Jump to content

Иероним Пражский

Иероним Пражский
Гравюра XVI века с изображением Иеронима Пражского из Теодора Безы икон
Рожденный 1379
Умер 30 мая 1416 г. (30 мая 1416 г.) (36–37 лет)
Констанц , епископство Констанц , Священная Римская империя.
Образование Пражский университет
Оксфордский университет
Заметная работа
  • Отречение
  • Щит христианской веры
Заголовок
Богословская работа
Эра Богемская Реформация

Иероним Пражский ( чешский : Jeroným Pražský ; латынь : Hieronymus Pragensis ; 1379 – 30 мая 1416) был чешским философом-схоластом и богословом. Иероним был одним из главных последователей Яна Гуса и был сожжен за ересь на Констанцском соборе . [1]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Иероним родился в Праге , Королевство Богемия (ныне Чехия ), в 1379 году и окончил Карлов университет в Праге в 1398 году. Позже он учился в Оксфордском университете , где впервые познакомился с реформистским учением Джона Уиклифа . [2] Он был философом, теологом, профессором университета и реформатором церкви, посвятившим свою жизнь искоренению тех церковных доктрин и догм, которые он считал испорченными. Он постоянно то попадал в тюрьму, то выходил из нее. [3] Его радикальные идеи в конечном итоге привели к его казни как еретика церкви, но сделали его мучеником протестантской Реформации и последователей Яна Гуса (известных как гуситы ). [ нужна ссылка ]

Он был хорошо образован и большую часть своей жизни провел в путешествиях, пытаясь провести религиозные реформы в разных городах. Он принял мученическую смерть именно за свою критику, а не за ересь . [4]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Иероним преподавал в университетах Парижа, Кельна и Гейдельберга, но во всех этих университетах был обвинен в ереси и вынужден вернуться в Богемию. [5] Большую часть своей жизни он провел, путешествуя по различным университетам, но часто возвращался в Богемию, где был практически защищен от любого преследования. Он заслужил всенародную известность, так как его риторика и ораторские способности были высоко оценены и часто побуждали общественность к демонстрациям против церкви, хотя иногда они заканчивались плохо. [6] В 1399 году он добился разрешения на путешествие. В 1401 году он вернулся в Прагу, но в 1402 году посетил Англию , где в Оксфордском университете переписал «Диалог и Триалог» Джона Уиклифа и тем самым проявил свой интерес к лоллардри . Он стал ярым и откровенным сторонником реализма , а затем и виклифизма; обвинения в которых постоянно доставляли ему неприятности. В 1403 году он отправился в Иерусалим , в 1405 году — в Париж . Там он получил степень магистра, но Жан Жерсон его выгнал. В 1406 году он получил такую ​​же степень в Кёльнском университете , а несколько позже в Гейдельбергском университете . [ нужна ссылка ]

Не было ему безопаснее и в Праге, куда он вернулся и где в 1407 году получил ту же степень. В том же году он вернулся в Оксфорд, но снова был вынужден бежать. В 1408 и 1409 годах он находился в Праге, и там его ярко выраженные чешские предпочтения вызвали противодействие ему в некоторых кругах. В начале января 1410 года он произнес осторожную речь в поддержку философских взглядов Уиклифа, и это было выдвинуто против него на Констанцском соборе четыре года спустя . В марте 1410 года была издана папская булла против сочинений Уиклифа, и по обвинению в покровительстве им Иероним был заключен в тюрьму в Вене , но сумел бежать в Моравию . За это он был отлучен от церкви епископом Краковским . Вернувшись в Прагу, он публично выступил в качестве защитника Гуса. Популярная легенда приписывает Иерониму руководство протестом, в ходе которого папские буллы сначала были натянуты на шею проститутки в телеге, а затем отнесены к позорному столбу в Праге для публичного сожжения, но лидером на самом деле был Вок из Вальдштейна . [7]

Средняя жизнь и учения

[ редактировать ]
Схема « Щит христианской веры »

Иероним был склонен преподавать радикальные идеи, относящиеся к римско-католической доктрине, а именно, что учение Бога было напрямую доступно христианину без необходимости в церкви или церковных чиновниках. Он учил, что следует подчиняться прямым учениям Иисуса, даже если они противоречат учениям католической церкви. Он был во многом последователем идеологий церковных реформаторов Джона Виклифа и Яна Гуса. [8] Поскольку его учение противоречило учениям Римско-католической церкви, он постоянно скрывался от властей. Гус, хотя и был гораздо менее разрушительным в своем подходе, был наставником Иеронима. [6]

