Лекции Бойля
Лекции Бойля названы в честь Роберта Бойля , выдающегося натурфилософа 17 века и сына Ричарда Бойля, 1-го графа Корка . Согласно условиям своего завещания, Роберт Бойль прочитал серию лекций или проповедей (первоначально восемь каждый год), в которых должна была рассматриваться связь между христианством и новой естественной философией (сегодняшней «наукой»), возникшей в то время в европейском обществе. С 2004 года эта престижная серия лекций организуется при содействии Совета лекций Бойля Международным обществом науки и религии (ISSR) и проводится в одном из своих первоначальных мест - церкви Святой Марии Рен. Ле-Боу на Чипсайде в лондонском Сити.
История
[ редактировать ]Ранние лекции
[ редактировать ]Первую такую лекцию прочитал в 1692 году Ричард Бентли , которому Исаак Ньютон писал:
Сэр, когда я писал свой «Трактат о нашей системе», я имел в виду такие принципы, которые могли бы способствовать рассмотрению людей в качестве веры в Божество; ничто не может порадовать меня больше, чем то, что я нашел это полезным для этой цели. [ 1 ] [ 2 ]
Первым лекторам было поручено доказать истинность христианской религии против евреев, мусульман и неверующих, не принимая во внимание какие-либо разногласия или различия, которые могли существовать между различными христианскими группами.
«Проповедовать восемь проповедей в год для доказательства христианской религии против отъявленных неверных, а именно: атеистов, деистов, язычников, иудеев, магометан, не опускаясь до каких-либо споров, которые ведутся среди самих христиан».
- Ричард Бентли, Глупость и неразумность атеизма; Посвящение Послания.
Священнослужитель должен был быть назначен на должность лектора сроком не более трех лет Томасом Тенисоном (впоследствии архиепископом Кентерберийским ) и тремя другими назначенными попечителями. [ 3 ] Бойль выделил арендную плату за свой дом в Кривом переулке на содержание лекций, но доход от этого источника вскоре исчез. Затем архиепископ Тенисон договорился, что доход от аренды фермы в приходе Брилл в Бакингемшире будет выплачиваться лектору из расчета 12.10 фунтов стерлингов в квартал. [ 4 ]
Возрождение
[ редактировать ]Лекции Бойля были возобновлены в 2004 году в знаменитой Рена церкви Сент-Мэри-ле-Боу в лондонском Сити доктором Майклом Бирном, членом Биркбек-колледжа в Лондоне. Финансовую поддержку лекциям предоставили ряд покровителей, в основном Благочестивая компания бакалейщиков и Благочестивая компания торговцев в городе. Книга, посвященная 10-летию возрожденной серии, была отредактирована Расселом Ре Мэннингом и Майклом Бирном и опубликована SCM Press в 2013 году под названием «Наука и религия в XXI веке: лекции Бойля 2004–2013».
Проведя первые 15 лекций новой серии, Майкл Бирн ушел с поста координатора в 2018 году. Затем управление лекцией перешло к Международному обществу науки и религии (ISSR) в сотрудничестве с Попечительским советом лекций Boyle Lectures. В состав совета входят Джон Бойл, 15-й граф Корк ; Достопочтенный. Роберт Бойл; Джулиан Трегонинг , бывший хозяин бакалейной компании ; Ксения Деннан, бывший владелец компании Mercers ; преподобный Джордж Р. Буш, ректор церкви Сент-Мэри-ле-Боу; заслуженный профессор Джон Хедли Брук; д-р Рассел Ре Мэннинг; профессор Фрейзер Уоттс; и преподобный Майкл Рейсс, бывший президент ИССР.
Хронологический список
[ редактировать ]![]() |
- 17 век
- 1692 — «Опровержение атеизма» , Ричард Бентли. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
- 1693-94 — «Демонстрация Мессии, в которой доказывается истина христианской религии, особенно против евреев» . Ричард Киддер [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1694 - [Название неизвестно], Ричард Бентли. [ 10 ]
- 1695 — «Возможность, целесообразность и необходимость божественного откровения », Джон Уильямс [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 11 ] [ 12 ]
- 1696 — «Совершенство евангельского откровения» , Джон Уильямс.
