Иероним Пражский
Иероним Пражский | |
---|---|
![]() Гравюра XVI века с изображением Иеронима Пражского из Теодора Безы икон | |
Рожденный | 1379 |
Умер | 30 мая 1416 г. Констанц , епископство Констанц , Священная Римская империя. | (36–37 лет)
Образование | Пражский университет Оксфордский университет |
Заметная работа |
|
Заголовок | |
Богословская работа | |
Эра | Богемская Реформация |
Иероним Пражский ( чешский : Jeroným Pražský ; латынь : Hieronymus Pragensis ; 1379 – 30 мая 1416) был чешским философом-схоластом и богословом. Иероним был одним из главных последователей Яна Гуса и был сожжен за ересь на Констанцском соборе . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Иероним родился в Праге , Королевство Богемия (ныне Чехия ), в 1379 году и окончил Карлов университет в Праге в 1398 году. Позже он учился в Оксфордском университете , где впервые познакомился с реформистским учением Джона Уиклифа . [2] Он был философом, теологом, профессором университета и реформатором церкви, посвятившим свою жизнь искоренению тех церковных доктрин и догм, которые он считал испорченными. Он постоянно то попадал в тюрьму, то выходил из нее. [3] Его радикальные идеи в конечном итоге привели к его казни как еретика церкви, но сделали его мучеником протестантской Реформации и последователей Яна Гуса (известных как гуситы ). [ нужна ссылка ]
Он был хорошо образован и большую часть своей жизни провел в путешествиях, пытаясь провести религиозные реформы в разных городах. Он принял мученическую смерть именно за свою критику, а не за ересь . [4]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Иероним преподавал в университетах Парижа, Кельна и Гейдельберга, но во всех этих университетах был обвинен в ереси и вынужден вернуться в Богемию. [5] Большую часть своей жизни он провел, путешествуя по различным университетам, но часто возвращался в Богемию, где был практически защищен от любого преследования. Он заслужил всенародную известность, так как его риторика и ораторские способности были высоко оценены и часто побуждали общественность к демонстрациям против церкви, хотя иногда они заканчивались плохо. [6] В 1399 году он добился разрешения на путешествие. В 1401 году он вернулся в Прагу, но в 1402 году посетил Англию , где в Оксфордском университете переписал «Диалог и Триалог» Джона Уиклифа и тем самым проявил свой интерес к лоллардри . Он стал ярым и откровенным сторонником реализма , а затем и виклифизма; обвинения в которых постоянно доставляли ему неприятности. В 1403 году он отправился в Иерусалим , в 1405 году — в Париж . Там он получил степень магистра, но Жан Жерсон его выгнал. В 1406 году он получил такую же степень в Кёльнском университете , а несколько позже в Гейдельбергском университете . [ нужна ссылка ]
Не было ему безопаснее и в Праге, куда он вернулся и где в 1407 году получил ту же степень. В том же году он вернулся в Оксфорд, но снова был вынужден бежать. В 1408 и 1409 годах он находился в Праге, и там его ярко выраженные чешские предпочтения вызвали противодействие ему в некоторых кругах. В начале января 1410 года он произнес осторожную речь в поддержку философских взглядов Уиклифа, и это было выдвинуто против него на Констанцском соборе четыре года спустя . В марте 1410 года была издана папская булла против сочинений Уиклифа, и по обвинению в покровительстве им Иероним был заключен в тюрьму в Вене , но сумел бежать в Моравию . За это он был отлучен от церкви епископом Краковским . Вернувшись в Прагу, он публично выступил в качестве защитника Гуса. Популярная легенда приписывает Иерониму руководство протестом, в ходе которого папские буллы сначала были натянуты на шею проститутки в телеге, а затем отнесены к позорному столбу в Праге для публичного сожжения, но лидером на самом деле был Вок из Вальдштейна . [7]
Средняя жизнь и учения
[ редактировать ]
Иероним был склонен преподавать радикальные идеи, относящиеся к римско-католической доктрине, а именно, что учение Бога было напрямую доступно христианину без необходимости в церкви или церковных чиновниках. Он учил, что следует подчиняться прямым учениям Иисуса, даже если они противоречат учениям католической церкви. Он был во многом последователем идеологий церковных реформаторов Джона Виклифа и Яна Гуса. [8] Поскольку его учение противоречило учениям Римско-католической церкви, он постоянно скрывался от властей. Гус, хотя и был гораздо менее разрушительным в своем подходе, был наставником Иеронима. [6]