Джером спровоцировал публичные демонстрации в Париже, Вене, Праге и повсюду между ними; большинство этих демонстраций проходило в городах с университетами, где преподавал Джером. Преподавание в университетах позволило Джерому охватить широкую аудиторию. В Кракове его публично допросили на предмет принятия им сорока пяти статей, которые враги Виклифа составили из сочинений Виклифа и которые, по их утверждению, представляли собой еретическое учение Виклифа. Иероним заявил, что он отвергает их в их общем смысле. [ нужна ссылка ]

Суд и смерть

[ редактировать ]
Иеронима Пражского тащат в тюрьму, иллюстрация 1870 года.

Когда 11 октября 1414 года Гус отправился на Констанцский собор, Иероним заверил его, что в случае необходимости придет ему на помощь, вопреки желанию Гуса. По прибытии Гуса в Констанц он был арестован и заключен в тюрьму. [9] Иероним сдержал свое обещание, хотя Гус и другие друзья Иеронима предупредили его не приходить. 4 апреля 1415 года он прибыл в Констанцию. Как и ожидалось, он произвел фурор в городе. [ нужна ссылка ]

Друзья Джерома уговорили его вернуться в Богемию. Но на обратном пути он был арестован в Хиршау 20 апреля и доставлен в Зульцбах , где был заключен в тюрьму, а 23 мая был возвращен в Констанц. [6] Он был немедленно привлечен к ответственности перед советом по обвинению в побеге из-под стражи. [10]

Гуманист Поджо Браччолини, присутствовавший в те дни в Констанце, оставил прямое свидетельство о суде и казни Джироламо в письме на латыни, адресованном Леонардо Бруни в тот же день, когда он был приговорен к казни на костре.

Проведенный публично и повелевавший отвечать на каждое обвинение, он долгое время отказывался отвечать, заявляя, что сначала разъяснит свою позицию, а не ответит на конкретные обвинения, выдвинутые его оппонентами [...] Но откажут ему в такой возможности, так он сказал внизу: «Что это за беззаконие, что добрых 340 дней я находился в очень тяжелой тюрьме, в тысяче уродств, в грязи, в колодках, в недостатке всего, в то время как ты всегда слушал моим обвинителям и хулителям: «Теперь ты не хочешь послушать меня целый час? Дав им столько аудиенций, они убедили вас, что я еретик, враг веры и гонитель церкви. Вы решили в своих умах, что я злой человек, прежде чем смогли узнать, кто я на самом деле. Но я напоминаю вам, что вы люди, а не боги, вы смертны, а не бессмертны, вы можете тратить, ошибаться, обманываться и соблазняться [...]»
Но, поскольку Джироламо неоднократно прерывался шумом и шумом многих, в конце концов на Совете было решено, что Джироламо в основном отвечал на ошибки, в которых его обвиняли, и что ему тогда была дарована способность говорить столько же, сколько и как он хотел [...]

Обвинения в том, что он недоброжелатель папства и римского папы, враг кардиналов, гонитель прелатов и духовенства и враг христианской религии, отверг доктринальную ортодоксальность учения о Евхаристии, и он был оскорблен с титулами лицемера и осла.

Слушание через три дня было отложено, ему разрешили выступить: он вспомнил судьбу Сократа, заточение Платона, пытки, которым подверглись Анаксагор и Зенон, смерть Боэция и осуждение Иоанна Крестителя, Христа и святого Стефана. . «Но так как вся тяжесть дела была возложена на свидетелей обвинения, то он многими доводами доказывал, что им нельзя доверять, показывая, что они говорили все это не ради истины, а из ненависти, злобы и зависть [...] Они были умами окружающих, сжатыми и склоненными почти к милосердию [...]». [11] [12] [13]

Все ждали, что он признает и откажется от своих ошибок и попросит прощения, но «в конце концов он начал восхвалять некоего Иоанна Гуса, приговоренного к костру, и говорил, что он был хорошим человеком, справедливым, святым и не достоин этой смерти, готовый с твердым и постоянным умом поддержать любое подозрение, а не уступить своим врагам, тем лжесвидетелям, которые не смогут солгать перед Богом, когда им придется дать отчет в сказанном. Боль окружающих была велика, и все желали, чтобы его избежали смерти, если бы он действительно был искренен, упорный в своих убеждениях, похвалил Джованни и подтвердил, что никогда не слышал от него ничего против состояния церкви. Боже, а против порочных обычаев клириков, против высокомерия и пышности святителей, также опустошителей церковного имущества, Так как имущество церквей надо было раздать сначала беднякам, потом паломникам и церковным фабрикантам. , недостойно было проводить их с проститутками, на пирах, на лошадях, на собаках, на качании одежды и на столь многих других недостойных делах религии Христовой».