- 1697 — «Достоверность христианского откровения и необходимость верить в него». установил Фрэнсис Гастрелл ( епископ Честерский ) [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1698 — «Атеистические возражения против бытия Бога и Его атрибутов» справедливо рассмотрены и полностью опровергнуты . Джон Харрис [ 5 ] [ 8 ] [ 13 ] [ 14 ]
- 1699 — «Достоверность христианского откровения, исходя из его внутренних доказательств» , Сэмюэл Брэдфорд ( епископ Рочестерский ). [ 5 ] [ 9 ] [ 15 ]
- 1700 - Достаточность постоянного откровения , автор Потомство Блэколл [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 18 век
- 1701–02 — «Истина и совершенство христианской религии» , Джордж Стэнхоуп. [ 5 ] [ 8 ]
- 1703 - Адамс
- 1704 — «Демонстрация бытия и атрибутов Бога» . Сэмюэл Кларк [ 8 ] [ 16 ] [ 17 ]
- 1705 — Свидетельства естественной и богооткровенной религии» . Сэмюэл Кларк « [ 17 ]
- 1706 — «Аргументы в пользу существования Бога» , Джон Хэнкок. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1707 — «Исполнение пророчеств Священного Писания» , Уильям Уистон. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1708 — «Мудрость Божья в искуплении человека, изложенная в Священном Писании, подтвержденная главными возражениями современных неверных» . Джон Тёрнер [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1709 — «Религия не имеет значения стыда» , Лилли Батлер [ 5 ] [ 8 ]
- 1710 — «Божественное происхождение и совершенство христианской религии» , Джозайя Вудворд. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1711–12 - Физико-теология, или Демонстрация бытия и атрибутов Бога на основе его творений , Уильям Дерхэм. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 18 ]
- 1713–14 — «Об осуществлении частного суждения или свободомыслия» . Бенджамин Иббот [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1717–1818 — « Естественная обязанность верить в принципы религии и Божественного откровения» , Джон Ленг. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1719 — «Исследование причины и происхождения зла» . Джон Кларк [ 5 ] [ 8 ] [ 19 ]
- 1720 — «О происхождении зла» , Джон Кларк [ 20 ]
- 1721 — «Мнимые трудности в естественной или откровенной религии, нет оправдания неверности» . Роберт Гёрдон [ 8 ] [ 9 ]
- 1724–25 — «Демонстрация истинной религии в цепочке последствий определенных и неоспоримых принципов» . Томас Бернетт [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 21 ]
- 1725–28 - Джон Тис [ 22 ]
- 1730–32 — «Постепенное откровение Евангелия со времен отступничества человека» , Уильям Берриман. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- 1736–38 — «История деяний святых апостолов», подтвержденная другими авторами и считающаяся полным доказательством истинности христианства . Ричард Биско [ 5 ] [ 23 ]
- 1739–41 - Леонард Твеллс [ 5 ] [ 9 ] [ 24 ]
- 1747–49 — христианство, оправданное на основании Священного Писания; «Краткий обзор противоречия между христианами и деистами» , Генри Стеббинг [ 5 ] [ 9 ] [ 25 ]
- 1750–52 - Джон Джортин [ 9 ]
- 1756–58 - Томас Ньютон [ 3 ] [ 26 ]
- 1759–62 - Чарльз Мосс [ 27 ]
- 1763 — «Рассуждение о существе Бога против атеистов» . Ральф Хиткот [ 9 ]
- 1766–68 — «Свидетельства христианства, выведенные из фактов и свидетельств чувств на протяжении всех эпох Церкви до настоящего времени» . Уильям Уортингтон [ 5 ] [ 9 ]
- 1769–71 - «Намерение и уместность чудес Священного Писания, рассмотренных и объясненных» . Генри Оуэн [ 5 ] [ 9 ] [ 28 ]
