Щит Троицы
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2017 г. ) |
Щит Троицы или Scutum Fidei ( на латыни «щит веры») — традиционный христианский визуальный символ , который выражает многие аспекты учения о Троице , обобщая первую часть Афанасийского символа веры в компактной схеме. В позднесредневековой Европе эта эмблема считалась геральдическим гербом Бога (и Троицы).
Описание
[ редактировать ]Эта диаграмма состоит из четырех узлов (обычно круглой формы), соединенных между собой шестью звеньями. Три узла на краю диаграммы помечены именами трех лиц Троицы (традиционно латинские имена или их писцовые сокращения ): Отец («ПАТЕР»), Сын («ФИЛИУС»). и Святой Дух («SPIRITUS SANCTUS»). Узел в центре диаграммы (внутри треугольника, образованного тремя другими узлами) помечен как Бог (лат. DEUS), а три звена, соединяющие центральный узел с внешними узлами, помечены как «есть» (лат. EST). "), а три звена, соединяющие внешние узлы друг с другом, помечены как "нет" (лат. "NON EST").
Ссылки ненаправленные — это подчеркивается в одной рукописи тринадцатого века. [1] написав подписи к ссылкам «EST» или «NON EST» в два раза больше раз (в обоих направлениях внутри каждой ссылки) — и это показано в некоторых современных версиях диаграммы путем наложения каждого вхождения слов «есть» / «не является». " текст на двунаправленной стрелке ↔ (вместо того, чтобы заключать его в ссылку). Таким образом, по диаграмме можно прочитать следующие двенадцать предложений:
- «Отец – Бог»
- «Сын есть Бог»
- «Святой Дух есть Бог»
- «Бог — Отец»
- «Бог есть Сын»
- «Бог есть Святой Дух»
- «Отец не Сын»
- «Отец – не Святой Дух»
- «Сын не Отец»
- «Сын не есть Святой Дух»
- «Святой Дух не Отец»
- «Святой Дух — не Сын»
Щит Троицы обычно не представляет собой какую-либо схематическую диаграмму структуры Бога, а представляет собой просто компактное визуальное устройство, с помощью которого можно прочитать приведенные выше утверждения (содержащиеся в Афанасовом Символе веры или подразумеваемые им).
История
[ редактировать ]Точное происхождение этой диаграммы неизвестно, но, очевидно, на нее повлияли эксперименты XII века по символизации Троицы в абстрактной визуальной форме - в основном диаграмма Тетраграмматон-Троица Петруса Альфонси ок. 1109 г. (и, возможно, также Иоахима Фиорского другой диаграммой Тетраграмматона-Троицы, состоящей из трех кругов, , что, в свою очередь, привело к тому, что кольца Борромео стали использоваться как символ Троицы. [2] ), в сочетании с Афанасовым Символом веры. Диаграмма Щита Троицы засвидетельствована еще с ок. 1208–1216 годов Рукопись Compendium Historiae Петра Пуатье в «Генеалогии Христовой» , но период ее наиболее широкого использования пришелся на 15 и 16 века, когда она встречается в ряде английских и французских рукописей и книг (таких как Шерборн Миссал [3] ), а также как часть витражей и декоративной резьбы в ряде церквей (многие в Восточной Англии ). Диаграмма использовалась в геральдике с середины 13 века, когда версия диаграммы в форме щита (фактически не помещенная на щит ) была включена в число ок. 1250 геральдических щитов в Мэтью Пэрис » « Chronica Majora , а ок. 1260 аллегорических иллюстраций рыцаря, сражающегося с семью смертными грехами в рукописи Уильяма Перальда « Summa Vitiorum» , и кающейся женщины, отражающей дьявольские атаки в «Апокалипсисе Де Квинси», показывают диаграмму, помещенную на щит. В 15 веке одна из форм Щита Троицы считалась гербом Бога (см. обсуждение ниже). Использование диаграммы в Англии сократилось с ростом протестантизма , и с 17 по начало 19 века она представляла интерес в основном для историков геральдики; но начиная с XIX века он претерпел ограниченное возрождение как активно используемый христианский символ среди англоязычных христиан, отчасти из-за того, что он был включен в такие книги, как Справочник христианского символизма Уильяма Джеймса Одсли и Джорджа Эшдауна Одсли (1865 г.).
