка с Энтони Коллинзом
[ редактировать ]Публичная переписка Сэмюэля Кларка с английским вольнодумцем Энтони Коллинзом в 1707 и 1708 годах представляла собой дискуссию о природе сознания . Основным предметом переписки была возможность материалистической теории сознания. Коллинз защищал материалистическую позицию, согласно которой сознание является возникающим свойством мозга, в то время как Кларк выступал против такой точки зрения и утверждал, что разум и сознание должны отличаться от материи. В переписке также задавались вопросы о происхождении сознания, личности, свободы воли и детерминизма. [14]
Дебаты возникли из-за спора 1706 года о бессмертии души . Кларк опубликовал опровержение взглядов Генри Додуэлла , и это привлекло внимание Коллинза, который написал письмо г-ну Додвеллу в свою защиту. [15] К шестому изданию (1731 г.) собственное письмо Кларка мистеру Додуэллу от 1706 г. выросло до 475 страниц, включая ответы Коллинза. [16] Главный аргумент Кларка против Додуэлла заключался в том, что душа, будучи нематериальной, должна быть бессмертной. Джон Норрис рассуждал иначе, хотя и на стороне Кларка, используя, в частности, идеи Мальбранша . [17] Коллинз бросил вызов Кларку на основании его субстанциального дуализма . [18]
Нетринитаризм
[ редактировать ]Священное учение о Троице (1712 г.)
[ редактировать ]Кларк изучал Священные Писания на языках оригинала и первобытных христианских писателей. он получил степень доктора богословия . В 1710 году [4] защищая в качестве своего тезиса два положения: ни одно учение христианской веры, изложенное в Священном Писании, не противоречит правильному разуму.], и Без человеческих действий не может быть свободы, она не может быть религией [Без свободы человеческих действий существует не может быть никакой религии.]. [8] Формальный диспут надолго запомнился виртуозностью Кларка; но у председательствующего Королевского профессора Генри Джеймса сложилось отчетливое впечатление, что взгляды Кларка на Троицу были неортодоксальными. [5] Кларк должен был поклясться соблюдать 39 статей ; и его попытка самооправдания, изложив свои взгляды в форме книги, не сразу увенчалась успехом. [19]
В 1712 году Кларк опубликовал свой трактат «Учение Священного Писания о Троице» . [20] Он разделен на три части. Первый содержит собрание и толкование текстов Нового Завета, касающихся учения о Троице ; во втором доктрина изложена и объяснена как набор положений; и в третьих отрывках литургии англиканской рассматриваются церкви учение о Троице. [9]
отправил Кларку сообщение Уистон утверждал, что за некоторое время до публикации Сидней Годольфин о том, что «дела общества с трудом удерживались в руках тех, кто выступал за свободу», и что, следовательно, это было неудачное время для публикации скандальной книги. Кларк в любом случае не обращал внимания на сомнения вигов. [9]
Морис Уайлс называет взгляды Кларка «умеренным арианством». [21] В то время их определенно осуждали как арианство ; они принадлежали, как и Ньютон, к типу антитринитаризма, позже названному «высоким арианством». [22] Позиция Кларка была субординационистской и менее радикальной, чем позиция Ньютона и типичных английских унитаристов его времени. Он просмотрел 1251 библейский текст и отверг добавленную фразу, известную как Иоаннова запятая . Он привел более осторожные аргументы, чем Уистон. [23]
Тринитарный спор
[ редактировать ]Споры внутри англиканской церкви, в которых Кларк внес основной вклад, были инициированы Джорджем Буллом , когда он опубликовал в 1685 году взгляды на мнения отцов церкви перед Первым Никейским собором (325 г. н.э.). Он реагировал на вопросы, которые были подняты в других местах Европы Петавиусом , Кристофером Сандиусом и Даниэлем Цвикером для социнианского лагеря и арминиан . [24]
