Jump to content

Аргумент от желания

Аргумент желания — это аргумент в пользу существования бессмертия души . [1] Самым известным защитником этого аргумента является христианский писатель К.С. Льюис . Кратко и грубо этот аргумент утверждает, что естественное стремление человека к вечному счастью должно быть способно к удовлетворению, поскольку все естественные желания способны к удовлетворению. Версии этого аргумента предлагались со времен Средневековья, и у этого аргумента по-прежнему есть защитники, такие как Питер Крифт. [2] и Фрэнсис Коллинз . [3]

Старые формы аргумента

[ редактировать ]

Версии аргумента желания были обычным явлением в средние века и эпоху Возрождения. Вот один из способов формулирования этого аргумента Фомой Аквинским:

«Невозможно, чтобы естественное желание было пустым, ибо природа ничего не делает напрасно. Естественное желание было бы напрасным, если бы оно никогда не могло быть удовлетворено. Следовательно, естественное желание человека [к окончательному счастью, свойственному его природе] способно осуществиться. Но не в этой жизни, как было показано. Поэтому необходимо, чтобы оно осуществилось после этой жизни. Следовательно, высшее счастье человека — после этой жизни». [4]

В этой форме аргумент в решающей степени зависит от изречения Аристотеля о том, что «природа ничего не делает напрасно». [5] Средневековые критики этого аргумента, такие как Дунс Скот , подвергали сомнению, является ли это изречение строго верным. Скот отметил, что у многих животных, похоже, есть инстинкт самосохранения. [6]

Но аргумент Фомы Аквинского также в решающей степени основан на предпосылке, что «в вещах, обладающих познанием, желание следует за познанием», и поскольку у животных нет интеллектуального познания, то есть нет собственно концептуального познания, у них нет концепций вечной жизни или окончательного счастья и, таким образом, они совершенно не способен желать таких вещей. Тем более нельзя сказать, что у них есть естественное стремление к ним. [7]

Версия аргумента К.С. Льюиса

[ редактировать ]

Самым видным защитником аргумента желания в последнее время является известный христианский апологет К.С. Льюис (1898–1963). Льюис предлагает несколько иные формы аргументации в таких работах, как «Просто христианство» (1952), «Регресс пилигрима» (1933; 3-е изд., 1943), « Удивленный радостью » (1955) и «Вес славы» (1940). В отличие от средневековых версий аргумента желания, Льюис апеллирует не к универсальному, вездесущему стремлению к вечному счастью, а к особому типу пылкого и мимолетного духовного стремления, которое он называет «Радостью».

Льюис использует термин «радость» в особом смысле для обозначения определенного типа желания, стремления или эмоциональной реакции, которые, как он предполагает, будут знакомы, по крайней мере, большинству его читателей. Радость — это форма желания, утверждает Льюис, но уникального типа. Переживания Радости — это краткие, интенсивные, волнующие «уколы» или «уколы» тоски, которые одновременно чрезвычайно желательны и мучительно болезненны. Хотя радость — это форма желания, она отличается от всех других желаний в двух отношениях. Во-первых, в то время как другие желания «ощущаются как удовольствия только в том случае, если удовлетворение ожидается в ближайшем будущем», в случае с Радостью «простое желание ощущается как какое-то удовольствие». Таким образом, радость «проходит через наши обычные различия между желанием и обладанием. Иметь ее — это, по определению, желание: хотеть ее, как мы обнаруживаем, — значит иметь ее». [8]

Во-вторых, радость отличается от всех других желаний загадочностью или неуловимостью своего объекта(ов). В случае с Джой неясно, чего именно нужно, и часто встречаются ложные подсказки. Многие ошибочно полагают, что Радость — это стремление к какому-то определенному мирскому удовлетворению (сексу, эстетическому опыту и т. д.). Но все подобные удовольствия, утверждает Льюис, оказываются «ложными флоримелями », обманчивыми восковыми образами, которые тают на глазах и неизменно не приносят того удовлетворения, которое, как кажется, обещают. Именно эта вторая уникальная особенность радости – тот факт, что это странно неопределенное желание, которое, по-видимому, не может быть удовлетворено никаким естественным счастьем, достижимым в этом мире – является стержнем аргумента Льюиса о желании.