Имя
[ редактировать ]Единственное название этой диаграммы, которое регулярно использовалось в средние века, было «Scutum Fidei» (латинская фраза, означающая «Щит веры», взятая из Вульгаты Ефесянам , стих 6:16). Например, в этом c. Рукопись 1247–1258 гг. [1] В произведениях Джона Уоллингфорда цитата из Ефесянам 6:16 помещена прямо над диаграммой.
Конкретная фраза «Щит Троицы», которая сейчас является наиболее распространенным названием диаграммы на английском языке, не вошла в регулярное употребление до 20 века. Однако на латыни он называется Scutum Sancte Trinitatis или «Щит Святой Троицы» (где Sante — средневековая форма для более классических Sanctae ) на купели в церкви Кростуэйт, недалеко от Кесвика, Камбрия , Англия. Другие варианты названий: «Герб Троицы», «Щит Пресвятой Троицы», «Герб Троицы», «Герб Веры», «Герб Святой и Нераздельной Троицы» и т. д.
Вариации
[ редактировать ]Некоторые варианты схемы Щита Троицы показаны на изображении ниже:
Версия диаграммы в форме щита, помещенная на красный щит (геральдические «красные»), была описана как герб Бога (и Троицы) герольдами в Англии и Франции 15-го века. «Знамя Троицы», которое Жан Ле Февр , сеньор Сен-Реми, и Жан де Ваврен подтверждают, что Генрих V Английский выставил в Азенкуре, было бы таким же (но с эмблемой на красном флаге вместо красного щита). ). Этому гербу был присвоен следующий геральдический герб в книге Э. Л. Блэкберна «О священной геральдике» (приложенной в качестве Приложения II к «Эмблебам святых, которыми они отличаются в произведениях искусства» Ф. К. Хузенбета , под редакцией Августа Джессопа, 3-го. изд. 1882 г.):
- Гулес, орл и палл Арджент, соединенные и увенчанные четырьмя пластинами, занимающими точки ловкости и зловещего вождя, а также точку основания и фесса соответственно; на первом написано «Pater», на втором «Filius», на третьем «Spiritus Sanctus», в центре «Deus»; соединительные части орла между ними имеют слова «non est», а части палла — «est».
Схема на синем щите (геральдическая «лазурь») представляла собой герб Приората Чёрных Канонов ( монастыря Крайст-Черч ) близ Олдгейта в лондонском Сити (см. также герб XV века, приписываемый св. Михаил Архангел и современный герб англиканской епархии Тринидада (см. ниже ). В двух рукописях 13-го века есть диаграмма на зеленом щите (геральдическое «верт»), которая также встречается на гербе прихода Тринити , Джерси, показанном ниже . Зеленый - это цвет Троицкого воскресенья или литургического сезона Троицы в некоторых традициях.
Другие варианты форм диаграммы имеют буквы на узлах и ссылках с желтым цветом фона (вместо белого), поскольку «или» (т. е. золото/желтый) является другим геральдическим «металлическим» цветом . Так, герб, приписываемый святой Фейт в позднесредневековой Англии, состоит из диаграммы с буквами желтого цвета, помещенной на красном или синем щите, в то время как в приходе Форест , Гернси, используется диаграмма с буквами на белых или желтых узлах и звеньях. помещен на зеленый щит.
В Средние века вариант диаграммы в форме щита иногда представлялся как защитный щит, которым владеет Архангел Михаил или обычная душа в духовной войне против темных сил, описанной в 6-й главе Послания к Ефесянам (как в ок. 1260 аллегорических иллюстраций в рукописях Перальда « Summa Vitiorum» и «Апокалипсис Де Квинси»).