И только благодаря тесным дискуссиям Кларка и его главного оппонента Дэниела Уотерленда , поколение спустя, затронутые теологические и исторические моменты стали ясно вырисовываться. У Кларка и Уотерленда были определенные разногласия по теологии единосущности и простоты . [25]
Уотерленд в богословии отстаивал англиканскую ортодоксальность того времени, в частности, что возможные взгляды, помимо ортодоксальной афанасийской точки зрения, ограничивались арианством и савеллианством ; и что два последних не соответствовали Писанию. [26] Он также поддержал историческое утверждение Булла о том, что отцы до Никеи придерживались взглядов, которые были ортодоксальными после Никеи. Сопротивление Кларка обоим пунктам получило поддержку со стороны некоторых современных ученых. [27]
В траектории английских споров 1712 года участвовало как минимум десять писателей. [25] К лету 1714 года дебаты по поводу доктрины Священного Писания о Троице разветвились и вызвали официальную жалобу со стороны нижней палаты созыва : Закон о богохульстве 1697 года по-прежнему считал это преступлением для «любого человека, получившего христианское образование или исповедовавшего христианство». религии, письменно, проповедуя, обучая или советуя говорить, отрицать Святую Троицу». Кларк составил извиняющееся предисловие, а затем дал объяснения, которые удовлетворили Верхнюю палату созыва. У него были сильные сторонники среди епископов. [9] [19] Кларк пообещал не проповедовать и не писать на эту тему. [28] Артур Эшли Сайкс и Джон Джексон с тех пор выступали в качестве его доверенных лиц. [5] Другими основными участниками полемики были Джон Эдвардс , Фрэнсис Гастрелл , Джеймс Найт, опубликовавший публикации вместе с биографом Булла Робертом Нельсоном , [29] Ричард Мэйо из Грейт-Кимбла (сын нонконформиста Ричарда Мэйо ), Стивен Най , Эдвард Уэлчман и Эдвард Уэллс . [25]
Каролина Ансбахская , принцесса Уэльская, просила Кларка защитить свои взгляды в диспуте с Эдвардом Хаварденом , и он состоялся в 1719 году в ее присутствии. Хаварден вернулся к этой теме в « Ответе доктору Кларку и мистеру Уистону» (1729). [30]
Переработанный молитвенник
[ редактировать ]К 1724 году Кларк был вынужден публично отказаться от своих нетринитарных взглядов. Однако он сохранял эти убеждения в частном порядке. [31] [32] В том же году Кларк в частном порядке изменил свою копию « 1662 года Книги общей молитвы» , удалив тринитарные формулы и Афанасианский символ веры . [33] Работа осталась неопубликованной, хотя были сделаны копии, и его сын позже подарил оригинал рукописи Британской библиотеке . [34] Теофил Линдси в конце концов наткнулся на копию, находившуюся во владении Джона Диснея . [35] [36] Линдси, взяв за основу работу Кларка, опубликовал в 1774 году свою собственную редакцию унитарного молитвенника и начал использовать ее в своей общине в часовне на Эссекс-стрит . [37] В 1785 году работа Линдси была адаптирована Джеймсом Фрименом для использования в Королевской часовне в Бостоне, где до сих пор используется девятое издание. [33]
Переписка с Лейбницем
[ редактировать ]В 1715 и 1716 годах Кларк имел дискуссию с Готфридом Лейбницем о принципах натуральной философии и религии, которая была прервана после смерти Лейбница. Сборник документов, которыми они обменивались, был опубликован в 1717 году. [38]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ], представил Кларка В 1719 году Николас Лехмер, 1-й барон Лехмер мастеру больницы Вигстона в Лестере . В 1727 году, после смерти сэра Исаака Ньютона, суд предложил ему должность мастера монетного двора стоимостью в среднем от 1200 до 1500 фунтов стерлингов в год. Он отказался от этой должности. [9]