- 1778–80 — «Аргумент в пользу христианской религии, основанный на сравнении откровения с естественными действиями разума». Джеймс Уильямсон [ 5 ] [ 9 ] [ 29 ]
- 19 век
- 1802–05 — «Исторический взгляд на рост и прогресс неверности с опровержением ее принципов и рассуждений» . Уильям Ван Милдерт [ 30 ]
- 1812 – Уильям Ван Милдерт [ 15 ]
- 1814 – Фредерик Нолан
- 1821 — «Связь христианства с человеческим счастьем» , Уильям Харнесс [ 5 ] [ 30 ]
- 1845–46 — Религии мира; и их отношение к христианству в восьми лекциях - Фредерик Денисон Морис
- 1854 — Кристофер Вордсворт [ 30 ]
- 1857 — Восемь бесед о чудесах Уильяма Гилсона Хамфри. [ 31 ]
- 1861 — «Библия и ее критики: исследование объективной реальности открытых истин» , Эдвард Гарбетт [ 30 ] [ 32 ] [ 33 ]
- 1862 — «Конфликт между наукой и неверностью» , Эдвард Гарбетт [ 30 ]
- 1863 — «Божественный план откровения» , Эдвард Гарбетт [ 30 ]
- 1864 — Преобразование Римской империи , Чарльз Меривейл. [ 30 ]
- 1865 — «Обращение северных народов» , Чарльз Меривейл [ 30 ]
- 1866–67 — Христос и христианский мир , Эдвард Хейс Пламптр. [ 34 ]
- 1868 — «Свидетельство Ветхого Завета о Христе» , Стэнли Литес [ 30 ] [ 35 ]
- 1869 — «Свидетельство святого Павла о Христе» , Стэнли Литес [ 30 ] [ 36 ]
- 1870 — «Свидетельство святого Иоанна о Христе» , Стэнли Литес [ 30 ] [ 37 ]
- 1871–72 — «Моральные трудности, связанные с Библией» , Джеймс Огастес Хесси. [ 30 ]
- 1874–75 — Христианство и мораль, или соответствие Евангелия нравственной природе человека , Генри Уэйс [ 38 ]
- 1876 - Что такое естественное богословие? , Альфред Барри [ 39 ]
- 1877–78 — «Многочисленные свидетели Христа» , Альфред Барри. [ 39 ]
- 1879–80 — «Доказательная ценность Святой Евхаристии» , Джордж Фредерик Маклер. [ 30 ] [ 40 ]
- 1884 — «Научные препятствия христианской вере» , Джордж Герберт Кертейс. [ 30 ] [ 41 ]
- 1890 - Старые истины в современном свете ( Настоящий конфликт науки и теологии ), Т.Г. Бонни [ 30 ] [ 42 ]
- 1891 — «Христианские доктрины и современная мысль» , Т.Г. Бонни. [ 43 ]
- 1893 — «Восхождение веры или основания уверенности в науке и религии» , Александр Джеймс Харрисон [ 30 ]
- 1895 — «Евангелие опыта, или Свидетельство человеческой жизни об истине Откровения» , У.К.Э. Ньюболт [ 44 ]
- 1897 - Уильям Бенэм [ 45 ]
- 20 век
- 1903–05 — «Свидетельство святого Павла о Христе в некоторых его аспектах» . Ричард Джон Ноулинг [ 46 ] [ 47 ]
- 1935–36 — «Бог, творение и откровение» , Аллен Джон Макдональд [ 48 ]
- 1965 — «Христианская вселенная» , Эрик Масколл
- 21 век
- 2004 — «Дарвин, замысел и обещания природы» , Джон Ф. Хоут , [ 15 ] с ответом Ричарда Шартра
- 2005 — «Компас Дарвина: Как эволюция открывает песнь творения» , Саймон Конвей Моррис , [ 15 ] с ответом Кейта Уорда
- 2006 — «Появление духа: от сложности к антропологии и теологии» , Филип Клейтон , с ответом Нильса Грегерсена [ 15 ]
- 2007 — «Космология предельного беспокойства» , Джон Д. Барроу , с ответом Мартина Риса
- 2008 - Психологизация и неврология о религии: факты, заблуждения и будущее , Малкольм Дживс , с ответом Фрейзера Уоттса
- 2009 — Неправильное использование Дарвина: Материалистический заговор в эволюционной биологии , Кейт Уорд , с ответом Джона Полкингхорна
- 2010 — «Наследие Роберта Бойла — тогда и сейчас» , Джон Хедли Брук , с ответом Джеффри Кантора
- 2011 - Мир недостроен? О взаимодействии науки и теологии , Юрген Мольтманн , с ответом Алана Торранса.