Как утверждает Джон Беверслюс, [9] Льюис, похоже, предлагает как дедуктивную, так и индуктивную версии аргумента, основанного на желании. В «Регрессе паломника » Льюис, кажется, рассуждает дедуктивно следующим образом:

  1. Природа не создает ничего (или, по крайней мере, естественного человеческого желания) напрасно.
  2. У людей есть естественное желание (Радость), которое было бы тщетным, если бы какой-то объект, который никогда не был полностью дан в моем нынешнем способе существования, не был бы доступен мне в каком-то будущем способе существования.
  3. Следовательно, объект этого тщетного естественного желания должен существовать и быть достижимым в каком-то будущем способе существования. [10]

Однако в другом месте Льюис использует осторожные термины, такие как «вероятный», которые предполагают, что аргумент следует понимать индуктивно. Он пишет, например:

«Существа не рождаются с желаниями, если не существует удовлетворения этих желаний. Младенец чувствует голод: ну, есть такая вещь, как еда. Утенок хочет плавать: ну, есть такая вещь, как вода. Мужчины испытывают половое влечение: ну, есть такая вещь, как секс. Если я нахожу в себе желание, которое не может удовлетворить никакой опыт в этом мире, наиболее вероятное объяснение состоит в том, что я создан для другого мира». [11]

«[Мы] по-прежнему осознаем желание, которое никакое естественное счастье не может удовлетворить. Но есть ли какая-либо причина предполагать, что реальность предлагает какое-либо его удовлетворение? ... Физический голод человека не доказывает, что этот человек получит хоть какой-то хлеб; он может умереть на плоту в Атлантике, но голод человека, несомненно, доказывает, что он принадлежит к расе, которая восстанавливает свое тело посредством еды и населяет мир, где существуют съедобные вещества, хотя я не верю... ...что мое стремление к Раю доказывает, что я буду наслаждаться им, я считаю, что это довольно хороший показатель того, что такое существует и что некоторые люди будут это делать». [12]

Индуктивную версию аргумента Льюиса о желании можно сформулировать следующим образом:

  1. Люди по природе своей стремятся к трансцендентному.
  2. Большинство естественных желаний таковы, что существует некий объект, способный их удовлетворить.
  3. Поэтому, наверное, есть что-то запредельное. [13]

Современные варианты

[ редактировать ]

Католический философ Питер Крифт сформулировал аргумент желания следующим образом:

  1. Каждому естественному, врожденному желанию в нас соответствует некий реальный объект, способный удовлетворить это желание.
  2. Но в нас существует желание, которое ничто во времени, ничто на земле, ни одно существо не может удовлетворить.
  3. Следовательно, должно существовать нечто большее, чем время, земля и существа, способные удовлетворить это желание.

В своей формулировке он рассуждал так же, как Льюис и Фома Аквинский, а также отвечал на ряд возражений. Во-первых, вызывает ли этот аргумент вопрос , на что он утверждает, что верно обратное. Второй — это вопрос о том, есть ли у всех такое желание, на основании чего он утверждает, что оно есть у всех, хотя многие отрицают такую ​​необходимость. Третий из них заключается в том, является ли этот аргумент всего лишь перефразированным онтологическим аргументом Ансельма , на что он отвечает, что они разделены данными и наблюдаемыми фактами. [14]

Католический философ и томист Эдвард Фезер утверждал, что аргумент желания эффективен, но опирается на многие другие убеждения, которые требуют предоставления доказательств, прежде чем он сможет работать в качестве убедительного аргумента; Таким образом, Фезер считает, что он имеет менее практическое применение для убеждения людей, чем другие аргументы. [15]

Критики аргумента Льюиса, основанного на желании, такие как Джон Беверслуис и Грегори Бэшем, утверждают, что ни дедуктивная, ни индуктивная формы аргумента не являются успешными. Среди вопросов, которые поднимают критики:

  • Является ли радость, как ее описывает Льюис (как «острая боль», «острая боль», «трепетание в диафрагме» и т. д.), правильнее охарактеризовать как эмоцию, а не как тип желания?
  • Если Радость — это желание, является ли она естественным желанием в соответствующем смысле? (Является ли оно врожденным и универсальным, например, как биологические желания, о которых говорит Льюис?)
  • Схожа ли радость (в смысле духовного стремления к трансцендентному) с видами врожденных биологических желаний, о которых упоминает Льюис ( желание еды и секса например, )? Или аргумент зависит от слабой аналогии?
  • Знаем ли мы или имеем веские основания полагать, что все естественные желания могут быть удовлетворены? Правдоподобно ли это утверждение Аристотеля в свете современной теории эволюции? Разве люди от природы не желают многих вещей, которые кажутся недостижимыми (например, обладать сверхчеловеческими или магическими способностями, знать будущее, оставаться молодыми и не подвергаться разрушительному воздействию времени и т. д.)? Является ли естественное стремление к совершенному и вечному счастью больше похожим на эти фантастические желания или на врожденные биологические желания, о которых упоминает Льюис?