В воскресенье 11 мая 1729 года, когда он собирался проповедовать перед судьями в Серджентс-Инн , Кларк внезапно заболел. Это стало причиной его смерти в следующую субботу в Лондоне. [9] Его похороны прошли в церкви Сент-Джеймс в четверг, 22 мая. [39]
Работает
[ редактировать ]Переводы
[ редактировать ]Кларк опубликовал латинскую версию «Трактата о телосложении» Жака Ро (1617(?)-1672) с примечаниями, которую он закончил до того, как ему исполнилось двадцать два года. Система Роо была основана на картезианских принципах и ранее была известна только через грубую латинскую версию. Перевод Кларка (1697 г.) продолжал использоваться в качестве учебника в университете, пока не был вытеснен трактатами Ньютона. Было выпущено четыре издания, последнее из которых вышло в 1718 году. Оно было переведено на английский язык в 1723 году его младшим братом Джоном, деканом Солсбери . [9]
Ньютона В 1706 году Кларк перевел «Оптику» на латынь, за что автор подарил ему 500 фунтов стерлингов. В 1709 году по просьбе автора Кларк переработал Уильяма Уистона английский перевод Апостольских конституций . В 1712 году он опубликовал аннотированное издание « Записок Цезаря » с гравюрами, посвященное Джону Черчиллю, 1-му герцогу Мальборо . [9]
В 1729 году он опубликовал первые двенадцать книг « Гомера » Илиады . Это издание, посвященное Уильяму Августу, герцогу Камберлендскому , получило высокую оценку епископа Хоадли. Через три года после его смерти появились также последние двенадцать книг «Илиады » , опубликованные его сыном Сэмюэлем Кларком, причем первые три из этих книг и часть четвертой, как он утверждает, были отредактированы и аннотированы его отцом. [9]
Другие работы
[ редактировать ]В 1699 году Кларк опубликовал два трактата: « Три практических очерка о крещении, миропомазании и покаянии» и « Некоторые размышления о той части книги под названием «Аминтор, или Защита жизни Мильтона», которая относится к трудам первобытных отцов, и «Канону Новый Завет . В 1701 году он опубликовал «Парафраз на Евангелие от Матфея» , за которым в 1702 году последовали « Перефразы на Евангелия от Марка и Луки» , а вскоре после этого — третий том, посвященный святому Иоанну. Впоследствии они были напечатаны в двух томах и выдержали несколько изданий. [9]
В 1724 году Кларк опубликовал семнадцать проповедей, одиннадцать из которых ранее не печатались. В 1728 году было опубликовано «Письмо доктора Кларка Бенджамину Хоадли , FRS, вызванное спором, касающимся соотношения скорости и силы в телах в движении», напечатанное в « Philosophical Transactions» . [9]
Вскоре после его смерти его брат, доктор Джон Кларк , опубликовал на основе своих оригинальных рукописей «Изложение церковного катехизиса » и десять томов проповедей . Экспозиция состоит из лекций, которые он читал по четвергам утром в течение нескольких месяцев в году в церкви Святого Иакова. Он отредактировал их и оставил готовыми к печати. [9]
Моральные взгляды
[ редактировать ]Этическая теория «пригодности» Кларка сформулирована по аналогии с математикой. Он считал, что по отношению к воле вещи обладают объективной согласованностью, подобной взаимной согласованности вещей в физической вселенной. Эту приспособленность Бог дал действиям, как он дал законы Природе; и приспособленность так же неизменна, как и законы. Теорию критиковали Теодор Симон Жоффруа , Амеде Жак , сэр Джеймс Макинтош , Томас Браун , Фрэнсис Хатчесон и другие. [9] но существенно защищен Джоном Балги от сентименталистских доводов Хатчесона против морального рационализма. Подобную форму морального рационализма разработал кембриджский платоник Ральф Кадворт .