Симметричная округлая форма диаграммы с одной вершиной » Одсли вверху и двумя внизу, по-видимому, была популяризирована в современный период « Справочником христианского символизма ; эта округлая форма также встречается с одной вершиной вниз и двумя вверх. Названия внешних узлов можно сократить до простых инициалов («P», «F» и «SS»). На гербе прихода Тринити, штат Джерси, показанном ниже , подписи всех четырех узлов сокращены до одиночных инициалов, а в некоторых украшениях английской церкви позднего средневековья (например, на скамейке в церкви Святой Троицы, [4] Блитбург , Саффолк и купель в церкви Святого Иоанна Крестителя, [5] Батли, Саффолк ) четыре соединенных круга задуманы как символ Троицы, даже если весь текст опущен.
Очевидно, что может возникнуть множество дальнейших небольших художественных изменений в относительных размерах узлов и связей, их точном расположении, в стилях надписей, в дальнейшей декоративной разработке и т. д. Иногда один или несколько внешних узлов рисуются некруглой формы, чтобы вписаться в отведенное место.
Кроме того, диаграмма может иметь цветовую маркировку, чтобы более четко выявить взаимосвязи между ее элементами; в версии, включенной выше, положительные или утверждающие части диаграммы показаны черным, а отрицательные или отрицающие части диаграммы - красным. Это похоже на версию Щита Троицы, присутствующую в витраже 15-го века в церкви Св. Петра и Павла, Фрессингфилд, Саффолк, Англия (где показаны только положительные или утверждающие части диаграммы - см. ссылку ниже ).
Наконец, на иллюстрации выше показана версия диаграммы с переведенными подписями на английском языке. (Для простоты определенный артикль можно было бы также исключить из английского перевода подписей к внешним узлам, как показано на следующей иллюстрации ниже.) В средние века латынь была литургическим языком и основным языком науки в Западной Европе, поэтому что тогда чаще всего использовались латинские подписи (но, по крайней мере, одно старое исполнение диаграммы на другом языке засвидетельствовано в англо-нормандской французской аллегорической иллюстрации 1260 года в «Апокалипсисе Де Куинси»).
Ориентация диаграммы и размещение заголовков внешних узлов.
[ редактировать ]Как Первое Лицо Троицы Отец всегда находится в самой почетной позиции на диаграмме. Таким образом, в форме диаграммы с одной вершиной вниз подпись «ПАТЕР» или «Отец» всегда помещается в верхний левый узел (который геральдически является верхним правым или «начальником ловкости», если рассматривать его с точки зрения кого-то, держащего щит сзади). А в виде схемы с одной вершиной вверх подпись «ПАТЕР» или Отец всегда размещается в самом верхнем узле. Размещение надписей «FILIUS» или «Сын» и «SPIRITUS SANCTUS» или «Святой Дух» в оставшихся двух внешних узлах может варьироваться.
В версиях диаграммы XIII века подпись «ФИЛИУС» помещается в нижний узел, и часто крест между центральным и нижним узлами рисуется , чтобы символизировать идею о том, что Второе Лицо о Троице, вошедшей в мир (или о том, что «Слово стало плотью», как утверждается в латинской аннотации к диаграмме, включенной в » Мэтью Пэрис « Chronica Majora , которая цитирует Вульгату Иоанна , стих 1:14). Однако, когда после XIII века используется такая форма диаграммы Щита Троицы с одной вершиной вниз, Сын гораздо чаще помещается в верхний правый узел, а Святой Дух - в нижний узел (как показано на иллюстрациях). выше).
На диаграмме ниже показаны самые ранние и самые последние основные варианты диаграммы «Щита Троицы»: Слева — форма, засвидетельствованная в различных рукописях ок. 1208–1260 гг. н.э., а справа форма, популяризированная среди некоторых англоязычных протестантов в последние годы книгой Пола П. Эннса 1989 года «Справочник по теологии Муди» и книгой Х. Уэйна Хауса « Схемы христианского богословия и доктрины» 1992 года . Обратите внимание, что в рукописях XIII века крест часто изображается как детальное художественное изображение Христа на кресте, чего здесь не делается.