Ему все же дали два дня, чтобы признаться в своих предполагаемых ошибках; после чего 30 мая 1416 г. он был признан собором еретиком и приговорен к сожжению на костре.

К которому он приходил с игривым лбом и со счастливым лицом, не устрашаясь ни огнем, ни муками, ни смертью, и не было никогда такого стоика, который бы, как он, переносил смерть с таким сильным и постоянным сердцем. Придя к месту пыток, он снял с себя одежду и, встав на колени, поприветствовал столб, к которому его затем привязали множеством веревок и затянули, обнаженного, цепью. После того, как вокруг его груди и почек было подложено много дров, смешанных с соломой, и подожжен огонь, Джироламо начал петь некий гимн, который прерывался дымом и пламенем.
Сожжение Иеронима Пражского, Книга мучеников Джона Фокса (1563 г.)

Его осуждение было предопределено вследствие его открытого принятия еретических взглядов и идей Виклифа, особенно относительно Евхаристии, и его открытого восхищения Гусом и его учениями. Отказавшись отречься от этих убеждений, собор использовал условия заключения, чтобы заставить Иеронима отречься от своих ересей. На публичных заседаниях собора 11 и 23 сентября 1415 г. Иероним отрекся от своих ересей и отрекся от Виклифа и Гуса. В письмах королю Богемии и Пражскому университету он заявлял, что пришел к убеждению, что Гус был по праву сожжен за ересь . (Гус был сожжен на костре, пока Иероним находился в тюрьме.) Однако он остался в тюрьме, поскольку совет справедливо усомнился в искренности его отречения. 23 мая 1416 г. и 26 мая он снова предстал перед советом, чтобы удостовериться в истинности его отречения. На второй день он отказался от своего отречения и в результате, «снова впав» в ересь, был осужден собором и передан светским властям на сожжение. Впоследствии Иероним был объявлен мучеником гуситов и усыновлен более поздними протестантами, такими как Джон Фокс, чтобы продемонстрировать историческое «прошлое» новых конфессий протестантской Реформации шестнадцатого века. [14]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1908). «Констанцский совет» . Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  2. ^ «Иероним Пражский» . Британская энциклопедия, онлайн-академическое издание . Британская энциклопедия. 2012.
  3. ^ Бернар, Пол П. «Иероним Пражский, Австрия и гуситы». История Церкви . 27.1 (1958), с. 7.
  4. ^ Хаусли, Норман (2000). Суонсон, Р.Н. (ред.). «Святая земля или Святые земли? Палестина и католический Запад в позднем средневековье и Возрождении». Святая земля, Святые земли и христианская история . Вудбридж, Саффолк: Общество церковной истории, Boydell Press: 239. .
  5. ^ Ной Уоткинс, Рене (1958). «Смерть Иеронима Пражского: разные взгляды». Зеркало . 42 (1): 108.
  6. ^ Jump up to: а б с Лузер, Фрида (2008). «Странник» . Христианская история . 68 . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
  7. ^ Леа, Генри К. (2004). История инквизиции Средневековья Часть вторая . Кессинджер Паблишинг, ООО. п. 450. ИСБН  0-7661-8894-9 .
  8. ^ Бернар, Пол П. Джером из Праги, Австрии и гуситов . История Церкви. 27.1 (1958): 3.
  9. ^ Спинка, Мэтью (1968). «Иоанн Гус: Биография». Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Общественное достояние Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Иероним Пражский». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  11. ^ Поджо Браччолини Письмо Поджо Леонардо Аретино, СПД - Описание Поджо Флорентийца смерти и наказания Иеронима Пражского.
  12. ^ Литературный справочник итальянского Возрождения, Меррик Уиткомб, доктор философии, Пенсильванский университет; 1900 г.; стр. 33, 40–47.
  13. ^ Ортвин Гратиус: Fasciculus Rerum и др. Ред. Коричневый. Лондон, 1690. Том. Я., с. 170–174.
  14. ^ Профиль «Иероним Пражский», Британская энциклопедия онлайн-академического издания , там же.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84918aa2e8e684ca6c5841a3cded7e3d__1719167700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/3d/84918aa2e8e684ca6c5841a3cded7e3d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jerome of Prague - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)