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Термин «аргумент от желания» был придуман Джоном Беверслуисом в его книге 1985 года К.С. Льюис и поиск рациональной религии (Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс).
  2. ^ «Аргумент от желания Питера Крифта» .
  3. ^ «Фрэнсис С. Коллинз о моральном аргументе К.С. Льюиса» .
  4. ^ Сумма против язычников III.48. Другие формулировки аргумента Фомы Аквинского можно найти в Summa theologiae I.75.6 и Summa contra gentiles II.55.
  5. ^ Аристотель, Политика . Оксфорд: Clarendon Press, 1948, стр. 7.
  6. ^ Дунс Скот, Философские сочинения: Выбор . Пер. Аллан Уолтер, OFM. Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1962, с. 168.
  7. ^ Сумма теологии I.75.6 и Сумма против язычников II.55
  8. ^ К.С. Льюис, Регресс пилигрима . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1977, стр. 7–8.
  9. ^ Джон Беверслейс, К.С. Льюис и поиск рациональной религии . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея, 2007, стр. 40.
  10. ^ Это формулировка дедуктивной версии Питером С. Уильямсом. См. Питер С. Уильямс, «За: Защита аргумента К.С. Льюиса от желания», в издании Грегори Бэшема, « Христианская апологетика К.С. Льюиса: за и против» . Лейден: Брилл Родопи, 2015, с. 41.
  11. ^ К.С. Льюис, Просто христианство . Лондон: Фонд, 1997, с. 113.
  12. ^ К.С. Льюис, Вес славы и другие обращения . Нью-Йорк: Макмиллан, 1949, с. 6.
  13. Это формулировка Трентом Догерти индуктивного аргумента желания. Цитируется Питером С. Уильямсом в книге «За: защита аргумента К.С. Льюиса от желания», стр. 39.
  14. ^ «Аргумент от желания Питера Крифта» .
  15. ^ «Эдвард Фезер: Аргументы от желания» . 21 июня 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэшем, Грегори, изд. Христианская апологетика К.С. Льюиса: за и против . Лейден: Брилл Родопи, 2015.
  • Беверслейс, Джон. К.С. Льюис и поиск рациональной религии , исправленное издание. Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея, 2007.
  • Хольер, Роберт (1988). «Аргумент от желания» . Вера и философия . 5 (1): 61–71. дои : 10.5840/faithphil1988513 .
  • Хаятт, Дуглас Т. «Радость, зов Божий в человеке: критическая оценка аргумента Льюиса о желании». В CS Lewis: Lightbearer in the Shadowlands . Под редакцией Ангуса Дж. Л. Менуге. Уитон, Иллинойс: Crossway Books, 1997: 305–28.
  • Крифт, Питер. «Аргумент К.С. Льюиса от желания». В книге Майкла Х. Макдональда и Эндрю А. Тэди (ред.), «Загадка радости: Г.К. Честертон и К.С. Льюис» . Гранд-Рапидс, Мичиган, Эрдманс, 1989: 270–71.
  • Пакетт-младший, Джо, Апологетика радости: аргументы в пользу существования Бога из «Аргумента К.С. Льюиса от желания» . Юджин, Орегон: Wipf and Stock, 2012.
  • Смилде, Аренд (2014). «Ужасные отвлекающие маневры: новый взгляд на« аргумент Льюиса от желания »- и за его пределами». Журнал исследований инклингов . 4 (1): 33–92. дои : 10.3366/ink.2014.4.1.4 .
  • Виленберг, Эрик Дж. Бог и предел разума: К.С. Льюис, Дэвид Хьюм и Бертран Рассел . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2008.
  • Уильямс, Питер С. К.С. Льюис против новых атеистов . Милтон Кейнс, Великобритания, 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0c77bb2de6b72245d2b6da121cf1fe9__1719857460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/e9/d0c77bb2de6b72245d2b6da121cf1fe9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Argument from desire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)