- 2012 — Христос и эволюция: драма мудрости , Селия Дин-Драммонд , с ответом Фонтана ЛеРона Шульца
- 2013 — «Наука и религия в диалоге» , Джон Полкингхорн , с ответом Ричарда Шартра.
- 2014 - Новый атеизм - Новая апологетика: использование науки в недавних христианских апологетических сочинениях , Алистер МакГрат , с ответом Ричарда Харриса
- 2015 - Возвращение к естественной теологии (снова) , Рассел Ре Мэннинг , с ответом Луизы Хикман
- 2016 - Естественная теология в измененном ключе? Эволюция, сотрудничество и вопрос о Боге , Сара Коакли , с ответом Кристофера Инсола
- 2017 — «Богословское влияние на программы научных исследований: естественное богословие «в обратном порядке»» , Роберт Дж. Рассел , с ответом Роуэна Уильямса.
- 2018 — «Апокалипсис сегодня: современная наука и библейские чудеса» , Марк Харрис , с ответом Джона Хедли Брука
- 2019 — «Наука, религия и этика» , Майкл Рейсс [ 49 ]
- 2020 г. - «Психическое здоровье и Евангелие» , Кристофер Кук, с ответом Фрейзера Уоттса. [ 50 ]
- 2021 — «Переоткрытие созерцания посредством науки» , Том Маклиш , с ответом Роуэна Уильямса. [ 51 ]
- 2022 г. - «Бог и мир естественного зла: теология и наука в жестком разговоре» профессора Кристофера Саутгейта с ответом Эндрю Дэвидсона.
- 2023 г. - «Внимание» преподобного и достопочтенного лорда (Роуэна) Уильямса из Ойстермута, с ответом доктора Джона Тисдейла
- 2024 - «Естественна ли религия?» Досточтимый профессор Дэвид Фергюссон, OBE, FRSE, FBA, королевский профессор богословия Кембриджского университета, декан Королевской капеллы в Шотландии и декан Ордена Чертополоха, с ответом профессора Фионы Эллис, профессора философии и директор Центра практической философии, теологии и религии Университета Рохэмптона, Лондон.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ученые и антиквары ( Кембриджская история английской и американской литературы в 18 томах (1907–21) )
- ^ «Заметки о религиозной ориентации ученых» Джеральда Холтона в книге «Наука размышляет о религии» , Харлоу Шепли , Appleton-Century-Crofts , 1960, стр. 59
- ^ Перейти обратно: а б Ньютон, Томас (1808). Рассуждения о пророчествах: замечательно исполнившихся и в настоящее время исполняющихся в мире . Том. 1. Бервик: Напечатано У. Грейси для Дж. Реннисона [и др.], с. 257 . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чемберс, Эфраим , изд. (1728). Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С (Фирма), Джон Генри Паркер (1837). Каталог божественности Дж. Х. Паркера . Оксфорд. п. 39. ИСБН 0-524-00298-3 . (заголовки могут быть обрезаны)
- ^ Бентли, Ричард (1976). Восемь лекций Бойля об атеизме . Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 978-0-8240-1752-1 .
- ^ Отдельные первые выпуски лекций № 2–8: Бентли, Ричард (1692). Материя и движение не могут мыслить, или Опровержение атеизма душевными способностями . Лондон: Т. Паркхерст и Х. Мортлок. Архивировано из оригинала 10 мая 2005 года . Проверено 16 сентября 2008 г. Опровержение атеизма на основе строения и происхождения человеческих тел . Лондон. 1692. Архивировано из оригинала 12 июня 2007 года . Проверено 16 сентября 2008 г. Опровержение атеизма с точки зрения происхождения и устройства мира . Лондон. 1693. Архивировано из оригинала 12 июня 2007 года . Проверено 16 сентября 2008 г. Восемь лекций из издания 1735 года переизданы. Александр Дайс , изд. (1838). Работы Ричарда Бентли, Том. 3 . Лондон: Фрэнсис Макферсон. Первое полное издание в формате HTML. Архивировано 24 мая 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Бернет, Гилберт, изд. (2000). Лекции Бойля (1692–1732): Защита естественной и богооткровенной религии, представляющие собой сокращение проповедей, читаемых на лекциях, основанных Робертом Бойлем. Философия и христианская мысль в Великобритании 1700–1900 гг . Бристоль: Томмес. ISBN 978-1-85506-813-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Хорн, Томас Хартвелл (1827). Каталог библиотеки колледжа Св. Маргариты и Св. Бернара: обычно называемого Королевским колледжем Кембриджского университета . Лондон: С. и Р. Бентли. стр. 301–304 .