Джером спровоцировал публичные демонстрации в Париже, Вене, Праге и повсюду между ними; большинство этих демонстраций проходило в городах с университетами, где преподавал Джером. Преподавание в университетах позволило Джерому охватить широкую аудиторию. В Кракове его публично допросили на предмет принятия им сорока пяти статей, которые враги Виклифа составили из сочинений Виклифа и которые, по их утверждению, представляли собой еретическое учение Виклифа. Иероним заявил, что он отвергает их в их общем смысле. [ нужна ссылка ]
Суд и смерть
[ редактировать ]
Когда 11 октября 1414 года Гус отправился на Констанцский собор, Иероним заверил его, что в случае необходимости придет ему на помощь, вопреки желанию Гуса. По прибытии Гуса в Констанц он был арестован и заключен в тюрьму. [9] Иероним сдержал свое обещание, хотя Гус и другие друзья Иеронима предупредили его не приходить. 4 апреля 1415 года он прибыл в Констанцию. Как и ожидалось, он произвел фурор в городе. [ нужна ссылка ]
Друзья Джерома уговорили его вернуться в Богемию. Но на обратном пути он был арестован в Хиршау 20 апреля и доставлен в Зульцбах , где был заключен в тюрьму, а 23 мая был возвращен в Констанц. [6] Он был немедленно привлечен к ответственности перед советом по обвинению в побеге из-под стражи. [10]
Гуманист Поджо Браччолини, присутствовавший в те дни в Констанце, оставил прямое свидетельство о суде и казни Джироламо в письме на латыни, адресованном Леонардо Бруни в тот же день, когда он был приговорен к казни на костре.
- Проведенный публично и повелевавший отвечать на каждое обвинение, он долгое время отказывался отвечать, заявляя, что сначала разъяснит свою позицию, а не ответит на конкретные обвинения, выдвинутые его оппонентами [...] Но откажут ему в такой возможности, так он сказал внизу: «Что это за беззаконие, что добрых 340 дней я находился в очень тяжелой тюрьме, в тысяче уродств, в грязи, в колодках, в недостатке всего, в то время как ты всегда слушал моим обвинителям и хулителям: «Теперь ты не хочешь послушать меня целый час? Дав им столько аудиенций, они убедили вас, что я еретик, враг веры и гонитель церкви. Вы решили в своих умах, что я злой человек, прежде чем смогли узнать, кто я на самом деле. Но я напоминаю вам, что вы люди, а не боги, вы смертны, а не бессмертны, вы можете тратить, ошибаться, обманываться и соблазняться [...]»
- Но, поскольку Джироламо неоднократно прерывался шумом и шумом многих, в конце концов на Совете было решено, что Джироламо в основном отвечал на ошибки, в которых его обвиняли, и что ему тогда была дарована способность говорить столько же, сколько и как он хотел [...]
Обвинения в том, что он недоброжелатель папства и римского папы, враг кардиналов, гонитель прелатов и духовенства и враг христианской религии, отверг доктринальную ортодоксальность учения о Евхаристии, и он был оскорблен с титулами лицемера и осла.
Слушание через три дня было отложено, ему разрешили выступить: он вспомнил судьбу Сократа, заточение Платона, пытки, которым подверглись Анаксагор и Зенон, смерть Боэция и осуждение Иоанна Крестителя, Христа и святого Стефана. . «Но так как вся тяжесть дела была возложена на свидетелей обвинения, то он многими доводами доказывал, что им нельзя доверять, показывая, что они говорили все это не ради истины, а из ненависти, злобы и зависть [...] Они были умами окружающих, сжатыми и склоненными почти к милосердию [...]». [11] [12] [13]
Все ждали, что он признает и откажется от своих ошибок и попросит прощения, но «в конце концов он начал восхвалять некоего Иоанна Гуса, приговоренного к костру, и говорил, что он был хорошим человеком, справедливым, святым и не достоин этой смерти, готовый с твердым и постоянным умом поддержать любое подозрение, а не уступить своим врагам, тем лжесвидетелям, которые не смогут солгать перед Богом, когда им придется дать отчет в сказанном. Боль окружающих была велика, и все желали, чтобы его избежали смерти, если бы он действительно был искренен, упорный в своих убеждениях, похвалил Джованни и подтвердил, что никогда не слышал от него ничего против состояния церкви. Боже, а против порочных обычаев клириков, против высокомерия и пышности святителей, также опустошителей церковного имущества, Так как имущество церквей надо было раздать сначала беднякам, потом паломникам и церковным фабрикантам. , недостойно было проводить их с проститутками, на пирах, на лошадях, на собаках, на качании одежды и на столь многих других недостойных делах религии Христовой».