Влияние
[ редактировать ]Кларк оказал влияние на философов эпохи Просвещения, включая лорда Монбоддо . [40] Он оставил записи в Книге общей молитвы . Они стали источником книги Теофила Линдси « Книга общей молитвы, реформированной по плану покойного доктора Сэмюэля Кларка» (1774 г.) и других литургических произведений. [41]
Семья
[ редактировать ]Кларк женился на своей двоюродной сестре Кэтрин Локвуд ( ум. 1753), дочери преподобного мистера Локвуда из Литтл-Массингема , Норфолк, и Кэтрин Кларк в церкви Святой Маргариты, Бернем-Нортон , Норфолк, 17 октября 1700 года. У них было семеро детей, из которых пятеро пережили его; [8] в завещании матери упоминаются только трое детей: Сэмюэл, Дороти и Кэтрин. [42] Выживший сын Кларка Сэмюэл Кларк ( р. 1710) умер бесплодно где-то в 1778 году. Его завещание подтвердила его кузина Фрэнсис Кларк, одна из дочерей его дяди Джона Кларка , 13 мая 1778 года. [43]
Сочинения
[ редактировать ]- Демонстрация бытия и атрибутов Бога: и другие сочинения , под редакцией Эцио Вайлати, Кембридж: Cambridge University Press, 1998.
- Г.В. Лейбниц и Сэмюэл Кларк. Переписка под редакцией Роджера Арью, Индианаполис: Хакетт, 2000.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вайлати, Эцио. «Сэмюэл Кларк» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Карлайл, Николас (1818). Краткое описание обеспеченных гимназий в Англии . Болдуин, Крэддок и Джой. п. 187.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кларк, Сэмюэл (CLRK690S)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гаскойн, Джон. «Кларк, Сэмюэл». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/5530 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас К. Пфизенмайер (1997). Тринитарное богословие доктора Сэмюэля Кларка (1675-1729): контекст, источники и противоречия . Брилл. п. 77. ИСБН 978-90-04-10719-9 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Сэмюэл Кларк (13 апреля 1998 г.). Сэмюэл Кларк: Демонстрация бытия и атрибутов Бога: и другие сочинения . Издательство Кембриджского университета. п. xi. ISBN 978-0-521-59995-5 . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стивен, Лесли , изд. (1887). . Словарь национальной биографии . Том. 10. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Сэмюэл Кларк; Энтони Коллинз (21 октября 2011 г.). Переписка Сэмюэля Кларка и Энтони Коллинза, 1707-08 гг . Бродвью Пресс. стр. 14–5. ISBN 978-1-77048-291-3 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Томас К. Пфизенмайер (1997). Тринитарное богословие доктора Сэмюэля Кларка (1675-1729): контекст, источники и противоречия . БРИЛЛ. стр. 46–7. ISBN 978-90-04-10719-9 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Как беседа о бытии и атрибутах Бога, обязанностях естественной религии, а также истине и достоверности христианского откровения ; с подзаголовком, противопоставляющим Гоббсу, Спинозе, автору « Оракулов разума» (т. е. Чарльзу Блаунту ) и другим «отрицателям естественной и богооткровенной религии».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кнуд Хааконсен (2006). Кембриджская история философии восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 715–6. ISBN 978-0-521-86743-6 . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Кларк, Сэмюэл; Коллинз, Энтони (2011). Узгалис, Уильям (ред.). Переписка Сэмюэля Кларка и Энтони Коллинза, 1707–1708 гг . Питерборо, Онтарио: Broadview Press . п. 9. ISBN 978-1-55111-984-7 .