- ^ Монк, Джеймс Генри (1833). Жизнь Ричарда Бентли с описанием его сочинений и анекдотов о многих выдающихся личностях того периода, когда он процветал . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон: Отпечатано для JG & F. Rivington.
- ^ Уильямс, Дж., Пять проповедей на лекциях Бойля
- ^ Уильямс, Джон (1695). [Сборник из восьми проповедей, произнесенных в защиту христианской религии, получивший название «Бойлевские лекции», 1694-1696] . Лондон: напечатано для Рика. Читвелл... и Тхо. Кокерилл... OCLC 26374055 .
- ^ Оливер, Райан (декабрь 2007 г.). «Инопланетяне и атеисты: множественность миров и естественная теология в Англии семнадцатого века» . п. 66. Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 9 сентября 2008 г.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 04 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 20; см. шестую и седьмую строки.
В 1698 году ему было поручено прочитать седьмую серию лекций Бойля — «Атеистические возражения против бытия Бога и его атрибутов, справедливо рассмотренные и полностью опровергнутые».
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Церковь Святой Марии ле Боу, Лондон - Лекции Бойля» . Проверено 4 сентября 2008 г.
- ^ Кларк, Сэмюэл . «Рассуждение о бытии и свойствах Бога, об обязанностях естественной религии, а также об истине и достоверности христианского откровения» в противовес Гоббсу, Спинозе, автору «Оракулов разума», и другим отрицателям естественной и богооткровенной религии ( изд. 1823 г.) . Проверено 6 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 06 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 445–447, см. третий абзац, вторая строка.
Будучи преподавателем Бойля, он в 1704 году занимался Существом и Атрибутами Бога, а в 1705 году - Доказательствами естественной и богооткровенной религии.
- ^ Дерхэм, Уильям (1720). Физико-теология, или Демонстрация бытия и атрибутов Бога из его творений (пятое изд.). Лондон: У. и Дж. Иннис. ISBN 0-405-10383-2 . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ Кларк, Джон (1720). Исследование причины и происхождения зла . Лондон: Джеймс Кнаптон . Проверено 18 сентября 2008 г.
- ^ http://www.ilab.org/db/detail.php?booknr=350617182 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бернетт, Томас (1726). Демонстрация истинной религии в цепочке последствий определенных и неоспоримых принципов; где объясняются необходимость и достоверность естественной и богооткровенной религии, а также природа и причина обеих, и, в частности, авторитет христианского Откровения устанавливается не только на основе природы и причин вещей, но и на их отношении. относится к Священному Писанию Ветхого Завета . Лондон: Артур Бетисворт. Том. 1 ; Том. 2
- ^ Стивен, Лесли , изд. (1888). . Словарь национальной биографии . Том. 14. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Биско, Ричард (1840). История Деяний Святых Апостолов, подтвержденная другими Авторами и считающаяся полным доказательством истинности христианства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-548-70278-0 . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ Твеллс, Леонард (1743). Двадцать четыре проповеди, произнесенные в приходской церкви Св. Марии Ле Боу: Лондон, в 1739, 1740, 1741 годах, на лекции, основанной достопочтенным Робертом Бойлем, эсквайром; и восемь проповедей, произнесенных в соборной церкви Святого Павла в 1738 и 1739 годах на лекции, основанной достопочтенной леди Мойер. К этому добавлены «Проповедь о посещении», «Проповедь перед религиозными обществами» и «Благотворительная проповедь» . Лондон. , Том. 1 ; Том. 2
- ^ Стеббинг, Генри. Христианство, оправданное на основании Священного Писания; представляет собой летний взгляд на противоречие между христианами и деистами . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ Попкин, Ричард Генри (1992). «Прогностика от Нострадамуса до Юма». Третья сила в мысли семнадцатого века . БРИЛЛ. п. 299. ИСБН 978-90-04-09324-9 .