Ему все же дали два дня, чтобы признаться в своих предполагаемых ошибках; после чего 30 мая 1416 г. он был признан собором еретиком и приговорен к сожжению на костре.
- К которому он приходил с игривым лбом и со счастливым лицом, не устрашаясь ни огнем, ни муками, ни смертью, и не было никогда такого стоика, который бы, как он, переносил смерть с таким сильным и постоянным сердцем. Придя к месту пыток, он снял с себя одежду и, встав на колени, поприветствовал столб, к которому его затем привязали множеством веревок и затянули, обнаженного, цепью. После того, как вокруг его груди и почек было подложено много дров, смешанных с соломой, и подожжен огонь, Джироламо начал петь некий гимн, который прерывался дымом и пламенем.

Его осуждение было предопределено вследствие его открытого принятия еретических взглядов и идей Виклифа, особенно относительно Евхаристии, и его открытого восхищения Гусом и его учениями. Отказавшись отречься от этих убеждений, собор использовал условия заключения, чтобы заставить Иеронима отречься от своих ересей. На публичных заседаниях собора 11 и 23 сентября 1415 г. Иероним отрекся от своих ересей и отрекся от Виклифа и Гуса. В письмах королю Богемии и Пражскому университету он заявлял, что пришел к убеждению, что Гус был по праву сожжен за ересь . (Гус был сожжен на костре, пока Иероним находился в тюрьме.) Однако он остался в тюрьме, поскольку совет справедливо усомнился в искренности его отречения. 23 мая 1416 г. и 26 мая он снова предстал перед советом, чтобы удостовериться в истинности его отречения. На второй день он отказался от своего отречения и в результате, «снова впав» в ересь, был осужден собором и передан светским властям на сожжение. Впоследствии Иероним был объявлен мучеником гуситов и усыновлен более поздними протестантами, такими как Джон Фокс, чтобы продемонстрировать историческое «прошлое» новых конфессий протестантской Реформации шестнадцатого века. [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1908). Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Иероним Пражский» . Британская энциклопедия, онлайн-академическое издание . Британская энциклопедия. 2012.
- ^ Бернар, Пол П. «Иероним Пражский, Австрия и гуситы». История Церкви . 27.1 (1958), с. 7.
- ^ Хаусли, Норман (2000). Суонсон, Р.Н. (ред.). «Святая земля или Святые земли? Палестина и католический Запад в позднем средневековье и Возрождении». Святая земля, Святые земли и христианская история . Вудбридж, Саффолк: Общество церковной истории, Boydell Press: 239. .
- ^ Ной Уоткинс, Рене (1958). «Смерть Иеронима Пражского: разные взгляды». Зеркало . 42 (1): 108.
- ^ Jump up to: а б с Лузер, Фрида (2008). «Странник» . Христианская история . 68 . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Леа, Генри К. (2004). История инквизиции Средневековья Часть вторая . Кессинджер Паблишинг, ООО. п. 450. ИСБН 0-7661-8894-9 .
- ^ Бернар, Пол П. Джером из Праги, Австрии и гуситов . История Церкви. 27.1 (1958): 3.
- ^ Спинка, Мэтью (1968). «Иоанн Гус: Биография». Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^
Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Иероним Пражский». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Поджо Браччолини Письмо Поджо Леонардо Аретино, СПД - Описание Поджо Флорентийца смерти и наказания Иеронима Пражского.
- ^ Литературный справочник итальянского Возрождения, Меррик Уиткомб, доктор философии, Пенсильванский университет; 1900 г.; стр. 33, 40–47.
- ^ Ортвин Гратиус: Fasciculus Rerum и др. Ред. Коричневый. Лондон, 1690. Том. Я., с. 170–174.
- ^ Профиль «Иероним Пражский», Британская энциклопедия онлайн-академического издания , там же.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). 1911. стр. 327–328. .
- Фокса « Глава VIII: Преследование Иеронима Пражского », Книга мучеников
«Иероним Пражский». Американская Циклопедия . 1879.
- Энциклопедия Наттолла . 1907. .