- ^ Джон Перри (2008). Личностная идентичность . Издательство Калифорнийского университета. п. 283. ИСБН 978-0-520-25642-2 . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Дэвид Э. Уайт (2006). Работы Джозефа Батлера . Бойделл и Брюэр. п. 411. ИСБН 978-1-58046-210-5 . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Мэри Эстелл; Джон Норрис (2005). Письма о любви Божией . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 33–4, примечание 75. ISBN 978-0-7546-0586-7 . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Лиам П. Демпси, Мышление-материя тогда и сейчас: эволюция дуализма разума и тела , History of Philosophy Quarterly Vol. 26, № 1 (январь 2009 г.), стр. 43–61, с. 52. Опубликовано: University of Illinois Press от имени North American Philosophical Publications. Стабильный URL: https://www.jstor.org/stable/27745145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Гаскойн (18 июля 2002 г.). Кембридж в эпоху Просвещения: наука, религия и политика от Реставрации до Французской революции . Издательство Кембриджского университета. п. 118. ИСБН 978-0-521-52497-1 . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Священное Писание-Учение о Троице ; Лондон: Напечатано для Джеймса Кнаптона в Короне во дворе церкви Святого Павла, 1712 год.
- ^ Морис Уайлс (26 сентября 1996 г.). Архетипическая ересь: арианство на протяжении веков . Издательство Оксфордского университета. п. 110. ИСБН 978-0-19-826927-4 . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Дэвид Николлс (11 января 2013 г.). Бог и правительство в «Век разума» . Рутледж. п. 59. ИСБН 978-1-134-98227-1 . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Ариэль Хессайон; Николас Кин (2006). Священное Писание и наука в Англии раннего Нового времени . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 131–3. ISBN 978-0-7546-3893-3 . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Томас К. Пфизенмайер (1997). Тринитарное богословие доктора Сэмюэля Кларка (1675-1729): контекст, источники и противоречия . БРИЛЛ. п. 179. ИСБН 978-90-04-10719-9 . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томас К. Пфизенмайер (1997). Тринитарное богословие доктора Сэмюэля Кларка (1675-1729): контекст, источники и противоречия . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН 978-90-04-10719-9 . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ Томас К. Пфизенмайер (1997). Тринитарное богословие доктора Сэмюэля Кларка (1675-1729): контекст, источники и противоречия . БРИЛЛ. п. 197. ИСБН 978-90-04-10719-9 . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ Томас К. Пфизенмайер (1997). Тринитарное богословие доктора Сэмюэля Кларка (1675-1729): контекст, источники и противоречия . БРИЛЛ. п. 218. ИСБН 978-90-04-10719-9 . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ Томас К. Пфизенмайер (1997). Тринитарное богословие доктора Сэмюэля Кларка (1675-1729): контекст, источники и противоречия . БРИЛЛ. п. 185. ИСБН 978-90-04-10719-9 . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ Джеймс Найт; Роберт Нельсон (1714 г.). Учение Священного Писания о Пресвятой и Неделимой Троице, подтвержденное неверными толкованиями доктора Кларка . Смит. ISBN 9785871321010 . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ Брэдли, Г. «Хаварден, Эдвард». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/12641 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Вигелсворт, Джеффри Р. (2001–2003). «Спящие привычки материи и духа: Сэмюэл Кларк и Энтони Коллинз о бессмертии души» . Прошедшее несовершенное . 9 . Университет Альберты : 5.
- ^ Такер, Карен Б. Вестерфилд (июль 1996 г.). «Редакция молитвенника Джона Уэсли: текст в контексте» (PDF) . Методистская история . 34 (4): 244. Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2022 года – через Генеральную комиссию по архивам и истории, Объединенная методистская церковь .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сковел, Карл (2006). «Королевская часовня и унитарии». В Хефлинге, Чарльз; Шаттак, Синтия (ред.). Оксфордский путеводитель по Книге общей молитвы: всемирный обзор . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . п. 214. ИСБН 978-0-19-529762-1 .
- ^ Стивен, Лесли , изд. (1887). . Словарь национальной биографии . Том. 10. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Джаспер, КОД (1989). Развитие англиканской литургии, 1662–1980 гг . Лондон : Общество содействия распространению христианских знаний . п. 17.