Некоторые авторы книг 20-го века о христианском символизме (например, Эдвард Н. Уэст в книге «Внешние знаки: язык христианского символизма» , 1989) придерживались мнения, что форма диаграммы с одной вершиной вниз и надписями «ПАТЕР» «и «ФИЛИУС» в двух верхних узлах больше подходит для западного христианства с его Филиокве , в то время как форма диаграммы с одной вершиной вверх более точно представляет учение о Троице в восточном христианстве (без Филиокве ) – хотя это гипер -утонченная интерпретация не согласуется ни с использованием 13-го века, ни с использованием версий диаграммы с одной вершиной вверх современными католиками и протестантами.
Ссылки на изображения диаграммы Щита Троицы.
[ редактировать ]Рукописи XIII века.
[ редактировать ]- Рукопись Compendium Historiae in Genealogia Christi, датированная ок. 1208–1216 годов Петра Пуатье (Petrus Pictavensis) - Коттон Фаустина Б. VII, лист 42v
- Рукопись сочинений Роберта Гроссетеста ок. 1230 г. - Рукопись Даремского собора A.III.12, ф. 14 В
- Рукопись сочинений Джона Уоллингфорда ок. 1247–1258 гг. - Коттон Джулиус Д. VII, лист 3v, в Британской библиотеке.
- Рукопись Summa Vitiorum или «Трактат о пороках» Уильяма Перальда, ок. 1255–1265 гг. - Харли 3244, листы 27–28.
- Лист 38r Абингдонского Апокалипсиса (дополнительная рукопись Британского музея 42555, ок. 1262 г.), согласно журнальной статье Майкла Эванса, содержит форму Щита Троицы (однако без текста и с наложенным центральным крестом).
- Диаграммы в книге Мэтью Пэрис « Майорская хроника и Апокалипсис Де Куинси» (Ламбетский дворец, т. 209, лист 53r) отсутствуют в Интернете, но показаны в журнальной статье Майкла Эванса (также полностраничная цветная репродукция иллюстрации Ламбетского Апокалипсиса). находится на странице 48 книги Родни Денниса).
Рукописи и книги XV или XVI веков.
[ редактировать ]- «Щит христианской веры» Схема Иеронима Пражского.
- Перерисованная версия иллюстрации из Часослова, напечатанного Симоном Востре в Париже в 1524 году (также воспроизведено во втором томе « Дидрона 1843 года Христианской иконографии» ).
- Иллюстрация к Троицкому воскресенью в рукописи начала XV века ( Шерборнский миссал ) в Британской библиотеке онлайн.
- См. герб, приписываемый святому Михаилу («Посланный Михелл») в геральдической рукописи XV века (ок. 1460?) на изображении справа.
- Перерисованную версию герба монастыря Крайст-Черч в Лондоне можно рассматривать как часть онлайн-версии книги «Словарь терминов, используемых в геральдике» 1894 года. Джеймса Паркера
Церковные украшения XV или XVI веков.
[ редактировать ]- Изображение испанского художника XVI века Херонимо Косиды.
- Босс в Сент-Николасе , Ярмут, Норфолк, Англия
- Витраж в церкви Св. Петра и Павла , Заль, Норфолк, Англия
- Шрифт в Сент-Мартене , Нактон, Саффолк, Англия
- Резная купель без текста в церкви Святого Михаила , Фрамлингем
- Витраж в церкви Св. Петра и Павла , Фрессингфилд, Саффолк, Англия (показаны только «положительные» части диаграммы, как обсуждалось выше)
- Шрифт в церкви Святого Иоанна Крестителя , Батли, Саффолк, Англия
- Надпись на Святой Троице , Блитбург, Саффолк, Англия
- Бестекстовая резьба в All Saints, Уайтоне, Норфолке, Англия.