- ^ Wikisource: Мосс, Чарльз (DNB00)
- ^ Оуэн, Генри (1773). Цель и уместность чудес Священного Писания рассмотрены и объяснены . Лондон. ISBN 1-104-31163-1 . Полет. 1 ; Полет. 2
- ^ Уильямсон, Джеймс (1783). Аргумент в пользу христианской религии, основанный на сравнении откровения с естественными действиями разума . П. Элмсли . Проверено 3 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хант, Джон (январь 1999 г.). Религиозная мысль в Англии в девятнадцатом веке . ООО «Адеги Графикс». стр. 100-1 38, 338–342. ISBN 978-1-4212-6545-2 .
- ^ Хамфри, Уильям (1858). Восемь бесед о чудесах: проповедовал в приходской церкви Св. Мартина в полях в 1857 году: на лекции, основанной достопочтенным. Роберт Бойл . Лондон: Джон В. Паркер. OCLC 52633386 .
- ^ «Христианский наблюдатель» . Христианский обозреватель . 60 . Лондон: Хэтчард и компания: 696–710, сентябрь 1861 г.
- ^ Гарбетт, Эдвард (1861). Библия и ее критики: исследование объективной реальности открываемых истин ___ — лекции Бойля для MDCCCLXI . Лондон: Сили и Гриффитс. ISBN 978-0-7905-0892-4 .
- ^ Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога, Том. I: Ахен - Василианцы | Эфирная библиотека христианской классики. Архивировано 12 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Литс, Стэнли (1868). Свидетель Ветхого Завета о Христе . Лондон, Оксфорд и Кембридж: Ривингтонс . Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ Литс, Стэнли (1869). Свидетельство святого Павла о Христе . Лондон, Оксфорд и Кембридж: Ривингтонс. ISBN 0-8370-9713-4 . Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ Литс, Стэнли (1870). Свидетельство Иоанна о Христе . Лондон, Оксфорд и Кембридж: Ривингтонс. ISBN 0-8370-5662-4 . Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ Уэйс, Генри (1882). Христианство и мораль, или соответствие Евангелия нравственной природе человека (Пятое изд.). Лондон: Пикеринг. ISBN 0-7905-0410-3 .
- ^ Перейти обратно: а б «Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога, том I: Ахен - базилиане - эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ Маклер, Джордж Фредерик (1883). Доказательная ценность Святой Евхаристии . Лондон: Макмиллан и компания . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ Кертейс, Джордж Герберт (1885). Научные препятствия на пути христианской веры . Лондон: Макмиллан и компания . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ Бонни, Т.Г. (1891). Старые истины в современном свете с другими проповедями . Нью-Йорк: Джеймс Потт и компания ISBN 0-8370-2412-9 .
- ^ Бонни, Т.Г. (1892). Христианские доктрины и современная мысль . Лондон: Лонгманс, Грин и Ко.
- ^ Ньюболт, Уильям Чарльз Эдмунд (1896). Евангелие опыта, или Свидетельство человеческой жизни об истине Откровения . Лондон, Нью-Йорк и Бомбей: Longmans, Green & Co.
- ^ Ли, Сидни , изд. (1912). . Национальный биографический словарь (2-е приложение) . Том. 1. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Ноулинг, Ричард Джон (1905). Свидетельство святого Павла о Христе в некоторых его аспектах . Лондон: Ходдер и Стоутон.
- ^ Шафф, П. и Херцог Дж. Дж., Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога , том VI, Невинные - Людгер, стр. 360–61 | Эфирная библиотека христианской классики
- ^ Макдональд, А. (1938). Бог, творение и откровение . Лондон: Джон Херитэдж, Unicorn Press. OCLC 21108337 .
- ^ «Лекция Бойля 2019» . Ютуб .
- ^ «Лекция Бойля 2020» . Ютуб .
- ^ «Лекция Бойла профессора Тома Маклиша в ISSR 2021 и ответ преподобного и достопочтенного лорда Роуэна Уильямса» . Ютуб .