- ^ Спинкс, Брайан Д. (2006). «Англиканцы и инакомыслящие». В Уэйнрайте, Джеффри ; Вестерфилд Такер, Карен Б. (ред.). Оксфордская история христианского богослужения . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . п. 519. ИСБН 978-0-19-513886-3 .
- ^ Лонг, Эй Джей (1986). «Унитарное поклонение». В Дэвисе, Дж. Г. (ред.). Новый Вестминстерский словарь литургии и богослужения . Филадельфия : Вестминстер Пресс . ISBN 0-664-21270-0 .
- ^ Георг Виктор Лерой , Философские проблемы в переписке Лейбница и Кларка , Гиссен, 1893.
- ^ Реестр захоронений в приходе Сент-Джеймс в пределах Свободы Вестминстера. 1723-1754 гг . 22 мая 1729 г.
- ^ Дэвид Б. Уилсон (1 января 2009 г.). В поисках логики природы: натурфилософия в эпоху шотландского Просвещения . Пенн Стейт Пресс. п. 214. ИСБН 978-0-271-04616-7 . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Стивен Платтен; Кристофер Вудс (2012). Удобные слова: Политика и благочестие и Книга общих молитв . ООО «Гимны древние и современные» с. 93. ИСБН 978-0-334-04670-7 . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ « Завещание Кэтрин Кларк, вдовы Сент-Джеймса Вестминстера, Миддлсекс», подтверждено 25 июня 1753 года, PROB 11/802/391, Национальный архив .
- ^ « Завещание Сэмюэля Кларка с Ганновер-сквер Святого Георгия, Миддлсекс», подтверждено 13 мая 1778 года, PROB 11/1042/264, Национальный архив .
Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кларк, Сэмюэл ». Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Александр Бейн , Моральная наука (1872), с. 562 foIl., и Mental Science (1872), p. 416.
- Предисловие Бенджамина Ходли к произведениям Кларка (4 тома, Лондон, 1738–1742).
- Джон Хант , Религиозная мысль в Англии (1870–78, 3 тт.), Passim, но особенно в тт. ii. 447-457 и том. iii. 20–29 и 109–115 и т. д. на его общефилософской позиции.
- Ж. Э. ле Россиньоль, Этическая философия С. Кларка (Лейпциг, 1892).
- Ортнер, Ульрих Дж., Учение Сэмюэля Кларка о Троице. Исследовательский вклад в теологию раннего английского Просвещения , Франкфурт-на-Майне: Ланг, 1996.
- Пфизенмайер, Томас К. Тринитарное богословие доктора Сэмюэля Кларка (1675–1729): контекст, источники и противоречия , Лейден: Брилл, 1997.
- Генри Сиджвик , Методы этики (6-е изд., 1901 г.), с. 384.
- Лесли Стивен , Английская мысль в восемнадцатом веке (3-е изд., 1902 г.), ок. iii.
- Уильям Уистон , Исторические воспоминания о жизни и сочинениях доктора Сэмюэля Кларка , Лондон, 1730 г.
- Роберт Циммерманн, Жизнь и учение Сэмюэля Кларка: вклад в историю рационализма в Англии в меморандумах Академии наук, Phil. Класс , Том XIX. (Вена, 1870 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Сэмюэля Кларка или о нем в Internet Archive
- Работы Сэмюэля Кларка в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Довольно читабельная версия переписки с Лейбницем, переписки с Джозефом Батлером и «Демонстрации бытия и атрибутов Бога» Кларка.
- 1675 рождений
- 1729 смертей
- Британские философы XVIII века
- Постреформационные христиане-арианцы
- Англиканские философы
- Философы Просвещения
- Духовенство из Нориджа
- Люди, получившие образование в Нориджской школе
- Выпускники колледжа Гонвилл и Кайус в Кембридже
- Переводчики Гомера
- Академики из Нориджа
- Философы из Нориджа
- Англиканские богословы 17 века
- Англиканские богословы XVIII века