- Фотографии витражей на Flickr:
Некоторые современные церковные украшения
[ редактировать ]- Церковь Святой Троицы, Боттишем, Кембриджшир (оформление кафедры, схема в форме щита на красном щите)
- Сент-Мэри, Седжфорд, Норфолк (витраж)
- Сен-Морис-де-Шан, Лилль. Франция (инкрустация пола)
- Епископальная церковь Грейс, Декора, Айова (витраж)
- Церковь Святой Бригитты, Дублин, Огайо (витраж)
- Собор Святого Петра, Стрампшоу, Норфолк (витраж)
- Церковь Святого Суизина, Бинтри, Норфолк (витраж)
- Церковь Святой Троицы, Лестер (витраж)
- Святая Троица, Херстпирпойнт, Сассекс (украшение потолка)
- Собор Крайст-Черч, Дублин (потолочный босс)
- Святая Мария Дева, Бромфилд, Шропшир (потолок, одно из немногих применений диаграммы 17 века, без узлов)
- Книга Дизайн в 1891 году
- Церковь Спасителя (Объединенные методисты), Кливленд-Хайтс, Огайо ( кафедра со схемой, выгравированной в центре)
- Круговая диаграмма на витраже - церковь Святого Освальда, Сауэрби, Северный Йоркшир.
- Вышитое церковное убранство (с декоративным внешним кругом «Санктус») — Мария Магдалина, Линкольн
- Витраж с узлами-трилистниками — Церковь Святого Андрея, Виссетт , Саффолк.
- Витраж — Сент-Эндрю, Ньюкасл
- Витраж — Сент-Эндрю, Ньюкасл
- Витраж — Святая Троица , Братэй, Камбрия
- Витраж — All Saints , Лонгстентон, Кембридж
- Витраж — Уолтемское аббатство
- Витраж — Церковь Святой Марии , Дирхерст, Глостершир.
- Знамя первого воскресенья Троицы в сезонных литургических цветах белого и зеленого цвета с символами трех Лиц Троицы - Лютеранская церковь Северного Салема, Сандаски, Огайо.
- Витраж с изображением Щита Троицы как символа Афанасийского символа веры - Евангелическо-лютеранской церкви Мессии, Стерлинг, Иллинойс
- Отделка пола — Лютеранская церковь Спасителя в Порт-Ориндже, Флорида (эскиз художника см. здесь )
- Витраж схемы круглой формы - Пресвитерианская церковь Лихай-Вэлли, Пенсильвания
- Витраж с диаграммой круглой формы — Святая Троица, Эйвон, Огайо.
- Крестильный купель , Католическая церковь Святейшего Сердца, Юрика, Миссури
- Версия диаграммы 1937 Аде Бетьюн года из коллекции Университета Святой Екатерины.
- Сложный витраж с символическими изображениями трех лиц Троицы, заполняющими три внешних узла — Епископальная церковь Троицы, Лоуренс, Канзас (фотография всех витражей церкви содержится в PDF-файле)
- Каменный барельеф на стене часовни Говард-холла . [6]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайт, Колин. «Схема Щита Троицы в сборнике сочинений Джона Уоллингфорда» . Британская библиотека.
- ^ «Борромео кольца в христианской иконографии» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 г. Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ «Священные тексты: Шерборнский миссал» . Британская библиотека.
- ^ «Саффолкские церкви: Блитбург» .
- ^ «Церкви Саффолка: Батли» .
- ^ «Праздник Святой Троицы» . вера.nd.edu . Проверено 22 декабря 2021 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- «Геральдическое воображение» Родни Денниса (1975). (Хорошие исторические и геральдические ссылки)
- порока» Перальда «Иллюстрированный фрагмент «Суммы : Harleian MS 3244» Майкла Эванса в журнале Институтов Варбурга и Курто , том. 45 (1982), стр. 14–68. JSTOR 750966 (Содержит описания и фотографии наиболее известных сохранившихся диаграмм 13-го века, включая экспериментальные попытки использовать базовую структуру диаграммы для других целей)
- «Церковный символизм: объяснение наиболее важных символов Ветхого и Нового Завета, первобытной, средневековой и современной церкви» Фредерика Рота Уэббера (2-е издание, 1938 г.). OCLC 236708 (Удобный обзор с точки зрения христианской символики; также самое раннее подтверждение точной фразы «Щит Троицы», которое я могу найти)
- «Справочник христианского символизма» Уильяма Джеймса Одсли и Джорджа Эшдауна Одсли (1865 г.). (Вероятно, самый ранний значительный источник возрождения использования в XIX веке)